бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Наличие в крупных фирмах (АО и 000) коллегиально­го органа управления в лице совета директоров (наблюда­тельного совета) обеспечивает стабильность в управлен­ческой деятельности, исключает возможность нелогичных волевых единоличных решений по узловым вопросам хо­зяйственной деятельности. При такой структуре даже на­личие единоличного управленческого органа в лице гене­рального директора (при отсутствии правления) компен­сируется контрольно-распорядительными функциями со­вета директоров. Зачастую у членов совета директоров (на­блюдательного совета) находится контрольный пакет ак­ций (50% плюс одна акция), что превращает ото фактичес­ки в постоянно действующее собрание акционерок. Кроме того, наличие такого демократического органа защищает фирму от принятия волевых решений в отношениях с му­ниципальными и региональными властями, особенно по вопросам собственности, земельных участков, аренды иму­щества и т. п. Зачастую совет директоров может оказаться единственным постоянно действующим органом, способ­ным отстоять интересы фирмы (особенно когда генераль­ный директор находится под давлением аппарата муници­пальных и региональных органов и не в состоянии сопро­тивляться их нажиму).

Рассмотренные выше субъекты хозяйствования состав­ляют основное содержание поля регионального менедж­мента. Наряду с ними, важными элементами такого поля являются общественные институты, государственные (ре­гиональные) и муниципальные организации. В этом своем состоянии поле регионального менеджмента проявляется как интегрированный целостный объект регионального регулирования (управления).

1.1.2. Региональные и муниципальные организации

Координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территории — от домохозяйства (хаусхолда) до круп­ной корпорации (АО, 000) — осуществляют различные региональные и муниципальные некоммерческие органи­зации. Заглавными (задающими тон) организациями выс­тупают региональные и муниципальные законодательные и исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и администрация (краевая, об­ластная, республиканская), на муниципальном уровне — городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация. Действующие от имени этих органов уч­реждения и организации также представляют собой существенную группу элементов поля регионального менед­жмента.

Законодательные органы очерчивают условия (гранич­ные параметры) функционирования всех организаций на подведомственной территории. Администрации и действу­ющие от их имени организации и учреждения осуществ­ляют непосредственную координацию деятельности хозяй­ствующих субъектов. Это достигается через (как показано выше) предоставление лицензий, выдачу фирмам регио­нальных и муниципальных заказов (подрядов), предостав­ление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд, включе­ние и территориальные программы, финансируемые цент­ральными и местными органами и т. п.

Создаваемые в структурах региональных и муниципаль­ных администраций отраслевые комитеты, департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на по­стоянной или временной основе) с действующими на тер­ритории хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает гори­зонтальную и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе и повторяемость отношений в многократном процессе общественного вос­производства.

Наличие у муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов обеспечивает им возмож­ность выбора различных рычагов экономического и адми­нистративного координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикаль­ная взаимозависимость между региональным и муниципаль­ным уровнями управления осложняет реализацию тех круп­ных региональных проектов, в которых существенное ме­сто занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры, социально-культурные объекты и др.).

Наряду с региональными и муниципальными админис­трациями как составными элементами региональной сис­темы управления страны координацию деятельности хо­зяйствующих субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные негосударственные и не­коммерческие организации. Одной из важных организа­ций такого рода является региональная торгово-промыш­ленная палата (ТПП). В ряде стран (особенно Европы) член­ство в торгово-промышленной палате выступает для фир­мы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в Российской Федера­ции. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышлен­ные палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие в установлении межфир­менных контактов как на внутрироссийском, так и на меж­дународном уровне. Проводимые под эгидой ТПП выстав­ки продукции, конференции производителей и потребите­лей являются эффективным средством координации дея­тельности фирм в регионе, выяснения перспективных сег­ментов рынка, освоения рациональных технологий. Кон­сультативная деятельность ТПП способствует ознакомле­нию дислоцированных в регионе фирм с передовыми дос­тижениями в интересующей области и др.

Наряду с торгово-промышленными палатами, в регио­нах действуют многочисленные представительства различ­ных просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим звеном в деятельности на тер­ритории хозяйствующих субъектов, занимая свободные в этой сфере потребительские ниши.

1.1.3. Общественные институты

Региональное и муниципальное управление территори­ей в большей мере, нежели управление фирмами, обуслов­лено общественными институтами. Это объясняется тем, что органы территориального управления, как правило, избираются населением и соответственно обязаны выпол­нять его желания и стремления. Поэтому реализация об­щественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом регионального менеджмента.

Общество влияет на региональную (или муниципаль­ную) организацию, выступающую в роли координатора той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в ос­новном косвенным образом. В отличие от производствен­но-коммерческих фирм, в деятельности территориальных организаций существует более высокий уровень социаль­ной ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках законодательства может быть принята населением соответствующей территории (например, раз­мещение вредных производств, хранилищ химреактивов и углеводородов, строительстве водоемов, распахивание вы­пасов, закрытие нерентабельных муниципальных предпри­ятий, библиотек, клубов и др.).

При сравнении альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В противном случае их офисы заполнят другие персоны.

В этом ракурсе координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету (пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому их выражению в конкретных управлен­ческих действиях.

Ответственность региональной (и муниципальной) орга­низации может быть социальной и юридической.

Под социальной ответственностью организации пони­мается определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустрой­ство, культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная ответственность имеет вполне материа­лизованные (то есть конкретные) последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и управления. Поэтому такой фактор находится в числе пер­воразрядных после соблюдения законодательства.

Под юридической ответственностью организации по­нимается следование конкретным законам и нормам госу­дарственного и муниципального ре1улирования, определя­ющим то, что может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.

Действия организации в области социальной ответствен­ности являются мерами стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.

Для поддержания равновесного состояния обществен­ных отношений на соответствующей территории, а также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и поддерживает определенную систему эти­ческих норм. Часть из них носит универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфич­на для конкретных территорий и организаций.

Этические нормы описывают систему общих ценнос­тей и правил этики, приемлемых для конкретной террито­рии или организации. Обычно они не имеют верхних гра­ниц. Причем, как правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.

Неэтичным в менеджменте территориальной (региональ­ной, муниципальной) организации считается:

— брать и давать взятки;

— допускать картельные соглашения;

— не применять мер по санитарной защите персонала и населения;

— платить персоналу выше возможного;

— недоплачивать населению компенсацию за разме­щение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;

— допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров;

— вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;

— распространять сведения, порочащие конкурентов или партнеров;

— отказываться от благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В крупных региональ­ных и муниципальных организациях действуют специаль­ные внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание определенного нравствен­ного фона в коллективе и соответственно — имиджа орга­низации.

Известны примеры плодотворной работы территори­альных общественных комитетов по этике, формируемых из наиболее авторитетных руководителей различных орга­низаций. Цель таких комитетов — использовать этические нормы в качестве дополнительных регуляторов отношений расположенных на территории хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательства и делового партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 38

 

Особенности России — ее огромная территория и разнообра­зие природно-экономических, социальных и других условий — безусловно требовали развития региональных исследований и де­централизации самой науки. Проблемам территориального эконо­мического устройства государства уделили внимание великие рус­ские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие др.

В XIX — начале XX в. региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, природном и экономическом районировании, региональной ста­тистике, проблемах региональных рынков (здесь следует напом­нить о работе В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»).

Региональные экономические исследования в СССР развива­лись под сильным воздействием государства, и с конца 20-х гг. XX в. они были жестко ориентированы на цели и задачи плано­вого управления'. Это предоставляло принципиально новые воз­можности для научно обоснованного размещения произ­водительных сил в масштабе всего народного хозяйства.

Теоретические и методологические исследования по регио­нальной экономике в СССР до перехода к рыночным отношени­ям концентрировались вокруг трех проблем:

• выявление закономерностей, принципов и факторов разме­щения производительных сил;

• формирование теории экономического районирования;

• создание методологии планирования и регулирования тер­риториального и регионального развития.

Выявление закономерностей и основ размещения производитель­ных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении произ­водства, обусловленные системой социально-экономических от­ношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

В соответствии с парадигмой традиционной советской поли­тической экономии закономерности являются конкретикой, час­тными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят:

1) рациональное, наиболее эффективное размещение производ­ства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное раз­деление труда между регионами и в пределах территории; 4) вы­равнивание уровней экономического и социального развития ре­гионов.

Принципы размещения производительных сил отражают те ос­новы, на которых базируется размещение производства в стране, они конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономер­ности.

В число наиболее часто называемых принципов входят:

• приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции;

• равномерное размещение производства по территории страны;

• специализация хозяйства отдельных регионов с целью мак­симального использования эффекта территориального раз­деления труда;

• комплексное развитие хозяйства регионов;

• укрепление обороноспособности страны и т.п. Создание теории экономического районирования. Принципы размещения производительных сил конкретизируют и дополняют выявленные закономерности.

Теоретические обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования региональных хозяйственных комплексов получили наибольшее развитие в работах Н.Н. Коло-совского. Он исходил из того, что «правильное» разделение стра­ны на крупные экономические районы будет способствовать их комплексному развитию (путем развития внутренней коопера­ции), усилит их специализацию в экономике страны'.

Основные положения теории экономического районирования сводятся к следующему:

• вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представ­ляющие в своей совокупности законченную систему регио­нальных сочетаний производительных сил;

• каждый экономический район является всесторонне развитой в экономическом отношении территорией, объединяющей природные ресурсы, производственный аппарат, население с его трудовыми навыками, транспортные коммуникации и дру­гие материальные ценности наиболее выгодным образом в виде производственно-территориального сочетания;

• выполнение основной экономической задачи приводит к специализации каждого экономического района на тех от­раслях производства, которые в нем могут быть развиты наиболее полно и выгодно, включая все необходимые про­мышленные, энергетические и транспортные звенья. Обмен между районами ограничивается строго необходимыми ко­личествами продуктов при отказе от излишне дальних и встречных перевозок. Каждый район осуществляет комплек­сное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и по­требительских нужд за счет местных источников сырья и

энергии.

Для каждого экономического района устанавливаются три ка­тегории производств:

а) районного значения (продукция потребляется внутри эко­номического района);

б) межрайонного значения (для группы экономических райо­нов);

в) общестранового значения.

При этом развитие каждого района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному и культурному раз­витию населения страны и региона.

Наиболее сильной стороной отечественной школы региональ­ной экономики были исследования, обеспечивающие планирова­ние размещения производительных сил и разработку методов тер­риториального развития.

Эти исследования были направлены на осуществление ради­кальных сдвигов в размещении производительных сил (движение на восток и север), разработку региональных программ, крупных инвестиционных проектов, создание методических основ систе­мы территориального планирования и управления (в особеннос­ти новых форм территориальной организации хозяйства).

Проблема рациональной территориальной организации хозяй­ства имеет свою историю. У ее истоков стояли такие ученые, как Н.Н. Колосовский, Н.Н. Некрасов, B.C. Немчинов и др.

Российские ученые внесли существенный вклад в теорию тер­риториального разделения труда, производственной специализа­ции регионов и их комплексного развития, в становление теории формирования территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и систем расселения населения, исследо­вание территориальных закономерностей циклов производства, моделирование развития экономики региона, разработку схем и прогнозов развития и размещения производительных сил и др.

Заметными достижениями отечественной школы регионали-стики начиная с 20-х гг. явились: план ГОЭЛРО, разработка ре­гионального разреза первого пятилетнего плана, проекты Урало-Кузнецкого комбината, Ангаро-Енисейской программы, програм­мы «Большая Волга» и др. Создавались специализированные научные коллективы, входившие в систему Госплана СССР и Академии наук СССР, а также высших учебных заведений. Голов­ной научной организацией по региональным исследованиям с 1930 г. стал Совет по изучению производительных сил (СОПС).

Наиболее серьезные научные достижения в отечественной ре-гионалистике, не уступающие мировому уровню, связаны с раз­работкой и применением методов прогнозирования и планирования. Были развернуты исследования по моделированию развития и раз­мещения отраслей и многоотраслевых комплексов, построению региональных межотраслевых балансов, моделям регионального развития и формирования территориально-производственных комплексов, различным типам межрегиональных моделей, мето­дологии разработки региональных программ и схем развития и размещения производительных сил.

С 60-х гг. прошлого века стала разрабатываться Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР, а с 70-х гг. параллельно с ней стал разрабатываться другой предпла­новый синтетический документ — Комплексная программа науч­но-технического прогресса (включавшая разделы по союзным республикам и сводный «региональный» том). Последняя Гене­ральная схема охватывала горизонт до 2005 г., а последняя Комп­лексная программа — до 2010 г.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокуп-,,, ность экономически и технологически взаимосвязанных предпри-I ятий независимо от их форм собственности и ведомственной под-| чиненности, находящихся на ограниченной территории, исполь­зующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие рациональное использование трудовых и других

ресурсов), объекты.

Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схе­мой развития производительных сил, с получением дополнитель­ного экономического эффекта за счет:

• рационального подбора предприятий в состав ТПК;

• оптимальных уровней производства на специализированных

предприятиях;

• пропорциональности между отраслями специализации и дополняющими производствами, между производством и инфраструктурой, производством и транспортом;

• рационального использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на тер­ритории ТПК строящихся предприятий;

• асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:

1) районные, на базе которых формируются экономические

районы страны;

2) внутрирайонные (в пределах экономических районов);

3) локальные (промышленные, агропромышленные) в городах

и сельской местности.

В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибир­ского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строитель­ства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому  ПК.

Еще одной формой организации производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производ­ствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуни­кациями (общеузловые объекты)'. В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые и ре­конструируемые предприятия независимо от формы собственно­сти и подчиненности. Для каждого промышленного узла состав­ляется схема генерального плана, в которой определяются голов­ной застройщик общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабже­ния электроэнергией, теплом, газом и т.д.

На территории промышленного узла отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм. Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входя­щими в узел на долевых началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и т.д.).

При размещении предприятий в промышленном узле эконо­мия земельной площади составляет 9—10%, капитальных вложе­ний — около 3%.

1.1.3. Формирование современной региональной науки

В первом послевоенном десятилетии исследования проблем региональной экономики получили развитие во многих странах. Создались предпосылки для объединения ученых-регионалистов и новой попытки синтеза теорий пространственной организации экономики. На этом этапе авангардную роль сыграл американс­кий ученый У.Изард.

У.Изард справедливо критикует классическую и неоклассичес­кую экономические теории за то, что они ограничивались изуче­нием «страны чудес, лишенной каких бы то ни было простран­ственных характеристик». Отчасти это объяснялось виной клас­сических теорий размещения, которые излагались на устаревшем языке и с чрезмерными упрощениями «частичного равновесия», постоянством коэффициентов, минимизацией издержек, неизмен­ностью кривых спроса и т.п.

Закон, выведенный У.Изардом, гласит: фирмы, максимизиру­ющие прибыль, будут размешаться таким образом, чтобы предель­ные нормы замещения транспортных затрат на доставку товаров из двух разных пунктов (регионов) были равны величине, обрат­ной отношению их транспортных тарифов. Из этого условия пер­вого порядка максимизации прибыли можно вывести все частные теории развития (Тюнена, Лаунхардта, Вебера и др.).

В своих трудах У.Изард адаптирует методы макроэкономики для исследований межрегиональных связей, разрабатывает моде­ли пространственного равновесия, размещенческих игр, форми­рования промышленного комплекса, исследует конфликты в ре­гиональных системах. Он связал теорию размещения с теориями производства, ценообразования, торговли и др.

Новые объекты исследования в региональной науке. Региональ­ная наука, используя теории и открытия других общественных дисциплин, делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания обще­ственного поведения и общественных форм. Цель этого — выяв­ление пространственных взаимосвязей не только между людьми и их деятельностью, но и между людьми и географической сре­дой.

Следует отметить, что в трудах первооткрывателей региональ­ной экономики регион выступал только как сосредоточение при­родных ресурсов и населения, производства и потребления това­ров и не рассматривался как носитель особых экономических ин­тересов.

Новыми объектами теории регионалистики становятся разме­щения инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем. В современных условиях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые Издержки) на проблемы инфраструктурного обеспечения, учет экологических ограничений. В настоящее время акцент перено­сится на учет нематериальных факторов размещения. К числу нематериальных факторов размещения относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий потенциал; привязанность лю­дей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факто­ры труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, потребовалось создание нового информационно-аналити­ческого инструментария.

Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа), или же на интересы государства (советская школа). Современные те­ории объясняют закономерности размещения в условиях проти­воречивости индивидуальных, групповых (корпоративных, реги­ональных) и государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского описания исследуемых явлений в новых теориях анализируется и прогнозируется поведение участ­ников процесса размещения в условиях риска и неопределенности.

Теории структуризации и эффективной организации экономи­ческого пространства опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения — промышленных и транспортных узлов, агломераций, территори­ально-производственных комплексов, городских и сельских посе­лений разного типа.

Широкое признание получила теория полюсов роста, выдви­нутая французским экономистом Ф.Перру. В ее основе лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, и в первую очередь, лидирующих отраслей, создающих новые то­вары и услуги. Она усиливает теорию центральных мест В.Крис-таллера, используя более современные достижения экономичес­кой науки (в частности, метод «затраты — выпуск» В.Леонтьева). В то же время данная теория во многих отношениях соприкаса­ется с теорией производственно-территориальных комплексов Н.Н. Колосовского. Те центры и ареалы экономического про­странства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, по­скольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий и формированию по­люсов экономического роста.

Современная теория межрегиональных экономических взаи­модействий (или взаимодействия региональных экономик) вклю­чает в себя и интегрирует частные теории размещения производ­ства и производственных факторов, межрегиональных экономи­ческих связей, распределительных отношений. Она использует результаты теории общего экономического равновесия и идею международной экономической интеграции.

Математической базой современной теории размещения явля­ются многоцелевая оптимизация, теории кооперативных игр, группового выбора и др.

 

ВОПРОС 39

 

 

Многообразие субъектов, входящих в Россию, предопределяет необхо­димость учета региональных особенностей при решении общих для страны экономических и социальных проблем.

Поэтому при постановке задач государственного масштаба должен быть учтен территориальный аспект.

Основная цель прогнозирования территориального социально-эконо­мического развития - обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной экономической политики.

Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, средне­срочную перспективу и ежегодно (текущие прогнозы).

Задачи прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу:

1. Размещение производительных сил.

2. Совершенствование территориальной структуры.

3. Выравнивание социально-экономического развития территорий.

4. Определение базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реа­лизации целевых государственных программ.

5. Определение путей рационального использования природных ресурсов.

6. Определение путей улучшения состояния окружающей среды регионов.

7. Определение направлений совершенствования демографической си­туации.

Эти задачи прогнозирования решаются совместно на федеральном" и региональном уровнях.

Задачи прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу:

1. Определение перспектив развития инфраструктуры региона.

2. Разработка собственного производства импортозамещающй продукции.

3. Разработка мероприятий по стабилизации экономической и финансо­вой ситуации в регионах.

4. Определение перспектив и путей развития экспортоориентированных регионов.

5. Выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ.

Среднесрочные прогнозы разрабатываются на территориях с последую­щим согласованием важных для страны задач на федеральном уровне.

Задача текущего (краткосрочного) территориального прогнозирования:

1. Определение инфляционных ожиданий (динамики изменения цен и тарифов).

2. Определение вариантов развития опорных (базовых) отраслей.

3. Определение налоговых потенциалов регионов, их бюджетной обе­спеченности и потребности в дотациях и субвенциях из федерального бюд­жета.

Эти задачи обязательно должны быть решены на основании региональ­ной политики, учитывающей специфику конкретного региона и особенно­сти современного этапа проведения экономических реформ.

3.1.2. Классификация региональных прогнозов

Развитие региональной экономики опирается на разработку региональ­ной политики, которая основывается на социально-экономическом прогно­зировании.

Существует система региональных социально-экономических прогно­зов, которые условно можно классифицировать по нескольким признакам:

- по субъектам прогнозирования (кто составляет);

- по объектам прогнозирования (сфера прогнозирования);

- по срокам прогнозирования;

- по видам прогнозов;

- по цели прогнозирования;

- по методам прогнозирования;

- по процедуре прогнозирования.

На рис. 3.1 представлена классификация региональных прогнозов.

В плановой экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С середины 60-х гг. основными признанными доку­ментами были генеральная схема развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения. К концу 70-х гг. появилась Ком­плексная программа научно-технического прогресса. В 80-х гг. разрабатыва­лись основные направления экономического и социального развития СССР, республик,регионов.

Система прогнозов и планов имела определенные позитивные качества:

создавались условия для увязки макроэкономического, отраслевого, терри­ториального аспектов развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические, социальные факторы.

В России ситуация в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель хозяйствования. Было ликвидировано детальное дирек­тивное планирование, в значительной мере утрачены контрольные функции при социально - экономическом прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема расселения в России.

Однако отраслевые прогнозы утратили свою действенность, т. к. некото­рые отраслевые министерства ликвидированы, другие же лишены возмож­ности воздействовать на производство. Минэкономразвития РФ не управ­ляет реальным сектором экономики; ликвидирована, собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя система прогнозирования и планирования разрушена.

Усилия федеральных и региональных органов власти по прогнозирова­нию направлены, главным образом, на попытку регулировать процессы раз­вития в ближайшей перспективе.

3.1.3. Законодательная база прогнозирования

Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-эконо­мического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-эко­номического развития России и программ, а также порядок разработки про­гнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам.

В Законе определено, что прогнозы должны разрабатываться в несколь­ких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и др. факторов. Особо указы­вается на взаимосвязь долгосрочного прогноза, концепции социально-эко­номического развития, а также среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития региона. На рис. 3.2. показана взаимо­связь прогнозов и программ социально-экономического развития.

В настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и програм­мах социально - экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему прогнозирования вводится понятие индикативного плана.

Индикативный план социально-экономического развития - система по­казателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного; территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год.

В проекте закона усиливается роль прогнозирования государственного сектора экономики и уделяется внимание мониторингу за исполнением ин­дикативных планов, четко трактуется роль субъектов Федерации в прогнози­ровании социально-экономического развития.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ создал правовую базу для разработки и реализации страте­гии экономического и социального развития страны. При этом в Законе опре­деляются нормативы формирования системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и про­граммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и перечней федеральных целевых программ.

Однако подготовка прогнозов и концепции на долгосрочный период, а также разработка программ на среднесрочный период ведется от случая к случаю. Обоснованная перспективная стратегия развития экономики страны практически отсутствует, что ведет к крупным ошибкам и просчетам, затруд­няет выход страны из кризиса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ