бесплатные рефераты

Возрастная динамика смысла любви

Ситуация секса максимально ассоциируется старшеклассницами с малиновым цветом. Наиболее значимыми и одновременно проблемными, неоднозначными оказались для девушек ситуации ожидания любви, ревности, секса, создания семьи и власти (они вошли сразу в несколько типов ситуаций).

Интересной оказалась связь различных типов мужчин с типами ситуаций в любви.

0,972714

0,064413

-0,113352

ХОЧУ ЗАМУЖ

0,687619

0,586477

0,368826

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

0,773509

0,557843

0,257165

СЧАСТЛИВЫЙ СЕКС

0,960454

-0,037499

0,049686

ДРУГ

-0,058689

0,001057

0,994888

КАМЕННАЯ СТЕНА

0,002813

0,987236

-0,006542

ЛЮБОВНИК

2,943233

1,635335

1, 207329

Факторные веса

0,490539

0,272556

0, 201221

Доля объясненной дисперсии

За мужчину друга ученицы старших классов хотят выйти замуж, с ним же надеются строить сексуальные отношения, более того, от него ждут и создания условий для самореализации девушек в любви. Образ дон жуана связан с сексуальными отношениями, не предполагающими создания семьи, но приносящими счастье, а также с творчеством и властью в любви. Но творить и властвовать в этом типе отношений явно будет мужчина, а не сами девушки. Образ мужчины "каменной стены" оказался не связан ни с одним типом ситуаций. Старшеклассницы выделяют данный тип, но явно не представляют: какие отношения с ним можно строить. Возможно, это образ зрелого мужчины, отношения с которым сейчас для них невозможны или эталонный идеальный образ защитника, не встречающийся девушкам в реальной жизни. Таким образом, основными потребностями, реализация которых связывается в данном возрасте с любовью, являются потребность в дружеских отношениях и создании семьи, потребность в творческой самореализации и сексуальная потребность. Мужчина-друг и галантный дон жуан в разной степени способны удовлетворить данные потребности. Два смысла любви видится старшеклассницам: это классический вариант женского счастья (выйти замуж, самореализоваться и иметь сексуальные отношения, приносящие счастье), связанный с образом мужчины - друга. И вариант ненормативных отношений с мужчиной - любовником, основанных на гармоничных сексуальных отношениях, творчестве, но не предполагающие создание семьи. Образ мужчины - "каменной стены" оказался не связан ни с каким типом ситуаций, и не образует смысл любви для девушек в данном возрасте.

При анализе ментальности молодых людей 15-17 лет были выделены три женских типа, значимых в сфере близких отношений: хороший друг, романтично-капризная любовница и бизнес-леди.

0,727288

0,625688

-0,043158

жена

0,948342

0,004553

0,158854

любовница

0,245153

0,882315

-0,115362

хозяйка

0,912938

0,255540

0,175920

кокетка

-0,380595

-0,859553

0,025795

стерва

0,646241

0,744479

-0,057215

женщина-мать

0,738773

0,588924

-0,227842

женщина-ребенок

-0,057457

-0,820731

0,475236

роковая женщина

0,338135

0,850359

0,112003

женщина-друг

0,890410

0,392468

-0,076566

принцесса

0,716250

0,597822

-0,155706

мечтательница

-0,126721

-0,810619

0,530591

проститутка

-0,641481

-0,711516

0,046052

эгоистка

0,478577

0,732524

0,246037

интеллигентка

0,091939

-0,049565

0,962405

бизнес-леди

5,518647

6,485736

1,666109

Факторные веса

0,367910

0,432382

0,111074

Доля объясненной дисперсии

Девушка - друг, в представлении старшеклассников, хозяйственна и заботлива (она хозяйка и напоминает маму). У нее хороший характер: она не эгоистка и не стерва.

Такая девушка интеллигентна, романтична и не вульгарна (она не проститутка и не роковая женщина, но интеллигентка, мечтательница и немного ребенок). Девушку-друга молодые люди видят в будущем как возможную жену. Данный образ ассоциируется ментальностью с желтым и зелеными (светлым и темным) цветами. Образ романтично-капризной любовницы - это образ кокетливой принцессы (она любовница, кокетка, принцесса), которой свойственна детскость и мечтательность. Она не эгоистична, и в будущем даже с большей вероятностью, чем девушка - друг, может быть выбрана в жены. Такая девушка ассоциируется старшеклассниками с малиновым и розовым цветом. Наконец, образ бизнес - леди раскрывается ментальностью как образ роковой женщины и проститутки. Это яркая женщина, готовая на многое ради денег. Бизнес-леди ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом.

Семантический анализ ситуаций позволил выделить для старшеклассников следующие типы ситуаций, связанных с любовью.

-1,39942

-2,36175

0,46325

0,44470

-1,11373

счастье в любви

1,81936

-1,77326

-0,71473

-0,97909

-0,34170

боль от любви

-0,91494

-0,59024

-1,17523

0,00938

0,66078

ожидание любви

1,33392

0,22618

0,78920

-0, 20565

1,03432

ревность

-0,94381

-0,12698

-1,12440

-0,69888

-0,26893

забота в любви

1,66898

0,49918

-0,35957

-0,09206

-0,10775

измена

0,34749

0,28356

-1,24867

2,60224

0,72305

уход любимого человека

-0,00700

0,31322

2, 20873

-0,24306

0,08941

секс

-0,26534

1,78805

-1,13630

-1,29217

-0,43504

принятие любимым ч-ком

-0,92271

0,31387

0,08428

-1,72614

0,61441

самоотдача в любви

-0,64044

0,13204

1,35201

-0,04165

0,64589

игра в любовь

-0,46829

0,55074

-0,65261

0,13829

-1,07884

создание семьи

-0,80040

0,82992

0,33961

1,07687

0,21370

творчество в любви

-0,24404

-0,06114

0,33593

0,39760

1,51089

власть в любви

0,84982

-0,76174

0,02716

-0,08243

0,46652

агрессия в любви

0,58684

0,73836

0,81134

0,69206

-2,61299

получение в любви

6,939622

1,657551

1,584226

1,414883

3,089869

Факторные веса

0,433726

0,103597

0,099014

0,088430

0, 193117

Доля объясненной дисперсии

Во-первых, это ситуация счастья в любви, которое полностью определяется от противного. Счастье в любви - это не боль, которую вызывает, в первую очередь, измена любимой и ревность к ней. Молодые люди в этом возрасте только ожидают счастливой любви и подозревают, что для того, чтобы быть счастливым в близких отношениях необходимо отдавать (самоотдача в любви). Счастье в любви ассоциируется ментальностью с желтым, розовым, светло и ярко-зеленым, голубым цветом.

Следующий тип ситуаций - это ситуация получения времени, внимания, подарков от любимого человека. Молодые люди готовы создать семью с девушкой, от которой будут много получать в отношениях, с ней они планируют быть счастливыми. В таких отношениях они не будут ревновать или пытаться диктовать свою волю (этот тип ситуации не связан с ревностью и властью в отношениях). Получение и счастье в любви раскрывается старшеклассниками через желтый и оранжевый цвета. Третий тип ситуаций - это ситуация отвержения молодых людей любимой девушкой: она не принимает и это дарит счастье и боль одновременно. Однако с такой девушкой точно не планируют создавать семью. Следующий тип ситуаций - "секс как игра в любовь". Такие отношения не требуют принятия, заботы или ожидания большой любви. Они не могут быть реализованы только, если девушка разрывает отношения и уходит. "Секс как игра" ассоциируется с малиновым и красным цветом. Наконец, последний тип ситуаций - "уход любимого человека": разрыв отношений интерпретируется молодыми людьми как отсутствие принятия их, такими, какие они есть, и невозможность больше отдавать себя любимой (не самоотдача). Напряженность данной ситуации несколько снимается для юношей возможностью творческого поиска новых отношений. Ситуация ухода максимально связана с темно-синим цветом.

0,863238

0,418641

0,037760

0,054832

счастье как безопасность

-0,479069

0,396988

0,378529

-0,570286

отвержение

0,029028

-0,887541

0,359375

-0, 204769

секс как игра в любовь

0,028942

0,212387

0,254566

0,907822

уход любимой

0,807796

0,359833

0,003542

0,000279

счастье как получение

-0,305976

-0,908967

-0,105315

0,023706

любовница

0,890972

0,280281

0,029133

-0,139965

девушка-друг

0,012405

-0,127029

0,949999

0,165689

бизнес-леди

2,516510

2,216092

1,253115

1,241909

Факторные веса

0,314564

0,277011

0,156639

0,155239

Доля объясненной дисперсии

Ситуации счастья как отсутствие боли, измены и ревности, и счастья как получения и создания семьи связываются старшеклассниками с образом девушки-друга, обладающей хорошим характером. С романтично-капризной любовницей в этом возрасте представляют лишь возможность сексуальных отношений и игры в любовь. Образ бизнес-леди оказался не связан ни с одним типом ситуаций в любви. Молодые люди знают, что бывают такие женщины, но реального близкого взаимодействия с ними не предполагают. Наконец, ситуации отвержения любимым человеком и ухода любимой оказались тесно связаны между собой. Однако, не с одним типом женщин данные ситуации не ассоциируются: это случаи отсутствия отношений из-за страха быть брошенным или не принятым. Итак, основными потребностями молодых людей в 15-17 лет, реализация которых связывается с любовью, является потребность в счастье как безопасности (не изменит, не причинит боль), потребность в получении внимания, сексуальная потребность и потребность в принятии. Причем потребность в принятии часто в этом возрасте настолько не удовлетворена, что не позволяет даже начать строить близкие отношения. Два смысла раскрывают семантику любви в данном возрасте. Это вариант счастливых отношений, основанных на безопасности, получении много от любимой, предполагающий в будущем создание семьи с девушкой другом. И сексуальные отношения, понимаемые как игра в любовь, связываемые с образом любовницы. Образ бизнес-леди негативно оценивается ментальностью, не связан не с одним типом ситуаций и не входит в понимание ментальностью смысла любви. в данном возрасте. . стве, но не предполагающие создание семьи. ра партнера завершен, начина

Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам:

страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей;

противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей;

представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек;

установка на счастье в любви как получение у молодых людей.

Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет.

Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки:

Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний.

Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви.

Блок 3. Понимание и принятие себя - основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым - люби!

Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.

Блок 5. Секс, любовь и семья.

Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула.

На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.

Результаты факторного анализа:

Цвета

F1

F2

F3

F4

F1

F2

F3

F4

1

1,40

1,03

-1,28

0,64

-0,36

0,82

0,21

0,00

жена

2

1,32

-1,91

1,02

1,21

0,11

0,87

-0,14

0,39

любовница

3

-1,33

0,01

-0,02

0,95

-0,60

0,57

0,42

0,02

хозяйка

4

-1,08

0,36

0,28

1,17

-0,05

0,92

-0,07

0,27

кокетка

5

-0,21

-1,23

-1,12

0,64

0,73

-0,45

0,25

0,00

стерва

6

-0,07

-0,34

0,77

-1,11

-0,58

0,75

-0,06

0,12

женщина-мать

7

1,90

1,29

-0,82

0,65

-0,60

0,70

-0,02

0,23

женщина-ребенок

8

-0,22

0,96

-0,28

-1,75

0,86

0,07

-0,33

-0,17

роковая женщина

9

0,09

-0,66

0,18

-1,55

-0,40

0,75

0,04

-0,36

женщина-друг

10

-0,05

-0,63

1,68

-0,14

-0,41

0,78

-0,13

0,00

принцесса

11

-0,65

0,82

0,44

1,22

-0,59

0,70

-0,07

0,22

мечтательница

12

0,91

0,60

1,62

-0,07

0,91

-0,22

0,13

-0,01

проститутка

13

0,13

-1,78

-1,87

-0,68

0,66

-0,55

0,22

0,03

эгоистка

14

-0,38

0,27

-0,28

-0,50

0,16

-0,22

0,15

-0,92

интеллигентка

15

0,04

0,81

0,26

-1,01

0,08

-0,05

0,94

-0,16

бизнес-леди

16

-1,79

0,40

-0,58

0,33

4,44

5,93

1,42

1,38

Факторные веса

0,30

0,40

0,09

0,09

Доля объясняемой дисперсии

Это образ роковой женщины, ассоциируемый с красным, малиновым и черным цветами. Данный образ раскрывается в ментальности как образ проститутки, стервы, эгоистки. Такая женщина не может быть матерью и хозяйкой, кроме того, в данном образе отрицается любая детскость, роковая женщина - это не женщина ребенок. Следующий образ, полученный при анализе мужской ментальности, это образ идеальной для данной группы женщины, ассоциируемой с красным и малиновым цветом. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей - это кокетка (серые мышки им не нужны). Кроме того, она рассматривается как любовница и, если она проходит проверку этой ролью, то и как потенциальная жена. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений. Данный образ свидетельствует о наличии в сознании молодых людей недифференцированного, эталонного, идеального женского образа: от такой женщины ждут всего и сразу. В восемнадцать, двадцать лет мужчины еще надеются найти кокетливую подругу, любовницу, жену и друга в одной женщине. Третий образ, выделенный в результате семантического анализа, это образ бизнес-леди. Такая женщина рассматривается как хозяйка и ассоциируется в ментальности с черным, темно-зеленым, фиолетовым цветом. Это образ более зрелой, старшей по возрасту женщины, который, как показал дальнейший анализ, оказался не связан не с какими типами ситуаций в любви. Такой тип женщин дифференцируется ментальности, но выделяется не для построения близких отношений, а как значимый в других сферах жизни. Наконец, последний тип женщины в данной ментальности - это образ интеллигентки. Это женщина в сером, темно-синих или зеленых цветах. Интеллигентку молодые люди рассматривают как возможного друга, но не как любовницу, сексуальные отношения с ней строиться не будут.

Семантический анализ ситуаций позволил описать три основных типа ситуаций, связываемых мужской ментальностью с любовью.

Результаты факторного анализа:

Цвета

F1

F2

F3

F1

F2

F3

1

0,08

-0,85

0,23

1,01

0,56

0,87

счастье в любви

2

-0,97

0,03

-0,13

-1,42

1,31

-0,43

боль от любви

3

0,88

0,17

0,01

0,50

0,75

0,69

ожидание любви

4

0,95

0,11

0,15

-1,44

-1,02

-0,01

ревность

5

-0,78

-0,08

-0,10

1,42

0,38

-1, 19

забота в любви

6

-0,82

0,33

0,06

-1,25

0,14

-1,54

измена

7

-0,23

-0,50

0,72

-0,95

1,43

-0,34

уход любимого человека

8

0,90

0,07

-0,14

0,42

-1,32

1,61

секс

9

-0,67

-0,07

-0,58

0,91

0,34

0,89

принятие любимым ч-ком

10

-0,85

-0,03

-0,32

0,78

-0,76

-1,39

самоотдача в любви

11

0,93

0,06

0,08

-0,29

-0,39

0,21

игра в любовь

12

-0,12

-0,92

-0,18

0,66

0,81

-0,52

создание семьи

13

-0,91

0,14

-0, 20

0,68

0,49

0,25

творчество в любви

14

0,83

0,32

0,32

-0,43

-2,30

-0,56

власть в любви

15

0,29

0,09

0,83

-1,34

0,18

1,87

агрессия в любви

16

0,92

0,09

0,24

0,76

-0,59

-0,40

получение в любви

9,24

2,14

2,00

9,24

2,14

2,00

Факторные веса

0,58

0,13

0,13

0,58

0,13

0,13

Доля объясняемой дисперсии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 РЕФЕРАТЫ