бесплатные рефераты

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

 Содержание

Введение   ……………………………………………………………….. 4

 

Глава 1.   Бюджетный    процесс   в   условиях  перехода    к  рынку …………………………………………………………………….  6  

1.1 Экономическое содержание и значение бюджета    ……………..  6

1.2 Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ  ..…………….   11

1.3 Характеристика Хабаровского края  …………………...………   23

1.4 Бюджетное устройство и организация бюджетного процесса в   Хабаровском крае …………………………………………………….... 26

 

Глава 2. Анализ бюджета Хабаровского края ………………  39

2.1  Анализ исполнения  доходов  краевого бюджета за 1995 – 1997 годы ………………………………………………………………………. 39

2.2    Анализ исполнения  расходов  краевого бюджета за 1995 – 1997 годы ……………………………………………………………………… 46

2.3 Планирование и прогнозирование доходов бюджета края и краевого бюджета на 1999 год …………………...………..………….. 53

2.4    Планирование и прогнозирование расходов бюджета края и краевого бюджета на 1999 год ………………………………………... 63

 

Глава 3. Пути совершенствования бюджетного процесса…76

3.1 Взаимоотношения федерального, региональных и местных бюджетов  на основе бюджетного и налогового кодексов …………78

3.2 Методические основы определения размеров региональных бюджетов ……..………………………………………………………….. 85

3.3 Пути совершенствования межбюджетных отношений…...….…88

 

Заключение ……………………………………………………..………93

 

Список литературы ……………….………………………………...…101

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            В настоящее время в России происходят глубокие экономические перемены. Старые методы хозяйствования заменяются рыночными. Россия перешла на новый этап - этап рыночных отношений. Этот  период сопровождался  большими изменениями в финансовой системе страны.  Это обострило экономическую ситуацию в стране. Перед государством встали такие задачи, как стабилизация экономики, выход из финансового кризиса, снижение бюджетного дефицита.

Ныне  повышение роли регионов в политической и экономической жизни страны стало очевидным фактом. В течение ряда последних лет к ним за поддержкой и разрешением своих споров обращались высшие представители исполнительной и законодательной власти. В нынешний период развития российского общества регионы превратились в решающий фактор экономической и политической жизни, решающий судьбу реформ.

Укрепление бюджетов всех уровней власти является ключевым вопросом бюджетной и экономической реформы, во многом определяющим судьбу российского государства. Бюджетная система переживает слож­ный период становления  уровней регионального и местного самоуправления. И пока еще отчетливо не проявились контуры будущей модели бюджетного федерализма в России.

Решение этих проблем невозможно без изучения экономической структуры общества, без анализа финансовой  системы. Финансовая система охватывает многие инструменты государственных финансов. Центральное место в системе государственных финансов занимает бюджет государства.

На различных этапах развития экономики бюджет является основным источником денежных средств для реализации намеченных реформ. Реформы предполагают перераспределение компетенции между федеральными, региональными и местными уровнями власти, становление органов местного самоуправления, поиск путей обеспечения реальной финансовой самостоятельности каждой административно-территориальной единицы. Важной  задачей в системе мер по реформированию управления экономикой является  совершенствование взаимоотношений центральных органов власти с местными органами власти в ходе составления и исполнения доходов. Смысл проведения реформ - сделать бюджеты регионов как можно более сбалансированными, побудив их зарабатывать средства самим и ликвидировать всякое неравноправие субъектов РФ. Пока результаты проводимых реформ еще не достигнуты.

Путь реформирования межбюджетных отношений в России, формирования региональных бюджетов с учетом политических и экономических  реалий сегодняшнего дня чрезвычайно труден. Необходима очень гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетных инструментов и методов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.

Среди множества бюджетных проблем следует прежде всего выделить три:

— формирование доходов бюджетов всех уровней;

— вертикальная несбалансированность бюджетной системы;

— неопределенность положения бюджетов субъектов

До настоящего времени вопросу межбюджетных отношений достаточного внимания не уделялось. Правительство принимает все новые и новые законы, дарующие людям очередные льготы, причем финансирование ложится  не на федеральный бюджет, а перекладывается на плечи региональных бюджетов. Таким образом, происходит перекладывание  расходов с вышестоящего бюджета на нижестоящие без какого-либо финансового обеспечения. Кроме того, большую сложность представляет определить размер финансовой помощи бюджетам регионов ввиду того, что регионы часто укрывают свои реальные доходы, чтобы получить больший размер  финансовой помощи из центра. Все это затрудняет проведение бюджетного процесса в России и негативно сказывается на всей экономике. Это еще раз показывает о необходимости изменения финансово-бюджетного механизма. В этом процессе уже начало взаимодействовать все большее количество заинтересованных субъектов. В их числе  выступают органы власти республик, краев, областей, местных административно-территориальных образований РФ.  И сегодня совершенно очевидно, что в условиях рыночного хозяйствования роль бюджета  государства усиливается. Он становится одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.  С помощью него осуществляется  перераспределение национального дохода, государство может изменять структуру общественного воспроизводства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социальные преобразования. 

Все это свидетельствует об актуальности темы дипломной работы и предопределило ее выбор.

Целью работы является  рассмотрение бюджетного процесса в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края.

          Задачи данной дипломной работы:

1) рассмотреть бюджетный процесс в условиях перехода к рынку, для этого раскрыть такие важные понятия и положения, как

          экономическое содержание и значение бюджета;

          бюджетная система и бюджетный процесс в РФ;

          охарактеризовать Хабаровский край с геополитической и социально-экономической точки зрения;

          рассмотреть бюджетное устройство и организацию бюджетного процесса в   Хабаровском крае;

2) проанализировать исполнение доходов и расходов краевого бюджета за 1995-1997 года, а также рассмотреть планирование и прогнозирование доходов и расходов краевого бюджета и бюджета Хабаровского края на 1999 год

3) предложить  пути совершенствования бюджетного процесса.

          В качестве методов, позволяющих достичь поставленных перед данной дипломной работой задач, были использованы дедуктивный метод (от “общего” к “частному”) и индуктивный метод (от совокупности “частных” к “общему”).

 

Глава 1. Бюджетный    процесс   в   условиях  перехода    к  рынку

 

1.1 Экономическое содержание и значение бюджета

 

Бюджет - центральное звено финансово-кредитной системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта. Финансово-кредитная система РФ представлена в  приложении 1. Понятие  "бюджет" употребляется как экономическая и правовая категории.

          Как правовая категория бюджет - закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти (статья 1 Закона РСФСР  "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР")

          Рассмотрим бюджет как экономическую категорию.  Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,  организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в следующем:

во-первых, они возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти);

во-вторых, они связаны с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

          Бюджетные отношения охватывают разные направления распределительного процесса (сферы общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

          Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это объясняется тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для нужд экономического развития, социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

          Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие бюджета государства. Бюджет - важное звено государства. В экономической литературе существуют три точки зрения по вопросу о сущности бюджета:

первая определяет бюджет как объективную экономическую категорию, вторая определяет бюджет как основной финансовый план государства, а третья рассматривает бюджет с двух сторон, с одной стороны бюджет - это объективная экономическая категория, а с другой стороны  бюджет - основной финансовый план государства. В настоящее время придерживаются третьей точки зрения. Таким образом, под бюджетом государства понимают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.

          Бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:

- бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода  в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его  государственно - территориальных формирований;

-  с помощью бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

-  пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

          Сущность бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную  функции.

          Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.  Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распределение государства и каким образом фактически складываются пропорции в распределении бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, внутрирегиональное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).

Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица.

          Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование  фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, характеризующие экономику государства. Благодаря этой функции можно судить о том как поступают в распоряжение государства  финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям государства.  Основу этой функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

          Функции бюджета также объективны как и сама эта категория. Бюджет государства является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты  хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

          При переходе к рыночной экономике бюджет не утратил своей роли. Он становится одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.

           Функционирование бюджета государства происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов.

          Доходы бюджета  - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

          Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти. Главным материальным источником доходов является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется  государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы, эмиссия денег.

          До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали  более 90 % общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 годы.

          В условиях перехода на рыночные отношения, доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами стали налоги.

          Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

          В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые - включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

          Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества,  и личные, т.е. взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими.

           Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы (они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными) и таможенные пошлины.

          Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально- технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога, введенная в 1992 г.  была ориентирована в основном на фискальный эффект.

          Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Налог на имущество предприятий преследует цель не только обеспечить регулярное поступление доходов в бюджет, но и стимулировать освобождение предприятий от лишнего и неиспользуемого имущества.

          Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы. Значение этих платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

                          Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

          Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях переходах рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет напрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.

          В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в определенной мере - линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека.

          В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж.

          Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 г. обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины, ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

          Право вводить налог на территории Российской Федерации закреплено за Государственной Думой Российской Федерации; но она может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти.

          Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку  от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

          Доходы бюджета формируются за счет различных источников, к которым может быть применима определенная классификация. Источники доходов бюджета прежде всего подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все те источники доходов, которые связаны с внутренним материальным производством и сферой социального обслуживания. Внешние источники доходов - это заемные средства, представляемые либо другими государствами, либо международными организациями.

По составу доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Если использование регулирующих доходов не позволило сбалансировать бюджет, применяются дотации и субвенции, а также заемные средства.

Уровень закрепленных доходов должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего уровня, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.

          Для достижения названых целей в процессе  бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящих уровней полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе  (не менее чем на 5 лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указанная фиксированная доля подлежит соответствующей корректировке сторону увеличения.

          Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

          Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

 - по роли в воспроизводстве,

 - по  общественному назначению,

 - по  отраслям производства,

 - по  видам деятельность целевому назначению.

          По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средства между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

          Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению  связана с финансированием народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления.

          Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

          В бюджете государства  сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др. Классификация расходов по целевому назначению является необходимей базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

          Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета  государства используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы бюджета  государства России подразделяются на федеральные, субъектов федерации и местные.

          Расходы  бюджета государства тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом.

          В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п. Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за порогом бедности.

          Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику - еще недавно на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта.

          Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

          Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановке они сокращаются.

          Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности.

          Расходы на управление, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

          Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в решении данной задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых препятствий, а оценка бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований.

          Необходима коренная перестройка бюджетных отношений прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

          В непроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетах социальных приоритетов

          Расходная часть бюджетов подразделяется на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

                   К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

                   К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство.

                   Важным условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета, что означает  равенство доходной и расходной частей бюджета.  превышение  расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличие дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

 

1.2    Бюджетная система и бюджетный процесс РФ.

 

            Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

          Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

          -  федеральный бюджет,

          - бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;

-                                 местные бюджеты административно- территориальных образований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 РЕФЕРАТЫ