Уголовно-исполнительное право
наказания.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания,
характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не должно причинять
мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в
рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным
образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного.
Поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение
других целей уголовного наказания - восстановление социальной
справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.
4. Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях
Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно
связано с совершенствованием их структуры. Одним из таких признаков,
улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них
отрядной системы.
Как показывает практика, она широко применялась еще А.С.Макаренко в
колониях для несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея
педагогической системы которого - воспитание в коллективе, для коллектива,
посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин справедливо отмечает, что
направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее
самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение,
возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной
деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (
История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была
введена в исправительно-трудовых учреждениях в 1957 году. В своей работе
по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт
А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим
вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе
требований методики коллективного педагогического воздействия.(
Следует иметь в виду, что отрядная система создавалась в целях:
образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем -
начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении
основных средств исправления осужденных; создания условий для
индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и
активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого
изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых,
исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(
По мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система была направлена на
улучшение трудового воспитания осужденных, организацию воспитательной
работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по подготовке
осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из
исправительно-трудовых учреждений.(
Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам:
производственному и бытовому.(
В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую
производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях
созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном цехе или на
одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет
включить весь производственный персонал цехов и участков в состав
воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию
воспитательной работы с осужденными.
Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в
совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них
закрепляется жилое помещение и прилегающая к нему часть территории жилой
зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию
добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках
отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.
На протяжении более 40 лет отрядная система была официально признана
как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее
преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать
коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает
условия для положительного влияния коллектива в воспитательной работе с
осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих,
предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более
глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде,
создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.
В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной
воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является
отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного
процесса в исправительных учреждениях.[44]
Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике
теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то
есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и
внутренних объективных и субъективных факторов.(
Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые отрядная система
нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971
года, согласно которому он является непосредственным воспитателем
осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель
администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы:
но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем
подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные
функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс
организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется
строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени
формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения
придерживается А.В.Шамис, полагающий, что отрядное звено как
организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на
практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в
исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит
постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он
организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими,
определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2
Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило
более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования
осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим
оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению
и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины,
инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные
интересы общественным.[45]
Вместе с тем отряд - основная база для организации индивидуальной
воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы
самодеятельных организаций осужденных.
В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется
ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в
исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной
системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об
отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.
Анализируя названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что
отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре
исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий
для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых
и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним
основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.
Однако необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную
форму воспитательного воздействия, которое в целом доказало свою
жизнеспособность и эффективность. По нашему мнению, действующая отрядная
система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении
на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому
кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной
системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях
создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-
исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть,
что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года,
закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа
положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов. Нам
представляется,
что назрела настоятельная необходимость и целесообразность правового
закрепления приведенного положения в уголовно-исполнительном
законодательстве.
Кроме того, следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и их
распределению по отрядам с учетом личностных особенностей, привлечения к
труду, обучению в системе общего и профессионального образования наряду с
другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.
Проблема комплектования отрядов, установление их оптимальной
численности, стабильности в различных видах исправительных учреждений -
одна из наиболее важных в деятельности учреждений, исполняющих наказания.
А.А. Рябинин впервые в диссертационном исследовании сделал попытку
определить влияние численности и стабильности состава осужденных в отряде
на эффективность исправительного воздействия.[46] При этом типовая
численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима
исправительных учреждений в соответствии с Положением об отряде осужденных
ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31 мая
1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.
Важно подчеркнуть, что одной из целей создания отряда является
формирование стабильных коллективов.[47]
По нашему мнению комплектование отрядов должно осуществляться по
основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной
целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного
звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до
сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной
службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований
действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не
должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]
В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой
колонии, тюрьмы и следственного изолятора при начальнике отряда создается
совет воспитателей. Численность и персональный состав совета определяется
начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.
Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным
формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие
начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной
работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник
отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть
имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические
работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного,
специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных
училищ, представители общественных объединений.
В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ,
Законом РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами внутреннего
распорядка исправительных учреждений, иными законодательными,
ведомственными актами Министерства юстиции РФ.
Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.
Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и
реализует их на практике; во-вторых, по решению вопросов, направленных на
улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного
отношения к имуществу всех форм собственности;
в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций,
подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации; в-четвертых,
в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной
реабилитации после освобождения из исправительных учреждений; в-пятых, по
организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений; в
шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании,
представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные
колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности
осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного
порядка (ст. 116 УИК).[49]
Как видим, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим
образом:
- определение педагогически наиболее целесообразной организационной
структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения
стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной
деятельности, нормативно-правовое закрепление;
- создание стабильных самодеятельных организаций осужденных (методика
комплектования, участие в трудовом соревновании);
- превращение начальников отрядов в организаторов исправительного
процесса (его должность подлежит замещению лицами начальствующего состава,
имеющими высшее или среднее специальное образование, статус, разгрузка от
несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными
организациями);
- формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих
навыки и умения в работе с осужденными сотрудников, преподавателей школ и
профессиональных училищ, представителей общественных формирований;
- приведение в соответствие социально-правового статуса начальника
отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.
Лекция 8. Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях
различных видов
1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы
4. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к
лишению свободы
1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на
протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница
дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их
правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех
осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных
вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не
только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,
педагогов, обществоведов.
Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции
НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания
такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных"
(ст. 7)[50],затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах
заключения РСФСР 1920 г.[51], в котором режиму был посвящен целый раздел.
Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.
Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-
исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:
1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания
администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,
определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в
начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком
смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых
пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"[52].
Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он
писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка
передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы
общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и
дисциплинарного взыскания и т. п."[53]
В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных
республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других
законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так,
в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и
перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования
режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях
режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других
министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах
ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-
трудовым воздействием.
В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в
русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы,
питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для
достижения какой-либо цели[54]. Когда же речь идет о режиме осужденного, то
этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как
распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию,
отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет
специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием
присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограничений предусматривается
законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и
режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для
отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений,
выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания
наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и
обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в
узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,
выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима
отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного
воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-
воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет
режим как порядок деятельности исправительных учреждений[55]. Отсюда
вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как
управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме
карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение
режима в исправительных учреждениях как установленный законом и
соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и
отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения
свободы являются:
- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем,
чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или
других антиобщественных поступков;
- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;
- реализация их прав и законных интересов;
- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- различные условия содержания в зависимости от характера и степени
общественной опасности совершенного преступления, личности и
поведения осужденного.
Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и
содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е.
совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и
правоограничений[56]. Режим отбывания наказания составляет одно из основных
средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства
исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения
определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой
порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый
осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в
обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного
воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению
установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате
поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается
привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается
конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной
дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается
также в том, что он создает необходимые условия для использования других
средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным,
если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России
организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание
определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-
исполнительного права.
Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы
определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность
правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и
отбывания данного вида наказания[57]. Соответственно, режим является
структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления
осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой.
Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-
задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в
местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых
он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции
могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих
положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную;
обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия;
воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного
предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что
уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение
исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что
наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах,
установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством,
регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что
одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-
правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории
уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры
исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому
не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы
и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных.
Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от
конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией,
и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения.
Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения
новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления
к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы
лицам, вставшим на путь исправления.
Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер
исправительного воздействия.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть
решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном
законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости
применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия
(ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения
соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает
условия для их эффективного применения.
Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия
своего рода "точку опоры", благодаря которой организация и восприятие мер
исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает
целенаправленность самовоспитания[58].
Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме,
побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере
исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют
правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости
и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
Воспитательная функция.
В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-
правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что
является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо
указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных.
Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима
проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к
нравственному совершенствованию личности в результате причинения
осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-
вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в
ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку
приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению
предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с
другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных
правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности,
которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных
благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных
стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно
основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на
сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
Функция регулирования уголовно-правовой кары.
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным
выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары,
выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится
не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания
назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо
может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам
законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе
с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды
лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия
отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-
поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих
учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими
или ослабляющими кару.
Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания
наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную
сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но
и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием
при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-
правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в
зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного
преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания
наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-
исполнительного законодательства.
Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения
преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы,
согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как
осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с
этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.
Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что во-первых,
благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе
отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение
преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная
в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе
влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие
психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения
новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора
за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой
корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением
покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер
взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других
мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны
осужденных, и т.д.
Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести
условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет
интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что
они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны
реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При
этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и
содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий
отбывания наказания в ИУ.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы
осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в
прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения
уголовного наказания.
В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация
таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и
неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством
решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и
правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь
общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их
взаимодействие.
Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и
недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора,
ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых
преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со
стороны лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени
эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом
отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что
чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую
подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и
сегодня активно проявляется в сознании большинства людей. Таким образом,
все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей:
воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими
правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в
конечном счете - на их исправление.
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Режим в исправительных учреждениях выступает одним из наиболее
концентрированных способов выражения кары и принуждения. Поэтому основные
рамки, требования рассматриваемого режима устанавливаются законом либо
соответствующими закону нормативными правовыми актами. Они образуют
правовую модель режима в исправительных учреждениях. "Средства обеспечения
режима не входят в его содержание, их назначение - обеспечение порядка и
условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками
уголовно-исполнительных правоотношений"[59].
К числу нормативных актов содержащих нормы режима относятся: Правила
внутреннего распорядка исправительных учреждений (в дальнейшем Правила),
Инструкция о порядке охраны, надзора и конвоирования осужденных. Они
закрепляют наиболее значимые элементы режима, обозначая тот предельно
допустимый уровень ограничений, которым могут подвергаться осужденные в
процессе исполнения наказания в конкретном исправительном учреждении.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений согласованы с
Генеральной прокуратурой РФ и на основании Уголовно-исполнительного кодекса
РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности
учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для
реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения ими своих
обязанностей. Правила обязательны для персонала исправительных учреждений,
содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти
учреждения.
Правила конкретизируют положения уголовно-исполнительного
законодательства, регламентирующие порядок: приема осужденных в
исправительных учреждениях; их поведение в быту и во время работы на
производственных объектах и в жилой зоне; производства обысков и изъятия у
осужденных предметов и вещей, запрещенных к использованию; проверок наличия
осужденных в ИУ; предоставления им свиданий с близкими родственниками и
иными лицами; приема учреждением и вручения осужденным посылок, передач,
бандеролей и иной их почтовой корреспонденции; отправления ими писем и
денежных переводов; ведения осужденными телефонных переговоров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|