Шпоры к госам
Портфель среднего роста капитала представляет собой сочетание
инвестиционных свойств портфелей агрессивного и консервативного роста. В данный
тип портфеля включаются наряду с надежными ценными бумагами, приобретаемыми на
длительный срок, рискованные фондовые инструменты, состав которых периодически
обновляется.
Портфель дохода ориентирован на получение высокого текущего дохода –
процентных и дивидендных выплат. Портфель дохода составляется в основном из
акций дохода, характеризующихся умеренным ростом курсовой стоимости и высокими
дивидендами облигаций и других ценных бумаг, инвестиционным свойством которых
являются высокие текущие выплаты. Портфель регулярного дохода формируется из
высоконадежных ценных бумаг и приносит средний доход при минимальном уровне
риска. Портфель доходных бумаг состоит из высокодоходных облигаций корпораций,
ценных бумаг, приносящих высокий доход при среднем уровне риска.
Портфель роста и дохода.
Формирование данного портфеля осуществляется во избежание возможных
потерь на фондовом рынке как от падения курсовой стоимости, так и от низких
дивидендных и процентных выплат. Одна часть финансовых активов, входящих в
состав данного портфеля, приносит владельцу рост капитальной стоимости, другая
– доход. Потеря одной части может компенсироваться возрастанием другой.
Виды портфеля роста:
портфель двойного назначения. В состав данного портфеля включаются
бумаги, приносящие высокий доход при росте вложенного капитала.
Сбалансированный портфель предполагает сбалансированность не только
доходов, но и риска, который сопровождает операции с ценными бумагами, и
поэтому в определенной пропорции состоит из ценных бумаг с быстрорастущей
курсовой стоимостью и из высокодоходных ценных бумаг. В состав портфеля могут
включаться высокорискованные ценные бумаги.
9. Модели формирования портфеля инвестиций. Доходность и рискованность портфеля.
Оптимальный портфель. Стратегии управления портфелем.
Чем выше риски на рынке ценных бумаг, тем больше требований
предъявляется к портфельному менеджеру по качеству управления портфелем. Эта
проблема особенно актуальна в том случае, если рынок ценных бумаг изменчив. Под
управлением понимается применение к совокупности различных видов ценных бумаг
определённых методов и технологических возможностей, которые позволяют:
сохранить первоначально инвестированные средства; достигнуть максимального
уровня дохода; обеспечить инвестиционную направленность портфеля. Иначе говоря,
процесс управления направлен на сохранение основного инвестиционного качества
портфеля и тех свойств, которые бы соответствовали интересам его держателя.
С точки зрения стратегий портфельного инвестирования можно
сформулировать следующую закономерность. Типу портфеля соответствует и тип
избранной инвестиционной стратегии: активной, направленной на максимальное
использование возможностей рынка или пассивной.
Первым и одним из наиболее дорогостоящих, трудоёмких элементов
управления, является мониторинг, представляющий собой непрерывный детальный
анализ фондового рынка, тенденций его развития, секторов фондового рынка,
инвестиционных качеств ценных бумаг, обладающих инвестиционными свойствами,
соответствующие данному типу портфеля. Мониторинг является основой как
активного, так и пассивного способа управления.
Активная модель управления предполагает тщательное отслеживание и
немедленное приобретение инструментов, отвечающих инвестиционным целям
портфеля, а также быстрое изменение состава фондовых инструментов, входящих в
портфель.
Менеджер, занимающийся активным управлением, должен суметь отследить и
приобрести наиболее эффективные ценные бумаги и максимально быстро избавиться
от низкодоходных активов.
Активный мониторинг представляет непрерывный процесс таким образом, что
процесс управления портфелем ценных бумаг сводится к его периодической ревизии,
частота которой зависит и от “предвидения учётной ставки”.
Пассивное управление предполагает создание хорошо диверсифицированных
портфелей с заранее определённым уровнем риска, рассчитанным на длительную
перспективу. Такой подход возможен при достаточной эффективности рынка,
насыщенного ценными бумагами хорошего качества. Продолжительность существования
портфеля предполагает стабильность процессов на фондовом рынке. В условиях
инфляции, а, следовательно, существования, в основном, рынка краткосрочных
ценных бумаг, а нестабильной конъектуры фондового рынка, такой подход
представляется малоэффективным:
- пассивное управление эффективно лишь в отношении портфеля, состоящего
из низкорискованных ценных бумаг, а их на отечественном рынке не много.
- ценные бумаги должны быть долгосрочными для того, чтобы портфель
существовал в неизменном состоянии длительное время. Это позволит реализовать
основное преимущество пассивного управления – низкий уровень накладных
расходов. Динамизм российского рынка не позволяет портфелю иметь низкий оборот,
так как велика вероятность потери не только дохода, но и стоимости.
Примером пассивной стратегии может служить равномерное распределение
инвестиций между выпусками разной срочности (метод “лестницы”). Используя метод
“лестницы” портфельный менеджер покупает ценные бумаги различной стоимости с
распределением по срокам до окончания периода существования портфеля.
Тактика
Нельзя утверждать, что только конъюнктура фондового рынка определяет
способ управления портфелем.
Выбор тактики управления зависит и от типа портфеля. Скажем, трудно
ожидать значительного выигрыша, если к портфелю агрессивного роста применить
тактику “пассивного” управления. Вряд ли будут оправданы затраты на активное
управление, ориентированное, например, на портфель с регулярным доходом. Выбор
тактики управления зависит также от способности менеджера (инвестора) выбирать
ценные бумаги и прогнозировать состояние рынка.
Активное управление предполагает высокие затраты специализированного
финансового учреждения, которое берёт на себя все вопросы по купле-продаже и
структурному построению портфеля ценных бумаг клиента.
Пассивная модель управления подразумевает передачу денежных средств
специализированному учреждению, которое занимается портфельными инвестициями с
целью вложения этих средств от имени и по поручению их владельца в различные
фондовые инструменты с целью извлечения прибыли. За проведение операций
взимается комиссионное вознаграждение. На практике операции такого рода носят
название “доверительные банковские операции”.
10. Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных
вложений: объекты и субъекты, права, обязанности и ответственность.
В России до недавнего времени инвестиции отождествлялись с понятием
капиталовложения. Однако капитальные вложения являются лишь одной из форм
инвестиций.
Капитальные вложения – это совокупность затрат, направленных на
воспроизводство производственных мощностей, возведение сооружений
производственного назначения и объектов непроизводственной сферы. Капитальные
вложения могут направляться на создание новых предприятий и реконструкцию
действующих.
Объектом капитальных вложений является капитальное строительство.
Капитальное строительство – создание новых фондов страны и реконструкция, а
также техническое перевооружение действующих основных фондов.
Капитальное строительство как отрасль материального производства
включает проектно-изыскательские и научно-исследовательские, строительные и
монтажные организации, предприятия индустрии, производство строительных
материалов и транспорт. Кроме того, в сфере капитального строительства
участвуют разные отрасли национальной экономики, которые обеспечивают
строительство металлом, металлоконструкциями, цементом, лесоматериалами,
строительными машинами, средствами транспорта, топливом и энергоресурсами.
В системе капитального строительства в качестве основных участников
инвестиционного проекта обычно выступают организации, которые в соответствии с
выполняемыми ими функциями именуются: инвестор, заказчик, застройщик, подрядчик
и проектировщик.
Инвестор – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из
собственных или заемных средств финансирование сооружаемого объекта. Инвестор
имеет юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Он
определяет область приложения капитальных вложений; разрабатывает условия контрактов
на строительство объекта; выбирает проектировщиков, подрядчиков и поставщиков
оборудования; осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками
инвестиционного процесса. Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора,
покупателя строительной продукции (объекта строительства), а также выполнять
функции застройщика.
Заказчик – юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции
организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от ТЭО и
заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом объекта строительства на
проектную мощность.
Застройщик – юридическое или физическое лицо, обладающее правами на
земельный участок под застройку. Он является землевладельцем. Заказчик в
отличии от застройщика только использует земельный участок под застройку на
правах аренды. В том случае, если заказчику принадлежит земельный участок, на
котором сооружается строительный объект, он совмещает две функции – заказчика и
застройщика.
Подрядчик (генеральный подрядчик) – строительная фирма, осуществляющая
по договору подряда или контракту строительство объекта. Генеральный подрядчик
по согласованию с заказчиком может привлекать для выполнения отдельных видов
работ субподрядные строительные, монтажные специализированные организации.
Ответственность за качество и сроки выполненных работ субподрядными
организациями перед заказчиком несет генеральный подрядчик.
Проектировщик (генеральный проектировщик) – проектная или
проектно-изыскательская и научно-исследовательская фирма, осуществляющая по
договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства.
Таким образом, в инвестиционном процессе, направленном на создание
строительного объекта, участвуют несколько независимых организаций, решающих
разные целевые задачи для достижения экономического эффекта. Основной целевой
задачей инвестора и заказчика является сооружение объекта и ввод его в
эксплуатацию при условии минимизации капитальных вложений в наиболее короткие
сроки с целью получения дохода от ввода в эксплуатацию объекта в более ранние
сроки.
Главной целевой задачей подрядчика является достижение максимальной
рентабельности работ. Эта цель может быть достигнута за счет удорожания
строительства или путем внедрения новых методов строительства, т.е. путем
технического прогресса.
Для преодоления указанных противоречий необходимо создание условий,
которые объединили бы интересы всех участников строительства в достижении
главной цели, поскольку в системе капитального строительства организационные
формы и организационные отношения между участниками инвестиционного процесса
исключительно важны для достижения конечной цели строительства.
11. Формы и методы государственного регулирования
инвестиционной деятельности , осуществляемой в форме капитальных вложений.
Формами государственного регулирования инвестиционной деятельности
являются:
Стратегия активного вмешательства государства в области инвестиционной
политики. Заключается в признании определенных сфер народного хозяйства,
приоритетными для повышения их эффективности. Такое вмешательство осуществляется
через принятие пакета законодательных актов АО внутренней и внешней политике
государства. Государство в таком случае берет на себя организационные функции,
а также финансирование многих программ и инвестиционных проектов. Активное
вмешательство государства осуществляется также через значительные льготы малому
бизнесу, высшей школе и коммерческим организациям.
Децентрализованное планирование и регулирование. Оно осуществляется, как
правило, в научной и инновационной среде. Для такой стратегии характерно
применение налоговых льгот и других стимуляторов научной и инвестиционной
активности. Роль государства в этом случае сводится к следующим действиям:
Предлагает научно-технические связи внутри страны и за рубежом с
определенными объемами инвестиций;
Выделяются финансовые ресурсы для реализации вновь вводимых инноваций;
Способствует повышению инновационной активности всех заинтересованных
сторон в целях реализации определенных инвестиционных проектов.
Смешанное планирование и регулирование. Применяется в странах, где
достаточно большую часть составляет государственный сектор. Государство в этом
случае применяет смешанную систему планирования и регулирования инвестиций в
целях поддержания высокого экспортного потенциала отдельных отраслей экономики
страны.
Государственное регулирование в форме капитальных вложений,
предусматривает:
1. создание благоприятных условий для развития инвестиционной
деятельности путем:
Совершенствования системы налогов;
Применения механизма начисления амортизации и использования
амортизационных отчислений;
Установление субъектами инвестиционной деятельности специальных
налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
Защиты интересов инвестора;
Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий
пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих
законодательству РФ;
Принятия антимонопольных мер;
Расширения возможности использования залогов при осуществлении
кредитования;
Развития финансового лизинга;
Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции.
2. прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое
осуществляется в форме капитальных вложений путем:
Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов,
осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами;
Формирование перечня строек и субъектов, подлежащих техническому
перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет
средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе
государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
Размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета
развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных
проектов;
Проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с
законодательством России;
Защиты российских организаций от поставок морально устаревших и
материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования,
конструкций и материалов;
Разработки и утверждения стандартов и осуществления контроля за их
соблюдением;
Выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
Предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам
торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством.
Значительное место в системе мер государственного регулирования
инвестиционной деятельности занимает экспертиза инвестиционных проектов.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания
объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и
интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном
порядке стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных
вложений.
12. Источники финансирования капитальных вложений.
Собственные, привлеченные и заемные средства. Условия предоставления бюджетных ассигнований.
В России до недавнего времени инвестиции отождествлялись с понятием
капиталовложения. Однако капитальные вложения являются лишь одной из форм инвестиций.
Капитальные вложения – это совокупность затрат, направленных на
воспроизводство производственных мощностей, возведение сооружений
производственного назначения и объектов непроизводственной сферы. Капитальные
вложения могут направляться на создание новых предприятий и реконструкцию
действующих.
Капиталовложения финансируются за счет следующих источников:
Собственных финансовых ресурсов инвесторов (чистой прибыли;
амортизационных отчислений; сбережений граждан и юридических лиц; средств,
выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных
бедствий, аварий и т.д.);
Заемных финансовых средств инвесторов;
Привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, полученных от
эмиссии акций, паевых и иных взносов физических и юридических лиц в уставный
капитал);
Средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозмездной и
возмездной основе; средств бюджетов субъектов РФ;
Средств внебюджетных фондов;
Средств иностранных инвесторов.
Финансирование капитальных вложений может осуществляться как за счет
одного, так и нескольких источников.
Источники финансирования инвестиционной деятельности отличаются большим
количеством и разнообразием. В общем плане, в зависимости от отношения к
собственности источники финансирования делятся на три вида:
Собственные финансовые ресурсы организации выступают в виде уставного
капитала, прибыли, амортизационных отчислений, накоплений и сбережений
физических и юридических лиц. помимо этого, к собственным финансовым средствам
относятся средства. Выплачиваемые органами страхования в виде потерь от
стихийных бедствий, аварий, поступления от штрафов, пеней, неустоек.
Привлеченные финансовые ресурсы появляются от реализации акций, паевых и
иных взносов членов трудового коллектива, физических и юридических лиц.
Заемные средства привлекаются за счет облигационных займов, банковских и
бюджетных кредитов. К заемным финансовым средствам можно отнести иностранные
инвестиции. При иностранном инвестировании принимают участие иностранные
государства, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные
организации, институциональные инвесторы, банки, а также кредитные учреждения.
Для финансирования конкретных инвестиционных проектов используется
состав источников финансирования как на уровне государства, так и на уровне
организаций.
Следует стремиться к рациональному экономическому соотношению между
привлеченными и собственными средствами.
Одним из важных источников финансирования инвестиционной деятельности
являются средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Средства
государственного бюджета в основном направляются на финансирование федеральных
целевых программ и другие федеральные потребности, определяемые
законодательством РФ.
В настоящее время внесены принципиальные изменения в порядок
предоставления средств на централизованные и нецентрализованные капитальные
вложения.
За счет централизованных капиталовложений осуществляются:
Развитие межотраслевых и межрегиональных производств;
Строительство новых предприятий и решение других особо важных задач в соответствии
с перечнем предприятий и объектов, включенных в программу экономического и
социального развития России.
Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы
за счет централизованных капиталовложений разрешается инвесторам в форме
государственного заказа, поскольку в них заинтересованы центральные органы
власти. Суммы ассигнований на выполнение федеральных целевых программ
предусматриваются ежегодно в соответствующих бюджетах и в государственной
инвестиционной программе в объемах централизованных капитальных вложений.
Государственные централизованные капитальные вложения, направленные на
создание и воспроизводство основных фондов и финансируемые из бюджета, могут
быть предоставлены инвесторам на безвозвратной и возвратной основе.
Приоритетные направления, для которых необходима государственная
поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального
бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с
участием других федеральных органов исполнительной власти. Формирование перечня
строек и объектов для государственных федеральных нужд осуществляется в
следующем порядке:
Минэкономики РФ устанавливает и сообщает госзаказчикам в сроки,
определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных
централизованных капиталовложений на предстоящий период;
Госзаказчики представляют Минэкономики РФ свои предложения по
инвестиционным проектам, разработанные на основе предварительных объемов
государственных централизованных капиталовложений, с перечнем строек и объектов
с соответствующими технико-экономическими показателями на весь период
строительства;
Минэкономики РФ и Минфин РФ с участием других заинтересованных
министерств и ведомств рассматривают предоставленные госзаказчиками предложения
по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимают решение о включении их в
перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Отбор строек
и объектов для включения в перечень производится на конкурсной основе;
Принятые Минэкономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и
объектов в соответствующий перечень являются основание, в соответствии с
которым госзаказчики определяют заказчиков (застройщиков) по строительству
данных объектов и организуют проведение подрядных торгов. Минэкономики РФ и
Минфин РФ на основании информации госзаказчиков о результатах подрядных торгов
и заключенных на их основе государственных контрактов (договоров подряда)
уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по
каждой вновь начинаемой стройке, включенной в перечень, на весь период
строительства с распределением по годам. Включение вновь начинаемых строек и
объектов для федеральных государственных нужд является государственной
гарантией непрерывности их финансирования до окончания строительства в
установленные сроки.
13. Иностранные инвестиции. Режим функционирования
иностранного капитала в России.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и
интеллектуальных ценностей, которые вкладывают иностранные инвесторы в
хозяйствующие субъекты РФ в целях получения дохода. Иностранными инвесторами
могут быть:
Иностранные юридические лица (компании, фирмы, ассоциации, правомочные
осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего
местонахождения);
Иностранные граждане, лица без гражданства;
Международные организации.
Иностранные инвестиции осуществляются следующими способами:
Долевого участия в организациях РФ;
Создания организаций, полностью принадлежащих иностранным юридическим
или физическим лицам;
Приобретения организаций, имущественных комплексов, зданий, сооружений,
долей участи в организациях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а
также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ
законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
Приобретения прав пользования землей;
Приобретение иных имущественных прав;
Иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством РФ,
включая предоставление займов и кредитов, имущества и имущественных прав.
Основными объектами иностранных инвестиций на территории РФ являются:
Вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды;
Оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;
Ценные бумаги;
Целевые денежные вклады;
Научно-техническая продукция;
Права на интеллектуальную собственность;
Имущественные права.
Организация с иностранными инвестициями осуществляет в соответствии с
законодательством РФ любые виды деятельности, отвечающие основным целям,
предусмотренным в их уставе.
Иностранным инвесторам разрешено использовать получаемую ими прибыль по
своему усмотрению. Т.е. осуществлять реинвестирование или хранить ее на счетах
в любом банке. Валютная часть прибыли может быть переведена за границу, а на
оставшуюся часть неиспользованной рублевой части прибыли может быть куплена
валюта по рыночному курсу. Неиспользованную часть купленной валюты инвестор
может свободно переводить за границу.
Деятельность иностранных инвесторов на территории РФ имеет определенные
ограничения. иностранным инвесторам запрещено:
Производство любого вида оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а
также ремонт боевого оружия;
Изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых
веществ;
Посев, возделывание и переработка культур, содержащих наркотические и
ядовитые вещества;
Переработка драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных
элементов;
Лечение больных, которые страдают опасными инфекционными заболеваниями;
Изготовление орденов и медалей.
Иностранные инвестиции охраняются законодательством РФ. Они не подлежат
национализации и не могут быть конфискованы. В случае национализации и
реквизиции иностранному инвестору выплачивается эффективная компенсация.
Возмещение убытков иностранному инвестору осуществляется органом, допустившим
эти действия.
В целях минимизации риска активы иностранных инвесторов должны быть
диверсифицированы, инвесторы должны владеть акциями, долями, паями нескольких
организаций одновременно. Другими словами, инвестиции должны быть портфельными.
При выполнении своей основной работы инвестор должен самостоятельно наблюдать
за динамикой рентабельности на определенных направлениях инвестирования.
Поэтому при формировании портфеля инвестиций инвесторы должны ориентироваться
на два критерия – эффективность и рискованность.
Иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития
и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к реальным
инвестициям, т.к. в Россию поступают не только деньги, но и основные средства,
многолетний опыт, накопленный иностранными инвесторами на мировых рынках.
Привлечение иностранных инвестиций является непременным фактором вовлечения
России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции
страны в мировое сообщество и нахождению оптимальной ниши во всемирном
разделении труда. В основном в экономику привлекаются реальные и финансовые
инвестиции.
Реальные инвестиции привлекаются следующими способами. Путем:
Создания совместных организаций;
Регистрации на территории России организаций, полностью принадлежащих
иностранному капиталу;
Создание концессий или соглашений о разделе продукции. Не получил
широкого развития в России.
Создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленных на активное
привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. Созданные СЭЗ
– «Находка» в Приморье, «Янтарь» в Калининградской области работают практически
в правовом вакууме. Такое положение дел приводит к постоянным конфликтам
местных и федеральных властей, что в конечном итоге затрудняет привлечение
иностранных инвестиций.
Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций показывает их
весьма узкую отраслевую направленность. Значительная доля реальных инвестиций
направляется в экспортно-ориентированные отрасли, включающие добычу нефти,
горнодобывающую промышленность, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками
окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации,
строительство офисных и частных зданий в крупных городах). Такой отраслевой
перекос в значительной мере отражает реальное положение России с системе
международного разделения труда. Россия в настоящее время выступает на мировом
рынке, в основном, как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела
и как импортер высокотехнологичной иностранной продукции, рассчитанной на
высокий потребительские спрос.
Помимо отраслевого перекоса реальных инвестиций имеется налицо их
неравномерное территориальное вложение. Большая часть инвестиций направляется в
регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и
высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, Приморский
край), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных
предприятий ТЭКа (Тюменская, Омская, Томская, Самарская, Нижегородские области,
Татарстан).
Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению
реальных иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики
России в целом заставляет сделать вывод о практически маргинальной роли прямых
иностранных инвестиций в России. Развитие этой тенденции может привести к так
называемой «венесуэлизации» российской экономики – структуре национального
хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический
разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной
мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка, нефтехимия,
горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура).
Можно предложить следующие меры в этом направлении:
Создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в
отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела
продукции и создание реально действующих СЭЗ);
Четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а
также между федеральными и местными властными структурами;
Создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства,
включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
Снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
Введение частной собственности на землю;
Создание механизма страхования иностранных инвестиций.
Вторым направление вложения иностранного капитала в экономику России
является приобретение финансовых инструментов на рынке свободно обращающихся
ценных бумаг. Целью финансовых инвестиций является вложение средств инвесторов
в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих организаций, а также в ценные
бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью
получения максимального дохода на вложенные средства. Финансовый инвестор, в
отличии от реального, занимает позицию стороннего наблюдателя и не вмешивается
в ее управление. С помощью средств зарубежных финансовых инвесторов возможно
решение следующих экономических задач:
Пополнение собственного капитала российских организаций в целях
долгосрочного развития путем размещения акций российских АО среди зарубежных
финансовых инвесторов;
Аккумулирование заемных средств российскими организациями для реализации
инвестиционных проектов путем размещения среди финансовых инвесторов долговых
ценных бумаг российских эмитентов;
Пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ через размещение
среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;
Возможность реструктуризации внешнего долга РФ с помощью его конвертации
в государственные облигации и последующим размещением среди иностранных
инвесторов.
Главными задачами в связи с регулирование рынка капиталов являются:
Создание стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей выпуск
ценных бумаг российскими организациями и порядок их обращения на фондовом
рынке;
Правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных
ценных бумаг;
Создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка,
открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
Организация выпуска российскими организациями новых эмиссионных ценных
бумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынках
капиталов;
Создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций, что должно
придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его привлекательность
для спекулятивного иностранного капитала.
14. Методы финансирования инвестиционных проектов.
Под методами финансирования инвестиционной деятельности понимаются
совокупность приемов и способов финансирования в целях повышения эффективности
хозяйствующих субъектов.
Основными методами финансирования могут быть:
Государственное. Может осуществляться на возвратной, безвозвратной и
смешанной основе.
Внебюджетное. Эти источники могут быть получены за счет:
Фондов по поддержке малого предпринимательства;
Пенсионных фондов, в том числе негосударственных;
Страховых фондов;
Других фондов;
Отчислений от прибыли организации;
Целевых кредитов банков под государственные гарантии;
Средств инвестиционных компаний;
Иностранных инвестиций.
Самофинансирование. Его сущность состоит в том, что после исключения из
дохода налогов и других обязательных платежей в бюджет, все оставшиеся денежные
ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива организации. Одним из
направлений самофинансирования является эмиссия ценных бумаг в акционерных
обществах – акционерное самофинансирование.
Иностранное кредитование. Является одной из форм движения ссудного
капитала в сфере международных экономических отношений и связан с
предоставлением валютных и товарных ресурсов с условиями возвратности,
срочности и уплаты процентов.
Банковское кредитование. Представляет собой ссуду в денежной или
товарной форме на условиях возврата и уплатой процентов по предварительной
договоренности.
Аренда имущества. Она состоит на срочном возмездном договоре о
пользовании имущественным комплексом. В состав арендной платы могут входит
средства, которые арендатор предает арендодателю для ремонта объектов во время
или по окончании срока договора об аренде.
Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленный на
инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по
договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется
приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца
и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во время
пользования для предпринимательских целей. Лизинг может быть оперативный
(передача имущества многоразового использования на срок во времени меньше его
экономического срока службы) и финансовый (отличается длительным сроком
контракта (5-10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости
технических средств. Он представляет собой форму долгосрочного кредитования
приобретения технических средств.)
Ипотечное кредитование осуществляется только под залог недвижимого
имущества для удовлетворения требований кредитора-залогодержателя к должнику и
называется ипотекой. В качестве недвижимости могут быть земельные участки,
строения и сооружения.
Венчурный капитал образуется из личных или корпоративных финансовых
ресурсов внешних инвесторов для организации венчурной организации. Инвесторами
венчурной организации могут быть: инвестиционные банки, финансово-промышленные
группы, СК, отдельные рискующие бизнесмены, иностранные компании.
Франчайзинг представляет собой соглашение крупных корпораций с
небольшими организациями или отдельными бизнесменами. Франчайзер – это, как
правило, большая компания, которая действует в рамках оговоренной территории и
обеспечивает небольшие организации или бизнесменов своими товарами, фирменным
знаком.
Проектное финансирование является новой формой долгосрочного
международного кредитования, т.е. кредитования объекта от стадии проектирования
до его пуска в эксплуатацию. Несмотря на то, что общепринят термин «проектное
финансирование», речь идет не о субсидировании, а о кредитовании проектов.
Специфичность проектного кредитования заключается в том, что основные этапы
инвестиционного цикла взаимоувязаны между собой и являются предметом
деятельности определенного банковского сообщества, которой возглавляет
банк-менеджер. Проектное кредитование может стать одним из основных методов
кредитования экономически жизнеспособных проектов в России. Иностранные
партнеры в этом случае вносят капитал, оборудование, технологию, менеджмент.
Относительно отечественной практики проектного финансирования следует отметить,
что такой метод кредитования находится на начальной стадии своего развития.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока
уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований
предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных
пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы
кредита и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль
(доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от
одного года до пяти лет.
15. Лизинг, виды и преимущества.
Лизинг – это вид предпринимательской деятельности, направленный на
инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по
договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется
приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного
продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату
во время пользования для предпринимательских целей.
Лизинг осуществляется через соглашение между собственником имущества и
лизингополучателем о передаче имущества в пользование на оговоренный период по
установленной ренте, которая выплачивается ежегодно, ежеквартально или
ежемесячно. В настоящее время различают оперативный и финансовый лизинг.
Оперативный лизинг представляет собой передачу имущества многоразового
использования на срок по времени меньше его экономического срока службы.
Контракт в этом случае характеризуется небольшой продолжительностью (3-5 лет) и
неполной амортизацией оборудования за время аренды. По окончании контракта
технические средства могут стать объектом лизингового контракта или
возвращаются лизингодателю. Как правило, в оперативный лизинг сдаются
строительная техника, транспорт, вычислительная техника и т.д.
Финансовый лизинг отличается длительным сроком контракта (5-10 лет) и
амортизацией всей или большей части стоимости технических средств. Он представляет
собой форму долгосрочного кредитования приобретения технических средств. В этом
случае после окончания срок действия финансового лизингового контракта
лизингополучатель может вернуть объект аренды, продлить контракт или выкупить
объект лизинга по остаточной стоимости.
Финансовый лизинг может состоять из следующих видов:
С обслуживанием, когда лизингодатель оказывает ряд услуг по содержанию и
обслуживанию имущества;
Леверидж-лизинг, когда сделка по сдаваемому в лизинг имущества больше
стоимости самого имущества и дополнительная сумма денег берется у третьей
стороны;
Пакетный лизинг, когда система, включающая здания и сооружения, сдается
в кредит, а оборудование предоставляется по договору аренды.
Лизинг от аренды отличается рядом условий. Лизингополучатель помимо
обязанностей арендатора, должен выполнить функции приобретения имущества в
собственность, в том числе оплатить страхование и техническое обслуживание.
Цена капитала, вложенного в лизинг, может быть выше цены банковского кредита. В
лизинг приобретаются только новые технические средства. Оплата лизинга идет из
прибыли, за счет использования получаемых технических средств.
Развитие лизингового бизнеса в России сталкивается с недостатком
денежных средств, особенно необходимых при лизинге авиационной техники, морских
судов, при операциях международного лизинга. Первые лизинговые компании
возникли В России в 1990 году. В настоящее время около 18 компаний объединились
в Национальную российскую лизинговую ассоциацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|