|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пример 5.1 Оценим влияние факторов на прибыль от реализации продукции на основе данных “Отчета о прибылях и убытках”, приведенных в таблице 5.1. Из таблицы 5.1 видно, что прибыль от реализации продукции снизилась на 143 тыс.р. или 53,4%. Определим, за счет каких факторов произошло изменение прибыли на эту величину? 1) Влияние динамики объема реализации: 1067 - 990 = +77 тыс.р. 2) Влияние динамики себестоимости реализованной продукции: 702-690 = +12 тыс. р. 3) Влияние динамики коммерческих расходов: 5 - 56 = - 51 тыс. р. 4) Влияние динамики управленческих расходов: 15 - 196 = - 181 тыс. р. 5) Итого: 77 + 12 - 51 - 181 = - 143 тыс. р.
5.1.4. Внутрифирменный факторный анализ прибыли от реализации продукции
Внутрифирменный факторный анализ прибыли от реализации продукции можно проводить с использованием следующего метода. Прибыль от реализации продукции однономенклатурного предприятия можно представить в виде формулы: Прп= Врп - Нк - Срп= (Ц- Нк - Сп)* N , где Ц - отпускная цена изделия, р.; Используя метод дифференцирования найдем влияние отдельных факторов на прирост прибыли: DПрп» (Цо-Нко-Спо)* dN + (dЦ-dНк-dСп)*Nо= (Цо-Нко-Спо)* dN+dЦNо -NоdНк- NоdСп= DПN+DПц+DПн+DПс , где DПN= (Цо-Нко-Спо)* dN - составляющая,
отражающая влияние изменения физического объема реализованной продукции, Путем несложных преобразований составляющую, отражающую влияние изменения физического объема реализованной продукции на прибыль от реализации продукции, можно привести к виду: DПN= Прпо(JN -1) где Прпо - объем прибыли от реализации продукции в базисном периоде, р; JN=N1/No - индекс физического объема реализованной продукции, N1, No - физические объемы реализованной продукции в отчетном и базисном периодах, ед., DПц=dЦNо=Nо(Ц1-Цо)= Ц1Nо - ЦоNо=Врп.пл(ф)- Врп.пл(пл) где Врп.пл(ф) - выручка базисного периода в
ценах отчетного периода, р; DПн= -NоdНк= -Nо(Нк1-Нко)= НкоNо -Нк1Nо= Нк.пл(пл) - Нк.пл(ф) где Нк.пл(ф) - сумма косвенных налогов в выручке базисного периода по ставке отчетного периода, р., Нк.пл(пл) - сумма косвенных налогов в выручке базисного периода по ставке этого периода, р., DПс= -NоdСп= -Nо(Сп1-Спо)=СпоNо-Сп1Nо=Срп.пл(пл)-Срп.пл(ф) где Срп.пл(ф) - реализованная продукция базисного периода по себестоимости отчетного периода, р., Срп.пл(пл) - реализованная продукция базисного периода по себестоимости базисного периода, р. Приведенные модели можно использовать и для анализа прибыли многономенклатурных предприятий. Таблица 5.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
Базовый период |
Отчетный период |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Отпускная цена, р. (Ц) |
100 |
105 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Полная себестоимость изделия, р. (Сп) |
60 |
68 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Косвенный налог (НДС): - ставка, % к Ц - сумма на изделие, р. |
16,67 16,67 |
16,67 17,05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физический объем реализации, ед. (N) |
2000 |
2100 |
Пример 5.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
1) Прпо= (100-16,67-60)*2000=46660 рублей
JN=N1/No= 2100/2000= 1,05
DПN= Прпо(JN -1)= 46660*(1,05-1)= 2333 рублей
2) DПц= Ц1Nо - ЦоNо= 105*2000-100*2000=10000 рублей
3) DПн= НкоNо -Нк1Nо= 16,67*2000-17,5*2000= -1660 рублей
4)DПс= СпоNо-Сп1Nо= 60*2000-68*2000= -16000 рублей
5) DПрп» 2333+10000-1660-16000= -5327 рублей
6) Оценка ошибки
Прп1= (103-17,5-68)*2100=40950 рублей
DПрп= Прп1- Прпо= 40950-46660= -5710 рублей
Еотн= (-5710)-(-5327) *100 » 7%
(-5327)
Для оценки рентабельности (прибыльности) рассчитывается два типа показателей:
1) показатели рентабельности предприятия;
2) показатели рентабельности продукции.
Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей.
1. Показатели рентабельности капитала:
а) собственного капитала
Рсобств.к. = (Пчист. / Пср’IV )*100
где Пср’IV - средняя величина собственного капитала, р.,
Пчист - величина чистой прибыли, р.
Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала.
б) акционерного (уставного) капитала
Ракц.к. = (Пчист./ Кус)*
где Кус - средняя величина акционерного (уставного) капитала, р.
в) инвестиционного (перманентного) капитала:
Ринв.к. = (Пчист./ Кик )*
где Кик - средняя величина инвестиционного капитала, р.
Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.
2. Рентабельность активов:
Ракт. = [Пчист./(Б - АIII )СР] * 100
Здесь в знаменателе - средняя величина активов (за вычетом убытков), р.
Показатель отражает эффективность использования имущества предприятия.
3. Рентабельность оборотных активов
Р обр.акт. = (Пчист./ АII СР) * 100
где АII СР - средняя величина оборотных активов, р.
Средняя величина капитала, активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.
Данные показатели изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйства.
Факторный анализ этих показателей в процессе финансового анализа осуществляется на основе “Отчета о прибылях и убытках”.
Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе модели
rС = Прп / С рп = (РП - Срп)/Срп
где Прп - прибыль от реализации продукции, р.,
РП - объем реализации в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных налогов), р.,
Срп - полная себестоимость реализованной продукции, р.
Для факторного анализа используем метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость - качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться как
DrС = Прп1 / С рп1 - Прп0 / С рп0 = (РП1 - Срп1)/Срп1 - (РП0 - Срп0)/Срп0 = РП1/Срп1 - РП0/Срп0 = (РП1/Срп1 - РП1/Срп0 ) + (РП1/Срп0 - РП0/Срп0 )= Dr С С + DrРП С
Здесь составляющая Dr С С характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции. А составляющая DrРП С - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно:
Dr С С = РП1/Срп1 - РП1/Срп0 ,
DrРП С = РП1/Срп0 - РП0/Срп0.
Пример 5.3. Выполним факторный анализ динамики рентабельности продукции по данным примера 5.1.
Решение:
1. Полная себестоимость реализованной продукции
- отчетного периода: С рп1 = 690 + 56 + 196 = 942,
- базисного периода: С рп0 = 702 + 5 + 15 = 722.
2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:
Dr С С = 1067/942 - 1067/722 = - 0,345.
3. Влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:
DrРП С = 1067/722 - 990/722 = + 0,107.
4. Общее изменение рентабельности продукции:
DrС = 0,107 - 0,345 = - 0,238.
Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность продукции снизилась на 0,238 (23,8%) под влиянием следующих факторов:
- за счет изменения себестоимости реализованной продукции она уменьшилась на 0,345 (34,5%),
- за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах она возросла на 0,107 (10,7%).
Аналогичным образом выведем модели для факторного анализа рентабельности продаж. Исходный показатель имеет вид:
rПР= Прп / РП = (РП - Срп)/ РП
Изменение рентабельности продаж под воздействием соответствующих факторов:
DrПР = Прп1 / РП1- Прп0 / РП0= (РП1 - Срп1)/ РП1 - (РП0 - Срп0)/ РП0 = - Срп1/РП1 + Срп0/РП0 = ( Срп0/РП1 - Срп1/РП1) + (Срп0/РП0 - Срп0/РП1)= DrСПРС + DrРППР
Здесь составляющая DrСПРС характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продаж. А составляющая DrРППР - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно:
DrСПРс = Срп0/РП1 - Срп1/РП1,
DrРППР = Срп0/РП0 - Срп0/РП1.
Применяя метод цепных подстановок факторный анализ рентабельности продаж можно продолжить посредством исследования влияния на составляющую DrСПРС динамики таких факторов, как
а) себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг:
DrСПР Р =( Ср0 - Ср1)/РП1,
где Ср0 , Ср1 - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 020 формы 2), р.,
б) управленческие расходы:
DrСПР У =( Су0 - Су1)/РП1,
где Су0 , Су1 - управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 030 формы 2), р.,
в) коммерческие расходы:
DrСПР К =( Ск0 - Ск1)/РП1
где Ск0 , Ск1 - коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 040 формы 2), р.
Если предприятие ведет учет себестоимости и выручки по отдельным видам продукции, то в процессе анализа необходимо оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности продукции. Однако такое исследование возможно лишь по данным оперативной бухгалтерской отчетности, то есть выполняется в процессе внутрифирменного анализа. Продемонстрируем его на следующем примере.
Пример 5.4 Оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности реализованной продукции на основе данных таблицы 5.3
Таблица 5.3
Изделия
удельный вес j-го изделия в объеме реализации, %, dj
Рентабельность j-го изделия, Pj
прошлый год
отчетный год
прошлый год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17