бесплатные рефераты

Уголовно-исполнительное право

обязанностей осужденных.

Субъективные права осужденных – закрепленные законом и гарантируемые

государством реальные варианты возможного поведения осужденного или

пользования им социальными благами, обеспеченными юридическими

обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других

субъектов, уголовно-исполнительных правоотношений.

Например, в ст. 13 УИК РФ закреплено право осужденных на личную

безопасность, реализация которого обеспечена обязанностью должностных лиц

исправительных учреждений принять неотложные меры при возникновении угрозы

безопасности конкретной личности; согласно требованию ст.98 УИК РФ

осужденные к лишению свободы имеют право на государственное пенсионное

обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных

случаях, предусмотренных законодательством РФ. Гарантией в данном случае

является пенсионное законодательство РФ, обязывающее органы социальной

защиты населения при наличии оснований не только определить ее, но и

перечислить на лицевой счет осужденного.

А.А.Игнатьев общие права осужденных подразделяет на конституционные и

гражданские1. Конституционные права осужденных подвергаются меньшим

ограничениям, а гражданские права ограничиваются в большей мере.

В некоторых источниках в качестве самостоятельного элемента правового

статуса осужденных называют законные интересы осужденных1. На наш взгляд

законные интересы являются дополнительными правового положения личности. Их

можно считать предпосылками правого статуса осужденных. Они прямо не

выделены в юридических правах и обязанностях, хотя имеют много общего с

ними, но не тождественны им.

Законные интересы осужденных – закрепленные в правовых нормах

возможности для осужденных к обладанию теми или иными благами,

удовлетворение которых связано, как правило, с оценкой их поведения

должностными лицами органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом

личности осужденных во время отбывания наказания.

Например, в ч. 3 ст. 14 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к

ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение

мест богослужений, находящихся за пределами исправительного центра; нормами

ст.97 УИК РФ предоставлено право администрации исправительных учреждений

принимать решение о выезде осужденных к лишению свободы за пределы

исправительных учреждений; согласно требованиям ст.175 УИК РФ должностным

лицам исправительных учреждений предоставлено право решать вопросы об

условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания.

Виды законных интересов:

- возможность применения поощрения (ст. 87 УИК РФ – перевод на

улучшенные условия содержания осужденных к лишению свободы);

- возможность применения льгот (ст. 139 УИК РФ – оставление в

воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия);

- возможность получения благ, по своей социально-правовой сущности, не

являющаяся ни поощрением, ни льготой (ст. 103 УИК РФ - привлечение

осужденных к лишению свободы к труду «по возможности» с учетом

специальности).

Юридические обязанности осужденных – установленная в обязывающих и

запрещающих нормах права мера необходимого поведения осужденных во время

отбывания наказания, обеспечивающая достижение целей уголовного наказания,

поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных

интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

Например, в ст. 26 УИК РФ закреплено требование к осужденным к

обязательным работам отрабатывать на определяемых для них объектах; в ст.

31 УИК РФ – обязанность осужденного к штрафу добровольно оплатить штраф в

течении 30-ти суток; в ст. 40 УИК РФ – обязанность осужденного к

исправительным работам сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об

изменении места работы и места жительства в течении 10 дней; в ст. 118 УИК

РФ – запрет для осужденных, лишенных свободы, водворенных в штрафной

изолятор, на свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов

питания, получение посылок, передач бандеролей.

Особое место в правовом статусе осужденных занимают специфические

права, законные интересы и обязанности, которым нет аналога в

общегражданском правовом статусе (например, обязанность осужденных вежливо

относится к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения исполняющие

наказания, а также к другим осужденным – ст. 11 УИК РФ).

Сфера их правового регулирования достаточно обширна – она

распространяется на все стороны деятельности учреждений, исполняющих

наказания: материально-бытовое обеспечение, воспитательную работу,

внутренний распорядок, а также правовые статусы осужденных, отбывающих

дисциплинарные взыскания в ШИЗО, ПКТ, содержащиеся в ЛПУ.

Среди специфических обязанностей осужденных интересна обособленная

группа – так называемые «моральные обязанности осужденных» (примером

моральных обязанностей осужденных к лишению свободы является обязанность

выполнять правила личной и общей гигиены, требования санитарии, иметь

опрятный внешний вид).

Если в социальном статусе личности моральные обязанности – это сфера

морали, а не права, то в отношении осужденных этот вопрос имеет свою

специфику, речь идет об обязанностях осужденных, не имеющих юридического

закрепления в общем, правовом статусе гражданина, а содержащихся в иных

социальных, в том числе и моральных нормах. Смысл закрепления их в правовых

нормах в том, что в условиях лишения свободы возрастает значимость

нравственных и этических начал в отношениях осужденных, как основы

воспитательной работы, а требования санитарии и гигиены – это не только

показатель уровня культуры осужденного, но и внешний аспект реализации

задачи охраны здоровья этих лиц.

Представляется необходимым отметить такую тенденцию развития правового

статус осужденных как гуманизацию условий отбывания наказания.

В результате проведенных реформ уголовно исполнительного

законодательства и учреждений, исполняющих уголовные наказания, были

закреплены и применены многие меры гуманного характера обращения с

осужденными. В числе мер направленных на гуманизацию отбывания наказания

можно назвать такие как: усиление гарантий реализации осужденными права на

личную безопасность, информацию, свободу совести. Была смягчена изоляция в

местах лишения свободы, предоставлен ряд льгот в материально-бытовом

обеспечении, снят ряд ограничений в условиях и оплате труда и т.д.1

3. Закрепление в законодательстве правового положения осужденных

Закрепление правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания

происходит двумя путями: с помощью нормативного определения и регламентации

элементов правового статуса.

Нормативное определение правового положения осужденных дано в п. 2

ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, который

гласит: «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы

граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными

уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской

Федерации». Эта норма имеет чрезвычайно важное значение, так как в ней

нашли отражение важнейшие требования:

ст. 29 Всеобщей декларации прав человека (при осуществлении своих прав

и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям,

какие установлены законом исключительно с целью…);

ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина (права и свободы

могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в

целях…).

В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР нормативное положение осужденных

закреплялось иначе. Так, ст. 8 ИТК РСФСР гласила: «Лица, отбывающие

наказание несут обязанности и пользуются правами , установленными

законодательством для граждан с ограничениями, предусмотренными

законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и

режима». Данное определение правового положения осужденных допускало

возможность ограничений, обусловленных режимом отбывания наказания. При

этом в основе подхода к регулированию правового положения осужденных

находился не столько правовой статус гражданина, сколько факт осуждения

лица к лишению свободы, главное содержание которого – изоляция от общества

в специальном закрытом учреждении. В этом проявлялся расширительный принцип

правового регулирования, в соответствии с которыми осужденный сначала как

бы лишается своих прав, а затем наделяется определенными правами, исходя из

факта отбывания и целей наказания.

Ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, где определены основания

и формы ограничений прав граждан (права и свободы человека и гражданина

могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны

и безопасности государства).

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 62) и закон РФ «О

гражданстве Российской Федерации» разграничивают правовое положение

личности в зависимости от состояния гражданства на:

- правовое положение гражданина государства;

- правовое положение иностранного гражданина;

- правовое положение лиц без гражданства.

Это нашло свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской

Федерации, где учитывается специфика правового положения осужденных -

иностранных граждан и лиц без гражданства. В п. 3 ст. 10 УИК РФ отмечается,

что они «осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства

пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными

договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о

правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и

ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным

законодательством Российской Федерации».

Регламентация элементов правового статуса: прав, законных интересов и

юридических обязанностей.

Дозволения, запреты и позитивное обязывание – определяющие и

«общепризнанные» элементы права как системы правового регулирования.

Несмотря на то, что позитивное обязывание представляет собой

самостоятельный способ правового регулирования, особое значение в праве

придается именно дозволениям и запретам – правовым явлениям, влияющим на

содержание и структуру права, всю правовую систему. Наиболее общими

способами правового регулирования являются дозволение и запрет.

Соответственно, в зависимости от сочетания этих важных способов правового

регулирования различаются два основных принципа: общедозволительный и

разрешительный. В основе общедозволительного лежит общее дозволение

(«дозволено все, что не запрещено»), в основе разрешительного принципа –

общий запрет («запрещено все, что не дозволено»). Оба принципа обладают

определенными достоинствами и недостатками, а также имеют определенную

специфику, в разных отраслях права.

При определении правового положения осужденного за основу берется

правовое положение гражданина до осуждения, затем дается исчерпывающий

перечень ограничений его прав. Никакие другие права осужденного сверх

установленных не ограничиваются. Общедозволительный принцип обладает не

только явно выраженными достоинствами, но и определенными недостатками.

Поскольку в этом случае в качестве общего правила выступает общее

дозволение, а в качестве исключения – запрет, то запрещающая сфера должна

быть максимально исчерпывающей и не допускающей вольного толкования.

Формой закрепления правоограничений должен выступать только закон. Однако

на практике выполнение указанных требований в полной мере вряд ли

оправдано:

- невозможно в полной мере предусмотреть и регламентировать все

запрещенное для осужденных;

- многие правоограничения лиц, подвергнутых наказанию, закреплены в

различных отраслях права и объединение их в отдельном нормативном

акте может привести к созданию слишком объемного документа,

структурированного по отраслям права;

- сложность решения данной проблемы усугубляется наличием пробелов

права.

При разработке и принятии юридических норм, затрагивающих правовое

положение осужденных, законодатель не ограничивается одним лишь

общедозволительным принципом. Наряду с ним широко применяется также

разрешительный принцип правового регулирования, который имеет свои

достоинства. Объем прав, реализуемых при помощи разрешительного способа,

может быть не меньшим, а то и большим, чем при общедозволительном порядке.

Разрешительный способ позволяет гарантировать субъектом достаточно широкие,

причем четко определенные права. Все вышесказанное в полной мере

относится и к правовому регулированию исполнения наказания в виде лишения

свободы.

Вместе с тем приоритетное использование разрешительного принципа

нежелательно, т.к. тогда необходимо было бы дать исчерпывающий перечень

разрешенного для различных категорий осужденных. Это не всегда возможно,

ведь многие общегражданские обязанности распространяются на осужденных без

ограничений, что является достоинством общедозволительного и недостатком

разрешительного и, в первую очередь определяет приоритетность первого – за

основу при определении правового положения осужденных берется

общегражданский правовой статус, тогда как во втором случае такой подход

отрицается. Поэтому при прочих равных условиях целесообразнее отдавать

предпочтение первому из них.

При этом нельзя отбрасывать и разрешительный способ, особенно

применительно к сильно зарегламентированному порядку к условиям отбывания

наказания в виде лишения свободы, учитывая, что его использование

эффективно там, где существует необходимость строгой организованности

общественной жизни, твердого порядка и дисциплины. Таким образом, сначала

правовое регулирование происходит на основе общедозволительного принципа, а

затем, после установления исчерпывающего перечня ограничений,

конкретизируется на основе разрешительного.

Так, элементы правового статуса довольно редко выражены прямо – в виде

конкретных дозволений, предписаний и запрещающих норм (образно говоря,

«осужденные имеют право…», «осужденные обязаны…» и «осужденным

запрещено…»). Они устанавливаются путем регулирования в законе права

порядка и условий отбывания наказания, порядка применения мер воздействия

на осужденных, в том числе и к лишению свободы, путем определения злостных

нарушений режима…

При использовании разрешительного способа общие запреты устанавливаются

путем предоставления прав в порядке исключения. Запреты в этом случае

выражаются, как правило, следующим образом: «осужденным разрешается…»,

«осужденные могут…». Например, осужденные в соответствии с Правилами

внутреннего распорядка исправительных учреждений имеют право передвигаться

в пределах колонии. Это – косвенно выраженный запрет на преодоление линии

охраны объектов, перемещение их вне пределов колонии.

Оценивая правовое закрепление элементов статуса осужденных, можно

отметить ее отдельные слабые стороны.

Несовершенство формы закрепления элементов правового положения

осужденных приводит к тому, что они порой трудно определяемы. К примеру, п.

1 ст. 73 УИК РФ: «Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ в

пределах территории субъекта РФ, в которой они проживали или были

осуждены». Данная норма не позволяет четко определить, что в ней закреплено

– право, законный интерес или юридическая обязанность для осужденного?

Законным интересам, как элементу правового положения осужденных, вообще

не придано конкретной формы закрепления в виде: «осужденные имеют законные

интересы: им могут быть разрешены выезды за пределы ИУ…» ст. 27 УИК РФ;

«осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, как правило,

остаются в воспитательной колонии…» ст. 139 УИК РФ.

Обязанности и запреты для осужденных могут устанавливаться путем

возложения тех или иных прав или обязанностей на администрацию мест лишения

свободы. Например, п. 4 ст. 82 УИК РФ: «администрация исправительного

учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца»

(осужденные обязаны носить одежду установленного образца); п. 5 ст. 82 УИК

РФ «осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут

подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру»; п. 4 ст. 101 УИК РФ: «в

случае отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни

допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям».

Эти требования закона адресованы администрации учреждений, но они также

реализуются в форме обязанностей и запретов для осужденных.

Юридическим дозволениям и запретам не всегда противостоит их

юридическая противоположность (соответственно запрет или дозволение).

Другими словами, не всегда имеется возможность регулирования по принципу

«если нет запрета, значит есть дозволение».

Цели государства и уголовно-исполнительной системы, так и цели

конкретных должностных лиц в силу ряда причин могут не совпадать.

Проведенные исследования показывают, что не поддерживают уголовно-

исполнительную политику государства 52,8% опрошенных практических

работников ИУ. Отрицательно относятся к идеям дальнейшей гуманизации 60%

сотрудников. Это отнюдь не исключает возможности установления обязанностей

правоприменителем в рамках более частных специальных статусов лиц,

отбывающих лишение свободы.

4. Юридическая ответственность осужденных

Если в социальном статусе личности гарантиями выполнения моральных

обязанностей является лишь уровень сознания личности и возможность

общественного осуждения, то в правовом статусе осужденного они

подкрепляются мерами государственного принуждения, широким кругом мер

ответственности.

Осужденный, являясь специальным субъектом правовых отношений в сфере

исполнения наказания, рассматривается и как сторона, в отношении которой

возможно наступление юридической ответственности: уголовной, материальной,

административной, дисциплинарной.

Уголовная ответственность осужденных может наступать по тем же

основаниям, предусмотренным ст. 8 УК РФ. Порядок привлечения их к уголовной

ответственности установлен ст. ст. 3, 4 Основ уголовного судопроизводства.

Вместе с тем совершение преступления в период отбывания наказания

свидетельствует о повышенной общественной опасности лица и рассматривается

в качестве обстоятельства, отягчающего его ответственность (ч. 2, п. «а»

ст. 63 УК РФ). Это дает основание суду признать таких осужденных в случаях,

предусмотренных в ч. 3 ст. 18 УК РФ, в качестве лиц, совершивших

преступления при особо опасном рецидиве. Рецидив преступления влечет более

строгое наказание (ч. 5 ст. 18 УК РФ). Осужденный к лишению свободы, как

специальный субъект, может быть привлечен к уголовной ответственности за

такие преступления, как:

- побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из под стражи (ст.

313 УК РФ);

- уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ);

- дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих

изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ).

При совершении осужденным преступления к нему применяются более строгие

меры наказания, предусмотренные в санкциях статей Особенной части УК. Ему

может быть назначено наказание с отбыванием в колонии с более строгим видом

режима или с содержанием в тюрьме.

За причинение во время отбывания наказания материального ущерба

государству или физическим и юридическим лицам осужденные несут

материальную ответственность (ст. 102 УИК РФ).

Осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному

учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а

также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.

Возмещение ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания,

регулируется также нормами трудового и гражданского права.

Материальная ответственность на осужденных может быть возложена

согласно трудовому законодательству при наличии прямого действительного

ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием

(бездействием) и ущербом, а также вины осужденного в причинении ущерба

своими действиями. Под прямым действительным ущербом понимается уменьшение

наличного имущества предприятия вследствие утраты, ухудшения или понижения

его ценности, а также необходимость произвести затраты на восстановление,

приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты.

Взыскание материального ущерба, причиненного осужденным, осуществляется

путем удержания соответствующих сумм из его заработка после возмещения им

стоимости питания, одежды, белья, обуви, подоходного налога.

Осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за

административные проступки могут быть привлечены к административной

ответственности на основании норм Кодекса об административных

правонарушениях РСФСР.

Дисциплинарная ответственность осужденных представляет собой особый вид

юридической ответственности, отличающейся от дисциплинарной ответственности

рабочих и служащих и административной ответственности граждан.

Особая юридическая природа дисциплинарной ответственности осужденных

определяется специальным их правовым статусом, характером правоотношений,

возникающих в процессе отбывания наказания и условиями порядка его

исполнения и отбывания. Особый характер этого вида юридической

ответственности зависит также от правонарушений, рассматриваемых в уголовно-

исполнительном законодательстве в качестве правонарушений.

Основанием дисциплинарной ответственности осужденных является

дисциплинарный проступок, под которым необходимо понимать виновное,

противоправное действие (бездействие), посягающее на установленный уголовно-

исполнительным законодательством порядок отбывания наказания.

Поэтому дисциплинарную ответственность справедливо рассматривать в

науке уголовно-исполнительного права в качестве самостоятельного вида

юридической ответственности.

Лекция 5. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

1. Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания

2. Система органов и учреждений, исполняющих наказания

3. Виды и назначение исправительных учреждений

4. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с

правоохранительными органами и иными государственными органами

1. Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания

При всем разнообразии учреждений и органов, исполняющих наказания и

процессов в них происходящих, возможно определить их общие задачи,

направленные на борьбу с преступностью. Из них можно вычленить цели и

задачи, присущие только уголовно-исполнительной системе в общем и

исправительным учреждениям в частности, исходя из законодательства,

регулирующим процесс, основания, порядок и условия исполнения наказаний, в

том числе и в виде лишения свободы.

Статья 43 УК РФ устанавливает, что наказание применяется в целях

восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления

осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

В процессе исполнения конкретных уголовных наказаний данные цели в

определенной степени корректируются, что закреплено в ст.1 УИК РФ, где

речь идет об исправлении осужденных и предупреждении совершения новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Видимо, понятие «восстановление социальной справедливости», по

законодательству носит оценочный характер и его содержание раскрывается

уже с начала уголовно-процессуальных действий - поимки преступника, ходом

расследования уголовного дела, предъявления обвинения и предания суду и

опосредованно через другие понятия: «возмещение материального ущерба от

преступления» и т.д., а в конечном счете назначения справедливого

наказания за совершенное преступное деяние, соразмерности их (ст.6 УК РФ).

. Важнейшая цель уголовно-исполнительного законодательства -

исправление осужденных. Исправление осужденных - это генеральная линия

деятельности органов и учреждения исполняющих наказания, она проходит

красной строкой через все уголовно-исполнительное законодательство. Эта

линия определена также требованиями международных актов и стандартов по

обращению с осужденными и ее осуществление является главной задачей

органов и учреждений исполняющих наказания.

В соответствии с ч.1 ст.9 УИК РФ «исправление осужденных – это

формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду,

нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования

правопослушного поведения».

Исправление осужденных достигается при помощи основных средств

исправления (ч.2 ст.9 УИК РФ). Ими являются:

- установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

- воспитательная работа;

- общественно полезный труд;

- получение общего образования;

- профессиональное образование;

- общественное воздействие.

Степень исправления осужденного может быть различной, но из Закона

сейчас исключены такие понятия, как «встал на путь исправления», «твердо

встал на путь исправления», «доказал свое исправление». Например,

применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст.79 УК

РФ), замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.

80 УК РФ) Уголовный кодекс РФ связывает с убежденностью судьи в

целесообразности таких решений, принимаемых с учетом личности и

поведения осужденного. В ст.78 УИК РФ изменение вида исправительного

учреждения связывается с положительной характеристикой осужденного,

следовательно, речь идет об оценочных понятиях. В УИК РФ имеются

различные термины, устанавливающие степень исправления. Так, в ст.116 УИК

РФ приводится определение и раскрывается содержание понятие злостного

нарушителя режима, и т.д.

Цель предупреждения преступлений (ст. 1 УИК РФ) достигается работой по

двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны

осужденных во время отбывания наказания. Эта цель считается достигнутой

в том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое

преступление.

Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества,

а отдельные категории - друг от друга, организуется охрана и надзор

за поведением осужденных, изменяется их правовой статус, например,

вводится цензура корреспонденции, досмотры и обыски и т.д. Наряду с этими

ограничениями правового статуса осужденных, органы и учреждения,

исполняющие наказания, организуют и проводят целый комплекс оперативно-

розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению,

предупреждению и пресечению преступных проявлений среди осужденных. Также

специально-предупредительные меры строго дифференцируются и в

зависимости от поведения осужденного. Например, за осужденными - злостными

нарушителями режима в местах лишения свободы устанавливается более строгий

надзор, особенно если они переведены на строгие условия содержания или

отбывают дисциплинарное наказание в виде водворения в штрафной

(дисциплинарный) изолятор (ШИЗО, ДИЗО), карцер, помещение камерного типа

(ПКТ) или в единые помещения камерного типа (ЕПКТ).

Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны

бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужденных применяется

система мер социальной адаптации и реабилитации, контроля и надзора,

направленных на недопущение совершения этими лицами новых преступлений.

Общепредупредительные цели решаются органами и учреждениями,

исполняющими наказания через реализацию в полном объеме и в точном

соответствии с законом, карательных правоограничений. Только этим

оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, склонных к

совершению преступлений. Но здесь, так называемый механизм выявления и

определения степени эффективности общепредупредительной работы в отношении

иных граждан практически не существует, практические и научные

рекомендации в этом отношении пока несовершенны, и в нынешних, новых

условиях жизни общества требует иной методологии и деятельности

правоохранительных органов.

В соответствии с ч.2 с.1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного

законодательства являются:

- регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

- определение средств исправления осужденных;

- охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;

- оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство, Закон РФ «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы» определяя задачи исполнения уголовных наказаний, возлагает их

реализацию на органы и учреждения, исполняющие наказания в деле

достижения генеральной цели - исправления осужденных.

2. Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Исполнение назначенных судом уголовных наказаний и реализация

государственного принуждения в отношении осужденных требует постоянного

контроля со стороны государства в лице его органов и учреждений,

исполняющих наказания. Поэтому исполнение уголовных наказаний является

прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные

органы и учреждения, объединенные в стройную систему управления ими со

стороны центральных и территориальных органов.

Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.

Наказания в виде штрафа и конфискации имущества исполняются судебными

приставами исполнителями. Законы Российской Федерации «О судебных

приставах» от 21.06.1997 года и «Об исполнительном производстве» от

21.07.1997 года, УИК РФ - глава V, глава IX, статьи 62-67.

Наказания в виде обязательных работ исполняются уголовно-

исполнительной инспекцией. Положение «Об уголовно-исполнительных

инспекциях», утвержденное Постановлением Правительства РФ от

16.06.1997г. N 729, УИК РФ глава IV.

Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-

исполнительной инспекцией. УИК РФ, глава VII; наказания в виде лишения

права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью исполняются:

- уголовно-исполнительной инспекцией,

- исправительными центрами,

- дисциплинарной воинской частью,

- исправительными учреждениями.

Требования приговоров судов по лишению права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью исполняются

администрацией организаций, учреждений, в которых работает осужденный, а

также органами, правомочными аннулировать решение на занятие

соответствующей деятельностью.(УИК РФ - глава VI).

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград, исполняются судом, вынесшим

приговор. А требования приговора суда исполняются соответствующими

должностными лицами или органом, который присвоил звание, классный чин

или наградил государственной наградой. УИК РФ, глава IX, статья 61.

Наказания в отношении военнослужащих исполняются:

- содержание в дисциплинарной воинской части - в

соответствующей воинской части;

- арест - на гауптвахте,

- ограничение по воинской службе - командованием воинских

частей, учреждений, органов и воинских формирований, в

которых проходят службу указанные служащие.

Условно осужденные военнослужащие находятся под контролем командования

воинской части. Положение «О дисциплинарной воинской части», утверждено

Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997г. № 669, УИК РФ -

главы XVIII, XIX, XX.

Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и

смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:

- ограничение свободы - исправительными центрами (УИК РФ – глава

VIII);

- арест - арестными домами (УИК РФ - глава X);

- лишение свободы - исправительными учреждениями. (УИК РФ – главы

XI, XVI, XVII).

Осужденные к лишению свободы могут отбывать наказание в лечебных

исправительных учреждения. В следственных изоляторах и тюрьмах могут

отбывать наказания осужденные, оставленные для выполнения работ по

хозяйственному обслуживанию.

Смертная казнь исполняется в специальном учреждении (УИК РФ - глава

XXIII).

Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной

инспекции.

Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения,

арестные дома и исправительные центры осуществляют применение к

осужденным принудительных и обязательных мер медицинского характера,

предусмотренных ст.97 УК РФ и ст.18 УИК РФ. Речь идет об осужденных,

больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими

расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес

решение о принудительном лечении. Такое решение обязана исполнять

администрация указанных выше учреждений во время отбывания осужденными

наказания.

Обязательное медицинское лечение применяется также по решению суда в

отношении осужденных, больных токсикоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных,

больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса

лечения от венерического заболевания.

Из вышеизложенного следует, что уголовным и уголовно-исполнительным

законодательством сфера назначения и исполнения уголовных наказаний, в

основном возложена на специальные государственные органы и учреждения,

причем в рамках уголовно-исполнительного законодательства четко

разграничены функции исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от

общества и наказаний, в виде лишения свободы по приговору суда,

возложив последнюю функцию на администрацию исправительных учреждений.

Именно исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде

лишения свободы, являются системообразующими, в своей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 РЕФЕРАТЫ