бесплатные рефераты

Ответы к государственному экзамену для специализации: «Экономика в СКС и туризме»

Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным – все остальные. Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров. С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей. Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как источник дополнительного дохода.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

§         Значительный удельный вес неполной занятости;

§         Сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

§         Низкий удельный вес квалифицированного персонала;

§         Ограниченные возможности профессионального роста;

§         Значительный удельный вес женского труда.

В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Например, Франция ,Италия, Швейцария и Австрия ,обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномерность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона,  а за счет его удлинения. Это является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма. Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, «консервация» или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих,  повышает уровень использования основных фондов других отраслей – транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию природных ресурсов. Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.

18.  Особенности перемещения культурных, валютных ценностей, флоры и фауны через границы РФ.

Предметы и вещи не принимаемые к перевозке – боеприпасы, взрывчатые и химические вещества и т.д. Не рекомендуется пользоваться на борту фото и видеоаппаратурой.

Предметы и вещи принимаемые в ограниченном количестве:

- спиртные напитки – не более 2 л;

- парфюмерия общим объемом не более 2 л;

- мед. препараты;

- сигареты.

Перевозка боеприпасов и оружия. Необходимо разрешение страны откуда везут и страны, куда везут.

      1. оружие должно быть разобрано и упаковано в закрывающийся ящик.
      2. боеприпасы должны быть только в заводских упаковках и упакованы отдельно от оружия.

Перевозка драгоценностей и денег – пассажир обязан провозить деньги и драгоценности при себе.

Перевозка животных и птиц.

1.      перевозка осуществляется по предварительному соглашению (на стадии бронирования);

2.      животных перевозят в багажном отделении. Можно провозить в салоне – до 8 кг. Птицы – всегда в клетках.

3.      оплачивается всегда как сверхнормативный багаж.

4.      обязательная ветеринарная справка (действительная 3 суток). Справка от ветеринара аэропорта (Шереметьево).

Для беспрепятственного провоза животных в страны Евросоюза:

- международный паспорт животного со штампом;

- вживляется микрочип в голову (череп) животного.

В некоторых странах устанавливается карантин на ввозимых животных от 2 до 6 месяцев (Австралия, Англия)

Флора:

- акт фитосанитарного контроля;

- редкий вид – разрешение Конвенции стран по международной торговле объектами дикой флоры и фауны, находящийся на грани уничтожения.

Валюта – ограничение 1500 у.е. Заполняется декларация.

Культурные ценности: - справка Министерства культуры; - справка магазина, где приобретена вещь (магазин должен иметь лицензию)

   Драгоценности: - справка Министерства культуры; - справка из магазина (лицензия, сертификат на украшение).

Негабаритный багаж – должен быть объявлен заранее (у перевозчика должно быть освобождено место)

Багаж в салоне самолета.

Приобретается еще один билет, багаж не может превышать 70 кг, пристегивается ремнем. Место стоит 75% стандартного тарифа.

Объявление ценности.

Можно объявить любую ценность на багаж, но перевозчик может потребовать документ, подтверждающий стоимость. Если его нет, устанавливается стоимость. Если  клиент не согласен, багаж не принимается или клиент не летит.

Упаковка багажа.

Весь багаж должен быть упакован таким образом, чтобы обеспечить непроникновение в него. Сумки и чемоданы должны иметь замки, если их нет – пакуется в пластиковый пакет. В другом случае авиакомпания ответственность не несет.

Получение багажа – на основе багажной квитанции, в случае ее утери пишется заявление и составляется максимально точная опись.

 Хранение невостребованного багажа – бесплатно храниться 2-е суток с момента прибытия. Если багаж не востребован в течение 30 дней он реализуется  через уполномоченные магазины. Продукты уничтожаются.

Претензии и иски. Претензии могут быть предъявлены в течение 6 месяцев (внутренние рейсы в России). На международных рейсах:

- при повреждении – 7 дней;

- задержка багажа – 21 день;

- в случае утраты багажа – 18 месяцев.

В случае задержки багажа авиакомпания уплачивает штраф – 1% от тарифа в день.

Багаж – это вещи пассажира, перевозимые перевозчиком. Он делится на зарегистрированный и незарегистрированный (ручная кладь). Зарегистрированный багаж сдается под ответственность перевозчика. Если сдается багаж сверх нормы – оплачивается по сверхнормативному тарифу. Оплата сверхнормативного багажа – 1% от тарифа 1 класса за 1 кг веса.

Перевозчик может отказать перевозить багаж, если о его количестве не было сообщено заранее. Норматив – 50-70 кг. Зарегистрированный багаж имеет ограничения по весу и по размеру (160 см – сумма 3-х измерений).

Ручная кладь – ограничение по весу 5 кг, предельные суммарные габариты – 140 см. Ручной кладью не считаются вещи прямого использования (пальто, зонт, коляска). 


19.  Визовые режимы зарубежных стран. Виды виз и технология их оформления.

19. Визовые режимы зарубежных стран. Виды виз.

Как правило, въезд в страну пребывания требует получение визы.

Виза – это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию.

Разрешение может быть проставлено в паспорте или представлять собой отдельный документ (например, групповая туристская виза). Основанием для выдачи туристской визы является согласие принимающей туристкой фирмы предоставить туристу обслуживание по согласованному маршруту и в подтвержденные сроки, а также вызовы-приглашения для посещения родственников и знакомых или поездок с деловыми целями.

Визы различаются по категориям, виду и кратности.

По категории визы подразделяются на:

- дипломатические

- туристские

- специальные

По виду:

- въездные

- въездные-выездные

- выездные

- выездные-въездные

- транзитные

По кратности:

- однократные

- двукратные

- многократные

Категории, вид и кратность виз определяются в зависимости от категории паспорта (дипломатический, служебный, общегражданский), целью и продолжительностью поездки (пребывания в РФ), а также статусом иностранца на территории России. 

Для получения визы, как правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские сборы. В некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель может быть приглашен в консульство на собеседование.

Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся практики, вида паспорта, целей поездки и ее продолжительности. Ряд туристских фирм имеет разрешение (референс) на  консульские обслуживание туристов. Однако наличие визы не дает гарантии совершения поездки. Ряд государств (США, Швеции и др.) требует от иностранных туристов иметь при себе обратный билет и финансовые средства, достаточные для пребывания в стране в течение указанного срока.

В 1985 году Германия, Франция и 3 страны входящих в Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на внутренних границах этих стран. Впоследствии к Шенгенскому соглашению присоединилась Австрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Португалия, Финляндия, Швеция, а так же две страны не являющиеся членами ЕС, Норвегия и Исландия, - Ликвидировали все формы пограничного контроля на общих границах. Все государства ,входящие в Шенгенскую зону, выдают визы единого образца на срок 90 дней (три месяца), которые должны быть «потрачены» в течении шестимесячного периода. Так же действуют ограничение на суммарный срок пребывания в течении года – это те же 90 дней. Если планируемое пребывание превышает этот срок, вы должны получить специальные Визы (рабочие, учебные и т.д.), которые уже не являются Шенгенскими. Групповых Шенгенских виз нет. Для туристов из стран, не входящих в Европейский союз, в том числе и России, сохранен визовый порядок въезда. Льготный порядок въезда распространен на граждан Венгрии ,Польши, Чехии, Словакии, Литвы и Эстонии.

20.  Технология организации морских и речных круизов.

Круизный туризм.

Морские и речные круизы в настоящее время являются существенным сегментом туристского рынка. В последнее время наблюдается спрос и на суда типа «морские паромы», перевозящие, кроме самих туристов, и их автомобили. Цены на билеты, тарифы и классы обслуживания на круизных и паромных судах зависят от размеров судна, комфортабельности, уровня и стандартов обслуживания на них, класса кают. Регламентирующим международным документом является Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 198 г.

Самыми популярными районами морских круизов продолжают оставаться Карибский бассейн. Здесь сосредоточено 70% мирового круизного рынка. Главное преимущество этого бассейна – возможность организации всесезонного отдыха. Вторым по важности является регион Средиземного моря  (около 20%). Сезон длится с мая  по ноябрь, так как климат не позволяет проводить здесь круизы круглогодично. Отдельные компании используют свои суда и в «зимний период», однако, маршруты в это время года пролегают по самой южной части  Средиземноморья – Кипр, Израиль, Африка, Ближний Восток.

У зарубежных туристов большой популярностью пользуются круизы вдоль побережья Аляки, по Юго-Восточной Азии, островам Тихого Океана ,вокруг Латинской Америки.

В настоящее время в мире насчитывается более 100 круизных компаний, из них 24 наиболее крупных входят в Международную Ассоциацию Круизных Компаний – CLIA. Доминирует на рынке американские компании. К наиболее старым относятся   Costa Cruises, Princess Cruises, Carnival Cruises Lines, Royal Caribbean International (эта компания появилась одной из первых на российском рынке).

Круизные компании и их флот подразделяются на категории по уровню сервиса. Так, например,  Costa Cruises ё Norwigean Cruise Line имеют категорию 4 звезды, Royal Caribbean International и Princess Cruises – 5 звезд. Ё последней категории 6 звезд (супер-люкс) принадлежит в мире всего 4 судна; суда такого класса небольшие! Рассчитаны на 200-250 пассажиров и предлагают эксклюзивный, камерный отдых. На этих лайнерах нет стандартных номеров, только апартаменты. Питание здесь индивидуальное, с учетом конкретных запросов, привычек, традиций. Стоимость круиза данного класса 8-10 тыс. долларов в неделю.

Зарубежные речные круизы наиболее популярны в странах, где имеются мощные речные и озерные системы, а также системы каналов. Речной круиз достаточно хорошо развит в США, Канаде, Финляндии ,странах Западной Европы. Основным типом судов в Западной Европе являются суда с низкой надводной и подводной частью, что позволяет им проходить по мелководью и под любыми мостами. 

Часть туристов предпочитает речные или морское путешествие marine trip на комфортабельном лайнере — речные и морские круизы cruise tour. В общем случае круиз — это морское путешествие на большом океанском лайнере с посещением популярных портовых городов различных стран, по островам архипелагов Карибского и других бассейнов. Известен круиз с посещением Аляски или антарктических островов и территорий. Пользуются популярностью морские круизы по Балтийскому морю и вокруг Скандинавии. Созданы специализированные круизные компании Carribean Line, Viking Line, Baltic Line и многие другие. Туристы обычно живут и питаются на лайнере и сходят на берег только на ограниченное время. Такие туристы обычно не учитываются в статистике туризма, так как не приобретают услуг размещения и питания  и поэтому относятся к категории визитеров или экскурсантов. Морокой круиз — дорогое, элитное и престижное путешествие.

Морские перевозки.

Современные средства морских пассажирских перевозок

Средства морских перевозок можно классифицировать следующим образом:

-         пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания – в пределах прибрежных территориальных вод государства

-         пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами различных государств или между портами одного государства

-         пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий

-         круизные суда, совершающие 5-15-дневные и более продолжительные рейсы с заходом в несколько портов  различных государств и с кратковременной (1-2 дня) стоянкой

-         паромы, совершающие регулярные грузопассажирские перевозки

-         суда для перевозки специальных категорий пассажиров (паломников). Их оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями

-         высокоскоростные суда для пассажирских паромных перевозок – на воздушной подушке, катамараны, суда на подводных крыльях

-         парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные; яхты (парусные, парусно-моторные и др. типов)

-         круизеры и моторные лодки всех типов

-         специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном,  и туристские подводные лодки

-         морские плавучие отели (ботели).

Круизный туризм

Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рынке в начале 70-х годов и продолжает развиваться в настоящее время.

Маршруты круизов проходят по всем возможным приморским местам. Существуют круизы, которые подойдут любым запросам, практически с любой продолжительностью путешествия.

Круизные корабли имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80-90% заполнения корабля.

Начальная стадия организации круизной деятельности – заключение специального договора – фрахт-контракта между туроператором и владельцем судна. Приложения к договору: - расписание движения судна, которое будет зависеть от правильно составленного маршрута и очередности захода в порт для посещения достопримечательностей, экскурсионных объектов

- план-карта судна – практически паспорт любого судна, которое определяет общее количество мест, расположение и комфортабельность кают на судне (душ, ванна, наличие санузла, раковины). Основной документ, по которому производят расчеты итогового коэффициента комфортности.

Все маршруты круизов предлагают гибкие цены, скидки. Цену круиза устанавливают 4 основных фактора: продолжительность круиза, сезон, расположение и размер каюты, тип корабля.

Туристы размещаются в каютах:

-         люкс

-         полулюкс

-         одноместных

-         двухместных и т.д.

Важными факторами комфорта являются:

-         количество мест в каюте (вместимость)

-         расположение мест (1-2-х ярусные)

-         размещение кают по длине судна (нос, середина, корма) и по высоте судна (надстройка, корпус, главная палуба)

-         кубатура, площадь, форма каюты

-         вид освещения (искусственное, естественное)

-         санитарные условия (умывальник, душ, туалет – где расположены)

-         расчет платы за аренду

-         договоры с поставщиками (принимающее бюро, страхование0

-         составление программы обслуживания – особое внимание (каждая минута должна быть заполнена, учесть технологические особенности – подбор и разработка путевой и экскурсионной информации)

-         подбор, подготовка дирекции круиза

Каналы распространения: раньше билеты на круизы продавали круизные компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические агентства.

Круиз – уникальный продукт, который сочетает транспортировку и программу.

Программа круиза содержит 4 главных элемента:

-еда, деятельность, спорт и т. д.; развлечения; время на берегу.

Важная особенность круизных судов – большое количество обслуживающего персонала. На многих судах приходится один служащий на двух пассажиров, т.е. соотношение ½. Две основные категории служащих на борту – команда корабля, отвечающая за действия корабля, и персонал отеля – их обязанности похожи на обязанности персонала курортного отеля. Также имеется директор круиза, который организует и контролирует общественные мероприятия и отдых пассажиров. Каждый корабль, если на борту больше 12 пассажиров, должен иметь доктора.

 Круизное судно служит местом отдыха и развлечения пассажиров. Для них предусмотрено огромное количество палубных пространств для отдыха, фитнес-центры, салоны, библиотеки, игровые залы, рестораны, бары, плавательные бассейны, концертные площадки, дискотеки, все, вплоть до игры в гольф. А также предусмотрены детские игровые комнаты, пошивочные, различные салоны, магазина duty-free, специальные бюро, где пассажиры могут обменять валюту, заказать такси, экскурсию, получить кредитную карту для обслуживания на судне.

Круизные пассажиры туристами не считаются. Они пользуются возможностью статуса транзитных посетителей и без визы находятся на берегу не более 72 часов.

Услуги наземного обслуживания:

-обзорные автобусные экскурсии по туристским центрам

-         автобусные экскурсии по побережью и во внутренние районы

-         местные водные экскурсии вдоль побережья

-         траснфер в аэропорт или к терминалу другого средства передвижения

-         бронирование проката автомашин

-         заказ билетов на различные мероприятия

Круизное дело регулируется специальными региональными и международными соглашениями и конвенциями. Созданы международные ассоциации, регулирующие организацию круизов и агентской сети по реализации круизных туров. Международными нормами и корпоративными соглашениями регламентируются общие принципы и требования к оснащению судов, методологии, стандарты обслуживания, нормы безопасности.

Перспективы развития

По оценкам ВТО, круизы – один из самых бурно развивающихся и перспективных видов туризма. За последнее десятилетие в мире темпы роста числа круизных путешественников почти в два раза превысили прирост «наземного» турпотока. Если в начале 80-х годов морские вояжи предпочитали около 1,5 млн. туристов в год, то в 1999 в них приняли участие 8,7 млн. человек. Предполагается, что к концу 2010 г. спрос на круизы превысит 12 млн. человек.


21.  Технология организации спортивного туризма.

Подводный туризм, несмотря на дороговизну снаряжения, становится все более популярным и имеет целью осмотр подводного мира, фотоохоту, подводную  охоту, сбор морских организмов, ракушек, жемчуга. Подводный туризм больше представлен в тропических странах. Здесь туристов привлекают коралловые рифы - Большой Барьерный Риф у берегов Австралии, атоллы Океании, рифы Карибского моря, побережья Флориды, Красного моря. Погружение под воду с аквалангом называют дайвингом. Многие приморские курорты имеют дайвинг-центры, где можно обучиться подводному плаванию, взять на прокат снаряжение.

Дайвинг включает не только элементы спорта и риска, но имеет определенный познавательный интерес. Например, в средиземноморских странах развивается археологический подводный туризм, так как в прибрежных водах немало развалин затопленных античных городов, их с интересом осматривают туристы. Привлекают туристов и остовы затонувших кораблей, нередко туристы занимаются их поиском или поиском сокровищ.

Для тех, кто не в состоянии опуститься с аквалангом под воду предлагаются экскурсии к подводным витражам,  специально создаваемым в днищах судов и в подземной части прибрежных зданий. Можно также совершить небольшое путешествие на комфортабельных туристских подводных лодках.

 Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых является широко распространенным занятием. Имея самостоятельное значение, он нередко сопровождает различные виды спортивного, оздоровительного и лечебно-курортного туризма. Прогулочный отдых включает в себя такие занятия как прогулки на открытом воздухе пешком, на лыжах, пикники (пикник-туризм), осмотр пейзажей. В промыслово-прогулочном туризме прогулки сопровождаются сбором грибов, ягод, орехов, цветов, лечебных растений, морских моллюсков, кораллов, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов, других даров природы, коллекционированием бабочек, жуков, составлением гербария и пр. В богатых в природном отношении районах промысловый туризм приобретает значительные размеры. В Сибири и на Дальнем Востоке промысел местным населением ягод, грибов, орехов, папоротника и других даров природы по массовости уступает только пригородному прогулочному отдыху. В связи с этим ряд ученых выдвигает промысловый туризм в ранг самостоятельного вида, равнозначного лечебно-курортному, спортивно-оздоровительному и т.д., что вряд ли правомочно, так как массовые заготовки даров природы являются не столько отдыхом, сколько  видом хозяйственной деятельности, а для части населения - способом существования.  Как правило, при организованной промыслово-прогулочной рекреации объем сбора даров природы незначителен, а в целом по миру данный вид туризма имеет в большинстве случаев подчиненное значение, обычно сопровождая другие виды. 

Маршрутный туризм может быть спортивным (квалификационным) и любительским (оздоровительным). Спортивный туризм подразумевает походы по маршрутам определенной категории сложности с целью повышения туристического мастерства, проверки своих физических, психических сил и выносливости, выполнения спортивных квалификационных норм. Первоначально маршрутный туризм насчитывал 4 вида: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, со временем к ним добавились мото- и автотуризм. По характеру преодолеваемых препятствий чаще всего маршрутный туризм  подразделяется на равнинный и горный. Горный  туризм более привлекателен из-за высокой эстетичности горных пейзажей, а также тем, что связан с большими трудностями, опасностями и физическими нагрузками. Большое развитие получил водный туризм - походы по рекам, озерам, морям на туристских судах. Среди спортсменов и любителей особенно популярны сплавы по рекам на байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах  и других плавсредствах. Сплав на плотах различной конструкции по сложным горным рекам называется  рафтинг. Водный туризм включает в себя также: водно-моторные прогулки и маршруты, гребной  (байдарки, каноэ и др. суда), водно-лыжный и парусный спорт. Как правило, эти виды отдыха и туризма сочетаются с купально-пляжным туризмом и рыбалкой. Водно-моторный транспорт играет значительную роль в пригородной и местной рекреации для прогулочного, промыслово-прогулочного, рыболовного и охотничьего отдыха и туризма.

            Маршрутный туризм  распространен повсеместно, не концентрируясь в пределах каких-то регионов и стран. Конечно, большей популярностью пользуются территории, мало освоенные человеком, отдаленные от больших, шумных городов. Среди увлекающихся походами очень много самодеятельных туристов.

Очень популярен рыболовный туризм. Различают речной, озерный и морской рыболовный туризм. В пресных водах популярными и престижными объектами лова являются рыбы, обитающие в чистых и быстрых реках - форель, хариус, ленок, таймень. Рыбалка на них (особенно на тайменя) привлекает не только местное население, но и зарубежных туристов. Организация рыболовных туров для иностранцев обычно отличается большей экологичностью. Потому, что пойманная рыба, после взвешивания,  обмеривания, и фотографирования удачливого рыбака с добычей, чаще всего отпускается обратно в водоем. Нередко, одну и ту же рыбу вытаскивают из воды несколько раз. Конечно, чтобы не нанести вреда рыбе используют специальные рыболовные крючки.

В местном рыболовном туризме список промысловых рыб очень широк и определяется районом лова - карась, сазан, карп, щука, сом и т.д. Объектами лова в морском рыболовном туризме служат самые различные по видовому составу и размерам рыбы, даже небольшие акулы.

Рыбалка - это не только отдых, хобби, промысел, но еще и спорт. Во многих районах мира проводят соревнования рыболовов, в том числе чемпионаты мира. Мировой рекорд был поставлен в водах острова Маврикий - добыт 550 килограммовый голубой марлин. Наиболее богатыми для морской рыбалки местами считаются коралловые рифы (Большой Барьерный риф, острова Океании, Карибское море, воспетое Хемингуэем). В высоких широтах большой популярностью пользуется подледная рыбная ловля. Так, в Канаде ежегодно проводятся чемпионаты по подледному лову.

В некоторых случаях рыболовный туризм принимает необычные формы. Например, в китайских городах можно за плату порыбачить в бассейнах и аквариумах, расположенных в парках или даже в зданиях.

Охотничий туризм очень разнообразное явление. Для значительной части охотников-любителей основная цель охоты - это прогулка по лесу, а не трофей. Такие виды туризма как фото-, кино- или видеоохота относятся не только к спортивно-оздоровительной, но и познавательной рекреации. В тоже время охотничий трофейный туризм все больше регламентируется в связи с проблемами охраны животного мира. В большинстве стран мира на основные объекты охоты существуют лицензии, ограничивающие количество и виды трофеев, а также сроки охоты. В развитых странах, имеющих низкую лесистость, многих животных специально подкармливают или разводят для охоты. Благодаря этому многие лесные массивы Европы и США, несмотря на небольшие размеры и высокую посещаемость туристами, имеют плотность животных выше чем, например, в естественных лесах России.

Охотничий туризм - один из самых дорогих видов как по стоимости экипировки, так по ценам на предоставляемые услуги. Средняя стоимость обслуживания одного дня туриста-охотника составляет примерно 200 дол., несмотря на нередко спартанские условия быта. Стоимость лицензии на отстрел животного, в зависимости от объекта охоты, составляет от первых сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Особенно дороги сафари в Африке (Кения, Танзания, ЮАР). Нередко, как при африканском сафари, объектами охоты служат охраняемые животные. В определенной степени это оправдано, так как приносит средства, необходимые для охраны животных от браконьеров, ущерб от которых значительно больше, чем от охоты.

Горнолыжный туризм в последние три десятилетия развивается очень быстро. Привлекательность горнолыжного туризма обусловлена тем, что это единственный массовый вид спорта и отдыха в зимнее время. К тому же зимний горный пейзаж отличается высокой эстетичностью, также как и сам спуск по трассе ярко экипированных лыжников. Заниматься горнолыжным туризмом в настоящее время стало модным.

Горнолыжный туризм и отдых включает катание на лыжах, слалом, прыжки с трамплина, фристайл, сноуборд, фрирайд и горнолыжные походы. Наиболее подходят для развития массового горнолыжного туризма территории, обладающие определенными природными условиями. Рельеф - слабо расчлененный с протяженными склонами от сотен метров до нескольких километров крутизной до 35° (оптимально 17°). Мощность снежного покрова - не менее 50 см при устойчивой солнечной погоде. Важнейшим условием является лавинная безопасность трассы. 

Для занятий горными лыжами созданы крупные комфортабельные  туристические базы, микрогородки, состоящие из кемпингов. Они превратились в настоящие курорты, использующие лечебные свойства горного климата.

Современные горнолыжные центры оборудованы лыжными трассами, трамплинами и подъемниками. В штат горнолыжных курортов входят инструкторы, спасатели, служба предупреждения лавин, врачи. Горнолыжный туризм относится к дорогим видам туризма из-за высокой стоимости лыжного снаряжения и обслуживания отдыха (проживание - 300-1000 дол. в неделю, прокат снаряжения - 150-200 дол. в неделю, кроме того оплачивается  пользование канатной дорогой, есть и другие статьи расходов, сопровождающие любого путешественника - сувениры, дискотеки, магазины, бары).

Родиной горнолыжного спорта являются Альпы. В начале ХХ в. в Сан-Антоне (Австрия), ныне известном горнолыжном курорте, был осуществлен первый спуск по горному склону. Альпийские трассы и поныне  остаются самыми популярными среди горнолыжников. Лучшие альпийские горнолыжные курорты: Шамони, Валь д’Изер (Франция), Давос, Санкт-Мориц (Швейцария), Инсбрук, Сан-Антон (Австрия), Кортина-д’Ампеццо, Курмайор (Италия).

Инфраструктура отдельного горнолыжного курорта в Альпах представлена трассами в количестве от 50 до 300 с суммарной длиной от 100 до 600 км., подъемниками в количестве от 30 до 200, десятками снежных пушек. В Шамони находится самый протяженный лыжный склон в мире - 22 км. Франция - безусловный лидер в лыжном туристском направлении мира: здесь более 400 горнолыжных курортов с 6 тыс. км оборудованных склонов, 250 курортов для любителей равнинных лыж с 13 тыс. км ухоженных трасс.

Кроме Альп немало горнолыжных курортов в других горных районах Европы  - в Карпатах (Словакия, Румыния), Родопах (Болгария), Пиренеях (Испания, Андорра). Великолепны лыжные курорты в США: курорт Аспен в штате Колорадо назван международными экспертами в 2001 г. лучшим горнолыжным курортом мира, Горнолыжные курорты Канады и Японии посещаются в основном национальными туристами. Япония лидирует среди стран мира по числу любителей горнолыжного спорта (7 млн. чел.). Начинают развивать этот вид туризма Китай, Турция и другие страны.

Стремление продлить горнолыжный сезон или перенести его на летний период приводит к росту популярности курортов, расположенных в высоких широтах (Норвегия, Финляндия, Аляска) и в южном полушарии, где зимними месяцами являются июнь-август (Чили, Новая Зеландия).

Для фрирайда требуются горные территории, не оборудованные лыжными трассами, обилие снега и особая его консистенция, формирующаяся в горах вблизи незамерзающих морей. Лучшим местом для фрирайда считается Аляска, а также Новая Зеландия, Канада, США, в России - Камчатка и курорт Красная Поляна на Кавказе.

Горнолыжные курорты часто используют для проведения Зимних Олимпийских игр. Популярность курортов после этого резко возрастает. В разные годы Белые Олимпиады принимали Шамони (1924 г., первые зимние Олимпийские игры), Кортина-д’Ампеццо (1956 г., впервые участвует СССР), Гренобль (Франция), Инсбрук, Саппоро, Нагано (Япония), Лиллихаммер (Норвегия), Калгари (Канада), Солт-Лейк-Сити, Лейк-Пласид (США).

В России до последнего времени не было высококачественных лыжных трасс и комфортабельных курортов. Наилучшими природными условиями отличаются горы Кавказа и Камчатки. В последние годы на карте России стали появляться новые горнолыжные курорты и базы, нередко даже в равнинных районах, например, в Подмосковье. Наиболее известные горнолыжные центры страны: Кировск (Мурманская обл., горы Хибины, характеризуется продолжительным лыжным сезоном, что обусловлено северным географическим положением), Домбай, Терскол, Эльбрус (старейшие горнолыжные базы на Северном Кавказе), Красная Поляна (самый молодой и комфортабельный курорт, расположенный на Западном Кавказе в 70 км от Сочи). Имеются центры на Урале и в горах Южной Сибири. Самый крупный горнолыжный проект России - создание 40 км горнолыжных трасс у поселка Листвянка на Байкале. Круглогодичный курорт можно создать на Камчатке, используя многолетние снежники и ледники. В Приморском крае главным центром горнолыжного туризма является г.Арсеньев.

Альпинизм - разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошей физической подготовки и высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар вершины Монблана - высочайшей в Альпах (4807 м). России первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750м) участников экспедиции Д. Гаусса в 1788 г. Высочайшую вершину Земли - Эверест (8848 м) - покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг.

 Поскольку альпинизм связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, массовость его не высока. Начинающих альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования. Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад - массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.

Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты стран и мира. Наиболее престижными для восхождения среди профессиональных альпинистов являются «восьмитысячники» Гималаев (Джомолунгма-Эверест, Аннапурна и другие - всего 11 вершин) и Каракорума (Чогори, 8611 м и др.). Рейтинг альпинистов-профессионалов зависит также от покорения высочайших вершин каждого материка (Европа - Монблан, Африка - Килиманджаро, Северная Америка - Мак-Кинли, Южная Америка - Аконкагуа, Австралия - Косцюшко). Для горных восхождения в горы стали важным источником дохода. Например, обслуживание многочисленных экспедиций, стремящихся покорить  Джомолунгму и другие гималайские вершины, дает львиную долю от туристских доходов в Непале.

Разновидностью альпинизма можно считать скалолазание. Оно представляет передвижение по крутому (вплоть до отвесного) скальному грунту, как с использованием различного снаряжения, так и без него, или только со страховочными средствами. Зародилось скалолазание в Швейцарии в середине XIX в. и получило широкий размах в отличие от альпинизма. Среди скалолазов проводятся тренировочные сборы, показательные выступления, соревнования. На скалистых морских побережьях и на горных курортах скалолазание является своеобразным шоу, собирающим большое количество зрителей из числа отдыхающих и туристов. Скалолазание развито практически во всех регионах мира, где есть горы или отдельные скалы. В России наиболее известный центр скалолазания  - Красноярск, вблизи города находится уникальный памятник природы «Красноярские столбы» - отдельно стоящие скалы высотою примерно по 100 м. 

Спелеотуризм (от греч. spelaion - пещера) - посещение пещер. В зависимости от их сложности спелеотуризм может быть экскурсионным, любительским и спортивным. Спортивный спелеотуризм подразумевает прохождение или первопрохождение технически сложных пещер, требующих для их преодоления профессиональной подготовки. Сложность подземных маршрутов обусловлена разнообразием рельефа пещеры (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и озера), отсутствием света, низкими температурами при высокой влажности воздуха (до 100%). Нередко для путешествия в пещерах требуются навыки пешего туризма, скалолазания, ныряния с аквалангом. Спортивный спелеотуризм обычно сопровождается научным изучением пещер или составлением плана подземных ходов.

 Любительский спелеотуризм характеризуется посещением более простых и безопасных пещер, он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ