бесплатные рефераты

Ответы на вопросы к гос экзамену по бух учету (2006г.)

- курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 «Добавочный капитал». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

83-1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»;

83-2 «Эмиссионный доход»;

83-3 «Курсовые разницы» и др.

При переоценке имущества его стоимость может увеличиваться или уменьшаться. Увеличение стоимости имущества при переоценке внеоборотных активов отражается по дебету счетов 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Уменьшение стоимости внеоборотных активов при переоценке, осуществляемой за счет добавочного капитала, отражается по дебету счета 83 и кредиту счетов по учету имущества (01).

Полученный организацией эмиссионный доход отражается по дебету счетов учета имущества (счета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и др.) и кредиту счета 83.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на:

- увеличение уставного Капитала (дебетуют счет 83 и кредитуют счет 80 «Уставный капитал»);

- погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (дебетуют счет 83, кредитуют счета учета внеоборотных активов);

- распределение между учредителями организации (дебет счета 83, кредит счета 75 «Расчеты с учредителями») и т.п.

Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средств.




Б21 В1. Налоговый учет, понятия, сущность, порядок организации налогового учета согласно главе 2 НК РФ


В соответствии со ст. 313 гл. 25 НК РФ, налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, а также обеспечения внутренних и внешних пользователей соответствующей информацией для контроля за полнотой и правильностью исчисления, своевременностью уплаты налога в бюджет. Сиcтема налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и фиксируется в учетной политике. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, и другие аспекты.

Таким образом, основной причиной организации налогового учета является различие в формировании бухгалтерской (реальной) и налогооблагаемой прибыли и неспособность получить налоговую базу, используя только лишь бухгалтерские методы. Указанное несоответствие, вызванное процессом реформирования отечественной учетной системы и несовпадением позиций Минфина и МНС по ряду экономических ситуаций, имеет место уже несколько лет и на практике выражается в различных корректировках преимущественно расходов для целей расчета налога на прибыль. В то же время, каким-либо самостоятельным, обособленным от бухгалтерского учета аспектом деятельности, областью научного познания и т.п. налоговый учет не стал - слишком велика зависимость показателей налоговой базы от классической учетной информации. Однако раскрытие содержания налогового учета в части второй Налогового кодекса побуждает вновь обратиться к этой проблеме.

В ст. 313 указанного документа зафиксировано, что подтверждением данных налогового учета являются:

                  первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

                  аналитические регистры налогового учета;

                  расчет налоговой базы.

Комментируя приведенные элементы налогового учета, следует отметить, что первичные документы являются методом бухгалтерского учета и, следовательно, не могут рассматриваться как отличительная особенность учета налогового. Аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета отражаются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах, группирующих информацию об объектах налогообложения. Основная цель аналитического учета налогов - раскрытие порядка формирования налоговой базы. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, основным отличием бухгалтерского и налогового учета в данном случае является отсутствие подтверждения аналитического учета налогов синтетическим учетом с использованием метода двойной записи, в то время как одним из основных постулатов учета бухгалтерского является соответствие оборотов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета. Так как налоговый учет призван не только достоверно определять налогооблагаемую прибыль, но и обеспечивать соответствующей информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за своевременностью и полнотой уплаты налога, нельзя не отметить, что отсутствие системы двойной записи в налоговом учете во многом затрудняет его контрольную функцию.

Рассмотрим понятие «налогового учета», предусмотренное  новой 25 главой НК РФ.  Так, определяя «налоговый учет» в «широком смысле» НК РФ устанавливает следующее определение: «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».  

В соответствии со ст. 12 НК, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

и др.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

В тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения совпадает с правилами бухгалтерского учета  налогоплательщики могут не вести отдельного учета этих операций для целей налогообложения.  

Налоговый учет на предприятии возможно организовать так:

1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычном порядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет – работники службы, специально созданной для этой цели.

Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов:

Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведет к росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым). Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы.

Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительно снизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.

2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственной деятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видов заключаемых договоров и др.).

Таким образом, одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов.




Б21. В2 Учет и аудит расчетов по оплате труда

Ответственный самостоятельный участок в современной бухгалтерий — подразделение, обеспечивающее расчеты по оплате труда.

Расчеты с сотрудниками, как состоящими в штате предприятия, так и не состоящими в нем, по всем операциям, связанным с заработной платой, пенсиями, пособиями, компенсирующими выплатами и удержаниями из заработной платы, проводится с применением счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Предприятие вправе самостоятельно разрабатывать системы и формы оплаты труда, при этом они обязаны соблюдать трудовое законодательство, в котором регламентируются следующие основные принципы:

• ежемесячная оплата труда не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного государством. Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (в редакции от 29.12.2004 г.) с 1 сентября 2005 г. установлена величина МРОТ 800 руб. в месяц, а с 1 мая 2006 г. — 1100 руб. в месяц (ст. 2 Трудового кодекса);

• работы в сверхурочные, праздничные и выходные дни должны оплачиваться дополнительно (ст. 99 Трудового кодекса);

• работники должны иметь оплачиваемый отпуск (в соответствии со ст. 15 Трудового кодекса, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней);

• оплата работ с вредными условиями должна быть повышенной (ст. 147 Трудового кодекса);

• время, за которое согласно законодательству сохраняется заработная плата, должно быть оплачено (постановление правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11.04.2003 г. № 213).

Все выплаты работникам относятся к трем основным видам: фонд заработной платы; выплаты социального характера; прочие выплаты, не входящие ни в фонд заработной платы, ни в состав выплат социального характера. Такое деление принципиально важно для расчетов размеров платежей в социальные фонды.

Совокупность выплат, которые включаются в издержки производства и обращения, носит название фонда оплаты труда. Их перечень устанавливается законодательством. Таким образом, фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы тем, что он характеризует лишь ту его часть, которая входит в полную фактическую себестоимость I продукции, работ и услуг.

В настоящее время в хозяйственной практике предприятий и организаций используются следующие системы оплаты труда: тарифная система, бестарифная система, система плавающих окладов, комиссионная система, комбинированная система оплаты труда.

Начисления заработной платы и премий осуществляются с помощью следующих проводок:

Д 20 (23, 25, 26, 29, 44, 08)- К 70 — начислено работникам основного производства (вспомогательного производства, общепроизводственных подразделений, административного аппарата, работникам обслуживающих хозяйств, сотрудникам коммерческой службы, работникам, занятым в капитальном строительстве);

где счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»; счет 20 «Основное производство»; счет 23 «Вспомогательные производства»; счет 25 «Общепроизводственные расходы»; счет 26 «Общехозяйственные расходы»; счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; счет 44 «Расходы на продажу».

Работникам торговых предприятий начисление заработной платы осуществляется с использованием счета 44 «Расходы на продажу»:

Д 44 - К 70 — начислена заработная плата торговым работникам.

В состав фонда заработной платы входят выплаты, которые не включаются в себестоимость продукции (работ и услуг), например:

Д 91 - К 70 — начислена оплата труда работникам, занимающимся ликвидацией основных средств, выбывающих из эксплуатации;

Д 91 - К 70 — определена сумма оплаты труда персонала, занимающегося консервацией и расконсервацией основных средств;

Д 99 - К 70 — зафиксированы средства, выделенные на заработную плату сотрудникам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

Д 84 - К 70 — отражены суммы материальной помощи работникам, в том числе на приобретение жилья;

нормативов;

Д 86 - К 70 — начислена оплата труда работникам, участвующим в целевых мероприятиях;

где счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; счет 86 «Целевое финансирование»; счет 91 «Прочие доходы и расходы»; счет 99 «Прибыли и убытки». В трудовом договоре, заключенном между работодателями и наемными работниками, могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера: за отклонения от нормальных условий труда, за высокую квалификацию, за выслугу лет и т.п. Особенности и условия их применения отражаются в Трудовом кодексе.

После начисления заработной платы проводятся удержания из нее.

Согласно Трудовому кодексу (ст. 137) удержания из заработной платы могут осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательством. По степени ответственности они делятся на три группы: обязательные, по инициативе работодателей и по заявлению самого работника.

К обязательным удержаниям относятся:

• налог на доходы физических лиц;

• выплаты по исполнительным листам.

В состав удержаний по инициативе работодателя входят:

• возврат полученных авансов;

• возврат сумм, полученных в подотчет;

• возмещение материального ущерба, причиненного предприятию. К удержаниям по заявлению самого работника относятся:

• алименты на содержание детей и родителей;

• платежи за товары, приобретенные в кредит;

• профсоюзные взносы;

• взносы по личному страхованию;

• оплата кредитов и займов;

• квартирная плата и расходы по коммунальным услугам;

• оплата содержания детей в дошкольных учреждениях;

• прочие платежи.

Размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 30% от суммы предназначенной к выплате. Под суммой, предназначенной к выплате, понимается начисленная оплата труда за вычетом налога на доходы физических лиц. В случаях, предусмотренных законодательством, этот размер может достигать величины 50% и даже 70%. Это касается следующих ситуаций:

• удержание алиментов в пользу несовершеннолетних детей;

• возмещение вреда, причиненного здоровью;

• компенсация вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

• возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Следует различать понятие «удержания из заработной платы» и понятие «отчисления от заработной платы». В первом случае речь идет о тех суммах выплат, которые удерживаются из заработной платы непосредственно у каждого конкретного физического лица. Во втором — речь идет о тех суммах, которые изымаются непосредственно j предприятия, а не у физических лиц. Служат они целям социальной поддержки населения и пропорциональны начисленной оплате труда работников предприятия. В бухгалтерском учете эта разница проявляется при оформлении проводок. Отчисления обычно относятся на полную фактическую себестоимость продукции (работ и услуг), включаются в прочие расходы или относятся на другие статьи (затраты на амортизируемое имущество, собственные средства предприятия, средства целевого назначения). Удержания относят на начисленную оплату труда.

В бухгалтерском учете удержания от заработной платы оформляются следующим образом:

Д 70 - К 76 — удержан профсоюзный взнос (1%);

Д 70 - К 68 — отражена сумма налога на доходы физических лиц (13%);

Д 70 - К 73-2 — учтены вычеты за нанесение материального ущерба;

Д 70-К 76—удержано по исполнительным листам,

где счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»; счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для оформления удержания выданного аванса специальной проводки не требуется, Он удерживается автоматически проводкой, которая была сделана по его выдаче:

Д 70 - К 50 — отражена выдача аванса,. где счет 50 «Касса».    

Особое место в удержаниях отводится налогу на доходы физических лиц, поскольку он является главным обязательством работника перед бюджетом.

В целях правильного начисления налога на доходы физических лиц необходимо вести раздельный учет доходов, обусловленных:

1) трудовым контрактом работников и различными договорами гражданско-правового характера, предусматривающими выпуск продукции, выполнение работ и оказания услуг;

2) прочими хозяйственными операциями и действиями, не связанными с ними.

Дело в том, что законодательством предусмотрены различные ставки налога на до ходы (ст. 224 ПК РФ). Для доходов, связанных с трудовым контрактом и договором гражданско-правового характера, установлена ставка 13%. Доходы, относимые к прочим, облагаются по другим ставкам:

• суммы выплат по договорам добровольного страхования сверх установленных размеров — по ставке 35%;

• суммы экономии на процентах при получении заемных средств — по ставке 35%;

• доходы в виде повышенных процентов, полученных по депозитным вкладам (в рублях и иностранной валюте — по ставке 35%);

• дивиденды от участия в деятельности собственной организации — по ставке 9% (налог с дивидендов от участия в других организациях удерживается бухгалтериями этих организаций).

Для доходов граждан, не являющихся резидентами России, ставка 30%. По отношению ко второй группе доходов не применяются никакие льготы и вычеты. Совокупный доход первой группы (облагаемый по ставке 13%) включает в себя все денежные выплаты и доходы, полученные в натуральной форме (заработная плата, премии и вознаграждения, напрямую и опосредованно связанные с выполнением трудовых обязанностей). При этом доходы в натуральной форме оцениваются по рыночной стоимости выданных работникам материальных ценностей.

Для целей налогообложения происходит уменьшение совокупного дохода. Оно осуществляется в два этапа. На первом этапе из совокупного дохода исключаются некоторые выплаты, не подлежащие налогообложению:

• государственные пособия (в том числе по безработице, по беременности и родам), исключая пособия по временной нетрудоспособности;

• государственные пенсии;

• все виды компенсационных выплат, связанных преимущественно с исполнением трудовых обязанностей и возмещением вреда здоровью;

• отдельные виды материальной помощи, связанные с чрезвычайными обстоятельствами; суммы вознаграждения за сданную кровь;

• получаемые алименты;

• стипендии;

• прочие доходы, отраженные в ст. 217 НК РФ.

На втором этапе рассчитанный совокупный доход после исключения сумм выплат, указанных выше, дополнительно уменьшается у каждого конкретного работника на 4 вида вычетов: стандартные, специальные, имущественные и профессиональные.

Стандартные вычеты обусловлены наличием типовых категорий граждан; они уменьшают налогооблагаемую базу следующим образом:

1) для наемных работников, имеющих определенные заслуги перед государством и обществом, на сумму 500 руб. или 3 000 руб. в месяц;

2) для всех категорий трудящихся (на минимальное содержание каждого работника) на сумму 400 руб. в месяц (действует до месяца, в котором совокупный доход, начисленный с начала года, не превышает 20 000 руб.);

3) для трудящихся, имеющих детей, (на минимальное содержание каждого ребенка) на сумму 600 руб. в месяц (действует до месяца, в котором совокупный доход, начисленный с начала года, не превышает 40 000 руб.); • Социальные налоговые вычеты связаны с повышением общего уровня благосостояния и развития всех граждан государства; они уменьшают налоговую базу на суммы, израсходованные работниками (в пределах установленных норм):

1) на благотворительные цели;

2) на обучение работников и их детей;

3) на услуги по собственному лечению и лечению близких родственников.

Имущественные вычеты обусловлены определенными гарантиями государства по решению жилищной проблемы граждан; они уменьшают налогооблагаемую базу (в пределах установленных норм):

1) на суммы, вырученные от продажи жилья;

2) на средства, использованные на строительство нового жилья.

Профессиональные вычеты связаны с формой договорных отношений между работодателями работниками, отличной от трудового контракта. Если их трудовое взаимодействие осуществляется по договорам гражданско-правового характера, то из начисленной им оплаты труда вычитаются все фактические расходы, произведенные ими в связи с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, и подтвержденные документально. При работе по авторским договорам у трудящихся часто отсутствует возможность точного учета всех производимых расходов, поэтому профессиональные вычеты могут устанавливаться в размерах 20-40% от доходов, в зависимости от вида создаваемой продукции (произведений).



Б22. В1. Структура и характеристика плана счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

С 1 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счётов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению, в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми ив этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов. В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета.

Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II— «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (III-VI разделы). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности —от труднореализуемого к легкореализуемому.

В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.

В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых счетов.


Б22. В2. Учет и аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами


Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская — на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года (2, ст. 196). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:

а) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счетов 62, 76.

б) Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»;

"Кредит счетов 62, 76.

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счетов 60, 76;

Кредит счета 91.

В соответствии с Положением о составе затрат (п. 14) суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.

Аудит

Дебиторская задолженность

Предмет проверки:

1) соответствие отражения в учете дебиторской задолженности и- реализации принятой учетной политике;

2) реальность существования и правильное и полное отраже-ние*в учете дебиторской задолженности;

Аудиторские процедуры:

1) определение преимущественного порядка расчетов с дебиторами и основных дебиторов;

2) получение списка дебиторов с указанием сумм задолженности на конец года. Выполнение выборки с включением в нее наиболее значительных сумм и проверка наличия соответствующих договоров и первичных документов;

3) проверка развернутого приведения в балансе остатков по счетам расчетов: по аналитическим счетам, имеющим дебетовое сальдо, — в активе; имеющим кредитовое сальдо — в пассиве;

4) проверка проведения в конце года инвентаризации дебиторской задолженности;

5) проверка списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва сомнительных долгов или отнесения их на финансовые результаты хозяйственной деятельности. При проверке отражения данных по расчетам с другими организациями следует учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством;

6) проверка правильности отражения в учете дебиторской задолженности в иностранной валюте (использовать результаты проверки по разделу «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»);

7) оценка правильности учета и документального оформления:

расчетов с подотчетными лицами;

расчетов с персоналом по прочим операциям;

8) проверка того, что организация учета расчетов позволяет сгруппировать суммы дебиторской задолженности по срокам погашения: более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в течение 12 месяцев после отчетной даты;

9) оценка правильности формирования статей баланса, содержащих сведения о дебиторской задолженности.

 Кредиторская задолженность

Предмет проверки: кредиторская задолженность — реальное существование, правильное отражение и представление в отчетности в полном объеме.

Аудиторские процедуры:

1) определение преимущественного порядка расчетов с кредиторами и основных кредиторов;

2) получение списка кредиторов с указанием сумм задолженности на конец года. Выполнение выборки с включением в нее наиболее значительных сумм, т. е. проверка наличия соответствующих договоров и первичных документов;

3) проверка развернутого приведения в балансе остатков по счетам учета расчетов: по аналитическим счетам, имеющим дебетовое сальдо, — в активе; имеющим кредитовое сальдо — в пассиве;

4) проверка проведения в конце года инвентаризации кредиторской задолженности;

5) оценка правильности отражения в учете кредиторской задолженности в иностранной валюте (использовать результаты проверки по разделу «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»);

6) оценка правильности отражения в учете заемных средств, наличия соответствующих договоров, правильности отнесения на соответствующие источники расходов по уплате процентов по заемным средствам, в том числе по кредитам банков;

7) проверка порядка учета авансов, полученных от покупателей и заказчиков, включения их в облагаемый оборот при расчете НДС в случае, если это предусмотрено налоговым законодательством.

Следует иметь в виду, что авансы, полученные в счет предстоящего экспорта продукции (работ, услуг), подлежат обложению налогом на добавленную стоимость;

8) проверка правильности отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда; наличия и правильности оформления необходимых первичных документов.

Проверка порядка учета и формирования совокупного дохода физических лиц, подлежащего обложению подоходным налогом;

включения в него всех установленных законом выплат;

9) проверка правильности отражения в учете расчетов по социальному страхованию и обеспечению (следует учесть изменения в порядке исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и прочие фонды обязательного страхования, внесенные в 1996 г. .постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 г. № 153, утвердившим Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, и прочими нормативными актами);

10) проверка того, что организация учета расчетов позволяет сгруппировать суммы кредиторской задолженности по срокам погашения; более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в течение 12 месяцев после отчетной даты;

11) оценка правильности формирования статей баланса, содержащих сведения о кредиторской задолженности.



Б23. В1. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации. Структура и порядок составления бухгалтерского баланса

Под бухгалтерской отчетностью предприятия понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность включает в себя бухгалтерский баланс, несколько отчетов о наиболее важных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, ряд налоговых деклараций, пояснительную записку и (в ряде случаев) аудиторское заключение о достоверности представляемых данных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ