Уголовно-исполнительное право
переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обнаруживших способность к
трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах
заключения (полусвободный режим).
В систему учреждений медико-педагогического характера входили: трудовые
дома для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей
в возрасте от 14 до 16 лет и трудовые дома для осужденных к лишению свободы
правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до
20 лет. Учреждения медицинского характера состояли из колоний, институтов
психиатрической экспертизы, больниц и т.п.
С начала 30-х годов в исправительно-трудовых учреждениях системы НКЮ
политико-воспитательные аппараты сосредоточили свое внимание на организации
социалистического соревнования, ударничестве, культурно-массовой работе,
общеобразовательном и профессионально-техническом образовании. В
исправительно-трудовых учреждениях действуют товарищеские суды осужденных.
К воспитательной работе с осужденными на общественных началах привлекались
местные театры.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 г.
находящиеся в ведении НКВД места заключения перешли в подчинение НКЮ
союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано ГУИТУ.
Временное положение о местах лишения свободы 1930 г. закрепило
следующую систему мест лишения свободы: изоляторы для подследственных,
пересыльные пункты; ИТК; больницы и учреждения для медицинской экспертизы;
учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.
В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней,
заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет по первой категории труда
устанавливая из расчета 4 дня срока за три дня работы, по второй - 5 дней
срока за 4 дня работы. Исправительно-трудовые учреждения были включены в
народно-хозяйственный план. В 1933 г. систему мест лишения свободы
пополнили школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа.
В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике происходит отход
от принципа гуманизма и усиливается карательная функция органов,
исполняющих наказания, особенно в отношении осужденных, не принадлежащих к
рабочим и крестьянам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в
частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков,
досрочные переводы в высшие разряды «классово-чуждых элементов», социально-
опасным преступникам, рецидивистам.
Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства
открывает Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. об утверждении
«Положения об исправительно-трудовых лагерях».
Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой
изоляцией и без таковой установило деление на лишение свободы в отдельных
местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. Лишение
свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения,
а на срок от 3 до 10 лет - в ИТЛ.
Комендант лагеря был наделен более широкими полномочиями, чем начальник
места заключения НКЮ РСФСР. В руководстве лагеря отсутствовала коллегия.
Бежавшие из лагеря подлежали самым суровым наказаниям. Так, за побег первый
раз заключенному увеличивали срок первоначального заключения. За вторичный
побег виновные предавались суду революционного трибунала, который имел
право определить наказание вплоть до применения высшей меры наказания. Для
предупреждения побегов закон предусматривал возможность круговой поруки.
Осужденные систематически и злостно нарушающие режим содержания,
направлялись в штрафные исправительно-трудовые колонии, данный порядок был
определен Временным положением о местах лишения свободы Главного управления
исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР[34].
1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый
ИТК[35].
ИТК 1933 г. устанавливал 5 видов мест лишения свободы: 1) изоляторы для
подследственных; 2) пересыльные пункты; 3) исправительно-трудовые колонии
(фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные); 4)
учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера
(институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других
больных); 5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗО
индустриального и сельскохозяйственного типа). Система деления заключенных
на разряды и категории отменялась.
Предусматривалось создание самодеятельных организаций осужденных,
таких, как массово-производственные, культурно-массовые, санитарно-бытовые,
товарищеские суды.
Существенным недостатком ИТК 1933 г. явилось то, что он не
регламентировал деятельность всех мест заключения, т.к. не распространялся
на ИТЛ, не включал содержащихся в ИТК 1924 г. норм, касающихся
трудоустройства, оказания помощи освобождающимся.
Начиная с 30-х годов в целях изоляции отрицательно настроенных
заключенных и борьбы с внутрилагерной преступностью в ИТЛ создавались
штрафные изоляторы, злостные нарушители режима этапировались для
дальнейшего отбывания на острова Северного Ледовитого океана[36].
Следует отметить, что нормы ИТК 1933 г. несли на себе отпечаток
временного отступления в осуществлении карательной политики от наиболее
суровых репрессивных мер.
Вместе с тем эта «передышка» носила кратковременный характер. С
образованием общесоюзного НКВД и в соответствии с Постановлением ЦИК от 10
июля 1934 г. и передачи ему в ведение ИТК из ведения НКЮ союзных республик
ИТК РСФСР 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу.
Согласно Постановлению ЦИК и СНК от 27 октября 1934 г., для руководства
ИТУ в составе Главного управления исправительных трудовых лагерей, трудовых
поселений и мест заключения НКВД СССР был образован отдел мест заключения.
В 1934 г. в связи с образованием НКВД СССР все места лишения свободы
были вновь переданы в его ведение.
Начиная с конца 1938 г. происходит усиление изоляции заключенных в ИТЛ.
Изолировались осужденные, судимые за бандитизм и разбой, водворявшиеся в
штрафной изолятор, получившие вторую судимость в лагере, склонные к побегу,
отказывающиеся от работы и систематически нарушающие требования режима. 15
июля 1939 г. Приказом НКВД СССР «Об отмене практики зачета рабочих дней и
условно-досрочного освобождения» в целях максимального использования
рабочей силы, заключенных на строительстве и производстве была отменена
система досрочного освобождения заключенных.
С началом войны перед НКВД СССР стала задача перестройки лагерей и
колоний в соответствии с требованиями военного времени. В 1941 г. из мест
лишения свободы было освобождено 480 тысяч осужденных с направлением в
действующую армию и 200 тысяч освобождено и направлено для выполнения
оборонных работ.
В феврале 1942 г. было введена в действие инструкция, регулирующая
порядок содержания осужденных в годы войны[37]. Она определяла применение
оружия без предупреждения при нападении на работников мест заключения или
охрану и при отказе приступить к работе. После двухкратного предупреждения.
В 1953 г. произошло особо значимое событие для мест лишения свободы. В
связи с массовым освобождением осужденных за уголовные преступления по
амнистии. При подготовке амнистии не были предусмотрены меры по реализации
отрицательных последствий свойственных любой амнистии. Часто освобождаемые
не имели места жительства, потеряли социальные связи с родственниками. Не
прорабатывались и вопросы трудового и бытового устройства освобождаемых.
Таким образом значительная часть осужденных оказалась неподготовленной к
жизни на свободе и не найдя помощи от государства в решении социально-
бытовых вопросов снова встала на путь совершения преступлений.
10 июля 1954 г. было утверждено Положение «Об исправительно-трудовых
лагерях и колониях СССР». Основной задачей исправительно-трудовых
учреждений признавалось создание условий, исключающих возможность
совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности
- исправление и перевоспитание осужденных, на основе приобщения к
общественно полезному труду. Положение предусматривало проведение
общеобразовательной и профессионально-технической подготовки заключенных.
Отмена в 1947 г. смертной казни существенно осложнила обстановку в
местах лишения свободы. В этой ситуации государство приняло решение об
организации лагерей особого назначения, в которых содержались лица,
осужденные за особо опасные преступления, которые по сравнению с иными
категориями осужденных несли повышенную дисциплинарную ответственность за
нарушение режима.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1443-719 от 25.10.1956
г. «О мерах по улучшению работы МВД СССР» положило начало серьезной
перестройки деятельности системы исполнения уголовного наказания в виде
лишения свободы. Основным видом исправительных учреждений становятся
исправительно-трудовые колонии.
Во исполнение указанного Постановления было разработано Положение об
исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД 1958 г.
50-е годы стали этапом критической переоценки организационных структур
исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, содержание их
работы, подготовки частичной реализации реформы уголовно-исполнительной
системы со всеми ее репрессивными атрибутами. Правовой основой реформы
стали Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик,
утвержденные на второй сессии Верховного Совета СССР 5 созыва 25.12.1959
г.[38]
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 9 октября 1961 г. было
утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах[39].
Положение предусматривало в целях раздельного содержания разных по степени
общественной опасности категорий осужденных и дифференцированного на них
воздействия 4 вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Тюрьмы, как
места лишения свободы, сохранялись, но только для осужденных, нуждающихся
в особо строгой изоляции. С принятием данных положений ликвидировался один
из основных недостатков прежнего распределения осужденных по видам режима -
совместное содерживание впервые осужденных и неоднократно судимых.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1969 г. вводились
в действие «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и
союзных республик, а 19 декабря 1970 г. был утвержден и 1 июля 1971 г.
вступил в действие новый ИТК РСФСР.
Основы и кодексы расширили предмет исправительно-трудового
законодательства так как они регулировали 4 вида наказаний - лишение
свободы, исправительные работы, ссылку и высылку. Исполнение наказания в
виде направления в дисциплинарный батальон до 1983 г. регулировалось
Положением о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР 1966 г. 21
апреля 1983 г. было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в
Вооруженных Силах СССР.
15 марта 1983 г. Указом ПВС СССР было принято Положение о порядке и
условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами
исправительно-трудового воздействия на осужденных. Положение определяло
правовые основы в виде лишения права занимать определенные должности, или
заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания,
конфискации имущества, лишения воинского или специального звания. В
качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК
называет: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-
воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое
обучение осужденных. В ИТК 1970 г. впервые были определены основы правового
положения лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки
и исправительных работ. Кодекс закрепил принцип участия общественности в
исправлении и перевоспитании осужденных.
Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы традиционно
занимали ведущие места в уголовно-исполнительной системе страны.
ИТК отразил существовавшую ранее систему лишения свободы которая была
установлена Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МООП
РСФСР 1961 г. ИТК предусматривал случаи временного оставления осужденных в
следственных изоляторах или тюрьме, если это было необходимо для
производства следственных действий, а также для выполнения хозяйственных
работ.
Указом ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. был введен новый вид колоний-
поселений, для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных
к лишению свободы на срок не свыше 5 лет. В дальнейшем в ИТК-поселениях
стали направляться все лица, впервые осужденные к лишению свободы за
преступления, совершенные по неосторожности. В 1985 г. создается новый вид
ИТК-поселений для осужденных впервые за умышленные преступления.
Тюрьмы по ИТК 1970 г. предназначались для содержания особо опасных
рецидивистов которым лишение свободы назначалось в виде тюремного
заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также переведенные из
ИТК за злостные нарушения режима. ИТК предусматривал исполнение наказания в
отношении несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и
усиленного режима.
Начиная с 1968 г. стало практиковаться единовременное условное
освобождение из ИТУ отдельных категорий осужденных с направлением их на
предприятия народного хозяйства. В 1977 г. Основы уголовного
законодательства закрепили порядок условного освобождения из мест лишения
свободы с обязательным привлечением к труду.
12 июня 1970 г. был введен новый вид уголовного наказания - условное
осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.
Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в 60-90
годы в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 г.
Основные требования режима определялись Основами и исправительно-трудовыми
кодексами, а также широким комплексом подзаконных актов. Главное место в
разряде последних занимали Правила внутреннего распорядка ИТУ 1972 и 1986
годов. Они устанавливали нормы приема осужденных в учреждения, правила их
поведения во время работы и отдыха, перечень работ и должностей, но которых
запрещается использование осужденных, перечень и количество предметов и
вещей, которые они могут иметь при себе, порядок изъятия запрещенных
предметов, правила проведения проверок, свиданий, приема и вручения
осужденным посылок, передач и т.д.
В исправительно-трудовых учреждениях устанавливается отрядная система,
которая юридически закрепляла Правилами внутреннего распорядка ИТУ 1972 г.
Численность осужденных в отрядах определялась в зависимости от вида режима
ИТУ и составляла от 50 до 120 человек.
В 1977 г. Указом ПВС СССР Основы исправительно-трудового
законодательства были дополнены нормой о «краткосрочных выездах за пределы
мест лишения свободы». В соответствии с данной нормой краткосрочные выезды
могли быть разрешены осужденным в связи с исключительными личными
обстоятельствами.
ИТК закрепил основные формы политико-воспитательной работы с
осужденными, отнеся к ним: трудовое соревнование; разъяснение
законодательства; агитационную работу и пропагандистскую работу; культурно-
массовую и физкультурно-спортивную работу; индивидуальную работу. Политико-
воспитательная работа с осужденными должна была проводиться
дифференцированно с учетом вида ИТК и установленного в нем режима. В
тюрьмах и помещениях камерного типа такая работа проводилась покамерно.
3. Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время
В указанный период были приняты важнейшие правовые акты в сфере
применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, что явилось
составной частью реформы уголовно-исполнительной системы. Существенные
изменения произошли в уголовно-исполнительной политике в связи с коренным
изменением политики государства. 12 июля 1990 г. были принята Декларация о
государственном суверенитете в которой провозглашались высшей ценностью
интересы человека. Это положение было развито в Декларации прав и свобод
человека и гражданина 1991 г., в статье 2 которой было сказано: «Права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той
мере какой это необходимо в целях защиты конституционного строя,
нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в
демократическом обществе. Конституция РФ 1993 г. провозгласила в статье 2
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность
государства».
Указанный принцип лег в основу и нового уголовно-исполнительного права.
В этих условиях более значимыми стали выглядеть мероприятия по гуманизации
исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.
Одним из первых нормативно-правовых актов, направленных на
реформирование уголовно-исполнительной системы были Указы Президента РФ.
Среди них Указы от 30 ноября 1991 г. «Об изменениях в системе оплаты труда
осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудов ых профилакториях МВД РФ» и
от 12 октября «О приватизации в органах внутренних дел РФ». Первым Указом
были отменены 50% удержания из заработка осужденных в доход государства и
устанавливались лишь удержания о фактической стоимости питания и вещевого
имущества, предоставленного осужденным. Второй Указ запретил приватизацию
предприятий, учреждений и органов внутренних дел независимо от источников
финансирования.
Указом от 22 апреля 1994 г. функции охраны учреждений, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объекты передавались
исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы от внутренних
войск МВД России.
12 июня 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении
изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный
кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Этот закон внес
наиболее существенные изменения в нормативную базу функционирования
уголовно-исполнительной системы. Этим законом Российское исправительно-
трудовое законодательство было приведено в соответствии с международными
нормами права. Законом была гарантирована осужденным свободы совести и
вероисповедания.
Служители культа разных конфессий получили возможность посещать места
лишения свободы с целью отправления религиозных обрядов.
Администрация исправительных учреждений обязывалась разъяснять
осужденным их права и обязанности, условия труда и отдыха, предоставления
возможности ознакомления с различными нормативно-правовыми актами. Закон
определял правовое положение администрации исправительных учреждений,
требования, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудников ИТУ.
Данный закон предусмотрел возможность отпусков всем работающим
осужденным, а время их работы в период отбывания наказания в виде лишения
свободы стало защитываться в общий трудовой стаж. Закон снял ограничения на
отправление осужденными писем и телеграмм, отменил такие меры взыскания,
как лишение посылок и передач, а также свиданий. Женщины, имеющие детей до
3-х лет получили возможность проживания за пределами исправительного
учреждения.
Закон РФ от 17 декабря 1992 г. «О внесении изменений в ст. 24 УК РФ»
вводил норму, согласно которой при замене в порядке помилования смертной
казни лишением свободы оно могло быть назначено пожизненно. Исходя из этого
положения начали функционировать учреждения, предназначенные для содержания
лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.
18 февраля 1993 г. был принят закон РФ «О внесении изменений» в УК
РСФСР, УПК РСФСР, ИТК РСФСР и Закон РСФСР «О милиции», который отменил
такие виды наказаний как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательным
привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к
труду. Этим законом была усилена уголовная ответственность за совершение
побегов из исправительных учреждений, а действие нормы о захвате заложников
распространено на территорию РФ.
6 июля 1993 г. был принят закон Российской Федерации «О внесении
изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР,
который внес существенные изменения в деятельность уголовно-исполнительной
системы. Данный закон ликвидировал ИТК усиленного режима, а осужденные,
содержащиеся в этих колониях переводились в колонии общего режима. Закон
изменил систему распределения осужденных по видам режима, взяв за основу
общественную опасность конкретной личности, а не количества судимостей, чем
вошел в противоречие с принципом дифференциации исполнения наказания, так
как в одном исправительном учреждении оказались лица как впервые судимые
так и рецидивисты.
Знаменательным явлением в развитии уголовно-исполнительной системы
явился Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы», Закон состоит из 7 глав и 38
статей. В первой главе определены принципы, задачи и правовые основы
деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия органов власти и
управления. Во второй главе раскрываются организация уголовно-
исполнительной системы и обеспечение ее деятельности. Третья глава
посвящена основам организации деятельности учреждений, исполняющих
наказания. В ней определены права и обязанности учреждений, исполняющих
наказания, виды производств и предприятий, порядок привлечения осужденных к
труду и обучению. Четвертая глава посвящена правам и обязанностям
работников уголовно-исполнительной системы. В ней определяется, кто может
быть отнесен к работникам уголовно-исполнительной системы и трудовым
коллективом этой системы. Пятая глава раскрывает специфические вопросы,
связанные с общими правилами, требованиями и особенностями применения
сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, спецсредств
и оружия. В шестой главе раскрываются правовые основания правовой и
социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы. В последней,
седьмой главе, изложены требования к контролю за деятельностью уголовно-
исполнительной системы.
21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и
дополнений в УИК РСФСР и ИТК РСФСР в связи с принятием УК РФ». Данный закон
привел в соответствие с УК РФ терминологию ИТК РСФСР, а также
регламентировал исполнение новых видов наказаний.
21 января 1993 г. было принято Постановление «О временных следственных
изоляторах, расположенных на территории ИТК, для содержания осужденных, в
отношении которых приговоры не вступили в законную силу». В соответствии с
данным постановлением осужденные, в отношении которых приговоры не вступили
в законную силу из переполненных следственных изоляторов могли переводиться
во временные следственные изоляторы, созданные на территории ИТК.
Заслуживает внимания решение конституционного суда 23 июня 1995 года по
делу о проверке конституционности части 1 и пункта 8 части 2 статьи 60
Жилищного кодекса РСФСР. В результате рассмотрения данного дела нормы
жилищного кодекса РСФСР об утрате гражданина права на жилье при осуждении к
наказанию в виде лишения свободы на срок свыше 6 месяцев признаны не
конституционными. Другое постановление Конституционного Суда от 16 октября
1995 г. признало не конституционными статью 124 закона РСФСР от 20 ноября
1990 г. «О государственных пенсиях РСФСР». Согласно данного постановления
приостановление выплаты трудовых пенсий на время лишения пенсионера свободы
по приговору суда признано противоречащим Конституции РФ.
Существенные изменения в рассматриваемый период приозошли в системе
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Были ликвидированы
спецкомендатуры органов внутренних дел, исполняющие наказание в виде
условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду,
ссылкой и высылкой в связи с отменой наказаний. В уголовно-исполнительную
систему наряду с исправительно-трудовыми и воспитательно-трудовыми
колониями и тюрьмами были включены следственные изоляторы, предприятия,
специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной
системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные
учреждения, а также территориальные и центральные органы управления
уголовно-исполнительной системой.
Необходимо отметить происшедшие существенные изменения в режиме
исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, которые были
внесены вышеназванным законом РФ от 12 июня 1992 г. Заслуживает внимание
требование Закона о том, что осужденным должны быть разъяснены в полном
объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха. Новый Закон наряду
со свиданиями осужденным предоставил право на 4 телефонных разговора в год,
продолжительностью до 15 минут каждый при наличии технических возможностей.
Закон изменил условия и порядок краткосрочных выездов осужденных из
мест лишения свободы. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка
при ИТК, был разрешен краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы
на время отпуска для устройства детей у родственников, опекунов или детских
домах, продолжительностью не менее 15 суток, не считая времени нахождения в
пути.
Закон отменял ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм.
Осужденные получили право получать и отправлять письма и телеграммы без
ограничения их количества. Существенные изменения претерпели меры поощрения
и взыскания, применяемые в отношении осужденных. В качестве поощрения было
предусмотрено разрешение дополнительного телефонного разговора, разрешение
дополнительно расходовать деньги в сумме, составляющей 15% от
установленного законом минимального размера оплаты труда на покупку
предметов питания и предметов первой необходимости. Были отменены
дисциплинарные взыскания в виде лишения очередного свидания, лишения права
на получение очередной посылки или передачи и запрещения на срок до 1
месяца покупать продукты питания, внеочередное дежурство по уборке
территории. Необходимо отметить, что данные изъятия вызвали справедливое
недовольство у сотрудников ИТУ в связи с необоснованным ограничением
комплекса мер дисциплинарного воздействия на право нарушителей.
Лекция 4. Правовое положение осужденных
1. Понятие правового положения осужденных
2. Структура правового статуса осужденного
3. Закрепление в законодательстве правового положения осужденных
4. Юридическая ответственность осужденных
1. Понятие правового положения осужденных
Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство, давало
лишь общее определение правового положения осужденных, нежели действующий
УИК РФ, который уделил больше внимания этому важнейшему вопросу, раскрытию
которого посвящена целая глава, состоящая из шести статей. Многие элементы
правового положения осужденных раскрываются в статьях и главах Кодекса, это
свидетельствует о том, что политика России изменена в области исполнения
уголовных наказаний и обращения с заключенными, о приближении к мировым
стандартам в этой сфере государственной деятельности.
При переходе к свободному демократическому развитию, в условиях
формирования гражданского общества проблема правового статуса осужденных
отбывающих уголовные наказания нуждается в серьезном осмыслении, так как
является составной частью проблемы прав человека и гражданина в целом.1
Сейчас правовой статус осужденных, их обязанности и основные права
закреплены на уровне закона, а не как ранее, преимущественно в
ведомственных нормативных правовых актах. Это обстоятельство имеет
исключительно важное значение, в том числе и в плане неукоснительного
соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. В самом общем
виде правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания, можно
сформулировать, как закрепленное с помощью правовых норм положение
осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Институт правового положения осужденных имеет важное социальное
значение по следующим причинам:
Любой вид уголовного наказания связан с комплексом ограничений прав и
свобод, поскольку лица, отбывающие уголовные наказания остаются гражданами
государства, обладают их правами и обязанностями, это предъявляет особые
требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод.
Четко определенное правовое положение осужденных является юридической
гарантией ограждения их от произвола, подлинного обеспечения реализации
прав и законных интересов.
От «качества» исполнения осужденными возложенных на них обязанностей,
реализации их прав и законных интересов зависит эффективность уголовного
наказания, одной из главных целей которого является исправление осужденных.
Актуальность института правового положения лиц, отбывающих наказание,
возрастает с учетом предпринимаемых Россией мер по интеграции в мировое
сообщество. Как известно, одним из важнейших условий такой интеграции
является защита прав человека, и, не в последнюю очередь, соблюдение прав
осужденных.
Развитие института правового положения осужденных, важно по
политическим соображениям, так как служит показателем стремления и
возможности России соблюдать взятые на себя обязательства, а так же решать
различные аспекты прав человека-осужденного.
Различают три вида правового статуса личности:
- общегражданский (или общий правовой статус граждан);
- специальный (видоизмененный статус какой-либо категории граждан);
- индивидуальный (правовое положение конкретного лица).
Соответственно, осужденные, как особая категория граждан, обладают
специальным правовым статусом осужденного, который в свою очередь
подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих отдельные виды
уголовного наказания, а также по иным основаниям, например, внутри
специального статуса осужденного к лишению свободы выделяют специальный
правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной
колонии, специальный правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы
в колонии-поселении, специальный правовой статус осужденных-женщин,
специальный правовой статус несовершеннолетних осужденных и т.д.
Уголовное наказание не приводит к потере гражданства, поэтому
специальный правовой статус осужденного базируется на общем правовом
статусе граждан России. Это обстоятельство важно, так как способствует
обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, повышает его
воспитательный потенциал и подчеркивает тот факт, что осужденные не
ограничиваются в реализации ряда прав и несут обязанности, возложенные на
граждан Российской Федерации (даже осужденные к лишению свободы пользуются
без существенных ограничений правами в сфере трудовых, брачно-семейных,
наследственных и иных правоотношений).
Таким образом, значительная часть элементов общего правового статуса
граждан в специальном правовом статусе сохраняется.
Выражается это в форме:
- дублирования (в ст. 13 УИК РФ «Право осужденных на личную
безопасность» отражены положения ст. 22 Конституции РФ, в ст. 14 УИК
РФ «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания
осужденных» отражены положения ст. 28 Конституции РФ и Закона РФ «О
свободе вероисповедания»);
- конкретизации (в ст. 112 УИК РФ «Общее образование осужденных к
лишению свободы» не только отражены положения п. 4 ст. 43
Конституции Российской Федерации и Закона РФ «Об образовании», но
здесь имеет место уточнение субъекта в указании на обязательность
получения основного общего образования осужденных, не достигших 30
лет, и по желанию для осужденных старше 30-ти лет и инвалидов. Кроме
этого конкретизуется значимость получения осужденными основного
общего и среднего образования, как поощряемого и учитываемого
фактора при определении степени их исправления).
Вместе с тем специальный статус осужденного существенно отличается от
общего правового статуса граждан.
Во-первых, пользование некоторыми общегражданскими правами и свободами
для осужденных ограничивается. В этом проявляется сущность уголовного
наказания, как реакции государства на совершенное преступление.
Собственно, наказание и заключается в создании определенных лишений и
ограничений осужденным с целью их исправления и предупреждения совершения
новых преступлений как ими, так и иными лицами.
Правовое положение осужденных включает в себя реальность применения к
осужденным правоограничений и основной формой их закрепления может быть
федеральный закон.
Данное положение содержится в ст. 10 УИК РФ.
В ней закреплена возможность ограничений прав и свобод осужденных
граждан только федеральным законом.
Правоограничения - это лишь часть специального статуса осужденного.
Кроме этого правовое положение осужденных дополняется специфическими
элементами. Их специфика определяется тем, что:
- они не имеют аналога в общегражданском правовом статусе;
- их содержание не зависит от общегражданского правового статуса, а
отражает особенности исполнения того или иного вида наказания (например,
ст. 40 УИК РФ определяет, что в период отбывания исправительных работ
осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без
разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции в
соответствии со ст. 48 УИК РФ осужденные к ограничению свободы следуют к
месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно).
Эти нормы регулируют специфические отношения, присущие конкретным
условиям отбывания наказания того или иного вида и имеют особенность:
значительная их часть регламентируется подзаконными правовыми актами.
Вывод: правовое положение осужденных (ст. 10 УИК РФ) представляет собой
комплекс гарантированных прав и свобод граждан РФ с ограничениями,
установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством
РФ.
Их права и обязанности определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий
отбывания конкретного вида наказания.
2. Структура правового статуса осужденного
В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права,
и юридические обязанности. Каждый из этих элементов правового статуса
самостоятелен, так как характеризуется социальным назначением, сущностью и
содержанием.
Можно сформулировать определения правового статуса осужденных
представляющего собой совокупность личных, политических, социально-
экономических и культурных прав и свобод осужденных и специальных прав и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|