Анализ динамики ситуаций показал устойчивость у женщин мотива создания семьи. В школьном возрасте девушки считают, что, чтобы выйти замуж, нельзя проявлять власть, агрессию и ревность и вступать в сексуальные отношения. Ответственность за создание семьи они берут на себя. Студентки считают, что создавать семью можно, во-первых, при условии получения заботы, времени, внимания, подарков от любимого, во-вторых, при условии прочности, безопасности отношений: гарантий, что мужчина не уйдет, не изменит, вызвав этим ревность, боль и агрессию. Ситуация создания семьи для школьниц оказалась связана с ожиданием создания семьи в студенчестве и моделью счастливой любви у молодых жен. Общим для этих типов ситуаций является стремление получать заботу в отношениях и ориентация на безопасность, прочность отношений.
Кардинально меняется представление о создании семьи у молодых жен. Они связывают ситуацию создания семьи с приобретением дополнительной власти и защитой от боли. Если школьницы и студентки связывают создание семьи с образом мужчины-друга, хотят выйти замуж за понимающего и романтичного мужчину, то жены связывают создание семьи с образом мужчины-защитника и считают, что вышли замуж, в первую очередь, за мужчину надежного.
Вторым лейтмотивом женских представлений о любви является сексуальный мотив. Школьницы считают, что счастливый секс возможен при отсутствии ревности в отношениях, риска ухода любимого человека. Они противопоставляют секс созданию семьи (в первом и третьем типе ситуаций), однако, связывая и то, и другое с образом мужчины-любовника. Интересно, что только в возрасте, когда реальных сексуальных отношений еще нет, они ассоциируются девушками со счастьем. В представлении студенток существует два вида секса: секс как орудие власти, средство защиты от боли и ухода любимого и секс как вариант равноправных отношений, не требующих излишней самоотдачи. Секс как орудие власти используется мужчиной-любовником, равноправный секс планируется с мужчиной-другом. Молодые жены по-прежнему считают, что секс может быть способом контролировать и удерживать рядом с собой партнера, не требующим излишней заботы. Но в их представлениях появляется качественная характеристика секса как игры, интриги. Представление о счастливых сексуальных отношениях у школьниц коррелирует с установкой студенток на равноправный секс и представлением о счастливой любви у жен. Представление о сексе у молодых жен связано с представлением о власти через творчество у школьниц и о власти благодаря сексуальным отношениям у студенток.
Во всех трех возрастах сохраняется мотив власти у женщин: власть реализуют в творчестве отношений школьницы, через сексуальные отношения - студентки, через создание семьи и секс получают власть молодые жены. При этом женщины приписывают потребность во власти мужчинам (любовнику - в школьные и студенческие годы; защитнику и любовнику - в семейной жизни).
Мотив самореализации в отношениях, имеющийся у школьниц, становится не значимым в более позднем возрасте: девушки перестают видеть возможности творчества в отношениях. Потребность получать заботу, внимание, связываемая девушками с созданием семьи и счастьем, ярко выражена у студенток и молодых жен. Эту потребность способен удовлетворить только понимающий и готовый уступить желаниям любимой мужчина-друг.
Построение регрессионных моделей (Приложение 7) позволяет точно предсказывать формирование ведущего мотива для следующего возраста (генеральный фактор). Возможности предсказания других типов ситуаций несколько ниже. Мотив создания семьи у студенток строится на основе мотива создания семьи у школьниц, но становится более эгоцентрированным: в него входит мотив самореализации в отношениях. Мотив получения власти через сексуальные отношения у студенток включает мотив самореализации школьниц. При этом студентки понимают, что создать семью на основе таких отношений невозможно. Представление студенток о равноправном секс, не требующем самоотдачи, основано на представлении школьниц о счастливых сексуальных отношениях, но включает в себя и приобретенный в студенчестве новых опыт (старые представления детерминируют только 43% дисперсии). Модель счастливой любви у молодых жен основана на представлениях студенток о создании семьи (получение заботы, внимания партнера и прочность, безопасность отношений) и студенческой модели равноправных сексуальных отношений. Создание семьи для молодых жен означает исполнение школьных ожиданий создания семьи и самореализацию в отношениях. Молодые жены получают безопасность и власть, но это не тот тип отношений, который позволяет достичь гармонии в сексуальной сфере (это не счастливый секс в представлении школьниц и не равноправный секс для студенток). Сексуальные отношения для женщин в начале семейной жизни означают власть над партнером, эта модель поведения основана на установки студенток смотреть на секс как на власть. Таким образом, сфера сексуальных отношений является достаточно проблемной для молодых женщин.
Выделяемые мужчинами типы женщин значительно трансформируются при переходе от школьного возраста к студенчеству.
школьники
студенты
мужья
F1
F2
F3
F1
F2
F3
F4
F1
F2
F3
1,000
,7114
-,3559
-,7229
,8860
-,3776
,2599
,8795
-,3811
,2692
F1
Школь-
p= - -
p=,00
p=, 19
p=,00
p=,00
p=,16
p=,35
p=,00
p=,16
p=,33
,7114
1,000
-,4692
-,9262
,7031
-,0084
-,1200
,7347
-,7541
,6177
F2
ники
p=,00
p= - -
p=,08
p=,00
p=,00
p=,97
p=,67
p=,00
p=,00
p=,01
-,3559
-,4692
1,000
,5685
-,4520
,4552
-,3239
-,5571
,7695
,1846
F3
p=, 19
p=,08
p= - -
p=,03
p=,09
p=,09
p=,24
p=,03
0,001
p=,51
-,7229
-,9262
,5685
1,000
-,7916
,0235
-, 1922
-,7644
,7887
-,3438
F1
Студен-
p=,00
p=,00
p=,03
p= - -
0,000
p=,93
p=,49
p=,00
p=,00
p=,21
,8860
,7031
-,4520
-,7916
1,000
-,3939
,4486
,9314
-,4190
,1619
F2
ты
p=,00
0,003
p=,09
0,000
p= - -
p=,15
p=,09
0,000
p=,12
p=,56
-,3776
-,0084
,4552
,0235
-,3939
1,000
-,2281
-,5225
,0450
0,162
F3
p=,17
p=,98
p=,09
p=,93
p=,15
p= - -
p=,41
p=,05
p=,87
0,564
,2599
-,1200
-,3239
-, 1922
,4486
-,2281
1,000
,3269
-,0587
-,7159
F4
p=,35
p=,67
p=,24
p=,49
p=,09
p=,41
p= - -
p=,23
p=,84
p=,00
,8795
,7347
-,5571
-,7644
,9314
-,5225
,3269
1,000
-,4701
, 2017
F1
Мужья
0,000
p=,00
p=,03
p=,00
0,000
p=,05
p=,23
p= - -
p=,08
p=,47
-,3811
-,7541
,7695
,7887
-,4190
,0450
-,0587
-,4701
1,000
-,1856
F2
p=,16
p=,00
p=,00
0,000
p=,12
p=,87
p=,84
p=,08
p= - -
p=,51
,2692
,6177
,1846
-,3438
,1619
,1619
-,7159
, 2017
-,1856
1,000
F3
p=,33
p=,01
p=,51
p=,21
p=,56
p=,56
p=,00
p=,47
p=,51
p= - -
Анализ трансформации мужских представлений о любви показал, что изменение этих представлений связано с изменением в студенчестве иерархии потребностей, удовлетворение которых связывается с любовью. Если в школьный период основной потребностью являлась потребность в принятии, признании, и поэтому девушка-друг была максимально нужна, то в 18-20 лет на первый план выходит сексуальная потребность. Возникает образ идеальной женщины, который строиться на основе образа любовницы у школьников. Образ идеальной женщины для студентов коррелирует также с образом девушки-друга для школьников (k=0,7), однако регрессионный анализ (Приложение 8) показал, что связь этих образов не значима для прогноза возникновения студенческих представлений об идеальной девушке. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей - это кокетливая любовница, которая в будущем видится в роли жены. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений.
Фрустратор потребности в любви и сексе оценивается ментальностью студентов как роковая женщина, проститутка, стерва и эгоистка. Данный образ возникает как антипод девушки - друга. Социальный опыт корректирует представления студентов о бизнес-леди (она уже не проститутка и роковая женщина), делая его более нейтральным. Этот образ включает теперь не только деловые качества женщины, но и способность оказать дружескую поддержку мужчине (Приложение 8). Однако бизнес-леди в представлении студентов - это точно не сексуальный партнер, и поэтому такая женщина мало привлекательна, как возлюбленная. Расширение социальных контактов приводит к увеличению числа женских типов, выделяемых студентами. Появляется новый образ женщины - интеллигентка, возникающий при взаимодействии с девушками, которые подходят молодым людям как друзья, но не рассматриваются как любовницы. Поскольку ведущая потребность в данном возрасте - сексуальная, интеллигентка не включается студентами в понимание смыслов любви.
В представлениях мужей образ идеальной девушки становится образом жены, при этом роли входящие в образ сохраняются. Мужьями добавляются в этот образ две новых роли: не стерва и не бизнес-леди. Мужчины подчеркивают хороший характер своих жен, но не воспринимают их как деловых женщин. Несколько меняется и иерархия ролей в структуре образа: на первое место выходят характеристики, подчеркивающие романтичность жены (кокетка, ребенок, мечтательница, принцесса). Образ жены для мужей включает и качества девушки-друга, наиболее значимой для школьников. Жена может понять, поддержать, не станет эгоистично настаивать только на реализации своих желаний. Итак, образ жены соединяет в себе качества наиболее значимых на предыдущих возрастных этапах женщин (Приложение 8). Образ роковой женщины вновь сливается в сознании мужчин с образом бизнес-леди. Роковая женщина - это женщина продажная, не лишенная деловых качеств. И она точно не идеальная женщина для построения близких отношений. Сохраняется возникший в студенчестве образ интеллигентной девушки-друга, который по-прежнему не связан с ситуациями, описывающими любовь. Этот образ наиболее близок школьным представлениям о девушке-друге и бизнес-леди.
Типы ситуаций и их связь с женскими образами
Школьники
Счастье как безопас-ность - девушка-друг
Счастье как получение - девушка-друг
Секс как игра в любовь - любовница
Уход любимой
Отверже-ние
Студенты
Счастье в любви - идеальная девушка
Секс как орудие власти - роковая женщина
Секс как спонтанное самовыражение идеальная девушка
Мужья
Создание семьи - жена
Самоотда-ча - жена, не роковая женщина
Секс как спонтанное самовыражение - жена
школьники
студенты
мужья
F1
F2
F3
F4
F5
F1
F2
F3
F1
F2
F3
1,000
,0000
-,0000
,0000
-,0000
-,8236
,0261
-,1184
-,6905
,4623
-,1287
F1
p= - -
p=1,0
p=1,0
p=1,0
p=1,0
p=,00
p=,92
p=,66
p=,00
p=,07
p=,63
,0000
1,000
0
0
0
, 1960
-,2378
-,1663
,2604
, 1987
-,0274
F2
p=1,0
p= - -
1
1
1
p=,47
p=,38
p=,54
p=,33
p=,46
p=,92
-,0000
-,0000
1,000
-,0000
0
-,0266
-,6753
,3256
-,0909
-,2927
,4310
F3
1
1
p= - -
1
1
p=,92
p=,00
p=,21
p=,73
p=,27
p=,09
0
0
0
1,000
,0000
-,1689
, 2092
,0866
,0936
,5293
-, 1943
F4
1
1
1
p= - -
1
p=,53
p=,44
p=,75
p=,73
p=,04
p=,47
0
0
0
0
1,000
-,4419
-,2879
,0392
-,6093
-, 2038
,1158
F5
1
1
1
1
p= - -
p=,09
p=,28
p=,89
p=,01
p=,45
p=,67
-,8236
, 1960
-,0266
-,1689
-,4419
1,000
-,0001
,0004
,9006
-,3397
,1085
F1
p=,00
p=,46
p=,92
p=,53
p=,09
p= - -
p=1,0
p=,99
p=,00
p=, 19
p=,68
,0261
-,2378
-,6753
, 2092
-,2879
-,0001
1,000
,0008
,1531
,3431
-,3955
F2
p=,92
p=,38
p=,00
p=,44
p=,28
p=1,0
p= - -
p=,99
p=,57
p=, 19
p=,13
-,1184
-,1663
,3256
,0866
,0392
,0004
,0008
1,000
,0219
-,1059
,5934
F3
p=,66
p=,54
p=,22
p=,75
p=,89
p=,99
p=,99
p= - -
p=,93
p=,69
p=,01
-,6905
,2604
-,0909
,0936
-,6093
,9006
,1531
,0219
1,000
,0009
,0010
F1
p=,00
p=,33
p=,74
p=,73
p=,01
0
p=,57
p=,94
p= - -
p=,99
p=,99
,4623
, 1987
-,2927
,5293
-, 2038
-,3397
,3431
-,1059
,0009
1,000
0
F2
p=,07
p=,46
p=,27
p=,04
p=,45
p=, 20
p=, 19
p=,70
p=,99
p= - -
1
-,1287
-,0274
,4310
-, 1943
,1158
,1085
-,3955
,5934
,0010
,0010
1,000
F3
p=,64
p=,92
p=,10
p=,47
p=,67
p=,69
p=,13
p=,02
1
1
p= - -
Для мужчин на всех возрастных этапах значима модель счастливой любви. Школьники и студенты понимают счастье в любви как безопасность, прочность отношений (девушка не изменит, не уйдет, не причинит боль, не вызовет ревность и агрессию) и получение внимания, заботы от любимой. Молодые мужья связывают счастье в любви с созданием семьи, безопасностью отношений и получением. При этом именно получение заботы, внимания, подарков от любимой девушки позволяет прогнозировать создание с ней семьи (Приложение 9). Счастье в любви, по мнению мужчин, это удовлетворение двух потребностей: в получении заботы и внимания и в безопасности.
Начиная со школьного возраста, мужчины строят и модель сексуальных отношений. Если для старшеклассников секс - это игра в любовь, не требующая принятия и заботы, то для студентов секс это еще и орудие власти. Роковая женщина не испытывает боли от любви, от нее не возможно уйти и она властвует через сексуальные отношения. Фрустрация потребности в любви для студентов связана в первую очередь с невозможностью строить сексуальные отношения. Регрессионный анализ показал прогностическую валидность ситуации секса для школьников для объяснения фрустрации потребности в любви у студентов. Новый опыт близких отношений в студенчестве максимально связан с их сексуальной стороной. Представления студентов о сексе (третий фактор в пространстве ситуаций) невозможно предсказать на основе школьных представлений о любви (Приложение 9). Секс понимается студентами как спонтанное самовыражение близкое к агрессии. Сексуальные отношения для студентов невозможны, если девушка изменяет или проявляет гиперзаботу и в ответ требует полной самоотдачи от мужчин. Модель сексуальных отношений у молодых мужей близка к модели сексуальных отношений у студентов.
Страх отвержения и ухода любимой не позволяет школьникам строить отношения, но пропадает как самостоятельный тип ситуаций с расширением социальных контактов в студенчестве. Потребность в самоотдаче формируется у мужчин только в браке, где они готовы отдавать, веря, что любимая не изменит и не уйдет. Самоотдача для молодых мужей во многом способ защитить себя от ухода любимой (эта ситуация в семейной жизни переживается так же болезненно, как и в школьные годы - Приложение 9). Интересно, что все позитивные отношения мужчины в разных возрастах связывают с каким-то одним образом: девушки друга в школьные годы, идеальной девушки в студенчестве, жены в семейной жизни. Неслучайно и сами эти образы являются генерализованными, включающими самые разноплановые роли. С любовницей ассоциируется школьниками секс как игра в любовь, с роковой женщиной связывают студенты фрустрацию потребности в любви. Интеллигентка и бизнес-леди оказались в любом возрасте не востребованными в сфере близких отношений. Эти образы выделяются мужчинами скорее для фильтрации женщин, для принятия решения о том, что девушка на роль возлюбленной не подходит.
Основные тенденции возрастной динамики смысла любви представлены в таблице:
Боль, измена, уход любимой, создание семьи, агрессия
Забота, принятие, игра, творчество, власть
Любовница, хозяйка, стерва, друг, бизнес-леди
Бизнес-леди, интеллигентка
Значимыми и проблемными считались ситуации и роли, вошедшие сразу в несколько типов ситуаций, ролей. Незначимые ситуации не включались ментальностью ни в один тип ситуаций (незначимых ролей не было выделено). Типы мужчин, женщин, не связанные ни с одним типом ситуаций, не считались образующими смысл любви для ментальности. Аналогично типы ситуаций, не связанные ни с одним образом, не раскрывают смысл любви. Анализ возрастной динамики позволил выявить следующие тенденции:
Типы образов являются более устойчивыми во времени, чем типы ситуаций: можно говорить о динамике образов и трансформации, смене ведущих типов ситуаций.