бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладаю­щих пород (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).

Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв меж­ду рубкой леса и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного сырья.

в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применя­ют следующие показатели:

• густота речной сети, наличие судоходных рек;

• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сель­ским хозяйством, населением);

• процент очистки сточных вод;

• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреа-ционные ресурсы;

• промысловый запас и возможности улова (добычи) в реги­оне; важнейшие виды добываемых животных и рыб;

• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресур­сов;

• система особо охраняемых природных территорий;

• общая площадь заповедников, заказников в процентах к об­щей площади региона (при научно обоснованной норме 3%).

Решение задач экологического регулирования социально-эко­номического развития региона требует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение экономических ре­зультатов производственно-хозяйственной деятельности и разме­ров связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. эко-логичность производства.

Важнейшими факторами экологичности производства явля­ются:

• технический уровень производства;

• отраслевая структура промышленности и сельского хозяй­ства, количество и структура потребляемого топлива;

• ассортимент производимой продукции.

Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:

• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их по­этапного снижения и доведения до нормального уровня;

• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется экологическое равновесие.

Производственный потенциал региона

При характеристике регионального воспроизводства большое значение имеет производственный потенциал региона. По свое­му экономическому назначению производственный потенциал призван решать такие задачи регионального развития, как:

• обеспечение нужд производственного потребления;

• возмещение изношенных в процессе производства основных производственных фондов;

• расширенное воспроизводство основных и оборотных фон­дов и создание необходимых запасов орудий и предметов труда, а также потребительских товаров;

• формирование фондов потребления.

Показатели состояния и развития экономики региона

Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью выявления объективных тенденций развития, постановки диагноза, на основе которого может строиться стратегия и такти­ка регионального развития.

Макроэкономические показатели развития региона

В центре внимания оказываются такие показатели функ­ционирования экономики, как ВВП, уровень безработицы, уро­вень цен и темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, доля ВВП, производимого на государственных предприятиях, норма сбережений, учетная ставка банковского кредита.

Показатели социального статуса региона

К показателям, отражающим социальный статус экономики, относят в первую очередь показатель численности населения и объем трудовых ресурсов с учетом численности занятых в хозяй­стве страны (занятые в сфере общественного и личного труда и образования) и численности безработных.

На региональном уровне численность безработных является важнейшим показателем уровня социально-экономической защи­щенности населения. Дополнительным индикатором выступает напряженность на региональном рынке труда, характеризуемая показателем числа безработных на одно вакантное место, превы­шающим средний уровень.

Существуют достаточно жесткие взаимосвязи между от­дельными показателями. Так, наблюдения показывают, что сни­жение на 1% инфляции вызывает рост безработицы выше есте­ственного уровня на 1%. В свою очередь, каждый процент сни­жения занятости приводит к потере 2,5% ВВП. Не случайно именно безработица и инфляция считаются основными объектами государ­ственного регулирования при нарастании нестабильности.

Отраслевая структура производства в регионе

Она дается в разрезе важнейших взаимосвязанных комплексов, производств:

Топливно-энергетический комплекс включает в свой состав энергетику, развитие электрических сетей. Для этих целей состав­ляется энергетический баланс региона. Последний отражает про­изводство и потребность в энергоресурсах по видам.

Машиностроительный и оборонный комплексы. Для их характе­ристики применяют баланс производства и ввоза-вывоза продук­ции машиностроительного комплекса. Кроме того, дается пере­чень крупнейших предприятий ВПК с указанием вида выпускае­мой продукции.

Комплекс конструкционных материалов включает в свой состав металлургическую, химическую и деревообрабатывающую про­мышленность.

Здесь же указываются номенклатура выпускаемой продукции, крупнейшие предприятия отрасли, баланс ввоза-вывоза готовой продукции.

Агропромышленный комплекс. Он характеризуется следующими показателями: объем производства сельскохозяйственной продук­ции (по видам: растениеводство, животноводство); объем произ­водства промышленности, перерабатывающей продукцию сельс­кого хозяйства (по видам); баланс ввоза-вывоза продукции АПК. Указывается производство сельскохозяйственной продукции на душу населения региона.

Комплекс по производству предметов потребления (помимо про­довольствия)

Легкая промышленность. В состав этого комплекса входят лес­ная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышлен­ность. По нему составляется баланс ввоза-вывоза готовой продук­ции, материалов, сырья.

Транспорт и дорожное хозяйство региона; связь. Задача систе­мы показателей данного комплекса состоит в том, чтобы опреде­лить место региона в транспортном комплексе страны. Для этого применяются показатели, характеризующие уровень обеспеченно­сти транспортными средствами, а также трубопроводным транс­портом, железными дорогами и автодорогами. Плотность желез­ных и автодорог (км на 1000 кв. км территории). Кроме того, от­ражается среднегодовой объем грузоперевозок в расшифровке по видам транспорта, даются основные транспортные потоки регио­на (эпюры перевозок).

Строительный комплекс. Для его характеристики дается описа­ние крупнейших строительных фирм региона, отражаются годовой объем строительно-монтажных работ, характеризующий возможно­сти комплекса, процент ветхого жилого фонда, а также объем за­казов на строительство со стороны бизнеса и домохозяйства.

Торговля. При анализе торговли как комплекса большое вни­мание следует уделить рассмотрению механизмов государствен­ного регулирования процессов, происходящих на потребительс­ком рынке, отразить состояние материально-технической базы торговли (число торговых точек, их площадь, оснащенность хо­лодильниками, морозильниками, водоснабжением, канализацией и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №20

 

«Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты  и виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном управлении. Основные технологии мониторинга».

 

Региональный мониторинг представляет собой информацион­но-аналитическую систему по отслеживанию региональной ситуа­ции как базы выработки региональной и национальной политики.

Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и ана­лиза статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты реги­ональных проблем. Главная его задача состоит в создании надеж­ной и объективной основы для выработки государственной поли­тики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.

При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных про­блем.

Необходимость регионального мониторинга связана с осо­бенностями современного периода, которые состоят в резком со­кращении объектов, масштабов и полноты обязательной статис­тической отчетности. Из поля зрения официальной статистики выпадают целые пласты социально-экономической действитель­ности (теневая экономика, самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.). Практически разрушается и без того слабая структура муниципальной статистики — основа региональ­ного мониторинга.

Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.

Предметом регионального мониторинга являются региональ­ные ситуации и региональные проблемы, описываемые количе­ственными и качественными, статическими или динамическими параметрами.

Региональная ситуация характеризуется совокупностью коли­чественных (редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указан­ных потенциалов территории, а также различными комбинация­ми этих показателей (в первую очередь для обозначения удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, т.е. состояние природно-кли-матического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, обще­ственно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории, чаще всего в пределах административных границ субъектов Федерации и (или) муници­пальных образований.

Важной составляющей множества региональных ситуаций яв­ляются внутрирегиональные пропорции в развитии экономичес­кой системы. Например, соотношение социального и экономиче­ского, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней само­достаточности каждой территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии нормативно-правовых условий террито­риального развития.

Под региональной проблемой понимается системное проявле­ние дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) од­ного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще ред­кие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.

Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий, возник­ших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная про­блема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упо­рядочению, смягчению и т.п.) в обозримом будущем.

Основанием для включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лими­та ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:

• ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри-и внешнеполитической безопасности, негативного воздей­ствия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неиз­бежного и социально небезопасного государственного вме­шательства в ход ситуации или развитие проблемы);

• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за счет собственных ре­сурсов.

Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодо­ступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п. Можно выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, со­циальная избыточность, угроза воспроизводству коренных нацио­нальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), свя­занные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними при­чинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (про­блемы региональной перепрофилизации).

Периодически возникают ситуации и проблемы, относящие­ся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.

При всей значимости специально организованных монито­ринговых исследований (преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой мониторинга ре­гиональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть статистика. Именно на статистической информации осно­вывается большинство известных нам систем регионального мо­ниторинга.

Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью числен­ных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при ус­тойчивых представлениях о региональном «благе» или региональ­ных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического кри­терия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие пер­вых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональ­ной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.

Можно сформулировать следующие критерии оценки регио­нальных ситуаций:

а) объективность и достаточность исходной информации;

б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;

в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;

г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источ­ников информации.

Объективность и достаточность исходной информации — наи­более очевидное и наименее реализуемое методическое требование.

Сравнительный характер оценок проявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с пре­жним состоянием, с состоянием соседней или условно анало­гичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличают- ! ся) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.

Многокритериальный характер оценки определяется объ­ективной невозможностью правильно описывать, а тем более кор­ректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одно­му частному или интегральному показателю.

Так, при оценке проблем, связанных с региональными рын­ками труда (локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятос­ти. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпри­нимательства, социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих региональную ситуацию и рассматри­ваемую частную проблему за пределами данного региона.

Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляет­ся по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры ре­гиональных ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодопол­няемы, включение в число критериев избыточного числа парамет­ров чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает не­возможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать минималь­но необходимое и достаточное число адекватных критериев.

Привлечение сопутствующей информации. В региональной про­блематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, ко­торые почти невозможно выразить на языке статистики. Это на­строения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспек­ты индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половоз­растным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время такую информа­цию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №21

 

«Межрегиональные экономические взаимодействия».

 

Одним из приоритетных направлений государственной региональной политики и эффективным средством решения задач социально-экономиче­ского развития регионов является взаимодействие и сотрудничество субъек­тов Федерации. Субъекты Федерации взаимодействуют:

- с соседними регионами и областями (в рамках экономико-географи­ческих регионов, например. Центральный регион, Черноземье; в рамках федеральных округов);

- с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом;

- с межрегиональными объединениями субъектов Российской Федерации, в том числе с их центрами.

Следует заметить, что регионы могут сотрудничать:

1) на долговременной, постоянной основе (например, в рамках ассоциа­ций экономического взаимодействия, в рамках федеральных округов);

2) на кратковременной основе (например, в рамках выполнения какой-либо задачи, достижения какой-либо цели). Такое взаимодействие целесо­образно организовывать с целью реализации целевых федеральных, регио­нальных и межрегиональных программ.

Одна из первых, наиболее устойчивая и эффективная модель региональ­ного взаимодействия - это добровольное объединение (ассоциация) эконо­мического взаимодействия.

Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегиональ­ного сотрудничества начали создаваться с 1990 года.

В сентябре 1990 года в г. Челябинске руководителями областей и респу­блик Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральского экономического региона на период перехо­да к рыночной экономике», в котором заявлено намерение сохранить единое экономическое пространство региона. А в июне 1991 года руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный до­говор о создании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель Верхов­ного Совета РСФСР Б. Ельцин подписывает распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР». В сентябре 1991 года на первом заседании ассоциации, прохо­дившем в городе Екатеринбурге, к ней присоединились Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.

Одной из первых в России на Дальнем Востоке была создана Ассоци­ация экономического взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья. Она была создана осенью 1990 года, а затем реорганизована в 1994 году. В нее входят 13 субъектов Федерации, территория которых охватывает 40 % тер­ритории России.

В 1990 году состоялось подписание «Сибирского соглашения», участни­ками которого стали Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Омская, Томская области, а также республики Алтай, Тува и Хакасия.

Ассоциация «Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года, в нее вошли 11 областей (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Ярославская), а также го­род Москва. В 1993 году к ним присоединилась Калининградская область.

При ведущей роли Санкт-Петербурга была создана ассоциация «Северо-Запад». Ассоциация экономического взаимодействия регионов «Северо-Запад» действует с 1991 года, и включает в себя 12 регионов. Основные направления деятельности: разработка межрегиональных программ и про­ектов с привлечением иностранного капитала в области транспорта, дорож­ного строительства, энергетики, сельского хозяйства.

В 1991 году было утверждено распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина образование Ассоциации «Большая Волга». В нее вошли области и республики Поволжья.

В соответствии с Указом Президента РСФСР в октябре 1991 года была создана Ассоциация «Черноземье», в которую вошли Белгородская, Воро­нежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области.

В марте 1992 года образована Ассоциация «Северный Кавказ», которая объединила все субъекты Северокавказского региона.

Таким образом, в период с осени 1990 года до весны 1992 года каждый субъект Федерации вошел в определенную региональную ассоциацию.

Нормативное сопровождение процесса объединения вначале проис­ходило на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы», Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 г. № 636 «О регистрации уставов добровольных объединений (ассоциаций) экономи­ческого взаимодействия субъектов Российской Федерации» и др.).

Дальнейшее усиление значимости ассоциаций экономического взаимо­действия и рост их влияния на социально-экономические процессы регионов привели к необходимости законодательного оформления основ формирова­ния и деятельности ассоциаций. Результатом явился Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон определяет общие принципы организации и деятель­ности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в целях обеспечения правовых, экономических и организацион­ных гарантий деятельности указанных ассоциаций, создания условий, спо­собствующих социально - экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

Таким образом, к настоящему времени ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации представляет собой не­коммерческую организацию, учредителями которой являются органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих прин­ципов:

- строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учреди­тельным договором и уставом ассоциации;

- скоординированность действий по разработке и реализации социаль­но-экономических программ;

- гласность деятельности исполнительных органов ассоциации;

- объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение экономических преобразований, создание и внедрение современного меха­низма хозяйствования;

- содействие формированию и функционированию единого экономиче­ского и правового пространства Российской Федерации. Основными целями и задачами ассоциации являются:

- обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально - экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллекту­альных ресурсов;

- подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;

- стабилизация экономического положения и социальная защита насе­ления;

- совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;

- достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повыше­ния уровня жизни населения;

- представление интересов членов ассоциации;

- обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по ор­ганизационному, экономическому, научно-техническому и социальному раз­витию регионов;

- участие в установленном порядке в разработке и реализации совмест­ных программ и проектов, в том числе федерального значения;

- оптимальное размещение производительных сил;

- развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуни­каций;

- содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;

- подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;

- подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэконо­мических связей субъектов Российской Федерации;

- подготовка предложений по вопросам реализации региональных инве­стиционных программ и проектов;

- изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обе­спечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;

- создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;

- подготовка предложений по вопросам совершенствования законода­тельства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.

С целью координации управления социально-экономическим, соци­альным и демографическим развитием регионов Российской Федерации, а также развития межрегиональной интеграции были созданы федеральные округа (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в феде­ральном округе»):

- Центральный федеральный округ;

- Северо-Западный федеральный округ;

- Южный федеральный округ;

- Приволжский федеральный округ;

- Уральский федеральный округ;

- Сибирский федеральный округ;

- Дальневосточный федеральный округ.

Образование федеральных округов и соответствующих им структур в исполнительных органах государственной власти привело к ослаблению роли ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. На­пример, ассоциация экономического взаимодействия «Черноземье» факти­чески утратила свое прежнее значение, тогда как «Большая Волга» действует и принимает решения, необходимые для развития регионов^ входящих в.ее состав.

Таким образом, централизация федеральной власти повлияла на разви­тие добровольных объединений субъектов Федерации, которые символизи­ровали процессы децентрализации.

Региональное сотрудничество, имевшее стихийный характер в начале 90-х гг., в настоящее время приняло целенаправленный характер и в зна­чительной степени предопределяется решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Феде­рации.

 

 

 

 

ВОПРОС №22

 

«Методы выполнения функций управления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ