бесплатные рефераты

Подбор торгового персонала

Исходя из теории Герцберга, руководитель, чтобы добиться мотивации трудовой деятельности работников, должен обеспечивать наличие мотивирующих факторов, выяснив предварительно, каковы приоритетные потребности подчиненных. Особую роль в мотивации играет ощущение успеха в работе, стимулирующее на дальнейший творческий труд, способное изменить ситуацию в малой группе, коллективе. Следует отметить и мысль Герцберга о том, что подчиненные начинают обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считают их реализацию недостаточной или несправедливой.

Для более полного представления об этих двух группах факторов, представим их в следующем виде:

1. Непосредственные мотивирующие факторы:

А. Самореализация.

Б. Частная собственность.

В. Ответственность.

Г. Признание.

Д. Успех.

Е. Повышение.

2. Гигиенические Факторы:

А. Отношения с начальством.

Б. Отношения с коллегами.

В. Стиль руководства.

Г. Политика предприятия.

Д. Условия труда.

Е. Личная жизнь.

и то и другое:

а. оплата труда.

Б. перспектива развития.

В. Статус.

Теория двух факторов утверждает, что если руководители хотят добиться заметного повышения производительности труда, они должны сконцентрироваться на "мотиваторах" и попытаться изменить содержание труда. Если их волнуют вопросы неудовлетворенности работников, низкой дисциплины, текучестью кадров - следует обратить внимание на факторы другого типа и улучшить внешнюю сторону труда.


Процесс управления по целям


Этот компонент мы рассматриваем отдельно от всех теорий мотиваций, так как он сам по себе является мощным мотивационным фактором и должен быть не только учтен в управлении персоналом, но и активно применяться для эффективного руководства предприятия в целом. Рассмотрим данный элемент в контексте управления предприятием лишь схематично, выделив основные моменты.

Цели направляют поведение индивида и всего коллектива, в связи с этим выделяют следующие этапы целостной системы целеполагания:

1. постановка цели (формируются стратегии, цели, задачи).

2. планирование мероприятий (разработка программ...).

3. самоконтроль (внедрение и осуществление системы корректировки действий).

4. периодический пересмотр цели (оценка степени достижения цели, определение общей результативности, подкрепление поведения и усиление мотивации).

Процесс формирования цели при правильном подходе - это мощное мотивирующее средство осознания причастности к управлению, поэтому

Роль целеполагания заключается в следующем:

А. концентрация внимания и усилий на определенных направлениях к действиям.

Б. цели служат в качестве нормативов, с которыми следует сопоставлять результаты.

В. служат в качестве механизма при распределении МПЗ.

Г. степень сложности поставленной цели влияет на структуру и организацию производства.

Д. отражают глубокие мотивы и особенности в поведении людей.

Рассматривая цели, как факторы мотивации, можно выделить следующие требования:

А. цели должны быть измеримы.

Б. цели должны быть однозначны.

В. цели должны иметь конкретные сроки достижения.

Г. цели должны быть реальными, достижимыми.

Д. цели должны быть контролируемыми.

Ж. цели должны поддаваться оценке.

З. цели должны концентрировать внимание на возможности повышения эффективности деятельности.

И. цели должны рассматривать потенциальные стимулы.

К. цели должны пользоваться поддержкой всего коллектива.

Таким образом, если удовлетворены все вышеназванные требования к целям, можно констатировать, что

1. Трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими.

2. Трудные, но конкретные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие цели или при постановке в общем виде.

Цели смягчают непосредственное руководящее воздействие на работника.


Тест "Удовлетворенность работой"


Это стандартный тест, применяемый при изучении факторов влияющих на мотивацию и позволяющий выявить параметры удовлетворяющие или не удовлетворяющие сотрудников организации условиями работы, организацией руководства и отношениями в рабочем коллективе.

Данный тест содержит 14 утверждений, каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. При оценке удовлетворенности работой трудового коллектива, используются средние величины показателей. При этом оценка результатов производится по следующей шкале:


     15-20 баллов        вполне удовлетворенны работой

     21-32 балла         удовлетворены

     33-44 балла         не вполне удовлетворены

     45-60 баллов        не удовлетворенны

     свыше 60 баллов     крайне не удовлетворенны


Испытуемым предлагается следующая инструкция:

- Сделайте свой выбор по каждому из этих утверждений, отметив соответствующую цифру.

1 - вполне удовлетворен;

1. - удовлетворен;

2. - не вполне удовлетворен;

3. - неудовлетворен;

4. - крайне неудовлетворен.


┌────┬────────────────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐

│  N │            Утверждение             │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  1 │Ваша удовлетворенность предприятием,│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │где вы работаете                    │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  2 │Ваша  удовлетворенность  физическими│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │условиями (жара, холод, шум и т.д.) │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  3 │Ваша удовлетворенность работой      │  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  4 │Ваша  удовлетворенность слаженностью│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │действий работников                 │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  5 │Ваша     удовлетворенность    стилем│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │руководства вашего начальника       │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  6 │Ваша               удовлетворенность│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │профессиональной     компетентностью│     │     │     │     │     │

│    │вашего начальника                   │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  7 │Ваша  удовлетворенность  зарплатой в│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │смысле    соответствия     с  вашими│     │     │     │     │     │

│    │трудозатратами                      │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  8 │Ваша   удовлетворенность зарплатой в│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │сравнении с тем, сколько за такую же│     │     │     │     │     │

│    │работу платят на других предприятиях│     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│  9 │Ваша    удовлетворенность  служебным│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │(профессиональным) продвижением     │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│ 10 │Ваша       удовлетворенность  вашими│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │возможностями продвижения           │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│ 11 │Ваша удовлетворенность тем, как   на│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │своей работе вы можете  использовать│     │     │     │     │     │

│    │свой опыт и способности             │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│ 12 │Ваша удовлетворенность  требованиями│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │работы к интеллекту человека        │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│ 13 │Ваша удовлетворенность длительностью│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │рабочего дня                        │     │     │     │     │     │

├────┼────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│ 14 │В      какой      степени       ваша│  1  │  2  │  3  │  4  │  5  │

│    │удовлетворенность  работой  повлияла│     │     │     │     │     │

│    │бы на  ваше  решение,  если  бы   вы│     │     │     │     │     │

│    │искали работу в настоящее время     │     │     │     │     │     │

└────┴────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘


В результате проводимого исследования, получен результат: средняя величина, полученная в результате деления суммы результатов по каждой отдельной анкете на число участников опроса, равна 24,5 баллам, что по шкале теста соответствует показателю "удовлетворенны". Таким образом, в целом коллектив удовлетворен условиями и характеристиками работы на данном предприятии.

Но полную картину можно увидеть, лишь проведя качественный анализ полученных результатов. На фоне общей удовлетворенности работой в целом, наблюдается дифференциация результатов по отдельным анкетам.

Так, один человек полностью удовлетворен всеми параметрами трудовой деятельности, то есть каждое предложенное утверждение, он оценил в 1 балл - "вполне удовлетворен"; еще четыре человека оценили каждое утверждение либо в 1 балл, либо в 2 балла - "удовлетворен", то есть также удовлетворены теми условиями, которые предлагает им организация.

В анкетах остальных участников исследования появляется отрицательная оценка условий труда.

У трех сотрудников эта неудовлетворенность проявляется лишь один раз, то есть они оценивают какой-либо параметр в 3 балла - "не вполне удовлетворен". Причем эти параметры не связаны у этих участников опроса. Так одного из них не устраивает длительность рабочего дня на предприятии, другого - заработная плата, по сравнению с другими организациями, а третьего не вполне удовлетворяют требования работы к интеллекту человека. Но в целом, по сумме баллов (24, 25 и 26), полученных в результате обработки анкет этих сотрудников, они относятся к категории работников, удовлетворенных работой. То есть мы можем объединить их в предыдущую группу.

Таким образом, в нашем поле зрения остаются еще три анкеты. Сразу же оговоримся, что две из них имеют общие суммы баллов (27 и 31), соответствующие по шкале ключа показателю "удовлетворен", но так как многие утверждения оценены, как не вполне удовлетворительные, то рассмотрим их более подробно вместе с анкетой, результат которой по сумме баллов (34) соответствует показателю "не вполне удовлетворен".

Первого из сотрудников (27 баллов) не вполне удовлетворяют слаженность действий работников и те параметры, которые характеризуют возможность использования своего потенциала и возможность продвижения по службе. Второй и третий сотрудники (31 и 34 балла) так же не удовлетворены служебным продвижением и возможностями своего продвижения, причем один из них не вполне удовлетворен длительностью рабочего дня и неудовлетворен заработной платой по сравнению с другими организациями, другой же неудовлетворен работой вообще.

Таким образом, можно заключить, что наряду с работниками, которые удовлетворенны работой, есть сотрудники не вполне удовлетворенные некоторыми параметрами труда, хотя в целом удовлетворены работой, а так же один сотрудник не вполне удовлетворен работой в целом и неудовлетворен некоторыми ее параметрами. Причем интересно отметить, что всех их не удовлетворяет в общем возможность продвижения по службе. Хотя у двух из них преобладает неудовлетворенность содержательной стороной работы (удовлетворенность работой, использование своего опыта и способностей), то у одного работника на фоне той же неудовлетворенности служебного продвижения, явно преобладают внешние мотивирующие факторы (продолжительность рабочего дня, заработная плата).

Итак, можно заключить, что даже при общей удовлетворенности работой всего коллектива, на основе качественного анализа результатов анкетирования, возможно, увидеть ряд особенностей мотивации отдельных сотрудников и при помощи правильно подобранных управленческих приемов повысить эффективность каждого работника в целях оптимизации работы всего предприятия. Так в нашем случае, для двух сотрудников наибольшее мотивирующее начало будут иметь предоставленные возможности для реализации своего потенциала, признания их трудового вклада и похвала за ответственную работу, а так же возможность увидеть перспективу развития, продвижения в будущем. Однако не следует понимать это как немедленное повышение, но и постановка их кандидатуры в список резерва послужит мощным толчком в работе, при этом ни к чему не обязывая организацию. В отличие от предыдущего примера, для работника, ориентированного на внешние стимулы, сильным мотивационным фактором послужат, соответственно внешние стимулы (премии, льготы, отгулы и т.п.).

Мотивирование персонала - важный компонент в управлении персоналом на предприятии и в организации, а так же прямой путь повышения производительности труда при умелом использовании знаний структуры мотивации и применении их на практике.

Искусство управления в том, чтобы четко представлять потребности человека и создавать необходимые условия для их удовлетворения.


Диагностика профессиональных предпочтений


При первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов может быть использован диагностический опросник "Я предпочту".

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов в соответствии с предметами или объектами, с которыми работает человек в процессе своей трудовой деятельности.

1. Человек - Природа

Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.

Профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

2. Человек - Техника

Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.

Профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и т.д.

3. Человек - Человек

Объектом труда являются люди, группы, коллективы. Важным для индивидуума этой группы профессий является наличие коммуникативных и организаторских способностей.

Специальности: сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

4. Человек - Знаковая система

Объектом труда являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.

Профессии: корректор, программист, машинистка, статистик, экономист, математик и т.д.

5. Человек - Художественный образ

Объектом труда являются элементы искусства и художественности.

Профессии: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Заметим, что приведенная классификация не является строго замкнутой. Современное общество налагает на индивидуума необходимость обладать различными способностями, следовательно, и профессии могут включать в себя объекты из различных групп (например, профессия учителя математики относится как к группе "Человек - Человек", так и к группе "Человек - Знаковая система").

Инструкция.

Цель данного теста - определить профессиональную область наиболее целесообразного применения сил испытуемого.

Вам предлагаются различные пары различных сфер профессиональной деятельности. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессиональных сфер надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Отвечайте, стараясь долго не задумываться.

Всего 20 пар сфер профессиональной деятельности. Заметим, что результаты опроса характеризуют способности испытуемого в данный момент.

Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Однако вам приходится выбирать только из двух возможностей. Что бы вы предпочли?

Начало формы.

Конец формы

Большую характеристику профессиональных предпочтений и склонностей характера дает:

Диагностика социальной направленности личности.

Эти два теста в совместном применении дадут более полную характеристику и рекомендации по выбору профессии.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п. в котором мне довелось участвовать;

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги.

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми:

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть.

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Личность Человека - многогранна, характеризуется различными ее проявлениями в различных ситуациях. Основу жизни личности составляют три особенности-характеристики: Я, Общение, Дело.

Именно для определения основной из этих трех особенностей личности предназначается данный тест.

Выделяют три вида направленности личности:

Направленность на себя.

Ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение.

Стремление при любых условиях поддержать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело.

Заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Заметим, что тест дает процентное выражение каждой из направленностей личности. Наибольший процент имеет основное направление личности. Пожалуй, лучший результат получается при равномерном процентном выражении основных направленностей личности, что свидетельствует, в некотором роде, о гармоничности данной личности.

Цель данного теста - определить процентное выражение каждой из направленностей личности.

Вам предлагаются 27 вопросов-суждений с тремя вариантами ответов. Требуется выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности. Старайтесь быть максимально правдивыми. Помните, что среди вариантов ответа, нет "плохих" и "хороших", поэтому не старайтесь угадать, какой из вариантов является правильным или лучшим для вас.


Определение социальной направленности личности


Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип - не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т.д.

Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Предприимчивый тип - избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество и т.д.

Цель данного теста - определить тип социально-профессиональной направленности личности.

Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий.


ПДО - профессиональный диагностический опросник


Текст теста

А. Изучать жизнь миpа природы, наблюдать за ростом и развитием живых организмов.

или

Б. Устанавливать неисправности машин и механизмов.

А. Разводить растения и домашних животных.

или

Б. Обслуживать технику, машины, приборы (следить, регулировать).

А. Выводить новые сорта растений и пород животных.

или

Б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий: машины, одежду, продукты питания.

А. Pазбирать споры, ссоры между людьми, разъяснять, поощрять, наказывать.

или

Б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

А. Организовывать культпоходы сверстников в театры, музеи, экскурсии, туристические походы.

или

Б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

А. Моделировать новые, значимые для личности качества, анализировать их значение.

или

Б. Работать над созданием новых математических теорий.

А. Проводить физико-математический анализ материалов.

или

Б. Уметь разбираться в людях, определять их положительные и отрицательные качества.

А. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

Б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

А. Проводить изыскания полезных ископаемых.

или

Б. Создавать в воображении тип предполагаемого героя-современника.

А. Контролировать качество выпускаемой машиностроитель иной продукции.

или

Б. Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

А. Изготовлять по чертежам детали,изделия (машины, одежду), строить здания.

или

Б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

А. Изобретать новые марки легковых автомобилей.

или

Б. Разрабатывать новые алгоритмические языки для ЭВМ.

А. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.

или

Б. Следить за состоянием и развитием растений.

А. Ухаживать за животными, лечить их.

или

Б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

А. Выводить новые породы кроликов.

или

Б. Писать стихи.

А. Следить за исправной работой радиоаппаратуры.

или

Б. Вести следствие по уголовному делу.

А. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

Б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 РЕФЕРАТЫ