бесплатные рефераты

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

          Если в ходе исполнения бюджета органом государственной власти края или органом местного самоуправления принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета другого уровня, то принявший это решение орган государственной власти края или орган местного самоуправления обязан компенсировать выпадающие доходы или сумму увеличения расходов за счет средств своего бюджета. При исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств бюджета нижестоящего уровня, образовавшийся на начало текущего финансового года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения.

          Краевая Дума, представительные органы местного самоуправления утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении соответствующих бюджетов.

          Регулирование финансовых отношений, включая бюджетные, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом края, краевыми законами, настоящим законом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

          Основой бюджетного регулирования является закрепленное краевым законом "О бюджетной системе Хабаровского края на очередной год" распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижестоящих уровней.

          Бюджетное регулирование осуществляется в следующих формах:

          - передача части закрепленных налоговым законодательством доходов и регулирующих доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой;

          - оказание финансовой поддержки из одного уровня бюджетной системы другому;

          - предоставление дотаций, субвенций, средств по взаимным расчетам;

          - предоставление средств на возвратной основе.

          Не допускается заключение индивидуальных соглашений между органами государственной власти края и органами местного самоуправления, нарушающих единый порядок формирования доходов и расходов бюджета, бюджетного регулирования.

          В ходе исполнения бюджета администрация края или органы местного самоуправления вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Краевая Дума, представительные органы местного самоуправления вправе предложить соответственно администрации края, органу местного самоуправления в случаях, вызванных необходимостью срочного внесения изменений в бюджет, внести соответствующие изменения с последующим их утверждением краевой Думой или представительным органом местного самоуправления.

          Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее - свободные бюджетные средства), не подлежат изъятию органами государственной власти. Решение об их использовании, в том числе о вложении этих средств в хозяйственные мероприятия, в акции и другие ценные бумаги, а также о предоставлении процентных и беспроцентных бюджетных ссуд, принимает краевая Дума и представительный орган местного самоуправления с учетом предложений соответственно администрации края и органа местного самоуправления при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от этих операций, в соответствующий бюджет.

          Учет доходной и расходной частей краевого бюджета осуществляется администрацией края.

          Учет доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.

           Контроль за исполнением краевого бюджета осуществляет краевая Дума.

          Контроль за исполнением бюджетов муниципальных образований осуществляют соответствующие представительные органы местного самоуправления.

          Контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований осуществляют администрация края и органы местного самоуправления.

          Администрация края осуществляет контроль за доходом исполнения местных бюджетов в части использования трансфертов, дотаций и субвенций, выделенных из краевого бюджета.

          В случае нецелевого использования средств, выделенных из краевого бюджета, по решению администрации края, согласованному с краевой Думой, финансирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в краевой бюджет.

          Администрация края ежеквартально представляет краевой Думе информацию о ходе и прогнозах исполнения краевого бюджета, о движении средств в краевых внебюджетных и валютном фондах согласно классификации доходов и расходов с пояснительной запиской об исполнении краевого закона "О бюджетной системе Хабаровского края на очередной год". Информация представляется не позднее третьего месяца квартала, следующего за отчетным.

          Краевая Дума вправе запрашивать от администрации края дополнительную информацию по вопросам исполнения краевого бюджета. (п. 4 в ред. Закона Хабаровского края от 27.12.96 N 88)

          Отчет об исполнении соответствующего бюджета представляется по итогам финансового года.

          Отчет об исполнении краевого бюджета за истекший год в объеме, установленном краевым законом, с приложением пояснительной записки, а также отчет об исполнении консолидированного бюджета в разрезе муниципальных образований, отчет об исполнении средств внебюджетных и валютного фондов глава администрации края представляет в краевую Думу в марте следующего года за две недели до заседания краевой Думы.

          Краевая Дума не позднее 1 мая рассматривает отчет об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края за финансовый год по докладу главы администрации края, либо уполномоченного им должностного лица.

          Отчет об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края за финансовый год краевая Дума утверждает в форме краевого закона либо не утверждает.

          Отчет об исполнении соответствующего бюджета муниципального образования за финансовый год рассматривается и утверждается решением представительного органа местного самоуправления.

          На территории края может вводиться чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения и чрезвычайного расходования средств в Российской Федерации и на территории края. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется краевым законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирования производится в режиме секвестра.

          Администрация края и органы местного самоуправления при составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, краевая Дума и представительные органы местного самоуправления при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов и их уточнении в ходе исполнения в пределах своей компетенции соответственно вправе:

          - определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по социально - экономическому развитию края и муниципальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, представленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

          - определять направления использования средств бюджетов на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с иными субъектами Российской Федерации, на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов государственной власти края и органов местного самоуправления, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнования из дорожного фонда), на нужды социального обеспечения, здравоохранения и образования, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти края, органов местного самоуправления и другие цели;

          - объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения;

          - определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;

          - образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;

          - определять размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего уровня и их целевое назначение.

          Нормативные правовые акты об утверждении краевого бюджета, об использовании средств краевых внебюджетных и валютного фондов, об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета, а также нормативные правовые акты по иным вопросам, касающимся формирования краевого бюджета, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.

          В случае отклонения краевой Думой проекта краевого бюджета или неутверждения отчетов об исполнении краевого бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия соответствующего решения.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ бюджета Хабаровского края

 

2.1 Анализ исполнения доходов краевого бюджета за 1995 - 1997 годы

       Для анализа исполнения доходов краевого бюджета составим таблицы по исполнению доходов краевого бюджета на 1995 г., 1996 г., 1997 г. (смотри приложение  4, приложение 5, приложение 6).

          Краевой бюджет на 1995 год по доходам был утвержден в сумме 1024,3 млрд рублей .

          По отчету за 1995 год доходы краевого бюджета составили 1090,4 млрд рублей или 106,5 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета поступили взаимные расчеты в сумме 343554 млн руб., трансферты в сумме 596239 млн руб.

          По отдельным видам налогов и доходам выполнение плана сложилось различным образом. По ряду налогов план в 1995 году был перевыполнен, в частности:

 - по  налогу на прибыль - на 7,39 %,

- по акцизам - на 39,87 %,

- по налогу на имущество  предприятий - на 26,54 %,

- по доходам от приватизации - на 26,9 %

     Недопоступления по ряду налогов в основном связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций.

          Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений  составляют налоговые доходы  - 70 %. Основными источниками доходов в 1995 году составили:

 - налог на прибыль - 34%,

- налог на добавленную стоимость - 13%,

- подоходный налог с физических лиц - 13%.

          По налогу на добавленную стоимость план поступления в краевой бюджет на 1995 год определен в сумме 166100 млн рублей. Фактическое поступление составило 140204 млн рублей, или 84,4% к плану.

          Основной причиной недопоступления этого вида налога является спад производства и рост недоимки. К уровню прошлого года снижение объема промышленного производства составило 23%. Недоимка по налогу на добавленную стоимость на 1.01.96 года составила 51 млрд рублей, или 30% от общей суммы недоимки по краевому бюджету и возросла по сравнению с 1994  годом в 5 раз.

          В свою очередь, спад производства явился результатом постоянного недостатка необходимых для развития производства оборотных средств, вызванного высокими темпами инфляции.

          Пополнение оборотных средств за счет привлечения банковских кредитов имеет ограниченный характер, т.к. разрыв между уровнем рентабельности большинства хозяйствующих субъектов края и ставками коммерческих кредитов столь велик, что делает привлечение заемных средств крайне невыгодным. Это усугубляется тем, что значительное число предприятий вообще не может рассчитывать на получение банковского кредита в силу финансовой несостоятельности (удельный вес убыточных предприятий края составляет 39,4%).

          За 1995 год план поступления налога на прибыль в краевой бюджет выполнен на 107,4% (план 345900 млн рублей, исполнение составило 371459 млн рублей). Недоимка по налогу на прибыль  на 1.0196 года составила 107192 млн рублей, или 28,8% к общей сумме поступлений налога в краевой бюджет. За 1995 год по краевому бюджету произведено взаимозачетов на сумму 97335 млн рублей, что составляет 26,2% от всей суммы налога на прибыль.

          В 1995 году план поступления налога на имущество в краевой бюджет выполнен на 126,5% (план 10300 млн рублей, исполнение 13034 млн рублей). Недоимка по налогу на имущество по состоянию на 1.01.96 года составила 5104 млн рублей, или 39.2% к общей сумме поступлений налога в краевой бюджет. За 1995 год  по краевому бюджету произведено взаимозачетов на сумму 6847,7 млн рублей, что составляет 52,5% от всей суммы налога на имущество.

          При установленном на 1995 год плане подоходного налога  в сумме 158,1 млрд. рублей фактически в краевой бюджет поступило 138,4 млрд рублей, что составляет 87,5% к плану.

          Основной причиной невыполнения прогнозных показателей по подоходному налогу является задержка выплат заработной платы из-за неплатежеспособности большинства предприятий края и допущенная недоимка по начисленным платежам подоходного налога. Общая сумма невыплаченной заработной платы по состоянию на 1.01.96 года  составила в целом по краю 291 млрд рублей, в связи с чем недополучено подоходного налога на сумму 35 млрд рублей.

          За 1995 год в крае добыто 8071 кг золота, 3398 кг платины, 3380 тонн олова, 1528 тыс. тонн угля. При прогнозе поступления платы за недра  в 1995 году 8800 млн рублей, фактически в краевой бюджет зачислено 8544 млн рублей. За счет задержанных в банках налоговых платежей в краевой бюджет недопоступило с районов добычи около 2 млрд рублей платежей за право пользования недрами.

          В краевой бюджет суммы земельного налога поступали за счет централизации 40% земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков. В 1995 году в  краевой бюджет зачислено 8689 млн рублей против 11686 млн рублей по прогнозному расчету. Половина этих средств (4345 млн рублей) подлежит перечислению в республиканский бюджет. Не выполнен план по земельному налогу бюджетами наиболее крупных городов края - Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Амурска. В крае незавершена инвентаризация земель, не все плательщики имеют соответствующие документы на право пользования земельными участками, соответственно не все пользователи землей стоят на учете плательщиками земельного налога.

          В отчетном 1995 году было обеспечено 10 выпусков в обращение векселей администрации края на общую сумму 23 млрд рублей.  В среднем каждый вексель имел 3-4 держателей, что позволило несколько снизить кризис неплатежей в крае и провести расчетов на сумму 75 млрд рублей. Однако в отчетном периоде продолжался рост недоимки по налогам и доходам  в краевой  бюджет.

          Активизировалась работа по контролю за состоянием платежной дисциплины. Вопросы состояния платежной дисциплины банков и предприятий систематически рассматриваются на краевой комиссии по эффективному использованию финансовых ресурсов.  

          Разрабатываются и утверждаются графики погашения задолженности, намечаются возможные механизмы проведения зачетов. В отчетном году  работа, проведенная  с предприятиями, организациями и финорганами  по взаимозачетам доходов краевого бюджета на сумму 215,3 млрд рублей позволила снизить темпы роста недоимки. Доля платежей в краевой бюджет путем проведения зачетов и векселями составила 20% от общей суммы доходов краевого бюджета.

          Увеличению недоимки, несвоевременному перечислению платежей в бюджет способствуют коммерческие банки, которые имеют дебетовое сальдо на корреспондентских счетах ( ДальПСБ, КонекАПБ, Накбанк, КБ "Бизон-капитал", Гаванькомбанк и др. всего 25 банков из 93 ). По состоянию на 1.01.96 года проведено 203 проверки коммерческих банков, выявлено 11523 случаев задержки исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление 95,5 млрд рублей. Задержка исполнений более 30 дней выявлена в 1287 случаях.

          Продолжает сохранятся высокий уровень криминогенности в налоговой сфере. За 1995 год госналогинспекциями и налоговой полицией края выявлено 6099 нарушений у юридических лиц или 22.3%  от всех зарегистрированных предприятий. Нарушения налогового законодательства по налогу на прибыль выявлены по 1365 проверкам (22.4% от общего количества проверок налогового законодательства), по налогу на добавленную стоимость - по 1501 проверкам (24,6% ).

          В истекшем году по-прежнему наиболее криминогенными участками в налоговой сфере являлись торгово - закупочная, производственно-посредническая и внешнеэкономическая деятельность. Лидирующее положение по количеству нарушений занимают ТОО. На их долю приходится свыше 60% от общего числа выявленных нарушений налогового законодательства.

          Характерными способами сокрытия доходов от налогообложения являются: занижение объема реализованной продукции, сокрытие выручки от реализации продукции, завышение себестоимости путем необоснованного отнесения к ней расходов, совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными.

          Наметилась тенденция к росту и других способов сокрытия доходов от налогообложения: неоприходование наличной выручки, неотражение прибыли, полученной от предоставления кредитов, бесфактурный отпуск товарно-материальных ценностей.

          Ограничивающим фактором роста налогов, расчетной базой которых является фонд оплаты труда (подоходный налог с физ. лиц, транспортный налог, сбор на нужды образовательных учреждений), является низкий уровень заработной платы. Высокий удельный вес убыточных предприятий сдерживает прирост налога на прибыль, а низкий уровень производства товаров и услуг (спад производства к уровню 1994 года составил: потребительских товаров - 21,4%, непродовольственных товаров - 29,1%, продовольственных товаров (без алкогольных напитков) - 24,4%) сдерживает прирост налога на добавленную стоимость.

                   Краевой бюджет на 1996 год по доходам был утвержден в сумме 1864873 миллионов рублей. 

          По отчету за 1996 год  поступило доходов в сумме 1571800 миллионов рублей. Кроме того из федерального бюджета 1082102 миллионов рублей взаимных расчетов и трансфертов. Учитывая средства федерального бюджета, доходная часть бюджета составила 2653902 миллионов рублей.

          Рост доходов по сравнению с 1995 годом  составил 1.3 раза. Наибольший удельный вес  в структуре доходов занимают налоговые поступления - 77 % . Их доля по сравнению с прошлым годом выше на 7 %. Основными источниками доходов в 1996 году по-прежнему остаются следующие налоги:

 - налог на прибыль - 21 %;

- подоходный налог с физ.лиц - 15 %;

- НДС - 16 %.

                   По ряду налогов, таких как  спецналог, налог на имущество, плата за недра  план перевыполнен соответственно на 148 %, 35 %, 4 %. Это произошло в результате проведенных в декабре 1996 года взаимозачетов и заключительных оборотов.

          Недопоступления по ряду налогов связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций. За 1996 год снижение объемов промышленного производства  составило 12,7 %.  Из - за неплатежеспособности многих предприятий  образовался банковский кризис, в банках  на корсчетах осело 275 млрд рублей, из них в краевой бюджет не может поступить 8 млрд. рублей. Поступление в разрезе налогов сложилось следующим образом.

          По налогу на добавленную стоимость поступления в краевой бюджет  за год составили в сумме 250700  млн руб. или 98,31 % к уточненному плану (255000 млн руб.). Недопоступило 4300 млн руб. к уточненному плану. В связи с проведением взаимозачетов по погашению недоимки в сумме 185000 млн рублей, полностью погашена недоимка по НДС следующими предприятиями:  Управлением ДВЖД, АО “Хабаровскэнерго”, АО “Горводоканал” г.Хабаровска.

          План  поступления по налогу на прибыль  в краевой бюджет выполнен на 95,83 %  . Исполнение составило 14400 млн руб. при плане 345600 млн руб. Основная причина недопоступления налога на прибыль  - увеличение  числа  убыточных предприятий. Основной плательщик этого налога Управление ДВЖД получило убытки.  За 1996 год было произведено взаимозачетов на общую сумму 137700 млн руб. , что составляет  41,6 %  от суммы налога на прибыль.

          План поступления налога на имущество в краевой бюджет выполнен на  135.32 %  (уточненный план  16701 млн.руб., исполнение 22600 млн.руб. ). План перевыполнен в результате проведенных взаимозачетов на сумму 9200 млн.руб. или  40,7 % к общей сумме поступлений по данному налогу.

          По подоходному налогу  уточненный план на 1996 год  определен в сумме 221100 млн руб., фактически его поступило в краевой бюджетов соответствии с  установленными нормативами  распределения федеральных налогов, 227900 млн руб., что составляет 103,8  %  . По сравнению с соответствующим  периодом  прошлого года общая сумма подоходного налога , поступившая в краевой бюджет возросла в 1,64 раза. Однако  в крае наблюдается наличие  просроченной задолженности невыплаченной заработной платы, которая на конец 1996 года составила 665900 млн руб. (по сравнению с началом года  она возросла более , чем в 2 раза), а это уменьшает поступление подоходного налога в краевой бюджет.  Кроме, того недоимка по подоходному налогу  на 1 января 1997 года составила 7700 млн руб.

          План по земельному налогу определен в сумме 8800 млн руб. В краевой  бюджет централизовано земельного налога в сумме 21000 млн руб.  План по земельному налогу перевыполнен  на 138.6 % . Однако из-за  острой нехватки  финансирования в краевом бюджете  средства, причитающиеся перечислению в федеральный бюджет в сумме 12600 млн руб., были направлены  на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. А в Министерстве Финансов этот вопрос  планируется разрешить проведением взаимозачета.

          Неналоговые доходы составили 479240 млн руб. Из них  план по доходам  от приватизации  перевыполнен на 46.6 % . А в составе прочих неналоговых поступлений  - возврат кредитов - 106500 млн руб. , поступления в погашение дефицита бюджета  - 16900 млн руб., возврат ссуд. - 37500 млн руб., прочие поступления .

          В краевой  бюджет на 1997 год было запланировано получить 1532175 млн руб. По отчету за 1997 год в  краевой бюджет поступило 1411700 млн руб., что составило 92.14 % к  годовому плану.  Доля собственных доходов в отчетном году была увеличена за счет введенного налога с розничных продаж, который заменил налог на розничный товарооборот. Сумма поступления по этому налогу составила  389,6 млн руб.

          По ряду налогов план в 1997 году недовыполнен. Это по таким налогам, как:

 -  НДС - на 11,3 %;

-   акцизы - на 1,4 %;

 -  прочие налоги на товары и услуги -  на 38,3 %

  - платежи за пользование природными ресурсами - на 8,7 %.

           Не поступление доходов в бюджет вызвано продолжающимся спадом производства. Эффективная налоговая политика сдерживается  кризисом платежей. Постоянно происходит снижение промышленного производства, ухудшение финансового состояния предприятий увеличивает взаимные неплатежи  между предприятиями, задолженность в бюджет.  Сумма задолженности в бюджет составляет 120475 млн руб.

          Отрицательное влияние на поступления в бюджет оказал и  кризис банковской системы. Двадцать пять коммерческих банков в связи с отсутствием средств на  корреспондентских счетах в РКЦ не производят расчеты с бюджетом.

           На снижение темпов поступления налогов в конце года  повлияло также исполнение на территории Хабаровского края Указа Президента РФ от 18. 08.96 г. N 1212. По данным  налоговой инспекции все банки в соответствии с этим Указом переместили платежные поручения по перечислению платежей в бюджет  с третьей на четвертую очередь, в результате этого, значительные суммы  к взысканию по платежным поручениям в пенсионный фонд, фонд социального страхования и занятости находятся  перед платежами в бюджет , причем размеры этих платежей постоянно увеличиваются.

          В условиях кризиса план по налогу на прибыль недовыполнен на 4,78% . При плане 310000 млн руб., налога на прибыль  поступило 294900 млн руб.

В 1997 году были проведены взаимозачеты с предприятиями АО “Хабаровскэнерго” и  Управлением ДВЖД на общую сумму 83000 млн руб. Это позволило не только погасить задолженность этих предприятий, но и завести  топливо в города и районы края. Однако, план по налогу не выполнен и основная причина недопоступления налога - сохранение значительного числа убыточных предприятий, удельный вес которых к общему числу предприятий составляет 53 %.  Наибольшее число убыточных предприятий  - транспортные, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

          При  установленном на 1997 год плане подоходного налога в сумме 347400 млн руб. фактически в краевой бюджет  в соответствии с установленными нормативами  распределения , поступило 348600  млн. руб., что составило 100, 4 % к годовому плану. По сравнению с соответвующим периодом прошлого года общая сумма подоходного налога, поступившего в краевой бюджет  возросла в 1,53 раза. Однако в крае продолжается  наличие просроченной задолженности  невыплаченной зарплаты, которая на 1.01.98 года составило 36000 млн руб. Из  суммы, поступившего подоходного налога в краевой бюджет  было проведено взаимозачетов  на сумму 52290 млн руб.  

          Налог на имущество  в краевой    бюджет  поступил в сумме 11000 млн руб., или 101,8 % к плановому показателю (10800 млн руб.). План перевыполнен на 1,8 %. Это произошло в результате предоставленной льготы Управлению ДВЖД. Доходы по налогу на имущество от Управления ДВЖД в 1997 году составили 5000 млн руб.

          Поступления по платежам за пользование природными ресурсами  составили  80271 млн руб., или 91,33 % к плану (87888 млн. руб.) . В краевом бюджете платежи за природные ресурсы формируются за счет 25 % отчислений платы за добычу угля, драгоценных и цветных металлов, отчислений от воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также от централизации 50 % земельного налога за земли городов и поселков.  Из всех этих налогов не выполнен план только по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Из 60000 млн руб. планируемых поступило всего 32844 млн руб.

           В 1997 году по доходам от приватизации  план был  определен в сумме 54000 млн руб. Исполнение по данному виду налога составило  54100 млн руб. или 100.2. %    к плановому показателю. План выполнен благодаря продаже в июле 1997 года акций предприятий федеральной собственности, находящихся на территории края. В результате этой операции в краевой бюджет поступило 3900 млн руб.

          Проанализируем поступление доходов в краевой бюджет Хабаровского края  в динамике за 1995 - 1997 годы(смотри приложение  7).

          Как видно из таблицы  наибольший удельный вес в общем объеме  налоговых поступлений составляют следующие налоги: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на товары и услуги (среди них наибольший удельный вес  приходится на НДС).

          Удельный вес по налогу на прибыль в 1995 г., 1996 г., 1997 г.  снизился с 18 % до 10% . Снижение удельного веса по налогу на прибыль можно объяснить тем,  что начиная с 1996 года снизилась налогооблагаемая база по этому налогу, а именно, была отменена часть налога на прибыль взимаемой за превышение лимита по фонду оплаты труда.

          Удельный вес подоходного налога с физических лиц по сравнению с 1995 годом увеличился в 1996 году   на 2,2 %и составил  8,6 %  в общей сумме доходов, а в 1997 году его доля увеличилась до  11 %.  Хотя в крае наблюдается большая задержка по выплате заработной платы, увеличение удельного веса объясняется  повышением заработной платы  в связи с постоянным нарастанием  инфляции. Кроме того, в 1997 году было проведено большое количество взаимозачетов с АО “Хабаровскэнерго“  по подоходному налогу с физических лиц. 

          Удельный вес по налогам  на товары и услуги  в 1996 году  увеличился  по сравнению с 1995 годом на 7,6 %, а  в 1997 году снизился по сравнению с 1996 годом на 4 % . Увеличение  удельного веса  по налогам на товары и услуги  объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС, акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло снижение удельного веса по спецналогу и прочих налогов на товары и услуги.
           Наибольший удельный вес среди налогов на товары и услуги приходится на  налог  на добавленную стоимость. Его удельный вес по сравнению с 1995 годом возрос с 7% до 8 %. Увеличение  удельного веса по НДС на фоне снижения объема производства  произошло в результате проведения  взаимозачетов  по погашению недоимки с предприятиями: АО “Хабаровскэнерго”, Управлением ДВЖД, АО “Горводоканал” г. Хабаровска.  

          Удельный вес по акцизам увеличился  с 2% до 4% в результате увеличения  объемов подакцизных товаров и проведения взаимозачетов.

          Удельный вес по спецналогу снизился с 1% до 0.4% . Это объясняется тем, что спецналог был отменен в 1995 году и в краевой бюджет   допоступают  начисленные ранее   суммы этого налога, а также  были проведены взаимозачеты  по зачислению спецналога в краевой бюджет. .

          Удельный  вес по платежам за пользование природными ресурсами увеличивался  на протяжении трех лет. В 1995 году  удельный вес платежей составлял 1%, в 1997 году удельный вес в общей сумме поступлений составил 3 %.  Такое увеличение по данному виду налога объясняется увеличением удельного веса таких налогов как  отчислений на воспроизводство МСБ и земельного налога. Удельный вес отчислений на воспроизводство  МСБ по сравнению с 1995 годом возрос в  два раза. Это произошло в результате того, что с 1996 года данный       налог стал поступать в краевой бюджет (ранее он перечислялся в федеральный бюджет).           Удельный вес по земельному налогу также возрос с 0.4 % в 1995 году до 1% в 1997 году в результате увеличения ставок по налогу в  два раза.

          Среди неналоговых доходов доходы от приватизации  возросли с 1995 по 1997 год  с 0.2 % до 2% . Такое  резкое увеличение произошло в результате продажи  в июле 1997 года  акций предприятий федеральной собственности, находящейся на территории Хабаровского края (на сумму 3900 млн руб.).

Подводя  итоги исполнения доходов краевого бюджета за 1995 - 1997 годы следует обратить внимание на совершенствование механизма решения следующих проблем:

1.  Необходимо отработать механизм работы с недоимщиками, путем наложения ареста на их имущество и реализацию этого имущества в счет неуплаченных налогов и сборов в краевой бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 РЕФЕРАТЫ