Возрастная динамика смысла любви
Для женщин в любом возрасте значимыми и проблемными являются ситуации ожидания, секса и власти. Женщины склонны откладывать счастье в отношениях на будущее, постоянно ждать чего-то от партнера. В сознании школьниц секс противопоставляется созданию семьи в сознании студенток и молодых жен является орудием власти над партнером.
Для мужчин значимость и проблемность ситуаций сильнее меняется с возрастом; наиболее проблемными для них являются ситуации боли и измены. Мужчины в любом возрасте не готовы простить измену, которая вызывает сильнейшую боль.
Для женщин в любом возрасте оказалась не значима ситуация принятия любимым человеком. Сам факт наличия отношений является для них доказательством принятия. Мало значимыми для женщин до начала отношений и в стабильных отношениях оказались ситуации измены и самоотдачи. Школьницы измены любимого не боятся, а молодые жены с этой ситуацией объективно не встречаются (для молодых мужчин все типы ситуаций связаны с образом жены). Отдавать женщины в отношениях не любят: для школьниц и жен эта ситуация вообще не значима, для студенток связана с властью над партнером и противопоставляется сексу. Для школьниц и студенток не значима ситуация игры в любовь. Эти возраста - это время поиска серьезных стабильных отношений. Для студенток и жен, то есть для женщин, имеющих реальные отношения оказалось не значимо творчество в любви, для него они не находят места в своих отношениях с партнером.
Для мужчин не значимыми в реальных отношениях оказались ситуации игры и творчества. Мужчины не считают нужным с идеальной девушкой или женой играть в любовь, но не находят возможностей для творческой самореализации. Итак, творчество в реальных отношениях невозможно не для мужчин, не для женщин.
Для женщин наиболее значимыми ролью оказалась роли мужа (для всех возрастов), спонсора (студентки, жены), защитника (школьницы, студентки). Таким образом, школьницы и студентки ищут в отношениях с мужчиной защиты, студентки и жены выбирают материально обеспеченного мужчину. И женщины во всех возрастах хотят выйти замуж.
Для мужчин наиболее значимыми и проблемными оказались следующие роли:
для школьников и студентов: роли "мать, ребенок, мечтательница, эгоистка". Молодые люди до конца не понимают: нравится ли им, когда женщина ведет себе как ребенок, или заботится о них как мама, и чего в женщинах больше романтизма или эгоизма.
Для студентов и мужей: роли "хозяйка, любовница, друг".
Таким образом, представления школьников и мужей связаны опосредованно через студенческие представления. В студенчестве происходит перелом, смена взгляда на роли женщин.
Типы женщин, не включаемые мужчинами в смысл любви - бизнес-леди и интеллигентка. Только с сексуально привлекательной женщиной, а не синим чулком-интеллигенткой мужчины планируют близкие отношения. Женщин более деловых и властных, чем они сами, мужчины рядом не потерпят.
Тип мужчины, не включаемый школьницами и студентками в смысл любви - мужчина - "каменная стена". Это эталонный, идеальный образ защитника, не встречаемого девушками в реальной жизни. Показательно, что молодые жены считают своих мужей "каменной стеной", способной защитить от всего.
Возрастная динамика смысла любви отражает следующие конфликты в значимости ситуаций для мужчин и женщин:
В школьном возрасте: значимость принятия для юношей и незначимость этой ситуации для девушек, которые поэтому не могут обеспечить достаточный уровень принятия и личностной безопасности для мальчиков в 9-11 классах;
В студенчестве: значимость ожиданий для девушек и незначимость этой ситуации для молодых людей, которые стремятся получить "все и сразу".
В семье: болезненность измен для мужей и равнодушное отношение к этой ситуации у молодых жен. Последние не всегда вовремя могут остановить свое кокетливое поведение, недооценивая значимость для мужей любых подозрений о неверности жены.
Общей значимостью для мужчин и женщин обладают ситуации только в период студенчества и семейной жизни, то есть при наличии реального взаимодействия между партнерами. В студенческие годы для мужчин и женщин значимыми и проблемными являются ситуации боли и секса, одинаково не значимы для них - творчество и игра в любовь. В семейной жизни мужья и жены понимают важность сохранения отношений и одинаково негативно оценивают ситуацию ухода любимого человека. Незначимой для них является ситуация творчества.
Представления о гендерных ролях более типичны, согласованы (это социальные оценки-ярлыки), чем представления о ситуациях, которые отражают опыт реального взаимодействия. Исключение составляет лишь школьный возраст, когда ситуации носят еще гипотетический, идеальный характер.
|
Женщины
|
Мужчины
|
|
|
Процент объясненной дисперсии
|
|
|
образы
|
ситуации
|
образы
|
ситуации
|
|
Школьники
|
89%
|
93%
|
91%
|
91%
|
|
Студенты
|
91%
|
90%
|
88%
|
84%
|
|
Молодые пары
|
91%
|
89%
|
91%
|
88%
|
|
|
Значимость всех типов мужчин (процент объясняемой фактором дисперсии) для женщин примерно одинаковая; в браке образ мужа объединяет роли друга, любовника и защитника.
Разрыв в значимости различных типов женщин с возрастом для мужчин увеличивается; выбор жены закрепляет выбор наиболее важного типа.
Разрыв в важности типов ситуаций для женщин с возрастом увеличивается. В семье женщины, в первую очередь, стремятся реализовать ведущую потребность в заботе и получении, но обеспечивать заботу и получение мужчина должен как друг, любовник и защитник.
Разрыв в значимости ситуаций у мужчин максимален в студенчестве, когда для них максимально важна забота любимой и безопасность (первый генеральный фактор - счастье в любви). В семейной жизни, напротив, мужчины стремятся удовлетворять сразу несколько потребностей, которые для них важны: потребность в получении заботы, внимания, потребность в самоотдаче и сексуальная потребность. Мужья хотят строить разные паттерны отношений (в отличие от жен), но с одной женщиной.
Возможно соотнести представления студенток о любви с типами любви, выделенными на этой же ментальности при изучении любви через метафоры. Образ мужчины друга, романтичного и понимающего связан с существованием такого типа любви, как любовь-эротика: красивая, приятная, легкая и простая. Такая любовь описывается метафорами море, полет, цветок, сказка. Образ мужчины любовника в этом возрасте соотносится с любовью-страстью: опасной, разрушительной, иррациональной, непостоянной и бурной. Образ мужчины -каменной стены связан с установкой на строительство отношений рациональных, постоянных, созидающих, безопасных и прочных.
Для мужчин во всех возрастах безопасность в отношениях - это отсутствие измены, для женщин - гарантия, что мужчина не уйдет. Таким образом, мужчины считают: "Пусть лучше уходит, чем изменят", женщины: "Пусть изменяет, но остается".
Счастье и для мужчин, и для женщин - это забота, получение и безопасность отношений. У счастья в таком представлении внешний локус контроля.
У мужчин ситуации счастья и создания семьи больше связаны (школьники и мужья), чем у женщин. Женские представления во всех возрастах разводят счастье и семейную жизнь.
Счастье в любви для мужчин и женщин ассоциируется с желтым, оранжевым, розовым, голубым, светло-зеленым цветом. Эти цвета максимально подходят мужчине - другу в преставлении женщин, и символизируют отсутствие вульгарности, стервозности, умение понимать для мужчин (образы девушки - друга у школьников, жены для мужей).
Сексуальный компонент отношений раскрывается мужчинами и женщинами через символику красного, малинового цвета и фиолетового (для мужчин). Через эти цвета раскрываются образы любовника для женщин любовницы, идеальной женщины для мужчин.
Максимально отвергаемыми цветами в пространстве любви оказались черный, серый, коричневый.
Для женщин темно-синий цвет ассоциируется с мужественностью как властностью, доминантностью в отношениях (образ защитника на всех возрастных этапах, образ дон жуана для школьниц; ситуации власти и творчества в отношениях для школьниц, секса как орудия власти для студенток, создания семьи как достижения власти для жен). Для мужчин темно-синий цвет ассоциируется с образами бизнес-леди (школьники), интеллигентки (студенты, мужья) и не является цветом привлекательных для построения близких отношений женщин.
Таким образом, анализ возрастной динамики смысла любви показал высокую устойчивость выделенных при анализе женской ментальности мужских образов: друг, любовник, "каменная стена". Основными мотивами построения близких отношений для женщин являются мотив создания семьи и стремление к безопасности, жизненной стабильности, сексуальный мотив, мотив получения заботы и внимания. Для мужской ментальности более типична кардинальная трансформация образов и типов ситуаций. На смену школьных образов девушки-друга, любовницы и бизнес-леди приходят образы роковой женщины (антипод девушки-друга), идеальной женщины (построен на основе образа любовницы), бизнес-леди и интеллигентки в студенчестве. Мужьями выделяются уже три образа женщин: жена (развитие образа идеальной девушки), роковая женщина (объединяющая в себе черты роковой женщины для студентов и бизнес-леди) и интеллигентки. Наиболее устойчивыми для мужской ментальности являются такие мотивы создания близких отношений, как мотив получения заботы и внимания и сексуальный мотив.
Заключение
-Жизнь,
кто разжег тебя в мире ответь?
-Кто, как не ты, Любовь!
-Кто разжигать тебя будет и впредь?
-Кто, как не ты, Любовь!
Р. Гамзатов
В ходе исследования был дан теоретический анализ феномена "любви", проведено экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви. На теоретическом уровне системный анализ различных подходов к пониманию эмоциональных явлений позволили выделить основные функции эмоциональных явлений: оценка, побуждение, регуляция деятельности, координация процессов в организме, влияние на сохранение опыта, предвосхищение событий, целостное отражение, мобилизация-демобилизация организма, экспрессия, коммуникация, постановка задачи на смысл, компенсация. Выделение различных подклассов эмоциональных явлений позволило определить особенности чувств как системы, в которую входит любовь, и конкретизировать для них функции эмоциональных явлений. Рабочим для данного исследования определением любви являлось следующее: любовь - это чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Детерминация смысла любви базовыми потребностями человека позволяло сделать основой дальнейшего теоретического анализа феномена "любви" именно структуру потребностной сферы человека (опора на классификацию В.А. Иванникова [146]).
Анализ определений любви, представленных в толковых, энциклопедических, философский, психологических словарях, показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня. Обзор психологических теорий любви показал, что категория "любовь" входит в ядро теоретических представлений в психоаналитическом и гуманистическом подходе: в них от понимания любви зависит понимание других психологических категорий. В остальных психологических школах на любовь переносятся общие объяснительные принципы и схемы теории.
Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта. Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. Наконец, в гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека).
Культурно-исторический анализ позволил выделить три переломных момента в осмыслении человечеством феномена "любви", удивительно напоминающие динамику развития представлений о любви в психологии:
1. первобытная культура: возникают первые представления об отношениях между мужчиной и женщиной, тесная связь любви и секса (потребности природного субъекта и вида);
2. эпоха великих цивилизаций: возникает связь любви с потребностями социального культурного субъекта;
3. античность: любовь становится формой реализации потребностей субъекта нравственного.
Бала подтверждена первая гипотеза исследования о том, что в ходе культурно-исторического развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви.
Обзор психологических исследований, представленный в работе, показал возможность их разделения на три основных группы:
работы, в которых любовь является основным объектом изучения;
исследования, в которых "любовь" рассматривается наряду с другими психологическими феноменами;
исследования, не затрагивающие непосредственно проблематику любви, но предоставляющие данные для понимания феномена "любви".
Показательно, что результаты исследований не обобщались и не сравнивались не только между группами, но даже внутри одной группы. Не существует психологической концепции любви, включающей в себя накопленный эмпирический материал. Во многом это связано с тем, что данные собирались хаотично, разными методами, в разных культурах и в разные годы. Исследование сущности любви, ее смысла и обобщение на основе сущностного понимания любви результатов других исследований - актуальная задача современной психологии.
В данной работе представлены результаты разных этапов исследования автором феномена "любви", начиная с опроса ценностей учащихся 1999 году и заканчивая разработкой в 2003 году психосемантического теста, позволяющего определить значимость мужских и женских ролей для построения близких отношений и связь этих ролей с ситуациями, задающими пространство любви. На всех этапах исследования в нем приняли участие около 600 человек. На основе психосемантического анализа представлений школьников, студентов и семейных пар о любви были выявлены основные тенденции возрастной динамики смысла любви и подтверждены три экспериментальных гипотезы исследования:
существует преемственность смысла любви на разных возрастных этапах;
смысл любви различается для мужчин и для женщин и является гендерно специфичным психологическим образованием;
оценки ментальностью гендерных ролей более стереотипны, чем оценки ситуаций, последние отражают опыт реального взаимодействия с противоположным полом.
Последняя гипотеза подтвердилась во всех возрастах, кроме школьного. Для школьников ситуации, описывающие любовь, носят еще гипотетический, идеальный характер и не отражают опыта реального взаимодействия, который больше включается в понимание гендерных ролей. Последние оцениваются более согласованно и стереотипно.
Результаты данного исследования могут использоваться в педагогике: для разработки спецкурсов по психологии любви для старшеклассников и студентов. Знание смыслов любви на разных возрастных этапах будет полезно психологу-консультанту, психотерапевту и ведущему психологических тренингов. В психотерапии возможно использование на этапе выяснения проблемы бланкового варианта разработанного теста для выявления неадекватных установок клиента на близкие отношения. Использование в психосемантическом тесте "Смысл любви" цветовой символики позволяет широко применять результаты исследования для разработки рекламы, имиджа товаров для определенных групп потребителей, опираясь на ведущие потребности этой группы. Результаты исследования могут использоваться в сфере шоу-бизнеса, СМИ: при создании теле и радиопрограмм для молодежи, выборе имиджа ведущих.
Результаты исследования были успешно представлены на всероссийских и международных конференциях (Кошелева Е.В. [187, 188, 189, 190, 191, 192, 193]). Работа удостоена гранта имени академика Б.В. Раушенбаха за использование точных методов в гуманитарных науках.
Исследование предполагается продолжить, включив в него новые возрастные группы. Интересным является дальнейшее совмещение проективных и психосемантических методик, разработка нового теста, проективным компонентом которого будет являться стимульный материал тематического апперцептивного теста. Таким образом, все поставленные в работе задачи решены, и цель работы достигнута.
Список используемой литературы
Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - №5. - с.70-78.
Агарков С. Т.Д.ейнега Г.Ф. Малярова Н.В. Азбука для двоих. - М.: Знание, 1991. - 192с. - (Нар. ун-т. Пед. фак.; №5)
Агеев В.С. психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - с.151-158.
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер. с англ.А. А. Валеева. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1998. - 448с.
Айламазьян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и практическое изучение // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - с.123-130.
Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8-10 лет // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - с.27-39.
Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования семейных отношений. - М., 1987. - с.13-19.
Алешина Ю.Е., Борисов Н.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1989. - №2. - с.44-53.
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - №. - с.74-82.
Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - с.80-88.
Алмаев Н.А. Интенциональные структуры естественного языка: экспериментальное исследование // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №5. - с.46-58.
Ананьева Н.А. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения и процесс "самовыбирания" // Мир психологии. - 1999. - №3. - с.167-173.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебн. для высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376с.
Андреева К.В., Яньшин П.В. Связь предпочтений цвета и с Я-концепцией // Прикладная психология. - 1999. - №6. - с.45-57.
Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.172-177.
Апресян Р.Г. Сила и насилие слова // Человек. - 1997. - №5.
Апухтина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1994. - №4. - с.44-51.
Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков // Мир психологии. - 1999. - №3. - с.147-155.
Аргайл М. Психология счастья: Пер с англ. /Общ. ред. и вст. ст. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - с.44-47.
Ардашникова А. И будете оба в плоть едину // Театральная жизнь. - 1996. - №2. - с.36-42.
Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры Я // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1998. - №1. - с.8-18.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/Пер с англ. М.А. Ковальчук, под ред.В.С. Моргунова. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517с.
Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология: тексты/по ред Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - с.111-137.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/ Под ред.И.Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350с.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ"Академия", 2002. - 416с.
Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. - 1979. - №4. - с.35-45.
Афанасьев А. Формула любви. - М.: Знание, 1993. - 64с. - (Пед. факультет; №2-3).
Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения/ Отв. ред.В.П. Вомперский, ил.А.Б. Маркевича. - М.: Правда, 1986. - 768с.
Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров О.К. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1999. - №3. - с.42-56.
Балла О. Власть слова и власть символа // Знание-сила. - 1998. - ноябрь-декабрь.
Бархаев Б.А. Психология любви или формула счастья (из редакционной почты). - Вопросы психологии. - 1999. - №4. - с.124-125.
Бассин Ф.В. "Значащие" переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. - 1972. - №3. - с.104-124.
Беледа Р.В., Ротина Р.А. Эти непростые супружеские отношения…-Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. - 184с.
Белик А.А. Этнопсихология любви и ненависти // Вестник Ран. - 1993. - Т.63. - №4. - с.298-301.
Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1997. - №4. - с.25-31.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. - 2001. - №4. - с.31-38.
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - с.87-96.
Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. - М.: Книга. 1991. - 345с.
Берестнев Г.И. Зов несказанного: язык в его отношении к трансцендентным смыслам // Человек. - 1996. - №1.
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 320с. - (Секреты психологии).
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 378с.
Берн Э. Секс в человеческой любви/ Пер. с англ. - М.: Московский кадровый центр, 1990. - 113с.
Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в раннем психологическом развитии детей // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - №3. - с.49-69.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200с.
Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "Модек", 1996. - 256с.
Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационнной сферы личности // Психологический журнал. - 2001. - №2. - Т.22. - с.90-99.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/ под ред. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - с. 20-56.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472с.
Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000, с.419-420.
Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М.: RISK, 1997. - с.51-55.
Боярский А.Н., Лапа В.В., Обознов А.А. Психологическое обоснование использования цветового кодирования на многофункциональных дисплеях // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №5. - с.75-80.
Бреслав Г.М., Хасан И.Б. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. - 199. - №3-с.64-69.
Бриггс Ч.Л. Учимся спрашивать. - Пер. с англ. Н.В. Веселковой.
Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №5. - с.38-44.
Бурлачук Л.Ф., Коростелева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал. - 1995. - Т.16. - №3. - с.137-145.
Буякас Т.М. Личное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - с.96-108.
Буякас Т.М., Зевина О.Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания // Вопросы психологии. - 1999. - №5. - с.50-61.
Буякас Т.М., Зевина О.Г. Общечеловеческие ценности в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - с.44-56.
Вартанов А.В., Игуен Б.Т. Формирование семантического цветового пространства при усвоении иностранного языка // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1995. - №2. - с.29-33.
Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1998. - №2. - с.80-87.
Васильева Н.А. Гуманистические и естественно-научные парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. - Т.13. - 1992. - №6. - с.80-89.
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240с.
Василюк Е.Ф. Структура образа // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - с.5-20.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. - Т.16. - 1995. - №3. - с.90-102.
Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. - Т.16. - 1995. - №5. - с.104-114.
Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Терра, 1992. - 480с.
Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - с.91-101.
Виилма Л. Душевный свет. - Екатеринбург: М-Фактория, 2000. - 302с.
Вильданова А.А., Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1997. - №4. - с.65-72.
Вилюнас В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1997. - №1. - с.3-13.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.3-28.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 288с.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ Под ред. О.В. Овчинниковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142с.
Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - №3. - с.26-35.
Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - с.63-71.
Вислоцкая М. Искусство любви (двадцать лет спустя) / Пер. с польского. - М.: Советский спорт, 1990. - 320с., ил.
Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи) // Вопросы психологии. - 1964. - №3. - с.140-153.
Владин В.З., Капустин Д.З. Гармония семейных отношений. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1991. - 304с.
Войтыла К. Любовь и ответственность. - М.: Издательство "Кругъ", 1993. - 349с.
Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.48-65.
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956. - 521с.
Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - с.155-162.
Высоков И.Е. Прототипичность в семантическом контексте // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №3. - с.105-110.
Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: продуктивная частотность // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - №4. - с.23-35.
Высокое И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №6. - с.69-77.
Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - с.65-71.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. пособиек курсу "Психология человека". - М.: Педагогическое общество России, 1999. - с. 190-202.
Гендерный калейдоскоп: Курс лекций/ Под общ. ред.М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2002. - 520с.
Геодакян В.А. Этологический половой диморфизм // Групповое поведение животных. - М.: Наука, 1975. - с.64-67.
Гозман Л.Я. АжгихинаН.И. Психология симпатий. - М.: Знание, 1988. - 96с. (Нар. ун-т. Пед. фак; №9)
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 174с.
Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Счастливый характер. - М.: Знание, 1986. - 64с. - (Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Молодежная",№1)
Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъектного развития индивида // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - с.61-71.
Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим. - Барнаул: УНТП, 1991.
Грей Джон. Марс и Венера в будни и праздники: как жить в мире с противоположным полом. - Пер. с англ. Т.П. Матц. - М.: АО "Издательство "Новости"", 1997. - 304с.
Грот Н. Психология чувствований // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.64-82.
Грошев И.В. Гендерные корреляты непосредственного поведения процесса общения // Журнал практической психологии. - 2000. - №5.
Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. - 1999. - Т. 19. - №3. - с.119-139.
Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность. - 2000. - №4. - с.172-187.
Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. - 2000. - №4. - с.51-57.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2: И-О. - М.: ТЕРРА, 1994, с.282.
ДаренскийН.Д. Семантика аддиктивных представлений у больных алкоголизмом // Психологический журнал. - ! 996. - Т.17. - №5. - с.106-115.
Деккерт Г., Деккерт К. Как ведут себя животные. Пер. с нем. - М.: Лесная промышленность, 1985. - 224с.: ил.
Дембовский Я. Психология обезьян. - М.: Изд-во Иностр. Л-ры, 1963. - 330с.
Демина Л.Д. Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. - 123с.
Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Этология приматов. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192с.
Джемс У. Что такое эмоция // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.83-92.
Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - №2. - с.40-48.
Добрович А. Общение: наука и искусство. - М.: АОЗТ"Яуза", В. Секачев, 1996. - 253с.
Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. - М.: Знание, 1985. - 80с. (Нар. ун-т. Педфак; №10)
Добрович А.Б., Ясицкая О.А. Милые бранятся... - М.: Моск. Рабочий, 1988. - 174с. - (Семейный круг)
Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - с.126-130.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 208с.: ил.
Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М.: Педагогика, 1990. - 272с.
Доценко Е.Л., Бессонова Л.В. Обыденные представления о структуре общения // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1999. - №2. - с.23-33.
Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 448с., ил. - (Библиотека практического психолога).
Дробот О. Любить друг друга - значит смотреть не друг на друга, а в одну сторону // Семья и школа. - 1999. - №10. - с.10-12.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2001. - 320с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")
Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - с.46-56.
Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. Пер. м англ. - М.: Мир, 1981. - 480с.: ил.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Мн.: Хэлтон, 1998, с.131-132.
Еникеева Д. Муж и любовник. Жена и любовница. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1998. - 256с. (Серия "Школа любви и взаимопонимания")
Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия // Прикладная психология. - 1999. - №4. - с.45-53.
Жамкочьян М. Человек переходного периода: чувствительность и бесчувствие // Знание - сила. - 2001. - №5. - с.100-105.
Жамкочьян М. Человек чувствующий // Прикладная психология. - 1999. - №4. - с.34-38.
Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века. Проект "Таганрог"/ Под ред.Н.М. Римашевской. - М.: Изд-во ИСЭПИ, 2001. - 320с.
Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. - 368с.
Женщина. История. Общество: Сб. науч. Ст. под общ. Ред.В.И. Успенской. Вып.2. - ОГУП "Тверское областное книжно-журнальное издательство", 2002. - 320с.
Жеребкина И.А. Подчиняться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца ХIХ века // Общественные науки и современность. - 2002. - №3. - с.164-171.
Жикаренцев В. Возвращение в сердце. Мужчина и женщина. - Спб.: ООО "Издательство "Золотой век", ООО "Диамант", 2000. - 240с.
Жикаренцев В.В. Жизнь без границ. Нравственный закон. - СПб.: ООО "Золотой век", ООО "Диамант", 1999. - 240с.
Жикаренцев В.В. Путь к свободе: взгляд в себя. - СПб.: ООО "Золотой век", ООО "Диамант", 1999. - 240с.
Жикаренцев В.В. Жизнь без границ. - СПб.: ООО "Золотой век", ООО "Диамант", 1999. - 240с.
Жикаренцев В.В. Путь к Свободе: добро и зло. Игра в дуальность. - СПб.: ООО "Золотой век", ООО "Диамант", 1999. - 240с.
Жикаренцев В.В. Путь к свободе: Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь. - СПб.: ООО "Золотой век", ООО "Диамант", 1999. - 240с.
Заянчковский И.Ф. Наследство и наследники: об инстинктах, условных рефлексах и других сторонах поведения животных. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1971. - 309с.
Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Хрестоматия "Основы гендерных исследований". - 2-е изд. - М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - с.225-234.
Здравомыслова О.М. Русская идея: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. - 2000. - №4. - с.109-115.
Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1979. - №1. - с.3-7.
Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология/ под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - с. 198-264.
Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С.18-32, 43-51.
Зинченко В.П. Размышления о развитии мышления // Прикладная психология. - 2001. - №1. - с.1-17.
Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - с.96-99.
Знаков В.В. Половые различие в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - №1. - с.38-49.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|