бесплатные рефераты

Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

36

7,1

12,7

7,7

9,0

 

С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области.

Под влиянием этих процессов произошло перераспределение дотаций в районы с наименее благоприятными условиями. В республике Саха (Якутия) выплачивается третья часть дотаций региона, при объеме ее валовой продукции 19%, а в Амурской области выплачивается дотаций 12% при удельном весе валовой продукции 22% (табл. 25).

 

Таблица 25

Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и компенсаций по территориям Дальнего Востока, %

 

Территории

1990 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Валовая продукция

Дальний Восток

100

100

100

100

100

Республика Саха

10,7

19,7

18,8

18,1

19,3

Амурская область

25,9

20,2

17,6

19,4

21,8

Выплаты дотаций и компенсаций

Дальний Восток

100

100

100

100

100

Республика Саха

18,1

44,1

24,7

34,0

33,1

Амурская область

22,5

7,6

12,7

11,0

12,4

 

Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26).

 

Таблица 26

Уровень государственной поддержки сельского хозяйства

 

Источники поддержки

Республика Саха

Амурская область

1995

1996

1997

1995

1996

1997

1.Получено из федерального бюджета, млрд. руб.

10,84

13,81

25,4

89,5

50,3

44,8

в т.ч. дотации и компенсации

5,44

5,01

11,4

56,4

37,2

40

2.Получено из местного бюджета, млрд. руб.

240,3

537, 5

504,4

51,3

48,8

88,5

в т.ч. дотации и компенсации

173,3

290,4

309,1

30,6

29,7

68,4

3. Всего получено поддержки, млрд, руб.

251,14

551,31

529,8

140,8

99,1

133,3

4. Приходится средств поддержки на 100 руб. валовой продукции, руб.

15,6

23,5

20,4

9,3

3,9

4,5

 

Аналогичное положение складывается и с распределением капитальных вложений. На Амурскую и Еврейскую автономную области, в которых сосредоточено 43% сельскохозяйственных угодий и 61% пашни, приходилось от 6,6 до 13% капитальных вложений (табл. 27).

 

Таблица 27

 

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования (в действующих ценах), млрд. руб.

 

 

Территории

1994

1995

1996

1997

 

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Дальний Восток

1108,27

100

1806,78

100

2060,16

100

1167,39

100

Республика Саха

229,17

20,7

446,72

24,7

524,15

25,4

298,07

25,5

Еврейская АО

28,11

2,5

24,99

1,4

19,02

0,9

11,12

1,0

Амурская область

118,35

10,7

122,3

6,8

118,26

5,7

139,58

11,9

 

В капитальных вложениях, осуществляемых за счет местных бюджетов, на Республику Саха приходится от 66 до 82%, а на Амурскую область 6,8-20%. Под влиянием этих процессов повышается удельный вес сельскохозяйственной продукции, производимой в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат.

Передача поддержки аграрного сектора на региональный уровень является экономически неоправданной мерой. Целесообразно восстановить выплату дотаций на продукцию животноводства из федерального бюджета. Это позволит повысить эффективность использования средств и будет способствовать формированию единого рыночного пространства на территории России.

С началом реформ была разрушена система кредитования, обеспечивавшая сельское хозяйство необходимыми оборотными средствами. В 1991-1992 гг. Центробанком выделялись для сельского хозяйства кредитные ресурсы на льготных условиях: крестьянские хозяйства платили 25%, другие производители сельскохозяйственной продукции 50% от учетной ставки. В этот период возврат кредитных ресурсов превышал 90%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 РЕФЕРАТЫ