Шпоры к госам
Кроме того ЦБ РФ
пересмотрел прогноз по инфляции в РФ на 2004 год — вместо изначальных 10%,
максимальное значение этого показателя было увеличено до 11%. Однако после
заседания Госдумы глава ЦБ Сергей Игнатьев сказал журналистам, что инфляция по
итогам года может достичь 11,6-11,7%.
С 1 января 2005
года вступает в силу закон о консолидированной финансовой отчетности
Таким образом,
финансовая отчетность акционерных обществ приводится в соответствие с
международными стандартами. Это систематизированная информация, отражающая
финансовое положение, результаты деятельности и изменение финансового
положения компании и других связанных с ней организаций. Действие закона
распространяется на банки, а также на иные организации, акции которых
продаются на торгах фондовых бирж. Консолидированная финансовая отчетность не
может быть использована для налогового контроля. Она представляется акционерам,
сотрудникам организации и уполномоченному федеральному органу исполнительной
власти.
23. Коммерческие
банки. Классификация, функции и принципы деятельности
Банк - это
организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от
своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное
назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов
к заемщикам и от продавцов к покупателям.
В Российской
Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе
РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответсвии с этим
законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие
широкий круг операций на финансовом рынке:предоставление различных по видам и
срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты,
привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий,
поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции.
Коммерческие банки
можно классифицировать по ряду признаков: по характеру собственности (государственные,
акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные); по видам операций
(универсальные и специализированные); по территориальному признаку
(международные, республиканские, региональные и обслуживающие несколько
регионов страны); по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные,
строительные, торговые).
В России банки могут
создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной,
акционерной, смешанной.
Орган-ное
устройство комм-ких банков соотв-ует общепринятой схеме управления акционерного
общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание
акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем
присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности.
Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если
в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство
деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также
наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и
сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка,
рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов
и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии
филиалов банка и другие вопросы, связанные с деягельностыо банка, его взаимоотношениями
с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно
деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность
перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из
председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и
других членов.
Заседания правления
банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При
равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления
проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка
обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
Принципы
деятельности коммерческого банка: Работа в пределах реально имеющихся ресурсов,
экономическая самостоятельность, взаимоотношения коммерческого банка со своими
клиентами строятся как обычные рыночные отношения, регулирование его
деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не
административными) методами.
Основными функциями
комм, банков являются:
мобилизация
временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
кредитование
предприятий, государства, населения;
выпуск кредитных
денег;
осуществление
расчетов и платежей в хозяйстве;
эмиссионно-учредительская
функция;
консультирование,
представление экономической и финансовой информации. Виды лицензий:
на осуществление
банковских операций со средствами в рублях без права привлечения во вклады.
-\\- иностранной
валюте-\\-со вкладами ФЛ банк м. работать через 2 года успешной работы
на привлечение во
вклады и размещения драг ме.
в дальнейшем банкм
м. расширить свою деятельность.
Ч\з 2 года работы:
на осуществление
операций в рублях со средствами ФЛ
-\\- и ностранной
валюте-\\-.
генеральная
лицензия на осуществление банковских операций в иностранной валюте (после 6 мес.работы)
ЦБ устанавливает min уставного капитала (сейчас
5 000 000 евро.
24. Международные
финансово кредитные институты
Международные
региональные валютно-кредитные и финансовые организации - институты, созданные
на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных
экономических., в том числе валютно кредитных и финансовых отношений, к таким
организациям относятся.
Банк международных
расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк организованный как международный
банк центральных банков, организованный в 1930 г. родом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы
американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР
было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а
также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР
сохраняет до сих пор и в настоящее время выполняет депозитно-ссудные операции,
валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом
центральных банков, производит расчеты между странами Европейской валютной
системы, выполняет функции депозитария Европейского объединений угля и стали,
совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. Будучи
западноевропейским международным банком, осуществляет межгосударственное
регулирование валютно-кредитных отношений.
Международный
валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус
специализированного учреждения ООН. Официальными целями являются: содействие
развитию международной торговли м валютного сотрудничества путем установления
норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением,
многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;
предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания
платежных балансов. В 1947 г в фонд входило 49 стран, в 1991 - 155. Голоса
между страна ми в руководящих органах МВФ распределяются в соответствии с
установленной для каждой из них квотой взносов, величина которой зависит от
экономического развития страны и её роли в мировой капиталистической экономике
и международной торговле. Страны члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию
об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного
баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные
используются частными банками для определения платежеспособности
стран-заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является
обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и
развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации -
Международной ассоциации развития.
Международный банк
реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН,
межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ.
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в
развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и
кредитов, гарантирования частных инвестиций. Источниками ресурсов банка, помимо
акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным
образом на американском рынке, и средства полученные от продажи облигаций. МБРР
предоставляет обычно кредиты на срок до 20 лет для расширения производственных
мощностей стран-членов банка. Они выдаются под гарантию правительств
стран-членов. МББР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам
других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о
финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии
банка, обследующей эти объекты. В последние годы МБРР занимается проблемой
урегулирования внешнего долга развивающихся стран и предоставляет структурные
кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
В дополнение к МБРР
были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития
(MAP) (основная цель -
предоставление льготных кредитов развивающимся странам), Международная
финансовая корпорация (создана для поощрения помещения частного капитала в
промышленность развивающихся стран) и Агентство по гарантиям многосторонних
инвестиций (осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на
случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов).
Кроме того в 60-х
годах возникли региональные банки(Межамериканский банк развития, Африканский
банк развития, Азиатский банк развития), основной целью которых является
развитие экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран,
преодоление внешней зависимости. К региональным валютно-кредитным организациям
"Общего рынка" относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ),
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕВФС) и Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) членом которого является Россия и основной
целью которого является сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы, что будет
способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической
стабильности и введению конвертируемости своих валют.
Организация
межбанковских расчетов в РФ.
В нач.90-х годов
был утвержден порядок взаиморасчетов банков - через корреспондентские счета,
открываемые ими в учреждениях ЦБ и друг у друга. Он регламентируется ЦБ
«Положением об организации межбанковских расчетов на территории РФ, в кот.
указано, что расчеты м-ду банками и кред-ми организациями производятся
расчетно-кассовыми центрами ЦБ России. Для этого в РКЦ открывается свой корр.
счет каждому банку. На этих счетах учитываются операции по перечислению
платежей на счета получателей. Расчеты м-ду клиентами одного банка производится
путем списания или зачисления средств по счетам клиентов, минуя корр. счет
банка. Комбанки могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований,
организовывать свои РКЦ для совершения расчетов своих клиентов. По соглашению
м-ду банками, их корр. счета могут вестись не в РКЦ, а в других банках. ЦБ принимает
активное участие в рационализации расчетов в форме прямого в них участия или в
форме поддержки специальных расч. центров, создаваемых комбанками. Именно
посредничество в платежах м-ду б-ми позволяет ЦБ контролировать и регулировать
денежный оборот.
27. Процедура создания и ликвидации коммерческого
банка.
Коммерческие банки осуществляют деятельность на основе устава, в котором
должно быть указано, что банк является юридическим лицом и действует на
коммерческой основе. В нем содержится также наименование банка, его
местонахождение, перечень операций, которые банк намерен проводить, размер
уставного капитала, резервного, страхового и других фондов, а также сведения об
органах управления.
Наряду с уставом для открытия коммерческого банка необходимо представить
в Главное территориальное управление Центрального Банка (ГТУ ЦБР):
Учредительный договор с полной юридической характеристикой каждого
учредителя;
Балансы, составленные учредителями за предшествующий период и другие
отчётные документы, определяющие финансовое положение учредителей;
Сведения о руководящем составе банка: руководители должны иметь высшее
экономическое образование, более чем трёхлетний опыт работы на ведущих
должностях в коммерческом банке, безупречную репутацию. Работникам органов государственной
власти и управления запрещено участвовать в органах управления банков;
Экономическое обоснование целесообразности и необходимости создания
коммерческого банка.
Кредитные организации получают право осуществлять свою деятельность с
момента получения лицензии.
Если учредители банка планируют оказание услуг в иностранной валюте, им
необходимо для получения соответствующей лицензии подготовить второй комплект
учредительных документов и часть уставного капитала сформировать в иностранной
валюте. Особое место среди разрешительных документов занимает генеральная
лицензия, выдаваемая банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских
операций со средствами в рублях и иностранной валюте. С её получением
коммерческий банк приобретает право открывать филиалы за рубежом и формировать
уставный капитал кредитных организаций-нерезидентов.
Получение лицензии ЦБ РФ даёт коммерческому банку формальное право
привлекать клиентов, но основным экономическим условием начала деятельности
банка является наличие оплаченного уставного капитала, который складывается из
средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка.
На долю учредителей банка должно приходиться не менее 25% уставного капитала.
Регламентирование размера капитала является одним из важнейших
инструментов контроля со стороны государства за стабильностью банковской
системы страны. С 1 января 1999г. минимальный размер собственного капитала
банка должен быть эквивалентен 5млн. евро.
Создание головного учреждения коммерческого банка – начальный этап
формирования банковской сети. В целях оперативного кредитно-расчётного
обслуживания предприятия и организаций – клиентов, территориально – удалённых
от места расположения банка, следует организовать филиалы и представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структуры подразделении,
расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его
функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему
головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого
банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающий правами
юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно составляется для
обеспечения представительских функции бана, совершения сделок и иных правовых
действий.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных
организаций, действующих на правах юридического лица производится ЦБ РФ в
соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»,
Федеральным законом «О ЦБ РФ».
Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана в
случаях:
Установления недостоверности сведений, на основании которых выдана
лицензия;
Задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных
лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
Установления фактов недостоверности отчетных данных;
Осуществления, в том числе однократно, банковских операций, не
предусмотренных лицензией ЦБ РФ;
Неисполнения требований ФЗ, регулирующих банковскую деятельность, а
также нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации
неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные ФЗ «О ЦБ РФ»;
Неудовлетворительного финансового состояния кредитной организации,
неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося
основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства
по делу о банкротстве кредитной организации.
Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение
учредителей о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического
лица) или ликвидации банка.
28. Пассивные операции коммерческого банка: понятие и
виды.
Пассивные операции – операции банков, в результате которых происходит
увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или
активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами (операции по
привлечению средств в банки, формированию ресурсов банка).
Виды пассивных операций:
взносы в уставный фонд (продажа паев и акций первым владельцам);
отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
депозитные операции (средства, получаемые от клиентов):
По экономическому содержанию:
депозиты до востребования (остатки денежных средств на расчетном и
текущем счете). владельцы могут по первому требованию получить денежные
средства путем выписки денежных средств или расчетных документов. К депозитам
до востребования относятся средства, хранящиеся на расчетных, текущих счетах
государственных, акционерных предприятий, а также различных малых коммерческих
структур; средства фондов различного назначения в период их расходования;
средства в расчетах; остатки денежных средств на корреспондентских счетах в
других банках.
Срочный депозит – это денежные средства, внесенные в банк на
фиксированный срок. Здесь выделяют собственно срочные депозиты (до 30 дней,
31-90 дней, 91-180 дней, 181-360 дней, свыше 360 дней) и депозиты с
предварительным уведомлением об изъятии денежных средств (по заявлению, сроки
оговариваются, срок подачи заявления от 7 дней до нескольких месяцев).
Сберегательные вклады (счета).
По банковским разновидностям:
Депозитный сертификат выпускается на крупные денежные суммы,
приобретаются юридическими лицами, зарегистрированными на территории РФ или
иностранного государства.
Сберегательные сертификаты предназначены для реализации физическим
лицам. Срок обращения не менее 1 года, но не более 3 лет.
Банковские векселя. Банк выпускает только простой вексель. Используется
при расчете за товар, работу или услугу, в качестве залога за получение
кредита, имеет высокую ликвидность, процентную ставку, отсутствуют ограничения
на передачу векселя физическому или юридическому лицу..
внедепозитные операции – это привлечение ресурсов за счет получения
займов на межбанковском рынке, учет векселей, получение кредитов у ЦБ, продажа
банковских акцептов, выпуск облигаций, получение кредита на рынке евродоллара.
29. Активные операции банка: понятие и виды.
Активные операции – это использование от своего имени привлеченных и
собственных средств для получения соответствующего дохода. К активным операциям
банка относятся:
краткосрочное и долгосрочное кредитование производственно, социальной,
инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций;
предоставление потребительских ссуд населению;
приобретение ценных бумаг;
лизинг;
факторинг;
инновационное финансирование и кредитование;
долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности
предприятий;
ссуды другим банкам.
Виды активных операций банка:
По экономическому содержанию:
ссудные – это операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на
началах срочности, возвратности и платности;
расчетные – это операции по зачислению и списанию средств со счетов
клиентов, в том числе для оплаты перед контрагентами;
кассовые – это операции по приему и выдаче наличных денежных средств;
инвестиционные – это операции по инвестированию банком своих средств в
ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной
хозяйственно-финансовой деятельности, а также размещение в виде срочных вкладов
в другие кредитных организациях, инициатива исходит от банка, а не от клиента;
фондовые – это операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных),
операции с векселями, с ценными бумагами, котирующимися на фондовой бирже;
гарантийные – это операции по выдаче банком гарантий (поручительства)
уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий,
принося банкам доход в виде комиссионных.
По степени рискованности:
рисковые;
риск-нейтральные;
От характера размещения средств:
первичные, связанные с размещение средств на корреспондентских счетах, в
кассе;
вторичные, связанные с отчислением средств в резервный и страховой
фонды;
инвестиционные, связанные с вложением средств банка в собственный
портфель ценных бумаг.
От уровня доходности:
операции, приносящие доход;
операции, не приносящие доход (операции с наличностью, по
корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд ЦБ РФ, выдаче
беспроцентных ссуд).
30. Комиссионно-посреднические операции банка: понятие
виды.
Законом запрещено коммерческим банкам заниматься производственной,
торговой и страховой деятельностью.
Виды прочих операций банка:
1. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в
денежной форме;
2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств
в денежной форме;
3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по
договору с физическим и юридическим лицом;
4. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными
камнями;
5. предоставление в аренду сейфов или специальных помещений;
6. лизинговые операции;
7. консультационные, информационные услуги;
8. совместная деятельность.
31. Этапы процесса кредитования заемщиков коммерческими
банками.
Процесс кредитования банком заемщика можно условно разделить на
несколько этапов:
подготовительный, на котором изучаются возможности и целесообразность
предоставления кредита и принимается решение, а также осуществляется оформление
кредитного договора и другой документации;
текущий – непосредственное использование кредита;
заключительный – анализ эффективности кредитной сделки.
Важное значение имеет первый этап. На нем исследуется кредитоспособность
потенциального заемщика, оценивается риск, рассматривается возможность
предоставления ссуды с точки зрения кредитного потенциала банка и соответствия
основным направлениям его кредитной политики. Для решения вопроса о выдаче
кредита банк требует от клиента предоставления определенного набора документов:
кредитная заявка может быть стандартное заявление или письмо произвольной
формы, в котором указывается цель, сумма и срок испрашиваемого кредита;
копии, иногда подлинники учредительных документов, подтверждающие
правомочность клиентов в получении кредита;
бухгалтерская отчетность;
ТЭО кредитуемого мероприятия со всеми необходимыми расчетами;
копии контрактов, договоров, других документов, подтверждающих цель
кредита;
1. Финансы: понятие, фин как эк категория – это совокупность денеж. отношений, связанных
с созданием, распределением и использованием денеж. дох. и накоплений на основе
распред-я и расход-я ВВП и национального дохода. Но не все донеж. отношения
можно отнести к финансам, например, нельзя отнести денеж. отнош-я возникающие
при купле-продаже товаров, а также при оплате труда, которая влияет на фин.
отнош-я, но сама не служит элементом этих отношений. Пред-тие реализует свой
товар и получает выручку (Т-Д), но здест нет также фин. отношений. Фин. как
эк. категория: 1. Имеют денежную форму выражения; деньги являются
обязательным условием существования финансов. Нет денег – не м.б. финансов.
Появление фин. отнош-ий всегда даёт о себе знатьреальным движением
ден.средств.отсутствие такого движения на стадиях производ-ого процесса свид-ет
о том, что явл. местом возникновения финансов. 2. Имеют объективный хар-ер. 3.
Имеют специфич.общественное назначение.Сущность фин. отраж-ся в их функциях: 1.
Аккумулирующая (накопительная) выражается через процесс накопления денеж.ср-в,
необх-х для функциониров-я любой хоз. системы. 2. Распределительная -
распредел-е, осуществляемое финансовым методом в сфере материального
производства, обслуживают кругооборот производ-х фондов и участвуют в создании
новой стоимости.3. контрольная – связана с распределит-ой. Она становится
возможной поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает
своё выражение в денеж. форме. Огромное многообразие фин. отнош-ий создаёт
условия для контроля над формированием и использованием денеж.фондов.
контроль.функция реализ-ся через механизм фин. контроля – это мероприятия по
проверке распределит-х процессов при формировании фин.ресурсов. Сферой финан-го
контроля явл. все операции совершаемые с использованием денег. Признаки
фин-в: денеж. хар-ер, распределит. хар-ер,фин.отнош-я всегда связаны с
формир-ем денеж. дох. и накоплений, приним-их форму фин. ресурсов.
2. Функции:1.Аккумулирующая (накопительная) выражается через процесс накопления
денеж.ср-в, необх-х для функциониров-я любой хоз. системы. 2.
Распределительная - распредел-е, осуществляемое финансовым методом в сфере
материального производства, обслуживают кругооборот производ-х фондов и
участвуют в создании новой стоимости.3. контрольная – связана с распределит-ой.
Она становится возможной поскольку движение всех ценностей и ресурсов в
экономике получает своё выражение в денеж. форме. Огромное многообразие фин.
отнош-ий создаёт условия для контроля над формированием и использованием
денеж.фондов. контроль.функция реализ-ся через механизм фин. контроля – это
мероприятия по проверке распределит-х процессов при формировании фин.ресурсов.
Сферой финан-го контроля явл. все операции совершаемые с использованием денег. Признаки
фин-в: денеж. хар-ер, распределит. хар-ер,фин.отнош-я всегда связаны с
формир-ем денеж. дох. и накоплений, приним-их форму фин. ресурсов. Роль
финансов в условиях рыноч. экономики вытекает из того, что гос-во и
пред-тия явл. полноправными участниками рынка капит-ов, выступая в роли
кредиторов и заёмщиков. Правильная организация фин. позв-ет быстро
реагировать на изменения ситуации на рынке, приспосаб-ся к новым условиям. Фин.
играют важную роль в привлечении инвестиций, создание благоприятных условий для
функц-ия рынка капит-ов. Роль фин. в решении соц.-эк. задач закл. в обеспечении
необх-ми источниками финансирования соц.-эк. сферы, достижении
сбалансированности м/у экон. эффек-тью и соц. справедливостью.
3. Фин.сист. предс-ет собой совокуп-ть различ-х фин.отнош-ий, в процессе которых
разными методами и формами распр-ся, исполь-ся фонды денеж. средств
хоз.субъектов, гос-в. Подсистемы (элементы): 1. Централиз-е финансы (общегос-е):
-гос.бюджет – централизованный фонд денеж. ср-в гос-ва и выражает экономическое
отношение по перерас-ю национ-го дох. –внебюджет.фонды – сред-ва Федерального
правит-ва и регион-х властей, связанные с финансированием целевых расх., не
включ-ые в бюджет. Формирование внебюджет. фондов осуществ-ся за счёт
обязательных целевых отчислений, кот. имеют налоговую природу. – гос.кредит –
отражает кредит. отнош-ия по поводу мобилизации госуд-ом временно своб-х
денеж.средств различ-х субъектов на началах возвратности для финансирования
гос. расходов. Особенность гос.кредита закл. в аккумулировании фин. ресурсов
не участв-их в восспроиз-ве матер-х ценностей, а исполь-ся для покрытия
бюдж.деффиц-та. Обращение гос.долгов.обяз-в на РЦБ служит объектом регулирования
со стороны гос.инстит-ов и ЦБ методами кредитно-денеж. политики.- фонды
имущественного и личного страхования.- фондовый рынок.. 2. Финансы
пред-тия:-госуд-е,муницип-е,акционерные, арендные,частные,общественные
Фин. система имеет структуру: 1.централизованные фин., к кот. относ-ся
такие звенья: федеральный бюджет, регион-й, местный бюджет и внебюджет.
фонды.2.децентрализ. фин.: финансы пред-тия, финансы домашних хозяйств.
5. Внебюджет.фонды – это сред-ва фед правит-ва и местных властей,
всязанные с финанс-ем расх.,не включ. в бюджет. Формир-е внебюдж. фондов
осуществ-ся за счёт обязательных целевых отчислений, кот. для обычного
налогопл-ка ничем не отлич-ся от налогов. Небюдж фонды отделены от бюджетов и
имеют определённую самост-ть. В начале 90-х годов в России насчит-сь около 20
внеб.фондов, кот. подразделялись на экон-ие (дорожный, НИОКР и др.) и
социальные. В настоящее время сохранились лишь три соц.внеб. фондоа, кот. имеют
строго целевое назначение:1. пенсион. фонд - образован в соответ.
постанов-ем Верховного совета РСФСР от 22.12..90г.как самост-ое фин.-кредит.
учреждение. Его средства формир-ся за счёт: -страховых взносов работод-лей и
работающих, дотаций из федерального бюдж. и доходов от вложений в гос.ц.б. 2.Фонд
соц. страх-я: действует в соответ-ии с указом Презид. РФ от 7авг.92г. Основ.задачи
фонда-обеспечение гарантир-х гос. пособий: сред-ва фонда образ-ся из:
страх.взносов хоз.субъектов независимо от формы собственности, дох-ов от
инвестир-я части временно свобод-х средств и ассигнований из Фед.бюдж. 3.
Фонд обязат. медиц.страх-я: в соответ-ии с законом РСФСР «Об обязат. мед.
страх-нии граждан РСФСР» от 28.02.93г. созданы: Федер.фонд обязат.мед.страх-я,
Территор-ый фонд обязат-го мед.страх. (субъектов РФ). Средства фондов
формир-ся за счёт: страх. взносов хозяйст-их субъектов независимо от форм
собст-ти, ассигнований из федер.бюджета, добров-х взносов физ. и юр. лиц.
6. Финанс.рынок – сфера торговли деньгами. Включает рынок капиталов в
основ-ом для долгосроч вложений и рынок капит-ов для обращения акций, облигаций
и др. ц.б. Каптал – это свободно фин-ые ресурсы внутри страны и вне её.
Ф.р. находится под регулирующим воздействием гос-ва (приним-ся закон-во о
РЦБ,об акц-х общ-ах). Виды: 1. РЦБ – сегмент фин. рынка на кот. прод-ся
и покуп-ся все виды ц.б. Функц-ие РЦБ поз-ет упорядочить и повысить эфф-ть
многих эк. процессов (в перв очередь процесса инвест-я времен. свобод-х фин.
ресурсов). По условиям обращения фонд-х инстр-ов различ-ют: Первич.рынок
– рынок ц.б. на кот. осущ-ся первич. размещение их эмиссии. Вторич.рынок – это
рынок, где постоянно обращ-ся ц.б. проданные на первич.рынке. На РЦБ осущ-ся
деят-ть: брокерская, дилерская, клиринговая (опред-ся взаимные обяз-ва).2. Рынок
банковских услуг – операции банков: -по управлению имущ-ом (доверит. опер-ции);
-по выпуску, размеш-ю и хранению ц.б., а также по управ-ю ими; -по
платёжеспособному обороту: опер-ции с валютой, инкасация векселей и чеков.
Конкур-ция в банк.бизнесе очень обострена. Всё больше банков обеспеч-ют доступ
к счёту через интернет, формир-ют рынок услуг, куда входят налог., юридич.,
финанс-ое и туристич-е напр-е частных ВИП-клиентов с высок. Уровнем дох.3. производственные
фин-е инструменты – с самого начала глав.функция - обеспечить распределение
м/у участ-ми сделки рисков, связ-х с измен-ем сырьевых цен, валют. курсов,
проц-х ставок и т.д. Операции с произ.фин.инстр. и сегодня явл. глав.сред-ом
страх-я от различ-х рисков и управ-я ими и для целей спекуляции, т.е. получ-я
дох. от них.
7. Финансовый механизм: понятие, цели и задачи,
структура.
Сист-ма управл-я фин-ми, предназначена для орган-ии взиам-вия
фин.отнош-ий пред-ия, их денеж.поток-в и фондов денеж.средств в соответ-ии с
треб-ми экон.законов, путём использ-я фин.категорий и инструм-ов, стимулов,
льгот и санкций и на основе законод-х и нормат-х актов гос-ва. Т.образом если
финансы – объектив.эк. катег-я отражающая объектив. существ-е фин.
денеж.отнош-я, то фин.механизм – это объективно-субъект. сист.управ-я фин-ми,
организуемая предприятиями, гос-ом в соотв-ии с объективно существубщими
эк.законами. Структура – фин. механизм пред-ет собой сист. установ-х гос-ом
форм, видов и м-ов орган-ции фин.отнош-ий. Задачи: организация фин. взаимод-ий
пред-тия и гос-ва. Структура: Фин.механизм подраз-ся на директивный(предусм-ет
подетальную прораб-ку всей сист. орган-циифин. отнош-ий, в кот. участ-ет
гос-во:налоги, гос.кредит, расх.бюджета, бюдж. финансир-е , фин.планир-е). и
регулирующий(примен-ся в сегменте финансов, не затрагив-ем прямо интересы
гос-ва и пред-ет установ-ие основных правил).
8. Органы управления фин-ми. Управление фин-ми в РФ осуш-ют высшие законод-ые органы
власти: Федер.собрание и две его полаты: Гос.дума и Совет Федерации. Такое
управление имеет место при рассмотрении и утвер-ии федер.бюдж. и утверж-нии учёта
о его испол-я. Важнейшим органом осущ-ия управ-я фин-ми выступ-ет Мин.Фин.РФ.
Его задачи: разраб-ка и реал-ция стратегич. направ-ий единой гос. фин.
политики, сост-е проекта и испол-ие бюдж., концентрация фин.ресур-ов на
приорит-х направ-ях соц.-эк. развития РФ, фин.контроля за рацион.расх. бюдж.
средств. Минист-во по нал.и сборам – осущест-ет контроль за правельным
исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюдж.всех обязат-х платежей.
Налог.полиция осущ-ет предупр-ие, выявл-е и пресеч-е налог. пост-ий.
Гос.таможен.комитет – несёт ответс-ть за поступл-ие тамож-х пошлин, проводят
налог.провер-ку и взимание недоимок по налогам. Фин.менеджмент – это
эффектив.управление ресурсами предприятия. Оснв.методы фин. управ-ия:
прогноз-е, планиров-ие, налогообл-е, самофин-е, кредит-ие, сист.фин.санкций.
9. Мин.Фин.РФ – важный орган осущ-ий управл-ие фин-ми. Цель
– управление фин-ми. Задачи: разраб-ка и реализ-ция стратег-х направ-ий единой
гос.фин.полит-ки, сост-ие проекта и исполнение федер-го бюдж.,соверш-ие м-ов
бюдж.планир-я, определения ценовой пол-ки. Имеет департаменты: бюджетный,
финансир-я промыш-ти, строит-ва, трансп-х систем, с/х, иностр. Кредитов,
налог.реформ, гос.ц.б. Важное подразд-ие – Главное управ-ие федер-го казнач-ва:
отв-ечает за кассовое испол-ие бюджета.
10. Фин.полит.гос-ва – это сов-ть гос. меропр-ий, направ-х на мобилиз-ю
фин-х ресур-в, их распред-е, использов-е для выполнения гос. его ф-ций.
Механизм реализ-ции фин. полит-ки вкл. в себя: 1.выработку концепций развития
фин.сист.гос-ва;2.основ.направ-я исполь-я фин.механ-ма в эк-й полит-ке
гос-ва;3.составление целевых программ по укреп-ю общегос-х и территор-х
фин-в;4.разработка конкрет.мер по достиж-ю пост-х целей. ФП:
бюдж.полит.,кредитная пол., валютная, налог. полит. Текущая ФП заключ.в
операт-ом регул-ии фин.рынка и его звеньев, обеспечение норм-го функц-я фин.
механ-ма. Долгосроч.ФП направлена на решение крупномасш-х эк-х задач и
затраг-ет структ-ые измен-я фин-ой сист-мы и фин.мех-ма в преспективе.
Фин.пред. разраб-ся только по тем направ-ям фин. деят-ти, кот.треб-ют
обеспеч-ия наиб.эффект-го управл-я для лостиж-я глав.цели.формиров-е фин.пол.
на пред-тии м. носить многоуров-ый хар-ер. В свою очередь, полит-ка формир-я
соб-х фин.рес-ов может включать в себя в качестве самост-х блоков дивид-ую
пол-ку,эмисс-ю пол-у.
11. Финанс.планир-е – процесс определ-я колич-х и качест-х парам-ов
развития фин.сист-мы. Основ.направ-я фин.план-я: 1.стратегическое –
направлено на опред-ие общей концепции развит-я фин.сист.2.оперативное
(текущее) – напр-но на опред-ие конкрет-х показ-ей разв-итя фин.сист. на
текущ.планир-й период. Инструменты: 1.контрольные цифры – значение
планир-го показ-ля. 2. Фина-ые лимиты – предельно допуст-ые по верхн. границе
значения планир-го показ-ля, повышение которого рассмат-ся как фин.
наруш-е.3.экономич-е нормативы – соотношение м/у двумя взаимосв-ми показ-ми,
устанав-мое в % или в стоим-ом выражении. Фин.прогноз-е – это основа для
финансового планирования на предприятии (т.е.состав-е стратег-х, текущ-х и
операт-х планов) и для фин-го бюджет-я. Отправ-й точкой фин. прогноз-я явл.
прогноз продаж и соответ-х им расх. Отличие фин. планир-я от фин.прогноз-я
закл. в том, что при прогноз-ии оцен-ся возможные будующие фин. послед-я
приним-х реш-ий и внеш.факторов, а при планировании фиксир-ся фин. показ-ли,
кот. комп. стремиться достичь в будущем. Формы фин. план. – прогнозный
баланс, прогноз.отчёт о движении денеж. средств,прогноз.отчёт о прибыли;
бюджетирование.
12. Финанс.контроль - это мероприятия по проверке распред-х процессов
при формир-ии и использ-нии фин. ресурсов. Виды фин.контр.: 1.
Общегосуд. и фин. контроль (Мин.Фин, Счётн. Палатаи.т.д.).
2.Внутриведомственный фин. контроль (контрольно-ревизион. отделы минист-в). 3.
внуртихоз. фин.кон-ль(бух-я, фин. службы и.т.д.). 4.независимый фин.кон-ль:1.по
врем-и осуществ-ия: предварит-й, текущий, последующий;2.по степени охвата:
сплошной и выбороч-й,тематич-й и комплексный, полный и частичный.3.по форме
осущ-я: анализ,обследов-е, проверка или ревизия.4.по форме осущ-я фин.
контр-ля: превент-ые, текущие, тематические, ревизии. Принцип: 1.плановости
–провод-ся на основе годовых, кварт-х и месячных планов проведения конкрет-х
мероп-ий. 2. системности – при проведении контр-х мероп-ий должны рассмат-ся
все стороны объекта контроля.3.непрерывности – все объекты контроля подлежат
предвар-му и послед-му контролю в сроки.4.законности – обусловлен Констит РФ,
т.е.гос.и все его орг-ны действ-ют на основ-ии законности, обеспечив-ют охрану
интересов общ-ва и граждан. 5.объективности – предопределяет полное, правильное
и объект-ое объяснения рез-ов контроля на основе сопост-я проверенных фактов с
законами.
6. независимости – устанавл-ет недопуст-ть к-л силового, матер-го или
морального воздействия на субъект контроля.7.гласности – вытекает из сущности
контроля, результат кот. доводят до сведения коллектива, чья деят-ть
проверялась.8.эффек-ти – проявл-ся в своевр-ти и полноте выявления отклонений
от заданного, их причин и виновников.
13. Гос финансовый контроль. Включает контроль за исполн-ем федер-го бюдж. и бюдж-в
федер.внебюдж.фондов, за орган-ей денеж.обращ-ия, исполь-ем
кредит.ресур-ов,состоя-ем гос.внутр-ого и внеш долга. Гос.фин.контроль, как
внеш., так и внутр. – это проверка на соответ-ие законод-ву деят-ти объектов
гос.фин. контроля в части исполнения, ведения учёта и отчётности по исполнению
бюджета. В этой связи м.выделить принципы: 1.плановости –провод-ся на
основе годовых, кварт-х и месячных планов проведения конкрет-х мероп-ий. 2.
системности – при проведении контр-х мероп-ий должны рассмат-ся все стороны
объекта контроля.3.непрерывности – все объекты контроля подлежат предвар-му и
послед-му контролю в сроки.4.законности – обусловлен Констит.РФ, т.е.гос.и все
его орг-ны действ-ют на основ-ии законности, обеспечив-ют охрану интересов
общ-ва и граждан.5.объективности – предопределяет полное, правильное и
объект-ое объяснения рез-ов контроля на основе сопост-я проверенных фактов с
законами. 6.независимости – устанавл-ет недопуст-ть к-л силового,матер-го или
морального воздействия на субъект контроля.7.гласности – вытекает из сущности
контроля, результат кот. доводят до сведения коллектива, чья деят-ть
проверялась.8.эффек-ти – проявл-ся в своевр-ти и полноте выявления отклонений
от заданного, их причин и виновников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|