бесплатные рефераты

Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она

способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и

росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от

временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм,

профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального

страхования.

Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по

трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков,

пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует

субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность

работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом

трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести

условий труда.

Вопрос 81. Организация охраны труда

§ 4. Организация охраны труда, ее органы

Организация охраны труда включает государственное управление, органы

охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный

надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их

профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11

Основ об охране труда) заключается в реализации указанных основных

направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой

области, а также в утверждении требований к средствам производства,

технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные

условия труда работника.

Госуправление охраной труда осуществляет непосредственно

Правительство Российской Федерации и по его поручению Минтруд РФ и другие

федеральные органы исполнительно власти, а на территории субъектов РФ —

федеральные органы и органы субъектов РФ в пределах их полномочий.

Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами

осуществляет Правительство РФ.

В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий

(концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения

соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их

выполнением в каждой организации производственной деятельности.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с

численностью более 100 работников создается служба охраны труда или

вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и

менее работников решение о создании такой службы или введении должности

специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики

деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен

заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуг в

области охраны труда.

Структуру и численность службы охраны труда в организации определяет

работодатель с учетом рекомендаций Минтруда РФ по этому вопросу (ст. 217

ТК).

В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе

работников или профкома для организации работ по охране труда создается

комитет (комиссия) по охране труда из представителей работодателя и

работников на паритетной основе.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве законом

возлагается на работодателя (его администрацию). Статья 212 Трудового

кодекса подробно перечисляет обязанности работодателя в области охраны

труда. Изучите их тщательно. За нарушение каждой из 20 указанных в ней

обязанностей по обеспечению охраны труда работодатель несет

ответственность. Основы об охране труда в ст. 23 закрепляют ответственность

работодателей и лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.

Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом

производстве осуществлять работодатели. Комплексные планы улучшения условий

труда, охраны труда трудовые коллективы одобряют и конкретизируют в

коллективных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что

выделенные на охрану труда средства запрещается использовать на другие

цели. Кодекс в ст. 226 предусмотрел порядок финансирования мер по охране

труда.

Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в

процессе труда) называется так потому, что осуществляется еще до пуска в

эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических

процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию

промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215

ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при

приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и

производственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж согласно ГОСТ

12.0.004-90 «Системы стандартов безопасности труда» бывает:

а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со

студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное

производство;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный, если требуют обстоятельства;

г) внеплановый при изменении правил охраны труда технологического процесса

и т. д., а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это;

д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т. д.

Администрация обязана проводить все виды инструктажа.

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить

техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, правил и инструкций по

охране труда в сроки и порядке, установленных для определенных видов работ,

профессий (ст. 225 ТК).

В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный

медицинский осмотр при приеме работников на вредные, опасные и тяжелые

условия труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при

приеме лиц моложе 18 лет — на любую работу. Далее эти категории работников

проходят периодический медицинский осмотр в интересах сохранения их

здоровья (а лица до 21 года -- ежегодный) для определения пригодности этих

работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных

заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и

торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских

учреждений и др. (как указывалось ранее в трудовом договоре) проходят такие

медосмотры в целях охраны здоровья граждан, или обслуживаемых,

предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в

отдельных организациях могут быть введены дополнительные условия и

показания к проведению медицинского осмотра.

На отдельных видах деятельности работники проходят не реже одного

раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ,

психиатрическое освидетельствование (ст. 213 ТК).

Хотя основная обязанность по обеспечению каждому работнику безопасных

и здоровых условий труда, выполнению требований охраны труда лежит на

работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в

области охраны труда (ст. 214 Т К).

Работник обязан:

- соблюдать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым

законодательством, инструкциями и правилами охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной зашиты;

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и

периодические медицинские осмотры;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по

охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на

производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний

техники безопасности и требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя

о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном

случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего

здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального

заболевания.

Вопрос 82. Права работников в области охраны труда

§ 3. Право работника на охрану труда, его гарантии и обязанности

работодателя по его обеспечению

Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Конституции РФ,

ст. 21 Кодекса и ст. 4 Закона об охране труда).

Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе

его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в

его правовом статусе это право не реализуется. С поступлением его на работу

оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его

администрация.

Содержание права на охрану труда включает ряд прав (возможностей)

работника (как бы право в праве):

1) на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или

вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную

травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

2) на возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в

связи с исполнением им трудовых обязанностей;

3) на получение достоверной информации от работодателя или

государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его

рабочем месте, о имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по

его защите от этого;

4) на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной

опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

5) на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной

защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

6) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

7) на бесплатную переподготовку за счет работодателя, если

приостанавливается или закрывается предприятие, цех, участок либо

ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а

также в случае производственной травмы;

8) на проведение инспектирования соответствующими органами условий и

охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

9) на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о

неудовлетворительных условиях и охране труда;

10) на участие в проверке и рассмотрений вопросов об улучшении условий и

охраны труда.

Первая из указанных возможностей — получить безопасное рабочее место

— отражает и требование дифференциации регулирования труда женщин и

молодежи.

Раскрытое нами в учебнике содержание права работника, их охраны труда

закреплено теперь легально и в ст. 219 Кодекса.

Гарантии права работника на охрану труда довольно многочисленны.

Основная экономическая гарантия данного права — планомерное непрерывное

улучшение охраны труда на производстве. Статья 9 Закона об охране труда и

ст. 220 ТК закрепляют следующие гарантии права работника на охрану труда:

1) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях,

соответствующих требованиям охраны труда;

2) условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны

труда: компенсации и льготы за тяжелые работы с вредными и опасными

условиями труда;

3) при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране

труда за работником сохраняется место работы, (должность) и средний

заработок;

4) при приостановке деятельности или закрытии предприятия из-за нарушения

охраны труда, что подтверждается органами государственного надзора и

контроля, работник обеспечивается рабочим местом в соответствии с

действующим законодательством;

5) при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов

государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения

здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить

работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или

обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с

сохранением на период переподготовки среднего заработка;

6) отказ работника от выполнения работ в случае возникновения

непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения

тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не

предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо

необоснованных последствий привлечения к дисциплинарной ответственности.

Нельзя ограничивать гарантии права на охрану труда лишь указанными в

ст. 220 Кодекса и в ст. 9 соответствующих Основ. Правовыми гарантиями права

работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда об ее

организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также

обязанности работодателя по обеспечению охраны труда. Глава III этих Основ,

названная «Обеспечение охраны труда», целиком является такими гарантиями.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке

инструктаж, обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране

труда.

Статья 14 указанного Закона довольно широко закрепила обязанности

работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Эти

обязанности закрепляет и ст. 212 Кодекса.

Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений,

оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при

использовании применяемых в производстве сырья и материалов;

2) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

3) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям

охраны труда;

4) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым

законодательством;

5) приобретение за счет собственных средств и выдачу по установленным

нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств

индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и

обезвреживающих веществ работникам с вредными и опасными условиями труда, а

также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением;

6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

инструктаж по охране труда, инструктаж, стажировку и проверку знаний

требований охраны труда;

7) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и

применением работником средств индивидуальной и коллективной защиты;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей

сертификацией работ по охране труда в организации;

9) инструктирование работников об условиях и охране труда на рабочих

местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им

средствах индивидуальной защиты и компенсациях;

10) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и

здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию

пострадавшим первой помощи;

11) расследование в установленном законодательством порядке несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников

в соответствии с требованиями охраны труда;

13) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти и другие обязанности работодателя в то же время означают и права

работников на их обеспечение в сфере охраны труда.

Вопрос 83. Несчастный случай на производстве: понятие и порядок

расследования

§ 6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается

на работодателя. Она с участием представителей профкома, а в установленных

законодательством случаях — с участием представителей и других органов

обязана в течение трех суток произвести расследование причин и учет

несчастного случая. По требованию потерпевшего администрация обязана выдать

ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после

окончания расследования. При отказе в этом или несогласии с актом

пострадавший вправе обратиться в профком, постановление которого

обязательно для администрации.

Положением о расследовании и учете несчастных случаев на

производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999

г. № 279 (СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595), распространяющимся на все

производства, предусмотрено, что расследованию и учету подлежат все

несчастные случаи, происшедшие на производстве, т. е. при выполнении

трудовых обязанностей или совершении действии в интересах производства, в

пути на работу и с работы на транспорте производства, на территории

предприятия, включая перерывы, во время субботника, оказания шефской помощи

предприятием, при авариях на производственных объектах, оборудовании, на

транспортном средстве, или территории вахтового поселка во время сменного

отдыха, на личном транспорте в рабочее время, если есть распоряжение

администрации о праве его использования для служебных поездок в рабочее

время. Теперь ТК также подробно перенес в ст. 227 основные положения этого

акта.

Несчастный случай в быту или на непроизводственном транспорте не

расследуется, он может быть оформлен актом произвольной формы. В акте

обязательно указывается причина несчастного случая. К несчастным случаям

относятся и острые профессиональные заболевания, ожоги, тепловые удары,

стихийные бедствия, заболевания от контакта с животными, насекомыми. Если

профессиональное заболевание получено от длительного влияния

неблагоприятных производственных факторов, то оно тоже расследуется. Его

диагноз устанавливает медицинский орган.

Согласно разделу IV Инструкции «О порядке применения положения о

расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденной

постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, расследование

каждого случая острого или хронического профессионального заболевания

(отравления) проводится комиссией по приказу работодателя с момента

получения извещения об установлении заключительного диагноза:

незамедлительно (групповое, со смертельным исходом, особо опасные

инфекции); в течение 24 часов — при получении предупредительного диагноза

острого профессионального заболевания; в течение 10 суток — диагноза

хронического профессионального заболевания. Комиссия подробно указывает,

как проводится расследование, и составляет акт о нем.

Не учитываются как несчастные случаи на производстве самоубийства,

естественная смерть, травмы от преступных действий самого работника (но от

опьянения и действий, связанных с опьянением, несчастные случаи на

производстве учитываются). Когда из-за несчастного случая потеряно рабочее

время не менее одного рабочего дня, то он оформляется специальным актом

(форма Н-1) в двух экземплярах: один находится у пострадавшего (его семьи),

другой хранится на производстве в течение 45 лет. Несчастные случаи

групповые или с тяжелым исходом могут расследоваться с участием

представителей Рострудинспекции и прокуратуры. Акты по форме Н-1

учитываются в специальном журнале о несчастных случаях на производстве.

Вопрос 84. Понятие трудовых споров, их классификация

§ 1. Понятие, виды и причины трудовых споров

Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров — это

важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они,

считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в

сфере труда. Когда действия обязанного субъекта были законными, а другой

субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой

спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение — это

устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

Работник может самостоятельно или с участием представляющего его

интересы профкома урегулировать разногласие при непосредственных

переговорах с администрацией.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение

юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам

применения трудового законодательства или об установлении в партнерском

порядке новых условий труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров

от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что

трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из

иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из

правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Индивидуальным трудовым спором будет и спор между работодателем и

лицом, состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также

лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в

случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и

коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46

Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита

его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и

должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ

являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Предусматривается право профсоюзов на защиту интересов работников в

органах по рассмотрению трудовых споров, а для защиты социально-трудовых

прав профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29). Профсоюзы вправе

участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14), имеют

право на организацию и проведение в соответствии с Федеральным законом

забастовок, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других

коллективных действий, используя их как средство зашиты социально-трудовых

прав и интересов работников.

Трудовые споры часто смешивают со спорами о пенсиях, пособиях и

услугах, а также спорами из процедурных правоотношений по их назначению,

что не относится к отрасли трудового права, а принадлежит к отрасли права

социального обеспечения. Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы

действия трудового законодательства.

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по

спорящему субъекту, по характеру спора, по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и

коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются

субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в

коллективных спорах — права, полномочия и интересы всего трудового

коллектива (или его части), права профкома как представителя работников

данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных

спорах защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от

волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе

министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым

коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений:

работников организации с работодателем, его администрацией, включая и

вышестоящий орган управления; профкома с администрацией; появившихся в

последние годы социально-партнерских правоотношений представителей

работников и работодателей с участием органов власти на федеральном,

региональном, отраслевом и территориальном уровне. Поэтому

коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников

организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также

споры по партнерским соглашениям.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

1) споры о применении норм трудового законодательства, в которых

защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза или

права коллектива работников;

2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-

экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством,

которые могут возникать из трудового правоотношения, — об

установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового

срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда).

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры

делятся на:

1) споры из трудовых правоотношений (их абсолютное

большинство);

2) споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по

брони инвалида или другого лица, с которым ' работодатель обязан заключить

трудовой договор);

3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового

законодательства и правил охраны труда;

4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации

работников на производстве;

5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником

предприятию;

6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в

связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права

трудиться;

7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда,

быта, культуры;

8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;

9) споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких

уровнях.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима

для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его

подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении

трудового законодательства или об установлении новых условий труда,

изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

Причины и условия трудовых споров хотя и связанные категории, но их

надо различать.

Причины трудовых споров — это негативные факторы, которые вызывают

различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового

права или исполнения трудовой обязанности.

Условия возникновения трудовых споров — это факторы, которые

способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам

или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не

вызывают трудовой спор.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров «выявляет и

обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров,

подготавливает предложения по их устранению» (ст. 1 Закона о коллективных

трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий

трудовых споров и их профилактику.

Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных

негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в

коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются

фактические обстоятельства, действия:

1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его

от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей

администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих

трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к

вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанной оплаты или

не полагающихся им благ);

2) незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными

руководителями производства, так и многими работниками и их

представителями, т. е. низкая правовая культура, правосознание.

Условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне

объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного

производства, отрасли или недостатки и пробелы трудового законодательства.

Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и

правового характера. Они связаны с организацией производства или

правотворчества — принятием норм права, поэтому-то по отношению к спорящей

стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее время с переходом

к рыночным отношениям появилась и третья, но уже объективная причина — это

возникший и продолжающийся тяжелый кризис нашего народного хозяйства,

производства.

Условия производственного характера отражают недостатки в организации

труда и работы на данном производстве, в отрасли, например неритмичность

работы или плохую организацию труда. В юридических вузах США, Англии и

других стран изучается теория конфликтов (конфликтология), в США есть

социальные центры по изучению и разрешению конфликтов, в которых

подготавливают менеджеров по конфликтам.

Условия трудовых споров правового характера — это такие имеющиеся еще

недостатки в правотворчестве, в принятии, создании трудового

законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм

или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать

спорящими сторонами; определенное отставание отдельных норм

законодательства от бурно развивающейся практики организации труда и

распределения.

Если причины трудовых споров отсутствуют, то даже при наличии

указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не возникает. Профилактика

трудовых правонарушений, т. е. предупреждение с учетом конкретных условий и

личности работника,— это одновременно и профилактика трудовых споров,

обязанность для администрации, профсоюзных органов и юридических служб

предприятия.

Вопрос 85. Подведомственность и порядок рассмотрения индивидуальных

трудовых споров

§ 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа,

рассматривающего споры,— это тесно связанные понятия, но не идентичные и

неравнозначные.

Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, определяемая

различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию

спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением

определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т.

д.).

Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к

рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется

законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии

подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность

— это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком

первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя

подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить,

какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор

индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового

законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение,

из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно

связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не

выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно

неправильно определить его подведомственность. Правильное определение

подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое

значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет

юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу

можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной

первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных

федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

4) новая появившаяся по специальным законам альтернативная

подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например,

все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными

инспекторами труда);

5) коллективные трудовые споры с единой подведомственностью,

рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым

арбитражем.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых

правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух

категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без

рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.

Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного

разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):

по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований

прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины

увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула,

компенсации морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо

о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

• споры рабочих и служащих тех предприятий, учреждений, организаций, где

КТС не избираются (например споры лиц, заключивших трудовые договоры с

воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры

домашних работниц, работников, работающих у работодателя —

физического лица, работников религиозных организаций), а также иски

работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию,

учреждению, организации.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в

приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с

другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста,

направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого

лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана

заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и

др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет,

одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до

16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего,

что он подвергся дискриминации в труде.

Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию

(учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации.

Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в

возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о

незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в судя

решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении

работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его

трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 РЕФЕРАТЫ