|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21). Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 21 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды продукции |
1991 |
1994 |
1995 |
1997 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трактор ДТ-75 |
1,93 |
2671 |
7359 |
19125 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трактор МТЗ-80 |
1,86 |
4568 |
6086 |
14482 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мин. удобрения |
2,00 |
1352 |
5297 |
18750 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизельное топливо |
2,25 |
6822 |
22970 |
26625 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автобензин |
1,53 |
4946 |
15491 |
19923 |
В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных.
С января 1992 г. цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью освобождены, а дотации и надбавки к ним не выплачивались. Расчет строился на формирование соотношения цен под влиянием спроса и предложения. Большая часть продукции сельского хозяйства представляет предметы первой необходимости. Поэтому рост цен на нее ограничивался как федеральными, так и местными органами власти.
В то же время снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса. Сельскохозяйственные предприятия испытывали затруднения со сбытом продукции, стали проявляться признаки перепроизводства. Все это сдерживало рост цен на продукцию сельского хозяйства и усиливало диспаритет (табл. 22).
Таблица 22
Выручка за 1 центнер реализованной сельскохозяйственной продукции (тыс. руб.)
Виды
продукции
Территории
1990
1994
1995
1996
1997
1997 к 1990, раз
Зерно
РФ
29
10
32
64
64
2206
Д. Восток
33
19
53
89
110
3333
Картофель
РФ
30
26
84
99
110
3666
Д. Восток
39
68
141
218
234
6000
Овощи
РФ.
25
38
82
105
116
4640
Д. Восток
34
97
158
229
240
7058
Молоко
РФ
65
21
83
108
127
1953
Д. Восток
135
46
173
297
351
2600
Мясо КРС
РФ
372