Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Наличие в крупных
фирмах (АО и 000) коллегиального органа управления в лице совета директоров
(наблюдательного совета) обеспечивает стабильность в управленческой
деятельности, исключает возможность нелогичных волевых единоличных решений по
узловым вопросам хозяйственной деятельности. При такой структуре даже наличие
единоличного управленческого органа в лице генерального директора (при
отсутствии правления) компенсируется контрольно-распорядительными функциями совета
директоров. Зачастую у членов совета директоров (наблюдательного совета)
находится контрольный пакет акций (50% плюс одна акция), что превращает ото
фактически в постоянно действующее собрание акционерок. Кроме того, наличие
такого демократического органа защищает фирму от принятия волевых решений в
отношениях с муниципальными и региональными властями, особенно по вопросам
собственности, земельных участков, аренды имущества и т. п. Зачастую совет
директоров может оказаться единственным постоянно действующим органом, способным
отстоять интересы фирмы (особенно когда генеральный директор находится под
давлением аппарата муниципальных и региональных органов и не в состоянии сопротивляться
их нажиму).
Рассмотренные выше
субъекты хозяйствования составляют основное содержание поля регионального
менеджмента. Наряду с ними, важными элементами такого поля являются
общественные институты, государственные (региональные) и муниципальные
организации. В этом своем состоянии поле регионального менеджмента проявляется
как интегрированный целостный объект регионального регулирования (управления).
1.1.2.
Региональные и муниципальные организации
Координацию
деятельности хозяйствующих субъектов на территории — от домохозяйства
(хаусхолда) до крупной корпорации (АО, 000) — осуществляют различные
региональные и муниципальные некоммерческие организации. Заглавными (задающими
тон) организациями выступают региональные и муниципальные законодательные и
исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и
администрация (краевая, областная, республиканская), на муниципальном уровне —
городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация.
Действующие от имени этих органов учреждения и организации также представляют
собой существенную группу элементов поля регионального менеджмента.
Законодательные
органы очерчивают условия (граничные параметры) функционирования всех
организаций на подведомственной территории. Администрации и действующие от их
имени организации и учреждения осуществляют непосредственную координацию
деятельности хозяйствующих субъектов. Это достигается через (как показано
выше) предоставление лицензий, выдачу фирмам региональных и муниципальных
заказов (подрядов), предоставление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд,
включение и территориальные программы, финансируемые центральными и местными
органами и т. п.
Создаваемые в
структурах региональных и муниципальных администраций отраслевые комитеты,
департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на постоянной
или временной основе) с действующими на территории хозяйствующими субъектами
различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает горизонтальную
и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе
и повторяемость отношений в многократном процессе общественного воспроизводства.
Наличие у
муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов
обеспечивает им возможность выбора различных рычагов экономического и административного
координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и
творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикальная
взаимозависимость между региональным и муниципальным уровнями управления
осложняет реализацию тех крупных региональных проектов, в которых существенное
место занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры,
социально-культурные объекты и др.).
Наряду с
региональными и муниципальными администрациями как составными элементами
региональной системы управления страны координацию деятельности хозяйствующих
субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные
негосударственные и некоммерческие организации. Одной из важных организаций
такого рода является региональная торгово-промышленная палата (ТПП). В ряде
стран (особенно Европы) членство в торгово-промышленной палате выступает для
фирмы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и
авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в
Российской Федерации. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышленные
палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие
в установлении межфирменных контактов как на внутрироссийском, так и на международном
уровне. Проводимые под эгидой ТПП выставки продукции, конференции
производителей и потребителей являются эффективным средством координации деятельности
фирм в регионе, выяснения перспективных сегментов рынка, освоения рациональных
технологий. Консультативная деятельность ТПП способствует ознакомлению
дислоцированных в регионе фирм с передовыми достижениями в интересующей
области и др.
Наряду с
торгово-промышленными палатами, в регионах действуют многочисленные
представительства различных просветительских, образовательных, инвестиционных,
страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим
звеном в деятельности на территории хозяйствующих субъектов, занимая свободные
в этой сфере потребительские ниши.
1.1.3.
Общественные институты
Региональное и
муниципальное управление территорией в большей мере, нежели управление
фирмами, обусловлено общественными институтами. Это объясняется тем, что
органы территориального управления, как правило, избираются населением и
соответственно обязаны выполнять его желания и стремления. Поэтому реализация
общественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом
регионального менеджмента.
Общество влияет на
региональную (или муниципальную) организацию, выступающую в роли координатора
той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в основном косвенным
образом. В отличие от производственно-коммерческих фирм, в деятельности
территориальных организаций существует более высокий уровень социальной
ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках
законодательства может быть принята населением соответствующей территории
(например, размещение вредных производств, хранилищ химреактивов и
углеводородов, строительстве водоемов, распахивание выпасов, закрытие
нерентабельных муниципальных предприятий, библиотек, клубов и др.).
При сравнении
альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных
предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В
противном случае их офисы заполнят другие персоны.
В этом ракурсе
координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету
(пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому
их выражению в конкретных управленческих действиях.
Ответственность
региональной (и муниципальной) организации может быть социальной и
юридической.
Под социальной
ответственностью организации понимается определенный уровень добровольного
отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустройство,
культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная
ответственность имеет вполне материализованные (то есть конкретные)
последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и
управления. Поэтому такой фактор находится в числе перворазрядных после соблюдения
законодательства.
Под юридической
ответственностью организации понимается следование конкретным законам и
нормам государственного и муниципального ре1улирования, определяющим то, что
может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.
Действия
организации в области социальной ответственности являются мерами
стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.
Для поддержания
равновесного состояния общественных отношений на соответствующей территории, а
также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и
поддерживает определенную систему этических норм. Часть из них носит
универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфична
для конкретных территорий и организаций.
Этические нормы
описывают систему общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной
территории или организации. Обычно они не имеют верхних границ. Причем, как
правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.
Неэтичным в менеджменте
территориальной (региональной, муниципальной) организации считается:
— брать и давать
взятки;
— допускать
картельные соглашения;
— не применять мер
по санитарной защите персонала и населения;
— платить
персоналу выше возможного;
— недоплачивать
населению компенсацию за размещение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;
— допускать
поставки на рынок недоброкачественных товаров;
— вовлекать
персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;
— распространять
сведения, порочащие конкурентов или партнеров;
— отказываться от
благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации
создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В
крупных региональных и муниципальных организациях действуют специальные
внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание
определенного нравственного фона в коллективе и соответственно — имиджа организации.
Известны примеры
плодотворной работы территориальных общественных комитетов по этике,
формируемых из наиболее авторитетных руководителей различных организаций. Цель
таких комитетов — использовать этические нормы в качестве дополнительных
регуляторов отношений расположенных на территории хозяйствующих субъектов в
сфере предпринимательства и делового партнерства.
ВОПРОС
38
Особенности России
— ее огромная территория и разнообразие природно-экономических, социальных и
других условий — безусловно требовали развития региональных исследований и децентрализации
самой науки. Проблемам территориального экономического устройства государства
уделили внимание великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И.
Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие др.
В XIX — начале XX
в. региональные исследования в России концентрировались главным образом на
изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии,
природном и экономическом районировании, региональной статистике, проблемах
региональных рынков (здесь следует напомнить о работе В.И. Ленина «Развитие
капитализма в России»).
Региональные
экономические исследования в СССР развивались под сильным воздействием
государства, и с конца 20-х гг. XX в. они были жестко ориентированы на цели и
задачи планового управления'. Это предоставляло принципиально новые возможности
для научно обоснованного размещения производительных сил в масштабе всего
народного хозяйства.
Теоретические и
методологические исследования по региональной экономике в СССР до перехода к
рыночным отношениям концентрировались вокруг трех проблем:
• выявление
закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил;
• формирование
теории экономического районирования;
• создание
методологии планирования и регулирования территориального и регионального
развития.
Выявление
закономерностей и основ размещения производительных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют собой
выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой
социально-экономических отношений, стадией экономического развития,
научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.
В соответствии с
парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности
являются конкретикой, частными случаями или следствиями объективных экономических
законов.
К числу важнейших
закономерностей, например, относят:
1) рациональное,
наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие
хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное
территориальное разделение труда между регионами и в пределах территории; 4)
выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Принципы
размещения производительных сил отражают те основы,
на которых базируется размещение производства в стране, они конкретизируют,
дополняют и отчасти дублируют закономерности.
В число наиболее
часто называемых принципов входят:
• приближение
производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой
продукции;
• равномерное
размещение производства по территории страны;
• специализация
хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта
территориального разделения труда;
• комплексное
развитие хозяйства регионов;
• укрепление
обороноспособности страны и т.п. Создание теории экономического
районирования. Принципы размещения производительных сил конкретизируют и
дополняют выявленные закономерности.
Теоретические
обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования
региональных хозяйственных комплексов получили наибольшее развитие в работах
Н.Н. Коло-совского. Он исходил из того, что «правильное» разделение страны на
крупные экономические районы будет способствовать их комплексному развитию
(путем развития внутренней кооперации), усилит их специализацию в экономике страны'.
Основные положения
теории экономического районирования сводятся к следующему:
• вся территория
страны делится на экономические районы, образованные по производственным
признакам и представляющие в своей совокупности законченную систему региональных
сочетаний производительных сил;
• каждый
экономический район является всесторонне развитой в экономическом отношении
территорией, объединяющей природные ресурсы, производственный аппарат,
население с его трудовыми навыками, транспортные коммуникации и другие
материальные ценности наиболее выгодным образом в виде
производственно-территориального сочетания;
• выполнение
основной экономической задачи приводит к специализации каждого экономического
района на тех отраслях производства, которые в нем могут быть развиты наиболее
полно и выгодно, включая все необходимые промышленные, энергетические и
транспортные звенья. Обмен между районами ограничивается строго необходимыми количествами
продуктов при отказе от излишне дальних и встречных перевозок. Каждый район
осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее
полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет
местных источников сырья и
энергии.
Для каждого
экономического района устанавливаются три категории производств:
а) районного
значения (продукция потребляется внутри экономического района);
б) межрайонного
значения (для группы экономических районов);
в) общестранового
значения.
При этом развитие
каждого района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному
и культурному развитию населения страны и региона.
Наиболее сильной
стороной отечественной школы региональной экономики были исследования,
обеспечивающие планирование размещения производительных сил и
разработку методов территориального развития.
Эти исследования
были направлены на осуществление радикальных сдвигов в размещении
производительных сил (движение на восток и север), разработку региональных
программ, крупных инвестиционных проектов, создание методических основ системы
территориального планирования и управления (в особенности новых форм
территориальной организации хозяйства).
Проблема
рациональной территориальной организации хозяйства имеет свою историю. У ее
истоков стояли такие ученые, как Н.Н. Колосовский, Н.Н. Некрасов, B.C. Немчинов и др.
Российские ученые
внесли существенный вклад в теорию территориального разделения труда,
производственной специализации регионов и их комплексного развития, в
становление теории формирования территориально-производственных комплексов,
промышленных узлов и систем расселения населения, исследование территориальных
закономерностей циклов производства, моделирование развития экономики региона,
разработку схем и прогнозов развития и размещения производительных сил и др.
Заметными
достижениями отечественной школы регионали-стики начиная с 20-х гг. явились:
план ГОЭЛРО, разработка регионального разреза первого пятилетнего плана,
проекты Урало-Кузнецкого комбината, Ангаро-Енисейской программы, программы
«Большая Волга» и др. Создавались специализированные научные коллективы,
входившие в систему Госплана СССР и Академии наук СССР, а также высших учебных
заведений. Головной научной организацией по региональным исследованиям с 1930 г. стал Совет по изучению производительных сил (СОПС).
Наиболее серьезные
научные достижения в отечественной ре-гионалистике, не уступающие мировому
уровню, связаны с разработкой и применением методов прогнозирования и
планирования. Были развернуты исследования по моделированию развития и размещения
отраслей и многоотраслевых комплексов, построению региональных межотраслевых
балансов, моделям регионального развития и формирования
территориально-производственных комплексов, различным типам межрегиональных
моделей, методологии разработки региональных программ и схем развития и
размещения производительных сил.
С 60-х гг.
прошлого века стала разрабатываться Генеральная схема развития и размещения
производительных сил СССР, а с 70-х гг. параллельно с ней стал разрабатываться
другой предплановый синтетический документ — Комплексная программа научно-технического
прогресса (включавшая разделы по союзным республикам и сводный «региональный»
том). Последняя Генеральная схема охватывала горизонт до 2005 г., а последняя Комплексная программа — до 2010 г.
Территориально-производственный
комплекс (ТПК) — совокуп-,,, ность экономически и
технологически взаимосвязанных предпри-I ятий независимо от их форм
собственности и ведомственной под-| чиненности, находящихся на ограниченной
территории, использующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает
специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие
рациональное использование трудовых и других
ресурсов),
объекты.
Основной задачей
формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной
программой или схемой развития производительных сил, с получением дополнительного
экономического эффекта за счет:
• рационального
подбора предприятий в состав ТПК;
• оптимальных
уровней производства на специализированных
предприятиях;
• пропорциональности
между отраслями специализации и дополняющими производствами, между
производством и инфраструктурой, производством и транспортом;
• рационального
использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного
размещения на территории ТПК строящихся предприятий;
• асинхронного
ввода в действие взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа
ТПК:
1) районные, на
базе которых формируются экономические
районы страны;
2) внутрирайонные
(в пределах экономических районов);
3) локальные
(промышленные, агропромышленные) в городах
и сельской
местности.
В СССР были
приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибирского (северо-запад Сибири),
Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального
строительства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ПК.
Еще одной формой
организации производства на территории является промышленный узел.
Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными
производствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями
(общеузловые объекты)'. В состав промышленного узла включаются как вновь
строящиеся, так и расширяемые и реконструируемые предприятия независимо от
формы собственности и подчиненности. Для каждого промышленного узла составляется
схема генерального плана, в которой определяются головной застройщик
общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и
предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации,
снабжения электроэнергией, теплом, газом и т.д.
На территории
промышленного узла отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших
расстояниях друг от друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других
требований и норм. Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входящими в
узел на долевых началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение
водой, паром и т.д.).
При размещении
предприятий в промышленном узле экономия земельной площади составляет 9—10%,
капитальных вложений — около 3%.
1.1.3. Формирование современной
региональной науки
В первом
послевоенном десятилетии исследования проблем региональной экономики получили
развитие во многих странах. Создались предпосылки для объединения
ученых-регионалистов и новой попытки синтеза теорий пространственной организации
экономики. На этом этапе авангардную роль сыграл американский ученый У.Изард.
У.Изард
справедливо критикует классическую и неоклассическую экономические теории за
то, что они ограничивались изучением «страны чудес, лишенной каких бы то ни
было пространственных характеристик». Отчасти это объяснялось виной классических
теорий размещения, которые излагались на устаревшем языке и с чрезмерными
упрощениями «частичного равновесия», постоянством коэффициентов, минимизацией
издержек, неизменностью кривых спроса и т.п.
Закон, выведенный
У.Изардом, гласит: фирмы, максимизирующие прибыль, будут размешаться таким
образом, чтобы предельные нормы замещения транспортных затрат на доставку
товаров из двух разных пунктов (регионов) были равны величине, обратной
отношению их транспортных тарифов. Из этого условия первого порядка
максимизации прибыли можно вывести все частные теории развития (Тюнена,
Лаунхардта, Вебера и др.).
В своих трудах
У.Изард адаптирует методы макроэкономики для исследований межрегиональных
связей, разрабатывает модели пространственного равновесия, размещенческих игр,
формирования промышленного комплекса, исследует конфликты в региональных
системах. Он связал теорию размещения с теориями производства, ценообразования,
торговли и др.
Новые объекты
исследования в региональной науке. Региональная
наука, используя теории и открытия других общественных дисциплин, делает упор
на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения
для понимания общественного поведения и общественных форм. Цель этого — выявление
пространственных взаимосвязей не только между людьми и их деятельностью, но и
между людьми и географической средой.
Следует отметить,
что в трудах первооткрывателей региональной экономики регион выступал только
как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления
товаров и не рассматривался как носитель особых экономических интересов.
Новыми объектами
теории регионалистики становятся размещения инноваций, телекоммуникационных
и компьютерных систем. В современных условиях внимание перемещается с
традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые
Издержки) на проблемы инфраструктурного обеспечения, учет экологических
ограничений. В настоящее время акцент переносится на учет нематериальных
факторов размещения. К числу нематериальных факторов размещения
относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной
деятельности и рекреационных услуг; творческий потенциал; привязанность людей
к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели
материальные, поддаются количественной оценке, потребовалось создание нового
информационно-аналитического инструментария.
Прежние теории
ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и
потребителей (западная школа), или же на интересы государства (советская
школа). Современные теории объясняют закономерности размещения в условиях
противоречивости индивидуальных, групповых (корпоративных, региональных) и
государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского
описания исследуемых явлений в новых теориях анализируется и прогнозируется
поведение участников процесса размещения в условиях риска и неопределенности.
Теории
структуризации и эффективной организации экономического пространства опираются
на функциональные свойства форм пространственной организации производства и
расселения — промышленных и транспортных узлов, агломераций, территориально-производственных
комплексов, городских и сельских поселений разного типа.
Широкое признание
получила теория полюсов роста, выдвинутая французским экономистом
Ф.Перру. В ее основе лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры
экономики, и в первую очередь, лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги.
Она усиливает теорию центральных мест В.Крис-таллера, используя более
современные достижения экономической науки (в частности, метод «затраты —
выпуск» В.Леонтьева). В то же время данная теория во многих отношениях
соприкасается с теорией производственно-территориальных комплексов Н.Н.
Колосовского. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются
предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов
производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование.
Это приводит к концентрации предприятий и формированию полюсов экономического
роста.
Современная теория
межрегиональных экономических взаимодействий (или взаимодействия региональных
экономик) включает в себя и интегрирует частные теории размещения производства
и производственных факторов, межрегиональных экономических связей,
распределительных отношений. Она использует результаты теории общего
экономического равновесия и идею международной экономической интеграции.
Математической
базой современной теории размещения являются
многоцелевая оптимизация, теории кооперативных игр, группового выбора и др.
ВОПРОС
39
Многообразие
субъектов, входящих в Россию, предопределяет необходимость учета региональных
особенностей при решении общих для страны экономических и социальных проблем.
Поэтому при
постановке задач государственного масштаба должен быть учтен территориальный
аспект.
Основная цель
прогнозирования территориального социально-экономического развития -
обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при
разработке и реализации региональной экономической политики.
Территориальные
прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и
ежегодно (текущие прогнозы).
Задачи
прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу:
1. Размещение
производительных сил.
2.
Совершенствование территориальной структуры.
3. Выравнивание
социально-экономического развития территорий.
4. Определение
базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реализации целевых
государственных программ.
5. Определение
путей рационального использования природных ресурсов.
6. Определение
путей улучшения состояния окружающей среды регионов.
7. Определение
направлений совершенствования демографической ситуации.
Эти задачи прогнозирования
решаются совместно на федеральном" и региональном уровнях.
Задачи
прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу:
1. Определение
перспектив развития инфраструктуры региона.
2. Разработка
собственного производства импортозамещающй продукции.
3. Разработка
мероприятий по стабилизации экономической и финансовой ситуации в регионах.
4. Определение
перспектив и путей развития экспортоориентированных регионов.
5. Выявление
проблем, решение которых требует разработки целевых программ.
Среднесрочные
прогнозы разрабатываются на территориях с последующим согласованием важных для
страны задач на федеральном уровне.
Задача текущего
(краткосрочного) территориального прогнозирования:
1. Определение
инфляционных ожиданий (динамики изменения цен и тарифов).
2. Определение
вариантов развития опорных (базовых) отраслей.
3. Определение
налоговых потенциалов регионов, их бюджетной обеспеченности и потребности в
дотациях и субвенциях из федерального бюджета.
Эти задачи
обязательно должны быть решены на основании региональной политики, учитывающей
специфику конкретного региона и особенности современного этапа проведения
экономических реформ.
3.1.2.
Классификация региональных прогнозов
Развитие
региональной экономики опирается на разработку региональной политики, которая
основывается на социально-экономическом прогнозировании.
Существует система
региональных социально-экономических прогнозов, которые условно можно
классифицировать по нескольким признакам:
- по субъектам
прогнозирования (кто составляет);
- по объектам
прогнозирования (сфера прогнозирования);
- по срокам
прогнозирования;
- по видам прогнозов;
- по цели
прогнозирования;
- по методам прогнозирования;
- по процедуре
прогнозирования.
На рис. 3.1
представлена классификация региональных прогнозов.
В плановой
экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С
середины 60-х гг. основными признанными документами были генеральная схема
развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения.
К концу 70-х гг. появилась Комплексная программа научно-технического
прогресса. В 80-х гг. разрабатывались основные направления экономического и
социального развития СССР, республик,регионов.
Система прогнозов
и планов имела определенные позитивные качества:
создавались
условия для увязки макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов
развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические,
социальные факторы.
В России ситуация
в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель
хозяйствования. Было ликвидировано детальное директивное планирование, в
значительной мере утрачены контрольные функции при социально - экономическом
прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема
расселения в России.
Однако отраслевые
прогнозы утратили свою действенность, т. к. некоторые отраслевые министерства
ликвидированы, другие же лишены возможности воздействовать на производство.
Минэкономразвития РФ не управляет реальным сектором экономики; ликвидирована,
собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за
выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя
система прогнозирования и планирования разрушена.
Усилия федеральных
и региональных органов власти по прогнозированию направлены, главным образом,
на попытку регулировать процессы развития в ближайшей перспективе.
3.1.3.
Законодательная база прогнозирования
Прогнозирование
социально-экономического развития осуществляется в настоящее время в
соответствии с Федеральным законом № 115 от 20.07.95 г. «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской
Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных
прогнозов социально-экономического развития России и программ, а также порядок
разработки прогнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития
должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам,
отраслям экономики, по регионам.
В Законе
определено, что прогнозы должны разрабатываться в нескольких вариантах с
учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических,
экономических, социальных и др. факторов. Особо указывается на взаимосвязь
долгосрочного прогноза, концепции социально-экономического развития, а также
среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития
региона. На рис. 3.2. показана взаимосвязь прогнозов и программ
социально-экономического развития.
В настоящее время
подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном
прогнозировании, индикативном планировании и программах социально -
экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему
прогнозирования вводится понятие индикативного плана.
Индикативный план
социально-экономического развития - система показателей
социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного;
территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год.
В проекте закона
усиливается роль прогнозирования государственного сектора экономики и уделяется
внимание мониторингу за исполнением индикативных планов, четко
трактуется роль субъектов Федерации в прогнозировании социально-экономического
развития.
Федеральный закон
«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ создал правовую базу для разработки и реализации стратегии экономического и
социального развития страны. При этом в Законе определяются нормативы
формирования системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов,
концепции на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу и перечней федеральных целевых программ.
Однако подготовка
прогнозов и концепции на долгосрочный период, а также разработка программ на
среднесрочный период ведется от случая к случаю. Обоснованная перспективная
стратегия развития экономики страны практически отсутствует, что ведет к
крупным ошибкам и просчетам, затрудняет выход страны из кризиса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|