бесплатные рефераты

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

2. Компетентным органам (налоговая инспекция, налоговая полиция, федеральное казначейство)  необходимо осуществлять не разовый, в систематический контроль  за сдачей предприятиями  наличных денежных средств  на расчетный счет  в банк, за расчетами с бюджетом (хотя бы наиболее крупных предприятий и налогоплательщиков). 

3. Необходима координация работы  коммерческих банков  в том плане, чтобы расчеты с бюджетом  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды  проводились  своевременно и в полном объеме.

4. Большинство  бюджетных организаций, находящихся на  финансировании краевого бюджета  обслуживаются в КБ “ Далькомбанке” как и краевой бюджет. Это позволяет  ускорить  расчеты между  бюджетом  и организациями.  С целью ускорения  расчетов между хозяйствующими субъектами  необходимо  проводить работу  по дальнейшему развитию  официальной сети  КБ “Далькомбанка”  как банка, обслуживающего краевой бюджет.

          В условиях развивающегося кризиса  в банковской сфере это обеспечит ускорение прохождения платежей  и повысит платежеспособность банка и его филиалов (произойдет полный переход на документооборот в электронном виде).

5. Необходимо пересмотреть льготы по платежам в бюджет,  ужесточить  критерии предоставления отсрочек по платежам в бюджет. 

         

2.2 Анализ исполнения расходов краевого бюджета  за 1995 - 1997 годы 

 

          Для анализа исполнения расходов краевого бюджета  составим справки по исполнению расходов краевого бюджета  на 1995 г., 1996 г., 1997 г. (смотри приложение 8, приложение 9, приложение 10).

          Краевой бюджет по расходам 1995 года  был утвержден в сумме 2196871 млн.руб. Дефицит бюджета - в сумме 232778 млн.руб.  Покрыть дефицит планировалось за счет  средств из федерального бюджета.

           В крае сохраняется напряженная обстановка в финансовой сфере. Она усугубляется тем, что ряд мероприятий  (индексация заработной платы) не обеспечивается соответствующими поступлениями из федерального бюджета. Это негативно повлияло на финансирование социально значимых сфер. В 1995 году дополнительные затраты, связанные с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы и пособий на детей составили в целом  526000 млн руб. Кроме того, были выделены средства на поддержку северных территорий в сумме 28900  млн руб. Таким образом, доходов, аккумулированных в краевой бюджет оказалось недостаточно для  финансирования запланированных расходов.  Финансирование учреждений производилось в меру фактического поступления денежных средств в краевой бюджет. В первую очередь финансировались защищенные статьи бюджета (основная доля пришлась на заработную плату – 70%-90 %).

          Финансирование по отраслям краевого бюджета складывалось следующим образом.

          Финансирование  таких отраслей  как  государственное управление, правоохранительные органы, охрана окружающей среды производилось только на заработную плату в связи с недопоступлением средств в краевой бюджет.

          На финансирование ЖКХ в отчетном году было направленно 70236 млн руб. или 65,7%  от планируемых расходов. В целях обеспечения реализации мероприятий по подготовке этой отрасли к работе в зимних условиях были образованы краевые фонды финансирования указанных мероприятий. В частности, в  течение 1995 года из фонда  ЖКХ  территориям края было выделено 26000 млн руб. Эти средства  на конец года должны были возвратить администрации территорий края с уплатой 40 % ставок за пользование ими.

          На развитие сельского хозяйства в 1995 году было направленно 112604 млн руб., что составило лишь 59 % от годового плана.  На оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам направленно около 2000 млн руб.  Для  обеспечения сельскохозяйственных производителей ГСМ был предоставлен товарный кредит под гарантию краевого бюджета.

           Социально-культурная сфера профинансирована  в размере 349658 млн руб. или  51,6 % от планового показателя (676581 млн руб.). В 1995 году была проведена работа по упорядочению сети, штатов  социально-культурных учреждений. Было проведено сокращение и реорганизация учреждений  образования, здравоохранения. Это позволило сократить расходы  на содержание  учреждений социально-культурной сферы  на 11700 млн руб. От введения платных услуг бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры  получено  38900 млн руб.,  однако  доля полученных средств от введения платных услуг  по сравнению с финансированием  расходов социально-культурной сферы в 1995 году  оставалась еще низкой – 11,1 %.

          Деятельность органов социальной защиты населения в 1995 году  была направлена на реализацию решений федеральных и местных органов представительной и исполнительной власти по малоимущим и нетрудоспособным гражданам. В течение года было приобретено 179 автомобилей “Запорожец”, “Ока”, “Таврия” и 421 велокресло. Всего приобретено транспортных средств, облегчающих движение израсходовано 4600 млн руб.

          Большое внимание было уделено летнему оздоровительному отдыху детей из малообеспеченных семей. Удалось охватить 64,5 тысячи детей.

          Вместе с тем, в области социальной политики в администрации края имеются неразрешенные вопросы. Например, нет средств на покрытие затрат по финансированию отдельных льгот, предусмотренных законом “О ветеранах”. Это 50 % скидки  за пользование коммунальными услугами, радио, коллективной антенной  и др. Всего на сумму 217700  млн руб.

          В 1995 году  из федерального фонда финансовой поддержки  было выделено 28900 млн руб. в виде кредитов территориям края  и предприятиям, осуществляющим досрочный завоз продукции на Север из регионального фонда - 344836 млн руб.  Положение с возвратом средств в региональный фонд аналогично возврату в Федеральный фонд: Должно быть возвращено 13400 млн руб., а возвращено всего 3300 млн руб.

          Краевой бюджет  на 1996 год был составлен  с применение коэффициента  роста по заработной плате в размере  2,2; материальным затратам – 1,6.  Бюджет был исполнен  на   89.5 %.  Низкий процент исполнения плана объясняется  тем, что финансирование производилось за счет фактически поступивших доходов в краевой бюджет в 1996 году. Финансировались в первую очередь также как и в 1995 голу защищенные статьи.  Бюджетный дефицит планировался в сумме 1618252 млн руб. А фактически его сумма составила 1435762 млн руб. Покрыть  дефицит планировалось за счет заимствований из целевых фондов , за счет ссуды МФ РФ и  других заемных средств.

          Финансирование  по отраслям сложилось следующим образом.

          В 1996 году фактическое увеличение заработной платы не производилось. Плановые данные как уже отмечалось выше были составлены с учетом коэффициента роста по заработной плате. Из-за низких поступлений  средств (план по доходам выполнен лишь на 84,3 %)  финансировались защищенные статьи бюджета.  В результате, аппарат  управления был профинансирован в сумме 70600 млн. руб., что составило 79,3% к плану, из них 76 % - финансирование на заработную плату. Правоохранительные органы получили из краевого бюджета ассигнования в размере 149300 млн руб., в том числе векселями - 17000 млн руб. , на 20000 млн руб. проведено зачетов. Заработная плата профинансирована на 84,7 %..

          На финансирование ЖКХ из бюджета было выделено 103800 млн. руб., что составило 79,6% к плану. Большая часть средств выделена путем проведения взаимозачетов в счет погашения долгов по платежам в краевой бюджет в счет поставок в города и районы края.

          На финансирование транспорта выделено 60100 млн руб. Для обеспечения перевозок пассажиров  выделено 28300 млн руб. Перевозки пассажиров на местных воздушных линиях осуществляют убыточные предприятия Авиакомпания “Восток” и Николаевский ОАО. Также из краевого бюджета было  выделено 6800 млн руб. на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на речных линиях пригородного сообщения.  По возможности были выделены средства для покупки транспортными предприятиями запасных частей.

          На развитие сельского хозяйства выделено 156700 млн руб., или 82,1% по уточненному плану. Из них направлено:

- 105300 млн руб. (100 % годового плана) на дотацию на продукцию животноводства;

- 6200 млн руб. (74 % ) на компенсацию расходов по содержанию социальной сферы села и отопления жилого фонда;

- 17000 млн руб.(74%) на повышение плодородия  земель, приобретение минеральных удобрений и голландской технологии по производству картофеля;

- 2800 млн руб. (75%) на оказание помощи фермерским хозяйствам;

- 1400 млн руб.(70%) на содержание учреждений ветеринарной сети;

- 4100 млн руб. (64%) на капвложения;

- 1000 млн руб.(50%) на содержание и ремонт внутрихозяйственной мелиоративной сети.

На образование регионального фонда зерна из бюджета направлено 21700 млн руб.

                   Социально-культурная сфера профинансирована  на  58,6 % . Низкое исполнение  против первоначальных показателей объясняется тем, что в расходах на финансирование социальных отраслей наибольший удельный вес занимает заработная плата, а предусмотренное увеличение ее в 2,2  раза не произошло. В течение 1996 года преимущественно финансировались расходы по защищенным статьям.  Но по возможности финансировались расходы на капвложения образовательных учреждений (5446 млн руб.), на приобретение школьных учебников (950 млн руб.), на целевую подготовку педработников (870 млн руб.).

На содержание лечебно-профилактических учреждений выделено 185590 млн руб. Взносы в краевой фонд медстрахования составили 51414 млн руб., или 66,7% уточненного плана. Неполное финансирование объясняется недостаточностью средств в бюджете.

 Расходы на социальную политику  составили 157600 млн руб. или 49% от плана. На содержание социальных учреждений направлено 49300 млн. руб. (83,1 %) , расходы по заработной плате составили 95,7% , на питание – 78,9 % , медикаменты – 98,1%. Из-за отсутствия средств в краевом бюджете прочие расходы профинансированы на 45%.

          По  прочим расходам план перевыполнен на 4 %. Это связано с тем, что возросли расходы по распоряжениям Главы администрации края за счет резервного фонда. Расходы направлялись на  финансирование командировок, рабочих поездок, единовременных выплат ветеранами т.п. 

          Обстановка с исполнением  расходной   части бюджета  в 1997 году сложилась лучшим образом, чем в предыдущих 1995 и 1996 годах.  Исполнение составило  96,5 % , при плане 5567200 млн. руб. и фактических расходах в сумме 5375100  млн. руб. 

          Финансирование по отраслям в 1997 году сложилось следующим образом.

          Аппарат управления профинансирован  в сумме 86000 млн руб., что составляет  98,8 %   от планового показателя (87000 млн. руб.). Средства на заработную плату выплачены полностью.  Остальные затраты финансировались с учетом бюджетного дефицита.

          По правоохранительным органам исполнение за 1997 год составляет 98 (при плане 216500 млн руб. и фактических расходах  212300 млн руб.). Защищенные статьи расходов по правоохранительным органам профинансированы  полностью. Выделенные средства на финансирование целевых программ производилось в пределах  утвержденных ассигнований  по отрасли. Так на выполнение краевой программы по укреплению правопорядка и усилению борьбы с отдельными видами преступлений на 1996-1997 годы выделено 2400 млн руб.  и 175200 тыс. долларов США.

           На финансирование промышленности  направлено 94,7 %   средств запланированных на 1997 год в сумме 523000 млн руб.   Недофинансировано АО  “Крайгаз” в виду  недопоступления доходов в краевой бюджет.

          На финансирование сельского хозяйства   направлено 137100 млн руб. или 89,1 % годового плана. Выплата дотаций на продукцию животноводства профинансирована в размере 112800 млн руб.   (75% от годового плана), на улучшение плодородия земель направлено 15840 млн руб. (40% ),. Капвложения агропромышленному комитету составили 8112 млн руб., на мелиорацию земель - 550 млн руб.  Из общих ассигнований на сельское хозяйство в соответствии с распоряжением Главы администрации края 1 сентября 1997 года выделено 5000 млн руб. на приобретение оборудования для цеха детского питания в г. Хабаровске.  В 1997 году на закупку зерна выделены средства в размере 1000 млн руб.

          По отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” выделено 110200 млн руб. или 75,8 %  годового плана. Расходы из краевого фонда подготовки объектов ЖКХ к работе в зимних условиях составили  21800 млн руб.  Низкое освоение отрасли объясняется тем, что в первую очередь средства направлялись  на финансирование подготовки объектов  к работе в зимних условиях и наличием кредиторский задолженности по предприятиям  отрасли в сумме 1861 млн руб.

          В целях обеспечения пассажирских перевозок  в районы, где авиация является единственным видом транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров на местных  воздушных линиях края , выделены ассигнования в размере 44349 млн руб. (91,6% к годовому плану). На компенсацию убытков от перевозки пассажиров, где автобусы являются единственным видом транспорта выделено 1913 млн руб.  (35 % годового плана). На реконструкцию моста через Амур выделено 772 млн руб . По возможности были произведены расходы на приобретение запасных частей . Сумма расходов составила 10450 млн руб.  Всего  на  финансирование отрасли выделено 91800 млн руб., что составляет  87 % годового плана.

          Социально-культурная сфера освоена лишь на 90 % . Это связано с не финансированием предполагаемого повышения  заработной платы в 1,33 раза, заложенного  в план.  Обязательства  бюджета по  финансированию  в полной сумме защищенных статей расходов бюджета выполнены:

по образованию профинансированы в пределах нормы : заработная плата и начисления  99,1%. , стипендии - 85 %, питание 90 %  , летний отдых детей - 80 %, В течение года на финансирование летнего отдыха привлекались не только средства бюджета, но и дополнительные ассигнования из  регионального фонда  социального страхования в сумме 1500 млн руб. Остальные статьи расходов финансировались в пределах имеющихся средств.

          По культуре и искусству исполнение составило 95,7 % от годового плана.  Это связано с тем, что в плане заложено повышение заработной платы в 1,33 раза, которое не производилось. Низкое исполнение плана по мат. затратам и капитальному ремонту, т.к. финансирование производилось исходя из фактически поступающих средств.

          План по отрасли здравоохранение  выполнен на 99,9 %. Все  обязательства по  финансированию защищенных статей были выполнены полностью.  Расходы на незащищенным статьям составили  119538 млн руб. (63,3%  годового плана 188796 млн руб. ) Среди этих расходов самый высокий процент исполнения плана – 155,8 %  отмечается по финансированию на приобретение оборудования  (17061 млн руб.) . Это объясняется  приобретением автомобилей “Скорая медицинская помощь”.

          Социальная политика  в 1997 году профинансирована в сумме 188200 млн руб. Это составляет 79.7 % годового плана. Причины не освоения средств    следующие:

- не произошло повышение запланированной заработной платы;

- не открыта новая  сеть социальных учреждений (планировалось открыть 388 мест в домах - интернатах для престарелых и  инвалидов;

- из-за отсутствия средств  в краевом бюджете не выполняется Указ Президента РФ от 08.06.96 г. N 852 “Об установлении льгот на проезд железнодорожным и авиационным транспортом жителям Дальневосточного региона” в сумме 250000 млн. руб.

          В условиях острого  дефицита  бюджетных средств  была изыскана возможность и направлено средств из краевого бюджета на финансирование капвложений  130765 млн руб.  Наибольшие суммы выделены на строительство объектов социальной значимости, коммунального хозяйства.

          Взаимоотношения краевого бюджета с бюджетами  городов и районов  складываются таким образом, что районам передано   взаимных расчетов в сумме 319600 млн. руб., бюджетных ссуд  - 552500 млн руб.

          Дефицит краевого бюджета  составил 2330300 млн руб. Средства на покрытие дефицита были заимствованы как и в предыдущие годы из  целевых фондов, а также   использовалась часть  ссуды из МФ РФ.

Проанализируем  расходы краевого бюджета Хабаровского края  в динамике за 1995 -1997 годы. Для этого составим таблицу (смотри приложение 11).

          Как видно из таблицы  удельный вес по расходам на государственное управление, правоохранительные органы  остались на прежнем уровне, т.к. увеличение заработной платы не происходило.

          Удельный вес расходов на промышленность снизился по сравнению с 1995 годом на 15% . Это связано с топливно-энергетическим кризисом, нехваткой средств в бюджете.

          Удельный вес расходов на сельское хозяйство тоже уменьшился по сравнению с 1995 и 1996  годами  на  3 %. Это  связано с тем, что в 1997 году  фонд зерна  кредитовали в счет кредитов, выданных сельскохозяйственным предприятиям и в счет фермерских ссуд.

          Удельный вес расходов на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций   несколько снизился, т.к. частично данные  мероприятия  финансировались из Федерального бюджета.

          Удельный вес по отрасли образование уменьшился с 3%  в 1995 году до 2% в 1997 году. Уменьшение удельного веса в общей сумме расходов по данной отрасли произошло в результате  дефицита бюджетных средств и по причине возмещения части расходов на летнюю оздоровительную компанию и расходов на федеральный комплект учебников для школ.

          Уменьшение удельного веса по отрасли здравоохранение в 1996 году связано с недостаточностью средств в бюджете. В 1997 году  удельный вес  по отрасли здравоохранения увеличился  на 1% по сравнению с предыдушим годом объясняется  увеличением расходов в 1997 году на приобретение автомобилей “Скорая помощь”.

          Удельный вес расходов по отрасли физическая культура увеличился за счет увеличения расходов на команды мастеров, в связи с увеличением их плановых мероприятий.

          Удельный вес прочих расходов резко возрос по сравнению с 1995 годом (на 19 %). Это произошло  за счет увеличения сметы  расходов военкоматам на проведение призыва в армию.  Но основное увеличение  прочих расходов произошло в результате финансирования  за счет резервного фонда по распоряжениям Главы Администрации  на поездки и командировки , юбилейные мероприятия, единовременные помощи ветеранам и т.п.

          Удельный вес расходов фонда завоза продукции и товаров в Северные районы в 1996 году увеличился по сравнению с 1995 годом на 4 % в связи с увеличением  потребности в объемах продукции (продовольствия для населения и топлива для предприятий ЖКХ), увеличением  цен на продукцию по сравнению с 1995 годом. В 1997 году удельный вес по этим же расходам уменьшился  до 2% , что на 3 % ниже, чем в 1996 году. Это произошло в связи с дефицитом бюджета, а также с направлением средств на  погашение задолженности по заработной плате. В результате средств на восстановление расходов данного фонда не было.

          Удельный вес бюджетных ссуд, выданных районам края возрос в связи с низкой доходностью бюджетов городов и районов края. Удельный вес по взаиморасчетам с бюджетами Хабаровского края  возрос в 1996 году  в связи с расчетами по распоряжениям Главы Администрации края, увеличением расходов на летнюю оздоровительную компанию.

Подводя итоги исполнения краевого бюджета за 1995 - 1997 годы, можно сказать, что в условиях преодоления  спада  промышленного производства  необходимо проводить  политику стимулирования  высокоактивных инвестиций при одновременном решении социальных задач, которые обеспечат  гарантии социальных и экономических прав граждан.

          Объем финансирования расходов  краевого бюджета за 1995 - 1997 годы был жестко ограничен рамками  привлеченных доходов. В дальнейшем объем финансирования  также будет  зависеть  от того, насколько эффективно будет реализовываться политика по повышению собираемости налогов.

          Низкий процент исполнения плана свидетельствует  о значительной потребности  в объемах финансирования над реальными возможностями бюджета.

          Для  сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо:

          1. Пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Это  особенно касается сельского хозяйства. Необходимо совершенствование и его структуры, так как Агропромышленный комитет продолжает практику выделения бюджетных средств бесперспективным, убыточным хозяйствам. Произвести производственную переориентацию сельскохозяйственных предприятий. Оказывать поддержку Агропромышленного комплекса  за счет  средств фонда поддержки сельского хозяйства, направленную на сохранение плодородия  почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства, развитие рыночной структуры.

          2. Полностью отказаться или сократить  поддержку  отраслей, осуществляющих производство  неэффективной, неконкурентноспособной продукции, стимулируя отечественных производителей, выпускающих  быстроокупаемую продукцию соответствующую мировым  стандартам.

          Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны.

 

2.3    Планирование и прогнозирование доходов бюджета края и краевого бюджета на 1999 год

 

Исполнение бюджета 1998 года Хабаровского края проходило в сложной социально-экономической обстановке. Мировой кризис на финансовых рынках глубоко отразился на финансовом состоянии налогоплательщиков, вызвал новую волну инфляции. Наиболее значимые результаты, достигнутые в ходе реализации бюджетной политики Правительства Российской Федерации совместными усилиями с администрацией края, оказались сведены к нулю. Неплатежи и рост цен усугубили бюджетный кризис.

Тем не менее некоторые положительные итоги были не только достигнуты, но и сохранены. В 1998 году удалось удержать дефицит бюджета края на уровне 18 процентов. Существенно сократился объём проводимых взаимозачётов по налогам в краевой бюджет. С 1 января 1999 года полностью прекращается выпуск векселей и других денежных обязательств администрации края. Главой администрации края утверждены “Основные направления работы по оздоровлению государственных финансов и экономии государственных расходов” и краевая “Программа оздоровления государственных финансов и экономии государственных расходов”. С целью повышения эффективности использования бюджетных средств финансовым департаментом администрации края проведена работа по инвентаризации бюджетной сети, определён перечень получателей средств краевого бюджета в 1999 году. С 1 сентября 1998 года осуществлён переход к финансированию получателей средств краевого бюджета через лицевые счета, открываемые в финансовом департаменте; прекращено финансирование из краевого бюджета капитальных вложений, кроме погашения кредиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 года. Глава администрации края установил задания по сокращению аппарата управления структурных подразделений администрации края и администраций муниципальных образований городов и районов края на 20% и расходов на содержание аппарата управления на 10%, а также рекомендовал Законодательной Думе Хабаровского края принять решение о сокращении аппарата Думы на 20%, предусмотрев уменьшение числа заместителей, и расходов на содержание Думы на 10%. Органам местного самоуправления городов и районов края поручено принять решения об отмене в 1998 году льгот по уплате местных налогов и сборов. С 1 января 1999 года бюджетные кредиты юридическим лицам будут предоставляться в размере не более 3 процентов расходов краевого бюджета, гарантии администрации края в размере не более 5 процентов расходов краевого бюджета.

Вместе с тем важнейшие задачи по укреплению производственного потенциала в крае, расширению собственной налоговой базы, повышению уровня собираемости налогов и ликвидации недоимки в бюджеты всех уровней продолжают оставаться нерешёнными, что негативно отражается как на исполнении бюджета края, так и на его взаимоотношениях с федеральным бюджетом. Непринятие Налогового кодекса в современных условиях препятствует правильной оценке объёмов бюджетных доходов, ожидаемых к поступлению в бюджет края в 1999 году. Нестабильность на финансовом рынке грозит поставить под сомнение реальность плана по реализации расходных полномочий.

Основными причинами напряженной ситуации с поступлением налогов в бюджет края продолжают оставаться: сложное финансовое положение предприятий, рост неплатежей, использование при расчетах бартерных и других безденежных расчетов, остающиеся широкими возможности увода доходов от налогообложения. Займы, кредитные ресурсы по-прежнему остаются недоступными для реального сектора. Из-за отсутствия прямого кредитования банками сложилась практика кредитования под гарантию бюджета. Долговые обязательства бюджета отягощают его исполнение. Кризис на фондовом рынке негативно сказался на ликвидности ценных бумаг администрации края.

Кредиторская задолженность предприятий края на 1 августа 1998 г. составила 23 млрд. рублей (просроченная - 15,8 млрд. рублей), дебиторская - 17,1 млрд. рублей (просроченная - 10,5 млрд. рублей).

В 1 полугодии 1998 г. из 19 районов края не справились с заданием по мобилизации доходов 15 районов, в том числе гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, районы Амурский, Бикинский, Ванинский, Верхнебуреинский, Вяземский, Комсомольский, имени Лазо, Охотский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, Хабаровский. Недоимка  по  платежам  в  бюджет края на  1  сентября  1998  года  составила  1498  млн. рублей (в новом денежном исчислении) и  увеличилась  по  сравнению  с  началом  года  на  50,4 процента.

Доходы  краевого  бюджета  и  консолидированного  бюджета  на  1999  год  определены  исходя  из  фактических  поступлений  за  прошлый  год  и  в  первом  полугодии  1998  года.  Структура доходов Хабаровского краевого бюджета представлена в приложении 12.

В расчетах  трансферта  Министерством финансов РФ  показатели  по  доходам  определены  в  условиях  действующего налогового законодательства.

Сама  методика  определения  трансферта  по-прежнему находится  в  отрыве  от  расчетов.  Трансферт  определяется  не  на  покрытие  дефицита,  а  от  фонда,  утверждаемого Государственной  Думой,  который  не  обеспечивает  покрытие  дефицита.  По  расчетам  Министерства финансов  РФ на  покрытие  дефицита  краю  требуется  2478,1  млн  руб.,  из  фонда  же  выделено  680,8  млн   рублей.

Проводимая  федеральными органами политика  по  формированию   бюджетов  регионов  и  местных  бюджетов  не  обеспечивает  бездефицитное  составление  регионального  и  местных  бюджетов,  в  результате  ежегодно  увеличивается краевой  долг  в  виде  кредиторской  задолженности  и  в виде  ссуд,  полученных  из  федерального  бюджета.  На 1 января  1998  года  краевой  долг  составил  1717,9  млн  рублей.  На  конец  года  он  составит   около   3,0 млрд рублей.

В этих условиях очень трудно, но очень  важно  обеспечить составление  реального бюджета.

Учитывая  все  обстоятельства,  бюджет края вносится  на  рассмотрение  по  доходам  в  сумме  4540,1  млн.  рублей  и  по  расходам   5842,7  млн.  рублей.  Краевой  бюджет  соответственно - 3025,2  и 3669 млн. рублей. Дефицит составил соответственно по бюджету края 22,3% к расходам, по краевому бюджету - 17,5%. На покрытие дефицита бюджета  планируется  направить  заемные  средства, включая средства от эмиссии ценных бумаг администрации края на общую сумму 200 млн рублей. В качестве источника финансирования  дефицита бюджета края также предусмотрены: ссуда из федерального бюджета в объёме 1042,9 млн рублей, 10 процентов внебюджетных фондов (40,6 млн рублей), 10 процентов отчислений на воспроизводство МСБ (4 млн. рублей), неиспользованные остатки средств (15 млн. рублей).

Взаимоотношения  с  бюджетами  муниципальных  формирований  будут построены следующим образом. Трансферт определен прямым счётом как  сумма разниц между доходами и расходами по бюджету каждого муниципального образования, превышающих 18 процентов бюджетного дефицита. Покрытие дефицита в пределах 18 процентов администрации городов и районов края, как и в 1998 году, обеспечивают за счёт собственных источников финансирования.   При расчёте трансферта использовались доходы бюджетов муниципальных образований, спланированные по минимальным нормативам. Расчёт плановых расходов произведён по методике Министерства финансов РФ и согласован с финансовыми органами городов и районов.

Не  планируются  расходы  по  завозу  товаров  на  Север,  по  завозу  зерна  и  другие  фонды.  Все  эти  расходы  должны  производиться  за  счет  возвратных  средств.

В основу расчетов доходов консолидированного бюджета Хабаровского края  на 1999 год положены основные показатели прогноза развития  территорий края, Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, а также предложения Правительства РФ  по изменению налогового законодательства, направленные на совершенствование налоговой системы.

В 1998 году проведена работа по внесению в бюджетную систему Хабаровского края основных изменений налогового законодательства. Так, введены новые налоги: налог с продаж, налог на игорный бизнес, плата за пользование водными объектами, плата за пользование объектами животного мира, совокупный налог на вмененный доход.

Налог на вмененный доход поступает от предпринимателей вместо налоговых платежей и отчислений в государственные  внебюджетные фонды. Сумма налога в 1999 году не прогнозируется в составе бюджета, а предусмотрена пока в составе всех налогов исходя из налоговой базы 1998 года.

Доходы бюджета края в 1999 году оцениваются в сумме   4540,1 млн рублей. В целом рост доходов по сравнению с прогнозной оценкой поступления доходов в 1998 году  составит только 3,7 процента, так как из доходов бюджета края выпадает ряд местных налогов, уменьшается доля отчислений от налога на прибыль, подоходный налог зачисляется в бюджет края в размере 95 %, передается в федеральный бюджет 40 %  от платежей за пользование лесным фондом, водными объектами, объектами животного мира, отменяется налог на покупку валюты, уменьшается сумма трансферта из федерального бюджета. Возмещение выпадающей суммы доходов предлагается за счет доведения размеров ставок налогообложения до максимально установленных федеральным законодательством и снижения задолженности в бюджет края по налоговым платежам.

Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета края занимают налоговые поступления - 82  процента.

Основными источниками доходной части бюджета по-прежнему остаются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Поступление этих налогов в 1999 г. оценивается в сумме 2858,7 млн. рублей или 63 %  от общей суммы доходов.  Для сравнения: в 1998 году удельный вес этих налогов в общей сумме доходов края составит 58,7 %, в 1997 г. составил 51 %.  Удельный вес поступления налога на имущество предлагается увеличить с 11,5 % в 1998 г. до  14 %  в 1999 г. за счет увеличений ставки налогообложения.       

Порядок распределения налоговых доходов бюджетной системы между краевым и местным бюджетами установлен по минимальным нормативам зачисления в местные бюджеты федеральных налогов, закрепленных за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии в Законом РФ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Изменена доля отчислений  в местные бюджеты по платежам за пользование лесным фондом с 50% на 60 % (40 % будет поступать не во внебюджетный фонд, а в федеральный бюджет). По вновь введенным налогам предусмотрено, что налог на игорный бизнес, налог на объекты животного мира будут полностью  зачисляться в краевой бюджет, налог на вмененный доход - в бюджеты муниципальных образований городов и районов края, налог с продаж будет распределяться между краевым и местными бюджетами по нормативам 40 и 60 процентов, плата за пользование водными объектами - по нормативам  20 и 40 процентов.

      Налог на прибыль в  1999  году в бюджет края прогнозируется поступление налога на прибыль в сумме 749 млн  руб.

Исходным показателем при расчете налога на прибыль было ожидаемое поступление налога в бюджет края в 1998 году в сумме 715 млн рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 РЕФЕРАТЫ