бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №23

 

«Методы и этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения».

 

Как и коммуникации, принятие решений представляет собой связующий процесс в региональном администриро­вании. Однако, в отличие от других связующих процессов, принятие решений выступает и как управленческая функ­ция (то есть имеет двойственный характер). В этом своем качестве решения присутствуют в каждом элементе уп­равленческой деятельности, поскольку всякий шаг требу­ет сравнения альтернатив и выбора.

«Процесс принятия решений — центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способно­сти руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помо­щью моделей и количественных методов».

Содержание и виды решений

Решение — это конституированис выбора одного из вариантов. Не бывает безальтернативных решений. Выбор из одного варианта (вида работ, материалов, цены, канди­дата на должность и т. п.) — это не решение. Несмотря на такую свою определенность, решение явно или подсозна­тельно постоянно присутствует во всякой управленческой деятельности. Менеджер всегда нацелен на принятие ре­шения, он должен все время выбирать. В этом — интел­лектуальная сложность и эмоциональная изнурительность его труда.

В известной российскому читателю книге «Экономи­ческий образ мышления» профессор Сиэтлского универ­ситета (США) Пол Хейне обосновывает вывод о том, что люди постоянно соизмеряют и выбирают на основе эконо­мических сравнений. Согласование интересов таких эко-номизированных объектов управления и выступает основ­ной целью общественной координации. В предисловии к русскому изданию книги ученый пишет:

«При написании «Экономического образа мышления» моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятий­ный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между мил­лионами людей, даже не знакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знани­ем, велика опасность хаоса и бедствий».2

Действительно, в побудительных мотивах всегда при сутствуют какие-либо предпочтения или, что то же самое, превышение одного над другим (разность в количогтяс, кп-честве и т. д.).

В этом смысле деятельность менеджера любого уровня совпадает с обыденным состоянием людей. Однако, в от­личие от них, для него это — работа (постоянная, трудная и ответственная).

В региональных и муниципальных органах решения принимаются и коллегиально, и индивидуально. В первом случае это делается по фундаментальным вопросам жиз­недеятельности территорий (бюджет, инвестиционные про­граммы, кредиты, распоряжение имуществом, утвержде­ние на ключевые должности и т. п.). Второй случай имеет отношение к текущим вопросам территориальной эконо­мики и ее надстроечных образований (культура, искусст­во, право, общественные институты и т. п.).

По своему содержанию принятие решений, как связу­ющий процесс в управленческой деятельности, представ­ляет собой сложную систему из следующих основных эле­ментов:

• Планирование

(его главной задачей является выбор стратегии и так­тики);

• Организация

(она заключается в выборе организационной структу­ры формирования, которому предстоит обеспечить дости­жение искомой цели);

• Мотивация

(выбор стимуляторов предполагаемой деятельности. Они могут быть как побуждающие, так и ограничивающие. Лучший стимулятор — это тот, который побуждает испол­нителя захотеть сделать то, что предначертано планом);

• Контроль

(определение цели проверок, выбор форм и периодич­ности проверок, составление перечня проверяемых пара­метров и исполнителей).

Организационные решения —это решения, обуслов­ленные должностными обязанностями менеджера. Их цель — обеспечить движение от исходного состояния к поставленным перед организацией целям. Такие реше­ния бывают различных типов.

1.5.2. Типы решений

Решения бывают разных типов. Рассмотрим их.

а) Запрограммированное решение представляет собой действие менеджера в конкретной ситуации по заранее проработанному сценарию. Для менеджера (управляюще­го) заранее составляется инструкция о тех действиях, ко­торые он должен предпринять в каждом конкретном слу­чае. Простейшим известным примером набора запрограм­мированных решений является инструкция на случай по­жара. В ней четко указан порядок и содержание действий в различных ситуациях возгорания объекта.

Одним из видов запрограммированных решений явля­ются «домашние» заготовки шахматистов (проработки ва­риантов продолжения конкретных шахматных позиций).

Особенностью управленческой деятельности работни­ков аппарата региональных и муниципальных администра­ций является повышенная степень многовариантности раз­вития управленческих ситуации. Это объясняется откры­тостью региональной (и особенно муниципальной) эконо­мики, наличием на территории множества различных хо­зяйствующих субъектов, неоднородностью состава насе­ления и др.

Тем не менее, даже при такой высокой степени не­определенности возможны и целесообразны проработки запрограммированных решений. Это способствует сокра­щению времени для принятия оперативных решений, со­впадающих с главной стратегией территориальной орга­низации.

Простейшим видом программ может быть установле­ние запрещений в различных конкретных ситуациях — типа: «не зная броду — не лезь в воду». Последователь­ность запрограммированных решений, составленная по такому методу (запретительному), показана на схеме дви­жения грузового транспорта по городу (см. схему 18).

В этом примере магистральной задачей является дос­тавка груза из пункта А в пункт В, а запрограммированны­ми решениями — запрещение движения на перекрестках (в узловых точках) в конкретных направлениях. Лимити­рующим показателем (граничным параметром) в этой пос­ледовательности решений выступает протяженность пути (в целях экономии топлива, моторесурса и времени дос­тавки).

На схеме 18 показана система программирования ре­шений в узловых точках через запрещения. В этих услови­ях в точке «I» возможны как минимум 2 в^риз"'".'' разви­тия ситуации (к точке «2» и к точке «14»), В точке «б» также возможны 2 варианта продолжения (к точке «7» и к точке «II»). Из точки «13» можно пойти двумя путями (к точке «9» и к точке «17»).

Аналогичную схему можно составить, к примеру, для ситуации инвестирования строительства объекта региональ­ного или муниципального значения. Для этого надо выде­лить основные (базовые) показатели инвестирования и организации строительства, очертить граничные парамет­ры (суммы, сроки и т. п.) и запрещенные действия (выдача ссуд без залога, закупки местных материалов на стороне, превышение сметы и т. п.).

Тем не менее, при кажущейся простоте разработки программ последовательности принятия решений необхо­димо учитывать, что такие программы реальны лишь для ситуаций со сравнительно однородным составом агентов (участников, субъектов, объектов, процессов и т. "д.).

Большой набор запрограммированных решений в стан­дартных ситуациях позволяет менеджеру экономить вре­мя и уменьшить вероятность неверных команд и действий. С развитием электронно-вычислительной техники возмож­ности проработки вариантов продолжения управленческих решений существенно расширяются, что открывает этому методу широкие перспективы.

б) Незапрограммированпые решения это решения, принятые без программы.

Региональное управление предполагает разнообразные ситуации с нестандартным (нетипичным) развитием собы­тий. В этом случае от менеджеров требуется принятие не­запрограммированных решений. Такие решения в основ­ном имеют место в неструктурированных секторах управ­ления и случайных (несистематизированных) ситуациях.

Примерами ситуаций для незапрограммированных ре­шений могут быть следующие: как оптимизировать струк­туру департамента или управления; как улучшить архитек­турный облик города или станицы; как повысить мотива­цию к творческой деятельности менеджеров конкретного отдела администрации; как повысить эффективность ка­питальных вложений в региональные или муниципальные

объекты и др. В каждой из названных ситуаций наиболее веским может оказаться совсем неожиданный фактор. Поэтому для принятия эффективного решения от менед­жера (управляющего) требуется весьма широкая эрудиция, сообразительность («быстрый разум») и смелость (уверен­ность в своих силах, но не авантюризм).

Особую ценность имеет умение менеджера разложить (стратифицировать) нестандартную ситуацию на стандар­тные элементы и пугем комбинирования запрограммиро­ванных решений составить схему (порядок) действий по разрешению создавшейся ситуации.

Эффективным способом нахождения правильного ре­шения может выступать моделирование развития событий по каждому из возможных вариантов и выбор из них наи­более приемлемого.

в) Компромиссы в решениях — это особая форма свя­зей контрагентов, которая обеспечивает согласование про­тиворечивых интересов путем взаимных уступок сторон.

Менеджеру любого ранга необходимо учитывать, что в управлении людьми крайне редко встречаются решения, результатом реализации которых было бы только блпго. Это объясняется тем, что всякое решение уравновешивает противоречивые ценности, а следовательно, использует каждую из них не в полной мере. В результате этого полу­чается, что принятое решение не достигает абсолюта по ценности. В то же время уравновешивающее решение обес­печивает меньшие утраты (негативные явления).

На практике руководитель выбирает не кратчайший путь к цели, а тот, который сопряжен с наименьшим ущер­бом, — то есть действует по принципу «от противного».

Лучшими считаются те руководители, управленческие решения которых сопряжены с наименьшими утратами (экономическими потерями, сокращением персонала, ос­тановкой работы, обострением морально-психологической обстановки в коллективе, общественными потрясениями и т. п.). Это относится как к хозяйственным руководителям, так и к руководителям подразделений региональных и му­ниципальных администраций.

т} Интуитивные решения — это те, которые являют­ся результатом управленческого опыта и подсознательных предпочтений менеджера. Их принятие не опосредовано какими-либо логическими построениями. Они нужны в тех ситуациях, когда надо быстро принять решение, не вдава­ясь в длительное изучение проблемы. Обычно это — ре­шения по тактическим вопросам.

Что касается стратегических решений, то они в основ­ной части являются результатом фундаментальных логи­ческих построений. Это, однако, не исключает использо­вание интуиции. Но она в таких случаях носит вспомога­тельную функцию.

д) Решения на базе суждений основываются на срав­нении рассматриваемой ситуации с подобными, которые встречались ранее, в разработке мер по аналогии. Удоб­ство этого метода принятия решений заключается в том, что он не требует проведения глубокого анализа ситуации и позволяет быстро находить оптимальный вариант дей­ствий.

Недостатком этого метода является то, что он прием­лем только для повторяющихся ситуаций. Кроме того, по­скольку суждения опираются на прожитый опыт, они из­начально приглушают у менеджера интерес к нестандарт­ным решениям, к управленческому творчеству.

е) Аналитические решения опираются на исследова­ние конкретной ситуации. Такие решения представляют собой сложный процесс анализа ситуации и выбора опти­мального варианта управленческих действий.

1.5.3. Этапы процесса принятия решения

Принятие решения представляет собой протяженный во времени процесс. Его особенность заключается в том, что он не завершается выдачей управленческой команды, а предполагает последующие взаимодействия (связи) в фор­ме обратной связи, контроля и анализа общих результатов этого управленческого действия.

Можно выделить 8 этапов процесса аналитического решения: диагностика, границы и критерии, варианты, срав­нение альтернатив, выбор, внедрение, обратная связь, ана­лиз постфактум. Последний этап представляет собой осно-зу для нового цикла осуществления управленческого ре­шения (см. схему 19).

 

1) Диагностика

Принятие решения аналитическим методом начинает­ся с установления и диагностирования проблемы. Под про­блемой обычно понимается то, что не достигнуто по ка­ким-либо причинам (например, недоборы в налогах и сбо­рах; медленные темпы строительства каких-либо объектов;

нарушения в обеспечении населения коммунальными ус­лугами; перебои в доставке продовольствия и т. п.).

В управленческой практике установление диагноза про­блемы, как правило, не носит разового характера, а являет собой процедуру (процесс) из нескольких последователь­ных шагов с принятием промежуточных решений. Первой фазой такой процедуры становится выяснение симптомов (причинных факторов) затруднений или нереализованных возможностей. Таковыми могут быть: несовершенство ре­гиональных законодательных актов о налогообложении; несбалансированность решений региональных и муници­пальных органов по льготированию отраслей и хозяйству­ющих субъектов; неадекватность организационной струк­туры региональной (или муниципальной) администрации изменившимся условиям хозяйствования; высокая теку­честь кадров в организации; внутренние и внешние конф­ликты и т. п.

Обнаруженные симптомы проблемы подлежат анали­зу. В этом случае уместен запрос дополнительной инфор­мации, сосредоточенной на указанных симптомах. Такую информацию называют релевантной, то есть касающейся только конкретной проблемы. Всю работу но сбору и ана­лизу релевантной информации должны выполнять менед-жеры-аналитики.

2) Границы и критерии

Для решения любой проблемы в организации имеется ограниченный (лимитированный) набор средств (ресурсов). Поэтому важно установить такие ограничения и критерии, учет которых оказался бы окупаемым при решении кон­кретной проблемы.

Обычно ограничения проявляются в объеме полномо­чий, которыми наделяются менеджеры разных уровней, а также в сумме средств, выделяемых на решение конкрет­ной проблемы (фонд оплаты труда персонала; средства на закупки оборудования и материалов и т. п.).

Под критериями принятия решения понимаются стан­дарты организации (региональной администрации, хозяй­ствующих субъектов, общественных организаций и т. п.), по которым оцениваются альтернативные варианты выбо­ра. Такие варианты проявляются в форме различных ре­комендаций. Например, для снижения дефицитности элек-троэпергетических ресурсов в регионе необходимо: ввес­ти двухтарифную систему оплаты за электроэнергию для населения с использованием счетчиков местного произ­водства; перевести на многозонный тариф на электроэнер­гию промышленные предприятия; ввести льготы па при­менение альтернативных источников энергии и т. п. Такие ограничительные меры, снабженные конкретными цифро­выми показателями, могут выступить критериями в реше­нии данной проблемы.

 

3) Варианты

Наряду с предложенным способом решения конкрет­ной проблемы, важно рассмотреть (изыскать) альтернатив­ные варианты. Это важно для нахождения оптимального пути решения.

В управленческой практике нередко игнорируется по­иск альтернативных вариантов или делается это формаль­но, что чревато неудачами. Основными причинами такого подхода являются склонность высших руководителей к при­нятию решений методом суждений (то есть на основе по­лученного опыта), а также ограниченность в средствах ре­шения проблемы (лимиты денежных, материальных и тру­довых ресурсов).

Тем не менее, от руководителей высшего звена регио­нальных администраций требуется ориентация работников аппарата па разработку нескольких вариантов решения проблемы. Такой подход убережет организацию от оши­бок и потерь. В крупных корпорациях существуют менед­жеры, занимающиеся альтернативными решениями. По этой аналогии можно предложить, например, департамен­ту финансов содержать диспажеров (специалистов по оцен­ке убытков), департаменту строительства — аналитиков-математиков (для оценки риска вложений средств в раз­личные варианты долгосрочных инвестиционных про­грамм), департаменту сельского хозяйства — маркетоло-гов-аналитиков (для оценки перспективного спроса на от­дельные виды сельхозпродукции).

. 4) Сравнение альтернатив

Практика показывает, что эффективность менеджмен­та выше там, где генерирование альтернативных решений разделено с оценкой этих идей. Функциональная обособ­ленность оценщиков альтернативных идей (решений) по­зволяет сосредоточить их внимание исключительно на ин­тересах организации (будь то региональная структура, му­ниципалитет, производственная или обслуживающая фир­ма, брокерская контора и т. п.).

Для сопоставления вариантов решений необходимы стандарты или критерии. Обычно решение должно отве­чать нескольким критериям (ограничительным параметрам). Например, для снабжения населения сел и хуторов хлебом необходимо построить сеть малых пекарен, которые бы отвечали следующим критериям: себестоимость выпечки хлеба не должна превышать средних действующих цен;

расстояние доставки хлеба должно быть не более 20 кило­метров; стоимость строительства малой пекарни должна быть в пределах 100 тысяч рублей; качество хлеба должно соответствовать действующим нормам; энергетический носитель — электричество и газ (там, где имеются газо­проводы). В этих граничных параметрах и могут разраба­тываться несколько вариантов распределения по террито­рии региона малых пекарен, которые в комплексе с круп­ными хлебозаводами решали бы задачу ежедневного снаб­жения всего населения региона свежим хлебом.

5) Выбор

Наиболее ответственным этапом является выбор вари­анта решения проблемы. Именно здесь в наибольшей сте­пени проявляется квалификация руководителя.

Как отмечено выше, руководитель зачастую принима­ет не «максимизирующее», а «удовлетворяющее» решение, то есть выбирает тот его вариант, который наносит мини­мальный ущерб организации и исполнителям.

• Зачастую, ввиду ограниченности времени и трудностей учета релевантной информации, оптимальное решение не обнаруживается. Поэтому руководитель, как правило, не уточняет конкретные работы для исполнителей, а выбира­ет лишь направление действия, которое является наиболее приемлемым. Уточняющие решения по ходу выполнения управленческой команды принимают менеджеры Нижесто­ящих уровней. В этом и проявляется принцип делегирова­ния полномочий, позволяющий ввести в управленческую практику разделение труда,

6) Внедрение

Внедрение управленческого решения является состав­ным элементом процесса решения, поскольку оно требует продолжения интеллектуальных усилий по передаче идей исполнителям.

Первое и самое важное условие для исчерпывающего выполнения управленческого решения — это убежденность исполнителей в его правильности и оптимальности. Ма/о принять решение, важно убедить подчиненных в его целе -сообразности.

одна из весомых стимулов вовлечения подчиненных -в выполнение принятого (выбранного) решения может быть так называемый «эффект сопричастности». Практика по­казывает, ч-п лучше выполняются те решения, в разработ­ке которых участвовали сами исполнители. Это вносит дополнительное творческое начало в решение уже в ходе его исполнения, стимулирует творческую активность под­чиненных (руководителей и рядовых исполнителей).

«Эффект сопричастности» имеет особенное значение в управленческой деятельности региональных и муници­пальных администраций, 'гак как их работа связана с боль­шим числом исполнителей различного уровня, а также с массами населения. Особенностью управленческой деятель­ности этих органов является открытость, а также необхо­димость ее одобрения со стороны населения. Это требует использовать «эффект сопричастности», вовлекая макси­мально возможное число исполнителей в разработку ре­шения и нацеливая их на его творческое выполнение.

Наряду с опорой на мнение коллектива, руководитель в ряде случаев вынужден принимать решение, не согласо­ванное с исполнителями, проявлять волюнтаризм. Это обус­ловлено тем, что коллективная выработка решения зачас­тую требует много времени. Кроме того, ряд решений на­правлен на повышение интенсивности труда исполните­лей, на их принуждение к нежелательным функциям. Важно учитывать и то обстоятельство, что поддержка исполните­лями принятого решения еще не гарантирует его исчерпы­вающего выполнения. Для этого требуется приведение в действие всего механизма управления, особенно его орга­низующей и мотивационной составляющих.

7) Обратная связь

Поскольку процесс принятия и осуществления анали­тического решения протяжен во времени, необходимо по­лучение информации о протекании этого процесса и вне­сение в него определенных корректив. Систематическое пбступление сведений о том, что происходило до и после реализации решения, то есть наличие обратной связи, по­зволяет управляющему скорректировать это решение, уп­редить этим нанесение организации ущерба.

Формы обратной связи могут быть весьма разнообраз­ны. Это — отслеживание реакции исполнителей на приня­тое решение, получение промежуточной информации о про­текании процесса, поступление сведений о форсмажорах и т. п.                                i

8) Анализ постфактум           i;o

.•!(•-.,

Всякая выполненная в соответствии с решением рабо­та должна быть оценена в комплексе (системный подход) с тем, чтобы проанализировать успехи и недостатки, обна­ружить резервы в качестве решения и качестве исполне­ния. Вскрытые резервы становятся исходным материалом для новых (последующих) управленческих решений. Та­кой итоговый (обобщенный) анализ может быть средством проверки правильности корректировок, внесенных управ­ляющим в ходе выполнения ранее принятого решения, то есть представлять собой один из инструментов самоана­лиза.

Анализ постфактум важен для пополнения информа­ционного банка руководителей, для принятия решения на основе суждений, а также для проведения комплексных исследований тенденций и мотиваторов и разработки на этой основе новых аналитических решений.

Таким образом, решение представляет собой многоэтап­ный процесс разработки и осуществления намеченного, ядро и главное содержание управленческой деятельности. Осуществление этого процесса требует от управляющего применения не только личного опыта, коллективного разу­ма, математического аппарата, но также таланта и силь­ных волевых качеств.

Наблюдения показывают, что все же «командорами рождаются», то есть у людей, занимающихся руководящей работой, необходимо присутствие определенных командир­ских талантов, качеств. Это требует осуществления селек­ции управленческих кадров при решении вопросов о выд­вижении, постановки этой работы в региональных адми­нистрациях на систематическую основу.

 

1.5.4.'Факторы принятия решений

Характерная для региональной организации сложная конфигурация внешних и внутренних межличностных от­ношений обусловливает зависимость принимаемых реше­ний от множества объективных и субъективных факто­ров. К числу наиболее существенных из них относятся следующие:

1) степень определенности среды;

2) информационная обеспеченность;

3) взаимозависимость решений;

4) отрицательные последствия решений;

5) поведенческие ограничения;

6) субъективные оценки управляющего.

Региональная организация сама по себе представляет сложную систему муниципальных образований, населения, хозяйствующих субъектов, общественных формирований и др. В свою очередь она выступает элементом более слож­ной целостности — экономического региона, макрорегио­на, народнохозяйственного комплекса страны и т. д. Все это очерчивает пространственную ориентацию региональ­ной организации, ее среду.

1) Степень определенности среды

Среда региональной организации характеризуется сле­дующими тремя основными состояниями:

а) определенность среды — это состояние, когда уп­равляющий точно осведомлен о возможных результатах каждого варианта решения. Такие ситуации называют де­терминистическими (различаемыми). Например: вложение муниципалитетом избыточных денег в Сбербанк под 10 процентов годовых гарантирует возвратность сумм и по­лучение процентов. Это обеспечивается тем, что отказ Сбербанка от своих обязательств затронет очень большие массы населения, что чревато политическими потрясения­ми. Это п выступает гарантом стабильности поведения Сбербанка (неизменчивости условий договоров);

б) риск всегда присутствует в управленческой деятель­ности. Его степень возрастает по мере укрупнения и ус­ложнения организации, а также увеличения масштабов и удлинения сроков реализации региональных программ. В этом случае могут считаться менее рискованными отдель­ные части общей программы или кратковременные про­межутки времени в общем периоде реализации програм­мы. Особенность регионального и муниципального управ­ления состоит в том, что результаты реализации принятых решений, как правило, затрагивают интересы больших масс населения. При этом прогнозирование точных результа­тов таких решений сильно затруднено наличием множе­ства субъективных факторов. Все это существенно повы­шает риск ущерба при принятии управленческих решений и составлении региональных и муниципсгльных долгосроч­ных программ;

в) неопределенность в принятии решений существует тогда, когда невозможно определить вероятность получе-. ния потенциального результата принимаемого решения. «Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда».' В условиях неопределенности можно пойти двумя путями:

1) запросить дополнительную информацию; 2) поступить методом суждений (на основе накопленного опыта).

2) Информационная обеспеченность

Для принятия решения важно не количество информа­ции, а ее качественная определенность, то есть достаточ­ность для составления четкой картины.

Минимизация количества информации необходима для ускорения процесса ее переработки с целью принятия ре­шения, а также для сокращения затрат на ее получение. Ведь сбор и систематизация информации требуют от ре­гиональных администраций содержания разветвленного ап­парата. В этом отношении целесообразен подход к затра­там на получение информации по методу предельных из­держек: дополнительный прирост единицы информации должен принести организации полезность в объеме, кото­рый не меньше затрат на ее получение (см. схему 20).

На схеме 20 величины сумм по осям «х» и «у» изобра­жены в одном масштабе. В этом случае при а, > 45° за­траты на информацию меньше доходов от нее (отрезок о — а).

От точки «а» до точки «Ь» прирост затрат на получение информации равен приросту доходов от ее получения

(04 = 45°). За пределами точки «Ь» дополнительные затра­ты на информацию не окупаются, то есть нецелесообраз­ны (о[з <45°).  ^,

В действительности соотношение прироста расходов на информацию и доходов от ее применения описывается нелинейными зависимостями (кривыми на графике). Как правило, первые блоки (биты) информации имеют повы­шенную ценность и эффективность, поскольку обеспечи­вают функционирование (н существование) организации. За пределами номинальной информационной базы ценность дополнительных единиц информации относительно снижа­ется (в упрощенном виде это заметно на линейном графи­ке). Такаадинамика процесса информационной эффектив­ности согласуется с выводами теории предельной полезно­сти. В этом случае определителем информационной эф­фективности окажутся предельные затраты на маржиналь­ный бит информации.

Таким образом, увеличение объема информации для управления различными процессами может быть эффек­тивным лишь до определенных границ, за пределами кото­рых наступают бросовые затраты.

Следует заметить, что запросы информации от различ­ных хозяйственных и общественных формирований явля­ются одной из традиционных форм, к которой прибегают региональные и муниципальные администрации для демон­стрирования своего присутствия. Во многих случаях такая информация не используется в работе, а порой и не изуча­ется. Зачастую информация запрашивается в произволь­ной форме, что усложняет ее систематизацию и анализ. Преодолеть подобные явления можно путем разработки специальных информационных стандартов и схем, введе­ния единообразия. Это особенно важно в современных условиях — с появлением в регионах множества разнооб­разных по имущественной принадлежности и организаци­онно-правовым формам организаций (хозяйственных, об­щественных, некоммерческих и пр.).

Наиболее удобной формой такого информобмена мо­жет быть составление вопросов и ответов в виде таблиц. Это необходимо для анализа с помощью ЭВМ, но также удобно и для простого исследования.

3) Взаимозависимость решений

Практически все решения региональных органов уп­равления имею! ту или иную степень взаимной зависимо­сти. Чем выше уровень управления, тем большее число решений нижних уровней управления оно затрагивает. Это требует от региональных администраций тщательной про­работки последствий готовящихся решений, их влияния на решения муниципальных органов, а также расположен­ных в регионе хозяйственных и общественных организа­ций.

Существует и обратная зависимость. Она проявляется во влиянии решений нижних уровней управления на ре­шения вышестоящих органов. Наиболее часто это прояв­ляется в форме хозяйственной инициативы «снизу», что вполне согласуется с существующей схемой регионально­го управления.

 

4-) Отрицательные последствия решений '•

Под последствиями принимаемых рсш^чнА". обычно понимаются их отрицательные проявления. К примеру, решение руководства региональной администрации о сни­жении среднего возраста работников аппарата может, на­ряду с повышением мобильности, привести к уходу лояль­ных к нему кадров. Решение о размещении в регионе пред­приятия, использующего импортное сырье, ьлочет сверты­вание местного производства аналогичных материалов, а следовательно, и сокращение трудозанятостн населения. Создание в регионе режима благоприятствования для иностранных строительных фирм приводит к развалу мест­ных строительных организаций и как следствие — к раз­рушению стройиндустрии и деградации специалистов-стро­ителей.

Для удобства управленческой деятельности негативные последствия управленческих решений можно рассматри­вать в роли ограничений. Такой подход позволяет переве­сти процесс решения на математический язык. Тем не ме­нее, следует учитывать, что лишь количественное (в нату­ральных измерителях, деньгах и др.) соизмерение величин прибылей и ущерба не в полной мере отражает действи­тельное положение вещей. Поэтому всякий математичес­кий расчет последствий управленческого решения дол-жен быть подытожен экспертным заключением (ведь даже бе­лый цвет — это лишь сумма семи различных цветов, а эко­номика —это не менее многомерный интеграл).

5) Поведенческие ограничения

На процесс принятия и реализации решений оказыва­ют значительное влияние различные психологические фак­торы. К ним относятся межличностные и внутриорганиза-пионные коммуникации, неформальное общение руково­дителей различного ранга между собой, а также с рядовы­ми исполнителями, общая морально-психологическая об­становка в коллективе и в составляющих его отделах, отношения в неформальных группах и т. п. Важное значе­ние имеет и то, чтобы исполнитель имел желание прини­мать и выполнять решения.

 

6) Субъективные оценки управляющего •

Поскольку каждый человек — это целый мир представ­лений, то и на принятие им решений оказывают существен­ное влияние его мироощущение, субъективные оценки явлений и предметов. Для организации важно, чтобы с системой ее приоритетов совпадали приоритеты членов организации, особенно тех, кто занимает ключевые места в управлении.

С учетом этого параметра организации разрабатывают специальные декларации о ценностях, своеобразные ко­дексы чести работников аппарата. Это необходимо для того, чтобы решения, принимаемые руководителями разного уровня, и действия всех членов организации (от начальни­ка — до ведущего специалиста) отражали общую систему ценностей, направленных на решение центральной задачи организации. Для региональной администрации таким «пуч­ком» центральных задач могуг быть следующие: повыше­ние уровня жизни населения региона; рост культуры и образованности молодежи; охрана материнства и детства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ