Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»
а) без услуг торговой организации;
б) с услугами торговой организации при торговой
надбавке 20 %?
3.
Себестоимость
равна 101 тыс. руб.; акциз составляет 15 %; свободная отпускная цена с НДС -
410 тыс. руб.; НДС -18 %; посредническая надбавка- 35 %. Представьте структуру
свободной отпускной цены и цены закупки.
4.
Себестоимость
равна 205 руб.; акциз составляет 25 %; НДС - 18 %; отпускная цена без НДС - 304
руб.; торговая надбавка - 22 %. Каков уровень розничной цены?
5.
Посредник рассматривает предложение о покупке 10 тыс. изделий по
свободной отпускной цене 7,4 тыс. руб. за единицу. Издержки обращения
посредника согласно расчету составят 7 млн
руб., приемлемая для посредника рентабельность - 30 % к издержкам обращения. Рассчитайте минимально
необходимый для посредника размер
надбавки в рублях и процентах, учитывая, что надбавка облагается налогом на добавленную стоимость по ставке
18 %. Какой может быть минимальная приемлемая цена реализации?
6. Имеет ли смысл заниматься посреднической деятельностью,
если Ваша цена закупки равна 102
тыс. руб.; издержки обращения
составляют 51 тыс. руб.; минимальная
приемлемая рентабельность -
20 %, максимально возможная цена реализации - 180 тыс. руб.?
7.
Себестоимость
равна 210 руб.; приемлемая рентабельность составляет 12 %; НДС - 18 %.
Представьте структуру отпускной цены с НДС и без НДС. Как изменится уровень
цены реализации в рублях при введении налога
с продаж в размере 5 %?
8.
Себестоимость
равна 206 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20 %; НДС - 18 %; акциз -
10 %. Устроит ли вас отпускная цена с НДС в размере 300 руб.?
9.
Имеется конкурентный рынок, затраты на котором тесно связаны со степенью
освоения производства. Есть четыре фирмы,
каждая выпускает 2 тыс. единиц продукции, но у первой фирмы больше
опыта, средние затраты на единицу минимальны и равны 3,75 тыс. руб. Цены на
единицу продукции в настоящий момент составляют 5 тыс. руб. Потребители
чувствительны к уровню цены и немедленно реагируют на ее изменение. Какую
ценовую стратегию стоит выбрать первой фирме?
10.
Фирмы могут производить товары двух уровней качества. Минимальная цена
продаж товара низкого качества составляет 30
руб., высокого - 50 руб. за 1 единицу. Предположим, что во избежание конфликтов
престижа каждая фирма выбирает производство
товара только одного качества и может продавать его по любой цене - 30
или 50 руб. за единицу. Примем для удобства, что
некоторые фирмы продают товар высокого качества по 50 руб., а низкокачественный - по 30 руб. за единицу.
Покупатели с легкостью найдут самую
низкую цену (затраты времени незначительны), позвонив по телефону или просмотрев прейскурант. Они обычно предпочитают более высокое качество, но для
изучения справочников и определения дифференциации качества потребуется затратить
1 час. Какую стратегию покупок предпочтут покупатели и какова будет стратегия
ценообразования фирм?
11. Существуют два смежных рынка, на каждом по 20 покупателей. Все они
согласны приобрести товар по 500 руб. за еди-
-28 -
-29 -
ницу. Чтобы купить товар на соседнем рынке,
понадобится истратить на транспортные
расходы не менее 100 руб. Перед фир. мой,
действующей на рынке 1, встает следующая проблема: конкурентный выход на рынок свободен - условия
производства таковы, что приемлемая для фирмы цена производства составляет 400 руб. при выпуске 20 т продукции и 300 руб. -
при выпуске 40 т с дополнительными
затратами в 100 руб. на перевозку товара на соседний рынок. На рынке 2 затраты
на производство выше. Какую стратегию ценообразования должна выбрать
фирма?
Тестовые
задания
1. Какая информация необходима для принятия решения по
ценам?
a)
емкость
рынка товара;
b)
сегмент
рынка;
c)
потребители
товара;
d)
конкуренты;
e)
структура
затрат;
f)
все
ответы верны.
2. Стратегия
премиального ценообразования - это:
a)
стратегия
средних цен;
b)
стратегия целевой прибыли;
c)
стратегия
«снятия сливок»;
d)
нет
верного ответа.
3. При каких
условиях возможна стратегия высоких цен?
a)
спрос
на товар выше предложения;
b)
предложения
товара выше спроса на него;
c)
конкуренция ограничена;
d)
высокое
качество товара;
e)
высокая
эластичность спроса по цене;
f) нет верного
ответа.
4. Какую цель преследует использование стратегии
низких цен?
a)
максимизация прибыли;
b)
избежание
банкротства;
c)
дозагрузка
производственных мощностей;
d)
быстрое проникновение на рынок;
e)
все
ответы верны.
5. При реализации какой ценовой стратегии объем
продаж и
цены могут меняться, но постоянно
должен обеспечиваться зап
ланированный размер прибыли?
a)
стратегия конкурентных цен;
b)
стратегия
неизменных цен;
c)
стратегия
целевых цен;
d)
стратегия
«снятия сливок»;
e)
стратегия «неокругленных цен»;
f)
нет
верного ответа.
6. Стратегия цены
на новый товар в рамках его жизненного
цикла может предусматривать:
a)
постепенное снижение высокой цены введения на рынок нового продукта;
b)
постепенное повышение низкой цены введения на рынок нового продукта;
c)
постоянное
поддержание ценового лидерства;
d)
регулярное снижение и повышение цены;
e)
пульсирующий характер изменения цены;
f)
все
ответы верны.
7. К
стратегиям конкурентного ценообразования относятся:
a) ценовое лидерство;
b)
стратегия
скидок;
c)
ценовая война;
d)
льготное ценообразование;
e)
следование за ценой;
f)
все
ответы верны.
8. Ценообразование
на побочные продукты является:
a)
стратегией цен на товары, связанные с точки зрения
спроса;
b)
стратегией
цен на товары в рамках одной ассортиментной группы;
c) ^стратегией цен на товары, связанные с точки
зрения затрат;
d) нет верного ответа.
- 30 -
- 31
9. Стратегия гибких цен используется чаще всего продавцами:
a) кондитерских изделий;
b)
ювелирных изделий;
c) сложного промышленного оборудования;
d)
обуви;
e)
антиквариата;
f)
все
ответы верны.
10. Ограничение диапазона цен связано:
a)
с
льготным ценообразованием;
b)
стратегией гибких цен;
c)
ценовыми линиями;
d)
географическим
фактором;
e)
нет
верного ответа.
ТЕМА
7. Особенности ценообразования на различных типах рыночных структур
План
1.
Понятие рыночной структуры. Сводная таблица основных моделей рынка.
2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
3.
Ценообразование в условиях монополистической
конкуренции.
4.
Ценообразование в условиях олигополии.
5.
Монополистическое
ценообразование.
6.
Ценовая
дискриминация.
Вопросы для
обсуждения на семинаре
1.
Охарактеризуйте
понятие и типы рыночной структуры. Приведите примеры.
2.
По какому критерию выделяют три типа несовершенной конкуренции?
-32 -
3.
Охарактеризуйте роль дифференциации продукта в монополизации рынка.
4.
Проанализируйте рынок совершенной конкуренции и ценообразование на
нем.
5.
Определите сущность и особенности ценообразования на рынке
монополистической конкуренции.
6.
Проанализируйте олигополистический тип рыночной структуры и определите особенности ценообразования на нем.
7.
Объясните, что такое монополистический тип рынка. Какими признаками
он характеризуется?
8.
В
чем сущность монополистического ценообразования?
9.
Опишите стратегии ценообразования монополистической фирмы.
10.
Существует ли полная, абсолютная монополия, свободная от
конкуренции?
11. Охарактеризуйте условия, при которых возможна ценовая дискриминация.
12.
Проанализируйте сущность и типы ценовой дискриминации.
13.
В каком случае можно считать ценовую дискриминацию справедливой?
14. Дайте аргументированный ответ на вопрос, занимаются ли учебные заведения ценовой дискриминацией, открывая наряду с бесплатными
отделениями платные. В чем преимущества и недостатки такой практики?
15. Ответьте на вопрос: от чего в большей степени
выигры
вают потребители - от монополизма или конкуренции?
Задачи
1. Выход на рынок
для фирмы неограничен, а средняя минимальная цена продаж составляет 50 руб. за
единицу товара при производстве 20 единиц и 30 руб. за единицу при производстве
40 единиц. При любом объеме для изготовления и поставки на рынок улучшенной модели товара потребуются
дополнительные Ю руб. Предположим, что любые постоянные затраты на марке-
-33 -
тинг
двух товаров вместо одного незначительны. В товаре заинтересованы 40
покупателей. Половина из них чувствительны к уровню
цены и желают получить товар лучшего качества, даже если придется платить по 50 руб. за 1 единицу.
Другая половина чувствительна к цене и хочет приобрести базовую модель, но не дороже 30 руб. за 1 единицу. Какую модель и по
какой цене следует продавать фирме?
2. Фирма производит
товар длительного пользования, минимальная цена продаж
которого равна 100 долл. США за 1 единицу, а срок
пользования - 3 года. Для нормального функционирования товара в течение
этого времени потребуются взаимодополняющие товары по цене 0,5 долл. США в
месяц. Покупатели готовы заплатить не более 50 долл. США за 1 единицу
основного товара, но приобретут
дополнительные по цене 2 долл. США при условии,
что их не нужно будет покупать чаще, чем один раз в месяц. Предположим, что все
покупатели будут приобретать эти товары регулярно, а процент снижения будущих
доходов равен нулю. Какую ценовую стратегию должна выбрать фирма?
Тестовые
задания
1. При какой конкурентной структуре рынка
ограничено использование метода определения цены на основе цены конкурентов?
a)
на рынке чистой конкуренции;
b)
на олигополистическом рынке;
c)
на рынке монополистической конкуренции;
d)
на монополистическом рынке;
e)
нет
верного ответа.
2. Какая структура рынка позволяет производителю
ослабить ценовое соперничество?
a)
рынок монополистической конкуренции;
b)
рынок чистой конкуренции;
c)
рынок покупателя;
d)
мировой рынок.
3. Под
монополистической конкуренцией понимают такую
структуру рынка, при которой:
a)
группа взаимодополняемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей;
b)
группа
взаимодополняемых товаров производится небольшим
числом независимых друг от друга производителей;
c) группа взаимозаменяемых товаров производится большим
числом независимых друг от друга производителей;
d)
все товары производятся в условиях конкуренции;
e) нет верного
ответа.
4. Олигополия
- это такая рыночная структура, при которой:
a) в отрасли имеется незначительное количество производителей, которые
могут согласовать свои действия;
b)
товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец
и много покупателей;
c)
товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель;
d)
в отрасли один продавец и несколько покупателей, товар однороден;
e)
нет
верного ответа.
5. В группу условий совершенной конкуренции не входит ус
ловие:
a)
имеется много продавцов и покупателей, и каждому продавцу принадлежит лишь малая доля всего объема этого товара;
b)
товар
должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателей;
c)
информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне
скудна;
d)
отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль и нет
препятствий для выхода из отрасли;
e)
нет
верного ответа.
6. К
предпосылкам лидерства доминирующей фирмы относят:
а) преимущество в издержках;
-34 -
-35 -
b)
многолетний опыт работы
на рынке;
c) высокое качество
продукта с точки зрения рынка;
d)
координацию деятельности фирм, заключивших соглашение;
e)
все
ответы верны.
7. К неценовым барьерам доминирующей фирмы
относят:
a)
дополнительные инвестиции в оборудование;
b)
дифференциацию продукта;
c)
стратегическую вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|