Ситуация секса максимально ассоциируется старшеклассницами с малиновым цветом. Наиболее значимыми и одновременно проблемными, неоднозначными оказались для девушек ситуации ожидания любви, ревности, секса, создания семьи и власти (они вошли сразу в несколько типов ситуаций).
Интересной оказалась связь различных типов мужчин с типами ситуаций в любви.
0,972714
0,064413
-0,113352
ХОЧУ ЗАМУЖ
0,687619
0,586477
0,368826
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
0,773509
0,557843
0,257165
СЧАСТЛИВЫЙ СЕКС
0,960454
-0,037499
0,049686
ДРУГ
-0,058689
0,001057
0,994888
КАМЕННАЯ СТЕНА
0,002813
0,987236
-0,006542
ЛЮБОВНИК
2,943233
1,635335
1, 207329
Факторные веса
0,490539
0,272556
0, 201221
Доля объясненной дисперсии
За мужчину друга ученицы старших классов хотят выйти замуж, с ним же надеются строить сексуальные отношения, более того, от него ждут и создания условий для самореализации девушек в любви. Образ дон жуана связан с сексуальными отношениями, не предполагающими создания семьи, но приносящими счастье, а также с творчеством и властью в любви. Но творить и властвовать в этом типе отношений явно будет мужчина, а не сами девушки. Образ мужчины "каменной стены" оказался не связан ни с одним типом ситуаций. Старшеклассницы выделяют данный тип, но явно не представляют: какие отношения с ним можно строить. Возможно, это образ зрелого мужчины, отношения с которым сейчас для них невозможны или эталонный идеальный образ защитника, не встречающийся девушкам в реальной жизни. Таким образом, основными потребностями, реализация которых связывается в данном возрасте с любовью, являются потребность в дружеских отношениях и создании семьи, потребность в творческой самореализации и сексуальная потребность. Мужчина-друг и галантный дон жуан в разной степени способны удовлетворить данные потребности. Два смысла любви видится старшеклассницам: это классический вариант женского счастья (выйти замуж, самореализоваться и иметь сексуальные отношения, приносящие счастье), связанный с образом мужчины - друга. И вариант ненормативных отношений с мужчиной - любовником, основанных на гармоничных сексуальных отношениях, творчестве, но не предполагающие создание семьи. Образ мужчины - "каменной стены" оказался не связан ни с каким типом ситуаций, и не образует смысл любви для девушек в данном возрасте.
При анализе ментальности молодых людей 15-17 лет были выделены три женских типа, значимых в сфере близких отношений: хороший друг, романтично-капризная любовница и бизнес-леди.
0,727288
0,625688
-0,043158
жена
0,948342
0,004553
0,158854
любовница
0,245153
0,882315
-0,115362
хозяйка
0,912938
0,255540
0,175920
кокетка
-0,380595
-0,859553
0,025795
стерва
0,646241
0,744479
-0,057215
женщина-мать
0,738773
0,588924
-0,227842
женщина-ребенок
-0,057457
-0,820731
0,475236
роковая женщина
0,338135
0,850359
0,112003
женщина-друг
0,890410
0,392468
-0,076566
принцесса
0,716250
0,597822
-0,155706
мечтательница
-0,126721
-0,810619
0,530591
проститутка
-0,641481
-0,711516
0,046052
эгоистка
0,478577
0,732524
0,246037
интеллигентка
0,091939
-0,049565
0,962405
бизнес-леди
5,518647
6,485736
1,666109
Факторные веса
0,367910
0,432382
0,111074
Доля объясненной дисперсии
Девушка - друг, в представлении старшеклассников, хозяйственна и заботлива (она хозяйка и напоминает маму). У нее хороший характер: она не эгоистка и не стерва.
Такая девушка интеллигентна, романтична и не вульгарна (она не проститутка и не роковая женщина, но интеллигентка, мечтательница и немного ребенок). Девушку-друга молодые люди видят в будущем как возможную жену. Данный образ ассоциируется ментальностью с желтым и зелеными (светлым и темным) цветами. Образ романтично-капризной любовницы - это образ кокетливой принцессы (она любовница, кокетка, принцесса), которой свойственна детскость и мечтательность. Она не эгоистична, и в будущем даже с большей вероятностью, чем девушка - друг, может быть выбрана в жены. Такая девушка ассоциируется старшеклассниками с малиновым и розовым цветом. Наконец, образ бизнес - леди раскрывается ментальностью как образ роковой женщины и проститутки. Это яркая женщина, готовая на многое ради денег. Бизнес-леди ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом.
Семантический анализ ситуаций позволил выделить для старшеклассников следующие типы ситуаций, связанных с любовью.
-1,39942
-2,36175
0,46325
0,44470
-1,11373
счастье в любви
1,81936
-1,77326
-0,71473
-0,97909
-0,34170
боль от любви
-0,91494
-0,59024
-1,17523
0,00938
0,66078
ожидание любви
1,33392
0,22618
0,78920
-0, 20565
1,03432
ревность
-0,94381
-0,12698
-1,12440
-0,69888
-0,26893
забота в любви
1,66898
0,49918
-0,35957
-0,09206
-0,10775
измена
0,34749
0,28356
-1,24867
2,60224
0,72305
уход любимого человека
-0,00700
0,31322
2, 20873
-0,24306
0,08941
секс
-0,26534
1,78805
-1,13630
-1,29217
-0,43504
принятие любимым ч-ком
-0,92271
0,31387
0,08428
-1,72614
0,61441
самоотдача в любви
-0,64044
0,13204
1,35201
-0,04165
0,64589
игра в любовь
-0,46829
0,55074
-0,65261
0,13829
-1,07884
создание семьи
-0,80040
0,82992
0,33961
1,07687
0,21370
творчество в любви
-0,24404
-0,06114
0,33593
0,39760
1,51089
власть в любви
0,84982
-0,76174
0,02716
-0,08243
0,46652
агрессия в любви
0,58684
0,73836
0,81134
0,69206
-2,61299
получение в любви
6,939622
1,657551
1,584226
1,414883
3,089869
Факторные веса
0,433726
0,103597
0,099014
0,088430
0, 193117
Доля объясненной дисперсии
Во-первых, это ситуация счастья в любви, которое полностью определяется от противного. Счастье в любви - это не боль, которую вызывает, в первую очередь, измена любимой и ревность к ней. Молодые люди в этом возрасте только ожидают счастливой любви и подозревают, что для того, чтобы быть счастливым в близких отношениях необходимо отдавать (самоотдача в любви). Счастье в любви ассоциируется ментальностью с желтым, розовым, светло и ярко-зеленым, голубым цветом.
Следующий тип ситуаций - это ситуация получения времени, внимания, подарков от любимого человека. Молодые люди готовы создать семью с девушкой, от которой будут много получать в отношениях, с ней они планируют быть счастливыми. В таких отношениях они не будут ревновать или пытаться диктовать свою волю (этот тип ситуации не связан с ревностью и властью в отношениях). Получение и счастье в любви раскрывается старшеклассниками через желтый и оранжевый цвета. Третий тип ситуаций - это ситуация отвержения молодых людей любимой девушкой: она не принимает и это дарит счастье и боль одновременно. Однако с такой девушкой точно не планируют создавать семью. Следующий тип ситуаций - "секс как игра в любовь". Такие отношения не требуют принятия, заботы или ожидания большой любви. Они не могут быть реализованы только, если девушка разрывает отношения и уходит. "Секс как игра" ассоциируется с малиновым и красным цветом. Наконец, последний тип ситуаций - "уход любимого человека": разрыв отношений интерпретируется молодыми людьми как отсутствие принятия их, такими, какие они есть, и невозможность больше отдавать себя любимой (не самоотдача). Напряженность данной ситуации несколько снимается для юношей возможностью творческого поиска новых отношений. Ситуация ухода максимально связана с темно-синим цветом.
0,863238
0,418641
0,037760
0,054832
счастье как безопасность
-0,479069
0,396988
0,378529
-0,570286
отвержение
0,029028
-0,887541
0,359375
-0, 204769
секс как игра в любовь
0,028942
0,212387
0,254566
0,907822
уход любимой
0,807796
0,359833
0,003542
0,000279
счастье как получение
-0,305976
-0,908967
-0,105315
0,023706
любовница
0,890972
0,280281
0,029133
-0,139965
девушка-друг
0,012405
-0,127029
0,949999
0,165689
бизнес-леди
2,516510
2,216092
1,253115
1,241909
Факторные веса
0,314564
0,277011
0,156639
0,155239
Доля объясненной дисперсии
Ситуации счастья как отсутствие боли, измены и ревности, и счастья как получения и создания семьи связываются старшеклассниками с образом девушки-друга, обладающей хорошим характером. С романтично-капризной любовницей в этом возрасте представляют лишь возможность сексуальных отношений и игры в любовь. Образ бизнес-леди оказался не связан ни с одним типом ситуаций в любви. Молодые люди знают, что бывают такие женщины, но реального близкого взаимодействия с ними не предполагают. Наконец, ситуации отвержения любимым человеком и ухода любимой оказались тесно связаны между собой. Однако, не с одним типом женщин данные ситуации не ассоциируются: это случаи отсутствия отношений из-за страха быть брошенным или не принятым. Итак, основными потребностями молодых людей в 15-17 лет, реализация которых связывается с любовью, является потребность в счастье как безопасности (не изменит, не причинит боль), потребность в получении внимания, сексуальная потребность и потребность в принятии. Причем потребность в принятии часто в этом возрасте настолько не удовлетворена, что не позволяет даже начать строить близкие отношения. Два смысла раскрывают семантику любви в данном возрасте. Это вариант счастливых отношений, основанных на безопасности, получении много от любимой, предполагающий в будущем создание семьи с девушкой другом. И сексуальные отношения, понимаемые как игра в любовь, связываемые с образом любовницы. Образ бизнес-леди негативно оценивается ментальностью, не связан не с одним типом ситуаций и не входит в понимание ментальностью смысла любви. в данном возрасте. . стве, но не предполагающие создание семьи. ра партнера завершен, начина
Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам:
страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей;
противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей;
представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек;
установка на счастье в любви как получение у молодых людей.
Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет.
Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки:
Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний.
Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви.
Блок 3. Понимание и принятие себя - основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым - люби!
Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.
Блок 5. Секс, любовь и семья.
Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула.
На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.
Результаты факторного анализа:
Цвета
F1
F2
F3
F4
F1
F2
F3
F4
1
1,40
1,03
-1,28
0,64
-0,36
0,82
0,21
0,00
жена
2
1,32
-1,91
1,02
1,21
0,11
0,87
-0,14
0,39
любовница
3
-1,33
0,01
-0,02
0,95
-0,60
0,57
0,42
0,02
хозяйка
4
-1,08
0,36
0,28
1,17
-0,05
0,92
-0,07
0,27
кокетка
5
-0,21
-1,23
-1,12
0,64
0,73
-0,45
0,25
0,00
стерва
6
-0,07
-0,34
0,77
-1,11
-0,58
0,75
-0,06
0,12
женщина-мать
7
1,90
1,29
-0,82
0,65
-0,60
0,70
-0,02
0,23
женщина-ребенок
8
-0,22
0,96
-0,28
-1,75
0,86
0,07
-0,33
-0,17
роковая женщина
9
0,09
-0,66
0,18
-1,55
-0,40
0,75
0,04
-0,36
женщина-друг
10
-0,05
-0,63
1,68
-0,14
-0,41
0,78
-0,13
0,00
принцесса
11
-0,65
0,82
0,44
1,22
-0,59
0,70
-0,07
0,22
мечтательница
12
0,91
0,60
1,62
-0,07
0,91
-0,22
0,13
-0,01
проститутка
13
0,13
-1,78
-1,87
-0,68
0,66
-0,55
0,22
0,03
эгоистка
14
-0,38
0,27
-0,28
-0,50
0,16
-0,22
0,15
-0,92
интеллигентка
15
0,04
0,81
0,26
-1,01
0,08
-0,05
0,94
-0,16
бизнес-леди
16
-1,79
0,40
-0,58
0,33
4,44
5,93
1,42
1,38
Факторные веса
0,30
0,40
0,09
0,09
Доля объясняемой дисперсии
Это образ роковой женщины, ассоциируемый с красным, малиновым и черным цветами. Данный образ раскрывается в ментальности как образ проститутки, стервы, эгоистки. Такая женщина не может быть матерью и хозяйкой, кроме того, в данном образе отрицается любая детскость, роковая женщина - это не женщина ребенок. Следующий образ, полученный при анализе мужской ментальности, это образ идеальной для данной группы женщины, ассоциируемой с красным и малиновым цветом. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей - это кокетка (серые мышки им не нужны). Кроме того, она рассматривается как любовница и, если она проходит проверку этой ролью, то и как потенциальная жена. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений. Данный образ свидетельствует о наличии в сознании молодых людей недифференцированного, эталонного, идеального женского образа: от такой женщины ждут всего и сразу. В восемнадцать, двадцать лет мужчины еще надеются найти кокетливую подругу, любовницу, жену и друга в одной женщине. Третий образ, выделенный в результате семантического анализа, это образ бизнес-леди. Такая женщина рассматривается как хозяйка и ассоциируется в ментальности с черным, темно-зеленым, фиолетовым цветом. Это образ более зрелой, старшей по возрасту женщины, который, как показал дальнейший анализ, оказался не связан не с какими типами ситуаций в любви. Такой тип женщин дифференцируется ментальности, но выделяется не для построения близких отношений, а как значимый в других сферах жизни. Наконец, последний тип женщины в данной ментальности - это образ интеллигентки. Это женщина в сером, темно-синих или зеленых цветах. Интеллигентку молодые люди рассматривают как возможного друга, но не как любовницу, сексуальные отношения с ней строиться не будут.
Семантический анализ ситуаций позволил описать три основных типа ситуаций, связываемых мужской ментальностью с любовью.