Уголовно-исполнительное право
совокупности они и образуют уголовно-исполнительную систему, деятельность
которой регулируется Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным
кодексом РФ, Положением «О следственном изоляторе уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденное приказом
Министра юстиции РФ № 20 от 25.01.1999 года.
3. Виды и назначение исправительных учреждений
Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда в
соответствии со статьей 58 УК РФ назначается:
В исправительных колониях общего, строгого и особого режима
1. В исправительных колониях общего режима содержатся мужчины,
осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не
отбывавшие лишение свободы, а также осужденные женщины.
В исправительных колониях общего режима могут содержатся лица,
осужденные за преступления совершенные по неосторожности, а также
осужденные, в отношении которых была избрана мера наказания, не связанная
с лишением свободы, но за нарушения установленных условий отбывания
наказания направленных в места лишения свободы. Это могут быть: злостно
уклоняющиеся от исправительных работ (статья 46 УИК РФ); нарушившие
порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья
58 УИК РФ); граждане, в отношении которых отменено условное осуждение
(статья 190 УИК РФ); осужденные, переведенные из воспитательных колоний
по достижении 21 года (статья 74 УИК РФ); осужденные переведенные в
тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет
и по окончании срока, направленные для дальнейшего отбывания наказания в
исправительную колонию общего режима; переведенные в колонию-поселение и
возвращенные в ИК за злостное нарушения режима отбывания наказания.
2. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание
мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких
преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве
преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; женщины при
особо опасном рецидиве преступлений; переведенные в тюрьму за злостные
нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет и по окончании срока
возвращенные для дальнейшего отбывания наказания; переведенные в колонию-
поселение и возвращенные за злостные нарушения режима для дальнейшего
отбывания наказания; переведенные из исправительных колоний особого режима
по отбытии в исправительных колониях не менее Ѕ срока назначенного по
приговору суда.
3. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание
осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений,
осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым
смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на
определенный срок или пожизненным лишением свободы.
В соответствии со статьей 126 УИК РФ отдельно от других осужденных в
исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к
пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в
порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. В соответствии
со статьей 44 УК РФ пожизненное лишение свободы является самостоятельным
видом наказания, назначаемым судом. Пожизненное лишение свободы
устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение
особо тяжких преступлений. В системе исправительных учреждений создаются
колонии особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы по
приговору суда и которым смертная казнь в порядке помилования заменено
лишением свободы. Другие осужденные, в том числе и те, которым смертная
казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок,
в данных колониях содержаться не могут.
Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также
лицам, совершившим преступления в возрасте до 18-ти лет и мужчинам
достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.
Тюрьмы
В отличие от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов,
тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается,
что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима - общий и строгий. В соответствии
со статьей 130 УИК РФ в тюрьмах содержится 2 категории осужденных.
Первую составляют осужденные к лишению свободы свыше 5 лет с отбыванием
части срока наказания в тюрьме за совершение особо тяжких преступлений и
при особо опасном рецидиве. Вторая группа осужденных состоит из
переведенных в тюрьму за нарушение установленного порядка отбывания
наказания в исправительных колониях общего и строгого режима.
Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат. При этом эти осужденные
могут быть переведены в тюрьму сроком до 3 лет.
По отбытии не менее 1 года срока наказания на строгом режиме,
осужденные могут быть переведены на общий режим.
На строгом режиме в тюрьме не могут содержаться осужденные беременные
женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также
осужденные, являющиеся инвалидами I или II групп.
В тюрьмах, также могут содержаться осужденные, отобранные
администрацией и оставленные для выполнения работ по хозяйственному
обслуживанию, в соответствии со статьей 77 УИК РФ.
Колонии-поселения
В колониях-поселениях отбывают наказание лица, осужденные за
преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, осужденные к
лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней
тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы.
Из исправительных колоний общего и строгого режимов перевод в
колонии-поселения осуществляется по отбытии осужденными 1/3 срока
наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее
условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и в период
неотбытого срока наказания совершившими новые преступления - не менее
2/3 срока наказания. При рассмотрении вопроса о переводе в колонию-
поселение важным условием является нахождение осужденного на облегченных
условиях содержания в исправительной колонии, где они отбывали наказание.
Не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные не прошедшие
полного курса лечения от алкоголизма, наркомании, венерических
заболеваний, либо больные требующие специального лечения, а также инвалиды
I и II групп и нетрудоспособные, по состоянию здоровья, осужденные. Не
подлежат переводу в колонии-поселения и следующие категории лиц:
- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
- осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены
этого вида наказания в порядке помилования, лишением свободы
на определенный срок;
- осужденные, которым смертная казнь заменена лишением
свободы, в порядке помилования;
- осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в
колонию-поселение.
Вопрос о переводе в колонию-поселение осужденных больных алкоголизмом и
наркоманией, венерическими заболеваниями, может быть решен только при
наличии медицинского заключения о завершении полного курса
соответствующего лечения и наличии постановления суда о прекращении
принудительного лечения.
Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка
отбывания наказания в колонии-поселения могут быть переведены в
исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом или в
исправительную колонию общего режима, если они были направлены в колонию-
поселение по приговору суда.
Воспитательные колонии
В соответствии со статьей 88 УК РФ и статьей 74 УИК РФ наказание в
виде лишения свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не
более десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.
В воспитательных колониях содержатся в основном лица
несовершеннолетнего возраста (с 14 до 18 лет). Только в определенных
законодательством случаях, разрешается оставление осужденных в
воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия (статьи
74, 139 УИК РФ). Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению
свободы, достигшие 18-летнего возраста, переводятся для дальнейшего
отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию
общего режима. А другие осужденные, достигшие 21 года, переводятся для
дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную
колонию общего режима по мотивированному постановлению начальника
воспитательной колонии.
В системе исправительных учреждений, воспитательные колонии
занимают важное и особое место, так как главным фактором, определяющим
порядок и условия отбывания наказания несовершеннолетних преступников
является то, что они - дети. С одной стороны, они нуждаются в более
льготных условиях содержания по сравнению со взрослыми преступниками,
а с другой - требуют кропотливого отношения в выборе психолого-
педагогического воздействия и воспитательных мер с целью достижения
их исправления и возвращения в общество правопослушного гражданина.
Среди всех исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы
значение основного их вида приобрели исправительные колонии, о которых
вкратце говорилось выше. Они располагают более широкими возможностями
применения средств исправительного воздействия. Их организационно-
структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на
осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов,
поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом
необходимости решения задач, стоящих перед ним.
Возглавляет исправительное учреждение начальник (ИК, тюрьма, ВК,
колония-поселение), который руководит работой учреждения, всех его
служб, частей и отделов, занимается подбором, расстановкой и воспитанием
подчиненных сотрудников и персонала, общей организацией охраны и надзора,
воспитательной работы с осужденными, производственно-хозяйственной
деятельностью учреждения и тыловым обеспечением. При этом, начальник
исправительного учреждения несет персональную ответственность за соблюдение
законодательства Российской Федерации, государственной штатной и
финансовой дисциплины и за выполнение возложенных на учреждение целей и
задач.
У начальника исправительного учреждения (ИК, ВК, тюрьмы, СИЗО) имеются
заместители по основным направлениям деятельности: заместитель по
оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в
тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по
производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.
В некоторых учреждениях, в зависимости от штатной численности
сотрудников и персонала, могут вводиться должности заместителя по кадровой
и воспитательной работе с личным составом. А при наличии
строительства, может вводиться должность заместителя начальника по
строительству.
В исправительных учреждениях с особыми условиями хозяйственной
деятельности имеются должности заместителей начальника учреждения по
качеству продукции, главный инженер и т.д.
Такая система распределения должностных полномочий отражает
разностороннюю и многофункциональную деятельность исправительных
учреждений. Для четкого, бесперебойного обеспечения многофункциональной
жизнедеятельности исправительного учреждения создаются отделы:
оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах - отделы охраны и
надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы,
финансовой деятельности, маркетинга, организационно-аналитические отделы
(или группы), специального учета, хозяйственного и интендантского
обеспечения, отдел коммунально-бытового обеспечения, а также службы -
дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны. Все
структурные отделы, части и службы курируются соответствующими
заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые - напрямую
подчинены начальнику учреждения, что обеспечивает наиболее эффективное
выполнение поставленных задач перед учреждением, координацию
всей деятельности по направлениям работы, постановку задач, контроль и
проверку исполнения.
Из вышеизложенного следует, что исправительное учреждение реализует
государственное принуждение (кару за совершенное преступное деяние) и
входит в систему правоохранительных органов, оказывает при этом
воспитательное, социально-педагогическое воздействие на осужденных,
обеспечивает необходимый жизненный уровень осужденных в местах лишения
свободы, выполняет производственно-хозяйственные задачи, обеспечивает
безопасность сотрудников, персонала и осужденных и другие специфические
цели и задачи, присущие только исправительным учреждениям.
Для достижения этих целей наказания перед исправительными
учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи
(ст. 2 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы»). Ими являются:
- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также
исключительной меры наказания;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждения, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в
них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся
на территории этих учреждений;
- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и
профессионального образования и профессионального обучения;
- обеспечение охраны здоровья осужденных;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность.
Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему
только законом.
В соответствии с вышеизложенными задачами, уголовно-исполнительное
законодательство в ч. 2 ст. 1 УИК РФ, расширяет пределы поставленных
задач перед уголовно-исполнительной системой, в некоторых положениях
уточняет задачи в достижении конкретной цели, а в некоторых указывает
средства достижения их.
В своей деятельности органы и учреждения, исполняющие наказания,
применяя основные средства исправления, для достижения исправления
осужденных, решают определенные задачи, в соответствии с
законодательством. Задача обеспечения режима исполнения и отбывания
наказания для исправительных учреждений - основная. Для выполнения этой
задачи в ИУ ведется, в установленном порядке, учет осужденных, их
распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор
за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический
и административный персонал предприятия), поддерживается необходимая
степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных друг от
друга. А для обеспечения правопорядка в ИУ принимаются меры по
поддержанию дисциплины среди осужденных, применению к ним дисциплинарных
взысканий и мер поощрения, а также иные мероприятия, в соответствии с
законодательством.
Задача обеспечения режима в ИУ многоплановая и универсальная. Она
достигается в процессе применения других мер исправительного воздействия на
осужденных. Общественно полезный труд, воспитательная работа с
осужденными, их общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка
применяются в условиях строгого соблюдения режима в ИУ, а с другой
стороны, меры исправительного воздействия направлены на привитие осужденным
уважения к закону и правопорядку в местах исполнения уголовных
наказаний. УИК РФ, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов
наказаний, имеет в виду и его условия, которые определяют объем и характер
карательных и иных принудительных норм. Поэтому, режимные требования ставят
осужденного под жесткий контроль и надзор, тем самым, дисциплинируя
поведение данных граждан, что, в конечном счете, способствует их
исправлению.
Проведение комплекса воспитательных мер является необходимым условием
исправления осужденных. Он включает в себя широкий спектр разнообразных
средств и методов их применения. Задача организации и проведения
воспитательной работы с осужденными при исполнении уголовных наказаний,
поставлена перед всем персоналом ИУ. В соответствии с ч.1 ст.109 УИК РФ,
воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление,
формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу,
труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение
их образовательного и культурного уровня.
Воспитательная работа является средством духовного влияния на
осужденного, попыткой целенаправленного исправительного воздействия для
восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в
системе духовно-нравственных ценностей, морально-психологической подготовки
к ведению социально-полезного образа жизни после освобождения из-под
юрисдикции уголовно-исполнительной системы.
Как комплексное, обладающее своей спецификой в те их или иных
условиях, или в тех или иных коллективах или групп людей, воспитательная
работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем другие
основные средства исправления. Учитывая эти обстоятельства организации и
проведении воспитательной работы, законом регламентируется только наиболее
важные, исходные или отправные точки ее реализации. В статье 110 УИК РФ
перечислены основные формы воспитательной работы - это индивидуальная,
групповая и массовая, проводимые на основе психолого-педагогических
методов. Из смысла положений этой статьи, также вытекает, что в рамках
обозначенных форм воспитательная работа проводится по направлениям -
нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание
осужденных, способствующие их исправлению.
Одной из важных задач ИУ является организация труда осужденных и в
особенности, в местах лишения свободы. Новый УИК РФ сохранил обязанность
каждого осужденного к лишению свободы трудиться.
Трудом является нарушением неписаного воровского кодекса и чести.
Поэтому трудовое воспитание призвано противостоять этой разрушительной,
для личности и общества, морали.
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, обязаны
привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и имеющихся у
них специальностей на промышленных предприятиях, принадлежащих ИУ, либо
предприятиях иных организационно-правовых форм, в том числе и коммерческих.
В местах лишения свободы осужденные также могут трудиться по
хозяйственному обслуживанию ИУ и заниматься индивидуально-трудовой
деятельностью. Нынешние экономические условия крайне осложнили задачу
сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест. К чести, надо
сказать, уголовно-исполнительная система в условиях рыночной экономики
структурно перестроилась, взяла курс на развертывание производительного,
качественного труда, чтобы войти в экономические отношения полноправным
партнером. Ст.17 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы» и ст.103 УИК РФ детально регламентируют
формы трудового использования осужденных.
Общеобразовательное и профессиональное обучение лиц, лишенных
свободы, в соответствии с законодательством, является одним из
основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ).
Общеобразовательное обучение осужденных развивает их кругозор,
повышает уровень мышления и интеллекта. В ИУ (ст.112 УИК РФ) организуется
обязательное получение осужденными не достигшими 30-ти летнего возраста,
основного общего образования. Общеобразовательное обучение организуется в
функционирующих при ИУ общеобразовательных школах и учебно-консультационных
пунктах, имеющих необходимое оборудования, учебно-предметные классы и
необходимый штат учителей, возглавляемых директором. В законе, ст. 112
УИК РФ, закреплено правило согласно которому, педагогические коллективы
общеобразовательных учреждения оказывают помощь администрации ИУ в
воспитательной работе с осужденными.
Профессиональная подготовка и профессиональное обучение осужденных,
имеет большое значение в деятельности ИУ в выполнении стоящих перед
ним задач. Отсутствие трудовой специальности, общественно-полезных
трудовых занятий является одним из основных факторов, приводящих к
преступному образу жизни.
В соответствии со ст.16 Закона РФ «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 108 УИК РФ,
в ИУ организуется обязательное начальное профессиональное образование или
профессиональная подготовка сужденных к лишению свободы.
Начальное профессиональное образование и обучение профессии
осуществляется в рамках программ и стандартов, лишь незначительно
адаптированных к условиям специфики обучающихся в местах лишения свободы,
режимных требований и внутреннего распорядка ИУ. По итогам обучения
сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца,
свидетельствующий о получении соответствующей специальности или профессии.
Такая подготовка рабочих кадров наиболее удачная, практически
апробирована. Она дает возможность осужденным после освобождения более
успешно адаптироваться в условиях свободы и рыночных экономических
отношений. Таким образом, профессиональная подготовка осуществляется в
формах: индивидуальное и бригадное обучение, различные курсы, школы и
т.п. Здесь осужденные обучаются определенному ремеслу или повышают
свою квалификацию. Профессиональное обучение осуществляется в
профессионально-технических училищах, организуемых при ИУ по различным
специальностям, имеющимся в народно-хозяйственном обороте.
В соответствии со ст.23 УИК РФ, общественные объединения оказывают
содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимают
участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия
общественности в работе с осужденными различны. К ним относятся:
наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних,
попечительские советы, советы родственников, шефские формирования
коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, творческих
коллективов и различных союзов и объединений. Правовой основой их
деятельности являются Положения, Постановления и другие нормативные акты,
издаваемые федеральными органами власти или субъектов Федерации.
В настоящее время возникают новые формы работы общественности с
учреждениями и органами, исполняющими наказания. Это различные
правозащитные организации и фонды, состоящие преимущественно из лиц,
ранее судимых и их родственников. Они оказывают помощь осужденным,
содержащимся в местах лишения свободы, добиваются улучшения их
положения, помогают им в трудовом и бытовом устройстве после освобождения
и т.д.
Общественные объединения, участвующие в работе с осужденными, имеют
различные задачи, но большинство из них стремятся оказать
учреждениям и органам, исполняющим наказания, финансово-экономическую
помощь, содействуют в организации воспитательной работы, производственной
деятельности и трудоиспользования осужденных.
Важное значение имеет для учреждений и органов, исполняющих наказание,
участие в воспитательной работе различных религиозных объединений и
конфессий. Участвуя в воспитательных мероприятиях, духовном просвещении
осужденных, религиозные объединения помогают им реализовать предусмотренное
ст. 14 УИК РФ право на свободу вероисповедания. Вместе с тем,
отправление религиозных обрядов в ИУ добровольное, оно организуется так,
чтобы не ущемлять права других лиц. Учреждения и органы, исполняющие
наказания, должны при этом допускать в ИУ те религиозные объединения и
конфессии, которые осуществляют свою деятельность не вразрез существующих
мировым религиям, их мировоззрениям и проповедям.
Перед ИУ стоят и другие, присущие только им, задачи. Перед ними
поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.
Для ее реализации в ст.13 Закона РФ «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливается
обязанность учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для
обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению
свободы, охрана их здоровья, а также материально-бытовых условий отбывания
наказания.
Одна из важнейших задач ИУ - социальная защита персонала мест лишения
свободы, обеспечения безопасности - вытекает из положений действующего
законодательства, а также из норм Международных актов. В частности, в
Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендуется
принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в
пенитенциарных учреждениях и обеспечить соответствующие льготы и условия их
труда.
ИУ имеют задачей и проведение оперативно-розыскной работы,
регламентируемой Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности» и ведомственными нормативными актами. Кроме того, они
обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-
розыскную деятельность (милиции, органам безопасности и др.), что
является законодательной основой для взаимодействия ИУ с указанными
структурами и службами.
4. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с
правоохранительными органами и иными государственными органами
Взаимодействие учреждений и органов исполняющих уголовные наказания с
другими правоохранительными органами
Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с
преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается
состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества,
политической системы, нравственными ценностями в развитии общества,
особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и
ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной
регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями
задач, стоящих перед ними.
Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка
и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между
собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и
следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно
связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач,
стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов
следствия и ИУ.
В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских
частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов
расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление
совершенных преступлений прошлых лет - важная задача как органов
расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой
общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма
работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с
повинной за ранее совершенные ими преступления.
Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы
следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но
и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а
также принятие мер по устранению таких причин и условий (ст.21, 140 УПК
РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение для предупреждения
преступлений в ИУ, в частности, для выявления и устранения причин
и условий, способствующих совершению преступлений со стороны отбывающих
наказание и освобожденных из мест лишения свободы.
При расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в
организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда в
отношении лица, совершившего преступление избрана мера пресечения в виде
заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК РСФСР,
вносит в адрес администрации СИЗО представление об устранении
недостатков, установленных в процессе следствия, способствующих совершению
данным лицом новых преступлений. Представления следователей в адрес
администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности учреждения,
улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д.
Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении
личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной
информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также,
по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться
со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности
подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными
от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация
ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц,
представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости –
копии других материалов.
Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами
Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в
борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или
освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за
деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение
приговоров (ст.20 УИК РФ).
Судебный контроль - принципиальная форма поддержания и укрепления
законности при исполнении приговоров. Вся судебная система Российской
Федерации при рассмотрении дел, связанных с участием в них учреждений и
органов, исполняющих наказания, может и должна осуществлять судебный
надзор за их деятельностью. Выносимые им постановления, определения в
адрес учреждений и органов, исполняющих наказания, как и другие вступившие
в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без
исключения физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному
исполнению (ст. Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от
31.12.1996 г.).
Основа взаимодействия судов и учреждений и органов, исполняющих
наказания, закладывается еще в ходе судебного разбирательства, когда
суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем самым
предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной
работы. Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том
числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской
Федерации и уважения прав и свобод граждан, оказывая при осуществлении
правосудия на судебных заседаниях частное и общепредупредительное
воздействие на подсудимого, иных граждан и участников процесса.
Эффективность исполнения наказания зависит от справедливости вынесенного
приговора, если правильно применены общие начала назначения наказания,
закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание справедливо, учитывает характер
и степень общественной опасности преступления и личность виновного, оно
будет способствовать исправлению преступника.
Назначая наказание, суд не ограничивается его видом или временными
рамками, или размером. Если это наказание в виде лишения свободы, суд
определяет одновременно и вид исправительной колонии и режим, где должен
отбывать наказание осужденный, чем способствует дифференцированному
подходу к различным категориям осужденных, предопределяет правовые
рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного
воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного
воздействия на осужденного.
Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от
наказания, его замены более мягким, отсрочки исполнения наказания или
изменения осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в законе признаки
и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно
изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного
учреждения. При этом, суд может объективно оценить состояние процессов
исполнения и отбывания наказания в данном ИУ. В случае обнаружения
недостатков и нарушений закона в работе учреждения, суд, путем вынесения
частного определения, ставит в известность соответствующие органы
уголовно-исполнительной системы об обнаруженных недостатках и предлагает
принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений контролируется
судом в установленные законом сроки.
Располагая правами и свободами граждан Российской Федерации с
ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право
обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в судебные инстанции
на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания
суд не вправе отклонять жалобы и заявления осужденных. В то же время
администрация ИУ обязана проводить разъяснительную работу среди
осужденных. При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных суды изучают
различные стороны деятельности ИУ, учреждений и органов, исполняющих
наказания, создавая тем самым условия для реализации функции судебного
контроля.
В соответствии с ч.3 ст.20 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие
наказания, уведомляют суд, вынесший приговор о месте и начале отбывания
наказания осужденными к ограничению свободы, аресту, содержанию в
дисциплинарной воинской части, лишению свободы и т.д. Уведомление
направляется за подписью начальника или должностного лица учреждения или
органа, где исполняется данный вид наказания. Такие уведомления необходимы
судам для контроля реального исполнения выносимых им приговоров в виде
штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ,
исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации
имущества, лишения свободы, ограничения свободы, ареста и смертной
казни, решения вопроса об установлении административного надзора за
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|