бесплатные рефераты

Уголовно-исполнительное право

совокупности они и образуют уголовно-исполнительную систему, деятельность

которой регулируется Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным

кодексом РФ, Положением «О следственном изоляторе уголовно-исполнительной

системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденное приказом

Министра юстиции РФ № 20 от 25.01.1999 года.

3. Виды и назначение исправительных учреждений

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда в

соответствии со статьей 58 УК РФ назначается:

В исправительных колониях общего, строгого и особого режима

1. В исправительных колониях общего режима содержатся мужчины,

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не

отбывавшие лишение свободы, а также осужденные женщины.

В исправительных колониях общего режима могут содержатся лица,

осужденные за преступления совершенные по неосторожности, а также

осужденные, в отношении которых была избрана мера наказания, не связанная

с лишением свободы, но за нарушения установленных условий отбывания

наказания направленных в места лишения свободы. Это могут быть: злостно

уклоняющиеся от исправительных работ (статья 46 УИК РФ); нарушившие

порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья

58 УИК РФ); граждане, в отношении которых отменено условное осуждение

(статья 190 УИК РФ); осужденные, переведенные из воспитательных колоний

по достижении 21 года (статья 74 УИК РФ); осужденные переведенные в

тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет

и по окончании срока, направленные для дальнейшего отбывания наказания в

исправительную колонию общего режима; переведенные в колонию-поселение и

возвращенные в ИК за злостное нарушения режима отбывания наказания.

2. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание

мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких

преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве

преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; женщины при

особо опасном рецидиве преступлений; переведенные в тюрьму за злостные

нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет и по окончании срока

возвращенные для дальнейшего отбывания наказания; переведенные в колонию-

поселение и возвращенные за злостные нарушения режима для дальнейшего

отбывания наказания; переведенные из исправительных колоний особого режима

по отбытии в исправительных колониях не менее Ѕ срока назначенного по

приговору суда.

3. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание

осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений,

осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым

смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на

определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В соответствии со статьей 126 УИК РФ отдельно от других осужденных в

исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к

пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в

порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. В соответствии

со статьей 44 УК РФ пожизненное лишение свободы является самостоятельным

видом наказания, назначаемым судом. Пожизненное лишение свободы

устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение

особо тяжких преступлений. В системе исправительных учреждений создаются

колонии особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы по

приговору суда и которым смертная казнь в порядке помилования заменено

лишением свободы. Другие осужденные, в том числе и те, которым смертная

казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок,

в данных колониях содержаться не могут.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также

лицам, совершившим преступления в возрасте до 18-ти лет и мужчинам

достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Тюрьмы

В отличие от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов,

тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается,

что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима - общий и строгий. В соответствии

со статьей 130 УИК РФ в тюрьмах содержится 2 категории осужденных.

Первую составляют осужденные к лишению свободы свыше 5 лет с отбыванием

части срока наказания в тюрьме за совершение особо тяжких преступлений и

при особо опасном рецидиве. Вторая группа осужденных состоит из

переведенных в тюрьму за нарушение установленного порядка отбывания

наказания в исправительных колониях общего и строгого режима.

Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат. При этом эти осужденные

могут быть переведены в тюрьму сроком до 3 лет.

По отбытии не менее 1 года срока наказания на строгом режиме,

осужденные могут быть переведены на общий режим.

На строгом режиме в тюрьме не могут содержаться осужденные беременные

женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также

осужденные, являющиеся инвалидами I или II групп.

В тюрьмах, также могут содержаться осужденные, отобранные

администрацией и оставленные для выполнения работ по хозяйственному

обслуживанию, в соответствии со статьей 77 УИК РФ.

Колонии-поселения

В колониях-поселениях отбывают наказание лица, осужденные за

преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, осужденные к

лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней

тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы.

Из исправительных колоний общего и строгого режимов перевод в

колонии-поселения осуществляется по отбытии осужденными 1/3 срока

наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее

условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и в период

неотбытого срока наказания совершившими новые преступления - не менее

2/3 срока наказания. При рассмотрении вопроса о переводе в колонию-

поселение важным условием является нахождение осужденного на облегченных

условиях содержания в исправительной колонии, где они отбывали наказание.

Не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные не прошедшие

полного курса лечения от алкоголизма, наркомании, венерических

заболеваний, либо больные требующие специального лечения, а также инвалиды

I и II групп и нетрудоспособные, по состоянию здоровья, осужденные. Не

подлежат переводу в колонии-поселения и следующие категории лиц:

- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

- осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены

этого вида наказания в порядке помилования, лишением свободы

на определенный срок;

- осужденные, которым смертная казнь заменена лишением

свободы, в порядке помилования;

- осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в

колонию-поселение.

Вопрос о переводе в колонию-поселение осужденных больных алкоголизмом и

наркоманией, венерическими заболеваниями, может быть решен только при

наличии медицинского заключения о завершении полного курса

соответствующего лечения и наличии постановления суда о прекращении

принудительного лечения.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка

отбывания наказания в колонии-поселения могут быть переведены в

исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом или в

исправительную колонию общего режима, если они были направлены в колонию-

поселение по приговору суда.

Воспитательные колонии

В соответствии со статьей 88 УК РФ и статьей 74 УИК РФ наказание в

виде лишения свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не

более десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

В воспитательных колониях содержатся в основном лица

несовершеннолетнего возраста (с 14 до 18 лет). Только в определенных

законодательством случаях, разрешается оставление осужденных в

воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия (статьи

74, 139 УИК РФ). Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению

свободы, достигшие 18-летнего возраста, переводятся для дальнейшего

отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию

общего режима. А другие осужденные, достигшие 21 года, переводятся для

дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную

колонию общего режима по мотивированному постановлению начальника

воспитательной колонии.

В системе исправительных учреждений, воспитательные колонии

занимают важное и особое место, так как главным фактором, определяющим

порядок и условия отбывания наказания несовершеннолетних преступников

является то, что они - дети. С одной стороны, они нуждаются в более

льготных условиях содержания по сравнению со взрослыми преступниками,

а с другой - требуют кропотливого отношения в выборе психолого-

педагогического воздействия и воспитательных мер с целью достижения

их исправления и возвращения в общество правопослушного гражданина.

Среди всех исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы

значение основного их вида приобрели исправительные колонии, о которых

вкратце говорилось выше. Они располагают более широкими возможностями

применения средств исправительного воздействия. Их организационно-

структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на

осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов,

поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом

необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (ИК, тюрьма, ВК,

колония-поселение), который руководит работой учреждения, всех его

служб, частей и отделов, занимается подбором, расстановкой и воспитанием

подчиненных сотрудников и персонала, общей организацией охраны и надзора,

воспитательной работы с осужденными, производственно-хозяйственной

деятельностью учреждения и тыловым обеспечением. При этом, начальник

исправительного учреждения несет персональную ответственность за соблюдение

законодательства Российской Федерации, государственной штатной и

финансовой дисциплины и за выполнение возложенных на учреждение целей и

задач.

У начальника исправительного учреждения (ИК, ВК, тюрьмы, СИЗО) имеются

заместители по основным направлениям деятельности: заместитель по

оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в

тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по

производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В некоторых учреждениях, в зависимости от штатной численности

сотрудников и персонала, могут вводиться должности заместителя по кадровой

и воспитательной работе с личным составом. А при наличии

строительства, может вводиться должность заместителя начальника по

строительству.

В исправительных учреждениях с особыми условиями хозяйственной

деятельности имеются должности заместителей начальника учреждения по

качеству продукции, главный инженер и т.д.

Такая система распределения должностных полномочий отражает

разностороннюю и многофункциональную деятельность исправительных

учреждений. Для четкого, бесперебойного обеспечения многофункциональной

жизнедеятельности исправительного учреждения создаются отделы:

оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах - отделы охраны и

надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы,

финансовой деятельности, маркетинга, организационно-аналитические отделы

(или группы), специального учета, хозяйственного и интендантского

обеспечения, отдел коммунально-бытового обеспечения, а также службы -

дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны. Все

структурные отделы, части и службы курируются соответствующими

заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые - напрямую

подчинены начальнику учреждения, что обеспечивает наиболее эффективное

выполнение поставленных задач перед учреждением, координацию

всей деятельности по направлениям работы, постановку задач, контроль и

проверку исполнения.

Из вышеизложенного следует, что исправительное учреждение реализует

государственное принуждение (кару за совершенное преступное деяние) и

входит в систему правоохранительных органов, оказывает при этом

воспитательное, социально-педагогическое воздействие на осужденных,

обеспечивает необходимый жизненный уровень осужденных в местах лишения

свободы, выполняет производственно-хозяйственные задачи, обеспечивает

безопасность сотрудников, персонала и осужденных и другие специфические

цели и задачи, присущие только исправительным учреждениям.

Для достижения этих целей наказания перед исправительными

учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи

(ст. 2 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания

в виде лишения свободы»). Ими являются:

- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также

исключительной меры наказания;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждения, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в

них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся

на территории этих учреждений;

- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и

профессионального образования и профессионального обучения;

- обеспечение охраны здоровья осужденных;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность.

Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему

только законом.

В соответствии с вышеизложенными задачами, уголовно-исполнительное

законодательство в ч. 2 ст. 1 УИК РФ, расширяет пределы поставленных

задач перед уголовно-исполнительной системой, в некоторых положениях

уточняет задачи в достижении конкретной цели, а в некоторых указывает

средства достижения их.

В своей деятельности органы и учреждения, исполняющие наказания,

применяя основные средства исправления, для достижения исправления

осужденных, решают определенные задачи, в соответствии с

законодательством. Задача обеспечения режима исполнения и отбывания

наказания для исправительных учреждений - основная. Для выполнения этой

задачи в ИУ ведется, в установленном порядке, учет осужденных, их

распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор

за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический

и административный персонал предприятия), поддерживается необходимая

степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных друг от

друга. А для обеспечения правопорядка в ИУ принимаются меры по

поддержанию дисциплины среди осужденных, применению к ним дисциплинарных

взысканий и мер поощрения, а также иные мероприятия, в соответствии с

законодательством.

Задача обеспечения режима в ИУ многоплановая и универсальная. Она

достигается в процессе применения других мер исправительного воздействия на

осужденных. Общественно полезный труд, воспитательная работа с

осужденными, их общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка

применяются в условиях строгого соблюдения режима в ИУ, а с другой

стороны, меры исправительного воздействия направлены на привитие осужденным

уважения к закону и правопорядку в местах исполнения уголовных

наказаний. УИК РФ, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов

наказаний, имеет в виду и его условия, которые определяют объем и характер

карательных и иных принудительных норм. Поэтому, режимные требования ставят

осужденного под жесткий контроль и надзор, тем самым, дисциплинируя

поведение данных граждан, что, в конечном счете, способствует их

исправлению.

Проведение комплекса воспитательных мер является необходимым условием

исправления осужденных. Он включает в себя широкий спектр разнообразных

средств и методов их применения. Задача организации и проведения

воспитательной работы с осужденными при исполнении уголовных наказаний,

поставлена перед всем персоналом ИУ. В соответствии с ч.1 ст.109 УИК РФ,

воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление,

формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу,

труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение

их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа является средством духовного влияния на

осужденного, попыткой целенаправленного исправительного воздействия для

восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в

системе духовно-нравственных ценностей, морально-психологической подготовки

к ведению социально-полезного образа жизни после освобождения из-под

юрисдикции уголовно-исполнительной системы.

Как комплексное, обладающее своей спецификой в те их или иных

условиях, или в тех или иных коллективах или групп людей, воспитательная

работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем другие

основные средства исправления. Учитывая эти обстоятельства организации и

проведении воспитательной работы, законом регламентируется только наиболее

важные, исходные или отправные точки ее реализации. В статье 110 УИК РФ

перечислены основные формы воспитательной работы - это индивидуальная,

групповая и массовая, проводимые на основе психолого-педагогических

методов. Из смысла положений этой статьи, также вытекает, что в рамках

обозначенных форм воспитательная работа проводится по направлениям -

нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание

осужденных, способствующие их исправлению.

Одной из важных задач ИУ является организация труда осужденных и в

особенности, в местах лишения свободы. Новый УИК РФ сохранил обязанность

каждого осужденного к лишению свободы трудиться.

Трудом является нарушением неписаного воровского кодекса и чести.

Поэтому трудовое воспитание призвано противостоять этой разрушительной,

для личности и общества, морали.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, обязаны

привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и имеющихся у

них специальностей на промышленных предприятиях, принадлежащих ИУ, либо

предприятиях иных организационно-правовых форм, в том числе и коммерческих.

В местах лишения свободы осужденные также могут трудиться по

хозяйственному обслуживанию ИУ и заниматься индивидуально-трудовой

деятельностью. Нынешние экономические условия крайне осложнили задачу

сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест. К чести, надо

сказать, уголовно-исполнительная система в условиях рыночной экономики

структурно перестроилась, взяла курс на развертывание производительного,

качественного труда, чтобы войти в экономические отношения полноправным

партнером. Ст.17 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы» и ст.103 УИК РФ детально регламентируют

формы трудового использования осужденных.

Общеобразовательное и профессиональное обучение лиц, лишенных

свободы, в соответствии с законодательством, является одним из

основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ).

Общеобразовательное обучение осужденных развивает их кругозор,

повышает уровень мышления и интеллекта. В ИУ (ст.112 УИК РФ) организуется

обязательное получение осужденными не достигшими 30-ти летнего возраста,

основного общего образования. Общеобразовательное обучение организуется в

функционирующих при ИУ общеобразовательных школах и учебно-консультационных

пунктах, имеющих необходимое оборудования, учебно-предметные классы и

необходимый штат учителей, возглавляемых директором. В законе, ст. 112

УИК РФ, закреплено правило согласно которому, педагогические коллективы

общеобразовательных учреждения оказывают помощь администрации ИУ в

воспитательной работе с осужденными.

Профессиональная подготовка и профессиональное обучение осужденных,

имеет большое значение в деятельности ИУ в выполнении стоящих перед

ним задач. Отсутствие трудовой специальности, общественно-полезных

трудовых занятий является одним из основных факторов, приводящих к

преступному образу жизни.

В соответствии со ст.16 Закона РФ «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 108 УИК РФ,

в ИУ организуется обязательное начальное профессиональное образование или

профессиональная подготовка сужденных к лишению свободы.

Начальное профессиональное образование и обучение профессии

осуществляется в рамках программ и стандартов, лишь незначительно

адаптированных к условиям специфики обучающихся в местах лишения свободы,

режимных требований и внутреннего распорядка ИУ. По итогам обучения

сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца,

свидетельствующий о получении соответствующей специальности или профессии.

Такая подготовка рабочих кадров наиболее удачная, практически

апробирована. Она дает возможность осужденным после освобождения более

успешно адаптироваться в условиях свободы и рыночных экономических

отношений. Таким образом, профессиональная подготовка осуществляется в

формах: индивидуальное и бригадное обучение, различные курсы, школы и

т.п. Здесь осужденные обучаются определенному ремеслу или повышают

свою квалификацию. Профессиональное обучение осуществляется в

профессионально-технических училищах, организуемых при ИУ по различным

специальностям, имеющимся в народно-хозяйственном обороте.

В соответствии со ст.23 УИК РФ, общественные объединения оказывают

содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимают

участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия

общественности в работе с осужденными различны. К ним относятся:

наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних,

попечительские советы, советы родственников, шефские формирования

коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, творческих

коллективов и различных союзов и объединений. Правовой основой их

деятельности являются Положения, Постановления и другие нормативные акты,

издаваемые федеральными органами власти или субъектов Федерации.

В настоящее время возникают новые формы работы общественности с

учреждениями и органами, исполняющими наказания. Это различные

правозащитные организации и фонды, состоящие преимущественно из лиц,

ранее судимых и их родственников. Они оказывают помощь осужденным,

содержащимся в местах лишения свободы, добиваются улучшения их

положения, помогают им в трудовом и бытовом устройстве после освобождения

и т.д.

Общественные объединения, участвующие в работе с осужденными, имеют

различные задачи, но большинство из них стремятся оказать

учреждениям и органам, исполняющим наказания, финансово-экономическую

помощь, содействуют в организации воспитательной работы, производственной

деятельности и трудоиспользования осужденных.

Важное значение имеет для учреждений и органов, исполняющих наказание,

участие в воспитательной работе различных религиозных объединений и

конфессий. Участвуя в воспитательных мероприятиях, духовном просвещении

осужденных, религиозные объединения помогают им реализовать предусмотренное

ст. 14 УИК РФ право на свободу вероисповедания. Вместе с тем,

отправление религиозных обрядов в ИУ добровольное, оно организуется так,

чтобы не ущемлять права других лиц. Учреждения и органы, исполняющие

наказания, должны при этом допускать в ИУ те религиозные объединения и

конфессии, которые осуществляют свою деятельность не вразрез существующих

мировым религиям, их мировоззрениям и проповедям.

Перед ИУ стоят и другие, присущие только им, задачи. Перед ними

поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Для ее реализации в ст.13 Закона РФ «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливается

обязанность учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для

обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению

свободы, охрана их здоровья, а также материально-бытовых условий отбывания

наказания.

Одна из важнейших задач ИУ - социальная защита персонала мест лишения

свободы, обеспечения безопасности - вытекает из положений действующего

законодательства, а также из норм Международных актов. В частности, в

Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендуется

принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в

пенитенциарных учреждениях и обеспечить соответствующие льготы и условия их

труда.

ИУ имеют задачей и проведение оперативно-розыскной работы,

регламентируемой Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной

деятельности» и ведомственными нормативными актами. Кроме того, они

обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность (милиции, органам безопасности и др.), что

является законодательной основой для взаимодействия ИУ с указанными

структурами и службами.

4. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с

правоохранительными органами и иными государственными органами

Взаимодействие учреждений и органов исполняющих уголовные наказания с

другими правоохранительными органами

Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с

преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается

состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества,

политической системы, нравственными ценностями в развитии общества,

особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и

ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной

регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями

задач, стоящих перед ними.

Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка

и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между

собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и

следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно

связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач,

стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов

следствия и ИУ.

В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских

частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов

расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление

совершенных преступлений прошлых лет - важная задача как органов

расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой

общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма

работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с

повинной за ранее совершенные ими преступления.

Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы

следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но

и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а

также принятие мер по устранению таких причин и условий (ст.21, 140 УПК

РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение для предупреждения

преступлений в ИУ, в частности, для выявления и устранения причин

и условий, способствующих совершению преступлений со стороны отбывающих

наказание и освобожденных из мест лишения свободы.

При расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в

организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда в

отношении лица, совершившего преступление избрана мера пресечения в виде

заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК РСФСР,

вносит в адрес администрации СИЗО представление об устранении

недостатков, установленных в процессе следствия, способствующих совершению

данным лицом новых преступлений. Представления следователей в адрес

администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности учреждения,

улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д.

Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении

личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной

информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также,

по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться

со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности

подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными

от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация

ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц,

представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости –

копии других материалов.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами

Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в

борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или

освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за

деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение

приговоров (ст.20 УИК РФ).

Судебный контроль - принципиальная форма поддержания и укрепления

законности при исполнении приговоров. Вся судебная система Российской

Федерации при рассмотрении дел, связанных с участием в них учреждений и

органов, исполняющих наказания, может и должна осуществлять судебный

надзор за их деятельностью. Выносимые им постановления, определения в

адрес учреждений и органов, исполняющих наказания, как и другие вступившие

в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без

исключения физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному

исполнению (ст. Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от

31.12.1996 г.).

Основа взаимодействия судов и учреждений и органов, исполняющих

наказания, закладывается еще в ходе судебного разбирательства, когда

суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем самым

предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной

работы. Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том

числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской

Федерации и уважения прав и свобод граждан, оказывая при осуществлении

правосудия на судебных заседаниях частное и общепредупредительное

воздействие на подсудимого, иных граждан и участников процесса.

Эффективность исполнения наказания зависит от справедливости вынесенного

приговора, если правильно применены общие начала назначения наказания,

закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание справедливо, учитывает характер

и степень общественной опасности преступления и личность виновного, оно

будет способствовать исправлению преступника.

Назначая наказание, суд не ограничивается его видом или временными

рамками, или размером. Если это наказание в виде лишения свободы, суд

определяет одновременно и вид исправительной колонии и режим, где должен

отбывать наказание осужденный, чем способствует дифференцированному

подходу к различным категориям осужденных, предопределяет правовые

рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного

воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного

воздействия на осужденного.

Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от

наказания, его замены более мягким, отсрочки исполнения наказания или

изменения осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в законе признаки

и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно

изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного

учреждения. При этом, суд может объективно оценить состояние процессов

исполнения и отбывания наказания в данном ИУ. В случае обнаружения

недостатков и нарушений закона в работе учреждения, суд, путем вынесения

частного определения, ставит в известность соответствующие органы

уголовно-исполнительной системы об обнаруженных недостатках и предлагает

принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений контролируется

судом в установленные законом сроки.

Располагая правами и свободами граждан Российской Федерации с

ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право

обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в судебные инстанции

на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания

суд не вправе отклонять жалобы и заявления осужденных. В то же время

администрация ИУ обязана проводить разъяснительную работу среди

осужденных. При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных суды изучают

различные стороны деятельности ИУ, учреждений и органов, исполняющих

наказания, создавая тем самым условия для реализации функции судебного

контроля.

В соответствии с ч.3 ст.20 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие

наказания, уведомляют суд, вынесший приговор о месте и начале отбывания

наказания осужденными к ограничению свободы, аресту, содержанию в

дисциплинарной воинской части, лишению свободы и т.д. Уведомление

направляется за подписью начальника или должностного лица учреждения или

органа, где исполняется данный вид наказания. Такие уведомления необходимы

судам для контроля реального исполнения выносимых им приговоров в виде

штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного

звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ,

исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации

имущества, лишения свободы, ограничения свободы, ареста и смертной

казни, решения вопроса об установлении административного надзора за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ