Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
При активной
национальной научно-технической политике значение и возможность внешней части
менеджмента существенно возрастает, поэтому инновационный менеджмент как
совокупность методов, принципов и основных структур управления рынком новаций
и рынков инноваций приобретает особое значение в российской экономике
ориентированной на инновационный тип развития как важнейший элемент экономического
роста.
Решение проблемы
инновационного менеджмента невозможно без концептуального, системного
методологического подхода, т.е. без рассмотрения особенностей инновации и
инновационных процессов в условиях смешанной экономики, без учета исходных условий
их проявления и анализа факторов, обеспечивающих успех их возникновения и
применения в производстве.
В данной работе
ставится задача раскрыть содержание инновационного менеджмента как область
знания в управлении, дать комплексный анализ методологических аспектов системы
инновационного менеджмента. Раскрывается механизм использования элементов
маркетинга в инновационном менеджменте. Системно излагается процесс
формирования и условия реализации инновационно-маркетинговых стратегий. Цель -
дать инструмент управления рынком новаций, инноваций и рынком инвестиций в
современных условиях.
В мировой
экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение
потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых
продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на
протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин
"инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России
как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:
"инновационная деятельность", "инновационный процесс"
"инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации
познакомимся с различными взглядами на ее сущность.
В литературе
насчитывается множество определений. Например; по признаку содержания или
внутренней структуры вываляют инновации технически, экономические, организационные,
управленческие и др. Выделяются таки признаки, как масштаб инноваций
глобальные и локальные параметры жизненного цикла выделение и анализ всех стадий
и под стадий, закономерности процесса внедрения и т. п.
Зарубежные ученые
(Н. Мончев, В.Д. Хардман, Э. Мен-сфилд, Р. Фостер и др.) трактуют это понятие в
зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс
определяет инновацию как процесс в котором изобретение или идея приобретает
экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность
технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к
появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По
мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический
процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит
к создание лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, ели
инновация ориентирована на экономическую выгоду прибыль, ее появление на рынке
может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую
научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную
предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый
момент динамиза-
ции экономического
развития.
Анализ различных
определений инновации приводит
к выводу что
специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией
инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый -
И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование
новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения
производства купля - продажа;
2. Внедрение
продукции с новыми свойствами;
3. Использование
нового сырья;
4. Изменения в
организации производства и его материально-технического обеспечения;
5. Появление новых
рынков сбыта.
Эти положения И.
Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее в 30-е годы, он ввел понятие
инноваций; трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых
видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств,
рынков и
форм организации в
промышленности.
Иногда инновация
рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение
развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Методология
системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на
международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу
информации о науке и инновациях в рамках Организации Экономического
Сотрудничества и Развития ОЭСР была образована Группа национальных экспертов по
показателям науки и техники, которая разработала руководство Фраскати
"Предлагаемая стандартная практика для обследования исследований
экспериментальных разработок". Этот документ получил такое название в
связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в городе Фраскати
Италия в 1963 году.
Положения
Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в
стратегии научно-технической политики на национальном уровне и на международном
уровне, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция
Руководства Фраскати принята в 1993 году. В ней содержаться основные понятия,
относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы;
методика измерения численности персонала занятого исследованиями и
разработками и др.
Методика сбора
данных о технологических инновациях базируются на рекомендациях, принятых в
Осло в 1992 г. Она получила название "Руководство Осло".
В соответствии с
международными стандартами .инновация определяется как конечный результат
инновационной деятельности; получивший воплощение в виде но-- вого или
усовершенствованного продукта, внедренного на рынок нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может
быть рассмотрена как в динамическом так и в статическом аспекте. В последнем
случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного
цикла.
Термины
"инновация" и "инновационный процесс" близки, но не
однозначны. Инновационный процесс-связан с созданием, освоением и
ряспрп^тряттением инноваций. Создатели инновации новаторы руководствуются
такими критериями, как жизненный цикл изделий и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество
которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические
разработки и нововведения выступают как промежуточный результат
научно-технического цикла и по мере практического применения превращаются в
научно-технических инновации — конечный результат научно-технической
разработки и изобретения являются приложениями нового знания с целью его
практического применения, а научно-технические инновации - это материализация
новых идей и знаний, открытий, изобретений, научно-технических разработок в
процесс производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения
определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются
научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая
реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство,
для достижения которого необходимы определенные усилия.
Из сказанного
следует, что инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с
инновационным процессом. Инновации присуши в равной степени все три свойства:
научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая
реализуемость.
Коммерческий
аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через
потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию"
инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды
промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации
производства коммерциализацию, превращающую их в источник дохода.
На практике
понятие "новшество", "новация" и "нововведение"
нередко отождествляются, хотя между ними
есть некоторые
различия.
Новшеством может
быть новый порядок, метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество
используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое
качество и становится инновацией.
Следовательно,
инновация должна:
- обладать
новизной;
- удовлетворять
рыночному спросу;
- приносить
прибыль производителю.
ВОПРОС 81
Теоретические основы производственной
специализации регионов и межрегиональной торговли формально были впервые
исследованы в рамках теорий международных экономических отношений.
Межрегиональное разделение труда и
межрегиональная торговля — это процессы, происходящие в рамках различных
частей единого экономического пространства, которое характеризуется одной
таможенной территорией, одной валютной системой, единым рынком труда и
капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют
административные, таможенные, политические, языковые и другие барьеры, в той
или иной степени сохраняющиеся в международных экономических отношениях, несмотря
на превалирующую тенденцию либерализации и глобализации1.
Корни абсолютных и сравнительных
преимуществ А.Смита и Д.Рикардо
Классики политической экономии были
идеологами свободной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам
экономического меркантилизма.
Международная (межрегиональная)
торговля рассматривалась ими как способ получения выгоды для каждого участника.
А.Смит полагал, что международное разделение труда целесообразно
осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или
иная страна (или регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на
производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным
преимуществом.
Если страна (регион) сконцентрирует
свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства
других, по которым она (он) не обладает абсолютными преимуществами, то это
приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в
сотрудничающих странах (регионах).
Д.Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А.Смита. Он
доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего
принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а
относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие
более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от
специализации и обмена благодаря «игре» на разнице издержек.
Из анализа, проведенного Д.Рикардо,
следуют два вывода:
1) выигрыш при обмене происходит не
из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных
регионах различны;
2) производство и потребление всех
товаров может быть увеличено, если регионы будут специализироваться на
производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнительными
преимуществами.
К сожалению, имеется масса
свидетельств того, что обыденное экономическое мышление по-прежнему тяготеет к
представлениям А.Смита, а не Д.Рикардо.
В теориях классиков политической
экономии главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и
обмена, являются трудовые издержки. Шведские экономисты Э.Хек-шер и Б.Олин в
30-х гг. XX в. развили теорию международного (межрегионального)
разделения труда, введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых
факторов производства (труда, капитала, земли и др.).
Теоретические положения
Хекшера—Олина сводятся к следующему:
1) страны (регионы) должны вывозить
продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных)
факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования
дефицитных для них факторов;
2) в международной (межрегиональной)
торговле при соответствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания
«факторных цен»;
3) вывоз и ввоз товаров могут
заменяться перемещением факторов производства.
Хекшер и Олин обосновывали
целесообразность либерализации не только торговли, но и международного
(межрегионального) перемещения факторов производства.
Из исследований Хекшера—Олина следует,
что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный
дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализироваться на
производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые же страны (регионы),
накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе
научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции.
Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и
относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза
сельскохозяйственной продукции1.
Основные допущения и интерпретации
теории Хекшера—Олина подвергались проверке и корректировке в последующие десятилетия.
В частности, было установлено, что для выбора целесообразной структуры вывоза
и ввоза товаров необходимо принимать во внимание не только прямые затраты
производственных факторов, но и косвенные — сконцентрированные в потребляемом
сырье и материалах.
Эту аналитическую задачу реализовал
позже В.Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса. Полученные им
результаты вошли в историю экономической науки как парадокс Леонтьева.
1.2.2. Региональные рынки и
пространственная теория цены
Многие учебники микроэкономики
начинаются с анализа механизма спроса и предложения на товарном рынке. Демонстрируемая
при этом модель рыночного равновесия предполагает, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, а предложение
товара S, наоборот,
растет при увеличении цены (рис. 1.5). Пересечение обратных функций спроса и
предложения дает точку равновесия спроса и предложения D* при объеме производства Q* и цене равновесия Р*.
Эта модель имеет, однако,
принципиальный недостаток. Она игнорирует влияние пространства, предполагая,
что рыночная экономика сосредоточена в точке Е. Для анализа проблем
региональной экономики такие предположения неприемлемы.
Начальный шаг анализа механизма спроса
и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространственно
разделенных автономных региональных рынков.
Очевидно, что в каждом полностью
автономном регионе будут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и
предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе будет
автономно «работать» описанная выше модель.
Ситуация принципиально усложняется,
если региональные рынки связываются друг с другом.
Рассмотрим условный пример. Для
простоты ограничимся анализом двухрегиональной системы, производящей и потребляющей
один однородный товар. Пусть Ах — цена равновесия для
автономного региона 1, А2 — цена равновесия для автономного
региона 2, Тп— транспортные затраты на доставку единицы товара
из региона 1 в регион 2, Т2Х — транспортные затраты на доставку
единицы товара из региона 2 в регион 1. Задача состоит в том, чтобы определить
объемы производства, межрегиональные поставки товаров, цены равновесия (Р* и
Р) в системе связанных региональных рынков.
Пусть для определенности Ах
> А2. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для
поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой
цене.
Последствия открытия региональных
рынков могут зависеть от соотношения разницы Ах — А2
и транспортных затрат Т.
Если оказывается, что Af—A2< Tn, то
межрегиональная торговля неэффективна, так как выигрыш производителя
(продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В
этом случае состояния равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как
и при автономном их функционировании.
Более интересен случай, когда А2
— Ах > Тп. Тогда выгодно поставлять
товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установить новое
равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2 = Р*
+ 1 (причем Р{* > А{, Р2* < А2),а
вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из
региона 1 (с обратным знаком): Еп = —E2V
Переход от автономных региональных
равновесий к общему равновесию двухрегиональной системы показан на рис. 1.6.
Эту геометрическую интеграцию предложил П.Самуэльсон.
При автономном функционировании
региональных рынков цены равновесия различаются и равны соответственно Ах
и А2. Левая сторона горизонтальной оси 0 поднята выше ее
правой стороны на величину Т]2. При этом видно, что А2
— Ах> Тп. Регион 1 увеличивает свое производство,
регион 2 — снижает. Равновесие достигается при Еп = Е2Х
и Р2 = Рх — Т]2. На рисунке
уровни Р и Р* совпадают потому, что ось 0 для региона 1
приподнята на величину Тп.
Выведение условий рыночного равновесия
для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную
математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения
состояний равновесия в задачах большой размерности предпринимались попытки
моделирования решений с помощью электрических цепей (С.Энке). В настоящее
время решение таких задач не представляет собой чрезмерно сложную проблему.
ВОПРОС 95
Территориально-производственный
комплекс (ТПК) — совокупность
экономически и технологически взаимосвязанных предприятий независимо от их
форм собственности и ведомственной подчиненности, находящихся на ограниченной
территории, использующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает
специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие
рациональное использование трудовых и других ресурсов), объекты.
Основной задачей формирования ТПК
является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схемой
развития производительных сил, с получением дополнительного экономического
эффекта за счет:
• рационального подбора предприятий
в состав ТПК;
• оптимальных уровней производства
на специализированных предприятиях;
• пропорциональности между отраслями
специализации и дополняющими производствами, между производством и
инфраструктурой, производством и транспортом;
• рационального использования всех
видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на территории
ТПК строящихся предприятий;
• асинхронного ввода в действие
взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:
1) районные, на базе которых
формируются экономические районы страны;
2) внутрирайонные (в пределах
экономических районов);
3) локальные (промышленные,
агропромышленные) в городах и сельской местности.
В СССР были приняты и разработаны ТПК:
Западно-Сибирского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и
Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строительства по зоне Курской
магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ТПК.
Еще одной формой организации
производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел —
группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производствами и
хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями (общеузловые объекты)1.
В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые
и реконструируемые предприятия независимо от формы собственности и
подчиненности. Для каждого промышленного узла составляется схема генерального
плана, в которой определяются головной застройщик общеузловых объектов и их
генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по
вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабжения электроэнергией,
теплом, газом и т.д.
На территории промышленного узла
отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от
друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм.
Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входящими в узел на долевых
началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и
т.д.).
При размещении предприятий в
промышленном узле экономия земельной площади составляет 9—10%, капитальных
вложений — около 3%.
ВОПРОС 98
Многими авторами и
официальными органами в качестве основы экономического районирования обычно выбирается
административно-территориальное устройство'.
Тем не менее,
происшедшие в последние десятилетия экономико-интеграционные процессы в
глобальном и внутригосударственном масштабах сформировали ряд новых типов
территориально-хозяйственных образований, которые не вписываются в модульные
административно-территориальные границы. Это такие супермакрорегионы, как
страны ЕЭС, АСЕАН, ОПЕК и др., а также в России экономические районы
(экономические регионы), экономические ассоциации краев, областей и республик
(Сибирское Соглашение, Ассоциация республик, краев и областей Северного
Кавказа, Ассоциация городов Юга России и др.). Это позволяет рассматривать в
качестве основы современного экономического районирования не административное,
а экономическое деление по границам определенных хозяйственных целостностей макро-
и микроуровня.
При таком подходе
основой территориально-экономического районирования становится хозяйственная,
а не политико-административная целостность территории.
Тем не менее,
существующее административное деление Российской Федерации составляет
организационную основу для различных территориальных управленческих
формирований.
Это обусловлено
тем, что без территориальных властей невозможно решать экономические задачи на
подпадающих под их ведение территориях. В то же время, по мере усиления роли
экономических институтов в координации хозяйства территорий административные
рычаги должны ослабевать, переходя от конкретно-распорядительных к рамочным
(проблемным) формам регионального менеджмента.
В настоящее время
Российская Федерация представлена:
— 21 республикой
(Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская,
Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч,, Карачаево-Черкесская, Карелия,
Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува,
Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чу-вашская);
— 1 автономной
областью (Еврейская);
— 10 автономными
округами (Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий),
Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский,
Эвенкийский, Ямало-Ненецкий);
— 6 краями
(Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский,
Хабаровский);
— 49 областями.
Такая неоднородная
административно-территориальная структура осложняет решение задач равномерного
экономического районирования. Однако объективные потребности экономического
роста и повышения качества жизни предполагают необходимость интернационализации
хозяйства на путях интенсификации общественного воспроизводства.
Все это повышает
значение экономического (а не национального) районирования как основы
территориального управления народным хозяйством Российской Федерации. При
этом все более развиваются тенденции к интеграции регионов (республик, краев,
областей) в более крупные устойчивые хозяйственные образования, первой ступенью
которых могут выступать сложившиеся экономические районы (экономические
регионы).
Как отмечено в
главе I (п. 1.3), в современных границах Российской Федерации выделяются 11
экономических районов и особый район — Калининградская область (как отдельная
территория, окруженная другими государствами).
«Современный
экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства
страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние
экономические связи... Образование экономических районов является объективным
процессом, выраженным развитием территориального разделения труда»'.
Первой попыткой
экономического районирования в нашей стране можно считать работы П. П.
Семенова — Тян-Шанского, который в середине XIX века выделил в европейской
части России 14 так называемых естественных областей, в основу чего брались как
природные, так и экономические условия.
В последующие годы
предпринимались попытки увеличения или уменьшения числа «естественных»
районов, однако в их основе все же оставалась система экономического
районирования П. П. Семенова — Тян-Шанского.
Первым опытом
советского экономического районирования был план ГОЭЛРО, в котором выделялось
8 районов (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский,
Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский).
В последующем
сетка экономического районирования СССР неоднократно менялась, она состояла:
— в 1921 году — из
21 экономического района;
— в 1940 году—из
13;
— в 1963 году — из
18, в том числе на территории РСФСР — из 10;
— в 1982 году — из
19, в том числе на территории РСФСР — из 11 экономических районов.
Последняя сетка
экономического районирования осталась и в выделившейся в 1991 году Российской
Федерации.
Известны 3
основных принципа районирования:
1) административный,
• 2) национальный,
3) экономический.
Первый принцип
(административный) предусматривает деление хозяйства страны по границам
административных образований независимо от экономического пространства (это
принцип подчинительства. Он стар, как мир.) Согласно этому принципу экономика
страны должна представлять собой интеграцию хозяйственных комплексов
административных территорий (в нашем случае — республик, краев и областей —
тех, которые мы договорились обобщенно именовать регионами).
Второй принцип
(национальный) основывается на национальных анклавах и предполагает деление
территорий по их границам. Практика показывает, что придание этому принципу
главенства приводит к национально-экономической автономизации территорий, их
обособлению и развитию дезинтеграционных процессов. В нашем многонациональном
государстве придание в таксономическом делении первенства национальному
принципу привело к формированию автономизированных вновь созданных (кое-где
искусственно) союзных республик и последующему их выходу из СССР. В
постсоветское время подобные дезин-теграционные процессы наблюдаются в
некоторых республиках Российской Федерации (Чеченская, Калмыцкая и др.
республики).
В то же время
игнорирование в таксономическом делении национального принципа, разделение
сложившихся народностей губернскими и иными границами (это имело место в
дореволюционной России; имеются и современные примеры в Российской Федерации,
Югославии и некоторых других государствах) формирует культурно-национальную
базу для тлеющих внутригосударственных конфликтов.
Это обусловливает
необходимость скрупулезного учета национального факюра в экономическом
районировании. Однако такой учет должен проявляться в развитии главным образом
национально-культурной, а не национально-экономической автономии. Что касается
экономического фактора, то его учет должен проявляться не в обособлении, а в
интернационализации производства, капитала, экономики страны. По нашему мнению,
одной из форм неразрушения культурно-национальных автономий могло бы стать
укрупненное экономическое районирование и централизованное управление
хозяйством страны через создаваемые управленческие структуры экономических
районов (экономических регионов). Конституирование таких
территориально-экономических образований, придание им наряду с экономическими
также административно-управленческих функций явилось бы основой для принципиально
новой, экономически однородной региональной структуры Российской Федерации.
Важно заметить,
что национальный вопрос — всегда очень болезненный и требует постоянного
внимания со стороны как административных, так и хозяйственных органов
территорий и организаций.
Третий принцип
(экономический) заключается в рассмотрении конкретной территории как
хозяйственно-специализированного регионального элемента единого народнохозяйственного
комплекса страны. В соответствии с этим принципом специализацию территорий в
разделении труда должны определять отрасли с наименьшими суммарными затратами
на выпуск и потребление продукции (то есть принцип экономии времени —
наименьших затрат на производство и доставку продукции).
Это обусловлено
тем, что экономический принцип районирования обеспечивает демократизацию
хозяйственной жизни и социальных процессов на территориях, развитие
межрегиональных связей в едином всероссийском экономическом пространстве,
развитие этноса, культурно-национальных автономий,
ВОПРОС
101
В соответствии с
хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на:
1)
многоотраслевые;
2) промышленные;
3)
аграрно-промышленные;
4)
трудоизбыточные;
5) с особым
режимом хозяйствования.
В первую группу
входят регионы Центра, Центральночерноземного района. Здесь имеется большое
промышленное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфраструктура.
Во вторую группу
входят территории Центрального и Южного Урала, Верхней Волги, Московской,
Тульской областей и др. В них явно выражена промышленность и подчиненную
(второстепенную) роль играет сельское хозяйство.
К третьей группе
относятся Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская и др. области. Это
— территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство.
В четвертую группу
входят республики Северного Кавказа и некоторые другие территории, не имеющие
достаточного количества мест приложения труда.
К пятой группе
относятся территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые
территории, а также специальные экономические зоны.
Наряду с этим,
регионы с сельским хозяйством подразделяются на:
1) с
преимущественно крупными коллективными хозяйствами (Центрально-Черноземный
район, Северный Кавказ);
2) с
преимущественно мелкими сельскими хозяйствами (Нечерноземная зона, Восточная
Сибирь, Дальний Восток);
3) горные
территории (Кавказ, Алтай);
4) с отгонными
пастбищами (Калмыкия, Бурятия, Читинская область);
5) слабо освоенные
территории с очаговым развитием земледелия и животноводства (Крайний Север,
Якутия).
Обеспечение
оптимальных экономических пропорций в таксономическом делении Российской
Федерации является одной из центральных потребностей сбалансированного
развития конкурентно-рыночной экономики. Формирование равномерной структуры
экономического районирования (экономического равенства территорий) призвано
обеспечить условия для управления территориями из центра, осуществления
эффективной инвестиционной поли гики, развития и размещения производительных
сил. Это также призвано освободить центр от непосредственного решения
внутрирегиональных проблем, предоставить территориальным органам возможность
самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения территорий, формирования
производственного потенциала местного значения, развития образования и
культуры.
Типологизация
регионов — выделение и группировка региональных
образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам
сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы)
осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Для осуществления
задач государственной региональной политики насущно необходимо построение
типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа
социально-экономического положения регионов.
В региональных
исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение
совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более
признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Типологизация
регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть
этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на
группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). Затем
производится разделение регионов по относительной величине показателя в
наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае
выделяются четыре группы (типа) регионов:
1.1— регионы,
которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше
среднего; 1.2 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше
среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего; 2.1 — регионы, у которых
уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний
уровень; 2.2 — регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в
наблюдаемом году был ниже среднего.
Так, может быть
проведена типологизация регионов по величине заработной платы относительно
среднероссийского уровня. Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом:
в 13 регионах
уровень зарплаты был выше и в двух — ниже среднероссийского (Хакасия и Тыва).
За 1991—2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты
выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже
среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная
область), а из группы 2 в группу 1 — один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделялись на четыре группы: 1.1—11 регионов; 1.2 —два региона; 2.1 — один
регион; 2.2 — один регион.
Возможна
типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например,
характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве
примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного
производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения
(социальная составляющая).
Наконец, имеет
место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития.
Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем:
экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе
проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы
регионов.
Региональная
типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована
на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она имеет три измерения:
уровень социально-экономического развития, динамичность развития и
природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны,
тяготение к регионам мирового рынка и т.п.).
На основе
наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных
регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять
особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|