Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»
Печатается
по решению учебно-методического совета
факультета
управления и региональной экономики ВолГУ
(протокол
№ 10 от 28.06 2007 г.)
ВВЕДЕНИЕ
Рецензент:
канд. экон. наук, доц.
кафедры экономики предприятия
и инновационной деятельности Т.В. Бабич (ВолГУ)
Мушкетова, Н. С,
Бурыкин, Е. С.
Методические рекомендации для проведения
семинарских занятий по дисциплине
«Ценообразование»: вопросы для обсуждения, задачи и тестовые задания
[Текст]: для студ. экон. спец. и бакалавров, обучающихся по направлению
«Экономика» / Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин ; ВолГУ, Каф. маркетинга.
-Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 106 с.
Учебное пособие содержит программу курса
«Ценообразование»: темы лекционных и
семинарских занятий; вопросы, предлагаемые для обсуждения на практических
занятиях; задачи, тестовые задания, контрольно-экзаменационные вопросы,
темы рефератов и список рекомендуемой литературы.
Настоящее пособие
предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Маркетинг»,
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение» очной и
заочной форм обучения, и бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика».
О Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин, 2007 О Оформление.
Издательство
Волгоградского государственного
университета, 2007
Ценообразование относится к числу сложных
проблем, решаемых менеджерами предприятий, что объясняется многофакторностью
и неопределенностью зависимости между спросом и предложением товаров на рынке. В современных условиях развития рыночных
отношений, усиления конкуренции в нашей стране повышается роль цен как
инструмента конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов и капитала.
В связи с этим возникает необходимость
совершенствования ценообразования, его принципов и методов. Поэтому
теоретические и практические знания о цене,
ценовой политике, стратегиях и методах ценовой политики, динамике и структуре
цен, формах государственного регулирования цен становятся необходимыми
экономистам, менеджерам, маркетологам.
Цель курса
«Ценообразование» - дать студентам необходимые
знания по вопросам формирования, использования и коррекции цен.
Курс «Ценообразование»
является логическим продолжением курса «Микроэкономика»
и взаимосвязан с такими дисциплинами, как «Маркетинг»,
«Экономика предприятия» и «Маркетинговые исследования».
Курс «Ценообразование» включает следующие
тематические аспекты. В начале курса рассматриваются сущность, функции и виды цен, а также факторы ценообразования.
При изучении методологии ценообразования рассматриваются принципы и подходы к ценообразованию, тактические и
стратегические аспекты ценообразования. Политика цен предприятия характеризует
процесс создания и поддержания оптимальных уровней и структур цен, осуществление необходимых изменений цен во
времени. Показано, что цели,
которыми руководствуется предприятие при реализации ценовой политики, многообразны и их достижение зави-
_ з
-
сит от конкретных рыночных
условий. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии, которые
основываются на различных, многообразных
методах ценообразования. В систему ценовых методов включаются затратные
и параметрические методы ценообразования.
Следует различать состав и структуру цены. В состав розничной цены включают себестоимость, прибыль, косвенные
налоги, торговые скидки и надбавки.
При ценообразовании следует также
учитывать тип структуры рынка, на котором
реализуется определенный товар, условия,
при которых возникает ценовая дискриминация.
При изучении
дифференциации цен необходимо учитывать ее сущность, формы, ее роль в
максимизации прибыли. Особый интерес
представляет региональная дифференциация применительно к международным рынкам, влияние факторов
гармонизации и дифференциации цен на
процессы ценообразования.
Государственное
регулирование цен предполагает рассмотрение его целей, задач, форм,
инструментов, особенностей определения цены для целей налогообложения,
зарубежного опыта государственного
регулирования ценообразования.
Методы исследования
ценовой динамики и экономической конъюнктуры рынка включают: методы расчета
средней цены, индексный метод в анализе конъюнктуры рынка.
Ценообразование по
сферам и отраслям народного хозяйства предполагает изучение особенностей
формирования цены на рынках продовольственных товаров; в
топливно-энергетическом и минерально-сырьевом
комплексе, транспортном; на рынке труда, научно-технической продукции,
капитальных активов, земли; а также на различные социальные услуги.
Данная работа представляет собой обобщение
результатов исследований и учебно-методических разработок авторов, основные
моменты представленного пособия могут быть использованы при освоении таких
дисциплин, как «Микроэкономика», «Экономика предприятия», «Маркетинг» и
«Маркетинговые исследования».
ПРОГРАММА КУРСА
«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
|