Шмелев Д.Н. Проблема семантического анализа лексики (на материале русского языка). - М, 1976.
Шмелев Д.Н. Слово и образ. - М.: Наука. - 120с.
Шнейдер Л Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512с. (серия "Кафедра психологии").
Шовен Р. Поведение животных. Пер. с франц. - М.: Мир, 1972. - 487с.
Шостром Э. Анти-Карнеги/Э. Шостром; Прихоти удачи/Д. Карнеги/Пер. с англ.; К сб в целом: Худ. обл. М.В. Драко. - 2-е изд. - М.: ООО "Попурри", 1999. - 400с.
Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте психологии способностей // Психологический журнал. - Т. 20. - 1999. - №1. - с.78-85.
Штрайнер К. Меньше требовать и больше отдавать ради гармонии в отношениях с близкими // Семья и школа. - 1993. - №8. - с.12-14.
Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: "Лаборатория "Практической психологии и педагогики", 1992. - 80с.
Щербатых Ю.В. Психология любви и секса. Популярная энциклопедия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 608с., илл. (Серия "Психология общения").
Щусь Т. Конфликт - разрыв любви // Воспитание школьников. - 1999. - №1 с.39-42.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: ЗАО "Издательство "Питер"", 1999. - 656с. (Серия "Мастера психологии").
Эриксон Э.Г. Детство и общество. - Изд-е 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленат, Аст-Фонд: "Университетская книга", 1996. - 592с.
Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник/ Пер. с англ. - СПб.: Универсальная книга, 1997. - 554с.
Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Современное слово, 1998, с.322-323.
Юферова Т.И. Образы мужчины и женщины в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - с.84-90.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1998.
Язык и моделирование социального взаимодействия: Сб. ст. /Составление В.М. Сергеева, П.Б. Паршина; Общ. ред.В. В. Петрова; Вступ. ст.В.М. Сергеева. - М.: Прогресс, 1987. - 162с.: ил.
Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации/ под ред.Е.М. Борисовой. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 304с.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, 2000. - 240с.
Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - с.128-139.
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник: около 1500 фразеологизмов. - М.: Русский язык, 1997, с.107-112.
Яценко Д.К. Любовь - здоровье семьи. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1985. - 160с.
Gordon W. Allport. The functional autonomy of motives. Перевод с англ.М. Фаликман. Статья впервые опубликована в юбилейном выпуске Американского Психологического Журнала (American Journal of Psychology. 1937. Vol.50. P.141-156).
Приложения
Приложение 1.
Анкета.
Ответьте да или нет.
1. Вы постоянно стремитесь что-то улучшить в себе?
2. Вы хотели бы что-то изменить в любимых людях?
3. Вам нравится большинство людей, с которыми Вы знакомы?
4. Нравитесь ли Вы себе?
5. Вам приятнее заниматься чем-то сообща, чем в одиночку?
6. Вам легко обсуждать свои проблемы и чувства с другими людьми?
7. Считаете ли Вы, что любящие люди должны рассказывать друг другу обо всем?
8. Считаете ли Вы, что любовь разрешает все проблемы между мужчиной и женщиной?
9. Ждете ли Вы, что Ваш любимый человек сделает Вас счастливым?
10. Вы тревожитесь о будущем?
11. Вас беспокоит что-то в прошлом?
12. Вы сравниваете себя с кем-то?
13. Считаете ли Вы, что в детстве или юности родители воспитывали вас в беспрекословном подчинении?
14. Ваши родители часто ссорились, когда Вы были ребенком?
15. Вы очень боитесь остаться в одиночестве?
16. Ради любимого человека Вы пойдете на любые жертвы и непременно поможете ему?
17. Вы испытывает куда больше радости, когда заботитесь о ком-то, чем, когда заботятся о Вас?
ТЕКСТ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ ЛЮБВИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Тема 1. Представленя о любви в различных культурах. Философские и психологические теории любви.
Роль любви в жизни человека и общества. Представления о любви в архаической культуре: любовь и охота - взаимоналожение и противопоставление. Эпоха древних цивилизаций: шумеро-акадская, египетская и древнеиндийская культура - развитие представлений о любви. Античность. Афродита Небесная и Афродита Земная. Средневековые представления о любви: божественное и земное в любви. Понимание любви в эпоху Возрождения, индивидуализация и свобода в любви. Любовь в эпоху Нового времени. Разум и любовь. Новейшее время и представления о любви. Теория любви В. Франкла и А. Маслоу. Понимание любви в русской культуре: В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский о любви и женственности.
Задания и упражнения к теме.
Ролевая игра "Путешествие на машине времени".
Учащиеся самостоятельно делятся на 7 групп. Группам раздаются таблички с типом культуры: архаическая, индийская, античная, средневековая, культура Возрождения, культура Нового и Новейшего времени, русская культура. Каждая группа готовит сценку, отражающую представления о любви в определенной культуре. Остальные группы угадывают культуру и выделяют основные особенности представлений о любви в данной культуре.
Рыцарский турнир. Выбирается юноша и девушка. Они садятся в центре круга и берутся за руки. Молодой человек должен без пауз говорит девушке приятные слова: какая она, какие чувства в нем вызывает, чем нравится. Пауза больше пяти секунд считается проигрышем. Далее выходит следующая пара.
Тема 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье.