бесплатные рефераты

Шпоры (экономика и финансы)

Воздушное: в качестве договора перевозки используется авиационная накладная и грузовой манифест. Накладная – удостоверяющий док-т (коносамент), а манифест (приложение). Накладная – 12 экз. идентичных бланков, 3 первых явл. оригиналами: №1 (зел) – перевозчика, №2 (роз) – грузополучателя, №3 (гол) – грузоотправителя. Копия №4 (жел) с №2; следует с грузом до пункта назначения и остается у перевозчика как свидетельство о получении груза. №5,6,7,8 – для 2-го и 3-го перевозчика, а также таможне в аэропорту. №9 – для агента по продаже.

Грузовой манифест – используют для указания подробных сведений о перевозимом грузе.

Автомобильный: договор перевозки – м/д транспортная накладная (CMR)

Ж/д: используется ж/д накладная, имеет 5 листов. ! лист – накладная для грузополучателя сопровождает отправку до пункта назначения и выдается получателю вместе с листом 5. 2 лист – дорожная ведомость для станции назначения. 3 лист – дубликат накладной для отправителя. 4 лист – лист выдачи груза. 5 лист – уведомление о прибытии груза.










61. Необходимость, цели, основные направления государственного регулирования ВЭД.

Гос. регулирование внешнеэкон. деятельности базируется на определенных экон. и административных методах. Основы опр. в Фед. законе «О гос. регулировании внешнеэкон. деятельности».

Государственное регулирование – степень вмешательства гос-ва во внешнеэкон. деятельность. Гос-во ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.

Внимание управлению и регулированию внешнеэкон. связей уделяют: правительственные органы, гос. аппарат, негос. отечеств. и международные организации. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осущ. Гос.е регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Госдума, которые могут принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкон. сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкон. деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и закл. межправительственных договоров. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит ЦБ, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы гос-ва в отн. с нац. или центральными банками других гос-в, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностр. валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Основные цели регулирования ВЭД: - использование внешнеэкон. связей для ускорения создания в РФ развитой рыночной экономики; - содействие повышению производительности труда и качества нац. продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения росс. предприятий в мировую конкуренцию; - создание условий доступа росс. предпринимателей на мировые рынки посредством оказания гос., организационного, фин., info содействия; - защита нац. внешнеэкон. интересов, защита внутреннего рынка; - создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотн. с различными гос-вами и международными организациями.

Регулирование ВЭД в РФ в условиях рыночной экономики осущ. в соотв. со след. осн.принципами:

- единство внешнеэкон. политики и внутр. экон. политики; - единство систем гос. и негос. регулирования и контроля за его реализацией; - перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экон.е методы; - четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД; - обеспечение равенства всех участников ВЭД.

В настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции фед. органов должно оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

- опр. основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкон. политики РФ в целом; - разработка соответствующих федеральных программ; - защита экон. интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности; - разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД; - подготовка и закл. международных договоров и гос. соглашений, контроль их исполнения; - организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом; - опр. и реализация валютной политики страны; - формирование и использование золотовалютных резервов РФ; - контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.); - разработка платежного баланса РФ.

Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;

- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;

- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Опр. вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов: - координация действий участников ВЭД; - выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнен. касается интересов регионов); - разработка и выполнение межрегиональных и регион. программ ВЭД; - регулирование приграничной торговли; - информационное обеспечение ВЭД.


62. Государственные органы управления ВЭД в России.

Государственное регулирование – степень вмешательства гос-ва во внешнеэкон. деятельность. Гос-во ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.

Сложившаяся структура органов управления внешнеэкон. деятельности отражает те изменения, которые произошли в результате либерализации экономики и разработки новой внешнеэкон. политики в РФ. В соотв. с конституцией РФ рук-во внешнеэкон. деятельностью в рамках внешнеэкон. политики осущ. Президент РФ, а исполнение – Правительство РФ. Фед. устройство РФ предполагает распределение полномочий между центральными и местными органами, обеспечивающее единство и целостность внешнеэкономической политики.

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями: —осуществлять общее рук-во гос. внешнеэкон. политикой; — подписывать международные соглашения, представлять РФ на соотв. международных форумах; — регулировать военно-техническое сотрудничество; — опр. условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Госдума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соотв. комитеты и комиссии участвуют в рук-ве ВЭД на гос. уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции: — проводит в стране единую внешнеэкон. политику, осуществляет разработку соотв. программ; участвует в формировании экспортного и импортного режимов; — осущ. упр. фед. росс. собственностью за рубежом; — регулирует величины ставок таможенного тарифа; — принимает конкретные меры по защите внутр. рынка от массированного импорта; — разрабатывает и осущ. мероприятия по реализации указов Президента РФ.

Министерство внешнеэкономических связей РФ (МВЭС РФ) участвует в формировании внешнеэкон. политики и контроле за ее реализацией, разработке механизма регулирования валютно-кредитных отн. с иностр. гос-вами, осущ. оперативное нетарифное регулирование внешнеэкон. деятельности: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отн. которых применяются меры нетарифного регулирования и др.

Министерство экономики РФ разрабатывает экон. и внешнеэкон. стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностр. инвестиций, осущ. совместных программ и проектов, использование иностр. кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.

Министерство финансов РФ осуществляет руководство валютными резервами страны.

Центральный банк, заключает межбанковские соглашения, представляет интересы гос-ва в отн. с нац.и или центральными банками других гос-в. К основным функциям ЦБ относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностр. валюты и ценных бумаг.

На Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) возложены следующие регулирующие функции: - выработка стратегии внешнеэкон. политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами; - разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; - осущ. контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров; - сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; - подготовка и закл. внешнеторг. договоров и соглашений с разными странами; - координация и согласование внешнеэкон. деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами; - осущ.е мер нетарифного регулирования ВЭД.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) участвует в разработке и реализации таможенной политики: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру внешнеэкон. деятельности, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины… Федеральная служба по валютному и экспортному контролю РФ координирует межотраслевые вопросы контроля над внешнеэкономической деятельностью: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников внешнеэкономической деятельности.

Российский экспортно-импортный банк РФ является банком – агентом Правительства РФ и осуществляет функции по финансированию экспорта.

Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осущ. в странах пребывания внешнеэкон. политики, изучают общие экон. условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России.


63. Управление ВЭД в Ростовской области.

Процесс управления ВЭД предполагает его организацию, т.е. структуру органов управления, разграничение их полномочий, прав, обязанностей и ответственности каждого звена структуры упр., их соподчиненность и взаимодействие в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами гос-ва, его высших органов. Наилучшая структура организации та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности. Знание структуры упр. имеет значение для участников ВЭД, так как позволяет им ориентироваться: в какой орган управления следует обратиться по конкретному вопросу; в каких структурах и по каким вопросам можно получить info: какие структуры занимаются подготовкой и переподготовкой кадров; какие представительства международных организаций находятся на территории региона и какую поддержку у них можно получить, и т. д.

Организация как процесс представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией в решении многих задач, стоящих перед различными хозяйствующими субъектами и структурами. Она предполагает отн. между органами управления, как по вертикали, так и по горизонтали. Осн. функция организационной структуры - обеспечить разграничение передачи полномочий и определить, какие задачи будет решать та или иная нижестоящая организационная структура (вертикаль) и каковы взаимосвязи структур по горизонтали (размежевание функций, вопросы совместного решения и т. д.).

Организация управления является объективно обусловленной, она определяется конкретно-историческими условиями развития ВЭД.

Организация управления основывается на следующих основных принципах: 1. Деление гос. органов на звенья, относительно обособленные, но с подчинением по вертикали. 2. Опр. целей деятельности каждого звена, стоящих перед ним задач и полномочий. 3. Установление хар-ра взаимоотношений между звеньями. 4. Взаимодействие звеньев гос. управления ВЭД с другими структурами по горизонтали. 5. Взаимодействие гос. органов управления с субъектами ВЭД. 6. Взаимодействие гос.органов с общественными объединениями. 7. Формирование партнерских отн. властных структур и деловых кругов в обеспечении интересов РФ и региона за рубежом. В РФ существуют следующие уровни управления ВЭД: общегосударственный; функциональный; отраслевой, территориальный; хозяйственный (субъектов ВЭД).

Среди этих уровней выделяют структуру органов государственного управления ВЭД. Она включает:

1. Высшие органы власти и управления. 2. Центральные органы управления. 3. Органы управления в регионе; территориальные управления центральных органов. 4. Межотраслевые органы управления. 5. Отраслевые органы управления. 6. Зарубежные внешнеэкономические структуры.

К высшим органам относятся Законодательное Собрание. Губернатор и Правительство. Их основная функция - создание законодательной и нормативной базы, определяющей "правила поведения", полномочия, функции всей системы ВЭД.

Высшие: • Губернатор (представляет регион, осуществляет общее рук-во внешнеэкон. политикой в регионе); • Законодательное Собрание (разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соотв. комитеты и комиссии участвуют в рук-ве ВЭД на региональном  уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств); • Правительство (проводит в регионе единую внешнеэкон. политику, осуществляет разработку соответствующих программ; участвует в организации и проведении международных переговоров)

Центральные: Министерство торговли и внеш.экон.связей. (Отдел межд.протокола, Отдел межд. Сотрудничества и т.д) (Регулирует экспортно-импортных операции региона, оказание  возможного  содействия  региональным  участникам  ВЭД   в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки); • МинФин, Региональный филиал ЦБ РФ. (Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, согласно с МФ РФ. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД. ЦБ РФ опр. совместно с Минфином условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соотв. законодательства, валютные операции и курс рубля по отн. к валютам другим гос-в, вывоз росс. капитала, выдает лицензии комм. банкам на осущ. валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту); • Южное Таможенное управление (осущ. контроль за пересечением гос. границы РФ гражданами и грузами, декларированием соотв. грузов и имущества; принимает участие в изм. ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов; участвует в формировании доходной части фед. бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, фин. средств имущества граждан; осущ. защиту экон. и иных интересов РФ через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из РФ и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.; ведет таможенную статистику; принимает участие в валютном и экспортном контроле; принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней); • Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации

Отраслевые: • отделы ВЭС министерств и ведомств

64. Особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе РФ и законе РФ «О таможенном тарифе», вступившем в действие с 1 июля 1993 г.

Таможенный тариф – систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары.

Законом определены основные цели таможенного тарифа Российской Федерации:

•     рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

•     поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

•     создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

•     защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

•     обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Функции таможенного тарифа:

1. фискальная, обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

2. защитная, предохраняет экономику от чрезмерной конкуренции;

3. регулирующая, влияет на структуру производства, поощряя развитие одних сфер деятельности и сдерживая другие.

Импортный таможенный тариф предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

1. базовый – для товаров происходящих из стран, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режимов наиболее благоприятной для нации (РНБ), к числу таких относится Великобритания, Греция, Франция и др. (всего 25 стран).

2. максимальный – для товаров, происходящих из стран с которыми отсутствует режим наиболее благоприятной для нации (например, Эстония). Эти ставки превышают размер базовых ставок в 2 раза, т.е. составляют 200%.

3. минимальный – для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Турция) всего 103 страны.

Кроме того, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран – Афганистан, Мали (всего 47 стран), и стран СНГ – участников таможенного союза.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

•     адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

•     специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

•     комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Основой для начисления таможенной пошлины служит таможенная стоимость товара в случае, если в его отношении применяется адвалорная ставка таможенной пошлины.

65. Формы и особенности применения нетарифных методов гос. регулирования ВЭД в России.

Нетарифное регулирование предусматривает использование специальных разрешений на ввоз и вывоз товаров. В соотв. с м/д классификациями можно выделить 7 осн. групп, отн. к нетарифным методам:

1. паратарифные методы; 2. меры контроля цен; 3. фин. меры; 4. методы количественного контроля; 5. автоматическое лицензирование; 6. монополистические меры; 7. технические барьеры.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностр. товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутр. налоги, спец. целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налог на добавленную стоимость (НДС), представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях пр-ва, и опр. как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки пр-ва и обращения. Это косвенный налог, поскольку он выступает ценоформирующим налогом, и его оплачивает конечный потребитель

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачиваются покупателем. Акцизы, как и НДС, введены в действие с 01.01.92 г. при одновременной отмене налогов с оборота и продаж. Они предназначены для регулирования спроса и предложения отдельных товаров, а также для пополнения доходов бюджета. Субъектами (плательщиками) акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, явл. предприятия и другие лица, определяемые в соотв. с таможенным законодательством РФ.

Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностр. гос-в отечеств. фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).

Финансовые меры связаны, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторг. обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Контингентирование экспорта и импорта — это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на опр. срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Контингентирование осущ. установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран; глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.

По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза опр. товаров в стране требуется получение соотв. док-та - лицензии. Лицензирование применяется на опр. периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до 1 года получают специализированные внешнеэкон. организации в соотв. с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.

Монополистические меры. В различные периоды времени отдельные гос-ва устанавливают свою монополию на торговлю опр. товарами вообще (вкл. и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя гос-во определяет государственную компанию.

Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке гос. организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соотв. импортируемой продукции требованиям международных и нац. стандартов, отраслевых норм и техн. предписаний. Одним из видов техн. барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при гос. закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование дает возможность Правительству РФ, Минэкономразвития и торговли, Федеральной таможенной службе РФ приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной info в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации.

66. Особенности, уровни, методы экспортного контроля ВЭД

Видимый экспорт – продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу. Невидимый экспорт – предоставление иностранным гражданам и фирмам туристических, транспортных и др. услуг на территории нашей страны. Экспорт, как вывоз капитала – предоставление кредитов и инвестирование в иностранные организации. В экспорт не включаются товары, поставляемые в счет безвозмездной помощи, товары, предназначенные для показа на выставках, товары вывоз которых не носит коммерческого характера.

Система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отд. видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической info, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Целями экспортного контроля являются защита национальных интересов РФ, реализация требований м/д договоров РФ в обл. нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения. Принципы государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти, права, обязанности и ответственность участников ВЭД в обл. экспортного контроля определены Законом РФ "Об экспортном контроле" от 18.07.99 г. N 183-ФЗ.

Номенклатура товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, опр. списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля является Минэкономразвития РФ. Межведомственным координационным органом по экспортному контролю является Комиссия по экспортному контролю РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 29.01.01 г. N 96.

Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, согласно ст. 19 Закона РФ "Об экспортном контроле" подлежат лицензированию. Лицензии выдаются Минэкономразвития РФ по результатам экспертизы, проводимой межведомственными экспертными советами, образуемыми при Минэкономразвития РФ по соотв. направлениям науки, техники и технологии, в целях определенного соответствия международным обязательствам, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.01 г. N 294. Вывоз контролируемых товаров и технологий для демонстрации на выставках или для собственных нужд может осуществляться без лицензий по решению Комиссии по экспортному контролю РФ при условии, что они будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, их вывозящего, и будут возвращены в установленные сроки. В целях установления принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю (кроме продукции воен. назначения) организациями, получившими специальное разрешение на осуществление такой деятельности (экспертными организациями), проводится независимая идентификационная экспертиза по заявлению заинтересованных участников ВЭД или по запросам правоохранительных и контролирующих органов. Результаты должны однозначно определять принадлежность (непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, и используются участниками ВЭД для определения необходимости получения лицензии. Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля и Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.01 г. N 477.

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. интеллектуальной собственности, является продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законом РФ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" от 19.07.98 г. N 114-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.12.00 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами". Координация деятельности и контроль в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами осуществляется Минобороны РФ, МИД РФ, Минфином РФ, Минпромнауки РФ, Минэкономразвития РФ, Минюстом РФ, Комитетом по военно-техническому сотрудничеству, ГТК РФ, СВР, ФСБ РФ, Российским авиационно-космическим агентством, агентством по боеприпасам, агентством по обычным вооружениям, агентством по системам управления и агентством по судостроению. ГТК РФ осуществляет контроль в части, касающейся таможенного оформления ввоза (вывоза) продукции военного назначения, включая импортно-экспортные операции в обл. военно-технического сотрудничества, и таможенного контроля за ввозом (вывозом) этой продукции.

Продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и info в военно-технической области. Отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения и выдача соответствующего заключения осуществляет Минобороны РФ. Согласно ст.5 Закона РФ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" система экспортного контроля является одним из основных методов государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества наряду с государственной монополией, особым порядком предоставления права на осуществление ВЭД в этой области, лицензированием ввоза и вывоза и таможенным регулированием экспортно-импортных операций. Указом Президента РФ от 01.12.00 г. N 1953 утверждены Положение о порядке предоставления организациям РФ права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и Порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям.

ВЭД в отношении продукции военного назначения могут осуществлять государственные посредники (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованное по решению Президента РФ) и организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие право на осуществление ВЭД в отношении продукции военного назначения, предоставляемое Правительством РФ. Организации, получившие такое право, включаются в специальный реестр, который ведет Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству при Правительстве РФ, и получают Свидетельство, заверенное гербовой печатью.

Ввоз (вывоз), временный ввоз (вывоз) продукции военного назначения производятся в соотв. с решениями Президента РФ, Правительства РФ либо Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству по лицензиям, выдаваемым этим Комитетом. Лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передаче другим лицам. Оригинал лицензии представляется в таможенный орган по месту регистрации владельца лицензии и являются необходимым условием для пр-ва таможенного оформления и проведения таможенного контроля продукции военного назначения.






















67. Финансовые методы государственного регулирования ВЭД в России.

Осн. направления валютной политики регулируются рядом законодательных актов, инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615—1 от 09.01.92 г. и дополнений к нему от 05.07.92 г. В этом акте опр. основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Физ. и юр. лица, как отечеств., так и иностр., принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются: • физ. лица, постоянно проживающие в РФ, в т.ч. временно находящиеся за границей; • юр. лица, созданные в соотв. с росс. законами, с местонахождением на территории РФ; •дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др.

Нерезидентами считаются: • физ. лица, постоянно проживающие за границей, в т.ч. временно находящиеся в РФ; • юр. лица, созданные в соотв. с законодательством иностр. гос-в, с местонахождением за пределами РФ; • находящиеся в РФ иностр. дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др.

Резиденты (юр. и физ. лица) могут иметь счета и вклады в иностр. валюте в уполномоченных банках РФ. Открывать счета в иностр. банках за пределами РФ резидентам разрешается лишь в особых случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России. В целях полного и своевременного поступления в РФ экспортной выручки от реализации товаров (работ, услуг) отечеств. предприятиями и организациями, а также недопущения незаконного вывоза из страны матер., фин. и других ресурсов по указанию Правительства РФ разработаны и внедряются в жизнь новые формы и методы контроля ВЭД отечеств.предприятий и организаций. В соотв. с Инструкцией Банка России № 19, ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» № 01-20/10283 от 12.10.93 г. с изм. и дополнениями от 01.01.00 г. контроль начинается с момента подписания экспортером и обслуживающим его комм. банком паспорта сделки (ПС), в котором указываются осн. данные контракта (реквизиты экспортера и иностр. контрагента, ∑ сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений (их число составляет сотни тысяч) на электронных машинах эти данные кодируются согласно выбранному классификатору. Копия ПС возвращается комбанком экспортеру и предъявляется последним на таможенном пункте при оформлении экспортного товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с info, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. Вся info по представленным на экспорт товарам направляется в вычислительный центр Государственного таможенного комитета РФ, где она обрабатывается, и на каждую экспортную сделку составляется учетная карточка. В этой карточке содержатся сведения о конкретной отгрузке экспортного товара, реквизиты соотв. комм. банка, указываются сроки поступления экспортной выручки предприятию-экспортеру. Учетная карточка пересылается в соответствующий коммерческий банк, который устанавливает контроль за переводом валюты в РФ в адрес экспортера. После того как экспортеру поступила причитающаяся ∑ платежа, комбанк возвращает учетную карточку в вычислительный центр.

При осущ. международных расчетов по импортным операциям росс. предприятий требуется обязательное представление ими в уполномоченные комбанки товарораспорядительной документации, подтверждающей отправку товаров в РФ, что явл. условием платежа по импорту.

В целях недопущения необоснованного перевода валютных средств отечеств. предприятиями, а также для контроля за переводом валюты до поступления импортируемого товара (при осущ. импорта на условиях предоплаты), требуется представление в соотв. росс. комбанк контракта, подтверждающего это условие, и банк, сделав соотв. перевод валюты, устанавливает контроль за поступлением в Россию импортного товара.

Нерезиденты — физ. и юр. лица — могут иметь счета в иностр. валюте и в рублях в уполномоченных банках России, а также в действующих в России иностранных и совместных банках с участием иностранного капитала, получивших соответствующую лицензию от Банка России.

В изданной ЦБ РФ инструкции № 16 от 16.07.93 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ» (с доп. и указаниями ЦБ РФ текущих лет) предусмотрено открытие нерезидентам на основании их договора с уполномоченными банками рублевых счетов типа Т (текущие) и рублевых счетов типа И (инвестиционные) с различным режимом их открытия и пользования. Первые испол. для обслуживания экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в РФ различных представительств и их филиалов (дипломатических, торговых, банков, предприятий и др.); вторые предназначены для осущ. инвестиционной деятельности в РФ юр. и физ. лиц-нерезидентов. Уполномоченные банки могут открывать физ. лицам-нерезидентам рублевые счета для зачисления личных доходов этих лиц и оплаты текущих расходов в рублях во время их проживания в РФ. Без ограничений при соблюдении таможенных правил нерезиденты могут переводить, ввозить и пересылать валюту и валютные ценности в РФ, а также беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать их из РФ, если эта валюта и валютные ценности были ранее ввезены, переведены или пересланы в РФ, о чем есть документальное подтверждение росс. таможенных органов.

68. Специальные режимы осуществления ВЭД. Свободные экономические зоны.

Интеграция - экон. процесс сращивания экон. механизмов группы стран, приводящий к единому воспроизводящему процессу и регулируемый специально созданными для этого органами на основе межгосударственных соглашений.

Типы интеграц. группировок:

1) преференциальное соглашение (режим наиб. благоприятствования в области торговли, спец. органов нет, все рег. двустороннее экон. (соглашение); 2) зона свободной торговли (отмена тамож. пошлин, экон. и администр. барьеров, но в отн. III стран гос-ва сами принимают решения) Объединяет территории неск. стран. НАФТА – североамерик блок (США,Канада,Мексика) Свободная экономич. зона – часть террит. одной страны. 3)  Таможенный союз + проведение единой таможенной политики в отношении III стран (генеральная – для тех с кем не закл. договор  - макс; минимальная – страны с режимом наиб. благоприятствования - средняя; Преференциальная – в отн. развивающихся стран, стремится к нулю) Россия – Белоруссия, Арабский общий рынок, (Ирак,Мавритания,Йемен,Сирия). 4) Общий рынок - Свободное перемещение товаров и услуг, атак же всех факторов пр-ва (капитал, рабочая сила, технологии, info) – секретариат и международный совет министров. Общий рынок стран южного конуса (Аргентина,Бразилия,Уругвай и Парагвай)МЕРКОСУР. 5) Экономический Союз – нет ограничений, гармонизация всех сфер, кроме стратегического значения (антиинфляционная политика, финансовая, валютная)  - постоянно действующий межгосуд. орган управления Евросоюз (25 стран) –Европарламент. 6)Политический союз, утрата экономических и политич. суверенитетов, передача полномочий единому надгосударственному органу; проведение единой внешней политики СССР

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 РЕФЕРАТЫ