бесплатные рефераты

Шпоры к госам

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, обновления промышленного потенциала, повышения конкурентоспособности впускаемой продукции в России следует более высокими темпами осуществлять лизинговые отношения как внутри страны, так и на международном уровне.

Преимущества лизинга:

Широкий комплекс предоставляемых услуг;

Предприятие получает арендуемое имущество и начинает его эксплуатацию без отвлечения значительной суммы средств из хозяйственного оборота;

Возможность сохранения оптимального соотношения собственных и заемных средств;

Гибкий порядок платежей;

Возможность выкупа оборудования;

Ускорение обновления технической базы;

Меньшая потребность в дополнительных гарантиях, т.к. обеспечением является арендуемое имущество;

Имущество по лизинговому договору учитывается на балансе лизингодателя, а лизинговые платежи относятся на издержки производства, что снижает н/обл прибыль.

Недостатки лизинга:

Отсутствие развитого законодательства в этой области;

Сохранение дефицита денежных средств;

Отсутствие надежных лизинговых компаний.


16. Проектное финансирование.

Проектное финансирование является новой формой долгосрочного международного кредитования, т.е. кредитования объекта от стадии проектирования до его пуска в эксплуатацию. Несмотря на то, что общепринят термин «проектное финансирование», речь идет не об субсидировании, а о кредитовании проектов.

Специфичность проектного кредитования заключается в том, что основные этапы инвестиционного цикла взаимоувязаны между собой и являются предметом деятельности определенного банковского сообщества, которой возглавляет банк-менеджер. Проектное кредитование может стать одним из основных методов кредитования экономически жизнеспособных проектов в России. Иностранные партнеры в этом случае вносят капитал, оборудование, технологию, менеджмент. Относительно отечественной практики проектного финансирования следует отметить, что такой метод кредитования находится на начальной стадии своего развития.

Главная цель проектного финансирования состоит в приведении метода заимствования необходимых средств соответствующему проекту. На практике в зависимости от вида проекта, целей учредителя, взаимоотношений между ними и банком, конъюнктуры рынка кредитов имеется различное распределение рисков между кредиторами и учредителями. Поэтому различают 3 формы кредитования:

С правом полного регресса. При этой форме учредитель несет полную ответственность по всем видам риска проектов, а кредитор не принимает на себя никаких рисков. Это наиболее простая форма проектного кредитования и договор такого кредитования можно заключить быстро под небольшую процентную ставку. Применяется эта форма финансирования в следующих случаях:

Предоставление средств для финансирования проектов, выполняемых по заказам государства; несамофинансируемых проектов, имеющих возможность погасить кредиты за счет других доходов заемщика;

Выделение средств в форме экспортного кредита;

Предоставление средств для небольших проектов, которые чувствительны даже к небольшому увеличению расходов, не предусмотренными первоначальными расчетами;

С правом частичного регресса. Эта форма заключается в том, что риски проектов распределяются между учредителями и банками в определенном соотношении. Такая форма кредитования на практике встречается достаточно часто. Без права регресса. Здесь банки берут на себя большинство рисков , отказываясь во многом от требований к учредителям. Банки практически возлагают на себя ответственность за реализацию проекта. В этом случае форма кредитования дорога и трудно осуществима. Поэтому на практике встречается редко. Благоприятными условиями кредитования без права регресса считается тот случай, когда объект инвестирования находится в стране со стабильным политическим климатом, привлечена новая технология, продукция может быть легко реализована на неизвестных рынках, кредиторы имеют возможность достаточно точно оценить будущие риски.

Основными принципами проектного кредитования , принятыми в мировой практике являются:

Пессимистический прогноз банка при оценке проекта;

Тщательное изучение динамики спроса и цен на продукцию;

Гарантии спонсоров проекта;

Проектное финансирование, предусматривающее различные условия предоставления кредитов.

При оценке проекта банк исходит из пессимистических оценок будущего проекта. Расчет запаса прочности проекта (отношение чистых поступлений от его реализации к сумме задолженности по кредиту и процентам) осуществляется с учетом наименее благоприятных вариантов развития событий.

До подписания кредитного договора идет процесс детального анализа спроса и цен на продукцию, для производства которой требуется кредит, с целью определения тренда на период эксплуатации инвестируемого объекта. Как правило, проводится сравнительный анализ трех вариантов: проект спонсора, пессимистический сценарий банка и базовый вариант, который готовится независимыми экспертами.

Дополнительным обеспечением погашения кредита являются гарантии спонсоров проекта. В качестве гарантий выступает платежная гарантия (безусловное обязательство при наступлении гарантийного случая перечислить банку определенную сумму), гарантия завершения проекта (обязательство спонсоров не отказываться от реализации проекта), гарантия в форме депозита спонсора, реализующего проект, в банке-кредиторе.

Возможность финансовых операций при проектном финансировании должна предусматривать различные условия предоставления кредитов. Проектное кредитование в международной практике обычно предусматривает следующие соотношения между собственными и заемными средствами в зависимости от отрасли: 10:90, 25:75, 35:65. привлечение заемных средств, особенно на начальной стадии, прочное привязывает заемщика к проекту, чем в случае реализации последнего исключительно за счет заемных средств.

Проектное кредитование, в отличии от обычного банковского, имеет свои особенности:

При банковском кредитовании должником является уже существующая организация. Решение о предоставлении кредита принимается на основе оценки финансовых результатов должника, его репутации и кредитоспособности. При проектном кредитовании к должнику понятия финансовые результаты и репутация неприемлемы. Проектная организация (венчурная организация) создается исключительно в целях реализации проекта.

При проектном кредитовании имеется возможность привлечения инвестиций в больших объемах в отличии от этого, привлечение обычных банковских инвестиций в больших объемах, особенно для небольших и средних организаций, практически закрыто.

Проектное кредитование дает возможность учредителям инвестируемой компании переносить часть своих рисков на других участников проекта. При банковском кредитовании владелец инвестиций несет возможные риски в одиночку.

При проектном кредитовании появляется возможность одновременно использовать несколько источников заемных инвестиций. При этом может быть получен доступ к более выгодным кредитам (МБРР, ЕБРР).

Следует отметить, что проектное кредитование обладает рядом особенностей, которые требуют тщательного подхода при выборе этого метода кредитования. Например, существует противоречие между стремлением учредителей инвестируемой организации и банком-инвестором. Учредители стремятся максимально переложить риски на банки-инвесторы и достичь выгодных условий кредитования. Поэтому одной из главных задач банка-инвестора является выяснение целей учредителей, выбор параметров и выработка адекватной структуры проектного кредитования.


17. Венчурный капитал.

Венчурный капитал образуется из личных или корпоративных финансовых ресурсов внешних инвесторов для организации венчурной организации. Инвесторами венчурной организации могут быть: инвестиционные банки, финансово-промышленные группы, СК, отдельные рискующие бизнесмены, иностранные компании.

Венчурный капитал предоставляется инвесторами в обмен на высокую долю прибыли в будущих доходах венчурной организации. Механизм получения прибыли из доходов венчурной организации осуществляется через приобретение ценных бумаг этой организации. Как правило, венчурные организации создаются для разработки и реализации перспективных долгосрочных инновационных проектов и являются высокорисковыми. Для венчурного капитала характерны следующие признаки:

Инвестиции осуществляются в эффективные долгосрочные инновационные проекты со сроком окупаемости 3-6 лет;

Высокая степень риска инвестиций;

Возможность приобретения венчурной организации другой компанией.

Инвесторы могут играть как активную, пассивную роль в венчурной организации с высокой степенью риска. Они могут участвовать в управлении организацией через совет директоров, если это связано с достижением собственных целей. Хозяин организации в этом случае теряет свою самостоятельность. Прежде чем воспользоваться венчурным капиталом, следует подумать о том, какие потери для дела могут возникнуть в результате реализации инновационной идеи.

Венчурные организации при выборе инвестиционного портфеля ориентируются на следующие критерии:

Оригинальность инновационной идеи;

Эффективная структура управления созданием и реализацией инновационного проекта;

Минимальная степень риска при вложении капитала;

Максимум прибыли.

Основой для организации венчурной организации и получения финансирования для реализации инновационной идеи является хорошо проработанный бизнес-план. Руководящий состав венчурной организации должен выбрать стратегию финансирования. Стратегия заключается в выборе наиболее перспективных проектов и источников финансирования. Т.е. определить долю финансирования за счет кредитов и паевых взносов. Инвесторы имеют право получать периодически (поквартально) информацию о результатах хозяйственной деятельности венчурной организации, а также годовую отчетность.


18. Ипотечное кредитование.

Ипотечное кредитование осуществляется только под залог недвижимого имущества для удовлетворения требований кредитора-залогодержателя к должнику и называется ипотекой. В качестве недвижимости могут быть земельные участки, строения и сооружения. Залоги организаций, которые они делают для получения необходимых кредитов, также являются ипотекой. Недвижимость является устойчивым средством против инфляции. Поэтому залог в виде недвижимости, как правило, служит гарантией возврата получаемых кредитов.

Залоговый договор об ипотеке обязательно должен быть заверен нотариально. Ипотечный залог регистрируется в поземельной книге по месту нахождения предприятия (здания, сооружения или другого залогового объекта). При условии перехода права собственности на землю или полного хозяйственного управления от хозяина к другому лицу осуществляется перерегистрация, запись об этом делается в той же поземельной книге.

В случае необходимости организация-залогодержатель, должна представлять залогодержателю годовой баланс, где отражаются основные и оборотные фонды организации и их движение. Залогодержатель имеет право принять меры по оздоровлению финансового состояния организации-залогодателя.

1. Валюта, понятие и к-ия.

В-ден. Ед. гос-ва, обращающаяся за его пределами и на внутреннем рынке, а также ден. Ед.международных и валютных фин орг-й. К=-ия: 1) по отношению к стране эмитента: национальная (находится в обращении, а также изъятая или изымаемая из обращения, но подлежащая обмену-рубль); иностранная(ден знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и явл-ся законным платёжным средством в соответствующем иностр гос-ве или группе гос-в; средства на счетах в ден единиц иностр гос-в и межд ден или расчётных еденицах);коллективная(эмитируется междун валютно-кредит орг-ми в качестве средств платежа-СДР,Евро). 2)по степени использования на международном рынке: резервная(иностр валюта, в к-ой ЦБ др гос-в накапливают и хранят резервы для междун расчётов); др ведущие мировые валюты (ЦБ гос-в могут накапливать резервы средств для междун расчётов в любой ведущий мировой валюте). 3)по возможности обмена на др. валюту:по конвертируемости: свободно конвертируемая или обратимая валюта(СКВ) (валюта свободно и неограниченно обменивается на др. иностр валюты, обладает полной внешней  и внутренней обратимостью); частичноконвертируемая(нац валюта стран, в к-ых применяется валютное ограничение для резидентов и по отдельным видам валютных операций);замкнутая(ф-ет только в пределах одной страны и не обменивается на иностр валюты , запрет действует и для физ и юрид лиц) 4) по степени стабильности возможного курса: сильная (устойчивая по отношению собственному номиналу, а также др. валютам) слабая(обесценивается отношении собственного номинала и в отношении устойчивых валют) 5) по виду валютной операции: валюта сделки(устанавливается цена товара во внешне-торговом контракте и выражается сумма предоставленного кредита) валюта продаж(происходит фактическая оплата труда во внешне-торговой сделки или погашения международного кредита)валюта кредита(установленная партнёрами валюта при предоставлении кредита).


2. Корзина валют и факторы, влияющие на курсы валют.

Корзина валют- набор валют, к-ая служит для расчёта среднего курса отдельных валют и для выравнивания амплитуды колебания отдельных валют.

Факторы:факторы, к-ые непосредственно опр-ют динамику валютного курса(образующие):1)ВНП2)платёжный баланс3)внутренние и внешнее предложение денег (при ужесточении ден пол=Ки гос-ва происходит сокращение ден массы в стране, что приводит к падению цен и удорожания иностр валюты).4)процентные ставки(рост % ставок-удорожание, т.е повышение курса нац валюты).-факторы, действие факторов и оказывает тем самым регулирующие воздействия на механизм установления валютного курса:1)методы гос регулирования6 а)административные-квоты, санкции б)экономич-налоги, пошлины, льготы, штрафы 2)структурные факторы: а)кризисные ситуации в экон б)нестабильность нац валюты в)увеличение валют операций на междун торгах 3)факторы, возникающие при ведение экон системы из динамического равновесия(кризисные): а)кризисное проявление экон-инфляц, снижение экон роста, дефолт, дефицит бюджета, бесконтрольная эмиссия б)политические факторы-полит нестабильность, военные конфликты, смена власти, уровень исполняемости закона, степень доверия населения с руководящим структурами, степень защищённости частного капитала в)психол факторы-отсутствие экон мышления, ожидание инфляции, недоверие к нац валюте.


3. Деят-ть банка РФ как основного органа валют регулирования.

 Центральный банк Российской Федерации: 1)определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; 2)издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; 3)устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации; 4)устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; 5)устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; 6)готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. Кроме того. Банк России в соответствии с Законом РФ «О вал регулировании и вал контроле»: 1)устанавливает порядок приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами ;определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ ;  1)устанавливает порядок покупки и продажи инострй валюты в РФ через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж ;  2)может устанавливать предел отклонения курса покупки иностр валюты от курса ее продажи ; 2)устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами РФ ; 3)устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностр валюте; 4)устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностр валюты и ц б в иностр валюте, принадлежащих резидентам ; 5)устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностр валюте и в валюте РФ ; 6)устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту РФ ; 7)поводит все виды валютных операций; 8)устанавливает совместно с Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом РФ порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоза и пересылки в РФ валюты РФ и ц б, выраженных в валюте РФ. 9)устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом РФ порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из РФ валют ценностей10)выполняет др функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валют контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными орг-циями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ. Прав-во РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федер органов исполнит власти, являющихся органами вал контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.
     Прав-во РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ц б как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
     ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с др органами валютн контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютн контроля в соотв с законод-вом РФ.


4. Валютные операции и их виды. На территории Российской Федерации валютные операции могут осуществляться всеми хозяйствующими субъектами рынка и физическими лицами только через уполномоченные банки, т. е. банки имеющие лицензию ЦБ РФ на совершение вышеназванных операций. Текущие валютные операции могут совершаться любыми физическими и юридическими лицами и уполномоченными банками с соблюдением устанавливаемых ЦБ РФ правил и регламентов взаимодействия банков со своими клиентами. Операции, связанные с движением капитала, могут осуществляться только при наличии у приказодателя лицензии ЦБ РФ на осуществление подобных операций. Основываясь на терминах и понятиях, изложенных в Законодательстве РФ, валютные операции можно классифицировать следующим образом: «Валютные операции»:а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; в) осуществление международных денежных переводов. «Текущие валютные операции»: а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. «Валютные операции, связанные с движением капитала»: а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.


6. Порядок открытия валют счетов физ лицами.

Для открытия счета физическое лицо обязано предъявить заявление и паспорт, удостоверяющий его постоянное местожительство. Средства на счет клиента могут поступать в виде наличных и безналичных платежей. Порядок зачисления наличной иностранной валюты на валютные счета физических лиц регламентируется письмом ЦБ РФ от 2 сентября 1994 г. № 107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации».

При взносе наличных валютных средств от резидента не требуется указывать источник происхождения иностранной валюты. Что касается нерезидента, то от него требуется представление таможенной декларации на ввоз валюты или справки № 0406007 о покупке валюты за рубли или снятии валюты со счета владельца. Снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) не ограничивается. В безналичном порядке текущие счета могут пополняться на основании переводов и банковских платежных поручений установленной формы.

При открытии счета с клиентом заключается договор о валютном вкладе (ф. 3.1) и выдается сберегательная книжка, оформленная в установленном порядке, со штампом «Валютный счет» и указанием кода валюты. Рассмотрим типовые договоры по текущему и срочному валютным вкладам.

Основным видом операций банка со средствами физических лиц является прием вкладов до востребования (приложение 3.1), т.е. открытие текущих счетов или на срок. Открывая текущий счет, банк обязуется выплачивать клиенту по его требованию без предварительного уведомления любые суммы в пределах остатка средств на счете. По текущим счетам начисляются и выплачиваются проценты в валюте счета. Размер процентных ставок может быть выше или ниже процентных ставок по счетам в национальной валюте в зависимости от степени заинтересованности банков в привлечении иностранной валюты.

Начисление уполномоченными банками процентов по остаткам средств на открытых у них счетах (вкладах) резидентов и нерезидентов осуществляется только в той иностранной валюте, в которой открыт счет (вклад), с зачислением указанных средств на валютный счет (вклад), на который начисляются проценты.

В России на валютные вклады до востребования начисляются небольшие проценты, поэтому при открытии физическими лицами валютных счетов имеет значение возможность пользоваться безналичными средствами.

Выделяют такие виды текущих валютных счетов: текущий валютный счет физического лица-нерезидента; и текущий валютный счет физического лица-резидента.


7. Порядок открытия валют счетов юр лицами.

Под юридическим лицом понимается организация, являющаяся по закону субъектом гражданских прав и обязанностей. В России юридические лица обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Правоспособность юридического лица определяется целями, предусмотренными его уставом.

Открытие валютного счета юридическому лицу включает оформление юридического дела и присвоение номера валютному счету. Ведение счета предусматривает наличное и безналичное его обслуживание. При открытии валютного счета операционист информирует клиента о том, какие документы нужно представить о порядке ведения и тарифах. Юридические лица-резиденты могут иметь более одного счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. При этом не разрешается открывать мультивалютные счета, так как данное понятие в настоящее время в банковском законодательстве отсутствует, а нормативных документов по порядку их открытия и совершения операций не существует.

Юридические лица-резиденты могут открывать счета за пределами Российской Федерации и совершать по ним операции в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ.

Для открытия валютного счета необходимы следующие документы:• заявление на открытие счета;• копия устава с указанием всех видов и направлений деятельности клиента;• копия учредительного договора, в котором определяются учредители, уставный капитал, доля, внесенная каждым из учредителей, процент распределения прибыли;• свидетельство из налоговой инспекции о постановке на учет;• копия свидетельства о государственной регистрации, выдаваемая регистрационной палатой;

• нотариально заверенные карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера (в двух экземплярах);• справка из фонда социального страхования.

При открытии двух счетов сначала открывают рублевой счет, а затем — валютный. Для совершения этой операции требуются нотариально заверенная копия свидетельства из налоговой инспекции и две справки из фонда социального страхования. Общая схема открытия валютного счета в уполномоченном банке .

На основании заявления клиенту присваивается номер счета, который регистрируется в журнале регистрации счетов, там же указываются даты открытия и закрытия счета. Номер счета состоит из четырех частей: балансовой, которая берется из плана счетов бухгалтерского учета, кода валюты, номера символа и порядкового номера клиента (Пример: 40702 840 80000 016 0001). Одновременно с текущим валютным счетом клиенту открываются транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет.

В тарифах коммерческого банка может предусматриваться плата за открытие валютного счета. Клиент в течение установленного срока с момента открытия счета должен оплатить данную операцию. Возможны различные варианты взимания комиссионного вознаграждения:• если у клиента в течение этого срока были какие-либо поступления на его текущий счет, то операционист может мемориальным ордером списать с него необходимую по тарифу сумму в доходы банка:Д-т 40702840 «Коммерческие предприятия и организации»К-т 70107810 «Другие доходы»;• при наличии у клиента рублевого счета в том же банке, где открывается валютный счет, операционист может мемориальным ордером списать с него рублевый эквивалент валютного комиссионного вознаграждения в доходы банка;• если у клиента есть валютный или рублевый счета в другом банке, то ему выставляется «Счет на оплату открытия счета», который он оплачивает со счетов в другом банке;• клиент, используя «Объявление на взнос наличными», вносит эквивалент в рублях за открытие валютного счета сразу на счет «Доходы банка»


8. Порядок ввоза/вывоза наличной иностр валюты в/из РФ.

1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
     2. Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию.
     3. Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.
     При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
     При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.
     Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
     4. При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вывозимые иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
     5. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать требование о предварительной регистрации.

9. Порядок поступления экспортной валют выручки.

Юридические лица независимо от формы собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю, т.е. по курсу, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день (момент) продажи. Такой порядок не распространяется на валютную выручку индивидуальных предпринимателей-резидентов, не зарегистрированных в качестве юридических лиц. Предоставление льгот резиденту по обязательной продаже части валютной выручки относится к компетенции Президента России.

Не подлежат обязательной продаже на внутреннем валютном рынке суммы в иностранной валюте, полученные уполномоченным банком от проведенных им банковских операций и иных сделок, разрешенных законом. Порядок обязательной продажи части валютной выручки устанавливается Банком России в соответствии с Указами Президента РФ, инструкциями № 7 от 29 июня 1992 г. и № 80 от 6 апреля 1999 г., а также Положением № 77-П от 16 июня 1999 г.

Действие Инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1997 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» распространяется на обязательную продажу экспортной выручки в свободно конвертируемых валютах. Такими валютами являются: австралийский доллар, датская крона, доллар США, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк, евро. Обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по его поручению с транзитных валютных счетов через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах либо непосредственно Банку России по согласованию с его Департаментом иностранных операций.

Межбанковские валютные биржи — это специализированные биржи, имеющие лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам.

Реализация экспортной валютной выручки в долларах США или евро, подлежащей обязательной продаже на межбанковских валютных биржах, а также обратная продажа юридическими лицами-резидентами иностранной валюты в долларах США и евро в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 г. № 383-У осуществляется исключительно на единой торговой сессии.

Валютная выручка, подлежащая обязательной или обратной продаже, в иной иностранной валюте конвертируется уполномоченным банком в доллары США или евро по согласованному с резидентом курсу и затем продается на ETC.

В случае если валютная выручка, подлежащая обязательной или обратной продаже, не была продана на ETC уполномоченным банком в течение трех рабочих дней от даты зачисления на отдельный лицевой счет, указанный в Инструкции № 7, по причине отсутствия торгов на ETC в этот период, то уполномоченный банк обязан продать валютную выручку Банку России на условиях, согласованных с Департаментом иностранных операций Банка России.

Обязательной продаже не подлежат следующие поступления от нерезидентов в иностранной валюте:

• взносы в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;

• средства от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям);

• суммы привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

• пожертвования на благотворительные цели;

• средства от реализации гражданам в установленном Банком России порядке товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

• суммы возврата авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным импортным контрактам.

Обязательной продаже не подлежат поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Экспортная валютная выручка, поступающая на транзитные валютные счета российских посреднических внешнеэкономических организаций (в дальнейшем — посреднические организации) в пользу юридических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, включая юридических лиц государств — бывших республик Союза ССР, перечисляется по поручениям этих посреднических организаций без осуществления обязательной продажи с их транзитных валютных счетов на валютные счета указанных юридических лиц за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредническими организациями в свою пользу, а также иных расходов в иностранной валюте, оплачиваемых с транзитного валютного счета.

Суммы в иностранной валюте, поступившие от резидентов с их текущих валютных счетов на счета российских посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых товаров, не подлежат обязательной продаже и зачисляются в полном объеме (включая комиссионное вознаграждение) с транзитных валютных счетов указанных посреднических организаций на их текущие валютные счета для выполнения ими соответствующих внешнеторговых договоров/контрактов.

Юридические лица, в том числе посреднические организации, могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков):

• в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации или в иностранных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

• в пользу юридических лиц-резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банка) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

• по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной 11валюте, а также по оплате таможенных процедур;

• в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление с транзитных валютных счетов платежей, указанных выше;

• иные расходы в случаях, разрешенных Банком России.

Вышеуказанные расходы в иностранной валюте, а также начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам оплачиваются до обязательной продажи части валютной выручки, т.е. учитываются в уменьшение базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже.

Общая технология продажи юридическим лицам части валютной выручки через уполномоченные банки осуществляется следующим образом.

1. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет юридического лица уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом юридическое лицо (по ф. 2.2) с приложением выписки по транзитному валютному счету.

2. По получении указанного извещения юридическое лицо дает поручение (ф. 2.3) уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет.

3. По получении от юридического лица указанного поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лица на свой отдельный лицевой счет «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты», который открывается на пассивном балансовом счете 47405. В течение трех рабочих дней от даты зачисления на указанный лицевой счет иностранной валюты (включая день зачисления) уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России.

В случае превышения суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, десяти миллионов долларов США уполномоченный банк имеет право по предварительному согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России осуществить продажу долларового эквивалента этой суммы иностранной валюты Центральному банку Российской Федерации.

Если разность между суммой иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, и суммой, кратной размеру одного лота биржевых торгов, меньше размера одного лота биржевых торгов, уполномоченный банк вправе купить иностранную валюту в сумме этой разности от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции.

4. Одновременно с депонированием иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, на своем лицевом счете «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты» пассивного балансового счета 47405 уполномоченный банк списывает с транзитного счета юридического лица оставшуюся часть валюты и зачисляет ее на его текущий валютный счет.

На текущий счет зачисляются поступления, не являющиеся экспортной выручкой (согласно пунктам 4 и 5 настоящей Инструкции), а также остающиеся после обязательной продажи в распоряжении юридического лица 50% экспортной выручки.

При непредставлении юридическим лицом поручения по истечении семи календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный валютный счет юридического лица уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует 50% всей валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет юридического лица, на своем отдельном лицевом счете «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты» пассивного балансового счета 47405 и продает указанные средства с этого лицевого счета на единой торговой сессии в порядке, установленном Банком России.


10. Развитие валют рынка РФ.

Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-прода­жа иностранной валюты по национальному курсу, складывающемуся на
основе спроса и предложения.

1.                     В условиях плановой экономики и валютной монополии валютный ры­нок в СССР отсутствовал. Государство:

являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана; имело монопольное право на совершение операций с валютными ценно­стями и на управление принадлежащими ему золотовалютными резервами.
Принцип единства валютной кассы обязывал всех держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР.

2.                     Развитее валютного рынка м валютных операций в современной России началось с конца 80-х годов. Проводимые экономические реформы были направлены на переход к рыночной экономике. Их результатом явились от­ каз от государственной монополии внешней торговли и валютной монополии, децентрализация внешнеэкономической деятельности страны.

Валютная реформа предусматривала переход от административного рас­пределения валютных ресурсов государственными органами к формирова­нию валютного рынка страны. С ноября 1989 г. Внешэкономбанк СССРначал проводить аукционы по продаже валюты на базе рыночного курса рубля. В Москве была создана валютная биржа. В августе 1990 г. были приняты меры по созданию общесоюзного валютного рынка. Предприятиям и организа­циям впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на открытых им валютных счетах. 3. Основными нормативными актами, регулировавшими функционирование российского валютного рынка на начальном этапе, были:

Указы Президента РФ от 15 ноября 1991 года "О либерализации внеш­ неэкономической деятельности на территории РСФСР"; от 30 декабря
1991 года "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г."; Инструкция Центрального банка России от 22 января 1992 года "О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями и граж­ данами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Фе­ дерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Рос­сийской Федерации, стабилизационный фонд Банка России"; Указ Президента РФ от 14 июня 1992 года "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"; У Закон РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валют­ном контроле", в котором были определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

4. Валютные операции должны осуществляться через Центральный банк России или коммерческие банки, имеющие валютную лицензию. Специ­фика валютного рынка России состоит в том, что он представлен преиму­щественно валютными биржами. Главную роль среди них играет Московс­кая межбанковская валютная биржа (ММВБ), где концентрируется до 40% оборота торговли валютами. Ежедневные валютные торги снижают риск в работе дилеров, умень­шают влияние конъюнктурных колебаний. Помимо Московской в России имеется еще пять региональных валютных бирж: Санкт-Петербургская, Ростовская, Уральская (в Екатеринбурге), Сибирская (в Новоси- бирске) и Азиатско-тихоокеанская (во Владивостоке). -

В ноябре 1993 г. была учреждена Ассоциация валютных бирж России (АВБР). Бе целями являются: создание в перспективе единой информационной среды финансового
рынка; координированное развитие новых сегментов валютного рынка в реги­онах страны; унификация "правил игры" и экспертиза нормативных актов, касаю­щихся деятельности шести валютных бирж.

5. Российский валютный рынок в начале 90-х годов представлял собой срав­нительно слаборазвитый местный рынок. Рынок срочных валютных сделок был развит в России незначительно и до 1994 г. в основном был представ­лен фьючерсными контрактами по долларам США на товарных и фондо­вых биржах. Первой ввела эти операции Московская товарная биржа (МТБ). Участие во фьючерсных операциях могли принимать брокеры и упол­номоченные банки, подписавшие Конвенцию валютной торговли и полу­чившие статус участников торгов.

Торговля осуществлялась фьючерсными контрактами на суммы, крат­ные 1000 долл. США, со сроками исполнения в декабре, марте, июне, июле и октябре. В качестве гарантии исполнения фьючерсного контракта брокером или клиентом вносилась маржа (гарантийный депозит), размер которой, варьировался в зависимости от изменения цены контракта с уста­новленной датой исполнения. Торговля контрактами прекращалась 15-го числа месяца, предшествующего месяцу исполнения. Перевод средств по контракту гарантировался Расчетной палатой МТБ и обеспечивался рас­четными фирмами (агентами), которые имели счета в Расчетной палате и держали в ней гарантийные депозиты.

В целом объем срочных операций был незначителен по сравнению с объе­мом внешнеэкономических сделок России, и практически они не применя­лись для страхования валютных рисков российских экспортеров и импортеров.

Таким образом, на начало 1994 г. валютный рынок России с точки зрения его взаимосвязи и единства средств связи и информации, объема и видов валютных сделок, взаимосвязи валютного и денежного рынков на­ходился на начальном этапе своего развития.


12. Международные платёжные системы.

  Международные расчеты осуществляются на различных условиях плате­жа, среди которых различают следующие виды:

за наличные;

с предоставлением кредита;

выдача кредита с правом выбора наличного платежа.

Понятие наличного платежа подразумевает оплату экспортных товаров после их передачи (отгрузки) покупателю или платеж против документов, подтверждающих отгрузку товара согласно условиям контракта.

В современных условиях товар часто прибывает в страну импортера рань­ше документов, подлежащих оплате, как правило, под сохранную (трасто­вую) расписку банка, банковскую гарантию. Поэтому платеж фактически производится после прибытия товаров в порт назначения.

Международные расчеты, проводимые в кредит, предполагают рассроч­ку платежа. При этом под расчетом в кредит понимается коммерческий кредит, то есть кредит экспортера импортеру или выдача аванса импортером экспортеру. Коммерческий кредит предоставляется продавцом товара покупателю на сроки от нескольких месяцев до 5 - 8 лет, а иногда и больше.
Обычно в счет коммерческого кредита импортер выписывает долговые обязательства на погашение полученного кредита в форме простого векселя
либо дает письменное согласие на платеж (акцепт) на переводных вексе­лях (траттах), выписанных экспортером32.

Расчеты в форме коммерческого кредита могут сочетаться с наличными платежами.

Альтернативная форма условий. Если импортер воспользуется правом отсрочки платежа за купленный товар, то он лишится скидки, предостав­ляемой при оплате наличными. Поэтому расчеты осуществляются при по­мощи комбинации различных средств платежа, используемых в междуна­родном обороте:

векселей;

платежных поручений;

банковских переводов;

чеков;

кредитных карточек.


13. Нормативная база валют операций в РФ.

1) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2)Инструкция ЦБ РФ «О прорядке осуществления валют контроля за ооснованностью платежей в иностр валюте за импортируемые товары» 3№ указание ЦБ О порядке проведения опрераций на внутреннем валютном рынке« 4)Указаз Президента РФ «Об изменении порядка обязательной продажи валют выручки».


14. Валют риски и способы страхования от них.

Валютные риски-опасность валютных потерь, связан­ных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредит­ных и других валютных операций.

Страхование включает: 1)форвардные валютные операции 2)валютные фьючерсы 3)валютные опционы 4)операции СВОП 

Форвардная валютная сделка - продажа или покупка определенной суммы валюты с интервалом по времени между заключением и исполнением сделки по курсу дня заключения сделки.

Валютный фьючерс - срочная сделка на бирже, представляющая собой куплю-продажу определенной валюты по фиксируемому на момент заключения сделки курсу с исполнением через определенный срок. Отличие валютных фьючерсов от операций форвард заключается в том, что :

1.Фьючерсы это торговля стандартными контрактами.

2.Обязательным условием фьючерса является гарантированный депозит.

3.Расчеты между контрагентами осуществляется через клиринговую палату при валютной бирже, которая выступает посредником между сторонами и одновременно гарантом сделки

Сделка СВОП означает обмен одной валюты на другую на определенный период времени и представляет собой комбинацию наличной сделки спот и срочной форвард. Обе сделки заключаются в одно и то же время с одним и тем же партнером по заранее фиксированным курсам. СВОП используется как средство исключения риска колебания валютных курсов и процентных ставок.

                        Сделки СВОП удобны для банков, так как не создают непокрытой валютной позиции - объемы требований и обязательств банка в иностранной валюте совпадают. Целями СВОП бывают :

1)приобретение необходимой валюты для международных расчетов;

2)осуществление политики диверсификации валютных резервов;

3)поддержание определенных остатков на текущих счетах;

4)удовлетворение потребности клиента в иностранной валюте и др.

Валютный опцион - сделка между покупателем опциона и продавцом валют, которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по определенному курсу сумму валюты в течении обусловленного времени за вознаграждение, уплачиваемое продавцу.

                        Валютные опционы применяются, если покупатель опциона стремиться застраховать себя от потерь, связанных с изменением курса валюты в определенном направлении.


16. Основы гос валют регулирования.

Валютное регулирование- деят-ть гос-ва, направленная на регламентирование расчётов и движения валютных ценностей.

Необходимость ВР заключается в стремлении стран и банков минимизировать валют риски. Пути нац. ВР: регламентация внешне- экон операций и расчётов в иностр валюте; регламентирование валют операций кредитных организаций. Орг-я ВР и контроля в РФ. Основные направления: защита валюты РФ; защита прав собственности на валютные ценности(валюта,ц.б., драг металл, жемчуг, деньги) ; регулирование внутр валютного рынка; движение средств на счетах резидентов в иностр валюте; выдача разрешений на ввоз иностр валют; контроль за движением средств на счетах неризедентов в иностр валюте ; контроль за валют операциями неризедентов в РФ.

Инструменты ВР: учётная ставка для регулирования движения капитала ; опр-е величины валютных резервов; установление режимов валют курсов; девольвация и револьвация курса нац валюты.


17. Органы и агенты валютного контроля.

ВК- опр-е степени соответствия и несоответствия проведения реальных валют операций зак-но –установленным валют ограничений. В РФ двухуровневая система валютного регулирования и контроля: органы(правительство РФ, ЦБРФ, госуд таможенный комитет, МФ РФ); агенты( ком банки, таможен органы, все налоговые службы). Ф-ции органов контроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютных опреаций(лицензии, разрешения); осуществляется проверка валютных опреаций резидентов за пределами РФ; оргаы контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами РФ4 опр-ют порядок и форм отчётности и учта по валютным опера-м резидентов и нерезидентов.Ком банки6 самост реконструировать свои дочерние уч-я и филиалы по вопросам выполнения требований по валют зак-ва; направлять в ЦБРФ запросы по пробелам валют регулированя  контроля вызывающие затруднения; анализировать инф-ю о возникающих входе работы трудностей по применению нормативных актов. Ф-ции таможенных органов: валют контроль за перемещением через таможенную границу нац валюты, ц б, валютных ценностей4 контроль за валютными операциями, связанных с перемещением через границу товаров и транспортных средств.


19. Этапы эволюции  мировой валютной системы.

Развитие во времени мировой валютной системы мы будем называть ее эволюцией. 1 этап

 Парижская валютная система. Межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. Основа системы-золотомонетный стандарт. Золотой стандарт основан на использовании золотых монет, обладает установлением равновесия платежных балансов во всех странах.

С 1914 по 1924 гг. США оставались единственной страной с основанной на золотом стандарте валютой, и др. страны стали «привязывать» свои валюты к доллару, а не к золоту

2 этап.В 1922 г. состоялась Генуэзская международная экономическая конференция, на к-й было решено перейти к системе золотодевизного стандарта. Основой его являлись золото и девизы.(это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото).

 Вскоре и Германия, и

В 1936 г. было заключено валютное соглашение, к-е фактически установило новый вид международной валютной системы — золотодолларовый стандарт. Значение внутренних целей политики резко возросло после первой мировой войны вследствие глобальной экономической нестабильности межвоенных лет в период с 1918 по 1939 гг. Таким образом, золотой стандарт оказался недееспособным во время кризиса, как военного, так и экономического.

3 этап В 1944г. Бретгон-Вудс не создал новую международную валютную систему, он лишь сохранил уже существующую с 1936 г. систему золотодолларового стандарта, образованную в результате трехстороннего соглашения между США, Францией и Великобританией. Однако в результате переговоров в Бреттон-Вудсе были созданы две важнейшие международные организации, призванные регулировать мировые валютные отношения. Международный валютный фонд (МВФ) отвечает за состояние валютных курсов, ликвидность и краткосрочные аспекты платежных балансов. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) занимается долгосрочным кредитованием и политикой развития. Соглашение о создании мировых организаций закрепило статус системы 1936 г.

4 этап

Проблемы существовавшей валютной системы обострились в конце 60-х гг. вследствие войны во Вьетнаме.

В 1967 г страны — члены МВФ подписали соглашение о создании новой Международной счетной единицы СДР (специальных прав заимствования). Курс СДР рассчитывался, исходя из корзины валют, с 1981 г. — пять валют (доллар США, марка ФРГ, иена, фунт стерлингов, французский франк). СДР, по существу, так и не стали международным платежным -средством. Они незначительно используются в качестве валютных резервов стран, а также в целях покрытия (."ранами дефицитов платежных балансов. Основное их использование сейчас — погашение задолженности стран по кредитам МВФ. Фактически СДР не смогли заменить доллар в качестве международного платежного средства

В августе 1971 г. Великобритания потребовала конвертировать доллары в золото, последовал отказ США. Система золотодолларового стандарта перестала существовать

5 этап

После 1971 г. появляется новой  Смитсоновской мировой валютной системы — долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США.Система долларового стандарта была отменена, и начался период свободного выбора валютных курсов.

6 этап

В 1978 году лидеры стран Европы договорились о создании Европейской валютной системы, региональной под­системы в рамках мировой системы гибких валютных курсов.

7 этап

11 членов ЕС вступили в валютный союз с 1 января 1999 г. Двухсторонние обменные курсы этих стран были приостановлены с июля 1998г..и отношения их с экю были зафиксированы на 1 января 1999 г. Замена денежных знаков и монет будет начата 1 января 2002 г. и должна быть завершена к 30 июня этого года, после чего процесс объединения будет завершен.

Создание евро бросает вызов статусу доллара и может сильно модифицировать существующую систему.

20. Формы международных расчётов.

1) документарный аккредитив-обязательствабанка, открывшего аккредитив по просьбе своего клиента приказателя производить платежи в пользу экспортёров, согласно док-ах, указанных в аккредитиве. При расчётах по экспорту в форме док-го аккредитива иностр банк открывает его у себя по поручению фирмы экспортёра и посылает банку об этом аккредитивное письмо, в к-ом указывается вид аккредитива и порядок выплат по нему. На каждый отдельный аккредитив в банке открывается досье. 2)Документарная инкасса-банк-имитент принимает на себя обя-ва предъявить предоставленные доверителям док-ты плательщику, т.е импортёру для акцепта и получения денег.3)Банковские переводы. При применении банковских переводов вся валют выручка зачисляется на транзитные счета в уполномоченный банк. После поступления её на транзитный валют счёт в поручении указывается продажа части экспортно-валют выручки на внутрен валют рынке.


1. Определение и эко-кая сущность н-га. Специфические признаки н-га, их харак-ка.

Налог – это обяз-ый безвоз-ый платеж взимаемый с орг-й и граж-н в форме отчуждения принадл-х им права соб-ти хоз. ведения или операт-го управ-яден. ср-в в бюд-т и внеб-ые фонды в опред-х законом размерах и в уст-ые сроки в целях обеспечения фин-в гос-ва и его территор-ых обр-ий. Признаки: 1. императивность – озн.,, что суб-т налог-ия не вправе отказаться от выполнения возл-ой на него обяз-ти по уплате н-га. 2. смена формы соб-ти дохода – часть дох. юр. или физ. лица переходит в собст-ть гос-ва. 3. безвозвр-ть и безвозм-ть – невернется это чать его дохода.4. легитивность – озн. уплату н-га на основании закон-ва, взимание н-га только с зак-ых сделок. Гос-во за счет н-ов решает след задачи: 1. удовлет-ие обществ-ых потребностей: на сод-ие аппарата упр-ия, оборону, на правопорядок, реш-е соц. проблем.2. рег-е эк-ой деят. субъектов хозяйств-ия и раз-ияинфраструктуры, реш-е вопросов освоения новых технологий и произв-в и др.

Н-ги оказывают влияние на форм-ие:  платеже-го спроса, предложения и на ресурсы сбережения.

регулирующие н-и – это н-г , исп-ый для регул-ия поступления в ниже стоящие б-ы в виде %-х отчислений от н-в по ставкам утвер-х в уст-нном порядке на опред преиод времени или на нал-ый период. 5. По суб-у уплаты н-а: с юр. лиц, с физ. лиц.

6. По способу изъятия н-а: прямые н-и – взим-я непос-нно с дох. или собств. (н-г на приб.,н-г на дохю физ лиц, н-г на землю, н-г на имущество); косвенные н-и – взим. В виде надбавки к цене товара с оборота реализации т. р.у. (акцизы, НДС, там-ые пошлины).
7. По назнач-ию: общие, целевые

8. По сп-бу обложения: кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные

9. По хар-ру отн-ия: конвенционные (платежи по м/унар. праву); автономные (типа там-го тарифа) 10. По методу налог-я или в зав-ти от ст-и: прогр-ые, регресс-ые, пропорц-ые, линейные, дифференц-ые, ступенчатые, твердые н-и (транспортный н-г). 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ