бесплатные рефераты

Уголовно-исполнительное право

права. Для того, чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог

контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо

сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки это умение

личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и

способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки

выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в

соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний, способностей

и навыков.

Воспитание правовой культуры личности находится в тесной связи с

нравственным воспитанием. Низкая правовая культура, неглубокие знания

сущности уголовно-правовых запретов, слабая осведомленность об уголовной

ответственности за совершение преступлений в сочетании а антиобщественной

направленностью личности, недостаточно устойчивыми нравственными позициями,

слабо развитой или отрицательно направленной волей являются

криминогенными факторами, способствующими преступному поведению.

В практике ИУ сложилась вполне определенная система правового

воспитания, которая воплощена в системе семинара социально-правовых знаний.

Формой воспитания правовой культуры осужденных являются диспуты на

правовые, эстетические, моральные и другие темы.

Трудовое воспитание.

В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни

страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий прежде всего

государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть

осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в

жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления

экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической

деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной

работы, как трудовое соревнование списывать рано. Оно должно стать важной

формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска

конкурентно-способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование

организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и

индивидуально.

Агитационная и пропагандистская работа.

В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве данная

форма прямо не закреплена. Данная форма заключается в разъяснении идей, на

которых базируется Конституция Российской Федерации, ее государственное

устройство, полномочий Президента, Федерального Собрания, Правительства и

других институтов государственной власти, основные направления внутренней и

внешней политики России; политическая сущность отдельных государственных

решений.

Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового,

нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами

являются клубная и библиотечная работа: организация художественной

самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских

конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их

обсуждение.

Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах ИУ,

где создаются кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных

организовать работу того или иного кружка. Выступление художественной

самодеятельности проводятся в пределах данного ИУ. В колонии организуется

также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других

организаций.

Осужденным разрешается пользоваться художественной, политической,

научно-технической и справочной литературой. Кроме того, осужденным

разрешается сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и

предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на лицевых

счетах, приобретать литературу без ограничения через торговую сеть,

письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы,

издаваемые в стране. Индивидуальная подписка осуществляется в добровольном

порядке и организуется администрацией ИУ через местные органы связи.

Жилые помещения, клубы, библиотеки, комнаты воспитательной работы,

общеобразовательные школы, ПТУ, палаты в лечебных учреждениях

радифицируются.

При организации культурно-массовой работы следует учитывать, что важным

средством нравственного, правового воспитания осужденных является

телевидение.

Физкультурно-спортивная работа - одно из основных средств физического

воспитания осужденных, которое осуществляется в целях укрепления их

здоровья, обеспечение охраны которого является в свою очередь одной из

задач уголовно-исполнительной системы; формирование у них навыков личной

гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств.

В ИУ создаются условия для проведения физкультурно-спортивной работы:

оборудуются площадки с комплексами спортивных сооружений. Спортивным

инвентарем осужденные обеспечиваются за счет ИУ. В ИУ создаются

физкультурно-спортивные секции, проводятся соревнования между отрядами. В

летний период проводятся общеколонисткие спартакиады. К физкультурно-

спортивной работе могут быть привлечены представители из добровольных

спортивных обществ и коллективов шефствующих организаций для показательных

выступлений мастеров спорта, подготовки общественных инструкторов из числа

осужденных.

Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы с

осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого

осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования,

профессии и других особенностей его личности. Основой такой работы является

цивилизованный подход при осуществлении цели исполнения наказания

исправления осужденных и предупреждения новых преступлений (ст.1, ч.1 УИК

РФ). Таким образом, законодатель предполагает, прежде всего, индивидуальный

подход при осуществлении целей (задач) исполнения наказания. Выполнению

задачи исправления осужденных должны быть подчинены все формы и методы

индивидуальной воспитательной работы.

Развернутое педагогическое обоснование индивидуальной воспитательной

работы с правонарушителями дано А.С. Макаренко. По его мнению цели

индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных

способностей воспитанника, анализе и направлении его характера.

Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает

подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению

и перевоспитанию на три периода: 1) изучение и адаптации осужденного к

условиям лишения свободы в ИУ; 2) исправительный; 3) подготовки к

освобождению, адаптации к условиям жизни на свободе и закрепление

результатов перевоспитания.

Необходимость выделения первого периода вытекает из смысла ст.79 УИК

РФ, которая регламентирует порядок приема осужденных в ИУ. Начальной

стадией этого периода является порядок организации работы по приему вновь

прибывших осужденных в ИУ.

Психолого-педагогическое изучение личности осужденного важно проводит в

первоначальный период его пребывания в ИУ, который может продолжаться от

одного до трех месяцев.

Период адаптации осужденного к условиям ИУ - это важное начало процесса

ИТВ.

Второй период (исправительный) может длиться до времени

предусмотренного законом возможного предоставления осужденного к каким-либо

видам досрочного освобождения из мест лишения свободы, к переводу в колонию-

поселение, а также до времени его подготовки к освобождению по отбытию

срока наказания. В этот период на основе программы индивидуально-

воспитательной работы организуется трудовое, нравственное, правовое

воспитание осужденного, решаются задачи по ресоциализации его взглядов и

убеждений, воспитанию у него осознанной потребности в труде, по выработке

навыков нормативного поведения. Решению данных зада должен содействовать

весь инструмент основных средств ИВ – общественно полезный труд,

воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое

обучение. На их выполнение должны быть направлены усилия коллектива

воспитателей ИУ, попечительских советов, самодеятельных организаций

осужденных, общественности, комитетов родственников, друзей и близких

осужденного. Этим задачам должна быть подчинена и воля осужденного.

Содержанием третьего периода является подготовка осужденных к

освобождению, адаптация к условиям жизни на свободе, закрепление

результатов его исправления, определение средств предупреждения новых

преступлений. В соответствии с рекомендациями, подписанными руководством

МВД РФ и федеральной службой занятости населения подготовка к освобождению

начинается за 6 месяцев до освобождения. Руководство индивидуально-

воспитательной работой осуществляет заместитель начальника ИУ по

воспитательной работе, непосредственно ее организуют в ИК начальники

отрядов, в ВК - воспитатели, тюрьмах инструкторы. Свои наблюдения они

записывают в карточки индивидуально-воспитательной работы с осужденными,

которую ведут на каждого осужденного. Записи в карточках могут делать

начальник ИУ, его заместители, члены совета воспитателей.

В целях осуществления мероприятий по повышению уровня воспитательной

работы среди осужденных, совершенствования работы непосредственно в отрядах

и улучшения с ними индивидуальной работы в ИК введена должность инструктора

по воспитательной работе. Для решения вопросов по подготовке осужденных к

жизни на свободе и оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве в ИК

предусмотрена должность инспектора по бытовому и трудовому устройству.

Значительно уменьшена численность осужденных в отряде, устанавливается как

правила не более 50 человек. Введены должности психолога для организации

работы по изучению личности осужденного и выработки психолого-

педагогических рекомендаций воспитателям колоний.

Организация воспитательной работы с осужденными.

Рассмотрим круг должностных лиц в чью обязанность входит организация

или проведение воспитательной работы:

В Положении об отряде осужденных ИК, тюрьмы и следственных изоляторов

сказано, что отряд осужденных является основным организационным звеном в

структуре ИУ, обеспечивающим управление исправительно-воспитательным

процессом и создание оптимальных условий отбывания осужденными наказания.

Отряд возглавляется начальником. Общее руководство деятельностью

начальников отрядов осуществляет начальник ИУ. Непосредственно организует

работу начальников отрядов заместитель начальника учреждения по

воспитательной работе, на которого возложено оказание им методической и

практической помощи, а также обеспечение их взаимодействия.

На уровне территориальных органов управления в структуре УИН создаются

отделы воспитательной работы во главе с начальником и штатом инструкторов.

И замыкает эту структуру на уровне центральных органов управления отдел

воспитательной работы ГУИН, которым руководит начальник отдела.

Формами участия общественности в исправлении осужденных, в т.ч. в

воспитательной работе с лицами лишенными свободы являются:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- шефство трудовых коллективов и общественных организаций над ИУ;

Попечительный Совет и учебно-воспитательные советы

Общественные воспитатели осужденных.

Следует отметить, что в воспитательной работе с осужденными в

исправительной колонии участвует и совет воспитателей отряда, который

создается при начальнике отряда. В воспитательной колонии при каждом отряде

создается родительский комитет.

Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным

формированием, который призван оказывать помощь и содействие начальнику

отряда в организации и проведении эффективной работы по обеспечению

исполнения наказания.

Кроме того, министром внутренних дел РФ рекомендовано начальникам ИУ

создавать советы по общественности при ИУ для содействия в решении

вопросов, касающихся работы начальников отрядов, оказания социальной и

шефской помощи осужденным, подготовки их к жизни после освобождения.

Таким образом, мы рассмотрели задачи, формы воспитательной работы с

осужденными и органы и должностные лица, организующие ее.

3. Самодеятельные организации осужденных

Заметное место в воспитательной работе с осужденными отводится

самодеятельным организациям, которые организуются в исправительных и

воспитательных колониях. Они создаются в целях использования элементов

самоуправления и формирования здоровых взаимоотношений среди осужденных.

Основными задачами самодеятельных организаций является: оказание осужденным

помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие

полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление

осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга

осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в

поддержании дисциплины и порядка, в формировании здоровых отношений между

осужденными и их семьями. Перед самодеятельными организациями осужденных

могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям

отбывания наказания. Самодеятельные организации осужденных обладают

некоторыми общими чертами, присущими общественным организациям граждан.

Однако следует учитывать, что деятельность самодеятельных организаций

осужденных реализуется в особых условиях, что придает специфику этим

чертам1

Развитие полезной инициативы осужденных реализуется в форме участия

осужденных в выборах руководящих органов самодеятельных организаций и

непосредственного участия в их работе.

Порядок и виды формирования самодеятельных организаций осужденных

определяется Примерным положением о самодеятельных организациях и

общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовой

колонии, утвержденной приказом МВД РФ №69 от 23 мая 1991 г. Следует

отметить, что сложилось несоответствие указанного положения и ст.111 УК РФ.

Т.к. перечень основных задач самодеятельных организаций осужденных к

лишению свободы, определенных в УИК РФ шире чем в Примерном положении.

Перечень самодеятельных организаций, указанных в Примерном положении не

является исчерпывающим. Самодеятельные организации рекомендуется создавать

в зависимости от особенностей деятельности того или иного исправительного

учреждения. В исправительном учреждении могут создаваться такие

самодеятельные организации осужденные, как: производственные секции в целях

решения вопросов организации труда; секции досуга; секции поддержания

дисциплины и правопорядка в целях оказания содействия администрации в

укреплении дисциплины и правопорядка и др.

В исправительных учреждениях создаются и функционируют и другие виды

самодеятельных организаций, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в

помещении и на территории, организацию художественной самодеятельности,

физкультурно-спортивную работу, развитие библиотечного дела, выпуск стенных

газет, и оформление наглядной агитации.

Уголовно-исполнительным законодательством определена задача оказания

социальной помощи осужденным и их семьям. Осуществление этой задачи призван

решать общественный фонд материальной помощи, расходование средств которого

производится на основании решения принимаемого секцией социальной помощи.

Такое решение оформляется протоколом и утверждается начальником

исправительного учреждения.

Самодеятельные организации исправительных учреждений создаются в каждом

отряде и состоит из секций и совета коллектива отряда.

В масштабе колонии функционирует совет коллектива колонии и его секции.

Любой осужденный по письменному заявлению может стать членом

самодеятельной организации. При положительном решении вопроса о приеме в

секцию, заявление осужденного помешается в личное дело.

Совет коллективов отрядов и колонии формируется из осужденных,

характеризующихся положительно.

Совет отряда состоит из председателя, руководителей секций и других

осужденных и избирается на собрании членов самодеятельных организаций

осужденных. При совете отряда создаются: секция дисциплины и порядка;

производственная секция; секция досуга; секция социальной помощи, а также

могут создаваться и другие секции.

Совет коллектива колонии избираются на собрании членов советов отрядов

большинством голосов и состоит из председателя совета колонии, редактора

стенгазеты, руководителей секций. При совете колонии создаются: секция

дисциплины и порядка; производственная секция; секция досуга; совет клуба и

библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты;

редакция стенгазеты исправительной колонии, секция социальной помощи и

другие.

По мере необходимости, но не реже одного раза в год, проводятся выборы

и перевыборы советов отрядов и колонии.

Работа самостоятельных организаций строится на основании квартального

плана, утвержденного начальником колонии. Не реже одного раза в год члены

самостоятельных организаций отчитываются о своей работе на собрании членов

самостоятельных организаций осужденных.

В соответствии с Примерным положением совет колонии и отряла и их члены

наделены правами ходатайствовать перед администрацией исправительной

колонии и принимать участие в решении вопросов по применению к осужденным

предусмотренных законом мер поощрения и взыскания; представлять интересы

осужденных; осуществлять общественный контроль и информировать

администрацию колонии о соблюдении прав и обязанностей осужденными. Сове

колонии в праве требовать отчет руководителей секций, действующих при них,

и отчеты председателей советов об их деятельности. Советы отрядов могут

заслушивать отчеты руководителей секций, созданных при них, о проделанной

работе.

Члены самодеятельных организаций не пользуются никакими дополнительными

льготами. Наряду с указанными правами они обязаны выполнять все законные

требования, предъявляемые осужденным в период отбывания наказания,

выполнять решения собрания членов самодеятельных организаций осужденных,

совета колонии и «своего» совета отряда.

Общественный фонд осужденных создается на добровольных началах за счет

взносов осужденными денежных сумм, снятых с их лицевых счетов на основании

письменных заявлений, а также, заработанных осужденными в выходные дни. О

общественный фонд осужденных могут поступать средства от шефствующих,

религиозных, общественных и других лиц. Цель и назначение такого фонда

заключается в формировании здоровых отношений среди осужденных, в его

противопоставлении «воровскому общаку», средства которого идут на

достижение таких целей как подкуп неустойчивых сотрудников, паразитировании

уголовных авторитетов и т.п. Средства общественного фонда направляются на

оказание материальной помощи лицам, освобождающимся от наказания,

осужденным, не имеющим достаточных средств на их лицевых счетах, на

улучшение социально-бытовых условий в исправительной колонии, на поощрение

отдельных осужденных.

Секции социальной помощи организуют работу фонда материальной помощи

осужденных. Председатели этих секций ежеквартально отчитываются о своей

работе перед советом колонии (отряда) и членами фонда.

В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа

и единых помещениях камерного типа самодеятельные организации не

создаются. В связи с тем, что в названных местах содержатся злостные

нарушители режима, лица, упорно не желающие становиться на путь

исправления.

4. Общеобразовательное обучение в ИУ

Значение общеобразовательного обучения осужденных.

Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в

обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст.2;13).

В области образования государственная политика выражается в том, что

Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной (ст.1 и 1

ст.40 Закона РФ «Об образовании»). Это положение чрезвычайно важно для ИТУ,

призванных исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления,

значительная часть которых имеет недостаточно высокий общеобразовательный и

культурный уровень, общественно вредные привычки и наклонности. Изъяны в

общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, является одним из

криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже

уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и

скорее может встать на путь антиобщественного поведения, совершения

преступлений. Выборочное обследование осужденных, не закончивших до

совершения преступления среднюю школу, показало, что у большинства из них

еще до осуждения сформировалось устойчивое негативное отношение к

образованию как к ценности.

Как правило, учились без особо желания, не стремились к получению

образования и либо сами покидали школу, либо их исключали. Поэтому у многих

осужденных знания не глубокие, бессистемные, а самое главное, у них нет

необходимых навыков, умения воспринимать преподаваемый материал,

отсутствует интерес к учебе. Такие социально-позитивные интересы, как

стремление повышению образования, общей культуры, замещаются у

правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями и

квазипотребностями. Ущербность образования, недостаток объективной

информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания,

подкрепляются слухами, домыслами, предположениями, нередко являющимися

питательной почвой формирования гипертрофированных, искаженных моральных

установок преступника.

Следовательно, 1) значение общеобразовательной подготовки состоит

прежде всего в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их

уровень образования и общую культуру. 2) Оно должно способствовать их

исправлению и перевоспитанию. 3) Обучение, оказывая положительное

воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от

наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым

общественной морали и нравственности. 4) С приобретением знаний растет

уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у

осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально

позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-

волевые установки на нормотипичное, законопослушное поведение после

освобождения от наказания. 5) Общеобразовательное обучение осужденных как

одно из основных средств, применяемых в системе мер ИВ, не входит в

содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс

педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь

человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным

членом нашего общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской

Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание

образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются

законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем,

является одним их факторов экономического и социального прогресса общества

и должно быть ориентировано:

- на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее

самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и

уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества;

- интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;

- формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему

общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,

этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие

мировозренческих подходов и убеждений.

Задачи обучения:

Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение

лиц, лишенных свободы, то они призваны:

- одновременно с задачей повышения образовательного уровня,

обеспечения требований Закона «Об образовании»;

- решать задачи их исправления и перевоспитания, искорения

антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей,

формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения,

воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости

приобретения квалифицированной профессии, позволяющей

трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях

рыночной экономики.

Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем

обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании»

образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е.

каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от

дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-

первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на

базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных

заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую

профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала

бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и

сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и

т.д.

Принципы государственной политики в области образования (ст.2):

это основные руководящие начала в сфере образования, на которых

базируется все законодательство и вся деятельность образовательных

учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства.

Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных

традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7,

11, 14 Закона «Об образовании»).

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к

уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

(ст.5)

г) светский характер образования в государственных, муниципальных

образовательных учреждений;

д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10)

е) демократический, государственно-общественный характер управления

образованием. Автономность образовательных учреждений.

В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных

свободы, реализация принципов государственной политики в области

образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.

В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение

специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует

отнести:

- принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную

подготовку в качестве одного из основных средств исправления

осужденных (ст.9 УИК РФ);

- принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и

несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно

судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80

УИК РФ);

- принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без

отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).

Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных.

В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на

образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению

свободы, поскольку они являются гражданами России.

Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного

законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ

регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-

исполнительного права.

Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных

учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК

РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании»

(1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о

соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых

разрабатываются Уставы ..., в которых определены задачи, принципы, общие

положения деятельности образовательных учреждений, основные направления,

формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся,

педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует

осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ

закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования в государственных

или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В

соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным,

(реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия

для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3)

профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование

включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ

(ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее

образование. Основными нормативными актами регулирующими обучение

осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об

организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и

Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах

ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра

внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.

В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в

исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными

к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего

образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию

могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация

исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления

могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные

инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее

образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к

образованию не привлекаются.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего

образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления

в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия

содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в

виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-

исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных

учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ

активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы

воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим

центром учебно-воспитательной работы с осужденными.

Порядок организации школы.

Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и

тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по

ходатайству территориальных органов управления уголовно-исполнительной

системой.

Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 учащихся

- осужденных наполняемостью в каждом классе 20 человек (в порядке

исключения - 15 учащихся). УКП открываются в ИУ, когда имеется не менее 30

учащихся и нет условий для очного обучения. Если позволяют условия, в

общеобразовательных школах и УКП при ИУ могут создаваться параллельные

классы на родном (национальном) и русском языке. Количество классов в школе

ВК определяется из расчета 25 человек на класс-комплект. Предельная

наполняемость класса - 35 человек.

Занятия в общеобразовательных школах проводятся с осужденными без

отрыва от производства, в зависимости от условий работы на предприятиях ИУ,

посменно, как в дневное, так и в вечернее время. Содержание и организация

общеобразовательного процесса в школе при ИК определяется учебными планами,

годовыми календарями учебным графиком и расписанием занятий,

разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями

самостоятельно, но обязательно должны быть согласованы с руководством

учреждения (ст.15 Закона «Об образовании»).Распорядок для работы школы

устанавливается совместным приказом директора школы и начальника ИУ.

Зачисление учащихся в школы при ИК и тюрьмах производится на основании

документов об образовании приказом директора школы по согласованию с

начальником ИУ или его заместителем по воспитательной работе, а в школе ВК

- приказом начальника колонии по представлению директора школы.

Комплектование классов должно быть завершено до начала учебного года.

Зачисление осужденных, прибывающих в учреждение в сентябре, октябре,

производится на основании данных, имеющихся в личных делах, на класс

вышеуказанного в приговоре. Одновременно в установленном порядке делаются

запросы для получения документов об образовании.

В соответствии с трудовым законодательством РФ на период выпускных

экзаменов осужденные освобождаются от работы: учащиеся переводных классов -

на 4-6 дней, девятых - 8, одиннадцатых - 20 рабочих дней. Заработная плата

на этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Меры

взыскания к осужденным, нарушающим правила поведения в школе, применяются

начальником ИУ по предоставлению директора в соответствии со ст.115 УИК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ