Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладающих пород
(молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).
Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв между рубкой леса
и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного
сырья.
в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применяют
следующие показатели:
• густота речной сети, наличие судоходных рек;
• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сельским
хозяйством, населением);
• процент очистки сточных вод;
• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреа-ционные ресурсы;
• промысловый запас и возможности улова (добычи) в регионе; важнейшие
виды добываемых животных и рыб;
• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресурсов;
• система особо охраняемых природных территорий;
• общая площадь заповедников, заказников в процентах к общей площади
региона (при научно обоснованной норме 3%).
Решение задач экологического регулирования социально-экономического
развития региона требует количественной оценки воздействия
производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой
оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение
экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности и размеров
связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. эко-логичность
производства.
Важнейшими факторами экологичности производства являются:
• технический уровень производства;
• отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства,
количество и структура потребляемого топлива;
• ассортимент производимой продукции.
Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках
заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:
• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их поэтапного
снижения и доведения до нормального уровня;
• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных
ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется
экологическое равновесие.
Производственный потенциал региона
При характеристике регионального воспроизводства большое значение имеет
производственный потенциал региона. По своему экономическому назначению
производственный потенциал призван решать такие задачи регионального развития,
как:
• обеспечение нужд производственного потребления;
• возмещение изношенных в процессе производства основных
производственных фондов;
• расширенное воспроизводство основных и оборотных фондов и создание
необходимых запасов орудий и предметов труда, а также потребительских товаров;
• формирование фондов потребления.
Показатели состояния и развития экономики региона
Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью
выявления объективных тенденций развития, постановки диагноза, на основе
которого может строиться стратегия и тактика регионального развития.
Макроэкономические показатели развития региона
В центре внимания оказываются такие показатели функционирования
экономики, как ВВП, уровень безработицы, уровень цен и темп инфляции,
состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, доля ВВП,
производимого на государственных предприятиях, норма сбережений, учетная ставка
банковского кредита.
Показатели социального статуса региона
К показателям, отражающим социальный статус экономики, относят в первую
очередь показатель численности населения и объем трудовых ресурсов с учетом
численности занятых в хозяйстве страны (занятые в сфере общественного и
личного труда и образования) и численности безработных.
На региональном уровне численность безработных является важнейшим
показателем уровня социально-экономической защищенности населения.
Дополнительным индикатором выступает напряженность на региональном рынке труда,
характеризуемая показателем числа безработных на одно вакантное место, превышающим
средний уровень.
Существуют достаточно жесткие взаимосвязи между отдельными
показателями. Так, наблюдения показывают, что снижение на 1% инфляции вызывает
рост безработицы выше естественного уровня на 1%. В свою очередь, каждый
процент снижения занятости приводит к потере 2,5% ВВП. Не случайно именно
безработица и инфляция считаются основными объектами государственного
регулирования при нарастании нестабильности.
Отраслевая структура производства в регионе
Она дается в разрезе важнейших взаимосвязанных комплексов, производств:
Топливно-энергетический комплекс включает в
свой состав энергетику, развитие электрических сетей. Для этих целей составляется
энергетический баланс региона. Последний отражает производство и потребность в
энергоресурсах по видам.
Машиностроительный и оборонный комплексы. Для
их характеристики применяют баланс производства и ввоза-вывоза продукции
машиностроительного комплекса. Кроме того, дается перечень крупнейших
предприятий ВПК с указанием вида выпускаемой продукции.
Комплекс конструкционных материалов включает в
свой состав металлургическую, химическую и деревообрабатывающую промышленность.
Здесь же указываются номенклатура выпускаемой продукции, крупнейшие
предприятия отрасли, баланс ввоза-вывоза готовой продукции.
Агропромышленный комплекс. Он характеризуется
следующими показателями: объем производства сельскохозяйственной продукции (по
видам: растениеводство, животноводство); объем производства промышленности,
перерабатывающей продукцию сельского хозяйства (по видам); баланс ввоза-вывоза
продукции АПК. Указывается производство сельскохозяйственной продукции на душу
населения региона.
Комплекс по производству предметов потребления (помимо продовольствия)
Легкая промышленность. В состав этого
комплекса входят лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
По нему составляется баланс ввоза-вывоза готовой продукции, материалов, сырья.
Транспорт и дорожное хозяйство региона; связь.
Задача системы показателей данного комплекса состоит в том, чтобы определить
место региона в транспортном комплексе страны. Для этого применяются
показатели, характеризующие уровень обеспеченности транспортными средствами, а
также трубопроводным транспортом, железными дорогами и автодорогами. Плотность
железных и автодорог (км на 1000 кв. км территории). Кроме того, отражается
среднегодовой объем грузоперевозок в расшифровке по видам транспорта, даются
основные транспортные потоки региона (эпюры перевозок).
Строительный комплекс. Для его характеристики
дается описание крупнейших строительных фирм региона, отражаются годовой объем
строительно-монтажных работ, характеризующий возможности комплекса, процент
ветхого жилого фонда, а также объем заказов на строительство со стороны
бизнеса и домохозяйства.
Торговля. При анализе торговли как комплекса
большое внимание следует уделить рассмотрению механизмов государственного
регулирования процессов, происходящих на потребительском рынке, отразить
состояние материально-технической базы торговли (число торговых точек, их
площадь, оснащенность холодильниками, морозильниками, водоснабжением,
канализацией и пр.).
ВОПРОС №20
«Маркетинг и маркетинговые
технологии в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты и
виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном
управлении. Основные технологии мониторинга».
Региональный мониторинг представляет собой информационно-аналитическую
систему по отслеживанию региональной ситуации как базы выработки региональной
и национальной политики.
Под региональным мониторингом понимается специально организованная и
постоянно действующая система сбора и анализа статистической информации,
проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы
населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных
проблем. Главная его задача состоит в создании надежной и объективной основы
для выработки государственной политики регулирования территориального развития
и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной)
государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных
региональных проблем.
При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их
типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство
существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить
негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем.
Необходимость регионального мониторинга связана с особенностями
современного периода, которые состоят в резком сокращении объектов, масштабов
и полноты обязательной статистической отчетности. Из поля зрения официальной
статистики выпадают целые пласты социально-экономической действительности
(теневая экономика, самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.).
Практически разрушается и без того слабая структура муниципальной статистики —
основа регионального мониторинга.
Задачей регионального мониторинга является формирование системы
сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах
страны событиях, процессах и явлениях.
Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и
региональные проблемы, описываемые количественными и качественными,
статическими или динамическими параметрами.
Региональная ситуация характеризуется
совокупностью количественных (редко — качественных) показателей, определяющих
состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов
территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь
для обозначения удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается
общее состояние региональной среды, т.е. состояние природно-кли-матического,
пространственного, социально-демографического, экономического, экологического,
природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического,
национально-этнического потенциалов территории, чаще всего в пределах
административных границ субъектов Федерации и (или) муниципальных образований.
Важной составляющей множества региональных ситуаций являются
внутрирегиональные пропорции в развитии экономической системы. Например, соотношение
социального и экономического, природно-ресурсного и экологического
потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности
каждой территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии
нормативно-правовых условий территориального развития.
Под региональной проблемой понимается системное проявление
дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) одного или нескольких
взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно
отнести и пока еще редкие проявления «точек роста», нуждающихся в особом
внимании.
Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне
региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных
региональных противоречий, возникших в ходе развития региональных ситуаций.
Региональная проблема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упорядочению,
смягчению и т.п.) в обозримом будущем.
Основанием для включения той или иной региональной проблемы в
ограниченный (из-за постоянного и жесткого лимита ресурсов) перечень тематики
мониторинга могут быть:
• ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри-и
внешнеполитической безопасности, негативного воздействия на конституционные
основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого
неизбежного и социально небезопасного государственного вмешательства в ход
ситуации или развитие проблемы);
• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или
региональном уровне за счет собственных ресурсов.
Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования
зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью
сезонного обеспечения труднодоступных территорий жизненно необходимыми
ресурсами и т.п. Можно выделить следующие региональные проблемы:
социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная
избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное
изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой
миграции, и т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных
источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие
геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и
т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля
территории (проблемы региональной перепрофилизации).
Периодически возникают ситуации и проблемы, относящиеся к типу
чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов,
а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.
При всей значимости специально организованных мониторинговых
исследований (преимущественно социологической ориентации) основной
информационной базой мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем
может и должна быть статистика. Именно на статистической информации основывается
большинство известных нам систем регионального мониторинга.
Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть
количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие
таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены
совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением.
Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при устойчивых
представлениях о региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение
с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от
аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки не выступают
как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие первых (при их
неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных
количественных характеристик каждой региональной ситуации и региональной
проблемы как нечто целостное.
Можно сформулировать следующие критерии оценки региональных ситуаций:
а) объективность и достаточность исходной информации;
б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;
в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;
г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источников
информации.
Объективность и достаточность исходной информации — наиболее очевидное и наименее реализуемое методическое требование.
Сравнительный характер оценок проявляется в
том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только
в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с прежним состоянием, с
состоянием соседней или условно аналогичной территории и т.д. Оценить — значит
доказать, что анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не
отличают- ! ся) от других, и показать, насколько и по каким
параметрам эти различия имеются.
Многокритериальный характер оценки определяется объективной
невозможностью правильно описывать, а тем более корректно сравнивать
региональные ситуации и проблемы по одному частному или интегральному
показателю.
Так, при оценке проблем, связанных с региональными рынками труда
(локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь
только на показатели занятости. Здесь необходимо привлечение не менее
полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпринимательства,
социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих
региональную ситуацию и рассматриваемую частную проблему за пределами данного
региона.
Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляется по
единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на
то что практически все параметры региональных ситуаций и проблем взаимосвязаны
и взаимодополняемы, включение в число критериев избыточного числа параметров
чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает невозможной процедуру
такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия
генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать
минимально необходимое и достаточное число адекватных критериев.
Привлечение сопутствующей информации. В
региональной проблематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, которые
почти невозможно выразить на языке статистики. Это настроения, мотивации,
образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое
самочувствие и другие аспекты индивидуального и коллективного быта населения.
Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половозрастным
группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и
сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время
такую информацию можно получить только в ходе специально организованных
социологических обследований.
ВОПРОС №21
«Межрегиональные экономические
взаимодействия».
Одним из приоритетных направлений государственной региональной политики
и эффективным средством решения задач социально-экономического развития
регионов является взаимодействие и сотрудничество субъектов Федерации.
Субъекты Федерации взаимодействуют:
- с соседними регионами и областями (в рамках экономико-географических
регионов, например. Центральный регион, Черноземье; в рамках федеральных
округов);
- с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом;
- с межрегиональными объединениями субъектов Российской Федерации, в
том числе с их центрами.
Следует заметить, что регионы могут сотрудничать:
1) на долговременной, постоянной основе (например, в рамках ассоциаций
экономического взаимодействия, в рамках федеральных округов);
2) на кратковременной основе (например, в рамках выполнения какой-либо
задачи, достижения какой-либо цели). Такое взаимодействие целесообразно
организовывать с целью реализации целевых федеральных, региональных и
межрегиональных программ.
Одна из первых, наиболее устойчивая и эффективная модель регионального
взаимодействия - это добровольное объединение (ассоциация) экономического
взаимодействия.
Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегионального
сотрудничества начали создаваться с 1990 года.
В сентябре 1990 года в г. Челябинске руководителями областей и республик
Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и
областей Уральского экономического региона на период перехода к рыночной
экономике», в котором заявлено намерение сохранить единое экономическое
пространство региона. А в июне 1991 года руководителями органов государственной
власти Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей
был подписан Учредительный договор о создании ассоциации экономического
взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня)
председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин подписывает распоряжение «Об
образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского
региона РСФСР». В сентябре 1991 года на первом заседании ассоциации, проходившем
в городе Екатеринбурге, к ней присоединились Башкирская ССР, Удмуртская
республика и Тюменская область.
Одной из первых в России на Дальнем Востоке была создана Ассоциация
экономического взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья. Она была создана
осенью 1990 года, а затем реорганизована в 1994 году. В нее входят 13 субъектов
Федерации, территория которых охватывает 40 % территории России.
В 1990 году состоялось подписание «Сибирского соглашения», участниками
которого стали Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Омская, Томская
области, а также республики Алтай, Тува и Хакасия.
Ассоциация «Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года, в нее
вошли 11 областей (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская,
Московская, Рязанская, Смоленская, Ярославская), а также город Москва. В 1993
году к ним присоединилась Калининградская область.
При ведущей роли Санкт-Петербурга была создана ассоциация
«Северо-Запад». Ассоциация экономического взаимодействия регионов
«Северо-Запад» действует с 1991 года, и включает в себя 12 регионов. Основные
направления деятельности: разработка межрегиональных программ и проектов
с привлечением иностранного капитала в области транспорта, дорожного
строительства, энергетики, сельского хозяйства.
В 1991 году было утверждено распоряжением Председателя Верховного
Совета РСФСР Б.Н. Ельцина образование Ассоциации «Большая Волга». В нее вошли
области и республики Поволжья.
В соответствии с Указом Президента РСФСР в октябре 1991 года
была создана Ассоциация «Черноземье», в которую вошли Белгородская, Воронежская,
Курская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области.
В марте 1992 года образована Ассоциация «Северный Кавказ», которая
объединила все субъекты Северокавказского региона.
Таким образом, в период с осени 1990 года до весны 1992 года каждый
субъект Федерации вошел в определенную региональную ассоциацию.
Нормативное сопровождение процесса объединения вначале происходило на
подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР,
автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной
экономической реформы», Постановление Правительства Российской Федерации от
05.06.1994 г. № 636 «О регистрации уставов добровольных объединений
(ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» и
др.).
Дальнейшее усиление значимости ассоциаций экономического взаимодействия
и рост их влияния на социально-экономические процессы регионов привели к
необходимости законодательного оформления основ формирования и деятельности
ассоциаций. Результатом явился Федеральный закон Российской Федерации от
17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности ассоциаций
экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон определяет общие принципы организации и деятельности
ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в целях
обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий деятельности
указанных ассоциаций, создания условий, способствующих социально -
экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в
целом.
Таким образом, к настоящему времени ассоциация экономического
взаимодействия субъектов Российской Федерации представляет собой некоммерческую
организацию, учредителями которой являются органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в
целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации.
Деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:
- строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным
договором и уставом ассоциации;
- скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических
программ;
- гласность деятельности исполнительных органов ассоциации;
- объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение
экономических преобразований, создание и внедрение современного механизма
хозяйствования;
- содействие формированию и функционированию единого экономического и
правового пространства Российской Федерации. Основными целями и задачами
ассоциации являются:
- обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в вопросах социально - экономического развития
на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
- подготовка предложений по вопросам рационального использования
экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;
- стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
- совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в
условиях рыночных отношений;
- достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской
Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня
жизни населения;
- представление интересов членов ассоциации;
- обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному,
экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
- участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных
программ и проектов, в том числе федерального значения;
- оптимальное размещение производительных сил;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
- содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений
между субъектами Российской Федерации;
- подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;
- подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации;
- подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных
программ и проектов;
- изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по
обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и
переподготовке кадров;
- создание комплексных информационных структур и формирование банка
данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;
- подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства
субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в
ассоциацию.
С целью координации управления социально-экономическим, социальным и
демографическим развитием регионов Российской Федерации, а также развития
межрегиональной интеграции были созданы федеральные округа (Указ Президента
Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе
Президента Российской Федерации в федеральном округе»):
- Центральный федеральный округ;
- Северо-Западный федеральный округ;
- Южный федеральный округ;
- Приволжский федеральный округ;
- Уральский федеральный округ;
- Сибирский федеральный округ;
- Дальневосточный федеральный округ.
Образование федеральных округов и соответствующих им структур в
исполнительных органах государственной власти привело к ослаблению роли
ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Например,
ассоциация экономического взаимодействия «Черноземье» фактически утратила свое
прежнее значение, тогда как «Большая Волга» действует и принимает решения,
необходимые для развития регионов^ входящих в.ее состав.
Таким образом, централизация федеральной власти повлияла на развитие
добровольных объединений субъектов Федерации, которые символизировали процессы
децентрализации.
Региональное
сотрудничество, имевшее стихийный характер в начале 90-х гг., в настоящее время
приняло целенаправленный характер и в значительной степени предопределяется
решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Федерации.
ВОПРОС №22
«Методы выполнения функций
управления».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|