Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»
d) экономию на
масштабе;
e)
все
ответы верны.
8. Ценовая
дискриминация связана:
a)
с продажей одного и того же товара по разным ценам на разных рынках;
b)
дифференциацией
цен в зависимости от качества товаров и дополнительных услуг;
c) различием в
издержках производства товаров;
d)
обособлением рынков друг от друга географическими или тарифными
барьерами;
e) нет верного
ответа.
9. Если
монополия максимизирует совокупную выручку, а не
прибыль, то она устанавливает:
a)
цену
выше, а объем выпуска ниже;
b)
цену
ниже, а объем выпуска выше;
c)
цену
выше и объем выпуска выше;
d)
цену ниже и объем выпуска ниже;
e) нет верного
ответа.
10. Важная черта, которая отличает монополистическую кон
куренцию от совершенной конкуренции,
состоит в том, что:
a)
имеются
серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;
b)
конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не
однородный;
c)
в
длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;
-
36 -
d)
конкурирующие фирмы продают уникальные товары;
e) нет верного
ответа.
ТЕМА 8. Дифференциация цен План
1.
Сущность дифференциации цен.
2.
Цели и необходимые условия дифференциации цен.
3.
Виды и формы дифференциации цен.
4.
Региональная дифференциация цен: критерии, сущность, условия
возникновения.
5.
Краткосрочная
временная дифференциация цен: основы краткосрочных ценовых акций.
6.
Дифференциация цен на основе различий продукции.
7.
Дифференциация на основе «связки» (пакета) цен.
8.
Нелинейное
ценообразование как форма дифференциации цен.
Вопросы для
обсуждения на семинаре
1.
Что такое дифференциация цен?
2.
Что
такое дискриминация цен? В чем ее основа?
3.
Дифференциация продукции: ее сущность, назначение, взаимосвязь с
ценой.
4.
Проанализируйте различия между формами дифференциации цен.
5.
Что такое региональная дифференциация цен? При каких условиях она
возникает?
6.
Какие
факторы гармонизации региональных рынков Вы знаете?
7.
Как изменение валютного курса влияет на прибыль предприятия?*-
8.
Как действует предприятие в условиях выравнивания цен?
-37 -
9. Какие методы международной координации цен Вам из.
вестны?
10.
Что такое «временные цены»? Каковы условия их фор. мирования?
11.
Что представляет собой краткосрочная временная диф. ференциация цен?
12.
Что такое «краткосрочная ценовая акция»? Охарактеризуйте основы ее
проведения.
13.
Какие мотивы делают целесообразным проведение ценовых акций?
14.
В чем суть дифференциации цен на основе различий продукции?
15.
Как влияют дополняемость и замещаемость товаров внутри товарной
группы на оптимальную цену?
16.
Какие соображения должны приниматься при введении и позиционировании дополнительного продукта в продуктовую группу? Как должны приспосабливаться цены существующих продуктов?
17.
Что такое «связанное» ценообразование? Формы связанной цены.
18.
Какие рекомендации необходимо учитывать при выборе метода
«пакетного» ценообразования?
19.
В
чем сущность нелинейного ценообразования? Какие факторы при нем учитываются?
Тестовые
задания
1. Какие условия
необходимы для проведения ценовой дискриминации?
a)
несовершенный тип конкуренции на рынке;
b)
производитель
(продавец) обладает достаточной властью на рынке;
c)
различная
величина расходов по доставке продукта до разных покупателей;
d)
сегменты
рынка структурированы так, что невозможен арбитраж между ними;
e) эластичность
спроса по цене различна у разных групп покупателей;
f)
все
ответы верны.
2. Дифференциация
продукта:
a)
это
способы выделения фирмой своего продукта из общей массы аналогичных продуктов;
b)
это
средство конкуренции между фирмами;
c) препятствует
тому, что единый рынок распадается на отдельные,
сравнительно самостоятельные части (узкие сегменты рынка);
d)
осуществляется
с целью сохранения спроса на продукты фирмы
и с помощью приверженности к торговой марке для увеличения объема продаж продукта или поддержания его на
постоянном уровне;
e)
нет
верного ответа.
3. К
потребительским признакам дифференциации цен относятся:
a)
возраст;
b)
канал
сбыта;
c)
доход и образование;
d)
профессиональные признаки;
e)
все
ответы верны.
4. К
факторам, усиливающим региональную дифференциа
цию цен, относятся:
a)
валютный курс;
b)
снижение транспортных расходов;
c)
региональные различия в поведении и предпочтениях потребителей, затратах производства, конкуренции;
d)
ослабление
торговых барьеров;
e)
глобализация рынков;
f)
развитие коммуникаций/информации;
g) инфляция;
h) налоги;
i) все ответы
верны.
5. Какую
стратегию может выбрать предприятие, если на рын
ке действуют факторы гармонизации, которые выравнивают цены?
-38 -
- 39 -
a)
все цены снизить до
определенного нижайшего уровня;
b)
все
цены поднять на самый высокий уровень;
c)
создать «коридор цен»;
d)
нет
верного ответа.
6. К
краткосрочному временному изменению цен относится
следующее:
a)
рестораны ежедневно на несколько часов снижают цены для ранних
посетителей;
b)
включение
средней величины транспортных расходов сельскохозяйственного
предприятия в цену;
c)
розничные
продавцы предоставляют на определенное время скидки розничным покупателям;
d)
предприятия проводят распродажи;
e)
все
ответы верны.
7. Если повышение спроса на продукте приводит к
сниже
нию спроса на продукт В, то:
a)
продукты
An В являются
независимыми;
b)
продукты
А и В являются взаимодополняющими;
c)
продукты
А и В являются взаимозаменяемыми;
d)
нет
верного ответа.
8. Какие факторы влияют
на ценообразование на однород
ную группу продукции со схожими признаками?
a)
сегментирование
по сферам применения;
b)
сегментация
рынка по каналам сбыта;
c)
горизонтальное
замещение;
d)
доходы
потребителей;
e) различные спецификации;
f)
нет
верного ответа.
9. Связанная цена
может принимать следующие формы:
a)
цена «снятия сливок»;
b)
связанная
сделка;
c)
бонус;
d)
«психологическая» цена;
e)
перекрещиваемые
купоны;
f)
все
ответы верны.
- 40
10. Нелинейное ценообразование - это
форма дифференциации цен:
a)
по типу потребителя;
b)
по географическому признаку;
c)
по количеству купленного товара;
d)
нет
верного ответа.
ТЕМА 9. Ми ровые цены План
1.
Сущность мировой цены.
2.
Классификация мировых цен исходя из особенностей ценообразования.
3.
Публичные
(публикуемые) цены.
4.
Расчетные,
контрактные цены.
5.
Базисные
условия поставки.
6.
Расчет цен на экспортируемую и импортируемую продукцию. Учет
различных поправок.
Вопросы для обсуждения
на семинаре
1.
Охарактеризуйте
сущность мировой цены.
2.
Чем
объясняется разброс цен на мировых рынках?
3.
Какие виды цен выделяют исходя из особенностей ценообразования?
4.
Какие
ценовые скидки распространены при уторговыва-нии мировой цены?
5.
Какие
виды публичных цен Вы знаете?
6.
Что
такое расчетные цены?
7.
Как
устанавливаются контрактные цены? Перечислите элементы контрактной цены.
8.
Какими базисными условиями определяются поставки то-вара в
международной торговле?
-
41 -
9. Охарактеризуйте стадии расчета цены на
экспортируемую
продукцию.
10.
Охарактеризуйте стадии расчета цены на импортируемую продукцию.
11. Какие поправки учитываются при расчете внешнеторговых цен?
12. Охарактеризуйте таможенный тариф и таможенную стоимость товара.
Задачи
1. Возможная
контрактная цена импортируемой продукции
1 000 долл. США за партию товара (партия —
100 шт.); курс дол
лара равен 25 руб.; ставка импортной
пошлины составляет 4 евро
за партию товара; курс евро - 36
руб.; таможенный сбор - 0,3 %;
внутренние расходы импортера без НДС - 2,6 тыс. руб.; ставка
НДС - 18 %. Какова расчетная цена одной партии импортируе
мой продукции? Имеет ли для импортера смысл проводить эту
сделку, если цена возможной реализации
единицы изделий на внут
реннем рынке составляет 500 руб.?
2.
Контрактная цена импортируемой продукции 1 700 долл. США
за партию товара (партия - 150 шт.); курс доллара равен
25 руб.; ставка импортной пошлины составляет 5 евро за партию товара;
курс евро -36 руб.; таможенный сбор - 0,3 %; внутренние расходы
импортера без НДС -3,3 тыс. руб.; ставкаНДС -18 %; надбавка посредника
-26 %; торговая надбавка - 45 %; розничная цена - 829 руб.
Определите акцизный сбор с единицы импортируемой продукции.
3.
Себестоимость единицы экспортируемой продукции равна 10 тыс. руб.;
приемлемая для производителя рентабельность составляет 16 %; ставка НДС - 18 %;
ставка акциза - 15 %; внутренние расходы
экспортера в расчете на одно изделие по доставке до таможни равны 4,9 тыс. руб.; расчетная величина таможенного
сбора составляет 35 руб.; возможная контрактная цена за партию из 10 изделий -
5 тыс. долл. США; курс равен 25 руб. за 1 долл. Имеет ли смысл экспортеру
заключать сделку?
4.
Расходы на сырье и материалы равны 25 руб.; расходы на топливо и электроэнергию для технологических целей составляют 22руб.; оплата труда с начислениями- 24,5 руб.; начисления на оплату
труда- 41 %; общехозяйственные расходы равны 16 % к расходам
по оплате труда без начислений; коммерческие расходы составляют
23 % производственной себестоимости; приемлемая для
производителя рентабельность составляет 24 %; ставка НДС -18
%; ставка акциза - 15 %; внутренние расходы экспортера в расчете на партию товара (партия - 200 шт.) по доставке до таможни равны 900 руб.; расчетная величина таможенного сбора за партию товара составляет 110 руб. Определите себестоимость единицы экспортируемой продукции и ее контрактную цену.
5.
Планируется поставка в Казахстан 50 российских комбайнов на условиях «с завода»; оплата: 50 % наличными, 50 % в кредит на пять лет
при 5%-й стоимости кредита. Определите базовую экспортную цену на
предполагаемую к поставке в текущем году
российскую продукцию. Для сравнения могут быть использованы прейскурантные цены на аналогичную
продукцию крупнейших фирм,
производящих и реализующих комбайны. Прейскуранты взяты за базовый год, цены в них указаны в английских фунтах при поставке единицы продукции на условиях,
близких к ФОБ с оплатой на момент
поставки. Сравнительные технико-экономические
характеристики продукции и цены на нее приведены в таблице 3.
При расчете базовой
экспортной цены будет полезна следующая информация.
1) Курсы
валют:
1 фунт стерлингов = 40 руб.
1 казахский тенге = 4 руб.
1
фунт стерлингов =10 казахским тенге.
2) По данной группе товаров средняя стоимость
транспор
тировки от завода-изготовителя до
порта отгрузки состав
ляет около 5 % цены товара.
3) ^Скидка за
покупку товаров оптом по сельскохозяйствен-
ной
технике варьируется в пределах от 5 % за 10 шт. до
- 42 -
- 43 -
15 % за 100 шт. При поставке 50 шт. принимается скид. ка в размере 10
%.
4)
Индекс цен в Великобритании за указанный период возрос на 2,9 %.
5)
При заключении контрактов по данному виду продукции обычно применяются скидки с прейскурантных цен в размере 25 %.
6)
Коэффициент торможения по сельскохозяйственной технике составляет
0,5.
7)
Величина банковского процента за кредит составляет 11 %.
8)
Коэффициент кредитного влияния по условиям предоставления
кредита, указанным в задаче, равен 0,721.
Таблица 3 Цены и технико-экономические
характеристики комбайнов
|