бесплатные рефераты

Билеты по бухучету (2005г.)

С  кредита  счетов  20  "Основное  производство",  23  "Вспомогательные  производства",  29  "Обслуживающие  производства  и  хозяйства"  списывают  фактическую  себестоимость  выпущенной  продукции  (работ,  услуг).  Сальдо  этих  счетов  характеризует  величину  затрат  на  незавершенное  производство.

В  малых  организациях  для  учета  затрат  на  производство  используют,  как  правило,  счета  20  "Основное  производство",  26  "Общехозяйственные  расходы",  97  "Расходы  будущих  периодов"  или  только  счет  20.

Ранее  применяемая  методика  группировки  и  списания  затрат  на  производство  основывалась  на  разделении  затрат  на  прямые  и  косвенные  и  исчислении  полной  производственной  себестоимости  продукции.  Прямые  расходы  учитывались  на  соответствующих  калькуляционных  счетах  издержек  производства  и  обращения  (20  "Основное  производство",  23  "Вспомогательные  производства",  29  "Обслуживающие  производства  и  хозяйства"),  а  косвенные  -  на  собирательно  -  распределительных  счетах  25  "Общепроизводственные  расходы"  и  26  "Общехозяйственные  расходы".  По  окончании  месяца  косвенные  расходы  списывались  со  счетов  25  и  26  на  калькуляционные  счета  издержек  производства  и  определялась  фактическая  производственная  себестоимость  продукции.  Затем  фактическая  производственная  себестоимость  продукции  списывалась  со  счетов  20,  23,  29  в  дебет  счетов  43  "Готовая  продукция",  45  "Товары  отгруженные",  90  "Продажи"  и  др.

Вновь  введенная  методика  группировки  и  списания  затрат  на  производство  предусматривает  разделение  затрат  на  переменные,  условно  -  переменные  и  постоянные  и  исчисление  неполной  (сокращенной,  частичной)  производственной  себестоимости  продукции.  Прямые  переменные  расходы  учитывают  на  калькуляционных  счетах  20,  23,  29.  Косвенные  переменные  расходы  предварительно  учитывают  на  счете  25,  а  затем  списывают  с  этого  счета  на  счета  20,  23,  29.  Постоянные  расходы  учитывают  на  счете  26.  В  конце  отчетного  периода  они  списываются  со  счета  26  в  дебет  счета  90  "Продажи".

Объекты  учета  затрат  и  калькуляции.  Объект  учета  затрат  -  это  совокупность  сгруппированных  расходов.  Основными  группировками  затрат  являются:

-  по  видам  производства  -  основное  и  вспомогательные;

-  по  местам  возникновения  затрат  -  производства,  цехи,  участки,  бригады;

-  по  видам  продукции  (работ,  услуг)  -  группы  однородных  изделий,  изделия,  полуфабрикаты,  работы  и  услуги  и  др.

Объекты  калькуляции  -  отдельные  изделия,  группы  изделий,  полуфабрикаты,  работы  и  услуги,  себестоимость  которых  определяется.

Аналитический  учет  затрат  на  производство  ведется,  как  правило,  по  объектам  учета.  Разрешается  открывать  аналитические  счета  не  на  каждый  объект,  а  на  их  группу.

Для  каждого  объекта  калькуляции  необходимо  правильно  выбрать  калькуляционную  единицу,  в  качестве  которой  применяют  в  основном  натуральные  (тонны,  метры  и  др.)  и  условно  -  натуральные  единицы,  исчисленные  с  помощью  коэффициентов  (тысяча  условных  банок  консервов  и  др.).  Калькуляционные  единицы  могут  не  совпадать  с  учетной  натуральной  единицей.  В  перерабатывающих  организациях,  например,  учетной  единицей  является  1  кг  продукции,  а  калькуляционной  единицей  -  1  т  или  1  ц.  Применение  укрупненных  калькуляционных  единиц  упрощает  составление  плановых  и  отчетных  калькуляций.

Прямыми  расходами,  как  правило,  являются  следующие  статьи  калькуляции:

-  сырье  и  материалы;

-  возвратные  отходы  (вычитаются);

-  покупные  изделия,  полуфабрикаты  и  услуги  производственного  характера  сторонних  предприятий  и  организаций;

-  топливо  и  энергия  на  технологические  цели;

-  заработная  плата;

-  отчисления  на  социальные  нужды;

-  потери  от  брака.

К  косвенным  расходам  относят  общепроизводственные  и  общехозяйственные  расходы.

Общепроизводственные  расходы  учитывают  на  счете  25  "Общепроизводственные  расходы".  К  этому  счету  целесообразно  открыть  два  субсчета:

25-1  "Расходы  на  содержание  и  эксплуатацию  оборудования";

25-2  "Расходы  по  обслуживанию,  организации,  управлению  цехом".

На  первом  субсчете  учитывают  расходы  на  содержание  и  эксплуатацию  оборудования:  амортизацию  оборудования  и  транспортных  средств;  оплату  труда  рабочих,  обслуживающих  оборудование;  расходы  на  ремонт  оборудования  и  др.  На  втором  субсчете  отражают  оплату  труда  аппарата  управления,  единый  социальный  налог  с  данной  оплаты  труда,  амортизацию  здания,  цеха,  сооружений  и  инвентаря,  расходы  на  текущий  ремонт  зданий  и  сооружений  и  другие  расходы.

Общие  для  всей  организации  расходы  учитывают  на  активном  синтетическом  счете  26  "Общехозяйственные  расходы".  Их  аналитический  учет  ведут  по  отдельным  статьям,  сгруппированным  в  четыре  раздела  (А,  Б,  В,  Г):

А.  Расходы  на  управление  организацией:

-  "Заработная  плата  аппарата  управления  организацией";

-  "Командировки  и  перемещения";

-  "Содержание  пожарной,  военизированной  и  сторожевой  охраны"  и  др.

Б.  Общехозяйственные  расходы:

-  "Содержание  прочего  общезаводского  (не  административно  -  управленческого)  персонала";

-  "Амортизация  основных  средств";

-  "Содержание  и  текущий  ремонт  зданий,  сооружений  и  инвентаря  общезаводского  характера"  и  др.


Вопрос  43  Роль  учета  в  определении  себестоимости.

Себестоимость  продукции  —  выраженные  в  денежной  форме  за­траты  на  ее  производство  и  реализацию.  В  условиях  перехода  к  ры­ночной  экономике  себестоимость  продукции  является  важнейшим  по­казателем  производственно-хозяйственной  деятельности  организаций.

Управление  себестоимостью  продукции  предприятий  —  планомер­ный  процесс  формирования  затрат  на  производство  всей  продукции  и  себестоимости  отдельных  изделий,  контроль  за  выполнением  заданий  по  снижению  себестоимости  продукции,  выявление  резервов  ее  сни­жения.  Основными  элементами  системы  управления  себестоимостью  продукции  являются  прогнозирование  и  планирование,  нормирование  затрат,  учет  и  калькулирование,  анализ  и  контроль  за  себестоимостью.  Все  они  функционируют  в  тесной  взаимосвязи  друг  с  другом.

Основные  задачи  бухгалтерского  учета  затрат  на  производство  и  кулькулирование  себестоимости  продукции  —  учет  объема,  ассорти­мента  и  качества  произведенной  продукции,  выполненных  работ  и  оказанных  услуг  и  контроль  за  выполнением  плана  по  этим  показате­лям;  учет  фактических  затрат  на  производство  продукции  и  контроль  за  использованием  сырья,  материальных,  трудовых  и  других  ресур­сов,  за  соблюдением  установленных  смет  расходов  по  обслуживанию  производства  и  управлению;  калькулирование  себестоимости  продук­ции  и  контроль  за  выполнением  плана  по  себестоимости;  выявление  результатов  деятельности  структурных  хозрасчетных  подразделений  предприятия  по  снижению  себестоимости  продукции;  выявление  ре­зервов  снижения  себестоимости  продукции.

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  учет  затрат  на  произ­водство  и  калькулирование  себестоимости  продукции  выделены  в  управленческий  учет,  призванный  дать  информацию  для  управления  себестоимостью  продукции  специалистам  и  администрации  органи­зации  и  ее  подразделений.

В  отечественной  практике  учет  затрат  на  производство  и  кальку­лирование  себестоимости  продукции  являются  составной  частью  об­щей  единой  системы  бухгалтерского  учета.

Организация  учета  затрат  на  производство  продукции  основана  на  следующих  принципах:  неизменность  принятой  методологии  уче­та  затрат  на  производство  и  калькулирования  себестоимости  продук­ции  в  течение  года;  полнота  отражения  в  учете  всех  хозяйственных  операций;  правильное  отнесение  расходов  и  доходов  к  отчетным  пе­риодам;  разграничение  в  учете  текущих  затрат  на  производство  и  ка­питальные  вложения;  регламентация  состава  себестоимости  продук­ции.

Одно  из  основных  условий  получения  достоверной  информации  о  себестоимости  продукции  —  четкое  определение  состава  производ­ственных  затрат.

С  1  июля  1995  г.  нормируемые  государством  расходы  относятся  на  себестоимость  продукции  в  сумме  фактических  расходов,  а  корректи­ровка  указанных  затрат  с  учетом  утвержденных  в  установленном  по­рядке  лимитов,  норм  и  нормативов  осуществляется  для  целей  налого­обложения.  Изменение  подходов  государства  к  формированию  себе­стоимости  продукции  позволяет  теперь  организациям  исчислять  реальные  показатели  себестоимости  продукции  (работ,  услуг).

Для  организации  бухгалтерского  учета  производственных  затрат  большое  значение  имеет  выбор  номенклатуры  синтетических  и  ана­литических  счетов  производства  и  объектов  калькуляции.


Вопрос  42  Расчет  пособий  по  временной  нетрудоспособности.

Расчет  пособия  по  временной  нетрудоспособности 

Пособие  по  временной  нетрудоспособности  вследствие  заболевания  или  травмы  (за  исключением  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний) 

Пособие  при  производственной травме  или  профзаболевании 

1.  Исчисление  стажа  работы  за  12  месяцев,  предшествующих  месяцу  болезни:

-          если  отработано  менее  трех  месяцев,  пособие  составит  не  более  720  руб.  за  полный  месяц  болезни;   -  если  отработано  3  месяца  и  более,  пособие  определяется  расчетным  путем   2.  Исчисление  расчетного  периода:из  12  месяцев,  предшествующих  месяцу  болезни,  исключаются  все  не  учитываемые  периоды  времени   3.  Определение  базы  для  расчета  среднего  заработка: 

-          -  в  расчет  принимаются  только  выплаты  по  основному  месту  работы,  с  которых  взимается  ЕСН,  в  части  зачисляемой  в  ФСС   4.  Исчисление  среднего  заработка,  из  расчета  которого  будет  выплачиваться  пособие   5.  Определение  суммы  пособия  к   выдаче  за  рабочие  дни/часы,   приходящиеся  на  период   нетрудоспособности,  с  учетом   непрерывного  стажа  работы,  если   это  предусмотрено  действующим   законодательством  (пособие  не   должно  превышать  12  480  руб.  за   полный  месяц  болезни  с  учетом   районного  коэффициента)   6.  Определение  источника   финансирования  пособия:   -  если  заболел  или  получил  бытовую травму  сам  работник,  за  первые   2  календарных  дня  болезни  пособие   оплачивает  работодатель  (если  в   этот  период  были  рабочие   дни/часы),  с  третьего  дня  пособие   выплачивается  за  счет  ФСС   (за  рабочие  дни/часы,  приходящиеся на  время  болезни);   -  если  пособие  выплачивается  по   уходу  за  членом  семьи,  ребенком,   при  карантине,  если  работник  был   отстранен  от  работы  вследствие   заразного  заболевания  лиц,   окружающих  его,  и  других  случаях,   определенных  нормативными  актами  и не  являющихся  заболеваниями,  в   связи  с  отпуском  по  беременности  и родам  или  в  связи  с  прерыванием   беременности,  выплата  с  первого   дня  производится  за  счет  средств   ФСС  (оплачиваются  только  рабочие   дни/часы,  приходящиеся  на  время   болезни)   7.  Удержание  НДФЛ  (кроме  случая   назначения  пособия  по  беременности и  родам)   8.  Выплата  пособия 

1.  Исчисление  расчетного   периода.  Расчетным  периодом   будут  12  месяцев,   предшествующих  месяцу   получения  травмы.   Из  расчетного  периода   исключаются  все  не   учитываемые  периода  времени.   Работнику,  который  в   последние  12  календарных   месяцев  перед  наступлением   нетрудоспособности  проработал фактически  менее  трех   месяцев,  пособие  по  временной нетрудоспособности  в  связи  с   несчастным  случаем  на   производстве  и   профессиональным  заболеванием исчисляется  из  фактического   заработка  в  расчетном  периоде за  фактически  отработанные   дни   2.  Определение  базы  для   расчета  среднего  заработка:   -  в  расчет  принимаются  только выплаты  по  основному  месту   работы,  кроме  видов   начислений,  названных  в   Постановлении   Правительства  РФ  от   07.07.1999  N  765   3.  Исчисление  среднего   заработка   4.  Определение  суммы  пособия   к  выдаче  за  рабочие  дни/часы, приходящиеся  на  период   нетрудоспособности.  Вся  сумма оплачивается  за  счет  ФСС.   Выплачивается  100%  среднего   заработка  независимо  от   продолжительности   непрерывного  стажа  работы.   5.  Удержание  НДФЛ   6.  Выплата  пособия 

Рассмотрим  порядок  расчета  пособия  на  условном  примере.

Если  начало  болезни  приходится  на  выходные  дни,  то  эти  дни  не  оплачиваются  ни  работодателем,  ни  Фондом  социального  страхования.

Менеджер  отдела  продаж  (далее  -  работница)  была  нетрудоспособна  (больна)  с  13  по  21  марта  2005  г.

Непрерывный  трудовой  стаж  у  нее  составляет  4  года.  Работает  на  данном  предприятии  с  августа  2001  г.

В  12-месячном  периоде,  предшествующем  месяцу  болезни,  работница:

с  4  сентября  по  22  сентября  2004  г.  не  работала  по  причине  временной  нетрудоспособности;

с  23  сентября  по  31  октября  2004  г.  и  с  15  января  по  2  февраля  2005  г.  -  находилась  в  служебной  командировке;

с  3  ноября  по  30  ноября  2004  г.  -  находилась  в  очередном  отпуске.

Работница  имеет  право  на  расчет  пособия  из  среднего  заработка,  поскольку  в  последние  12  календарных  месяцев  перед  наступлением  временной  нетрудоспособности  она  отработала  фактически  не  менее  90  дней.  Из  расчетного  периода  следует  исключить  только  время  болезни  и  отпуска  (периоды  с  4  по  22  сентября  2004  г.  и  с  3  по  30  ноября  2004  г.)

За  расчетный  период  работница  фактически  отработала  200  рабочих  дней.

За  отработанное  время  ей  фактически  начислено  105  000  руб.,  принимаемых  к  расчету  среднего  заработка.

Определяем  средний  дневной  заработок:  105  000  руб.  /  200  дн.  =  525  руб.

Размер  дневного  пособия  с  учетом  продолжительности  непрерывного  трудового  стажа  составит:  525  руб.  х  60%  =  315  руб.  (данный  размер  пособия  меньше  максимальной  величины  дневного  пособия).

Определяем  общую  сумму  пособия:  315  руб.  х  6  дн.  =  1890  руб.,  где  6  -  число  рабочих  дней  по  графику  работы,  пропущенных  в  связи  с  нетрудоспособностью.

13  марта  -  воскресенье,  выходной  день,  а  14  марта  -  второй  день  болезни  -  рабочий  день.

За  счет  работодателя  оплачивается  14  марта  (так  как  13  марта  -  нерабочий  день).  С  15  марта  и  до  конца  болезни  -  5  дней  оплачиваются  за  счет  ФСС.

То  есть  работодатель  из  своих  средств  выплатит  315  руб.  пособия,  а  остальные  1575  руб.  будут  оплачены  за  счет  Фонда  социального  страхования.  Перед  выдачей  пособия  должен  быть  удержан  НДФЛ.

Начисление  и  выплату  пособия  необходимо  отразить  следующими  бухгалтерскими  записями:

Дт  44  Кт  70  -  начислено  пособие  за  первые  два  дня  болезни  -  315  руб.  (44  счет  использован,  т.к.  работница  занята  в  отделе  продаж);

Дт  69-1  "Расчеты  по  социальному  страхованию"  Кт  70  -  начислено  пособие  за  одни  болезни,  начиная  с  третьего  -  1575  руб.;

Дт  70  Кт  68  -  начислен  НДФЛ  -  246  руб.  ((315  руб.  +  1575  руб.)  х  13%);

Дт  70  Кт  51  -  сумма  пособия  перечислена  на  счет  работницы  1644  руб.  (1890  руб.  -  246  руб.).

ЕСН

Несмотря  на  новый  порядок  оплаты  пособия,  оно  все  равно  остается  государственным  пособием.  То  есть  первые  два  дня  болезни,  оплаченные  работодателем  не  приравниваются  к  оплате  труда.  Это  означает,  что  начислять  ЕСН  и  взносы  на  обязательное  социальное  страхование  от  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний  на  сумму  пособия,  оплачиваемую  работодателем  за  первые  два  дня  нетрудоспособности  не  следует.  Действительно,  в  соответствии  с  п.2  Перечня  выплат,  на  которые  не  начисляются  страховые  взносы  в  Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ  от  07.07.1999  N  765,  страховые  взносы  на  обязательное  социальное  страхование  от  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний  не  начисляются  на  пособия  по  временной  нетрудоспособности,  выплачиваемые  в  соответствии  с  действующим  законодательством.  Оплата  пособия  работодателем  за  первые  два  дня  нетрудоспособности  в  случае  заболевания,  травмы  работника  производится  на  основании  ч.1  ст.8  Федерального  закона  от  29.12.2004  N  202-ФЗ.

Согласно  пп.1  п.1  ст.238  НК  РФ  государственные  пособия,  выплачиваемые  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  в  том  числе  и  пособия  по  временной  нетрудоспособности,  не  подлежат  налогообложению.  В  связи  с  этим  на  сумму  пособия,  оплачиваемую  работодателем  за  первые  два  дня  нетрудоспособности,  единый  социальный  налог  не  начисляется.

Этой  же  нормой  следует  руководствоваться,  не  взимая  с  этой  суммы  страховые  взносы  на  обязательное  пенсионное  страхование.

Бухгалтерский  учет

Расходы,  произведенные  за  счет  средств  работодателя  на  выплату  пособия  за  первые  два  дня  нетрудоспособности  вследствие  заболевания  или  травмы  работника,  работодатель  относит  к  расходам.  В  бухгалтерском  учете  -  на  счета  затрат,  применяемые  для  начисления  заработной  платы  соответствующим  категориям  работников  в  корреспонденции  со  специальным  субсчетом  на  счете  69-1  "Расчеты  по  социальному  страхованию";  в  бюджетных  организациях  -  в  подстатью  211  "Заработная  плата"  экономической  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации  (согласно  Письму  Департамента  бюджетной  политики  Минфина  России  от  04.02.2005  N  02-14-10/141).

Налог  на  прибыль

В  налоговом  учете  эти  расходы  составляют  прочие  расходы,  связанные  с  производством  и  реализацией  и  уменьшают  налогооблагаемую  базу  по  налогу  на  прибыль  (пп.48.1,  48.2  п.1  ст.264  НК  РФ).  Причем  пп.48.2  п.1  ст.264  НК  РФ  будет  применяться  в  том  случае,  если  работодатель  застраховал  своих  работников  по  договорам  добровольного  личного  страхования  на  случай  их  временной  нетрудоспособности  вследствие  заболевания  или  травмы  (за  исключением  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний).

Листок  нетрудоспособности

Что  касается  заполнения  оборотной  стороны  листка  нетрудоспособности,  то  в  связи  с  изменением  порядка  финансирования  пособий  по  временной  нетрудоспособности,  он  не  изменился.  В  разделе  "причитается  пособие"  заполняется  период  нетрудоспособности,  пропущенные  рабочие  дни  (часы),  подлежащие  оплате  за  счет  средств  обязательного  социального  страхования.  При  этом  в  указанном  разделе  допускается  запись  произвольной  формы  об  оплате  пропущенных  дней  (часов)  за  счет  средств  работодателя.  В  случае  необходимости  расчет  пособия  можно  производить  на  отдельном  листе  и  прикреплять  к  листку  нетрудоспособности.  Это  разъяснено  Письмом  ФСС  РФ  от  15  февраля  2005  г.  N  02-18/07-1243.

Специальные  налоговые  режимы

В  заключение  отметим,  что  описанный  нами  механизм  не  применяется  в  отношении  граждан,  работающих  в  организациях,  применяющих  специальные  налоговые  режимы.  Установленный  для  них  Федеральным  законом  от  31.12.2002  N  190-ФЗ  "Об  обеспечении  пособиями  по  обязательному  социальному  страхованию  граждан,  работающих  в  организациях  и  у  индивидуальных  предпринимателей,  применяющих  специальные  налоговые  режимы,  и  некоторых  других  категорий  граждан"  порядок  с  2005  г.  не  изменился.  Единственное  новшество  -  новый  размер  МРОТ,  в  пределах  которого  пособие  финансирует  ФСС  (с  1  января  2005  г.  -  720  руб.  в  месяц,  с  1  сентября  2005  г.  -  800  руб.  в  месяц,  с  1  мая  2006  г.  -  1100  руб.).  Порядок  обеспечения  пособиями  этой  категории  работников  описан  наряду  с  Законом  N  190-ФЗ  еще  и  в  Письме  ФСС  РФ  от  27  января  2005  г.  N  02-18/07-594.


Вопрос  41  Проведение  аудиторской  проверки.

В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  аудиторской  деятельности"  (ст.1)  аудиторская  деятельность,  аудит  -  это  предпринимательская  деятельность  по  независимой  проверке  бухгалтерского  учета  и  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей.

В  Законе  "Об  аудиторской  деятельности"  определена  сфера  аудита  -  проверка  бухгалтерского  учета  и  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей,  а  также  его  цели.

В  отечественной  теории  и  практике  аудита  признается  следующая  система  его  классификации.

Внешний  аудит  проводится  на  договорной  основе  аудиторскими  фирмами  или  индивидуальными  аудиторами  с  целью  объективной  оценки  достоверности  бухгалтерского  учета  и  финансовой  отчетности  хозяйствующего  субъекта.

Внутренний  аудит  представляет  собой  независимую  деятельность  в  организации  по  проверке  и  оценке  ее  работы  в  интересах  руководителей.  Цель  внутреннего  аудита  -  помочь  сотрудникам  организации  эффективно  выполнять  свои  функции.  Внутренний  аудит  проводят  аудиторы,  работающие  непосредственно  в  данной  организации.  В  небольших  организациях  может  и  не  быть  штатных  аудиторов.  В  этом  случае  проведение  внутреннего  аудита  можно  поручить  ревизионной  комиссии  или  аудиторской  фирме  на  договорных  началах.

Инициативный  аудит  -  это  аудит,  который  проводится  по  решению  руководства  предприятия  или  его  учредителей.  Основная  цель  инициативного  аудита  -  выявить  недостатки  в  ведении  бухгалтерского  учета,  составлении  отчетности,  налогообложении,  провести  анализ  финансового  состояния  хозяйствующего  объекта  и  помочь  ему  в  организации  учета  и  отчетности.

Обязательный  аудит  -  это  аудит,  проведение  которого  обусловлено  прямым  указанием  в  Федеральном  законе  и  других  федеральных  законах.

Можно  сформулировать  следующие  локальные  задачи  при  проведении  обязательного  аудита.

1.  Формулирование  принципов  подготовки  плана  и  программы  аудита.

2.  Организация  подготовки  и  составления  плана  и  программы  аудита.

3.  Формулирование  принципов  документирования  аудита.

4.  Формулирование  требований  к  форме  и  содержанию  рабочей  документации  аудита.

5.  Определение  порядка  составления  и  хранения  рабочей  документации.

6.  Определение  видов,  источников  и  методов  получения  аудиторских  доказательств.

7.  По  результатам  проведенного  аудита  выразить  мнение  о  достоверности  отчетности  субъекта  в  форме  безусловно  положительного,  условно  положительного  или  отрицательного  аудиторского  заключения  либо  отказаться  в  аудиторском  заключении  от  выражения  своего  мнения.

8.  Другие  задачи.

Аудиторская  организация  -  это  коммерческая  организация,  осуществляющая  аудиторские  проверки  и  оказывающая  сопутствующие  аудиту  услуги.

В  ходе  аудиторской  проверки  устанавливается  правильность  составления  баланса,  отчета  о  прибыли  и  убытках,  достоверность  данных  пояснительной  записки.  При  этом  определяется:

-  все  ли  активы  и  пассивы  отражены  в  отчете;Подготовительный  этап  аудиторской  проверки  включает  комплекс  мероприятий,  которые  имеют  отношение  как  к  аудиторским  организациям,  так  и  к  аудируемым  лицам.  В  данной  теме  освещены  вопросы  выбора  аудитора  или  аудиторской  организации  экономическим  субъектом  и  выбора  экономического  субъекта  аудиторскими  организациями  и  аудиторами.  Приведено  понятие  письма  -  обязательства  о  согласии  на  проведение  аудита,  рассмотрено  содержание  договора  на  проведение  аудиторской  проверки.

-  все  ли  документы  использованы  в  отчете;

-  насколько  фактическая  методика  оценки  имущества  отклоняется  от  принятой  при  определении  учетной  политики  предприятия.

Отчет  о  прибыли  и  убытках  аудитор  проверяет  для  установления  правильности  расчета  балансовой  и  налогооблагаемой  прибыли.

Аудитор  должен  проверить:

-  полноту  выполнения  решений  собственников  предприятия  об  изменении  объема  уставного  капитала;

-  тождество  данных  синтетического  и  аналитического  учета  по  счетам  актива  и  пассива  баланса;

-  полноту  отражения  в  отчетности  дебиторской  и  кредиторской  задолженностей.

В  процессе  подготовки  аудиторского  заключения  проверяются:

-  соблюдение  принятой  на  предприятии  учетной  политики  отражения  отдельных  хозяйственных  операций  и  оценки  имущества;

-  правильность  отнесения  доходов  и  расходов  к  отчетным  периодам;

-  разграничение  в  учете  текущих  затрат  на  производство  (издержек  обращения)  и  капитальных  вложений;

-  обеспечение  тождества  данных  аналитического  учета  оборотам  и  остаткам  по  счетам  аналитического  учета  на  1-е  число  каждого  месяца.

Для  достижения  основной  цели  и  предоставления  заключения  аудитор  должен  составить  мнение  по  следующим  вопросам:

1)  общая  приемлемость  отчетности  (соответствует  ли  отчетность  в  целом  всем  требованиям,  предъявляемым  к  ней,  и  не  содержит  ли  противоречивой  информации);

2)  обоснованность  (существуют  ли  основания  для  включения  в  отчетность  указанных  там  сумм);

3)  законченность  (включены  ли  в  отчетность  все  надлежащие  суммы,  в  частности  все  ли  активы  и  пассивы  принадлежат  компании);

4)  оценка  (все  ли  категории  правильно  оценены  и  безошибочно  подсчитаны);

5)  классификация  (есть  ли  основания  относить  сумму  на  тот  счет,  на  который  она  записана);

6)  разделение  (отнесены  ли  операции,  проводимые  незадолго  до  даты  составления  баланса  или  непосредственно  после  нее,  к  тому  периоду,  в  котором  были  проведены);

7)  аккуратность  (соответствуют  ли  суммы  отдельных  операций  данным,  приведенным  в  книгах  и  журналах  аналитического  учета,  правильно  ли  они  просуммированы,  соответствуют  ли  итоговые  суммы  данным,  приведенным  в  Главной  книге);

8)  раскрытие  (все  ли  категории  занесены  в  финансовую  отчетность  и  правильно  отражены  в  отчетах  и  приложениях  к  ним).

Подготовительный  этап  аудиторской  проверки  включает  комплекс  мероприятий,  которые  имеют  отношение  как  к  аудиторским  организациям,  так  и  к  аудируемым  лицам.  В  данной  теме  освещены  вопросы  выбора  аудитора  или  аудиторской  организации  экономическим  субъектом  и  выбора  экономического  субъекта  аудиторскими  организациями  и  аудиторами.  Приведено  понятие  письма  -  обязательства  о  согласии  на  проведение  аудита,  рассмотрено  содержание  договора  на  проведение  аудиторской  проверки.

Предприятия  и  организации  имеют  право  выбора  аудиторской  организации  для  проведения  обязательной  аудиторской  проверки  и  аудиторской  организации  или  аудитора  -  предпринимателя  для  проведения  инициативных  аудиторских  проверок  или  оказания  других  услуг,  сопутствующих  аудиту.

Во  всех  случаях  при  выборе  аудиторской  организации  или  аудитора  -  предпринимателя  следует  обратить  внимание  на:

1)  наличие  лицензии  у  аудиторской  организации;

2)  соблюдение  принципа  независимости  аудиторской  организации,  ее  руководителей  и  должностных  лиц,  аудитора  -  предпринимателя  и  аудиторов  от  организаций  -  заказчиков,  их  руководителей  и  должностных  лиц,  отвечающих  за  соблюдение  требований,  предъявляемых  к  бухгалтерской  отчетности,  и  их  близких  родственников;

3)  наличие  у  аудиторской  организации  достаточного  числа  сотрудников  (аудиторов)  для  проведения  аудиторской  проверки  организации  соответствующего  размера;

4)  наличие  положительных  рекомендаций  от  других  клиентов;

5)  отсутствие  претензий  к  аудиторской  организации  или  аудитору  -  предпринимателю  со  стороны  других  клиентов,  лицензирующего  органа,  налоговых  и  иных  контролирующих  органов;

6)  наличие  у  аудиторской  организации  договора  страхования  риска  ответственности  за  нарушение  договора  на  аудиторскую  проверку.

письмо  -  обязательство  аудиторской  организации  о  согласии  на  проведение  аудита  (далее  -  письмо  -  обязательство)  -  это  документ,  который  составляет  аудиторская  организация  в  ответ  на  приглашение  провести  аудиторскую  проверку.

Письмо  -  обязательство  -  это  не  просто  акт  вежливости,  атрибут  делового  этикета.  Составление  этого  документа  завершает  этап  предварительного  планирования  аудиторской  проверки,  когда  наиболее  квалифицированные  сотрудники  аудиторской  организации  ознакомились  с  особенностями  и  условиями  деятельности  организации  -  потенциального  клиента.

Письмо  -  обязательство  направляется  непосредственно  руководителю  организации,  пригласившей  аудиторскую  фирму,  до  заключения  договора  на  аудиторскую  проверку.  Основное  назначение  этого  документа  -  объяснить  руководителю  организации  особенности  оказания  таких  услуг,  как  аудиторские.

Письмо  -  обязательство  должно  включать:

1)  условия  аудиторской  проверки;

2)  обязательства  аудиторской  организации;

3)  обязательства  проверяемой  организации.

В  условиях  аудиторской  проверки  следует  указать:

а)  объект  и  цель  аудиторской  проверки  -  подтверждение  достоверности  бухгалтерской  отчетности  организации  во  всех  существенных  отношениях;

б)  порядок  проверки  филиалов  и  подразделений  (если  они  есть),  расположенных  в  отдалении  от  головной  организации;

в)  законодательные  акты,  на  основании  которых  проводится  аудит  и  на  соответствие  которым  проверяется  бухгалтерская  отчетность.

Обязательства  аудиторской  организации  включают:

а)  соблюдение  аудиторской  тайны;

б)  в  установленные  договором  сроки  представление  письменного  отчета  (письменной  информации)  об  обнаруженных  существенных  ошибках  в  бухгалтерском  учете;

в)  в  установленные  договором  сроки  представление  аудиторского  заключения  о  достоверности  (недостоверности)  бухгалтерской  отчетности;

г)  обеспечение  достижения  цели  аудиторской  проверки,  несмотря  на  наличие  риска  необнаружения  существенных  ошибок  в  бухгалтерском  учете  в  связи  с  выборочным  характером  применяемых  аудиторских  процедур  и  несовершенством  системы  внутреннего  контроля.

Обязательства  руководства  и  сотрудников  проверяемой  организации:

а)  предоставить  для  проверки  все  необходимые  документы;

б)  направить  дебиторам  и  кредиторам  письма  о  подтверждении  (неподтверждении)  соответствующей  задолженности;

в)  обеспечить  свободный  доступ  к  компьютерной  базе  данных;

г)  предоставлять  все  необходимые  разъяснения  по  возникающим  у  аудиторов  вопросам.

Договор  на  проведение  аудиторской  проверки  заключается  в  соответствии  с  нормами  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,  в  частности  гл.39  "Договор  возмездного  оказания  услуг",  и  Правилом  (стандартом)  аудиторской  деятельности  "Порядок  заключения  договоров  на  оказание  аудиторских  услуг".

Договор  считается  заключенным,  если  между  сторонами  в  требуемой  форме  достигнуто  соглашение  по  всем  существенным  условиям  договора.

удитор  в  определенных  случаях  должен  получить  от  руководства  экономического  субъекта  разъяснения,  необходимые  ему  для  достижения  целей  его  работы.  Необходимый  объем  информации,  а  также  перечень  случаев,  в  которых  необходимо  получение  таких  разъяснений,  определяются  аудитором  самостоятельно.

Разъяснения,  получаемые  аудитором  от  руководства  проверяемого  экономического  субъекта,  могут  быть  запрошены  на  этапе  предварительного  планирования  аудита,  на  этапе  подготовки  общего  плана  и  программы  аудита,  непосредственно  на  этапе  проверки  -  в  ходе  выполнения  аудиторских  процедур  по  существу  и  тестирования  средств  контроля,  на  этапе  завершения  аудита  и  подготовки  аудиторского  заключения.

Порядок  обращения  аудитора  к  руководству  может  быть  оговорен  при  заключении  договора  на  аудиторскую  проверку,  а  также  в  письме  -  обязательстве.  В  случае  если  такой  порядок  не  оговорен,  аудитор  вправе  сам  определить  способ  обращения  к  руководству  экономического  субъекта  в  зависимости  от  степени  важности,  объема  и  содержания  требуемой  информации.

При  любой  форме  обращения  аудитор  должен  по  возможности  точно  и  конкретно  сформулировать  перечень  необходимых  сведений,  которые  он  предполагает  получить  или  подтвердить,  а  также  может  снабдить  свой  запрос  пояснениями,  которые  сочтет  необходимыми.

Общение  с  руководством  экономического  субъекта  может  осуществляться  как  в  устной  форме  во  время  посещения  аудиторами  экономического  субъекта,  так  и  в  письменной  форме  путем  направления  аудиторской  организацией  запросов  и  других  материалов  на  имя  руководства  экономического  субъекта.

При  общении  с  руководством  экономического  субъекта  аудиторская  организация  должна  рассматривать  полученную  информацию  с  точки  зрения  ее  уместности,  надежности  и  достаточности,  а  также  полномочий  и  компетентности  лица,  ее  предоставившего.

На  стадии  переговоров  с  руководством  экономического  субъекта  должны  быть  определены  и  согласованы  существенные  условия  предстоящего  договора.  Аудиторской  организации  рекомендуется  разработать  с  учетом  требований  законодательства  типовые  договоры  на  оказание  аудиторских  и  /  или  сопутствующих  аудиту  услуг,  которые  должны  применяться  на  постоянной  основе.

Аудиторская  организация  должна  иметь  право  свободно  и  в  полном  объеме  общаться  с  внутренними  аудиторами  проверяемой  организации.

Поскольку  задачи  внутреннего  аудита  определяются  руководством  и  /  или  собственниками  организации,  они  отличаются  от  задач  внешнего  аудита,  который  обязан  дать  независимую  оценку  представленной  бухгалтерской  отчетности.  Вместе  с  тем  средства  решения  специфических  задач,  стоящих  перед  внешним  и  внутренним  аудитом,  могут  в  ряде  случаев  совпадать  и  быть  использованы  при  определении  содержания,  сроков  и  объема  внешних  аудиторских  процедур.  Аудиторская  организация  должна  иметь  доступ  к  интересующим  ее  отчетам  внутреннего  аудита  и  быть  информирована  по  любому  важному  вопросу,  который,  по  мнению  внутреннего  аудитора,  может  повлиять  на  работу  аудиторской  организации.

Во  всех  случаях  обязательного  аудита  аудиторские  организации  обязаны  готовить  и  предоставлять  адресату  письменную  информацию  (отчет)  аудитора  руководству  (собственникам)  проверяемого  экономического  субъекта  по  результатам  проведения  аудита  (далее  -  письменная  информация).

Данные,  содержащиеся  в  письменной  информации,  приводятся  с  целью  доведения  до  руководства  проверяемого  экономического  субъекта  сведений  о  недостатках  в  учетных  записях,  бухгалтерском  учете  и  системе  внутреннего  контроля,  которые  могут  привести  к  существенным  ошибкам  в  бухгалтерской  отчетности,  и  в  порядке  внесения  конструктивных  предложений  по  совершенствованию  систем  бухгалтерского  учета  и  внутреннего  контроля  экономического  субъекта.

Аудиторская  организация  обязана  указать  в  письменной  информации  аудитора  все  связанные  с  фактами  хозяйственной  жизни  экономического  субъекта  ошибки  и  искажения,  которые  оказывают  или  могут  оказать  существенное  влияние  на  достоверность  его  бухгалтерской  отчетности.

Письменная  информация  должна  быть  подписана  аудиторами  и  иными  специалистами,  непосредственно  проводившими  аудит  (в  случае  аудитора,  осуществляющего  свою  деятельность  самостоятельно,  -  этим  аудитором).

Письменная  информация  аудитора  должна  иметь  сквозную  нумерацию  страниц.  Рекомендуется  оформлять  первую  страницу  письменной  информации  аудитора  на  бланке  аудиторской  организации  либо  с  угловым  штампом  аудиторской  организации.

В  письменной  информации  аудитора  должны  содержаться  в  обязательном  порядке:

-  сведения  об  аудиторской  организации:

а)  официальное  наименование  и  юридический  (почтовый)  адрес  аудиторской  фирмы  либо  фамилия,  инициалы  и  адрес  аудитора,  осуществляющего  свою  деятельность  самостоятельно;

б)  номер  и  дата  регистрационного  свидетельства;

в)  номер  и  дата  выдачи  лицензии  на  осуществление  аудиторской  деятельности;

г)  перечень  и  специализация  всех  аудиторов  и  иных  специалистов,  принимавших  участие  в  аудите,  их  фамилии,  инициалы,  номера  и  даты  выдачи  квалификационных  аттестатов  в  случае  их  наличия,  указание  обязанностей  в  ходе  проведения  аудита;

-  сведения  о  проверяемом  экономическом  субъекте:

а)  официальное  наименование  и  юридический  (почтовый)  адрес  юридического  лица  либо  фамилия,  инициалы  и  адрес  физического  лица  -  индивидуального  предпринимателя;

б)  номер  и  дата  регистрационного  свидетельства;

в)  перечень  должностных  лиц  (фамилии,  инициалы,  должности),  ответственных  за  составление  бухгалтерской  отчетности  юридического  лица;

-  указание  на  период  времени,  к  которому  относится  документация  экономического  субъекта,  проверенная  в  ходе  аудита,  дата  подписания  письменной  информации  аудитора;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 РЕФЕРАТЫ