|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Оценим причины динамики этого показателя. Отчетные данные в форме 2 представлены нарастающим итогом с начала года. Анализ же необходимо делать сопоставляя квартальные значения показателя. Это объясняется следующим. Рассмотрим динамику показателя за первое полугодие. В первом квартале он имел удовлетворительное значение. Однако за полугодие его значение ухудшилось. Следовательно это ухудшение произошло во втором квартале. Именно в этом квартале следует искать причину ухудшения финансового состояния предприятия. Таким образом, необходимо рассчитать значение этого показателя за второй квартал и сравнить с уровнем первого квартала. То же относится и к показателю за 9 месяцев. Очевидно выправление его уровня произошло в третьем квартале. Следовательно, нужно определить затраты на рубль реализованной продукции за третий квартал и сравнить их с данными за второй квартал. Для упрощения анализ проведен для выручки, включающей НДС.
Определим отчетные данные по кварталам текущего года (табл. 4.2). Таблица 4.2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Отчетный период |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
1кв. табл.4.1.гр 4. |
2 кв. табл.4.1. (гр.3 - гр.2) |
3кв. табл.4.1. (гр.4-гр.3) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка от реализации с НДС (табл.4.1 стр. 6) |
151 |
288-151=137 |
478-288=190 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная себестоимость (табл.4.1 стр.7) |
116 |
252-116=136 |
384-252=132 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затраты на 1р. реализ. продукции |
0,78 |
0,99 |
0,69 |
DЗ= (Срп1/ РП1 - Срп0/ РП1) + (Срп0/ РП1 - Српо/ РПо)
DЗ1-2= (136/137 - 116/137) + (116/137 - 116/151)= 0,16+ 0,08= 0,24 р/р.
Рост затрат на рубль реализованной продукции во втором квартале на 0,24 р/р обусловлен на 0,08 р/р снижением выручки и на 0,16 р/р. ростом себестоимости
DЗ2-3=(0,69 - 136/190)+(136/190- 0,99)= -0,03- 0,27= -0,3
Снижение затрат на рубль реализованной продукции в 3 квартале на 0,3 р/р обусловлено ростом выручки от реализации (DЗрп=-0,27р/р) и снижением себестоимости (DЗс/с=-0,03). Основной эффект получен от увеличения выручки (90%).
Пример 4.2 В отчетном периоде по счету 46 «Реализация продукции, работ, услуг» проведены следующие операции (табл. 4.3). Необходимо определить затраты на рубль реализованной продукции как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Это позволит выявить эффективные и неэффективные в производстве изделия. Исследуем также, как порядок распределения накладных расходов влияет на значение затрат на рубль продукции.
Решение:
Итого по кредиту 1200+480+6240=7920.
Итого по дебету 280+600+80+360+20+3800+400+1040+1600=8180
Убыток 8180-7920=260
З= (8180-280-1040)/(8180-260)= 6860/7920= 0,866р/р.
Видно, что производство неэффективно, так как З=0,866>0,833. Об этом же свидетельствует и убыток в сумме 260 тыс.р.
Следующим этапом может быть оценка эффективности отдельных видов продукции. Для этого необходимо оценить затраты на рубль реализованной продукции по изделиям “А” и “В” раздельно с тем, чтобы найти неэффективную продукцию. Следует отметить, что это непростая задача. Сложность заключается в распределении накладных - общезаводских (управленческих) расходов.
Наиболее объективный, (но и наиболее трудоемкий) метод решения этой задачи заключается в
- дифференциации накладных расходов на отдельные виды;
- установлении для каждого вида отдельной базы распределения;
- распределении расходов в соответствии с этой базой.
Таблица 4.3
Счет 46 «Реализация продукции, работ, услуг»
Д
К
Сальдо на начало 0
0
1. Списан НДС по изделию “А” - 280
1. Поступила выручка от реализации “А” - 1200
2. Списана себестоимость реализованной продукции по “А” - 600
2. Поступила выручка от реализации “А” - 480
3. Списаны коммерческие расходы
по “А” - 80
3. Поступила выручка от реализации “В” - 6240
4. Списана себестоимость реализованной продукции по “А” - 360
5. Списаны коммерческие расходы
по “А” - 20
6. Списана себестоимость реализованной продукции по “В” - 3800
7. Списаны коммерческие расходы
по “В” - 400
8. Списан НДС по “В” - 1040
9. Списаны общезаводские (управленческие) расход - 1600
4. Убыток - 260
Оборот - 8180
Оборот - 8180
Сальдо на конец 0
0
Например, если в состав общезаводских затрат включены коммунальные платежи, последние можно попытаться распределить между подразделениями, после чего отнести на прямые затраты, связанные с производством конкретной продукции, производимой этими подразделениями. Распределение коммунальных затрат обычно производится пропорционально следующим показателям:
· затраты по воде и канализации - пропорционально численности работников;
· затраты на электроэнергию (освещение) - пропорционально количеству осветительных приборов и т.п.
На практике наиболее часто предприятия распределяют все накладные расходы пропорционально прямой заработной плате.
Предположим, что в данной задаче 60% управленческих расходов отнесено на продукцию “В” и 40% - на продукцию “А”. Это составит соответственно 960 и 640 тыс.р. Тогда затраты на рубль реализованной продукции составят
ЗА= (600+80+360+20+640)/(1200+480)= 1700/1680=1,01р/р>0,833
ЗВ= (3800+400+960)/6240= 5160/6240= 0,827р/р<0,833
Видно, что неэффективным является производство изделия “А”. Производство изделия “В” является эффективным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17