Шпоры к госам
Внебюдж фонды принято делить на экономич и соц .
Сейчас в РФ действует около 30 разл рода эк и соц фондов, в том числе :
Эк : Федер дорожный фонд, Фонд воспр-ва минерально-сырьевой базы РФ,
Фонд финанс регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.
Социальные :ПФ РФ, Госуд фонд занятости населения РФ, Фонд ОМС, Фонд соц
страхования и др.
Рассмотрим подробнее социальные внебюджетные фонды РФ.
Пенсионный Фонд РФ – самост финанс-кред учреждение, к-ое осущ-ет свою
деят-ть согласно действующему законод-ву в целях эффект государо упр-ия
пенсионным обеспечением РФ. Ср-ва ПФ формир-ся по Положению о ПФ РФ за счет 3
ведущих источников доходов :
страховых взносов работающих;
страховых взносов работодателей;
ассигнований из фед бюджета России.
Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы
юр лиц, а также брать кредиты в банках – ЦБ и коммерческих
На сегодня важной статьей доходов ПФ являются страховые взносы
населения.
Плательщиками страховых взносов являются :
работающие граждане;
росс и иностр компании как работодатели;
предприниматели без образования юр лица;
граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты,
детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);
фермерские хозяйства;
общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиц отраслями
хозяйствования;
религиозные объединения.
Плательщиками не являются :
общественные орг-ции инвалидов; объединения, пред-ия, учрежд, созданные
такими орг-цями для осуществл своих уставных целей;
частично – благотворительные организации;
воинские формирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц
рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов
налоговой полиции).
Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в
ПФ. Для этого, в частности, была введена процедура индивидуального
персонифицированного учета населения, т.е. выдачи обязательного
индивидуального “Страхового свидетельства госуд-ого пенсионного страхования”
нал/лательщика, в к-ом указ-ся регистрац номер, фио, дата и место рожд, а также
пол застрахов лица.
Нал/облагаемая база для расчета страх взносов – это сумма начисленной
з/пл данному пред-ию, учрежд, орг-ции. В состав начисл оплаты труда
законодатель включает все виды вознагражд в денеж и натур формах независимо от
источника финансирования.
Однако существует ряд выплат, по которым страх взносы в ПФ не начисл-ся:
страх платежи по договорам обяз госуд личного страхования;
доходы по ц б (дивид, % и т.д.), получаемые от участия работников в
упр-ии собств-стью орг-ции, пред-ия, учрежд;
матер (финансовая) помощь, оказываемая в связи с чрезвыч обстоят-ми в
целях возмещ ущерба, причиненного здоровью;
компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников,
и другие.
Срок оплаты страх взносов для работодат – не позд 15-ого числа каждого
мес. Так же, 1 раз в мес, работодат-и начисляют и удерживают страх взносы со
своих работников.
Оплата страхх взносов осущ-ся платежными поручениями, к-ые представл-ся
в банк одноврем с платеж поручениями или чеком на получение ср-ств для выплаты
зпл. Платежи в ПФ осущ-ся плательщиками в первоочередном порядке.
Страх взносы работодат относятся ими на себест продукции – оказанных
услуг, выполн работ и т.д.
Средства, поступившие на счета ПФ, используются на выплаты :
госуд пенсий по старости и инвалидности;
пенсий военным;
компенсаций пенсионерам.
Бюджет ПФ и смета расходов, отчеты об их исполнении составл-ся
Правлением ПФ. Бюджет утвержд-ся законодат органом – Федер Собранием РФ.
Фонд обязательного социального страхования РФ
Фонд соц страх РФ – это орг-ция, основ задачами к-ой явл :
обеспеч гарантированных гос-ом пособий по врем нетрудосп-ти, берем и
родам, при рожд ребенка, по уходу за ребенком до 1,5лет, на погреб,
санат-курорт лечение и оздоровл работников и членов их семей, а также др цели
госуд соц страх-ия, предусм законодат-ом;
участие в разработке и реализации гос программ охраны здоровья
работников, мер по совершенств соц страх;
разраб совместно с Мин труда РФ и Мин фин РФ предложений о размерах
тарифа страх взносов на гос соц страх.
Ср-ва Фонда образ-ся за счет :
страх взносов работодателей;
ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расх, связ с
предоставл льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие черноб
катастрофы или радиац аварий на др атом об-тах, а также в др установленных
законом случаях;
добров взносов граждан и юр лиц;
поступления иных фин-х ср-тв, не запрещенных законодательством.
Средства Фонда соц страх направляются на :
выплату пособий по временн нетрудосп-сти;
выплату пособий по берем и родам, пособий на ребенка до1,5 лет;
выплату пособий на погребение;
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
частич содерж санаториев-профилакториев, санаторных и оздоров лагерей
для детей и юношества;
частич финансиров меропр по внешкольному обслуживанию детей;
оплату проезда нуждающимся к месту лечения и отдыха и обратно;
проведение научно-иссл работы по вопросам соц страх и охраны труда.
Контроль за полнотой и своевремен-тью начисления и уплаты страхователями
страх взносов осущ-ся Фондом непосредственно, а также – в рамках своей
компетенции – Государственной налог службой, а за правильным и рац расходов
этих ср-тв на пред-иях – также Фондом, но уже с участием профсоюзов.
Фонд ОМС- внеб фонд РФ, созд для реализ политики в области здравоохр и
мед страх населения.
Ср-ва Фед и террит фондов медиц страх нах-ся в собств-ти гос-ва, в
состав др фондов (прежде всего близкого “по духу” Фонда соц страх не входят и
изъятию не подлежат.
Плательщиками обяз страх взносов в Фонд выступают:
любые хоз суб-ты незав от форм собств и организ-прав форм деят-ти;
органы исполнит власти, осущ-ие платежи за неработающ граждан.
Все плательщики в этот фонд также подлежат обяз регистрации в территор
фондах обяз мед страх в теч 30 дней со дня создания этого территор фонда.
Объект выплат – оплата труда, начисл по всем основаниям. Тариф
составляет 3,6 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Эти взносы включ-ся работодателем в себ/ст пр-ции.
Страх взносы в Фонд не начисл-ся по след основаниям :
дивид и %, выплачиваемые по акциям;
предоставление выходного пособия при увольнении;
стоимость бесплатно предоставляемых услуг;
компенсационные выплаты,
и др.
При обслуживании гражданина Фондом обяз медиц страхов ему выдается (по
месту работы либо жительства) страх полис, по к-му ему гарантировано
предоставление необходимого min медиц услуг в поликлинике и стационаре.
В этот min входят :
выбор пациентом поликлиники, участкового врача (врача общей практики);
госпитализация в палату на 4-8 мест;
прикрепление лечащего врача, медсестринского персонала в стационарном
учреждении;
предоставление больным поста индивидуального ухода по медицинским
показаниям;
перевод в лечебно-профилактическое учреждение более высокого уровня по
медицинским показаниям;
обследование и лечение родителей, госпитализированных с детьми;
услуги по обслуживанию беременных и родам,
и др.
Порядок использования внебюджетных фондов
1. Средства гос и местн внебюдж фондов нах-ся на спец счетах,
открываемых органами упр-ия внебюджет фондами, изъятию не подлежат и расх-cя в
строгом соотв-ии с целев назнач.
2. Инф-ция об открытых расч, текущ, вал, депозитных и иных счетах, о
реквизитах банков учреждений, в к-ых открыты эти счета, и распорядителях лиц,
обладающих правом первой подписи данных счетов, а также все изм по ним
доводятся руков-вом фонда до соответствующ представит органов власти не реже 1
раза в полугодие.
3. Использов ср-тв внебюдж фондов осущ-ся в соотв с утвержд бюджетом.
Бюджет областн внебюдж-го фонда разраб-ся исполнит дирекцией либо органом,
уполномоч управлять фондами, рассм-ся органом упр-ия внебюдж фондом, утвержд-ся
Законодат собранием; бюджеты местных внебюдж фондов - представительными
органами местн самоупр не позднее 31 декабря предшествующ года.
4. Своб ср-ва внебюдж фондов на условиях, предусм Законом (решением),
могут быть размещены в учреждениях ЦБ или уполномоч комм банках для пополнения
фондов или в гос ценных бумагах.
5. Остатки на счетах внебюдж фондов в банках должны быть не ниже
страхового запаса.
16. Бюджетный федерализм, его сущность и назначение в
решении межбюдж отношений. Концепция реформирования бюдж процесса в 2004-2005г.
Бюдж фед-зм (БФ)-разделение полгомочий м/д центральными органами власти,
властями с-тоф федерации и органами местного самоупр-ия в бюдж сфере. Он
реализ-ся в ходе процесса мобилизации бюдж доходов и расходовании бюдж ср-в.
БФ базир-ся на след принципах:
-законодательном разграничении полномочий по расх м/д уровнями власти
всех уровней упр-ия
-обеспечении соотв органов власти необх фин ресурсами для выполнения ими
возложенных на них ф-ций
-обеспечение верт и гориз выравнивания дох всех звеньев
-наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных методов
регулирования бюджетов
-самостоятельности и равноправии каждого бюджета, что выраж-ся в
самост-ти бюдж процесса
БФ опирается на конституционное декларирование распределения предметов
ведения м/д федерацией, с-тами РФ и муниципальными образованиями.
В наст время БС нах-ся в стадии реформирования:
1. 1. В 2004г приняты важнейшие законы по разграничению расходных
полномочий м/д уровнями органов власти. Это привело к внесению в БК и НК
изменений, которые направлены на обеспечение сбалансированности доходов и
расходов бюджетов всех уровней власти, закрепление за ними на долгосрочной
основе собственных доходных источников, выравнивание исходя их объективных
критериев бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.
2. в ходе осуществляемой бюдж реформы акценты бюдж процесса
предполагается перенести с управления затратами на управление результатами.
Бюджет планируется, начиная с 2006г., формировать, исходя из целей и
планируемых результатов госуд политики, а бюдж ассигнования должны иметь четкую
привязку к государственным функциям.
В этих целях планир-ся действия в след направлениях:
1. реформа бюдж классификации и бюдж учета. Соотв док-ты приняты в к
2004г. на фед уровне д опред-ся лишб основн, обяз для всех уровней БС позиции
эк и функциональной классификации. Такой подход обеспечит большую свободу
маневра для органов гос власти в ходе бюдж процесса.
2. повыш роли перспективного фин плана в бюдж процессе, что повысит
предсказуемость бюдж политики и кач-во подготовки бюджета.
3. Распределение бюдж ресурсов м/д администраторами бюджетных средств и
реализуемыми ими бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня
достижения поставленных перед ними целей, в сооств со среднесрочными
приоритетами соц-эк политики в пределах прогнозируемых на долгосрочную
перспективу объемов бюджетных ресурсов.
4. Ориентация целевых программ на решение крупных и требующих длительных
сроков реализации инвестиц, научно-тех проектов межотраслевого характера.
5. Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблюдения
правил госуд закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах гос-ва
закупки.
1. Рцб как элемент фин
рынка, роль, знач-е и стр-ра. Участ рцб.
Рцб- составная часть рын эк-ки. Развитость и степень регул-ния со
стороны гос-ва - индикаторы зрелости эк развития страны. Рцб испытывает
воздействие со стороны внутр факторов страны и состояния мир фин рынка. Цель–
обеспечивать наличие механизма для привлечения инв-ций в эк-ку путем устан-ния
необх контактов, причем инв-ции дб эфф-ные и иметь юр силу. Он сущ-ет для
обеспечения сделок по продаже и покупке цб., ускоряет переход капитала от ден к
произв форме, перераспр-я капитала м/д разл сферами. Развитый рцб облегчает
задачу интеграции в мир фин рынок и создает канал для инв-ния ин капитала в
отеч эк-ку. Рцб – сов-сть эк отн-й, связ-х с выпуском и обращением цб м/д его
участ-ми. Цель: аккум-ет временно свобод ДС и напр-ет их на развитие перспект
отраслей. Источники ДС: 1. внутр:аморт и прибыль, 2. внешн: банк ссуды и ср-ва,
полученные от выпуска цб.
Ф-ции:общерын:1. комм (получение прибыли), 2.ценовая (образов-е рын цен,
их пост движ-е), 3.информ (об об`-х, участ-х), 4.регул (создает правила
торговли и участия, порядок разрешения споров, органы контроля и упр-я);
специфич: 1.перераспр (перераспр-е ДС, перевод сбережений из непроизв в произв
форму, фин-ние гос бюдж-а на неинфл основе), 2.ф-ции стр-ния ценовых и фин
рисков (хедж-е).
Стр-ра:1. от времени и способа поступления цб: первич (1ое появл-е на
рцб, где продажа 1ым владельцам), вторич (обращение ранее выпущенных цб), 2.от
форм орг-ции соверш-я сделок: организ (рынок аукцион типа, твердые правила),
неорганиз (без соблюд-я правил, стихий торговля, инф-ция о сделках не
фиксир-ся), внебирж (обращение цб, не допущенных к котировке на фонд биржах),
бирж (на фонд бирже, орган рынок), 3. от способа торговли: традиц и компьют
рынки (единый комп рынок, отсутств-е физ места встречи, полная автоматизация
процесса торговли), кассовый рцб (немедл исполн-е сделок в теч 1-2раб дн),
срочный (срок>2дн).
Участ-ки – физ лица или орг-ции, к. продают или покупают цб или
обслуж-ют их оборот и расчеты по ним, вступая м/д собой в опред эк отн-я по
поводу обращения цб. 1.Инвестор- лицо, к-му цб принадлежат на праве собств-сти
или ином вещном праве; по стране происх-ния- резиденты, не-; по методам
получения дохода- осущ-щие прям и косв инв-ции. 2.Эмитент- юр лицо, органы
исполн власти или органы местного самоупр-я, несущие от своего имени обяз-ва
перед владельцами цб по осущ-ю прав, закрепл-х ими. 3.Саморегул-е орг-ции-
предприн асс-ции, добровольные объед-я, устанавл-е для своих членов формальные
правила в ведении бизнеса (в Р-некомм орг-ции, создаваемые проф участ-ми рцб на
добровольной основе), 4.проф уч рцб- юр лица,в тч кред орг-ции, физ лица в
качестве предприн-лей, к-ые осущ-ют виды деят-сти на рцб; с др работой
совмещать нельзя, дб лицензия (брокер, дилер, деят-сть по упр-ю цб, по ведению
реестра владельцев цб, по орг-ции торговли цб(фонд биржа), клиринг. и депозит.
деят-сти).
2. Бирж деят-сть. Опр-е, ф-ции и виды бирж.
Биржа – орг-ция с правами юр лица, проводящая гласным путем торги в
заранее опред месте, в конкр время и по устан правилам.
Ф-ции бирж: 1.орг-ция бирж собраний для проведения гласных публич
торгов: разработка бирж контрактов, матер-техн обесп-е торгов, обучение
персонала биржи, разработка правил для уч-в торгов, 2.бирж арбитраж (разрешение
споров, возникших при закл-и бирж контрактов), 3.ценностная: выявл-е истинных
рын цен, ценопрогнозир-щая сторона (бирж цены явл-ся базисными), 4.хедж-е
(стр-е уч-в бирж торговли от неблагоприят изм-й цен), 5.спекулят (с целью
получения прибыли, когда играют на разнице цен), 6.ф-ция гарантир-ния исполн-я
сделок (с помощью клиринга и расчетов), 7.информ (ВП инф бюллетеней с котировками
продаваемых товаров).
Виды: 1.от вида товара биржи: товарные (специализир негос учр-я для
проведения торг оп-ций, осн предмет – бирж товары: все виды сырья, пр-ция
с/х…), фонд (самост учр-я, регул-е и контрол-е куплю/продажу цб), валют
(акционерн и гос учр-я, осущ-е оп-ции купли-продажи валюты др стран на рынке
данной страны); 2.по принципу орг-ции и роли гос-ва в создании биржи:
публич-правов (гос), частично-правов (принадл частн лицу), смешан, 3.по форме
участия посетителей в торгах: закр биржи (уч-ют члены биржи), откр (+др К),
4.по номенклатуре товара: универс, специализ (1вид товара).
Кроме вышеперечисл сущ-ет специфич разновидность бирж – биржи труда.
3. Фондовая биржа:организ стр-ра и ф-ции. Проф
участники биржи.
Б.-орг-ция с правами юр лица, проводящая гласные публичные торги в
заранее опред месте,времени и опред правилам. Создается на основе добровольного
решения учредителей.
Фонд б.-организатор торговли на рцб, - неком орг-ция. Цель-орг-ция
торгов, расчетов м/д учредителями. Членами фб м.б. только проф участники рцб.
Формир-ся УК.
Ф-ции фб:1. орг-ция биржевых собраний для проведения гласных публич
торгов: орг-ция торгов, правил бирж торгов, матер-техн обеспечения, обучения
персонала, разработка треб-ний для участ-ков, 2. разработка бирж контрактов
(опционы и фьючерсы): стандартиз-ция треб-й качеств хар-кам бирж товара,
выработка единых треб-й к расчетам, 3. бирж арбитраж: разрешение споров,
возникших по сделке в ходе торгов, 4. ф-ция хедж-ния: стр-ние участ-в бирж
торговли, бирж сделок от неблагоприят колебаний цен), 5. спекул ф-ция: форма
комм деят-сти с целью получения прибыли от игры на разницу в ценах
купли-продажи, 6. ф-ция гарантирования исполнения сделок: биржа выступает
гарантом осущ-ния сделок с помощью клиринга и расчета. 7. ценопрогн-щая: цены,
формир-еся на торгах явл-ся базисными для образования цен на товары с поставкой
через неск-ко месяцев после даты закл-ния сделки, 8. информ: б. д. предоставить
все данные в СМИ о бирж ценах, , рын конъюнктуре, прогнозах, комп-ях.
Упр-ние биржей: Высший орган упр-ния биржей-общее собрание членов биржи
(раз в год). Операт упр-ние осущ-ет бирж совет и упр-е биржи. Контроль за
фин-хоз деят-стью осущ-ет ревизион комиссия. Их избирает общее собрание.
Права и обяз-сти членов:ОБЯЗ:1. разработать внутрибирж док-ты (устав…),
2. сформировать им-во, необх-мое для бирж торговли, 3. сформир-ть УК, 4.
зарегистрировать биржу, 5. провести общее собрание учредителей. ПРАВА: 1.
участв-ть в общих собраниях б, 2. избирать и быть избранным в органы упр-ния и
контроля б, 3. польз-ся им-вом биржи, инф-цией и услугами, 4. участ-ть в
разделе им-ва при ликвидации б, 5. торговать в зале б.
На фб торговать могут только ее члены (акционеры и проф уч-ки рцб (+комм
банки), также гос исполн органы). Члены росс фб в основном юр лица. Кол-во
членов ограничено устав фондом, кол-вом ВП акций. Прием новых членов оговар-ся
уставом.
4. Первич рцб в РФ, его орг-ция и участ-ки
Первич рынок-рынок, на к-ом осущ-ся размещение впервые выпущенных цб.
Задачи: 1.привлечение временно своб ДС, 2.активизация фин рынка, 3.снижение
темпов инфл-и. Ф-ции: 1.орг-ция ВП цб, 2.размещение, 3.учет цб, 4.поддержание
баланса спроса и предл-я. Причины ВП акций: фин-ние поглощения и необх-сть
снижения доли заем капитала в совокупном.
Эмиссия- устан-я ФЗ о рцб послед-сть действий эмитента по размещению
эмис цб. Виды эмиссии: 1.от очередности проведения: - первич, последующая
(привлеч-е дополн ср-в), 2.от форм осущ-я: откр (публич), закр (опред круг
лиц), 3.по способу размещения: среди учредителей, акционеров, подписка,
конвертация, 4. по форме сущ-я цб: эмиссия документар /бездокументар цб.
Участники: эмитенты (выступают в роли первоначаль продавцов, наиболее крупн и
надежн – гос органы, самые распр - АО), 2.инвесторы (- покуп-ль цб; по статусу:
гос, индивид и институцион, по цели инв-ния: стратегич и портф инвесторы;
отн-но к риску:консерват, средн, агрессив, изощрен, нерацион; по местонахожд:
резидент, нерез ), 3.посредники, 4.органы, регистрир-е ВП цб.
Способы размещения: 1. безвозм передача пакета привилег акций
коллективу, 2.подписка, 3.продажа на аукционе, 4.продажа по комм конкурсу,
5.продажа на инв торгах. Способы:1.путь прямого обращения к инвесторам, 2.через
посредников (-инвест банки на основе эмис соглашения опр-ют условия эмиссии от
суммы капитала до сроков и способов размещения, осущ-ет размещ-е. Выступает в
качестве покупателя или агента. Как покупатель обычно закупает весь выпуск, те
принимает на себя фин отв-сть за весь выпуск (андеррайтинг). Как агента роль
ограничивается либо комиссион ф-ями либо +обяз-сти гаранта размещенияВП). Обяз
условие инв банка- «оговорка о выходе с рынка», к-я позволяет аннулир-ть
соглашение, если на рынке крайне неблагоприят события. Если ВП оч большой,
создается эмис синдикат по принципу раздельного или нераздельного счета.
Этапы:1.принятие решений о ВП:док-т содержит виды Вп, объем, кол-во,
цели, сроки, обяз/необяз централиз хранение, права владельцев…Утверж-ся
собранием акционеров, регестрир-ся в ФКЦБ. 2.подготовка проспекта эмиссии:
разделы: данные об эмитенте, о фин положении эмитента (бух отч за послед
3г+аудит проверка), сведения о предыдущ ВП цб, дополн инф-ция (место продажи,
условия ВП), 3. гос регистрация ВП: присвоение гос регистрац номера,
4.подготовка сертификатов цб, 5.размещение цб: даты начала и окончания, номин
ст-сть, цена размещения, кол-во, объем поступлений, доля размещ и неразмещ цб,
сведения о крупн сделках и акционерах, у к-х не менее 2% голосующих акций,
6.эмитент д. предоставить отчет об итогах ВП общему собранию акционеров, на к.
он дб утвержден.
6. КЛАС-ЦИЯ ЦБ. ХАР-КА ИХ ОСН ТИПОВ.
Цб-док-т установленной формы и реквизитов, удостов-щий имуществ
права,осущ-е передачи к-х возможно только при ее предъявлении. –это форма
сущ-ния капитала, отличная от его товарной, произв и ден формы, к м передаваться
вместо самого капитала, обращаться на рынке как товар и приносить доход.
В ГКРФ выделяют след цб:- облиг, -гос облиг, -вексель, - чек,- депоз
сертиф, -банк сбер книжка на предъявителя, - акция, -приватизац цб, -
коносамент, -двойное складское свид-во, -склад свид-во как часть 2го свид-ва,
-залог свид-во как часть 2го свид-ва, -простое склад свид-во.
Классы цб:-осн цб-цб,в основе к-х лежат имущ права на к-л актив, -
проиводные цб-бездокументар форма выражения имущ права, возникающего в связи с
изм-ем цены лежащего в основе данной цб биржевого актива(опцион, фьюч контракт)
Осн цб:-первичные(в основе капитал), - вторич(в основе цб)
Клас-ция:1.по сроку сущ-ния:-срочные(кр, ср, д/ср), -бессроч, 2.по форме
сущ-ния:-бумажная(докум), - безбумажн(бездокум), 3.от порядка
владения:-именная, -на предъявителя, 4.от формы выпуска: -эмис,-неэмис(вексель,
чек), 5.по виду эмитента:-госуд, -корпорат, 6.по хар-ру обращаемости: -свободно
обращ, -имеющие ограничения, 7.по уровню риска:-рисковые, -безриск, 8.по
наличию дохода:-доходные, -бездох(чек), 9.по форме вложения средств:-цб,по к-ой
инвест-ся деньги в долг(облиг), -для приобрет прав собств-сти(акция), 10.по
виду прав:-обыкн, -привилег.
7.АКЦИИ.ОСОБЕННОСТИ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ, РАЗНОВИДНОСТИ.
-эмис ц.б., закрепл-я право ее владельца на получение части прибыли АО в
виде див-дов, на участие в упр-нии АО и на получение части им-ва, остающегося
после его ликвидации.
Держатели: физ/чстные акционеры, коллективные, корпоративные.
Инвесторов привлекает: -право голоса на собрании, -право на управление
АО, -прирост капитала в связи с ростом цены акции на рынке, - право
преимущественного приобретения вновь выпущенных акций.
Св-ва а.: - это титул собств-сти, подтверждает право владения части
им-ва, -нет срока существ-ния, -огранич отв-сть, -неделимость, -м. расщепляться
и консолидироваться
Реквизиты:-наим-е АО и его местонахождение, -наим-е цб, -порядковый
номер, -дата выпуска, -номин ст-сть, -вид акции, -если именная то имя
держателя, -размер УК, -кол-во а., -на привилег див-ды и ликвидац ст-сть,
-печатьАО, подпись председателя, -м. указыв-ся наим-е регистратора.
Виды:1.по форме выпуска: документар, бездокументар; 2.в зав от порядка
ведения: именные, привил; 3.от типа АО: а. ОАО, ЗАО; 4.от отражения в уставе:
размещенные, объявленные; 5.от объема прав: обыкн, привил.
Виды привил. а.: -кумулятивные (див-ды накапл-ся и выплач-ся в
последствии), -конвертир (м. обмен-ся на др цб или др виды а.), -отзывные (м.б.
погашены)
Стоимост оценка а.: -номин ст-сть: устанавл при ВП, указ-ся на акции, =УК/кол-во;
-эмисс.-цена покупки а. первым держателем, м.б. выше(с перекупщиком) или
ниже(имеют скидку); -рын.-цена на вторич рынке, =Див/%*100%,
Ка=Ррын/Рном*100%.; -баланс.:опр-ся при процедуре листинга и ликвидации,
=ЧА/кол-во; -ликвид: устанавл при ВП привил а.
Доходность а.: -тек=Д/Ррын, -конечная совокуп
дох-сть=ΣД+(Ррын-Рприоб)/Рприоб N*100% , -если не получали
див-ды=Ррын-Рприобр/Рприобр*100%
8.ОБЛ-ЦИИ.ОСОБЕННОСТИ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ.
О.-цб, закрепл-щая право ее держателя на получение от эмитента о. в
предусм срок ее номин ст-сти и фиксир в ней % от этой ст-сти.
Хар-ка: 1.Купив о. инвестор становится кредитором. 2. О. имеют
ограниченный срок обращения, по истечении к-го гасятся. 3. % по о.
выплачиваются в 1-ую очередь. 4. Держатели о. имеют преимущ право на активы при
ликвидации пр-тия. 5. о. не предоставляют владельцам право на участие в упр-нии
пр-тием.
АО имеет право выпустить о. в след случаях: 1.после полной оплаты УК, 2.
Номин ст-сть всех выпущ-х о. не д. превышать УК, 3. без обеспечения м. выпускать
о. на 3-ем году сущ-ния АО.
Виды о.:1. В завис от эм-та:гос, муниц, корпор. 2. В завис от сроков
обращения: срочные(кр,ср,д/ср), бессроч. 3.От порядка владения: именные, на
предъявителя. 4. По целям: обык (выпускаемые для привлечения дополн ср-в),
целевые (на фин-ние опред программы). 5. по способу размещения: свободно
размещ, принудит. 6. в зав от обеспечения: обеспеч залогом, необеспеч. 7. по
хар-ру обращения: конвертируемые, неконверт. 8.по форме выплаты дох-ов: с
фиксир купон ставкой, с плавающей, с дисконтной (0-ая купон ставка), с
индексируемой.
Стоимост оценка о.: 1.Номин (нариц): напечатана на о. и означает сумму,
к. берется взаймы и подлежит погашению по истечении срока облиг займа. На
основании номин ст-сти рассчит-ся купонный доход. 2. Рын.: опр-ся из ситуации,
слож-йся на рынке и зависит от след элементов:перспектива получить при
погашении номин ст-сть, право регул фиксир доход. 3. курс о.:отн-е рын ст-сти к
номин.
Дох-ность о.: Общий доход по о. складывается из след элементов: купон
дохода, роста рын ст-сти о., реинвестир-ния полученных %-ов.
Тек. дох-сть: опр-ся отн-ем купон дохода к цене приобретения
о.(номин/рын). Дтек=Ik/Pприобр*100%,
Ik=Рном*ik (ik -доля, ставка купон % )
Конечная совок дох-сть: когда инвестор перепродает о.:
Дк=(Рн*ik*n+(Рном-Рприобр)/Рприобр)*100% (n-кол-во лет владения)
10. Производ цб. Осн виды и особенности обращения.
Произв цб- бездокументар форма выраж-я имущ права (обяз-ва),
возникающего в связи с изм-ем цены лежащего в основе данной цб бирж актива.
Особенности:1.цена базируется на цене лежащего в их основе бирж актива,
2.внешн форма обращения произв цб аналогична обращению осн цб, 3.более огранич
временной период сущ-ния по сравнению с периодом жизни бирж актива, 4.их
купля-продажа позволяет получать прибыль при миним инв-ях по сравнению с др цб,
тк инв-р оплачивает только гарантий срок.
Сроч контракт становится произв инструментом, если он имеет своей целью
получение дохода, те в + разнице в ценах на актив.
Виды: 1.на поставку актива: тверд, условные, 2.на обмен активами: СВОП.
Форвард контракты- договор купли-продажи к-л А через опред срок в
будущем, все условия к-го оговариваются в момент закл-я контракта. (обычно на
поставку к-л товара). Твердый. Форв контр превращаются в произ инстр по мере
станд-ции условий закл-я сделки и при наличии рын посредника. Виды: 1.валют,
2.на %ставку (банк %ставка по кредиту. Доход=N(Пс-Пф)*t/360)
Фьюч контр-стандарт бирж дог-р купли-продажи бирж актива в опред момент
времени в буд по цене, установл-й сторонами сделки в момент ее закл-я. Твердый.
Стандартизир-й. Гарант исполнения – биржа. Виды: 1.товарн: с/х, ме, лес… 2.фин:
валютн, фонд, %, индексные.
Опцион- станд бирж дог-р, в соотв-и с к-м одна его сторона, назыв-я
владельцем или покупателем, получает право купить к-л актив по устан цене до
опред даты в буд или на эту дату у др стороны, наз-й подписчиком или права
отказаться от этой сделки с уплатой за эти права премии. Виды: 1.КОЛЛ, 2. ПУТ,
3.амер (мб исполнен в любой момент до даты окончания срока действия), 4.европ (исполняется
на опред дату, к наз-ся экспирацией).
Своп- договор обмена базовыми активами и платежами на их основе в теч
устан периода, в к-ом цена одного из активов явл-ся тверд, а др- переменной.
Цель: упр-е ДС. Происходит обмен ставками. Закл-ся банками на неск-ко лет, не
на биржах. Виды: 1.%, 2.товарн, 3.индексн. Цель: 1.умен-е рисков, 2.обеспеч-е
стаб-сти платежей, 3.упр-е портфелем цб.
11. Депозитарно-регистрац механизм рцб. С-ма
удостоверения и перехода прав собств-сти на цб. Депоз-рий- орг-и, к оказ-ют услуги по хран-ю
сертификатов цб или учету прав собств-сти на цб, те ведет счета, на к-х учит-ся
цб, переданные ему клиентами на хран-е, хранит сертификаты. Им мб только юр л.
Депонент- лицо, польз-ся услугами деп-я по хран-ю цб и/или учету прав на цб. М/д
ними закл-ся письм дог-р, регул-й отн-я (-деп-рный дог-р или дог-р счета депо).
Закл-е дог-ра не несет перехода прав собств-сти, деп-й несет гражд-прав отв-сть
за сохр-сть, на цб депонентов не Мб обращено взыскание по обяз-ам деп-рия.
Дог-р содержит: 1.однозначн опред-е предмета дог-ра, 2.порядок передачи
деп-нтом деп-рию инф-ции о распоряжении, 3.срок действия, 4.размер и порядок
оплаты, 5.форму и периодичность отч-сти деп-рия, 6.обяз-сти деп-рия
(регистрация фактов обременения цб деп-нта обяз-ми, ведение отд от др сч депо с
указанием даты и основания каждой оп-ции, передача деп-нту всей инф-ции о цб).
Способы хранения в деп-рии:1.откр (коллектив: сертификаты хранятся в 1 куче),
2.закр(обособл). Ф-ции: 1.ведение сч депо, 2.хранение сертификатов, 3.роль посредника
м/д эмитентом и инв-ом, +перевозка сертиф-в, проверка на подлинность и
платежность, составление реестров владельцев.
Регистраторы ведут реестр влад-цев, проводят сбор, фиксацию, обработку,
хранение, предоставл-е данных. Мб только юр л, не имеющее право самому
заниматься сделками с цб. С-ма ведения реестра владельцев- сов-сть данных,
зафиксир-х на бумаж носителе и/или с исп-ем электр базы данных. Для цб на
предъявителя реестр не ведется. В реестре указаны: список владельцев, кол-во,
номин ст-сть и категория их именных цб. Задача рег-ра: -вовремя и без ошибки
предоставлять реестр эмитенту. Если число >500, держателем реестра дб
независ специализ орг-я-проф уч-к рцб.
Процесс: регистратор ведет лиц сч владельцев, где указано число его цб и
инф-я о нем. Если произошла сделка купли-продажи, то смена владельца дб
отмечена в реестре. Именные цб мб документ и бездокум. При без- ВП право
собств-сти удостов-ся записью на счете, а владелец получает на руки выписки или
аналог док-ты, свид-щие о состоянии его счета.
Сущ-ет «институт номин держателя»- лицо, на к-е в реестре записано
нек-ое кол-во цб, когда на самом деле он их собств-ком не явл-ся. Он сам ведет
реестр реаль владельцев. Смена собств-ков оформл-ся у номин держателя, а общее
кол-во у регистратора не меняется. Если эмит-ту нужен полный реестр владельцев,
рег-р посылает запрос номин держателю и тот предоставляет полный список. Дополн
ф-ции рег-ра: 1.отвечает за выдачу на руки и контроль за обращением
сертификатов, 2.при смене владельца выписка нового сертиф-та, 3.блокирует цб в
связи с арестом, залогом и др, 4.ф-ции агента эмитента (сплит, консолидация,
конвертация…), 5.через него передают инф-цию инвесторам, 6.если это банк, то
роль платеж агента эмитента.
12. С-мы гос регул-я рцб в РФ: органы гос надзора, прав
база регул-я, нац особенности
Рег-е- упорядочение деят-сти всех его участ-в и опер-й м/д ними со
стороны уполномоч органов. Виды рег-я: 1. внутр (подчиненность деят-сти
орг-ции ее собств норматив док-там), 2. внешн (подчиненность нормат актам
гос-ва, уполном орг-ям, м/дунар соглашениям).
Цели рег-я: 1.поддержка порядка на рынке, создание нормаль условий
работы всех его уч-в, 2.защита уч-в от мошенничества и недобросовестности юр и
физ лиц, 3.обеспеч-е своб процесса ценообраз-я в завис от спроса и предл-я,
4.создание эфф рынка со стимулами для предприн деят-сти, 5.создание новых и
поддержание необх-х для общ-ва рынков и рын стр-р.
Процесс регул-я вкл-ет: 1.создание нормат базы функц-ния рынка, 2.отбор
проф уч-в , 3.контроль за соблюд-ем всеми уч-ками норм и правил, 4.создание
с-мы санкций за нарушение норм и правил.
С-ма рег-я вкл-ет: 1.гос органы рег-я, 2.рег-е рынка проф уч-ками рынка
(саморег-е орг-ции), 3.общ рег-е (через общ мнение).
Принципы рег-я рос рцб: 1.разделение подходов к рег-ю отн-й м/д
эмитентом и инв-ром и отн-й с участием проф уч-в рцб, 2.выделение из всех цб
эмис цб, 3.максим широкое исп-е процедуры раскрытия инф-ции о всех уч-ах рцб,
4.необх-сть обесп-я конк-ции как механизма объек повышения качества услуг и
снижение их ст-сти, 5.при разделении полномочий м/д рег-щими органами следует
исходить из того, что нормотворчеством и нормоприм-ем не д. заниматься одно и
то же лицо, 6.обесп-е гласности нормотворч-ва, широкое публ обсуждение путей
решения проблем рынка, 7.собл-е принципа преемственности росс с-мы рцб, 8.оптим
распр-е ф-ций рег-я рынка м/д гос и негос органами.
С-ма гос рег-я рцб вкл-ет: 1.гос и нормат акты, 2.гос органы рег-я и
контроля.
Гос рег-е рцб мб 2форм: 1.прям/админ: устан-е одинак правил, лицензир-е,
регистрация, обяз треб-я, порядок, инф-емость всех, 2.косв/каномич: через эк
стимулы и рычаги (н/обл, с-ма кред-ния, ден политика...).
Стр-ра органов гос рег-я рос рцб: 1.гос органы рег-я: Администрация
президента РФ (мониторинг выпонения указов и распоряжений през-та), прав-во
(общее руководство развитием рцб, законопроект деят-сть…), ФКЦБ
(нормотворчество, контроль, лиценз-е), Минфин (рег-е ВП гос цб, лиценз-ет фонд
биржы, инв К и фонды), ЦБРФ (рег-е ВП цб кред орг-й, устан-е и контроль
антимонополь треб-й к оп-ям на рцб, рег-е деят-сти клиринг деят-сти и
депозит-ев), департамент страх надзора (рег-ет деят-сть страх К на рцб)
2.саморег-е орг-ции: -неком негос орг-ции, создаваемые проф уч-ми рцб на добров
основе с целью рег-я отд аспектов рынка на основе гос гарантии, поддержки,
выраж-ся в присвоении статуса саморег-й орг-и (дб не менее 10уч-в, лицензия).
Права сам/рег орг-и: 1.разработка обяз правил и стандартов проф деят-сти
и оп-ций на рынке, 2.осущ-е проф подготовки кадров, устан-е треб-й к уч-ам,
3.контроль за собл-ем уч-ми устан правил и нормативов, 4.инф деят-сть на рынке,
5.обесп-е связи и защиты интересов уч-в рынка гос органов упр-я.
Признаки сам/рег орг-и:1.добровольность, 2.членство (взносы, собрания),
3.отн-е с гос-ом
Формы сам/рег орг: 1.ассоциация, 2.профсоюз, 3.проф общ орг-я.
Ф-ции сам/рег орг: 1.поддержание высоких проф стандартов и подготовка
кадров на рцб, 2.отстаивание своих интересов на рцб и перед гос-ом, 3.саморег-е
деят-сти уч-в на рцб.
1993г-1ая сам/рег орг-я «Союз фонд бирж в Р.», 1995-«Ассоциация вал
бирж», 1994-«Национ орг-я уч-в фонд рынка»(НАУФОР), 1997-«Проф ассоциация
регистраторов, трансфер-агенств и депозитариев»(ПАРТАД).
13. ИНВЕСТ ДЕЯТ-СТЬ ФИН-КРЕД УЧРЕЖД-Й НА РЦБ
Инвестиции – форма движения фин капитала, исп-е фин ресурсов в форме д/сроч
вложений капитала. Их осущ-ют юр или физ лица, к-е по отн-ю к степени ком риска
делятся на инвесторов (миним риска), предприн-й (вкладывает свой капитал при
опред риске), спекулянтов (идет на заранее рассчитан риск), игроков (идет на
любой риск).
Инвестиции бывают: 1.венчурные – инв-и в форме ВП новых акций,
производимые в новых сферах деят-сти, связ с большим риском, расчет на быструю
окупаемость, 2прямые, 3.портфельные: приобр-е цб и др активов для достижения
конкр инвест цели вкладчика, 4.аннуитет.
Инв портфель – сов-сть цб, принадл-х юр или физ лицу на правах долевого
участия, выступ-щая как целостный бъект упр-я. Задача: улучшить условия
инв-ния, придав сов-сти цб такие инв хар-ки, к-е недостижимы с позиции отд-но
взятой цб и возможны только при их комбинации.
При формир-и учит-ся: 1.безопасность влож-й, 2.стаб-сть получения
дохода, 3.ликв-сть влож-й
Инв деят-сть банков осущ-ся за счет: 1.собств ресурсов, 2.заем и привлеч
ср-в. Банк инв-и – цб со сроком погашения более 1г. Цель: 1.безоп-сть влож-й,
2.дох-сть влож-й, 3.рост влож-й, 4.ликв-сть влож-й.
Осн принципы эфф инв деят-сти банков: 1.банк д иметь проф и опытн
специалистов, составл-х и упр-х портф-м цб, 2.деят-сть тем эфф-нее, чем
разнообр-ее виды фонд ценностей (виды цб, разл отрасли, регионы, сроки
погашения), 3.влож-я дБ высоколикв-ми. Осн риски: 1.потеря полностью/опред
части влож-х ср-в, 2.обесценение при росте инф-и, 3.невыплата
полностью/частично ожид-го дох-да, 4.задержка в получении дох-да, 5.проблемы с
переоформл-ем права собств-сти на приобр-е цб
СК Достат величина СС СК гарантирует ее плат/спос при 2 обст-вах –
наличии обоснов-х страх резервов и прав инв политике. Причина инв-я: наличие в
распоряжении в теч нек-го срока временно своб от обяз-в ДС. Право СК заниматься
инв-ем опр-ся общегражд и страх зак-вом, Правилами размещ-я страх резервов.
Принципы: 1.пр диверсиф-ции, 2.возврат-сти, 3.прибыль-сти, 4.ликв-сти. Страх
резеры Мб размещены в гос цб (не менее 20%, ГКО, ОФЗ, муницип обл-ции), цб
органов власти субъектов РФ и органами местн самоупр-я, банк вклады
(депозиты)(не более 50%), права собств-сти на долю участия в УК (не более 10%),
недвиж им-во (в тч квартиры) (не более 40%), вал ценности (не более 10%), ден
налич-сть.
Запрещены влож-я: 1.предоставл-е З и К физ/юр лицам, кроме выдачи ссуд
страх-лям по дог-рам стр-ния жизни, 2.закл-е дог-в купли/продажи, кроме дог-в
по приобр-ю объ-в инв-я, 3.инв-и в чеки, банк сберег книжки на предъявителя,
коносаменты, приватиз цб, 4.приобр-е акций и паев товар и фонд бирж, 5.влож-я в
интелл собств-сть, 6.ОТ работников СК, оказание им матер помощи, 7.оплата
налогов и штрафн санкций.
14. Механизм принятия решений на рцб. (фундамент и техн
анализ)
Подойти к оценке инвест привлекат-сти фонд инструментов можно двояко:
1.с т зр их рын конъюнктуры, исследуя динамику курсов. 2.давая инв хар-ки цб,
изучая фин-эк положение эмитента, отрасли, к к-ой он принадлежит…→2
напр-я в анализе: 1.техн, 2.фундам.
Фунд ан основ-ся на оценке эмитента: его дох-в, полож-я на р, через
показ-ли объема продаж, А и П компании; рассчит-ся норма прибыли на СК и др
показ-ли, хар-щие эф-сть деят-сти К.База анализа – баланс, отчеты о пр и уб, др
материалы, публикуемые К., изуч-ся практика упр-ния К, состав упр-щих органов
(совета директоров), анализ-ся данные о состоянии дел в отрасли на базе исп-ния
классификаторов отраслей по уровню деловой активности и по стадиям развития,
качеств анализа развития отрасли, рынков, на к-е К выходит как продавец или
покупатель. Эти многочисл и трудоемкие иссл-я позволяют сделать вывод, завышена
или занижена ст-сть цб данной К по сравнению с реальной ст-стью активов, буд
прибылями… Т о, с помощью фунд анализа делается прогноз дохода, к-й опр-ет буд
ст-сть акции и может повлиять на цену. На основе этого даются рекомендации о
целесообразности покупок и продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|