бесплатные рефераты

Уголовно-исполнительное право

В срок отбывания наказания не засчитывается время болезни, вызванной

алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями,

связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде

ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в

порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Одна из важнейших функций уголовно-исполнительных инспекций - контроль

за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы

осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для

осуществления такого контроля они вправе привлекать финансовые и налоговые

органы. Порядок производства удержаний регламентирован ст.44 УИК РФ.

Удержания должны производиться со всей суммы заработка, включая все

предусмотренные системами оплаты труда премии (исключение - единовременные

премии, представляющие собой поощрения). Из суммы заработка не исключаются

налоги и другие платежи. Удержания производятся независимо от наличия к

осужденному претензий по исполнительным документам. В сумме удержания из

заработка осужденного могут составлять до 70%.

Если осужденный получает заработную плату или иной доход не регулярно

(например, по завершении сделки, выполнении подряда, окончании рейса и др),

удержание должно производиться со всей суммы дохода или той его части,

которая приходится на время отбывания наказания.

Осужденный к исправительным работам обязан соблюдать порядок и условия

отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять

обязанности и соблюдать запреты, установленные для него уголовно-

исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.

Обязанности и запреты существенно усиливают карательное воздействие

наказания и любое произвольное толкование оснований к их назначению должно

быть исключено. Поэтому законодатель связывает их установление с учетом

характера и степени общественной опасности совершенного преступления,

личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и целями

предупреждения совершения новых правонарушений.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе:

а)запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток;

б)запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а

также в период отпуска;

в)запретить осужденному пребывание в определенных местах района

(города);

г)обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-

исполнительную инспекцию для регистрации.

Указанные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести

месяцев. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще до

шести месяцев в пределах срока отбывания исправительных работ.

Осужденный не освобождается от исполнения обязанностей и соблюдения

запретов и в том случае, если он не работает (ст.41 УИК РФ).

Об установленных для него обязанностях и запретах осужденный

уведомляется под расписку.

Осужденные к исправительным работам могут быть поощрены:

1.За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду -

сокращением сроков и объема обязанностей и запретов, установленных статьей

41 УИК РФ.

2.Доказавшие свое исправление - представлением к условно-досрочному

освобождению.

Применение мер поощрения является компетенцией уголовно-исполнительных

инспекций (ст.45 УИК РФ).

На практике хорошее поведение ассоциируется с абсолютно точным

соблюдением всех обязанностей и запретов, а добросовестное отношение к

труду - выполнением норм выработки, соблюдением трудовой дисциплины и др.

В соответствии с ч.3 ст.79 УК РФ условно-досрочное освобождение

возможно после отбытия определенной части наказания при условии, что

осужденный доказал свое исправление.

В формулу "доказал свое исправление" включается отсутствие прогулов,

административных и дисциплинарных взысканий, возмещение осужденным

причиненного материального ущерба или компенсацию вреда иным способом.

Представление к условно-досрочному освобождению вносится в суд уголовно-

исполнительной инспекций по просьбе осужденного, инициативе администрации

или общественных организаций, либо собственной инициативе инспекции.

Представление должно быть мотивированным и сопровождаться характеристикой с

места работы, ходатайством трудового коллектива и др. документами,

подтверждающими исправление осужденного.

УИК РФ (ст.46) детально регламентирует ответственность за нарушение

порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от

их отбывания.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ

являются:

а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со

дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение

от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока;

б)неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в)нарушение установленных УИК РФ и возложенных на него обязанностей и

запретов;

г)прогул и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического

или токсического опьянения.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-

исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде

предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим

видом наказания.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается

осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания

наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, за любое

из указанны в ч.1 настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места

жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Скрывшийся с

места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно,

объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до

30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания

исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд

представление о замене исправительных работ в соответствии с ч.3 ст.50 УК

РФ ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Исполнение наказания в виде ограничения свободы

Ограничение свободы - новый вид наказания, которого до принятия

Уголовного кодекса РФ в российском уголовном законодательстве не было. Оно

заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения

приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без

изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Ограничение свободы назначается лицам, осужденным за совершение

умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного до трех

лет, и лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, -

на срок от одного до пяти лет (ст.53 УК РФ).

Специальные учреждения, исполняющее наказание в виде ограничения

свободы - это исправительные центры. Пока трудно сказать, как они будут

выглядеть (еще не создано ни одного), но ясно, что они должны отличаться и

от тюрьмы и от исправительной колонии, т.к. не являются местом лишения

свободы и не имеют целью изоляцию осужденного от общества.

Ограничение свободы, как вид наказания связывает осужденных рядом

запретов (они не имеют права на выбор места жительства, свободу

передвижения, выбор места работы и др.), но вместе с тем основывается на

определенном доверии к ним, поскольку это лица, в массе своей не

представляющие большой общественной опасности.

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в исправительных

центрах как правило - на территории субъекта Российской Федерации, в

котором они проживали или были осуждены.

Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены

иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в

исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта

Российской Федерации. В этом же порядке направляются для отбывания

наказания осужденные, по месту жительства которых отсутствуют

исправительные центры (ст.47 УИК РФ).

Осужденные следуют к месту отбывания наказания за счет государства

самостоятельно. Орган внутренних дел на основании приговора или определения

суда вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания.

Не позднее трех суток со дня получения указанного предписания осужденный

обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в течение

необходимого для проезда срока, указанного в предписании.

В случае невыезда без уважительных причин орган внутренних дел

задерживает осужденного и направляет его к месту отбывания наказания в

порядке, установленном для осужденных к лишению свободы.

Осужденные, которым не отбытая часть лишения свободы заменена

ограничением свободы, освобождаются из-под стражи и следуют в

исправительный центр за счет государства самостоятельно. Администрацией

исправительного учреждения может быть разрешен осужденному краткосрочный

выезд на срок до пяти суток без учета времени нахождения в пути с

последующим самостоятельным прибытием в исправительный центр.

С учетом личности осужденного, места расположения исправительного

учреждения и исправительного центра осужденный по определению суда может

быть направлен в исправительный центр в порядке, установленном для

осужденных к лишению свободы.

В случае неприбытия осужденного к месту отбывания наказания

осуществляется его розыск.

После задержания осужденный направляется к месту отбывания наказания в

порядке, установленном для осужденных к лишению свободы, либо в суд

направляется представление о замене ограничения свободы лишением свободы

(ст.48 УИК РФ).

В соответствии со ст.49 УИК РФ срок ограничения свободы исчисляется

со дня постановки осужденного на учет в исправительном центре.

В срок ограничения свободы засчитывается время содержания осужденного

под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из

исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой

части лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания

под стражей за два дня ограничения свободы, а также время краткосрочного

выезда после освобождения из исправительного учреждения в исправительный

центр.

В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного

отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток.

Статья 50 УИК РФ (Порядок ограничения свободы) устанавливает для

находящихся под надзором осужденных ряд обязанностей. Они обязаны:

а)выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров,

утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с

Генеральной прокуратурой Российской Федерации;

б)работать там, куда они направлены администрацией исправительного

центра;

в)постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать

ее без разрешения администрации. Осужденным, которым ограничение свободы

назначено в порядке замены более мягким видом наказания, в необходимых

случаях администрация исправительного центра может разрешить выезд на срок

до пяти суток за его пределы непосредственно после постановки осужденного

на учет, если такой выезд не был разрешен администрацией исправительного

учреждения после освобождения;

г)проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных

общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации

исправительного центра;

д)участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и

территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в

нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;

е)постоянно иметь при себе документ установленного образца,

удостоверяющий личность осужденного(ч.2 и 3).

Порядок исполнения данного наказания предусматривает, что осужденные,

которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом

наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как

правило, не могут содержаться в одном исправительном центре. Осужденные,

ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость, содержатся отдельно

от иных осужденных; осужденные за преступление, совершенное в соучастии,

отбывают наказание раздельно (ч.ч.4 и 5).

Помимо указанных выше, для осужденных установлены и другие

правоограничения. Им запрещается приобретать, хранить и использовать

предметы, изделия и вещества, перечень которых установлен законодательством

Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных

центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов, изделий и

веществ они по постановлению начальника исправительного центра изымаются и

передаются на хранение, либо уничтожаются, либо реализуются. Средства от

реализации зачисляются в соответствующий бюджет. Осужденные, а также

помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи

осужденных - досмотру(ч.6 и 7 ст.50 УИК).

В целях активизации процесса исправления и стимулирования

законопослушного поведения осужденных тем из них, кто не допускает

нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим

семью, постановлением начальника исправительного центра может быть

разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой

площади. Эти осужденные обязаны являться для регистрации до четырех раз в

месяц с периодичностью, установленной постановлением начальника

исправительного центра.

Осужденным предоставляется возможность в период отбывания наказания

обучаться в учреждениях среднего профессионального и высшего

профессионального образования, расположенных в пределах субъекта

Российской Федерации по месту отбывания наказания.

Материально-бытовое обеспечение осужденных регламентировано ст.51, а

медико-санитарное - ст.52 УИК.

Осужденные размещаются в общежитиях, им предоставляются индивидуальные

спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете

на одного осужденного не может быть менее четырех квадратных метров.

Одежда, белье и обувь приобретаются осужденными на собственные

средства. При отсутствии у осужденных собственных средств по независящим от

них причинам администрацией исправительных центров в индивидуальном порядке

может быть оказана помощь.

Питание осужденных организует администрация исправительных центров и

оплачивается ими за счет собственных средств. При отсутствии у осужденных

собственных средств по независящим от них причинам питание обеспечивается

за счет средств государства. Осужденные, находящиеся в исправительных

центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими (ст.51

УИК).

Следует отметить, что принятую законодателем формулу "может быть

оказана помощь" не следует понимать буквально: в необходимых случаях

администрация обязана позаботиться об экипировке осужденного (например,

обеспечить его зимней одеждой и др).

Лекция 7. Основные положения исполнения наказания в виде лишения свободы

1. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по

исправительным учреждениям

2. Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в

исправительных учреждениях

3. Основные средства исправительного воздействия и проблемы их применения

4. Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

1. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по

исправительным учреждениям

Изучение осужденных предполагает, в частности, их классификацию,

которая имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.

К решению проблемы классификации осужденных, по нашему мнению, следует

приступить с рассмотрения ее понятия.

Под классификацией понимается практическое распределение явлений,

материала или понятий на части, классы, группы и подгруппы, виды по

определенным признакам1.

Подобное понятие классификации дается в таком определении:

«Классификация - … распределение объектов явлений и понятий по классам,

отделам, разрядам в зависимости от общих признаков»2.

Суммируя отмеченное, понятие классификации можно определить следующим

образом: классификация – система частей, классов, групп, подгрупп, видов,

получаемых в результате распределения объектов по определенным

отличительным признакам.

Кроме того, следует отметить, что классификация – это систематизация

типов. Классифицировать типы – значит найти какую-то закономерную связь в

их образовании и проявлении. «Без классификации описание отдельных типов

будет носить случайный характер, и не будет иметь какого-либо значения»3.

Наиболее удачно значение классификации выражено С.С.Алексеевым: «Она

дает возможность при определении ее критериев выявить новые черты,

качественные особенности данных предметов и явлений; имеет значимость не

только первичной обработки, но и охватить большой диапазон изучаемых

объектов и, следовательно, избежать односторонности их научной

интерпретации»4.

Применительно к осужденным имеется в виду, что отнесение их к той или

иной классификационной группе всегда связано с определенными факторами: вид

учреждения, в котором исполняется наказание, режим, возможность досрочного

освобождения и другими.

Выделение различных групп среди осужденных1 дает возможность

дифференцировать процесс их исправления, способствует повышению его

эффективности.

Классификация – явление сложное и многообразное. Разумеется, любая

классификация не может быть всеобъемлющей, однако, по нашему мнению, каждая

из них должна базироваться на одном основании; так, например, бытовой

хулиган может быть постоянно (или эпизодически) истеричным и постоянно

агрессивным. Классификация необходима для дифференцированного применения

средств исправления осужденных2, закрепленных ч.2 ст.9 УИК РФ.

Вместе с тем классификация осужденных не может быть раз и навсегда

установленной и незыблемой, но наряду с этим должна быть постоянной в

течение определенного, более или менее продолжительного времени.

В юридической литературе о понятии классификации осужденных имеются

различные точки зрения. Наиболее приемлемой из них является такая, в

соответствии с которой классификация осужденных к лишению свободы – это

разделение их на определенные категории (группы) в зависимости от характера

и степени опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола,

возраста и других особенностей личности осужденных3.

Она, во-первых, создает необходимые предпосылки для дифференциации и

индивидуализации исполнения наказания.

Во-вторых, в значительной мере оказывает влияние на формирование

системы исправительных учреждений.

В-третьих, обеспечивает изоляцию друг от друга различных по степени

общественной опасности совершенного преступления и поведения осужденных.

В соответствии со ст.67 Минимальных стандартных правил обращения с

заключенными4 целями классификации являются:

а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного

прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое

влияние;

б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними, в

целях возвращения к жизни в обществе.

Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, перечислим задачи

классификации осужденных:

правильное размещение их по видам исправительных учреждений;

надежная изоляция одной категории осужденных от другой;

дифференцированное применение наказания и исправительного воздействия к

осужденным;

индивидуальное применение к осужденным основных средств исправления

(установленного порядка исполнения и отбывания наказания – режима,

воспитательной работы, общественно-полезного труда, общего образования,

профессиональной подготовки).

Именно на этой основе в теории и на практике возникла потребность в

разработке наиболее эффективной системы классификации осужденных.

При этом заслуживает внимания позиция Н.А.Стручкова, полагающего, что

деление осужденных на более или менее однородные группы (категории)

проводится для того, чтобы исключить влияние наиболее отрицательной части

осужденных на других лиц, отбывающих наказание, прежде всего лиц молодого

возраста, впервые судимых, и в тоже время обеспечить осуществление

карательно-воспитательного воздействия, нужного с точки зрения его

характера и степени интенсивности именно для данной категории

(классификационной группы) …1.

Отсюда мы видим, что задача классификации сводится к тому, чтобы

создать оптимальные дифференцированные условия исполнения и отбывания

наказания, разработать наиболее эффективные меры исправительного

воздействия на осужденных не только в период отбывания наказания, но и

после освобождения.

В науке известен ряд классификации преступников, в том числе и

осужденных1. Как видим, система классификации осужденных к лишению свободы

находится во взаимосвязи с классификацией преступлений в уголовном праве.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает следующие

критерии классификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения

свободы:

- характер и степень общественной опасности совершенных преступлений.

Правила назначения осужденным вида исправительных учреждений закрепляются

ст.74 УИК и развиваются ст.80 УИК, которая предусматривает раздельное

содержание осужденных. Например, в исправительных колониях особого режима

раздельно содержатся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений,

осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым

смертная казнь заменена в порядке помилования на определенный срок. Кроме

того, в отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие работники

судов и правоохранительных органов. Следовательно, критерии классификации

осужденных и правила их раздельного содержания в различных видах

исправительных учреждений устанавливает уголовное законодательство, а

уголовно-исполнительное развивает их в нормах данного закона;

- факт отбывания наказания в исправительных учреждениях (лица, впервые

осужденные к лишению свободы; лица, ранее отбывавшие наказание в виде

лишения свободы). Так, в исправительных колониях общего режима отбывают

наказания мужчины, совершившие преступления небольшой, средней степени

тяжести и тяжкие преступления ранее не отбывавшие лишение свободы. Вместе с

тем лица, совершившие преступления по неосторожности, а также преступления

небольшой и средней степени тяжести ранее не отбывавшие лишение свободы

могут также содержаться в колониях-поселениях;

- возраст осужденных (лица, осужденные в возрасте до 18 лет, а также

лица, осужденные в совершеннолетнем возрасте). Первая группа осужденных

отбывает наказание в воспитательных колониях, вторая же – в исправительных

колониях и тюрьмах;

- пол осужденных (осужденные мужского пола, осужденные женского пола).

При этом женщины выделены в отдельную категорию осужденных, во-первых, для

обеспечения их личной безопасности, и, во-вторых, для проведения с ними

воспитательной работы с учетом психофизиологических особенностей их

личности;

- форма вины (осужденные за умышленные преступления, осужденные за

преступления по неосторожности), последние представляют собой значительно

меньшую опасность, и поэтому к ним применяется сравнительно меньшее по

своему объему карательное воздействие;

- срок назначенного наказания, например, лишение свободы на

определенные срок, пожизненное лишение свободы.

Наряду с указанными выше критериями в уголовно-исполнительном праве

исследуются проблемы классификации в зависимости от степени исправления

осужденных, что является весьма актуальным, прежде всего, с позиции

дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного

законодательства. Мы разделяем мнение А.В.Бриллиантова, в соответствии с

которым исследование проблем классификации осужденных в зависимости от их

исправления необходимо для разработки и применения мер дифференцированного

и индивидуального воздействия на осужденных, а также для определения

конечного результата деятельности исправительных учреждений1.

Представляется, что система классификации осужденных должна быть

целостной, с этой точки зрения, более правильной, исходя из позитивной и

негативной направленности их поведения:

а) доказавшие свое исправление;

б) твердо вставшие на путь исправления;

в) не вставшие на путь исправления;

г) злостные нарушители режима1.

Разработка критериев исправления осужденных – это поиск конкретных

признаков (показателей), которые можно фиксировать при анализе отношений

осужденного к различным видам деятельности, к другим осужденным и к самому

себе. При этом критерии (показатели) по видам деятельности выражаются в

системе отношений осужденного к режиму, воспитательной работе, общественно

полезному труду, общему образованию и профессиональной подготовке, а также

к преступлению, наказанию и т.д.2.

Действующее законодательство употребляет термины «положительно

характеризующийся осужденный» (например, в ст.ст.78, 113, 128 УИК),

«доказавший свое исправление» (ст.73 УК), «злостный нарушитель режима»

(ст.ст.115, 116, 120, 124, 127, 130 УИК) и др.

Развивая вопрос о степени исправления осужденных, А.И.Зубков

справедливо отмечает, что с точки зрения практики организации

исправительного процесса определение ее является важным элементом, без

которого обойтись просто невозможно. Тем более, что имеется богатейший

положительный опыт организации такой работы в исправительных учреждениях.

Поэтому в УИК, хотя напрямую не упоминается об установлении той или иной

степени исправления осужденных, но основные ее элементы закреплены в ряде

статей, сохраняя в своей основе эту практику3.

Классификация осужденных по степени исправления имеет важное значение,

ибо позволяет в процессе исполнения наказания рационально регулировать

исправительное воздействие на разные категории осужденных и изменять

интенсивность наказания до получения позитивного результата.

При исполнении наказания в виде лишения свободы важным является период,

который связан с направлением осужденных для отбывания наказания в

исправительные учреждения. Следует иметь в виду, что их направление, а

также перевод в другие исправительные учреждения осуществляется на

основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений

судов, вступивших в законную силу.

В соответствии со ст.75 УИК осужденные направляются для отбывания

наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного

изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. При этом

она обязана поставить в известность одного из родственников по выбору

осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. Порядок

направления осужденных для отбывания наказания и их перевода из одного

исправительного учреждения в другое регулируется ведомственным нормативным

актом1, который определяет:

- осужденные направляются для отбывания в исправительные учреждения тех

субъектов РФ, на территории которых они постоянно проживали; осужденные, не

имеющие постоянного места жительства, направляются для отбывания наказания

в исправительные учреждения тех субъектов РФ, на территории которых они

были осуждены;

- направление и перевод осужденных - иностранных граждан и лиц без

гражданства для дальнейшего отбывания наказания за пределы РФ, а также

принятие из-за рубежа осужденных российских граждан осуществляются на

основании международных договоров Российской Федерации, что исходит из ч.4

ст.15 Конституции РФ и ч.ч. 1, 2 ст.3 УИК;

- при отсутствии по месту постоянного жительства или по месту осуждения

исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности

размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные

направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на

территории данного субъекта РФ;

- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к

пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме,

осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением

свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также

осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные бывшие

работники судов и правоохранительных органов направляются для отбывания

наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений

согласно перечням, утвержденным ГУИН Министерства юстиции России;

- осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по

персональным указаниям (нарядам) ГУИН Министерства юстиции России, не могут

быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же

вида без его разрешения.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 73 УИК в исключительных случаях по

состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности

либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания

в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории

другого субъекта РФ.

И, наконец, согласно ст. 76 УИК осужденные направляются к месту

отбывания наказания и перемещаются из одного исправительного учреждения в

другое под конвоем с соблюдением правил их раздельного содержания и

необходимых материально-бытовых, санитарно-гигиенических условий.

В соответствии с ч.3 ст.20 УИК исправительные учреждения обязаны

уведомить суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания

осужденными. Уведомление установленного образца направляется

непосредственно в суд в день прибытия осужденного в исправительное

учреждение, а в случае его прибытия в воскресные или праздничные дни – не

позднее первого рабочего дня.

В ст. 81 УИК закреплен один из важнейших принципов отбывания

наказания в виде лишения свободы: осужденный должен отбывать наказание

в течение всего срока, как правило, в одном исправительном учреждении. Это

создает условия для изучения личности осужденного и более эффективной

организации исполнения наказания и применения основных средств исправления

осужденных1. Вместе с тем закон устанавливает возможные случаи перевода

осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного

учреждения в другое.

Прежде всего, перевод допускается в случае болезни осужденного, при

этом заключение о его переводе из одной колонии в другую того же вида или

из одной тюрьмы в другую готовится медицинскими работниками.

Во-вторых, переводы для дальнейшего отбывания наказания в

исправительное учреждение аналогичного вида допускается в целях обеспечения

личной безопасности осужденного. В подобном случае проводится служебное

расследование, выносится мотивированное заключение, утверждаемое

начальником исправительного учреждения.

В-третьих, основанием для перевода из исправительного учреждения служит

его ликвидация и реорганизация.

В-четвертых, могут быть и иные исключительные обстоятельства, которые

препятствуют дальнейшему нахождению осужденного в той или иной колонии, или

тюрьме и обусловливает необходимость перевода на новое место.

Следовательно, закон не содержит исчерпывающего перечня причин, на

основании которых осужденный может быть переведен в другое исправительное

учреждение того же вида режима. Исходя из назначения данной статьи можно

сделать вывод, что переводы должны способствовать реализации принципа

уголовно-исполнительного права - дифференциации и индивидуализации

исполнения наказания, закрепленного ст.8 УИК.

Кроме того, ст.78 УИК определяет: положительно характеризующиеся

осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из

тюрьмы в исправительную колонию, - по отбытии в тюрьме не менее половины

срока, назначенного по приговору суда; из исправительной колонии особого

режима в исправительную колонию строгого режима, - по отбитии Ѕ срока

наказания; из исправительной колонии общего, строгого режимов в колонию –

поселение, - по отбытии не менее одной трети срока наказания, а осужденным

за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно досрочно

освободившимся и совершившими новые преступления – не менее двух третей

срока наказания. Однако, ч.3 данной статьи определяет круг осужденных,

которые не подлежат переводу в колонию-поселение. Здесь учитывается

общественная опасность личности осужденного. Закон выделяет категории

осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение: осужденные

при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению

свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением

свободы на определенный срок; осужденные, которым смертная казнь в порядке

помилования заменена лишением свободы.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч.4 ст.78 УИК) устанавливает,

что осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка

отбывания наказания1, могут быть переведены из колонии-поселения в

исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом. При этом

изменение вида исправительного учреждения производится судом.

§ 3. Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в

исправительных учреждениях

Эффективность исправительного воздействия, и это подтверждает практика,

в значительной мере предопределяется тем, насколько успешно проходит

адаптация осужденных в условиях исправительных учреждений. Пристальное

внимание к осужденным особенно в первоначальный период пребывания в

исправительных учреждениях должно способствовать их исправлению. Для

наиболее успешной организации вопросов исполнения наказания важное значение

имеет прием осужденных в названные учреждения. Первые дни нахождения в них

могут определить всю дальнейшую судьбу осужденного. В свое время А.С.

Макаренко писал: «Впечатление первых часов и дней в учреждении надолго, а

иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению, а

следовательно, его поведение и процесс воспитания в целом»1.

Что собой представляет прием осужденных в исправительные учреждения?

Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, Правила

внутреннего распорядка исправительных учреждений2, можно полагать, что

прием осужденных в исправительные учреждения – это урегулированный нормами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ