Уголовно-исполнительное право
освобожденными.
Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с органами
власти и управления
Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления оказывает
влияние на тесное взаимодействие между органами и учреждениями,
исполняющими наказания и органами власти и управления.
УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», Положение «О следственном
изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации" заложили законодательную основу такому взаимодействию,
определяют основные их направления.
Естественно, прежде всего следует указать на взаимодействие по
оказанию материальной, финансовой и иной помощи исправительным
учреждениям. В этой связи широкое распространение находит безпроцентное
кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной помощи.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления
освободили многие исправительные учреждения от уплаты местных областных
и краевых налогов, установили им пониженную ставку на аренду земель,
водоснабжение, электроэнергию и т.д. Эти льготы существенно облегчают
положение исправительных учреждений в условиях рыночной экономики и
позволяют привести материально-бытовое положение осужденных в
соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Также активное взаимодействие осуществляется и в сфере реализации
гарантий правовой и социальной защиты персонала исправительных учреждений.
Существующие законодательные и нормативные акты предоставляют персоналу
исправительных учреждений значительные финансовые преимущества в оплате
труда, льготы в обеспечении жильем, по проезду на транспорте, в
оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.
Уголовно-исполнительным законодательством предусматривается
взаимодействие органов власти и управления, органов местного самоуправления
с исправительными учреждениями в деле обеспечения правопорядка в
местах их дислокации. Органы местного самоуправления определяют границы
территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, а по мере
необходимости они совместно устанавливают режимные требования на
этих территориях (ст.85 УИК РФ, ст. 4 Закона РФ «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В числе
таких режимных требований могут быть временное ограничение и запрещение
движения граждан и транспортных средств, их обыск и досмотр и т.д.
Некоторым категориям осужденных, для обеспечения производственной и
хозяйственной деятельности исправительных учреждений, а также учебы в
учебных заведениях различных уровней (в пределах субъекта Федерации)
предоставляется право передвижения за пределами учреждений без конвоя или
сопровождения. Порядок и условия содержания таких осужденных, маршруты их
передвижения, правила поведения согласовываются администрацией
исправительных учреждений с органами власти местного самоуправления и
субъектов Федерации.
Одним из важных направлений взаимодействия исправительных учреждений с
органами власти и управления и местными органами самоуправления является
организация и проведение воспитательной работы с осужденными. Формы
такого взаимодействия разнообразны создание и улучшение материальной базы
(пополнение и обновление фонда библиотек, ремонт клубов, предоставление
кино- и видеоаппаратуры и т.д.), участие в проводимых воспитательных
мероприятиях, привлечение для этих целей государственных и общественных
организаций субъектов Федерации, города или муниципального образования.
Кроме того, высшие органы государственной власти и управления
субъектов Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного
самоуправления вправе самостоятельно увеличивать за счет имеющихся в
их распоряжении средств, расходы на содержание исправительных учреждений.
Это говорит о том, что уголовно-исполнительная система Российской
Федерации не только находится под социальным контролем общества, но и на
его непосредственном попечении и опекунстве.
Особенная часть
Лекция 6. Исполнение наказаний без изоляции осужденных от общества
1. Исполнение наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью
осужденного
2.Исполнение наказаний связанных с обязательной трудовой деятельностью
осужденного.
1. Исполнение наказаний не связанных с обязательной трудовой деятельностью
осужденного
Исполнение наказания в виде штрафа
Штраф устанавливается в размере от 25 до 1000 МРОТ, или в размере
зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного
года. Осужденный обязан оплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления
приговора в законную силу.
В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить
штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава
может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года.
В случае неуплаты штрафа взыскание производится принудительно. Оно
может быть обращено на личное имущество осужденного, в том числе на его
долю в общей собственности и в совместной собственности супругов.
Взыскание на имущество не обращается, если гражданин работает или
получает пенсию (стипендию) а размер взыскания не превышает той доли
месячной оплаты или иного заработка (пенсии, стипендии), на которую по
закону может быть обращено взыскание. В этих случаях исполнительный лист
направляется в соответствующую организацию.
Взыскание штрафа не обращается на имущество, указанное в Перечне
имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.
Осужденный, не уплативший штраф в установленные сроки, и скрывающий
свои доходы, имущество от принудительного взыскания, может быть признан
злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. В отношении таких осужденных
судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа
другими видами наказания.
Суд может заменить штраф обязательными работами, исправительными
работами, или арестом.
УК и УИК РФ не устанавливают меры соотношения не выплаченных сумм
штрафа с конкретными сроками ареста, обязательных и исправительных работ.
Суд решает этот вопрос по своему усмотрению. Важно лишь, чтобы указанные
сроки не выходили за максимальные и минимальные пределы, установленные
Уголовным кодексом, для данных видов наказаний.
Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности,
или заниматься определенной деятельностью
Данный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на
государственной службе в органах местного самоуправления, либо заниматься
определенной профессиональной или иной деятельностью. В качестве основного
наказания оно назначается на срок от одного до пяти лет, в качестве
дополнительного от шести месяцев до трех лет.
Назначенное в качестве основного или дополнительного наказания к
штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном
осуждении оно осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту
жительства осужденного.
Назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту,
содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, оно
исполняется учреждениями и органами, исполняющими основные виды наказания,
а после отбывания основного вида наказания - уголовно-исполнительной
инспекцией по месту жительства осужденных. Причем, оно распространяется на
все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом их срок
исчисляется с момента их отбытия.
В уголовно-исполнительной инспекции ведут учет осужденным, контролируют
соблюдение осужденными указанного запрета занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, проверяют исполнение приговора
администрацией учреждений, организуют проведение с осужденными
воспитательной работы.
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания
осужденный, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему
запрещено.
Администрация организации, в которой работает осужденный обязана:
- не позднее трех дней после получения копи приговора суда и извещения
уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от
должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься
определенной деятельностью;
- представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции
документы, связанные с исполнением наказания;
- в случае изменения или прекращения трудового договора с
осужденным, в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-
исполнительную инспекцию;
- в случае увольнения из организации осужденного, внести в его
трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок, и
на какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью
лишен права заниматься.
Требование приговора о лишении права заниматься определенной
деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение
на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы не позднее трех
дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-
исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие этой
деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий
документ, представляющий данному лицу право заниматься указанной
деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную
инспекцию.
Неисполнение приговора суда со стороны представителей власти,
государственных служащих, служащих органов местного самоуправления,
служащих государственных и муниципальных учреждений, комерческих и иных
организаций может выражаться:
- в неувольнени осужденного с должности, занимать которую ему
запрещено;
- в фактическом возложении на осужденного обязанности по запрещенной
должности;
- в отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании
разрешения на занятие запрещенным видам деятельности.
В ст. 315 УК РФ предусматривается ответственность указанных лиц за
злостное неисполнение –приговора суда, решения суда или иного судебного
акта. Неисполнение приговора суда следует считать злостным, если оно
продолжалось после письменного представления уголовно-исполнительной
инспекцией. Ответственность осужденных, нарушающих предписание приговора, в
настоящее время законом не установлена. Единственным негативным правовым
последствием для них является невключение периода занятия запрещенной
деятельностью в срок наказания.
Исполнение дополнительных видов наказаний
Исполнение наказаний в виде лишения специального воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград
Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград, по
вступлении его в законную силу, направляет копию приговора должностному
лицу, присвоившему осужденному звание классный чин, или наградившему его
государственной наградой.
Должностное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении
осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина
или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и
льгот, предусмотренных для лиц, имеющих специальное звание, чин или
награды.
Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в
военный комиссариат по месту воинского учета.
Должностное лицо в течении одного месяца со дня получения копии
приговора сообщает в суд об его исполнении. В связи с тем, что Россия –
правопреемник СССР, порядок лишения званий и наград СССР соответствует
законодательству РФ.
Исполнение наказаний в виде конфискации имущества
Суд после вступления в законную силу вынесенного им приговора
направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для
исполнения судебному исполнителю, о чем извещает в соответствующий
финансовый орган.
При отсутствии в деле описи имущества осужденного направляется справка
о том, что опись имущества не производилась.
Конфискации подлежит имущество осужденного, его доля в общей
собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные
бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах в
финансово-кредитных организациях, а также имущество, переданное осужденному
в доверительное управление. Не подлежит конфискации имущество,
перечисленное в перечне имущества:
- жилой дом, квартира, если осужденный и его семья постоянно там
проживают (не более одного дома, или одной квартиры на семью);
- земельные участки, на которых расположен дом, хозяйственные
постройки, а также участки, необходимые для ведения сельского
подсобного хозяйства;
- домашний скот;
- семена для посева;
- одежда, обувь, белье; столовая и кухонная утварь, находящееся в
употреблении; мебель; детские принадлежности;
- продукты питания и деньги на сумму, равную трем минимальным размерам
оплаты труда, на осужденного и каждого из членов семьи;
- топливо;
- инвентарь, в том числе сельскохозяйственная техника, в том числе
пособия и книги;
- транспортные средства инвалидов;
- международные и иные призы.
Указанные в Перечне предметы могут быть конфискованы, если их
количество превышает потребность осужденного, его семьи или они
изготовлены из драгоценных металлов, являются предметами роскоши, имеют
историческую художественную ценность.
Судебный пристав немедленно по получении документов проверяет наличие
имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее
конфискации, и включает его в опись.
Если опись имущества не производилась, судебный пристав сам составляет
опись этого имущества. Опись имущества составляется судебным приставом,
утверждается судьей.
Организации и граждане, у которых есть имущество для конфискации,
сообщают об этом в суд или финансовый орган.
За сокрытие конфискованного имущества наступает ответственность в
соответствии с законом.
Передача финансовым органам конфискованного имущества производится
после удовлетворения всех предъявленных к осужденному требований.
Все претензии в отношении конфискованного имущества удовлетворяются в
пределах актива. В случаях, когда после исполнения приговора обнаруживается
не конфискованное имущество осужденного, суд, вынесший приговор, или суд
по месту исполнения приговора выносит определение об обращении взыскания
на обнаруженное имущество, если оно может быть конфисковано по закону.
2. Исполнение наказаний связанных с обязательной трудовой деятельностью
осужденного.
Исполнение наказания в виде обязательных работ
Обязательные работы относятся к основным видам наказания. Они
установлены ст. ст. 44 и 49 УК РФ. Их исполнение регламентировано гл.4
Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст.ст.25-30). Исполнение обязательных
работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства
осужденного (ч.2 ст.16 УИК РФ).
Этот вид наказания заключается в выполнении осужденным в свободное от
основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч.1
ст.49 УК РФ).
Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов (ч.2
ст.49 УК РФ)), а для несовершеннолетних - от 40 до 160 часов (ч.3 ст.88 УК
РФ).
Обязательные работы не назначаются инвалидам первой и второй группы,
беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет,
женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего, мужчинам, достигшим
шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную
службу по призыву (ч.4 ст.49 УК РФ).
Эти ограничения вытекают из специфики данного вида наказания: его
отбывание требует от осужденного такого состояния здоровья, которое
позволяло бы привлечение его к физическому труду, а в иных случаях - и
наличия свободного времени.
Обязательные работы, как любое уголовное наказание, является карой
осужденному. Карательное содержание этого наказания заключается в
обязательности для осужденного бесплатно работать на объектах по
направлению государственного органа, исполняющего наказание.[40]
Объекты, на которых выполняются обязательные работы, - это предприятия,
количество и расположение которых, численность осужденных к обязательным
работам, направляемых на конкретные предприятия, характер труда
определяются местными администрациями с учетом мнения уголовно-
исполнительных инспекций.
Закон не содержит ограничений на привлечение осужденных к тому или
иному виду труда и использование предприятий любой формы собственности, но
то обстоятельство, что выполняются не просто общественно полезные работы, а
исполняется уголовное наказание, обязывает местные администрации направлять
осужденных туда, где требуется неквалифицированный, маломеханизированный и
низкооплачиваемый труд и, как правило, не хватает кадров.
Непосредственно порядок трудового использования осужденных (рабочее
место, характер труда, время работы) определяет работодатель, но по
согласованию с УИИ, которая обязана контролировать (в т.ч. путем посещения
ее сотрудниками соответствующих объектов)отбывание ими наказания.
Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не
позднее пятнадцати дней со дня поступления в УИИ соответствующего
распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления)(ч.2 ст.25
УИК РФ).
Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) ведут учет осужденных,
разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, ведут суммарный учет
отработанного осужденными времени. УИИ ведут соответствующее
делопроизводство (журналы учета отработанного осужденными времени,
документы, свидетельствующие о разъяснении осужденным порядка отбывания
наказания, ознакомлении с их правами и обязанностями и др).
Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего
распорядка учреждений, в которых они отбывают обязательные работы,
добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах
и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в
известность УИИ об изменении места жительства (ч.1 ст.26 УИК РФ).
Закон в данном случае говорит о соблюдении правил внутреннего
распорядка, а не подчинении им. Это связано с особым положением осужденных:
они не являются штатными работниками предприятия, не состоят с ним в
трудовых отношениях, их работа им не оплачивается, но в той мере, в какой
это связано с участием в трудовом процессе, они должны следовать
установленному на предприятии порядку.
Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по
основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде
обязательных работ (ч.2 ст.26 УИК РФ).
Это положение не следует понимать буквально: осужденный имеет право на
все виды отпусков (дополнительные, учебные и т.д), но они также, как и
очередной ежегодный, не освобождают его на это время от обязательных работ.
Осужденный может использовать свой отпуск или отпуска, но при этом должен
отбывать обязательные работы и не имеет права покидать места проживания
(если это становится препятствием к явке на работу).
В случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы УИИ
направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания
наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление
об отсрочке ей отбывания наказания(ч.3 ст.26 УИК РФ).Эти положения
представляют собой реализацию ст.81 УК РФ (Освобождение от наказания в
связи с болезнью)и 82 УК РФ (Отсрочка отбывания наказания беременным
женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей). Представления, направляемые
УИИ в суд, в обязательном порядке должны сопровождаться медицинскими
документами (заключением ВТЭК, листком временной нетрудоспособности),
подтверждающими инвалидность или беременность.
Срок обязательных работ в соответствии со ст.27 УИК РФ исчисляется в
часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы (ч.1).
Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и
дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в
рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с
согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение
недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии
уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить
осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов(ч.2).
Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте
до 15 лет не может превышать двух, а от 15 до 16 лет трех часов в день.
Им назначаются посильные виды работ (ст.88 УК РФ).
Законодатель в данном случае достаточно лоялен, давая право УИИ
учитывать уважительные личные обстоятельства осужденного и соответственно
варьировать карательное давление наказания без обращения в суд.
В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают
обязательные работы, входят контроль за выполнением осужденными
определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о
количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания
наказания. Она (администрация) ежемесячно перечисляет в соответствующий
бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы, определяя их
стоимость по действующим в организации расценкам (ч.ч.1 и 2 ст. 28 УИК
РФ).
В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных
работ, возмещение ущерба осужденному производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации о труде (ч.3 ст.28).
Закон не указывает, в какой конкретно бюджет должны перечисляться
средства, заработанные осужденными к обязательным работам. Это требует
разъяснений, также как и положение, касающееся возмещения вреда в случае
причинения увечья осужденному: сомнительно, что здесь можно ссылаться на
законодательство о труде, поскольку осужденный не находится в трудовых
отношениях с предприятием, на котором он отбывает наказание.
За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий
отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В
отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ,
уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене
обязательных работ в соответствии с ч.3 ст.49 УК РФ ограничением свободы
или арестом.
Определение злостного уклонения от отбывания обязательных работ дано в
ст.30 УИК РФ.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается
осужденный:
а)более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы
без уважительных причин;
б)более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
в)скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Под скрывшимся следует понимать осужденного, длительное время
уклоняющегося от исполнения обязательных работ, дачи объяснений
сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции, сменившего без уведомления
УИИ место жительства, выехавшего за пределы административного района для
постоянного или временного проживания.
Учитывая серьезность последствий злостных нарушений для осужденного и
необходимость представления в суд для решения вопроса о замене
обязательных работ на более строгое наказание полностью доказательного
материала, каждый факт нарушения должен закрепляться документально
работодателем (служебной запиской, приказом, докладной др.) и уголовно-
исполнительной инспекцией (объяснением осужденного, актом, рапортом
сотрудника УИИ и др.).
Исполнение наказания в виде исправительных работ
Исправительные работы относятся к основным видам наказания. Они
установлены ст.ст.44 и 50 УК РФ. Порядок исполнения этого наказания
регламентируется гл.7 УИК РФ(ст. ст.39-46).
Исправительные работы заключаются в принудительном привлечении
осужденного к труду по месту основной работы на срок от двух месяцев до
двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере,
установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов
(ч.ч.1 и 2 ст.50 УК РФ). Несовершеннолетним исправительные работы могут
быть назначены на срок до одного года (ч.4 ст.88 УК РФ).
Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой
инстанции либо в порядке изменения приговора определением или
постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном
порядке. Исправительные работы также могут быть назначены как замена не
отбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания
(ст.80 УК РФ); как более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за
данное преступление(ст.64 УК РФ); в порядке помилования (ст.85 УК РФ).
Исправительными работами может быть заменен штраф в случае злостного
уклонения от его уплаты.
Исправительные работы широко применяются в современной судебной
практике. Это объясняется сочетанием гуманности этого вида наказания
(осужденный не лишен свободы, он не оторван от семьи, имеет возможность в
основном сохранить привычный для него образ жизни и др) с реальными
вполне ощутимыми карательными элементами (удержание из заработной платы,
ограничение продолжительности очередного отпуска 18 днями, запрет на
увольнение без разрешения УИИ и др).
Обращение к исполнению приговора, определения или постановления о
наказании в виде исправительных работ возложено на суд, который обязан не
позднее трех суток со дня вступления в силу приговора (др. указанных актов)
либо возвращения дела из кассационной инстанции направить две копии
приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства
осужденного. В случаях изменения приговора кассационной инстанцией вместе с
ними направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован
либо вступил в законную силу, к копиям приговора прилагается справка о
вступлении его в законную силу.
Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в
учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было
основное место его работы.
Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания
не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию
распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления (ч.ч.1
и 2 ст.39 УИК РФ).
Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию
уголовно-исполнительной инспекции, являющейся структурным подразделением
УИН минюста РФ (ч.4 ст.16 УИК РФ). Их функциональная нагрузка охватывает
практически все аспекты исполнения этого наказания (ч.3 ст.39 УИК РФ).
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют
порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий
отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора
администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с
осужденными воспитательную работу; контролируют поведение осужденных, при
необходимости направляют их в органы службы занятости для
трудоустройства; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по
вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные
мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую
службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно;
применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают обязанности и
запреты, предусмотренные статьей 41 УИК РФ; выдают разрешения на увольнение
осужденного с работы по собственному желанию в период отбывания наказания.
Реальное исполнение наказания в виде исправительных работ начинается
с организационно-обеспечивающих мероприятий.
Каждый осужденный ставится на учет и на него заводится личное дело -
своеобразный накопитель информации, относящейся ко всем сторонам исполнения
и отбывания им наказания (таким образом контролируются начало и
окончание срока наказания, правильность удержаний из заработной платы,
исполнение ограничений и обязанностей и др).
Основная функция учета - контроль за осужденными, наиболее эффективно
обеспечивается применением четырех его видов:
а)учета осужденных, отбывающих наказание без каких либо существенных
отклонений;
б)учета осужденных, не приступивших к работе в течение пятнадцати
дней со дня постановки их на учет, уволенных с прежнего места работы и не
устроившихся на новую работу в этот же период времени, уклоняющихся от
работы без уважительных причин, а также исчезнувших из поля зрения
инспекции;
в)учета осужденных, оставивших работу или уволенных с нее до
истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающих в
связи с болезнью, которую нельзя включить в срок отбывания наказания
(например, следствие алкогольного или наркотического отравления, травма,
полученная при совершении правонарушения); покинувших территорию
обслуживаемую инспекцией, где осужденный состоял на учете, до получения
инспекцией на новом месте его личного дела, находящихся под стражей в
качестве меры пресечения по другому делу или отбывающих административное
взыскание (арест, исправительные работы); находящихся на медицинском
освидетельствовании на предмет определения трудоспособности или
заболеваний, ее исключающих, инвалидов 1 и 2 групп, страдающих
хронической душевной или иной тяжкой болезнью, освобожденных от наказания,
лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании.
г) учета осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, материалы на
которых переданы в уголовный розыск после того, как меры розыска,
предпринятые уголовно-исполнительной инспекций оказались безрезультатными.
Уголовно-исполнительная инспекция обеспечивает исполнение
исправительных работ путем привлечения к этому процессу администрации
организации, в которой работает осужденный. Она информирует администрацию о
том, что ее сотрудник осужден, о порядке и условиях отбывания им наказания
и связанных с этим ее (администрации) обязанностях: правильно и
своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и
перечислять удержанные суммы в установленном порядке; контролировать
поведение осужденного на производстве и содействовать уголовно-
исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;
соблюдать условия отбывания наказания, предусмотренные УИК РФ (в т.ч.
установленные правоограничения); уведомлять инспекцию о примененных к
осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания
наказания, а также предварительно уведомлять о переводе осужденного на
другую должность или увольнении его с работы.
Администрация (а точнее - ее ответственные представители)
предупреждается, что неисполнение перечисленных обязанностей влечет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
(ст.43 УИК РФ).
Обеспечивая исполнение исправительных работ, уголовно-исполнительная
инспекция и администрация организации должны тесно взаимодействовать. Это
обязательное условие реализации всех задач и главной цели наказания -
исправления осужденных. Общее и, в частности, правовое воспитание
осужденных, хотя это прежде всего - обязанность уголовно-исполнительной
инспекции, может быть эффективным только с привлечением к этому процессу
общественных организаций, трудового коллектива, индивидуальных
воспитателей, шефов из числа наиболее авторитетных для осужденного лиц.
Исчисление срока исправительных работ регламентировано ст.42 УИК РФ.
Началом срока отбывания наказания является день получения организацией,
где работает осужденный из УИИ копии приговора (др. документов) суда. Если
осужденный находится в отпуске, началом срока будет день его выхода на
работу. С этого дня должны производиться удержания из заработка.
Срок исправительных работ исчисляется в годах и месяцах. В каждом
месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных
осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на
этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и
отсутствуют основания, установленные УИК для зачета неотработанных дней в
срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной
отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Поэтому
фактический календарный срок может быть большим, чем назначенный судом срок
наказания. Если же осужденный в течение месяца работал большее количество
дней, ему все равно будет зачтен только месяц отбывания наказания.
Если осужденный работает в организации, в которой применяется суммарный
учет рабочего времени, срок наказания ему исчисляется, исходя из
продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий
установленного количества рабочих часов (Суммарный вид режима рабочего
времени регламентирован ст.52 КЗоТ РФ).
Кроме времени, когда осужденный работал и из его заработка
производились удержания, в срок отбывания исправительных работ
засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по
уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась
заработная плата. В этот же срок засчитывается также время, в течение
которого осужденный официально был признан безработным.
В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему
отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд
представление об освобождении его от отбывания наказания.
В случае наступления беременности осужденной в период отбывания
наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление
об отсрочке ей отбывания наказания со дня представления отпуска по
беременности и родам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|