бесплатные рефераты

Шпоры (экономика и финансы)


28. Внешнеторговая политика: цели, формы. Протекционизм и либерализация внешней торговли.

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторг. политика — целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отн. с дру­гими странами.

Эти цели могут носить долговременный и кратковременный хар-р. Наиболее распро­страненные цели внешней политики: а) обеспечение экон. роста; б) вырав­нивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности нац. валюты; г) изменение стра­тегии и тактики включения страны в МРТ; д) сохранение полит. и экон. независимости страны; е) сохранение экон. и военного превосходства.

Существуют две основные формы внешнеторговой политики государства: - фритредерство, или политика свобод­ной торговли; - протекционизм.

Фритредерство — политика гос-ва, направ­ленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экон. обмена.

Протекционизм – политика гос-ва, направленная на защиту отечественных производителей от иностр. конкуренции. В своей крайней форме про­текционизм принимает форму экон. автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт толь­ко теми товарами, производство которых в данной стра­не невозможно.

В реальности фритредер­ства и протекционизма, в чистом виде не проводится, а действуют как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимо­действие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в опр. периоды развития региональной и мировой торговли. В 50-60-е годы пре­обладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли. Протекционизм часто приобретает специфический регион. характер: внутри экон. интег­рационных объединений происходит либерализация об­мена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но од­новременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с III странами. При этом: а) проис­ходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, вопло­щенного в системе «режима наибольшего благоприят­ствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяю­щие повышать таможенные пошлины в случаях нанесе­ния «значительного ущерба» нац. пром., пострадавшей от импорта иностр. товаров.


29. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно разделяют на две группы: 1. международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом; 2. международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

Первая группа включает в себя: ГАТТ/ВТО, ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), МТП (Международная торговая палата).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – это международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после II мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли. Принципы ГАТТ: 1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования; 2) фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами; 3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров; 4)взаимность и предоставление торгово-политических уступок; 5) принцип наибольшего благоприятствования, т.е. все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных или вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов». С 1947-94 год прошло 8 торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров. До 1963 г. целью каждого из пяти раундов явилось согласование некоторых взаимных уступок участников в процессе снижения таможенных тарифов (таможенные пошлины были снижены на 20 %). 6-й и 7-й раунды касались изменения структуры ГАТТ, ее полномочий. Уругвайский раунд (1986-94 г.) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки генерального соглашения по торговле услугами, по охране интеллект. собственности, об инвестициях в сфере торговли требовало расширение компетенции этой международной организации. Результатам чего стала замена ГАТТ с января 1995 г. ВТО. Главным результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 г. до 5% в наст. время.

ВТО функционирует также как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений (защита инвестиций, товары, услуги, интеллект. собственность) и имеет больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений. Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. Основополагающими принципами ВТО, явл. предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление нац. режима товарам и услугам иностр. происхождения; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Отличия ВТО от ГАТТ: 1) ВТО не является специальным органом ООН; 2) по составу стран-участниц (в ВТО входят 157 стран). Россия имеет статус наблюдателя.

30. Международная миграция капитала: этапы развития, классификация форм.

Капитал – любой ресурс, способный к самоприростанию в процессе производственной и непроизводственной деятельности.

Этапы развития. Становление и развитие международной миграции капитала началось значительно позже, чем таких форм МЭО, как меж­дународная торговля товарами и международная тру­довая миграция. Для возникновения только возмож­ности экспорта капитала требовались значительные его накопления. Такая возможность появляется на первом этапе эволюции международной миграции капитала, ко­торый начинается после завершения процессов перво­начального накопления капиталов с развитием капи­талистических производственных отн. на рубе­же 17-18 веков и продолжается до конца 19 века. Данный этап называют «этапом зарождения вывоза капиталов». Происходящие в этот период про­цессы наиболее точно отражает термин «вывоз капитала», т.к. последний мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил ограниченный и случайный характер.

Второй этап эволюции международной миграции капитала отсчитывают с кон. 19 – нач. 20  до сер. 20 века, т.е. по мере утверждения и распространения в МХ капиталистических производственных отн. Процесс вывоза капитала в этот период осущ. как между промышленными странами, так и между промышленными и развивающимися странами. На данном этапе вывоз капитала становится типичным, повторяющи­мся и хар. явлением, что позволяет назвать данный этап «этапом вывоза капитала». Вывоз капитала это процесс изъятия части капитала из нац. оборота одной страны и перемещение его в товарной или денежной форме в сферу производства или обращения другой страны с целью извлечения более высоких прибылей. На современном уровне развития МХ недостаточно говорить только о вывозе капитала.

С сер. 20 века наступает третий этап эволюции международных перемещений капиталов, продолжающийся до настоящего времени, на котором происходящие процессы более точно отражает термин «международная миграция капитала». Причин этому несколько. Во-первых, вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и мно­гие развивающиеся страны и бывшие социалисти­ческие страны. В 1998 году иностр. ин­вестиции в группу развивающихся стран составили 173 млрд. $, а они, в свою очередь, экспортиро­вали капитал на ∑ 53,5 млрд. $. Во-вторых, страны одновременно становятся и экспортерами и импортерами капитала. Так, капи­таловложения из стран ЕС в США в 1996 году состави­ли 249 млрд. $, и одновременно из США в страны ЕС было ввезено капитала на ∑ 232 млрд. $. В-третьих, экспорт капиталов вызывает значи­тельные по объемам обратные движения капита­лов в виде процентов на кредиты, предпринима­тельской прибыли, дивидендов по акциям. Например, только в 1995 году платежи США по %-ам за ино­стр. кредиты составили около 40 млрд. $.

Международная миг­рация капиталов - процессы встречного движе­ния капиталов между различными странами МХ независимо от уровня их соц-эко­н. развития, приносящие доп. доходы их собственникам.

Причины международного движения капитала. 1. Относительный избыток капитала в стране (наступает, е! норма прибыли на капитал ниже, чем в любом другом регионе МХ). 2 Несоответствие спроса и предложения на различные виды капитала в рамках одной страны. 3 Расширение рынков сбыта произведенной продукции путем проникновения на закрытые рынки с помощью капитала (преодоление тарифных барьеров). 4 Движение капитала в регионы богатые природными или трудовыми ресурсами для осуществления производственной деятельности (альтернатива трудовой миграции). 5 «Бегство капиталов» - легальное и нелегальное изъятие и перемещение капитала за рубеж в целях максимизации прибыли и минимизации убытков вследствие полит. и социальной нестабильности, резкого изменения экон. конъюнктуры, смены форм хозяйствования и т.д.

Основные формы движения капитала. С точки зрения собственника капитала: официальный (гос.) капитал – это средства гос. бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые оттуда по решению и под контролем гос-ва (гос. кредит, гос. инвестиции, эконом. помощь); частный капитал – средства физ. или юр. лиц, перемещенные за рубеж и принимаемые оттуда по решению их руководящих органов, с сохранением за гос-вом права контроля; капитал межгосударственных организаций – средства из резервных фондов организаций перемещаемые за рубеж или принимаемые оттуда при решении и под контролем этих организаций. По срокам:  сверхкраткосрочный капитал (от 3-х дней до 3-х мес.); краткосрочный капитал (от 3-х мес. до 1 года); среднесрочный капитал (от 1 года до 3-х лет); долгосрочный (до 5 лет). По цели вложения и характеру получаемого дохода:1. Ссудный капитал – вложение средств в сферу обращения с целью получения дохода в виде банковского процента (в основе ссудного капитала лежит международный кредит); 2. Предпринимательский капитал – средства прямо и косвенно вкладываемые в производство с целью получения коммерческой прибыли.2.1. Портфельные инвестиции – вложение средств в иностр. ценные бумаги, дающее право на получение доходов от коммерческой деятельности предприятия, но без права контроля над объектом инвестирования (косвенно вклад-мые). 2.2. Прямые инвестиции – средства, вкладываемые в производство, дающие право на осуществление контроля над объектом инвестирования и получение дохода в виде коммерческой прибыли (в США с 10% - прямой инвестор, в Зап.Европе – с 20-25%).

Структура прямых иностранных инвестиций. 1 Собственно вложения капитала в производство (авансирование капитала). 2 Реинвестирование прибыли на имеющийся пакет акций в дальнейшее накопление акций. 3 Внутрикорпорационные переводы (ТНК).

Осн. формы прямых иностр. инвестиций. 1 Лицензионные соглашения о поставке технологий или оборудования (применяется на рынке, где больше риск и больше прибыль). 2 Совместные предприятия – производственный комплекс, находящийся в совместной собственности иностр. и нац. потребителей; доход делится в зависимости от вложенных капиталов.3 Владение управленческим контрольным пакетом (рынок должен быть не рисковым, средняя прибыль). 4 Филиал (осуществление деятельности на свой страх и риск, 100% акций принадлежит инвестору).

31. Международный кредит: сущность, функции, основные формы.

Международный кредит – это предоставление финансовых и материально-вещественных ресурсов в найм, в целях получения процентного дохода на условиях срочности, платности и возвратности.

Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере МЭО, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности.

Субъекты МК: юр. и физ. лица; предприятия; ТНК; ТНБ, правительства стран; ЦБ; международные и региональные финансово-кредитные институты и проч. (все экономические субъекты МХ).

Принципы кредитования:- срочность; платность; возвратность; обеспеченность.

Функции МК: 1. Перераспределение финансовых ресурсов и выравнивание нормы прибыли; 2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем замены действительных денег кредитными, путем развития и ускорения безналичных платежей; 3. Ускорение процессов концентрации и централизации капитала.

Положительные стороны МК: - произошло расширение производственной сферы МХ; - стимулирование НТП и ускорение внедрения его достижений в сферу массового производства; - снижение трансакционных издержек и ускорение процессов оборачиваемости различных ресурсов.

Отрицательные стороны МК:

- искусственное расширение границ экономики отдельных стран, следствием которого может стать инфляция;

- усиление зависимости отдельных государств в результате отсутствия возможности обслуживания своего внешнего долга и предъявляемыми вследствие этого политическими требованиями;

- политическая зависимость неплатежеспособных заемщиков.

Основные формы МК:

По срокам кредитования: сверхкраткосрочные (до 3-х мес.); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По источникам кредитных средств:

- внутреннее кредитование;

- иностранное кредитование;

- смешанное кредитование.

По назначению:

- связанные (целевые) кредиты – кредиты, предназначенные для реализации какой-либо программы в сфере международной торговли товарами и услугами. По ним нужно отчитываться перед междунар. финанс. организациями (МБРР, МАР);

- финансовые кредиты – используются на любые цели без последующего отчета;

- смешанные кредиты – предназначены для обслуживания комбинированных форм вывоза капитала.

По видам кредита:

- товарные, предоставляемые в основном экспортерами своим импортерам (продажа в кредит);

- валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

По технике предоставления:

- финансовые (наличные), зачисляемые на счет заемщика в его распоряжение;

- акцептные в форме акцепта тратты банком;

- депозитные сертификаты;

- облигационные займы и др.

С точки зрения обеспечения:

- обеспеченные кредиты – кредиты, выдаваемые при наличии залога;

- бланковые кредиты – необеспеченные кредиты, выдаваемые под гарантию государства или крупного банка.

По валюте займа:

- в валюте страны-кредитора;

- в валюте страны-заемщика;

- в валюте третьей страны;

- в международной счетной валютной единице (СДР).

В зависимости от того, кто является кредитором:

- частные кредиты, предоставляемые банками, фирмами и т.п.;

- правительственные кредиты, выделяемые правительствами;

- кредиты международных и региональных валютно-финансовых организаций;

- смешанные кредиты.


32. Мировой кризис внешней задолженности: причины, последствия, пути урегулирования.

Кризис внешней задолженности означает, что страна не в состоянии обслуживать суверенный или частный внешний долг.

Локальные  кризисы  внешней  задолженности, начались в первые послевоенные десятилетия. Уже в 1956 г. было зафиксировано первое соглашение о реорганизации внешнего долга. До 1982 г., было заключено 70 таких соглашений с 46 развивающимися странами на общую ∑ 27,7 млрд. $. Сложившаяся за 70-е годы система зависимости платежеспособности стран-должников от чрезмерно высоких экспортных доходов или крупных внешних заимствований не выдержала снижения доходов и увеличения оттока финансовых ресурсов. В первые годы долговой кризис носил характер м/д кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и м/д кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались ТНБ, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики. Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня.

В этих условиях банкротство какой-либо одной крупной страны-дебитора угрожало цепной реакцией банкротств среди кредиторов, и прежде всего частных банков. Вслед за этим были неизбежны банкротства и среди стран-должников, т. к. платежеспособность многих из них зависела от периодического возобновления внешних заимствований. Во второй половине 80-х годов долговой кризис перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления с тяжелыми социальными последствиями. Однако угроза массовых банкротств комм. банков и краха системы международного кредита миновала. Банки создали механизмы защиты, увеличили резервы. Только в нач. 90-х годов платежный кризис стал терять свою остроту. Ослаблению долгового кризиса содействовали изменение политики Запада и частных кредиторов, создание международной системы урегулирования внешней задолженности, усилия самих развивающихся стран.

Непосредственно спровоцировали кризис внешние факторы: экономики многих развивающихся стран не выдержали резкого ухудшения мирохозяйственных условий при переходе от 70-х к 80-м годам, приведшего к сокращению притока и к увеличению оттока финансовых ресурсов. Внешние причины долгового кризиса сформировались в 1973-80 гг. Это мировые цены и банковские кредиты. 70-е годы характеризовались многократным увеличением мировых цен на нефть и другие виды сырья. Среди внутренних факторов, спровоцировавших долговой кризис преимущественное значение имели неэффективная структура экономики, неправильная долговая политика стран-дебиторов, их нереалистичная политика в сфере кредита и валютных операций, способствовавшая массовому «бегству» капиталов, неэффективное использование средств, просчеты в составлении нац. программ развития, увлечение дорогостоящими, амбициозными проектами.

Банки пром. развитых стран думали, что страны-заемщики заинтересованы в соблюдении внеш. долг. обязательств. Они рассчитывали на отзыва займа при сокращении кредитования до того момента, пока погашение долгов будет прекращено. Расширяя свои м/д операции, банки рассчитывали на поддержку и поручительство своих правительств. Правительства развивающихся стран брали внешние займы по полит., а не экон. соображениям, то они прибегали к отказу от платежей. Внеш. задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Объем задолженности и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удержать долг на достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Запад вырабатал новую долговую стратегию основу составили «план Миттерана» (1988 г.), «план Брейди» (1989 г.) и решение «большой семёрки» МВФ, МБРР, ЕЭС. В 1988г. главы гос-в и правительств 7 ведущих стран согласились предоставить ряду государств-должников более благоприятные условия переноса сроков погашения задолженностей, списать часть долгов, увеличить объем помощи. Суть «плана Брейди» разнообразить формы фин. поддержки развивающихся стран, позволять снизить долг комм. банкам и платежи по его обслуживанию. Предусматривалось, использования таких форм, как выкуп развивающимися странами у банков своих долговых обязательств со скидкой, преобразование этих обязательств в ценные бумаги с меньшим номиналом или под более низкие %-ы.

Новая стратегия Запада состоит из блоков: Первый блок рекомендаций проведения глубоких экон. реформ кризисными странами. Второй блок - уменьшение платежей кризисных стран. Льготы для наименее развитых стран предусматривались в отн. задолженности по гос. экспортным кредитам в соотв. с «планом Миттерана». Странам-кредиторам предлагались варианты расчетов по задолженности: списание 1/3 долга и отсрочка погашения остальных 2/3 на 14 лет с начислением %-ов по рыночной ставке; перенос всей ∑ долга на 14 лет %-ы по которой устанавливаются из расчета рыночной ставки, уменьшенной на 3,5%, а е! она будет ниже 7% годовых, то наполовину рыночной ставки; предоставление отсрочки долговых платежей на 25 лет, но с взиманием, %-ов по рыночной ставке.

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация (реорганизация), т. е, перенос или отсрочка (пролонгация) платежей. Реструктурируются, т. е. предоставляется отсрочка на платежи, подлежащие выплате в течение 1 года, 2-3 лет и на более длительный срок. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Реструктурируются долги как иностр. гос-ам, так и частным кредиторам, соглашения о реорганизации подписываются с Парижским или с Лондонским клубами.

В соответствии с «планом Брейди» была разработана и действует в настоящее время техника осущ. операций по снижению долговой нагрузки. Она начала применяться прежде всего при операциях по снижению долга на 50%. Соглашения о проведении операций по СЗОД, повышая вероятность оплаты оставшегося долга странами-должниками, повышают их кредитоспособность, открывают возможности получения новых кредитов.

33. Международная миграция рабочей силы: сущность, формы. Нац. и международное регулирование миграционных процессов.

Международная миграция раб. силы – это перемещение экономически активного населения из одних гос-в в другие в целях трудоустройства, вызванное причинами экон. и неэкономического хар-ра.

Формы миграции. С точки зрения направления потоков раб. силы:1 эмиграция- выезд из страны населения в целях трудоустройства; 2. иммиграция – въезд в страну экономически активного населения в целях трудоустройства; 3. реэмиграция – возврат ранее выехавшего населения в страну прежнего базирования. С временной точки зрения:1. временная миграция (срочная, может достигать 5,7, 15 лет); 2. безвозвратная миграция. С территориальной точки зрения:1. межконтинентальная; 2. внутриконтинентальная. По степени законности легальная, нелегальная По уровню квалификации высококвалифицированная, низкоквалифицированная..

Структура миграции: МОТ- Международная организация труда. 1.Официальные мигранты (имеющие законное право на осуществление трудовой деятельности). 2 Нелегальные мигранты. 3 Рабочие-фронтальеры (люди которые ежедневно пересекают границу, чтобы достичь места своей работы).

Причины международной миграции раб. силы. Экон. хар-ра: Различный уровень з/п и качества жизни. Следование за капиталом (за производственным капиталом; это транзитная миграция; создаются филиалы за рубежом, куда едут специалисты). Различия в приоритетности развития отраслей. Наличие органической безработицы (орган-ая безраб-ца характерна для трудоизбыточных регионов, где потенциально отсутствуют вакантные места). Неэкон. хар-ра: Полит. (войны, революции, смена власти). Религиозные (вынужденная или не вынужденная миграция). Причины личного характера. Климатические причины.

Осн. центры миграции м/д раб.силы. 1) США (традиционный центр, но не эффективный; 8-9 млн. мигрантов) Проводится жесткий отбор мигрантов; провод-ся политика на сокращение въезда мигрантов. 2) Зап. Европа (малоперспективен, т.к. миграция идет внутри ЕС). При наличии трудовой визы разрешен въезд членам семей; на въезд низкоквалиф-ной раб.силы введены квоты. 7 млн. мигрантов. 3) Австралия. Въезд не ограничен, если вы осуществляете инвестиции или являетесь представителем редкой профессии. 350 тыс. мигрантов. 4) Ближний Восток. Привлекается раб.сила для работы в нефтедобывающей пром. 4 млн. мигрантов. 5) Азиатско-Тихоокеанский регион. Страны НИС; существует транзитная и нелегальная миграция. Официальная миграция – 3 млн., 87% - транзитная. 6) Латинская Америка (Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Привлекается высококвалиф-ная раб.сила; сезонная миграция из близлежащих государств. 3 млн. мигрантов. 7)ЮАР. Сельская, сезонная миграция, 2 млн. человек. Привлечение высококвалиф-ной раб.силы, 500 тыс. человек.

Национальное регулирование миграции. Гос. миграционная политика — это политика гос-ва, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она подразделяется на эмигра­ционную и иммиграционную.

Выделяют 3 направления иммиграционной политики:

I. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же  предупреждаются. 2.Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи. 3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют се­лективный подход при регулировании и иммиграции. Смысл его в том, что гос-во не препятствует въезду тех категорий работников, кото­рые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя: 1.Качественные требования к профессиональной квалификации иностр. рабочей силы, в частности 2.Введение возрастного ценза для въезжающих. 3 Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. 4. Ограничения полит. хар-ра. 5.Прямое квотирование импорта рабочей силы (кол-во), 6 Ограничение времени работы в стран. 7 Национально-географические приоритеты, отра­жающие предпочтительные регионы иммиграции. 8. Система санкций, действующих в отн. незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики гос-в: стимулирование трудовой миграции; огр. трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты: жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими фин. и юр. га­рантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов; лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отд. категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за гос. счет; проведение таможенной политики, предусматри­вающей таможенные льготы для возвращающих­ся трудящихся-эмигрантов. разработка программы рабочих мест для реэмиг­рантов; выдача кредитов и предоставление льгот реэмиг­рантам на постройку и приобретение жилья; выдача кредитов для открытия собственного биз­неса.

Международное регулирование миграции ведущая роль принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Отличительной особенностью уча­стия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, рабо­тодателей и профсоюзов. МОТ осуществляет деятельность по следующим на правлениям: Разработка конвенций и рекомендаций о труде. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Международная организация по миграции (МОМ) разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.

В функции МОМ входит: - способствовать упорядочению и планированию миграции граждан; - способствовать перемещению квалиф-ой раб.силы и членов их семей; - организовывать перемещение беженцев и др.

34. Экономическое содержание международного научно-технического сотрудничества. Основные формы передачи  технологий.

Можно выделить три группы основных способов передачи технологии: внутрифирменный обмен (на него приходится 2/3 мировой торговли технологиями); межфирменные соглашения о передаче технологий; межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий, Но обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экон. содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

К некоммерческим формам передачи технологии относят: научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки); обмен результатами исследовании посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и пром. предприятий (стажировки, командировки и др.); обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

К коммерческим формам передачи технологии относят передачу технологии по лицензионным договорам, путем продажи оборудования и материалов (или передачи в аренду), оказания услуги типа инжиниринг, через учреждение совместных фирм (предприятий) и т.п. Комм. формы передачи технологии подразделяются на сопутствующие соглашения ("под ключ", "под готовую продукцию", "рынок в руки") и самостоятельные формы (лицензионные соглашения, безлицензионные формы передачи технологии и кооперационные соглашения).

Из сопутствующих форм передачи технологии соглашения на условиях "ВОТ" (строить, передавать) и "рынок в руки" (с обеспечением сбыта продукции) встречаются в настоящее время довольно редко. В то же время соглашения “под ключ широко распространены во многих странах. Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Соглашения "под ключ" обеспечивают возможность приобретения не только определенных технических, но и управленческих знаний, и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ          Соглашение под готовую продукцию отличается тем, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только после начала производства продукции.

Лицензионные соглашения основная форма передачи технологии, предусматривают передачу на опр. срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в обл. науки и техники. Их можно классифицировать по признакам, характеризующим: степень автономности лицензии (самостоятельные и зависимые — сублицензии).  Сублицензию предоставляет лицензиат, явл. владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором. Патентными обычно именуют лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами.

К беспатентным обычно относят лицензии, предметом которых явл. разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, ноу-хау). Передача ноу-хау может осуществляться по разным каналам, в т. ч. и без заключения лицензионного соглашения, например при обучении технического персонала, установке и наладке оборудования, решении задач организационного, управленческого характера, изменении технологического процесса в соотв. с требованиями лицензиата и др.

Смешанные (передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами). Часто приобретение ноу-хау осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентами или авторскими правами.

Объем прав на использование технологии (простые, исключительные и полные). При простой (неисключительной) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату, право на использование объекта пром. собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам. При исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Полные лицензии в соответствии, с которыми в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента.

Права лицензиара использовать усовершенствование объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (возвратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают.

К безлицензионным формам относят передачу технологии посредством: поставки оборудования и материалов; предоставление услуг типа инжиниринг -совокупность работ прикладного характера, включающих предпроектные технико-экономические исследования и обоснования оптимальности планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную доработку технологии, проектную промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта с выдачей спецификаций компонентов или оборудования, соответствующих требованиям заказчика, а также последующие услуги или консультации.

Услуги типа инжиниринг оказываются за плату в соответствии со специально заключаемым контрактом: 1. Создания совместных фирм (предприятий). Такая форма технологического обмена наиболее прибыльна и рентабельна как для фирмы — "донора" (которая облегчает себе задачу проникновения на новые рынки), так и для фирмы — "реципиента" (повышающей конкурентоспособность выпускаемой продукции вследствие привлечения более современных технологий); 2  Передачи оборудования в аренду, которая в зависимости от сроков действия договоров подразделяется на рентинг (до 1 года), хайринг (от 1 года до 2—3 лет) и лизинг (свыше трех лет). К кооперационные соглашения - взаимное предоставление технологии с последующим обменом и сборкой; совместная разработка изделий, включая проектирование, изготовление и сборку. Выделяются следующие виды производственной кооперации:

Подрядное кооперирование -стороны заключают договор на изготовление опр. изделия из материала заказчика или поставщика. Совместное производство комбинирование разных форм кооперации в зависимости от потребностей партнеров.

35. Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели и формы.

 Интеграция – это процесс сращивания экономических механизмов ряда национальных экономик, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки интеграции:

1.интернационализация внешнеэкономической деятельности;

2.углубление МРТ;

3.научно-техническая революция (сокращается жизненный цикл товара  => рынок сбыта нужно постоянно увеличивать);

4.повышение степени открытости национальных экономик.

Условия экономической интеграции:

1.географическая близость интегрирующихся стран;

2.близость уровней экономического развития и системы хозяйствования (уровень развития определяет структуру);

3.обширность экономических проблем и задач, стоящих перед странами, вступающими в интеграционную группировку. Есть два второстепенных фактора:

а) демонстрационный – когда группировки показывают экономический рост;

б) опасения – если опасаются, что интеграционные группировки возведут барьеры для других стран (пошлины, налоги).

Задачи интеграционных группировок:

1.использование преимуществ экономики масштаба;

2.увеличение емкости внутреннего рынка (расширение рынка сбыта, увеличение платежеспособности);

3.проникновение на новые рынки (актуально, если между странами существуют административные границы);

4.содействие реструктуризации экономики и поддержка молодых отраслей национальной экономики (применение опыта соседних государств в различных молодых отраслях).

Типы экономических интеграционных группировок (каждый тип является этапом)

Преференциальное соглашение – или специальный начальный этап. Он предполагает предоставления режима наибольшего благоприятствования в области торговли. Специальные органы не создаются, регулирование осуществляется на основе двусторонних соглашений.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - пред­ставляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной тор­говле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В от­ношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государст­во-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

 В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза прово­дят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли (установление ставок). Существуют три вида ставок:

а) генеральная – устанавливаемая для стран, с которыми не заключены ни какие соглашения в области торговли;

б) минимальная (средняя) – устанавливается для стран, с которыми заключены соглашения о режиме наибольшего благоприятствования;

в) преференциальная – применяется в отношении наименее развитых стран (29 шт.).

 Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не толь­ко во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей си­лы и капитала. Регулируется: секретариат, совет министров. 

Экономический союз предполагает в допол­нение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участни­цами единой экономической полити­ки, создание системы межгосударственного регулирования соци­ально-экономических процессов. Регулируется: секретариат, совет министров, межнациональный комитет по интеграции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 РЕФЕРАТЫ