бесплатные рефераты

Шпоры (экономика и финансы)

Политический союз – устранение всех ограничений и утрата суверенитета отдельных государств и проведение единой внешней политики. (В настоящее время такого союза не существует).






36. Европейский союз: значение, этапы формирования, механизм, перспективы.

ЕС: Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Греция, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Нидерланды, Великобритания.

Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года, когда был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран. Реальный отсчет развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (кон. 50-х – сер. 70-х годов) этап создания зоны свободной торговли. Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были:  постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;  ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг"; разработка и проведение общей политики в обл. транспорта и с/х;  создание валютного союза; унификация налоговой системы;

Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.

Второй этап (сер. 70-х – сер. 80-х годов) формирование таможенного союза. Проводиться политика в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества. В 79 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап (II половина 80-х – нач. 90-х годов) – этап создания общего рынка. Принимается  ЕЕА (единый европейский акт). Центральное положение ЕЕА создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. К 92 г. были достигнуты следующие цели: устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле; устранены нац. ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран. В этот же период страны ЕС перешли к приведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте и т.д.

Четвертый этап (сер. 90-х годов – нач. 21 века). Создание экон. союза. На основании Маастрихтского договора 1992 г. Европейское экон. сообщество трансформировалось в ЕС. Запланировано пройти три этапа: валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; создается Европейский валютный институт и усиливается координация  макроэкономической политики; взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

В развитии ЕС были и трудности межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. Межгосударственные органы:

Совет Министров ЕЭС - законодательный орган (решения по реализации единой политики ЕС), Европейский совет – директивный орган (входят главы государств и правительств стран-участниц), Комиссия европейских сообществ (КЕС) - исполнительный орган (предоставляет проекты законов, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д.),  Европейский парламент представительный, консультативный орган (взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет)  Европейский суд – высший судебный орган. Существуют еще и другие властные структуры: Европейский фонд регионального развития (предоставляет финансы, помощь при природных бедствиях); Европейский инвестиционный банк (выравнивает уровни экономического развития стран-участниц); разного рода комитеты и комиссии.

В целом интеграция в рамках ЕС оказывает позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего МХ. Так если в 1958 г. для внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта стран в него входящих, а импорта-35%, то в 1992 г. достигли соответственно 59% и 62%.

37. Интеграционные процессы в Северной, Латинской Америке, характеристика, основные группировки, проблемы.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) с  01.01.94 года, в  НАФТА, входят США, Канады, Мексика. На них приходится 20% всего объема мировой торговли. Осн. положения соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию амер. и канад. компаний в банковском и страховом деле в Мексике; создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окр. среды. В течение 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около 2/3 наименований продукции. Наибольшую выгоду от закл. соглашения получат потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказажутся и амер. промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах амер. экономики, как пр-во электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. Мексика с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экон. развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. Менее всех выгод от НАФТА поначалу получит Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно - с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА, Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. 

Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР в 1991 г. заключили торговый пакт МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. В 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы к началу 21 века будут отменены. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экон. сотрудничества с другими регион. торг. группировками. Возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на полит. стабильность в регионе.

В 1989 г. в северной Африки был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию экон. сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Сев. Африки представляет собой пять замкнутых в нац. границах, обособленных друг от друга рынков. Практика интеграционных процессов в Африке, направлений углубленного сотрудничества, показывают, что, эти задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экон. сотрудничество бедных и отставших стран, не ведет к выходу из "порочного круга бедности".

С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Оман ("нефтяная шестерка"). Реальные интеграционные процессы весьма слабы.. Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости соц.-экон. отн., примитивности и структурной недифференцированности нац. хозяйств, неразвитости рыночной и фин.й инфраструктур обрекали эти формирования на полную неудачу.

30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в этой группировки связан с экон. ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими истор. традиции взаимными торговыми связями.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - межправительственная организация, объединяющая 21 гос-во региона. АТЭС создана в 1989 г. с целью развития экон. сотрудничества в бассейне Тихого Океана (с 98 г. входит и Россия). Особенностей интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР:

1 интеграционные процессы в организации АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. 2 процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экон. развития, разными культурами и соц-полит. системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней есть две великие экон. державы 20 века - США и Япония, а также экон. гигант 21 века – Китай; 3 интеграция в масштабах АТР вкл. субрегиональные экон. союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли; 4 идеология тихоокеанского "открытого регионализма", рассматривает региональную интеграцию как элемент экон. глобализма. При этом эволюция МЭ предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экон. союзов. Концепция "открытого регионализма" предполагает,  что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экон. связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экон. интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не о зоне свободной торговли, а об "открытой экон. ассоциации".

В середине 90-х годов на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП. В то время как на ЕС, например, соответственно, 6,7% и 20,5%. Близкие к ЕС удельные веса имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% - услугами и 64,1% - экспорта технологий. В сфере внеш. торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и Юго-Восточной Азией (без учета Японии).

38. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве: факторы развития, особенности, перспективы.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются осн. факторами: Разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени; Желанием широких масс населения в странах-членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков; Технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экон., сколько полит. и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Решение о создании СНГ было принято президентами РФ, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экон., поли. и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, гос. институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ – открытая организация для присоединения других стран.

С 1992-98 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных обл. сотрудничества. Большая часть из них осталась «на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна. Главное же препятствие для успешной интеграции закл. в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке полит. воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых гос-в расчеты на получение выгод при дистанционировании от России и интеграции в рамках СНГ. 1994 г. вступило в силу соглашение о создании зон свободной торговли. Сейчас участниками ЗСТ являются 12 стран. Соглашение направлено на постепенную отмену пошлин, тарифов, сборов, упрощение таможенных формальностей и т.д. В этом же году подписано соглашение о сотрудничестве в таможенных делах (совершенствование пассажирского и грузового сообщения, пресечение нарушителей, борьба с наркотиками). 96 г. создание союза «четырех» куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. 97 г. союз России и Белоруссии. 94 г Центральноазиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан его цель координация политики в обл. экономики и обороны). В 95 г. подписано соглашение о тройственном таможенном  союзе между Россией, Казахстаном, Белоруссией в 96 присоединилась Киргизия. Цели отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, единый торговый режим, образование единого таможенного гос-ва, перенесение контроля на внешние границы.

97 г. договор о союзе Белоруссии и России. Плюсы для Белоруссии: расширение рынка сбыта товаров, доступ к российским энергоносителям, приток российских инвестиций, договор предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос более чем на 30%, а в 1998 г. – примерно на 20%.      

Плюсы для России: снятие ограничений во взаимной торговле, улучшение финансово-экономического положения предприятий РФ; сбыт топливно-энергетического комплекса и формирование в этой отрасли ТНК; укрепление российской безопасности России; проникновение российского капитала; удобное географическое положение Белоруссии (сухопутные транспортные пути).

Минусы для России: не пополнение госбюджета из-за отмены пошлин; убытки от взаимопоставок товаров по внутренним ценам производителя; потери от незаконного ввоза алкоголя, табака, и т.д.; задолженность Белоруссии перед Россией.

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках Содружества, почти все страны СНГ вынуждены были девальвировать свои валюты.

Оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности. Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией в основе лежат общие интересы  по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных процессов главным образом будет зависеть от результатов развития российской экономики и системных реформ в России – естественного интеграционного ядра СНГ. 

39. Межгосударственное регулирование МЭО, сущность, этапы, инструменты. Специализированные учреждения ООН и их значение в регулировании МЭО.

Предпосылки развития национального регулирования:

1.Необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов и устранения нетарифных барьеров;

2.Крах колониальной системы и включение в МЭ большого кол-ва развивающихся стран и связанное с этим усиление неравномерности экон. развития;

3.Сырьевые и продовольственные кризисы 70-80-х гг. в ряде развивающихся стран и структурные кризисы в этот же период в промышленно развитых странах;

4.Усиление влияния ТНК;

5.Глобализация мировой экономики;

6.Интенсивное развитие процессов региональной интеграции.

Основными задачами МЭО являются:

1.Обеспечение стабильности МЭ в валютно-финансовой сфере (преодоление кризисов);

2.Развитие экон. сотрудничества между странами и сокращение разрыва в уровнях экон. развития;

3.Устранение дискриминации отдельных стран в сфере торгово-посреднических операций;

4.Финансирование конкретных проектов, направленных на улучшение качества жизни во всех странах. Массовое распространение достижений НТР.

МЭО – это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные и официально закрепленные его участниками цели, сферу компетенции и органы управления, а также имеющий специфические политико-организационные атрибуты, в качестве которых может выступать устав, порядок принятия решений, вступление в организацию, исключение из нее и т.д.

Этапы организации МЭО:

1.Принятие учредительного документа (международный договор);

2.Формирование структуры организации. Создается временный орган, который существует не более 6 месяцев и занимается выработкой структуры и т.д.;

3.Созыв главных органов управления организации и начало функционирования;

4.Ликвидация или роспуск МЭО (Варшавский договор СССР – Вост. Европа).

МЭО классифицируется по:

уровню участников: - Межправительственные (межгосударственные) (4000); - Неправительственные (объединения физических и юридических лиц) (около 300).

уровню компетенции: - Общей компетенции, занимающихся регулированием всех сфер деятельности (ООН, Совет Европы, Лига Арабских гос-в); - Специальной компетенции, занимающихся координированием сотрудничества в отдельно взятой сфере (Международная морская организация, Почтовый союз, Международная организация авиации, МВФ);

по порядку вступления в организацию: - Открытые, членство в которых не ограничивается (МВФ); -Закрытые, вступление которых возможно только по рекомендации стран-членов (НАТО, Евросоюз).

ООН была создана 24.10.45 г. по инициативе СССР, США, Великобритании и Франции. Кол-во стран-членов – 188 государств.

Основные цели:

- Поддержание международного мира и коллективной безопасности;

- Обеспечение равноправия и суверенитета отдельных государств и народов;

- Защита прав человека;

- Выполнение функций центрального органа регулирования в процессе достижения этих целей.

Основные принципы ООН:

- Суверенное равенство всех членов;

- Мирное урегулирование всех конфликтов и невмешательство во внутренние дела государств;

- Добросовестное выполнение обязательств, принятых после вступления в организацию в соответствии с уставом.

Все решения ООН носят рекомендательный характер и юридическую силу могут приобретать только после закрепления в национальном законодательстве.

Методы воздействия на страны, не соблюдающие международные нормы со стороны ООН могут носить экономический характер – эмбарго (запрет на ведение торговли), запрет на экспорт и импорт; политический характер – бойкот, разрыв достигнутых ранее соглашений, исключение из организации.




40. Проблемы участия России в международных экономических организациях.

Россия принимает участие в более чем 300 организациях. Условно их можно разделить на три группы:

1.                 Организации системы ООН;

2.                 Специализированные экономические и научно-технические организации ООН;

3.                 Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения.

Для России представляют интерес следующие программы ООН:

1.                 Программа развития ПРООН – предоставляет консультационные услуги переквалификации руководителей предприятий с учетом требований рыночной экономики, привлечение дополнительных ресурсов двусторонних и многосторонних «доноров»;

2.                 Детский фонд ЮНИСЕФ – гуманитарная медицинская помощь, содействие в реорганизации здравоохранения и социальной защиты детей;

3.                 Программа промышленного развития ЮНИДО – содействие хозяйственным реформам в российской промышленности;

4.                 Международная организация труда (МОТ) – внедрение концепции социального партнерства, помощь в обзоре рынка труда, совершенствование статистики труда, обучение кадров;

5.                 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – программы по ликвидации последствий чернобыльской аварии, борьбе со СПИДом, охрана окружающей среды.

Россия сотрудничает со Всемирным банком, в 1992 г. Россия присоединилась к МВФ и МБРР, к международной финансовой корпорации и Европейскому банку реконструкции и развития. МВФ и МБРР – ведущие кредиторы России. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил кредиты на сумму 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта. Международная финансовая корпорация играет заметную роль в содействии рыночным реформам (приватизация).

Главная задача Всемирного банка – обеспечение эффективного использования средств, следовательно, получение каждого следующего кредита для России сложнее, так как Всемирный банк помогает странам с временными трудностями в уравновешивании платежного баланса, а Россия рассматривала его кредиты как спасение от экономического и финансового кризиса. ЕБРР кредитует в основном частный сектор. В 1992 г. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). На сегодняшний день стоит вопрос о вступлении России в ВТО, но признание правил игры ВТО может повлечь существенные изменения внутри страны – в экономике, в экономической политике государства, правовом обеспечении предпринимательской деятельности, вывозе капитала, защите прав собственности. А без вступления в ВТО дальнейшая интеграция в мировое хозяйство невозможна. Россия вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Она принимает участие в рассмотрении вопросов урегулирования долгов развивающихся стран (возможно России удастся вернуть свои долги).

Россия принимает участие в работе Лондонского клуба. Возникает следующий парадокс: в банках, участвующих в Лондонском клубе ведутся счета долгов России, но в тех же банках лежат не меньшие деньги теневого и криминального капитала.

Россия участвует в ежегодных встречах стран «Большой Восьмерки», но не принимает участия в обсуждении валютно-финансовых проблем.  






41. ВЭД: сущность, мотивация, среда.

ВЭД предприятий – это деятельность, связанная с выходом на внеш. рынки хоз. операциями, проводимыми в двух или более странах. Особенности ВЭД опр. цели выхода предприятия на внешние рынки, а также выбор средств и форм ведения ВЭД.  Наиболее общей целью является получения прибыли, расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация продаж, использование избыточных мощностей, сокращение издержек (за счет эффекта масштаба), прежде всего условно-постоянные затраты, экономия на транспортных расходах, распределения риска. Все это обогащает опыт предприятия в работе на международных рынках.

Экон. интересы предприятий -  участников ВЭД Глобальная цель – максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ МРТ – реализуется за счет ряда операций: расширение сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширение. круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству; минимизация издержек производства и удельных затрат на ед.продукции при оптимизации процессов пр-ва, превышающих емкость внутр. рынка; обеспечение потребностей в закупках сырья, новейших технологий, привлечение инжиниринговых услуг; продление жизненного цикла продукта путем его реализации на новых рынках; обеспечение более полной загрузки производственных мощностей в результате кооперации; минимизация затрат на обновление основного капитала через межд.лизинг; повышение качества продукции с помощью .применения новых технологий; повышение эффективности вложения капитала, прежде всего в такой форме, которая позволяют экономить издержки пр-ва, оптимизация производственно-сбытовой базы; переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной полит. ситуации.; выноса «вредного производства» в страны, в кот. действует более либеральное законодательство. При этом экон. интересы предприятия формируется в соотв. с законодательно закрепленными принципами осуществления ВЭД: с одной стороны, предприятия самостоятельны в принятии своих решений по выходу на внеш. рынки, выбору орг-правовой формы, партнеров, а следовательно, их ВЭД должна учитывать требования нац. экон. безопасности страны.

Препятствия, которые могут возникнуть у предприятия при осуществлении ВЭД: отсутствия достаточных знаний о других рынках и условиях работы в других странах, сложности выхода на рынок, в т.ч. незнание особенностей ВЭД. Большой риск ВЭД. Отсутствие средств для приобретения ресурсов. Транспортные издержки. Гос. политика стран, в кот. предполагается вести ВЭД.

Среда ВЭД представляет собой совокупность условий за пределами компании, которые на практике влияют на успех ВЭД: - общий уровень экон. развития; - фаза экон. цикла в стране (кризис, подъем); -наличие свободных мест или нехватка рабочей силы; - наличие и доступность денежных средств.

Полит. среда  способы управления экономикой – цели и задачи правительства страны; в зависимости от политики правительства различают страны экспортоориентированной экономики и импортозамещающей.

Правовая среда. Ориентируется на традиции, прецеденты. Законодательство может быть не подробно прописано, отсюда большое количество судебных разбирательств и прецеденты. Система гражданского права – базируется на детально разработанных законах, кодексах.  Правовая страна в государстве может быть и теократической, например, в мусульманских странах. Используются своды, правила, заповеди. Прежде чем, выходить на внешние рынки, предприятие должно проанализировать все это. При выходе на внешние рынки необходимо обращать внимание на договорное право, налоги, таможню, порядок создания нового бизнеса, трудовое законодательство, антимонопольное законодательство.

Социально-культурная среда определяет товар, кот. стремятся покупать в соотв. с традициями, нормами, вкусами людей. Необходимо учитывать техническую и технологическую среду – уровень развития техники и технологии. Имеет значение и географическая среда – климат страны, особенность ресурсов, их доступность.

Большое значение для работы предприятия на внешнем рынке имеет институциональная среда – наличие и особенности работы гос. институтов – банки, страховые компании, транспорт, маркетинговые фирмы, таможня, налоговые органы, органы статистики и т.д.

Конкурентная среда – это наличие и характер деятельности фирм, производящих аналогичную или схожую по своим свойствам продукцию.

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экон., научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отн. с зарубежными странами. Рациональная внешнеэкон. политика гос-ва может привести к повышению темпов роста нац. дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений. На сегодняшний день ориентация на внешний рынок является чрезвычайно важной для РФ. Выход на международный рынок предприятия дает ряд положительных моментов и для предприятия и для страны: 1. фактор доп. стимулирования стабилизации нац. экономики; 2. гибкость предприятия реагировать на изменение внешнеэкон. факторов; 3. повышение технологического и технического уровня, что приводит к росту предприятия; 4. рост конкуренции в предпринимательстве. В основе внешнеэкон. деятельности лежит независимость и самостоятельность в: 1. выборе ассортимента и объема продукции, которую хотят производить; 2. внешнего рынка; 3. иностранного капитала; 4. форм внешнеэкон. деятельности, с помощью которых можно выходить на внешний рынок.

Главной причиной возникновения и развития внешнеэкон. связей между странами является МРТ. Основные направления развития внешнеэкон. связей в современных условиях: 1. восстановление и развитие экспортного потенциала страны; 2. использование иностр. кредитов для технического переоснащения; 3. повышение конкурентоспособности росс. товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства; 4. изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного пр-ва в форме высокоточных технологий; 5. обеспечение экон. безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

42. Особенности и роль ВЭД в современной России.

До 90-х годов XX века ВЭД в СССР была строго контролируемой государством сферой. Только Внешторг мог выходить на внешние рынки. Даже министерства должны были подавать заявку на приобретение того или иного товара или на поставку чего-либо за рубеж. С 90-х годов страна изменилась и изменились условия ВЭД. Прежде всего, либерализация. Этот процесс имел неоднозначный эффект. С одной стороны, изменился порядок выхода предприятия на внешний рынок. Это стало гораздо проще. Любое предприятие могло стать участников ВЭД. С другой стороны неурегулированность этого процесса привела к значительным потерям в экономике для ряда отраслей, т.к. продукция не могла конкурировать с аналогичной продукцией других стран, например, легкая промышленность, товары народного потребления. Но при этом ряд отраслей смогли пережить переломный момент, сохранили  и упрочили свои позиции – металлургия, энергетика, сырье. В результате преобразований изменилась структура экспорта и импорта. Экспорт – сырье, энергоресурсы. Импорт – товары народного потребления, оборудование. Конкурентоспособные отрасли:

- сырье, топливо

- активно развиваются – авиа, космос, вертолетостроение, торговля оружием.

Конкурентные преимущества России в целом состоят в следующем: наличие ресурсов, наличие технологии, достаточно высокий уровень образования.

Внеш.торговли РФ не удалось занять в системе. Мировой торговли (МТ) то место , кот. Принадлежало СССР.

Внешняя торговля имеет положительное сальдо(т.е. экспорт превышает импорт)

Экспортный сектор: носит отраслевую структуру. Доминирует: нефть, нефтегазовая продукция, газ, металлы, лес, машины и оборудование. Гл. задачи: экспортные товары с более высокой степенью переработки (не нефть, а бензин). Преодоление в целом сырьевой направленности экс. на перерабатывающую промышленность. Главные участники ВЭД: ФРГ, Испания, Нидерланды, Китай.

Импорт: машин и оборудования, продовольствия (24%), лекарственные препараты. Главные .импортеры: ФРГ, Нидерланды, Испания, Индия, Китай, Страны СНГ (Украина, Белоруссия).

Инвестиционное сотрудничество (прямые, порт., прочие инвестиции. (движение ссудного кап.)) преобладают прочие инв., на 2м месте портфельные, на 3м прямые инв. (самые выгодные для РФ)

Причина из-за, кот. низкий уровень инвестиций: 1 неразвитость экономики; законодательной базы 2. инвестиции сосредоточены в нефтегазовом комплексе (большие прибыли для инвесторов) Характерен вывоз капитала из РВ (в основном предпринимателями). Существует бегство капитала.

Производственное и научно-техническое сотрудничество - характеризуется крупными концернами, заводами по сборке иностранных товаров на территории РФ.

Функции ВЭД строятся.: 1) организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах. 2) международное признание потребительской стоимости продуктов МРТ. 3) организация международного денежного обращения. 4) повышение  ВВП и рост благосостояния нации. Результатом развития ВЭД является: экономия хозяйственных затрат, ускорение НТП., прогрессивные структурные сдвиги в национальной экономике, рост национального .дохода страны, рост уровня жизни насел.

Конкурентные преимущества и недостатки экономики России – опережение соперников, завоевание и укрепление позиций на заруб рынках. Под конкурентоспособным  товаром подразумевается сопоставление потребительских и ценовых показателей товара. Главные показатели конкуренции: объем ВВП, доля расходов в структуре ВВП, прирост золотовалютных резервов, соотношение средних индексов цен на импортируемые товары и экспортируемые услуги. Всемирный банк определяет национальную конкурентоспособность по методике, имеющей 381 показатель. Факторы, помогающие достигнуть преимущества: крупные объемы природных ресурсов, трудовые ресурсы, наличие в некоторых отраслях ВПК уникальных технологий. Конкурентные слабости экономики России: высокая ресурсоемкость и затратность производства, преобладание в отраслях нар хозяйства отсталых технологий, засилие бюрократии и криминализация экономики. Модели внешней торговли предполагает: либерализацию торговли, участие России в ВТО, поддержка отечественных экспортеров, приближение отечественного хозяйства к международному уровню.



43. Субъекты и условия осуществления ВЭД. Формы выхода предприятий на внешние рынки.

Субъект ВЭД – это предприятия, государство. Предприятия могут классифицироваться по:

- виду хоз. деятельности и характеру совершаемых операций (торговые, финансовые, производственные).

- по правовому положению (организационно-правовые формы в соответствии с законодательством страны).

- по характеру собственности ( частные, государственные, корпоративные, кооперативные).

- по принадлежности капитала и контролю (национальные, смешанные, совместные).

Формы выхода на внешние рынки – непосредственно напрямую, через посредников – ТПП, ассоциации делового сотрудничества, совместные предприятия.

Поскольку ВЭД – категория уровня хозяйствующего субъекта, то её главными субъектами являются фирмы, предприятия и организации.

Фирма – это образовавшийся в процессе разделения труда хозяйствующая единица, зарегистрированная в соответствующей организационно-правовой форме.

Классификация  по ряду критериев:

1.                  По виду хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и характеру операций:

·                    Промышленность,    с/х,      агропромышленный комплект,   транспорт,   страхование

·                    Транспортно-экспедиторские,     инжиниринговые,   туристические услуги.  

·                    Лизинговые, рекламные

2.                  По организационно-правовой форме:

a)                  Коммерческие организации:

·                             Хозяйствующие товарищества и общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)

·                             Производственные кооперативы

·                             Государственные, муниципальные, унитарные предприятия, предприятия на праве полного хозяйственного ведения

      б) некоммерческие организации:

·                             Потребительские кооперативы

·                             Общественные организации

·                             Объединения (союзы, ассоциации)

3.                  По характеру собственности:

·                         Частные

·                         Государственные

·                         Государственно-частные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 РЕФЕРАТЫ