бесплатные рефераты

Уголовно-исполнительное право

наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания,

характера и степени общественной опасности совершенного преступления,

личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не должно причинять

мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в

рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным

образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного.

Поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение

других целей уголовного наказания - восстановление социальной

справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

4. Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно

связано с совершенствованием их структуры. Одним из таких признаков,

улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них

отрядной системы.

Как показывает практика, она широко применялась еще А.С.Макаренко в

колониях для несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея

педагогической системы которого - воспитание в коллективе, для коллектива,

посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин справедливо отмечает, что

направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее

самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение,

возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной

деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (

История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была

введена в исправительно-трудовых учреждениях в 1957 году. В своей работе

по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт

А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим

вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе

требований методики коллективного педагогического воздействия.(

Следует иметь в виду, что отрядная система создавалась в целях:

образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем -

начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении

основных средств исправления осужденных; создания условий для

индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и

активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого

изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых,

исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(

По мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система была направлена на

улучшение трудового воспитания осужденных, организацию воспитательной

работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по подготовке

осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из

исправительно-трудовых учреждений.(

Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам:

производственному и бытовому.(

В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую

производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях

созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном цехе или на

одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет

включить весь производственный персонал цехов и участков в состав

воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию

воспитательной работы с осужденными.

Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в

совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них

закрепляется жилое помещение и прилегающая к нему часть территории жилой

зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию

добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках

отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.

На протяжении более 40 лет отрядная система была официально признана

как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее

преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать

коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает

условия для положительного влияния коллектива в воспитательной работе с

осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих,

предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более

глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде,

создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.

В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной

воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является

отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного

процесса в исправительных учреждениях.[44]

Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике

теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то

есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и

внутренних объективных и субъективных факторов.(

Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые отрядная система

нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971

года, согласно которому он является непосредственным воспитателем

осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель

администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы:

но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем

подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные

функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс

организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется

строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени

формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения

придерживается А.В.Шамис, полагающий, что отрядное звено как

организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на

практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в

исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит

постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он

организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими,

определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2

Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило

более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования

осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим

оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению

и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины,

инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные

интересы общественным.[45]

Вместе с тем отряд - основная база для организации индивидуальной

воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы

самодеятельных организаций осужденных.

В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется

ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в

исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной

системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об

отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.

Анализируя названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что

отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре

исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий

для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых

и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним

основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.

Однако необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную

форму воспитательного воздействия, которое в целом доказало свою

жизнеспособность и эффективность. По нашему мнению, действующая отрядная

система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении

на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому

кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной

системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях

создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-

исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть,

что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года,

закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа

положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов. Нам

представляется,

что назрела настоятельная необходимость и целесообразность правового

закрепления приведенного положения в уголовно-исполнительном

законодательстве.

Кроме того, следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка

исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и их

распределению по отрядам с учетом личностных особенностей, привлечения к

труду, обучению в системе общего и профессионального образования наряду с

другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.

Проблема комплектования отрядов, установление их оптимальной

численности, стабильности в различных видах исправительных учреждений -

одна из наиболее важных в деятельности учреждений, исполняющих наказания.

А.А. Рябинин впервые в диссертационном исследовании сделал попытку

определить влияние численности и стабильности состава осужденных в отряде

на эффективность исправительного воздействия.[46] При этом типовая

численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима

исправительных учреждений в соответствии с Положением об отряде осужденных

ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31 мая

1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.

Важно подчеркнуть, что одной из целей создания отряда является

формирование стабильных коллективов.[47]

По нашему мнению комплектование отрядов должно осуществляться по

основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной

целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного

звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до

сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной

службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований

действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не

должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]

В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой

колонии, тюрьмы и следственного изолятора при начальнике отряда создается

совет воспитателей. Численность и персональный состав совета определяется

начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.

Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным

формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие

начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной

работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник

отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть

имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические

работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного,

специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных

училищ, представители общественных объединений.

В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ,

Законом РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами внутреннего

распорядка исправительных учреждений, иными законодательными,

ведомственными актами Министерства юстиции РФ.

Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.

Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и

реализует их на практике; во-вторых, по решению вопросов, направленных на

улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного

отношения к имуществу всех форм собственности;

в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций,

подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации; в-четвертых,

в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной

реабилитации после освобождения из исправительных учреждений; в-пятых, по

организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений; в

шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании,

представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные

колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности

осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного

порядка (ст. 116 УИК).[49]

Как видим, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим

образом:

- определение педагогически наиболее целесообразной организационной

структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения

стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной

деятельности, нормативно-правовое закрепление;

- создание стабильных самодеятельных организаций осужденных (методика

комплектования, участие в трудовом соревновании);

- превращение начальников отрядов в организаторов исправительного

процесса (его должность подлежит замещению лицами начальствующего состава,

имеющими высшее или среднее специальное образование, статус, разгрузка от

несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными

организациями);

- формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих

навыки и умения в работе с осужденными сотрудников, преподавателей школ и

профессиональных училищ, представителей общественных формирований;

- приведение в соответствие социально-правового статуса начальника

отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.

Лекция 8. Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях

различных видов

1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

4. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к

лишению свободы

1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на

протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница

дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их

правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех

осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.

Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных

вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не

только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,

педагогов, обществоведов.

Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции

НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания

такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных"

(ст. 7)[50],затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах

заключения РСФСР 1920 г.[51], в котором режиму был посвящен целый раздел.

Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.

Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-

исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и

органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:

1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания

администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,

определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в

начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком

смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых

пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"[52].

Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он

писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка

передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы

общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и

дисциплинарного взыскания и т. п."[53]

В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных

республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других

законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так,

в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и

перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования

режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях

режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других

министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах

ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-

трудовым воздействием.

В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в

русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы,

питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для

достижения какой-либо цели[54]. Когда же речь идет о режиме осужденного, то

этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как

распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию,

отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет

специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием

присущим ему комплексом правоограничений.

Как известно, комплекс правоограничений предусматривается

законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и

режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для

отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений,

выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).

Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания

наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и

обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в

узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,

выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима

отбывания наказания.

Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного

воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-

воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет

режим как порядок деятельности исправительных учреждений[55]. Отсюда

вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как

управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме

карательно-воспитательный процесс.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение

режима в исправительных учреждениях как установленный законом и

соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и

отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).

Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения

свободы являются:

- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем,

чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или

других антиобщественных поступков;

- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;

- реализация их прав и законных интересов;

- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

- раздельное содержание разных категорий осужденных;

- различные условия содержания в зависимости от характера и степени

общественной опасности совершенного преступления, личности и

поведения осужденного.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и

содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е.

совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и

правоограничений[56]. Режим отбывания наказания составляет одно из основных

средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства

исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения

определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой

порядок и предусматривает средства его обеспечения.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый

осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в

обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного

воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению

установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате

поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается

привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается

конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной

дисциплины поведения человека в обществе.

Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается

также в том, что он создает необходимые условия для использования других

средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа,

получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное

воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным,

если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.

Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России

организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание

определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-

исполнительного права.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы

определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность

правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и

отбывания данного вида наказания[57]. Соответственно, режим является

структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления

осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой.

Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-

задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в

местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых

он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции

могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих

положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную;

обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия;

воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного

предупреждения; общего предупреждения.

Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что

уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение

исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что

наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах,

установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством,

регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что

одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-

правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории

уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры

исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому

не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы

и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных.

Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от

конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией,

и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения.

Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения

новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления

к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы

лицам, вставшим на путь исправления.

Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер

исправительного воздействия.

Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть

решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном

законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости

применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия

(ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения

соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает

условия для их эффективного применения.

Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия

своего рода "точку опоры", благодаря которой организация и восприятие мер

исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает

целенаправленность самовоспитания[58].

Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме,

побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере

исправительного воздействия.

Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют

правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости

и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.

Воспитательная функция.

В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-

правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что

является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо

указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных.

Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима

проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к

нравственному совершенствованию личности в результате причинения

осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-

вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в

ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку

приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению

предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с

другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных

правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности,

которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных

благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных

стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно

основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на

сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.

Функция регулирования уголовно-правовой кары.

В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным

выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары,

выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится

не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания

назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо

может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам

законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе

с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды

лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия

отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-

поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих

учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими

или ослабляющими кару.

Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания

наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную

сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но

и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием

при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-

правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в

зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного

преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания

наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-

исполнительного законодательства.

Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения

преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы,

согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как

осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с

этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.

Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что во-первых,

благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе

отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение

преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная

в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе

влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие

психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения

новых преступлений.

Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора

за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой

корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением

покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер

взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других

мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны

осужденных, и т.д.

Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести

условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет

интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что

они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны

реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При

этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и

содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий

отбывания наказания в ИУ.

Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы

осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в

прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения

уголовного наказания.

В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация

таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и

неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством

решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и

правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь

общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их

взаимодействие.

Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и

недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора,

ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых

преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со

стороны лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени

эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом

отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что

чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую

подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и

сегодня активно проявляется в сознании большинства людей. Таким образом,

все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей:

воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими

правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в

конечном счете - на их исправление.

2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Режим в исправительных учреждениях выступает одним из наиболее

концентрированных способов выражения кары и принуждения. Поэтому основные

рамки, требования рассматриваемого режима устанавливаются законом либо

соответствующими закону нормативными правовыми актами. Они образуют

правовую модель режима в исправительных учреждениях. "Средства обеспечения

режима не входят в его содержание, их назначение - обеспечение порядка и

условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками

уголовно-исполнительных правоотношений"[59].

К числу нормативных актов содержащих нормы режима относятся: Правила

внутреннего распорядка исправительных учреждений (в дальнейшем Правила),

Инструкция о порядке охраны, надзора и конвоирования осужденных. Они

закрепляют наиболее значимые элементы режима, обозначая тот предельно

допустимый уровень ограничений, которым могут подвергаться осужденные в

процессе исполнения наказания в конкретном исправительном учреждении.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений согласованы с

Генеральной прокуратурой РФ и на основании Уголовно-исполнительного кодекса

РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности

учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для

реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения ими своих

обязанностей. Правила обязательны для персонала исправительных учреждений,

содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти

учреждения.

Правила конкретизируют положения уголовно-исполнительного

законодательства, регламентирующие порядок: приема осужденных в

исправительных учреждениях; их поведение в быту и во время работы на

производственных объектах и в жилой зоне; производства обысков и изъятия у

осужденных предметов и вещей, запрещенных к использованию; проверок наличия

осужденных в ИУ; предоставления им свиданий с близкими родственниками и

иными лицами; приема учреждением и вручения осужденным посылок, передач,

бандеролей и иной их почтовой корреспонденции; отправления ими писем и

денежных переводов; ведения осужденными телефонных переговоров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ