бесплатные рефераты

Шпоры к госам

Надбавка обеспечивает поступление средств на:

покрытие расходов на проведение страхования (оплата труда
страховых работников, содержание зданий и оборудования, рек­
лама и др.);

формирование запасных фондов по рисковым видам страхования;

финансирование мероприятий но предупреждению стихийных
бедствий и т. д.

Надбавки могут быть рисковые, за рассрочку и др.

Рисковая надбавка используется для создания страхового фонда на случай выплат страхового возмещения при повышенных убытках, пре­вышающих средний уровень.

Надбавка за рассрочку представляет собой часть тарифа по долго­срочным видам страхования жизни, которая компенсирует потери страховой компании за предоставление страхователю рассрочки при уплате взносов.



3.Финансоваяустойчивость страховщиков.     

Под фин. уст-ю страховщика следует понимать его безусловную способность исполнить обязательства по осуществлению страх. выплаты в пользу страхователя или выгодоприобретателя. Именно фин. уст-ть страх. компании явл. главным объектом контроля со стороны органов страх. надзора. Такой контроль осуществляется путем проверки фин. отчетности и соблюдения установленных показателей,характеризующих платежеспособность страховщиков.Согласно действующему закон-ву гарантиями фин. уст-сти и платеж-ти страховщика являются:· оплаченный уставный капитал не ниже установленного зако­нодательством размера;· страх. резервы, рассчитанные в установленном порядке и гарантирующие страховые выплаты;· сис-ма перестрахования;· соблюдение нормативного соотношения между активами и обяз-ми; соблюдение норматива максимальной ответственности за принятие на страх. отдельного риска.                                  Достаточный размер уставного капитала гарантирует выполнение обязательств страх. компании на начальном этапе ее деят-ти, поскольку поступление страх. взносов в этот период бывает незначительным и уставный капитал явл. единственной гарантиейплатежеспособности компании.Поэтому мин. размер уставного капитала, необходимый в начале деятельности страх. компании, уст-тся в зак-ом порядке. Однако значительный уставный капитал важен и для действующих страх. компаний, так как позволяет в необходимых случаях расширить сферу деятельности, а также выполняет роль стабилизационного резерва. Страх. резервы отражают размер не исполненных на данный момент времени обяз-ств страховщика по страх. вы­платам. Обязанность страховщиков формировать страх. резервы закреплена Законом об организации страх. дела. Страх. резервы рассчитываются при проведении каждого вида страхования. Их размер определяется в результате тщательного ан-за операций страховщика, основанного на трудоемких математических расчетах.                                                                                                  Под перестрахованием понимается передача страховщиком  принятой на себя ответственности по договору страхования другому страховщику в части, превышающей допустимый размер собственного удержания. С помощью перестрахования достигаются устойчивость и однородность страх. портфеля. В соответствии с действующим законодательством страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и обязательствами. Методика расчета этого соотношения и установленный обязательный для компании размер свободных активов (средств) устанавливаются Федеральным органом страхового надзора.


4. Обеспечение платежеспособности страховой компании.

Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соот­ношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соот­ношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховаться перестраховщиков риск испол­нения соответствующих обязательств.Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условияхдиверсификации, возвратности,прибыльности и ликвидности.

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операдий и от четности страховщиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с МинФином РФ и Госу­дарственным комитетом РФ по статистике.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет ден. средств, на день подачи юр. лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч мрот - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч мрот - при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч мини­мальных размеров оплаты труда - при проведении исключительно перестрахования.

Порядок формирования резервов - Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем

страхование жизни (утв. приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н) исходя из таблиц

Страховые резервы включают:

резерв незаработанной премии (далее - РНП);

резервы убытков,

резерв заявленных, но неурегулированных убытков (далее - РЗУ);

резерв произошедших, но незаявленных убытков (далее - РПНУ);

стабилизационный резерв (далее - СР);

иные страховые резервы.

Страховые резервы, образуемые страховщиками не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.


5. Личное страхование и его виды.  личное страхование (индивидуальное) — это отрасль страхования, с помощью которой осуществляется страхо­вая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния.

В качестве объектов личного страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Конкретными событиями, на случай которых оно производится, являются дожитие до окончания срока страхования, обусловленного возраста или события, наступле­ние смерти страхователя или застрахованного либо потеря здоровья в период страхования от оговоренных событий, как правило, от не­счастных случаев.

Личное страхование включает в себя страхование жизни, страхо­вание от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование (табл. ).

Основной целью страхования жизни является предотвращение кри­тического ухудшения уровня жизни людей, материально зависящих от застрахованного в случае утраты ими источника дохода по причине смерти, полной или частичной утраты трудоспособности.

Страхование жизни носит долгосрочный характер, так как догово­ры заключаются на несколько лет или пожизненно.

Страхование жизни предусматривает выплату страховой суммы страхователю или другому лицу в связи с:

-дожитием до обусловленного срока или события либо до пенси­
онного возраста с последующей пожизненной выплатой ежеме­
сячной пенсии в установленном размере;

-наступлением смерти застрахованного лица;

-различными увечьями от несчастного случая, произошедшего в
период страхования. Это страхование выполняет сберегательную функцию, т. е. накоп­ление денежных средств.

Существуют следующие разновидности личного страхования:

смешанное страхование жизни;

страхование детей;

страхование к  бракосочетанию

страх. дополнительной пенсии;

семейное страхование жизни.

Осочетанию

Виды страх. и тарифы:

1. Страх. Жизни.(срок договора от 1 мес. До 20 лет,как правило, 1 год) Страх. Событием здесь явл. то, что окончание срока действия договора- смерть застрахованного, травмы произошедшие как на производстве, так и в быту.Страх. тариф в % - от 0,8 до 3.

2.Страх. от несчастных случаев.(1 мес. До 5 лет) Страх.событие-травмы, смерть.Страх тариф – от 0,5 до 20.

3.Страх. отдельных рисков. (от 1 мес.)Страх. Событие – травма, отравление. (от 0,8 до 3)

4. Страхование детей от несчастных случаев. (1 мес) Страх. Событие – травма, отравление,смерть ребенка.     ( от 0,5 до 10)


6. Имущественное страхование и его виды.

Имущественное страхование - в РФ - отрасль страхования, в которой объектом страховых отноше­ний выступает имущество в различных видах.

Застрахованным может быть имущество, являющееся собственностью страхователя либо находя­щееся в его владении, пользовании или распоряжении,

Страхователями выступают либо собственники имущества либо другие лица, несущие ответствен-ность за его сохранность.

Застрахованное имущество - материальные ценности, на которые распространяется обязательное страхование или договор добровольного страхования. Застрахованное имущество может быть представ­лено одним предметом или совокупностью предметов.

Интерес владельца имущества - имущество и убытки (потеря прибыли), которые могут возникнуть по связи с владением имуществом. Стандартные условия страхования предусматривают страховое по-крытие страхованием только самого имущества.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, свя­занные с владением, пользованием В распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает:

Страхование средств наземного транспорта.

Страхование средств воздушного транспорта.

Страхование средств водного транспорта.

Страхование грузов.

Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.

Страхование финансовых рисков.

Видами имущественного страхования, например, являются:

страхование Имущества от огня;

страхование Имущества от бури;

страхование грузов;

страхование от убытков вследствие остановки производстве;

страхование отдельных видов транспортных средств; Имущественное страхование делится на несколько подотраслей:

страхование Имущества предприятий,

страхование Имущества граждан

транспортное страхование грузов и грузоперевозок.


7. Договор страхования — это двустороннее соглашение между стра­хователем и страховщиком.

При страховании кредита может быть заключен как трехсторонний договор (банк — заемщик — страховое общество), так и двусторонний (заемщик — страховое общество).

В первом случае среди прочих условий оговариваются действия бан­ка и страхового общества в отношении друг друга и совместные по от­ношению к заемщику. Во втором случае страховое общество самостоя­тельно принимает на себя всю ответственность за поведение заемщика. В каждом из этих вариантов есть свои положительные и отрицатель­ные моменты. В принципе, экономически целесообразно и страховщи­ку, и банку подписывать трехсторонний договор.

Договор страхования представляет собой соглашение между стра­хователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю, а тот обязуется выплачивать страховые выплаты в установленные сроки. В договоре страхования могут содержаться и другие условия, опреде­ляемые по соглашению сторон. Они должны отвечать общим условиям сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Для заключения договора страхователь представляет страховщику заявление о своем намерении заключить договор страхования.

Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховате­лем первого страхового взноса, если договором или законом не пре­дусмотрено иное.

Факт заключения договора страхования удостоверяется передан­ным страховщиком страхователю страховым свидетельством (поли­сом, сертификатом) с приложением правил страхования.

Страховое свидетельство должно содержать:

наименование документа;

наименование, юридический адрес и банковские реквизиты стра­
ховщика;

фамилию, имя, отчество или наименование страхователя и его
адрес;

указание объекта страхования;

размер страховой суммы;

указание страхового риска;

размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

срок действия договора;

порядок изменения и прекращения договора;

другие условия по соглашению сторон.


8. Резервы страховых компаний.

Порядок формирования резервов - Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни (утв. приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51 н) исходя из таблиц

Страховые резервы включают:

резерв незаработанной премии (далее - РНП);

резервы убытков;

резерв заявленных, но неурегулированных убытков (далее - РЗУ);

резерв произошедших, но незаявленных убытков (далее - РПНУ);

стабилизационный резерв (далее - СР);

резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств (далее - резерв выравнивания убытков);

резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхова­нию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (далее - стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортиых средств);иные страховые резервы.

Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности.



9. Инвестиционная деятельность страховых компаний.

Страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пре­делах страховых сумм по этим договорам


10. Страхование ответственности — это отрасль страхования, где объек­том страхования выступает ответственность перед третьими физичес­кими или юридическими лицами вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

В этой отрасли страхования объектом выступает ответственность перед третьими физическими или юридическими лицами (т. е. гражда­нами и хозяйствующими субъектами) вследствие какого-либо дей­ствия или бездействия страхователя Страхование ответственности предусматривает возможность при­чинения вреда как здоровью, так и имуществу третьих лиц, которым в силу закона и по решению суда производятся соответствующие вы­платы, компенсирующие причиненный вред. В страховании ответ­ственности наряду со страхователем и страховщиком третьей сторо­ной (третьим лицом) могут выступать любые не определенные заранее лица. Страхование ответственности не предусматривает установления страховой суммы и застрахованного, т. е. гражданина или хозяйствую­щего субъекта, которым должно быть выплачено возмещение.

Страхование ответственности всегда было для страховщиков убы­точно. Однако оно дает возможность страховщикам расширить круг общения с более элитными слоями общества.

Виды и тарифы ответственности:

1. Срахование от вынужденного простоя производства. Срок – от 15 дн. До 12 мес. Страховое событие – простой пр-ва, в результате пожара, аварий, действий третьего лица. Тариф в % - 0,2 – 5.

2.Страх. кредитов. Срок – срок действия кредитного договора. Стр. событие – непогашение заемщиком суммы кредита по договору в срок. Тариф в % - 8 – 15.

3. Стр-ие гражданской ответственности. Срок – 1 год. Стр. событие – предъявление страхователю имущественных претензий в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба. Тариф в % - 0,2 – 6.


11. Страховой рынок России и тенденции его развития.Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи яв-. ляются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и от­личны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования; В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской федерации» от 31 декабря 1997г. под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите Имущественных интерес сов граждан, предприятий) учреждений и организаций при наступлении определенных событий (стра­ховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

На рынке наметились качественные изменения. В массовом порядке развивались реальные виды страхования, росло качество и количество предлагаемых услуг, условия страхования становились более гибкими. Реформы законодательства в области бухгалтерского учета, налогообложения, страхования, банковского дела, антимонопольного регулирования формировали новые правила ведения страхового бизнеса, стимулировали повышение профессионализма страховщиков, рост активов и уставных капита­лов страховых компаний, что повышает их финансовую устойчивость

Наиболее сложной проблемой остается страхование промышленных активов. По экспертным оцен­кам, в стране в 2002 году было застраховано не более 10% промышленных активов. Остальные 90% ли­бо вовсе не охвачены страховой защитой, либо застрахованы на символические суммы


12. Перестрахование и его виды. Перестрахование - является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определен­ных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).Объект - риск исполнения страховщиком своих обязательств перед страхователем или риск страхо­вой выплаты.

1. Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

2 При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору.

3 Допускается последовательное заключение двух или нескольких договоров перестрахования.

Перестрахование не является страхованием предпринимательского риска страховщика - к этим от­ношениям лишь применяются соответствующие правила, если договором не предусмотрено иное.

Виды:

Облигаторное перестрахование - обязательная форма перестрахования, согласно которой все страховые компании, действующие на территории страны, в силу существующего законодательства обязаны передавать в предписанной доле государственной или иной перестраховочной компании все принимаемые на страхование риски.

Цель облигаторного перестрахования - максимальное использование емкости страхового рынка страны для предотвращения утечки валюты за границу по каналам перестрахования.

Пропорциональное перестрахование - перестрахование, при Котором перестрахователь и пере­страховщик в оговоренной фиксированной пропорции участвуют в премиях и убытках по каждому рис­ку в соответствии с достигнутым соглашением. Различают два основных типа пропорционального пере­страхования - квотное и эксцедентное.

Непропорциональное перестрахование - перестрахование, по которому перестраховщик несет ответственность за убытки, превышающие определенную сумму. Непропорциональное перестрахование оформляется договором эксцедента убытка.

Факультативное перестрахование - метод перестрахования, при котором перестрахователю и пе­рестраховщику предоставлена возможность оценки рисков, которые могут быть переданы в перестрахо-вание полностью или частично. В случае факультативного перестрахования перестраховщик имеет пра­во принять на себя отдельный риск или отказаться от него.


13. Взаимное страхование — негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физи­ческих, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество  взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т.е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. Общество вза­имного страхования выступает как объединение физических или юридических лиц, созданное на основе добровольного соглаше­ния между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Общество взаимного страхования является юридиче­ским лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Каждый страхователь является членом-пайщиком общества взаимного страхования. Минимальное количество чле­нов-пайщиков определяется уставом общества. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовая база для деятельности обществ взаимного страхования. За рубежом обще­ства взаимного страхования являются крупными хозяйствующи­ми субъектами регионального, национального и международного страхового рынка.


14.Правовое регулирование страх. деятельности. Под страховой деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в области страхования, а также деятельность страховщиков как по созданию и использо­ванию страховых фондов, так и по управлению временно свободными от страховых выплат финансовыми средствами (страховыми резервами). Государственный надзор за страховой деятельностью по содер­жанию следует разграничить на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка надзорным орга­ном соответствия страховых организаций требованиям, установленным законодательством, и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.К текущему надзору следует отнести проверку соблюдения требо­ваний законодательства профессиональными участниками страхового рынка при осуществлении ими деятельности: сбор и анализ отчет­ности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.д.  Основным источником в области правового регулирования страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации», представляющий собой новую редакцию Закона РФ «О страховании» 1992 г. принятую Законом РФ от 17 декабря 1997 г. «О вне­сении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"».Органом страхового надзора в настоящее время является Министерство финансов РФ, в составе которого нахо­дится департамент страхового надзора Основные функции и компетен­ция этого органа определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации стра­хового дела в РФ». К ним относятся:а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности,б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров,в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков,г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности,д) разработка нормативных и методических документов по вопро­сам страховой деятельности,е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и пред­ставление в установленном порядкепредложений по развитию и совер­шенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г № 609 «О территориальных органах страхового надзора» предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, кот. вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой дея­тельности, информацию об их финансовом положении, получать необ­ходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан (п. 9 постановления


15.0рганнзацнонно-правовые формы страховых компаний.

Организационно-правовыми формами страхования являются государственное страхование, страхо­вание, проводимое акционерными обществами, взаимное и кооперативное страхование. Пока среди на­званных форм не определилось место взаимного страхования, которое играет заметную роль в странах о рыночной экономикой и было развито в дореволюционной России.

Государственное страхование — это форма страхования, в условиях которой в качестве страхов­щика выступает государственная организация.

Акционерное страхование — такая организационная форма страховой деятельности, при которой в качестве страховщиков выступают акционерные общества, формирующие свой уставный капитал по­средством акций (иногда облигации).

Взаимное страхование — организационная форма страховой защиты, при которой каждый страхо­ватель одновременно является членом страхового общества, т. е. это объединение страхователей в целях обеспечения взаимопомощи.

кооперативное страхование по своему содержанию равнозначно взаимному страхованию.

Несмотря на конкурентные отношения страховых организаций, в ряде случаев необходимо их со-трудничество. Одной из форм сотрудничества является перестрахование. Оно требуется прежде всего в перестраховании крупных и опасных объектов. Другой формой сотрудничества страховых компаний является совместное страхование (сострахование) на долевых началах крупных объектов или опасных рисков. В развитом виде такое сотрудничество приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов,

Пул страховой — это объединение страховых компаний для совместного страхования определен­ных рисков. Создается преимущественно при приеме на страхование опасных, крупных или новых рис-ков. Деятельность пула строится на принципе сострахования. Пулы получили развитие за рубежом в страховании авиационных, атомных, военных рисков, ответственности и т.д.

Становление страхового дела в Российской Федерации привело к созданию ассоциаций (союзов) страховщиков. Эти ассоциации имеют своей целью оказание методической и организационной помо­щи своим учредителям, координацию их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов по страхованию, содействие научной разработке вопросов развития страхования и т.д. На российском страховом рынке в настоящее время функционируют более • 40 ассоциаций страховщиков.




Бюджетная система РФ

 
1.Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов

Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. (см.: Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 1999. - с. 12). При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.

Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).

При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.


6. Доходы бюджетов. Правовое и эк обоснование формирования доходов бюджета.

Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Состав и особенности формирования доходов определены Бюдж Кодексом. Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (около 75%).

Вторую группу составляют неналоговые доходы – 15%.  Неналоговые доходы складываются из: 1) доходов на использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; 3) средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия; 4) доходов в виде финансовой помощи, полученной из бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Федеральные органы законодательной власти могут установить новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в бюджетный кодекс РФ.

И третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов – 10% (Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.)



2.Бюдж система РФ, ее структура и назначение. Направления реформирования БС РФ.

Бюдж система РФ – это основанная на эконом отношениях и госуд устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федер бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

БС РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

федеральный бюджет и бюджеты госуд внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Первый и второй уровни БС, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно госуд бюджета бюджеты госуд внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами госуд внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

В  настоящее время  БС РФ находится в стадии реформирования:

1. В 2004г приняты важнейшие законы по разграничению расходных полномочий м/д уровнями  органов власти. Это привело к внесению в БК и НК изменений, которые направлены на обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетов всех уровней власти, закрепление за ними на долгосрочной основе собственных доходных источников, выравнивание исходя их объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.

2. в ходе осуществляемой бюдж реформы акценты бюдж процесса предполагается перенести с управления затратами на управление результатами. Бюджет планируется, начиная с 2006г., формировать, исходя из целей и планируемых результатов госуд политики, а бюдж ассигнования должны иметь четкую привязку к государственным функциям.

Направления реформирования:

-  повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе.

-  Распределение бюдж ресурсов м/д администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в сооств со среднесрочными приоритетами соц-эк политики в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

-  Ориентация целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиц, научно-тех проектов межотраслевого характера.

-  Создание новой нормативной базы и  обеспечение четкого соблюдения правил госуд закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах гос-ва закупки.

   Претерпела изменение классификация доходов:

В бюджетной классификации, действующей с 2005г осуществлено:

закрепление доходных источников за соотв администраторами поступлений в бюджеты  РФ.

приближение классиф дох бюджетов РФ к международ стандартам статистики госуд финансов.




7. Доходы ФБ, их состав т стр-ра. Осн источники дох на 2004-2005г.

Дох бюдж-ДС, поступающие в безвозм  и безвозвр порядке в соотв с законод-вом в распоряжение органов гос власти соответствующего уровня.

В дох ФБ зачисл-ся собствнееые налогов дох ФБ за исключ налоговых дох, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам др уровней бюдж системы РФ, и собств неналог дох. Также в процессе исполнения ФБ в его дох м поступать ср-ва по взаимным расчетам из бюдж-ов РФ, др безвозмездные перечисления. Дох ФБ подразд-ся на 2 группы: налоговые и неналог.

Налоговые:

1. федер налоги и сборы, перечень и ставки к-ых опред-ся налоговым законод-вом РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования м/д бюджетами разных уровней БС РФ утвержд-ся фед законом о ФБ

2. тамож пошлины, тамож сборы и иные тамож платежи

3. госуд пошлина в соотв с законод-вом РФ

Неналоговые дох ФБ форм-ся за счет:

1. дох от использ-ия имущ-ва, наход-ся в гос собств-ти

2. дох от платных услуг, оказываемых бюдж учереждениями, находящимися в ведении органов гос власти РФ, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законод-вом о налогах, в полном рбъеме.

3. части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обяз платежей.

  В дох ФБ также учитыв-ся:

1. прибыль банка России, остающ-ся после уплаты налогов и иных обяз платежей.

2. дох от внешнеэк деят-ти.

  Собств дох ФБ м передав-ся бюдж-ам суб-тов РФ и местным бюдж по нормативам, устанавливаемым ф з о ФБ на очередной фин год на срок менее 3 лет и ф з «О фин основах местного самоупр-ия в РФ».

Установл новых видов нал, их отмена или изменение возможны только путем внесения соотв изменений в налог законод-во РФ.

Фед органы законод власти м устанавл-ть новые виды неналог дох, отменять или изменять действующие после представления фед органами исполнит власти своего заключения и только путем внесения изм в Бюдж кодекс.

  Внесение изм и дополн в законод РФ о фед налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в теч текущ фин года, допускается только в случае внесения соотв изм и дополн в ф з о ФБ на текущ фин год.

  Фед органы исп власти предост-ют налог кредиты , отсрочки и рассрочки по упл налогов и иныз обяз платежей в ФБ в соотв с нал законод РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по упл нал и иных обяз платежей, определенных ф з о ФБ на очередной фин год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ