Связь женских образов с типами ситуаций отражена в таблице:
жена
0,97
0,03
0,05
роковая женщина
0,01
-0,99
0,01
интеллигентный друг
-0,04
0
1
создание семьи
0,98
0,08
0,07
самоотдача
-0,86
0, 19
0,39
секс
0,77
-0,51
-0,15
Факторные веса
3,24
1,28
1,17
Доля дисперсии
0,54
0,21
0, 19
Все типы ситуаций оказались связаны с образом жены, выделены на основе взаимодействия с ней. С женой связывают молодые мужья ситуацию создания семьи, счастливую любовь и получение. Ей планируют многое отдавать в отношениях. С ней ожидают гармоничных сексуальных отношений. Необходимым условием реализации всех трех типов ситуаций является отсутствие измен и ухода любимой. С образом роковой женщины связана ситуация ухода и боли. С такой женщиной невозможно планировать сексуальные отношения, считают молодые мужья. Образ интеллигентной девушки-друга оказался не связан ни с одним типом ситуаций, он не значим в близких отношениях, в любви. Итак, женатые мужчины выделяют два основных смысла любви: это счастливая любовь, предполагающая создание семьи и связанная с образом жены, и фрустрация потребности в любви, боль, причиняемая уходом любимой, ассоциируемая с образом роковой женщины. В силу того, что этот смысл отражен и в представлениях студентов о любви, во взглядах мужей на любовь он является отражением прошлого болезненного опыта отношений.
Представления молодых семейных пар о любви отличаются большей сформированностью, чем представления школьников и студентов. Женщины начинают выделять три основных смысла любви, наконец включая в них образ мужчины - каменной стены. Для мужчин вновь после школьного периода значимой становится ситуация создания семьи, которая связывается со счастьем. И у мужчин, и у женщин сформирована позитивная модель счастливой любви, которая является наиболее значимой для построения отношений (первый генеральный фактор в пространстве ситуаций). Образ жены и образ мужа позитивно оцениваются и максимально значимы в близких отношениях. Однако можно отметить и ряд конфликтных моментов в представлении мужей и жен:
представление о счастье в любви как получении: внешний локус контроля счастья;
разное понимание сексуальных отношений мужьями и женами: для женщин максимально важна игра, интрига, для мужчин - инстинктивность, спонтанность сексуальных отношений;
понимание женами секса как способа власти над партнером и его удержания.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования представлений о любви были выявлены основные смыслы любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар. Смысл любви изучался через соотнесение выделенных типов мужчин и женщин (предметов потребностей) с типами ситуаций (ситуациями удовлетворения потребности). Образы не связанные ни с одним типом ситуаций считались не включенными ментальностью в смысл любви. Такие образы (бизнес-леди, девушка-друг) выделяются для других типов отношений или как недостижимые ценности - эталоны (мужчина - каменная стена для школьниц и студенток). Основные тенденции возрастной динамики смысла любви отражены в следующем параграфе данной главы.
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви
Если хочешь быть любимым, люби
Сенека
Сравнение представлений школьниц, студенток и молодых жен и анализ динамики женских представлений о любви позволяет сделать вывод о высокой устойчивости выделенных в результате исследования типов мужчин: мужчина - друг, мужчина - "каменная стена", мужчина-любовник. Корреляция между соответствующими образами на всех возрастных этапах достоверна на уровне 0,001 и значима (коэффициенты корреляции от 0,82 до 0,98). Образы любовника, друга, "каменной стены" связаны с потребностями в понимании и дружеском участии, защите и сексе, удовлетворение которых и школьницы, и студентки, и молодые жены связывают с любовью.
школьницы
студентки
жены
F1
F2
F3
F1
F2
F3
F1
F2
F3
1,000
-,0314
,3938
,4535
,8946
,3463
,9808
,0672
,4486
F1
p= - -
p=,91
p=,14
p=,09
p=,00
p=, 20
p=,00
p=,81
p=,09
-,0314
1,000
,3833
,3923
-,3370
,8292
-,0759
,8764
,4586
F2
p=,91
p= - -
p=,15
p=,14
p=,21
p=,00
p=,78
p=,00
p=,08
,3938
,3833
1,000
,9078
, 1948
,4391
,3543
,3495
,8572
F3
p=,14
p=,15
p= - -
p=,00
p=,48
p=,10
p=, 19
p=, 20
p=,00
,4535
,3923
,9078
1,000
,1681
,3606
,4128
,2328
,9833
F1
p=,09
p=,14
p=,00
p= - -
p=,54
p=,18
p=,12
p=,40
0,00
,8946
-,3370
, 1948
,1681
1,000
,0635
,9002
-, 1947
,1568
F2
p=,00
p=,21
p=,48
p=,54
p= - -
p=,82
0,00
p=,48
p=,57
,3463
,8292
,4391
,3606
,0635
1,000
,2698
,9477
,3762
F3
p=, 20
p=,00
p=,10
p=,18
p=,82
p= - -
p=,33
0,00
p=,16
,9808
-,0759
,3543
,4128
,9002
,2698
1,000
,0071
,4126
F1
0,00
p=,78
p=, 19
p=,12
0,00
p=,33
p= - -
p=,98
p=,12
,0672
,8764
,3495
,2328
-, 1947
,9477
,0071
1,000
,2512
F2
p=,81
0,00
p=, 20
p=,40
0,49
0,00
p=,98
p= - -
p=,36
,4486
,4586
,8572
,9833
,1568
,3762
,4126
,2512
1,000
F3
p=,09
p=,08
0,00
0,00
p=,57
p=,16
0,13
p=,36
p= - -
Роли, входящие в образ любовника
Роли, входящие в образ друга
Роли, входящие в образ "каменной стены"
Школьницы
Любовник, джентльмен, дон жуан, не тюфяк, не зануда, лидер, защитник
Друг, романтик, не деспот, не эгоист, не зануда, муж, любовник
Наставник, спонсор, хозяин, защитник, лидер, муж
Студентки
Любовник, дон жуан, не тюфяк, не зануда, лидер, муж, защитник
Друг, романтик, не деспот, не эгоист, не спонсор, не хозяин
Любовник, дон жуан, не тюфяк, не зануда, лидер, спонсор, муж
Друг, романтик, не деспот, не эгоист, любовник, муж
Наставник, защитник, хозяин, джентльмен, спонсор, муж
Устойчивыми характеристиками в образе любовника оказались: мужское обаяние, умение нравится окружающим, быть интересным собеседником (он дон жуан, не зануда); мужественность, умение быть лидером (роли "не тюфяк, лидер"). В процессе приобретения жизненного опыта девушки понимают, что любовник редко оказывается джентльменом и защитником (вес этой роли падает с 0,68 у школьниц до 0,51 у студенток и совсем исчезает у молодых жен). Однако молодые жены связывают роль любовника с ролью спонсора и воспринимают в качестве любовников только своих мужей. Их образ любовника включает представление студенток о любовнике и представление школьниц о мужчине - каменной стене (качества лидера и спонсора).
Regression Summary for Dependent Variable: Var4 (Spreadsheet1)
R=,91665225 R? =,84025135 Adjusted R? =,79668354
F(3,11) =19,286 p<,00011 Std. Error of estimate:,25013
Образ любовника у студенток
Бета
Std. Err.
B
Std. Err.
t(11)
p-level
of Beta
of B
-0,014
0,080
-0,180
0,861
0,131
0,134
0,116
0,119
0,975
0,350
Друг
Школь-ницы
0,080
0,134
0,105
0,176
0,598
0,562
Защитник
0,826
0,145
0,931
0,164
5,684
0,000
Любовник
Regression Summary for Dependent Variable: Var9 (Spreadsheet1)
R=,99546266 R? =,99094591 Adjusted R? =,98415535
F(6,8) =145,93 p<,00000 Std. Error of estimate:,06946
Образ любовника у молодых жен
Бета
Std. Err.
B
Std. Err.
t(11)
p-level
of Beta
of B
-0,026
0,029
-0,901
0,394
-0,055
0,228
-0,048
0, 201
-0,239
0,817
Друг
Школь-ницы
0,329
0,115
0,431
0,151
2,852
0,021
Защитник
-0,173
0,154
-0, 194
0,173
-1,119
0,296
Любовник
1,078
0, 196
1,073
0, 195
5,512
0,001
Любовник
Студен-тки
0,182
0,179
0,172
0,169
1,017
0,339
Друг
-0, 203
0,144
-0,296
0,210
-1,406
0, 197
Защитник
В мужчине-друге главными достоинствами являются романтизм и умение понимать и считаться со своей избранницей (не эгоист, не деспот). Школьницы считают, что для друга важно быть интересным собеседником (не занудой). Девушки-студентки замечают, что мужчины-друзья редко оказываются материально обеспеченными мужчинами (они не спонсоры и не хозяева), поэтому резко падает их рейтинг как любовников. Образ друга у студенток строится на основе образа друга и "каменной стены" для школьниц: подчеркивается компонент понимания, отрицается компонент защиты (прежде всего материальной). Жены связывают роль друга с образом мужа и считают эту роль не лишенной сексуальности. Их образ друга формируется на основе представлений школьниц о мужчинах-друзьях и как отрицание представлений студенток об эталоне мужчины-защитника. Для друга, считают молодые жены, важно умение принимать и понимать, а не способность защитить и связанные с ней опека и доминирование над любимой.
Regression Summary for Dependent Variable: Var5 (Spreadsheet1)
R=,94743410 R? =,89763138 Adjusted R? =,86971267
F(3,11) =32,152 p<,00001 Std. Error of estimate:,21033
Образ друга у студенток
Бета
Std. Err.
B
Std. Err.
t(11)
p-level
of Beta
of B
-0,017
0,067
-0,250
0,807
0,906
0,107
0,844
0,100
8,428
0,000
Друг
Школь -
-0,289
0,107
-0,399
0,148
-2,703
0,021
Каменная стена
ницы
-0,051
0,116
-0,061
0,138
-0,439
0,669
Любовник
Regression Summary for Dependent Variable: Var7 (Spreadsheet1)
R=,99000424 R? =,98010839 Adjusted R? =,96518968
F(6,8) =65,697 p<,00000 Std. Error of estimate:,10400
Образ друга у молодых жен
Бета
Std. Err.
B
Std. Err.
t(8)
p-level
of Beta
of B
0,103
0,044
2,358
0,046
1,529
0,338
1,362
0,302
4,518
0,002
друг
Школь-
0,369
0,171
0,488
0,226
2,157
0,063
защитник
ницы
0,385
0,229
0,437
0,260
1,682
0,131
любовник
-0,537
0,290
-0,540
0,291
-1,852
0,101
любовник
Студен-
-0,295
0,265
-0,282
0,254
-1,112
0,299
друг
тки
-0,523
0,213
-0,770
0,315
-2,448
0,040
защитник
Роль мужчины - "каменной стены" - это прежде всего роль наставника, способного морально поддержать, дать совет. Кроме того, такой мужчина может обеспечить и материальную защиту (он защитник, спонсор, хозяин). Для студенток и жен в образе "каменной стены" становится не важным качество лидера. Женщины понимают, что лидер, мужчина, доминирующий в группе, не всегда готов защищать и оберегать свою избранницу. В образ защитника для студенток и молодых жен входит качество джентльмена: они хотят, чтобы мужчина не только мог обеспечить и помочь решить проблемы, но и был достаточно галантен, чтобы ничего не требовать взамен и не подчеркивать свою власть над женщиной. Образ мужчины - "каменной стены" у студенток строится на основе образа защитника и друга для школьниц (не лидер, но джентльмен). Образ защитника для жен строится на основе образа защитника у студенток. Эталонный образ защитника во всех возрастах связывается девушками с ролью мужа, но только жены реально включают этот образ в пространство взаимодействия, связывают его с определенным типом ситуаций.
Regression Summary for Dependent Variable: Var6 (Spreadsheet1)
R=,90975807 R? =,82765974 Adjusted R? =,78065786
F(3,11) =17,609 p<,00016 Std. Error of estimate:,17710
Образ защитника у студенток
Бета
Std. Err.
B
Std. Err.
t(11)
p-level
of Beta
of B
0,108
0,057
1,904
0,083
0,390
0,139
0,236
0,084
2,800
0,017
друг
Школь-
0,858
0,139
0,770
0,124
6,185
0,000
защитник
ницы
-0,044
0,151
-0,034
0,116
-0,289
0,778
любовник
Regression Summary for Dependent Variable: Var8 (Spreadsheet1)
R=,98991941 R? =,97994044 Adjusted R? =,96489576
F(6,8) =65,135 p<,00000 Std. Error of estimate:,07438
Образ защитника у жен
Бета
Std. Err.
B
Std. Err.
t(8)
p-level
of Beta
of B
0,056
0,031
1,804
0,109
0,056
0,340
0,035
0,216
0,164
0,874
друг
Школь-
0,129
0,172
0,122
0,162
0,751
0,474
защитник
ницы
0,297
0,230
0,240
0,186
1,290
0,233
любовник
-0,374
0,291
-0,268
0, 208
-1,285
0,235
любовник
Студен-
-0,249
0,266
-0,170
0,181
-0,936
0,376
друг
тки
0,842
0,214
0,884
0,225
3,927
0,004
защитник
Корреляционный анализ типов ситуаций, значимых для женщин в близких отношениях, показал, что существует преемственность основных мотивов и стратегий женского поведения.