бесплатные рефераты

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»

Печатается по решению учебно-методического совета

факультета управления и региональной экономики ВолГУ

(протокол № 10 от 28.06 2007 г.)


ВВЕДЕНИЕ


 


 Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»  


Рецензент:

канд. экон. наук, доц. кафедры экономики предприятия

и инновационной деятельности Т.В. Бабич (ВолГУ)

Мушкетова, Н. С, Бурыкин, Е. С.

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»: вопросы для обсуж­дения, задачи и тестовые задания [Текст]: для студ. экон. спец. и бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» / Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин ; ВолГУ, Каф. маркетинга. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 106 с.

Учебное пособие содержит программу курса «Ценообразование»: темы лекционных и семинарских занятий; вопросы, предлагаемые для обсуждения на практических занятиях; задачи, тестовые задания, контрольно-экзаменационные вопросы, темы рефератов и список рекомендуемой литературы.

Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по специ­альностям «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение» очной и заочной форм обучения, и бакалавров, обучаю­щихся по направлению «Экономика».

О Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин, 2007 О Оформление. Издательство

Волгоградского государственного

университета, 2007


Ценообразование относится к числу сложных проблем, ре­шаемых менеджерами предприятий, что объясняется многофак­торностью и неопределенностью зависимости между спросом и предложением товаров на рынке. В современных условиях разви­тия рыночных отношений, усиления конкуренции в нашей стране повышается роль цен как инструмента конкурентной борьбы, пе­рераспределения ресурсов и капитала. В связи с этим возникает необходимость совершенствования ценообразования, его принци­пов и методов. Поэтому теоретические и практические знания о цене, ценовой политике, стратегиях и методах ценовой политики, динамике и структуре цен, формах государственного регулирова­ния цен становятся необходимыми экономистам, менеджерам, маркетологам.

Цель курса «Ценообразование» - дать студентам необходи­мые знания по вопросам формирования, использования и коррек­ции цен.

Курс «Ценообразование» является логическим продолжени­ем курса «Микроэкономика» и взаимосвязан с такими дисципли­нами, как «Маркетинг», «Экономика предприятия» и «Маркетин­говые исследования».

Курс «Ценообразование» включает следующие тематичес­кие аспекты. В начале курса рассматриваются сущность, функ­ции и виды цен, а также факторы ценообразования. При изучении методологии ценообразования рассматриваются принципы и под­ходы к ценообразованию, тактические и стратегические аспекты ценообразования. Политика цен предприятия характеризует про­цесс создания и поддержания оптимальных уровней и структур цен, осуществление необходимых изменений цен во времени. По­казано, что цели, которыми руководствуется предприятие при ре­ализации ценовой политики, многообразны и их достижение зави-


_ з -


 Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование» сит от конкретных рыночных условий. Ценовая политика реали­зуется через ценовые стратегии, которые основываются на раз­личных, многообразных методах ценообразования. В систему це­новых методов включаются затратные и параметрические мето­ды ценообразования. Следует различать состав и структуру цены. В состав розничной цены включают себестоимость, прибыль, кос­венные налоги, торговые скидки и надбавки.

При ценообразовании следует также учитывать тип струк­туры рынка, на котором реализуется определенный товар, усло­вия, при которых возникает ценовая дискриминация.

При изучении дифференциации цен необходимо учитывать ее сущность, формы, ее роль в максимизации прибыли. Особый интерес представляет региональная дифференциация применитель­но к международным рынкам, влияние факторов гармонизации и дифференциации цен на процессы ценообразования.

Государственное регулирование цен предполагает рассмот­рение его целей, задач, форм, инструментов, особенностей опре­деления цены для целей налогообложения, зарубежного опыта государственного регулирования ценообразования.

Методы исследования ценовой динамики и экономической конъюнктуры рынка включают: методы расчета средней цены, индексный метод в анализе конъюнктуры рынка.

Ценообразование по сферам и отраслям народного хозяйства предполагает изучение особенностей формирования цены на рын­ках продовольственных товаров; в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе, транспортном; на рынке труда, научно-технической продукции, капитальных активов, земли; а также на различные социальные услуги.

Данная работа представляет собой обобщение результатов исследований и учебно-методических разработок авторов, ос­новные моменты представленного пособия могут быть исполь­зованы при освоении таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Экономика предприятия», «Маркетинг» и «Маркетинговые ис­следования».


ПРОГРАММА КУРСА «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

 

№ п/п

Наименование темы

Лекции, часов

Семинары, часов

1

Сущность и виды цен

4

4

2

Методология ценообразования

2

2

з

Система ценовых методов

2

2

4

Калькуляция и структура цены

2

2

5

Ценовая политика предприятия

2

2

6

Стратегии политики цен

2

2

7

Особенности ценообразования на различ­ных тинах рыночных структур

2

2

8

Сущность, цели и виды дифференциации цен

2

2

9

Система мировых цен

2

2

10

Государственное регулирование цен

2

2

11

Методы исследования ценовой динамики и экономической конъюнктуры рынка

2

2

12

Ценообразование и ценовая политика на рынке продовольственных товаров

2

2

13

Ценообразование   в   топливно-энергети­ческом и минерально-сырьевом комплексе

2

2

14

Ценообразование на рынке транспортных услуг

2

2

15

Ценообразование  на рынке  социальных

услуг

2

2

16

Ценообразование на рынке труда

1

1

17

Ценообразование    на    рынке    научно-технической продукции

1

1

18

Ценообразование на рынке капитальных активов

1

1

19

Ценообразование на рынке земли

1

1

 

Итого

36

36

 


 Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»  Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»  Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»  Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование» ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИИ,

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ,

ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕМА 1. Сущность и виды цен План

1.     Сущность и функции цены.

2.     Понятие системы цен.

3. Дифференциация цен по сфере обслуживания националь­
ной экономики. Состав и структура розничной цены.

4. Группировка цен по степени свободы от воздействия го­
сударства.

5. Классификация цен в зависимости от порядка возмеще­
ния потребителем транспортных расходов.

6. Группировка цен по степени новизны товара.

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Дайте несколько определений цены. Чем объясняется мно­гообразие ее определений?

2. Какие теории цены Вы знаете? В чем их основное отличие?  3. Охарактеризуйте функции цены.

4. Цена при реализации учетной функции приближается к сво­
ей затратной (стоимостной) базе, а при реализации функции ба­
лансировки спроса и предложения отклоняется от нее. Есть ли
противоречие между двумя этими функциями цены? Если да, то
каким образом обе функции реализуются на практике?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 РЕФЕРАТЫ