бесплатные рефераты

Уголовно-исполнительное право

учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с

представлением в суд направляется заключение медицинской комиссии и личное

дело осужденного.

Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с иной

тяжелой жизнью вносится в суд начальником учреждения или органа,

исполняющего наказание. Вместе с представлением в суд направляются

заключение медицинской или врачебно-трудовой экспертной комиссии и личное

дело осужденного. В представлении должны содержаться данные,

характеризующие поведение осужденного в период отбывания наказания.

В случае признания осужденного к обязательны работам, исправительным

работам или ограничению свободы инвалидам первой или второй учреждение или

орган, исполняющее наказания вносят представление о его досрочном

освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщины, осужденной к обязательным

работам, исправительным работам или ограничению свободы, начальник

учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд представление

об отсрочки ей отбывания наказания со дня представления отпуска по

беременности и родам.

При отбытии осужденным установленной законом части срока наказания

администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в

течение месяца рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении

либо от отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от

отбывания наказания или к замене не отбытой части наказания более мягким

видом наказания.

Вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания

осужденного к лишению свободы или о замене ему не отбытой части наказания

более мягким видом наказания рассматривается с случае отбывания указанным

осужденным наказания в облегченных, а не совершеннолетним осужденным в

льготных условиях.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания

наказания или замене не отбытой части наказания более мягким видом

наказания, повторное внесение в суд представления во любому из этих

оснований может иметь место не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня

вынесения определения суда об отказе.

Условно-досрочное освобождение и осужденные к ограничению свободы, если

они были направлены в исправительные учреждения в случаях, предусмотренных

законом могут быть вновь представлены к условно-досрочному освобождению от

отбывания наказания или замене не отбытой части наказания более мягким

видом наказания не ранее, чем по истечении одного года со дня вынесения

определения об отмене условно-досрочного освобождения.

Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного

лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных

нарушений, установленного порядка отбывания наказания в течение

предшествующих трех лет.

К условно-досрочному освобождению не представляются осужденные,

совершившие новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания

пожизненного лишения свободы.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного

повторное внесение представления может иметь место не ранее, чем по

истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.

3. Правовое положение лиц отбывших наказание. Помощь осужденным

освобождаемым от отбывания и контроль за ними

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества как

правило влечет прекращение социально - полезных связей осужденного с

семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы. В

настоящее время в условиях нестабильности общества, роста безработицы

осужденные освобождающиеся из исправительных учреждений испытывают

значительные трудности особенно в трудовом и бытовом устройстве, что не

редко подталкивает их на совершение новых преступлений. Администрация

уголовно-исполнительной системы, территориальные органы внутренних дел во

взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую

подготовительную работу по подготовке осужденных к осуждению. Сотрудники

уголовно-исполнительной системы проводят с такими осужденными специальные

воспитательные мероприятия в ходе которых выясняются намерения каждого

конкретного лица по поводу его дальнейшего устройства после освобождения. С

осужденным проводятся беседы, где ему даются необходимые рекомендации в

свете положений действующего законодательства.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ ст.180, совместным

указанием МВД России и Федеральной Службы занятости от 28 сентября 1982 г.

(в соответствии с Указом Президента РФ №1177 от 14 августа 1996г. на базе

учрежденных Министерства социальной защиты населения и Федеральной служб

занятости образовано Министерство труда и социального развития РФ)

администрация исправительной колонии, исправительного центра за шесть

месяцев до истечения срока наказания, арестных домов за два месяца обязана

уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о

его предстоящем освобождении а также наличии или отсутствии у него жилой

площади его трудоспособности и имеющихся специальностях. Администрация

указанных учреждений входе бесед с осужденными разъясняет им

законодательство об их праве на трудовое и бытовое устройство, получение

социальной помощи в соответствии с законодательством РФ, порядок

регистрации по месту постоянного жительства. Осужденным разъясняется

целесообразность возвращения в те местности и на те территории, где они

проживали и работали до осуждения.

Осужденным предлагается подать письменное заявление с просьбой о

бытовом и трудовом устройстве. Руководители учреждений уголовно-

исполнительной системы обязаны дать по каждому заявлению осужденного

соответствующие указания и направить соответствующие материалы в органы

внутренних дел по избранному месту жительства с ходатайством, решить через

органы местного самоуправления вопрос о представлении освобождаемому жилья

и работы по имеющейся у него специальности. Орган внутренних дел сообщает в

учреждение уголовно-исполнительной системы о результатах проверки и

принятых органом местного самоуправления решении.

Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы, в зависимости

от категории освобождаемых, направляет извещения или сообщения в

территориальный орган внутренних дел в целях осуществления контроля за

своевременным прибытием освобожденных к избранному месту жительства и

постановке на регистрационный учет.

Осужденные, являющиеся инвалидами 1-ой или 2-ой группы, а также

осужденные мужчины старше шестидесяти лет и осужденные женщины старшее

пятидесяти пяти лет по их просьбе и представлению администрации учреждения,

исполняющего наказание направляются органами социальной защиты в дома

инвалидов и престарелых.

Администрация исправительного учреждения обязаны разъяснить

освобождаемым осужденным требования статьи 46 Конституции РФ, ст1, 2 Закона

РФ "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан" и предоставлении им права обратиться в суд с жалобой в том случае,

если они полагают, что не правомерными действиями государственных органов

или должностных лиц нарушены их права и свободы в период трудового и

бытового устройства.

Оказание помощи осужденных, освобождаемым от отбывания наказания

Осужденные к ограничению свободы, аресту или лишению свободы как

правило отбывают наказание в соответствующих учреждениях на территории

субъекта РФ по месту жительства осужденных или месту осуждения. Однако, в

случае если подобные учреждения по месту осуждения или жительства

осужденного отсутствуют, то они направляются для отбывания наказания в

другие регионы России. Осужденные из названных учреждений обеспечиваются

бесплатным проездом к месту жительства. Однако, если вновь избранное место

жительства значительно удалено от места отбывания наказания и того

населенного пункта, где осужденный проживал до ареста, администрация

учреждения о органа, исполняющего наказание, в праве удержать разницу в

стоимости проезда. Освобождаемым оплачивается проезд в общих жестких

вагонах пассажирских поездов, а при следовании речным или морским

транспортом в каютах третьего класса. В том случае, если в направлении

следования освобождаемого нет железнодорожного или водного транспорта ему

предоставляется возможность проезда на воздушном или автомобильном

транспорте.

Освобождаемые осужденные обеспечиваются на время нахождения в пути

деньгами или продуктами питания по нормам, установленными постановлением

Правительства РФ №935 от 1 декабря 1992 года объявленным приказом МВД №13

от 15 января 1993 года.

Женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, беременные женщины,

больные осужденные получают питание или деньги по норме, согласно которой

они обеспечивались в период отбывания наказания, включая и нормы вещевого

довольствия на ребенка.

Освобождаемые осужденные, не имеющие необходимой по сезону одежды или

средств на ее приобретение, обеспечиваются одеждой или обовью за счет

государства по заявлению, поданному на имя начальника учреждения или

органа, исполняющего наказания. Осужденным, освобожденным из арестного

дома, исправительного центра или исправительной колонии выдается пособие из

специального фонда, размер которого не должен быть ниже минимальной отплаты

труда.

Администрация учреждения, исполняющего наказания, заблаговременно

ставить в известность родственников либо иных лиц об освобождении

осужденного от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы,

нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных

беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также

несовершеннолетних осужденных. Названная категория осужденных, а также

несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту

жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работников

исправительного учреждения. Освобождаемые осужденные, направляемые в дома

инвалидов, престарелых, в приюты и к попечителям обеспечиваются бесплатным

проездом к месту нахождения этих учреждений или проживания попечителя.

Гражданин, отбывший уголовное наказание имеет права, установленные для

граждан РФ. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд,

жилище, получение социальной помощи. Глубокий кризис нашего общества,

особенно в экономике страны, сводит на нет возможность пользоваться этими

продекларированными правами. Большинство граждан, отбывших наказания в

виде лишения свободы, даже если они имеют хорошие трудовые навыки по

различным профессиям, разновидностям специальностей, трудовой дисциплины

уступают и не выдерживают конкуренции с другими категориями граждан, также

претендующих на получение работы.

Освобожденный гражданин имеющий до осуждения жилую площадь при согласии

проживающих там жильцов на регистрацию может беспрепятственно возвратиться

по прежнему месту жительства не зависимо от характера совершенного

преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания

освобождения.

Вместе с тем следует иметь в виде в г. Москве и г. Санкт-Петербурге

ограничения в регистрации по мотивам судимости сохранились по причине их

перенаселенности, а в некоторых местностях (пограничных полосах, закрытых

военных городках, зонах экологического бедствия, закрытых административно-

территориальных образованиях и др.) в соответствии с Законом РФ "О праве

граждан на свободу передвижения выбора места пребывания и жительства"

действуют ограничения о об этом освобождаемые должны быть проинформированы.

Если осужденного, ранее проживающего в приватизированной или

кооперативной квартире, являющего ее собственником, проживающие там лица не

согласятся не регистрацию, он в праве обратиться в суд для защиты своих

прав.

Осужденные при отсутствии необходимой жилой площади могут претендовать

на получение жилой площади в общежитиях или по месту работы с помощью

органов местного самоуправления.

Освобожденные граждане, не имеющие возможности трудоустроиться, должны

зарегистрироваться в территориальном органе труда и социального развития и

приобрести статус безработного. В этом случае им выплачивается пособие по

безработице в течении двенадцати месяцев, размер которого зависит от

заработной платы во время отбывания наказания, но не менее минимального

размера оплаты труда. Освобожденному на ряду с пособием выплачиваются и

другие виды социальной помощи в полном объеме без каких-либо вычетов

(пенсия по старости, инвалидности, женщинам, имеющим детей - детское

пособие, за удорожание питания и предметов детского ассортимента).

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Данный контроль играет важную роль в закреплении результатов

исправления и предупреждения рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные

наказания. Данный контроль имеет разнообразные формы и предполагает

различные методы государственного и общественного воздействия на конкретную

личность. Целями контроля являются стимулирование и одобрение полезных

поступков и действий, побуждающих личность воздерживаться от общественно-

вредного и опасного поведения.

Контроль за освобожденными от отбывания наказания обусловлен:

- необходимостью продолжения воспитательного профилактического

воздействия, осуществлящегося в период отбывания уголовного

наказания;

- необходимостью условий для быстрого включения освобожденного от

отбывания наказания в одобряемую обществом деятельность;

- необходимостью недопущения становления на путь совершения новых

преступлений;

- необходимостью выявления и нейтрализации условий способствующих

совершению новых преступлений.

Уголовное, уголовно-исполнительное и административное законодательства

предусматривают три организационно-правовые формы контроля.

Контроль за освобожденными условно-досрочно от отбывания исправительных

работ, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской

части, лишения свободы. Контроль за этими категориями осужденных

осуществляется уполномоченными на то специальными органами, а в отношении

освобожденных военнослужащих - командованием воинских частей.

Освобожденные условно-досрочно контролируются как они выполняют свои

обязанности. Они обязаны:

а) не менять постоянного места жительства, работы, учебы без

уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего

исправление осужденных;

б) не посещать определенные места;

в) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании лил

венерического заболевания;

г) осуществлять материальную поддержку семье и др.

за осужденными условно. Контроль за поведением условно осужденными в

течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительной

инспекцией по месту жительства условно осужденного, а в отношении условно

осужденного военнослужащего командованием воинской части.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет

условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют в участием

работников других служб органов внутренних дел соблюдения осужденными

общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными

инспекциями и командований воинских частей о своем поведении, исполнять

возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-

исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно

осужденный может быть подвергнуть приводу.

за освобожденными из исправительных учреждений устанавливается

административный надзор в соответствии с Положением "Об административном

надзоре за лицами освобожденными из мест лишения свободы".

Административный надзор за освобожденными их мест лишения свободы

устанавливается в целях предупреждения с их стороны совершения новых

преступлений и является наиболее острой формой контроля.

Административный надзор устанавливается по инициативе администрации

исправительного учреждения и территориального органа внутренних дел сроком

на шесть месяцев до одного года.

Поднадзорному могут быть установлены следующие ограничения:

а) запрет пребывания в определенных пунктах района (города);

б) запрещена возможность либо ограничено время выезда по личным делам

на пределы города (района);

в) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Подобные ограничения могут применяться в полном объеме или раздельно в

зависимости от поведения поднадзорного.

За нарушения требований административного надзора граждане

привлекаются к административной ответственности.

Лекция 13. Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и

обвиняемых

1. Социально-правовая природа содержания под стражей

2. Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание

под стражей подозреваемых и обвиняемых

в совершении преступлений

3. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых во время содержания под

стражей

4. Режим и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в

совершении преступлений

1. Социально-правовая природа содержания под стражей

Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении

преступлений представляет собой меру государственного принуждения, которая

применяется в отношении граждан совершивших преступления и реализуется

государственными органами .

Содержание под стражей – это наиболее строгая мера пресечения,

предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая

выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или

подозреваемого в совершении преступления. Носит временный характер и

применяется в случаях, когда гражданин подозревается или обвиняется в

совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде

лишения свободы. В основном указанная мера пресечения применяется на

стадии предварительного расследования.

Содержание под стражей по своей сущности сходна с такими уголовными

наказаниями как арест и лишение свободы, однако существенно различаются

по социально-правовому назначению и правовой природе. Уголовное наказание

является и карой, и средством исправления преступника. Эти цели не могут

быть поставлены при избрании такой меры пресечения как содержание под

стражей. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в

силу презумпции невиновности, юридически не могут считаться преступниками.

А отсюда следует, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не

является ни карой, ни средством исправления. Содержание под стражей

применяется с целью изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества.

Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание

подозреваемых в совершении преступлений ( ст.122 УПК) и избрание меры

пресечения в виде заключения под стражу ( cт.89 УПК). Оно не является ни

мерой уголовного наказания, ни дисциплинарного воздействия. В соответствии

с уголовно-процессуальным законодательством его целью являются выяснение

причастности задержанного к преступлению либо разрешение вопроса о

применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.122* УПК). Эта

мера пресечения направлена на обеспечение интересов правосудия.[68](1)

Рассматриваемая мера пресечения применяется при наличии достаточных

оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного

следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному

делу или будет заниматься преступной деятельностью (cт.89 УПК).

Cодержание под стражей в качестве меры пресечения допустимо применять

для достижения одной или нескольких целей: лишить подозреваемого или

обвиняемого возможности скрыться от расследования и суда, помешать ему

воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, предупредить

совершение им преступных действий, обеспечить исполнение приговора.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений – это

самостоятельная категория лиц, на них не может распространяться режим

отбывания наказания, установленный в исправительных колониях. Условия

содержания подозреваемых и обвиняемых должны быть в максимальной степени

приближены к условиям свободы.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в

соответствии с основополагающими принципами:

законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения

человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а

также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками,

действиями причиняющими физические и нравственные страдания .

Принципы содержания под стражей конституционные(ст. 4,13,15,17-19

Конституции РФ). Основополагающим из них является принцип презумпции

невиновности.

Принцип законности выражается в провозглашении верховенства закона при

регулировании порядка и условий содержания под стражей.

Обвиняемые и подозреваемые признаются законом субъектами права. Они

пользуются правами и свободами, несут обязанности, установленные для

граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законом “О содержании под

стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” и иными

федеральными законами.

Принцип законности означает и то, что деятельность мест содержания под

стражей и их сотрудников должна основываться на строгом соблюдении законов.

Для обеспечения и реализации принципа законности в местах содержания под

стражей устанавливается прокурорский надзор, судебный и ведомственный

контроль.

Принцип равенства всех перед законом состоит в том, что все лица,

подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, пользуются правами и

несут обязанности, независимо от происхождения, социального, должностного

и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религии.

Принципы равенства и уважения человеческого достоинства в обращении с

подозреваемыми и обвиняемыми состоят в том, что порядок и условия их

содержания должны быть гуманными, не причиняющими физических страданий или

унижающих человеческое достоинство.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и

нормами международного права и международных договоров. К числу таких

международно-правовых актов относятся

Всеобщая декларация прав человека (1948 года), Международный пакт о

гражданских и политических правах (1966 года), Конвенция против пыток и

других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и

наказания (1984 года), Минимальные стандартные правила обращения с

заключенными (1955 года), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых

задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 года)

2. Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание

под стражей подозреваемых и обвиняемых в

совершении преступлений

В статье 7 Федерального Закона “О содержании под стражей подозреваемых

и обвиняемых в совершении преступлений” перечислены места содержания под

стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ими являются:

- следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов

внутренних дел;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых

Пограничных войск Российской Федерации. Местами содержания под

стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения

системы исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и

гауптвахты.

Помещения, определенные капитанами морских судов находящихся в

плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей

с зимовками.

Основным местом, предназначенным для содержания под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются следственные

изоляторы. Они имеются в каждом субъекте Российской Федерации и крупных

городах. Всего их насчитывается в России свыше 150 единиц.

Деятельность следственных изоляторов регламентируется Конституцией РФ,

Федеральным законом “ Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы”, Федеральным законом “О содержании под

стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”,

ведомственными нормативными актами.

25 января 1999 года Министром юстиции РФ утверждено Положение о

следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, в

соответствии с которым к их основным задачам относятся:

- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и

обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или

суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от

отбывания наказания;

- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и

обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

- обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе,

безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала,

должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.;

- беспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и

обвиняемых;

- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также

развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной

сферы.

Для выполнения выше перечисленных задач на персонал следственных

изоляторов возлагаются функции, основными из которых являются:

- прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в

соответствии с установленными требованиями закона;

- охрана и надзор за ними;

- обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;

- выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений

со стороны подозреваемых и обвиняемых;

- обеспечение и поддержание порядка, регламентированного Правилами

внутреннего распорядка;

- предоставление помещений для проведения следственных действий,

амбулаторных экспертиз;

- осуществление проведения встреч подозреваемых и обвиняемых со

следователями, защитниками и иными лицами, имеющими на это право;

- конвоирование подозреваемых и обвиняемых внутри следственного

изолятора, при выводе осужденных на хозяйственные работы за пределы

следственного изолятора, при доставке лиц, бежавших из под охраны,

при направлении лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в

медицинское учреждение, этапирование по плановым маршрутам;

- своевременное освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых

вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под

стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании, истек срок

отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенный приговором

суда;

- проводит мероприятия по соблюдению режимных требований в самом

учреждении и на прилегающих к нему территориях;

- материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц,

содержащихся в учреждении в соответствии с требованиями гигиены,

санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами,

установленными законодательством РФ;

- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в отношении

осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному

обслуживанию учреждения

- проведение оперативно-розыскных мероприятий

- создание условий для обеспечения прав и законных интересов

подозреваемых и обвиняемых

- привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду при наличии

производства на территории следственного изолятора, и ведение всей

финансово-экономической деятельности

- проведение с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми

культурно-воспитательной работы и создание условий для получения ими

общего среднего образования

- осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих

жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего

делопроизводства.

В деятельности СИЗО важное значение отводится функции по приему

подозреваемых и обвиняемых в учреждение. Это важно как для администрации,

так и для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения заключение под

стражу. Момент поступления в СИЗО, особенно для лиц, попавших впервые

определяет дальнейшее поведение и отношение к требованиям режима, ведь

именно с приема начинается реализация требований режима.

Прием лиц, доставленных в СИЗО осуществляет дежурный помощник

начальника следственного изолятора (ДПНСИ) или его заместители.

Подозреваемые и обвиняемые доставленные в СИЗО подвергаются обыску, а

принадлежащие им вещи досмотру. Эти мероприятия проводятся в целях

предотвращения проноса в камеры предметов и вещей, запрещенных к хранению,

либо письменной и иной информации, которая может помешать установлению

истины по уголовному делу, либо способствовать совершению преступления.

Размещение по камерам лиц, заключенных под стражу осуществляется в

соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона “О содержании под

стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.

Следственный изолятор реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции

РФ. Его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Дополнительное финансирование может производиться из местных бюджетов.

Структура, штаты следственных изоляторов утверждаются органами

управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данное

учреждение возглавляет начальник, который назначается и освобождается от

должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной

системы. Начальник следственного изолятора осуществляет текущее руководство

деятельностью учреждения на принципах единоначалия и определяет пределы

полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений.

Руководящим составом следственного изолятора являются начальник и его

заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной

работе среди подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по

работе с личным составом, по лечебно-профилактической работе, по тылу,

которые руководят следующими службами и отделами: дежурной, режима и

охраны, оперативным, аналитическим, кадров, по воспитательной работе среди

подозреваемых и обвиняемых, по работе с личным составом, специальным,

интендантского и хозяйственного обеспечения, медицинским, финансовым.

Деятельность следственных изоляторов контролируется органами

государственной власти и управления РФ . Ведомственный контроль

осуществляется Министерством юстиции РФ, территориальными органами

управления уголовно-исполнительной системы.

Вторым видом мест содержания под стражей являются изоляторы временного

содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных

войск РФ. Изоляторы временного задержания предназначены для

кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступлений. По

большинству уголовных дел дознание и предварительное следствие проводится

органами внутренних дел поэтому, как правило каждый из них имеет ИВС.

Изоляторы временного содержания Пограничных войск Российской Федерации

создаются в пограничных частях, непосредственно охраняющих Государственную

границу России. Они предназначены для содержания под стражей задержанных по

подозрению в совершении преступлений, связанных с нарушением

Государственной границы, а также с нарушением правил несения пограничной

службы, уставных правил караульной службы в Пограничных войсках.

В ИВС содержатся подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых

избрана мера пресечения содержание под стражей. Подозреваемые и обвиняемые,

в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под

стражу, на основании статьи 13 Закона «О содержании под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» могут временно

переводиться в ИВС для выполнения следственных действий, судебного

рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся

следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на

время выполнения указанных действий, судебного процесса, но не более чем на

десять суток в течении месяца.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении

которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу могут

содержаться в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы. Эта категория лиц должна содержаться изолированно от осужденных,

режим содержания должен быть приближен к следственному изолятору.

Для военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений, местом содержания под стражей являются воинские гауптвахты

(ст.10).

Содержание подозреваемых и обвиняемых военнослужащих на гауптвахте

регламентируется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ,

утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года. Устав

распространяется на все рода войск Вооруженных Сил РФ, в том числе и на

военнослужащих пограничных войск, внутренних войск МВД, железнодорожных

войск, войск гражданской обороны, системы федеральных органов

государственной безопасности, Главного управления охраны РФ,

Государственной противопожарной службы МВД.

На гауптвахте могут содержаться следующие категории военннослужащих:

- военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке;

- военнослужащие, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений,

с санкции прокурора;

- военнослужащие, осужденные военным судом к лишению свободы, - до

получения приговора.

Все вышеперечисленные категории военнослужащих являются

самостоятельными. Осужденные и подсудимые содержатся на гауптвахте отдельно

от подозреваемых и обвиняемых, офицеры и прапорщики содержатся отдельно от

солдат и сержантов.

3. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых во время содержания под

стражей

В Конституции РФ ч.1 ст.49 закреплено, что «каждый обвиняемый в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ