бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

При активной национальной научно-технической по­литике значение и возможность внешней части менедж­мента существенно возрастает, поэтому инновационный менеджмент как совокупность методов, принципов и ос­новных структур управления рынком новаций и рынков инноваций приобретает особое значение в российской эко­номике ориентированной на инновационный тип разви­тия как важнейший элемент экономического роста.

Решение проблемы инновационного менеджмента не­возможно без концептуального, системного методологи­ческого подхода, т.е. без рассмотрения особенностей ин­новации и инновационных процессов в условиях смешанной экономики, без учета исходных условий их проявления и анализа факторов, обеспечивающих успех их возникновения и применения в производстве.

В данной работе ставится задача раскрыть содержа­ние инновационного менеджмента как область знания в управлении, дать комплексный анализ методологических аспектов системы инновационного менеджмента. Раскры­вается механизм использования элементов маркетинга в инновационном менеджменте. Системно излагается про­цесс формирования и условия реализации инновацион­но-маркетинговых стратегий. Цель - дать инструмент уп­равления рынком новаций, инноваций и рынком инвестиций в современных условиях.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального науч­но-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововве­дений в нашей стране на протяжении многих лет разраба­тывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновацион­ная деятельность", "инновационный процесс" "инноваци­онное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитывается множество определений. Например; по признаку содержания или внутренней струк­туры вываляют инновации технически, экономические, орга­низационные, управленческие и др. Выделяются таки при­знаки, как масштаб инноваций глобальные и локальные параметры жизненного цикла выделение и анализ всех ста­дий и под стадий, закономерности процесса внедрения и т. п.

Зарубежные ученые (Н. Мончев, В.Д. Хардман, Э. Мен-сфилд, Р. Фостер и др.) трактуют это понятие в зависи­мости от объекта и предмета своего исследования. На­пример, Б. Твисс определяет инновацию как процесс в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это сово­купность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практичес­кое использование идей и изобретений приводит к создание лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в слу­чае, ели инновация ориентирована на экономическую выго­ду прибыль, ее появление на рынке может принести добавоч­ный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамиза-

ции экономического развития.

Анализ различных определений инновации приводит

к выводу что специфическое содержание инновации состав­ляют изменения, а главной функцией инновационной де­ятельности является функция изменения. Австрийский уче­ный - И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники новых технологичес­ких процессов или нового рыночного обеспечения произ­водства купля - продажа;

2. Внедрение продукции с новыми свойствами;

3. Использование нового сырья;

4. Изменения в организации производства и его мате­риально-технического обеспечения;

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее в 30-е годы, он ввел понятие иннова­ций; трактуя его как изменение с целью внедрения и ис­пользования новых видов потребительских товаров, но­вых производственных и транспортных средств, рынков и

форм организации в промышленности.

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в усло­виях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Орга­низации Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР была образована Группа национальных экспертов по по­казателям науки и техники, которая разработала руковод­ство Фраскати "Предлагаемая стандартная практика для обследования исследований экспериментальных разрабо­ток". Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в городе Фраскати Италия в 1963 году.

Положения Руководства Фраскати периодически уточ­няются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном уровне и на меж­дународном уровне, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 году. В ней содержаться основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персо­нала занятого исследованиями и разработками и др.

Методика сбора данных о технологических иннова­циях базируются на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название "Руководство Осло".

В соответствии с международными стандартами .инно­вация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности; получивший воплощение в виде но-- вого или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок нового или усовершенствованного технологичес­кого процесса, используемого в практической деятельно­сти, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат науч­но-производственного цикла.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близ­ки, но не однозначны. Инновационный процесс-связан с созданием, освоением и ряспрп^тряттением инноваций. Со­здатели инновации новаторы руководствуются такими кри­териями, как жизненный цикл изделий и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы пре­взойти конкурентов, создав новшество которое будет при­знано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения высту­пают как промежуточный результат научно-технического цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технических инновации — конечный результат науч­но-технической разработки и изобретения являются прило­жениями нового знания с целью его практического примене­ния, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений, научно-техни­ческих разработок в процесс производства с целью их ком­мерческой реализации для удовлетворения определенных зап­росов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для до­стижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с инновационным про­цессом. Инновации присуши в равной степени все три свой­ства: научно-техническая новизна, производственная при­менимость и коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как эконо­мическую необходимость, осознанную через потребности рын­ка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства ком­мерциализацию, превращающую их в источник дохода.

На практике понятие "новшество", "новация" и "но­вовведение" нередко отождествляются, хотя между ними

есть некоторые различия.

Новшеством может быть новый порядок, метод, изоб­ретение. Нововведение означает, что новшество использу­ется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Следовательно, инновация должна:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 81

 

 

 

Теоретические основы производственной специализации ре­гионов и межрегиональной торговли формально были впервые исследованы в рамках теорий международных экономических от­ношений.

Межрегиональное разделение труда и межрегиональная тор­говля — это процессы, происходящие в рамках различных частей единого экономического пространства, которое характеризуется одной таможенной территорией, одной валютной системой, еди­ным рынком труда и капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют административные, таможенные, полити­ческие, языковые и другие барьеры, в той или иной степени со­храняющиеся в международных экономических отношениях, не­смотря на превалирующую тенденцию либерализации и глобали­зации1.

Корни абсолютных и сравнительных преимуществ А.Смита и Д.Рикардо

Классики политической экономии были идеологами свобод­ной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам экономического меркантилизма.

Международная (межрегиональная) торговля рассматривалась ими как способ получения выгоды для каждого участника.

А.Смит полагал, что международное разделение труда целесо­образно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, ко­торыми обладает та или иная страна (или регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуще­ством.

Если страна (регион) сконцентрирует свои ресурсы на произ­водстве только таких товаров и откажется от производства других, по которым она (он) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребле­ния товаров в сотрудничающих странах (регионах).

Д.Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А.Сми­та. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения тру­да. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря «игре» на разнице издержек.

Из анализа, проведенного Д.Рикардо, следуют два вывода:

1)  выигрыш при обмене происходит не из абсолютного пре­имущества, а из того, что соотношения издержек в разных регио­нах различны;

2) производство и потребление всех товаров может быть уве­личено, если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнитель­ными преимуществами.

К сожалению, имеется масса свидетельств того, что обыден­ное экономическое мышление по-прежнему тяготеет к представ­лениям А.Смита, а не Д.Рикардо.

В теориях классиков политической экономии главным факто­ром, определяющим рациональную структуру производства и об­мена, являются трудовые издержки. Шведские экономисты Э.Хек-шер и Б.Олин в 30-х гг. XX в. развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение со­отношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.).

Теоретические положения Хекшера—Олина сводятся к следую­щему:

1) страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факто­ров производства и ввозить продукты интенсивного использова­ния дефицитных для них факторов;

2) в международной (межрегиональной) торговле при соответ­ствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания «факторных цен»;

3) вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением фак­торов производства.

Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализа­ции не только торговли, но и международного (межрегионально­го) перемещения факторов производства.

Из исследований Хекшера—Олина следует, что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализи­роваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Разви­тые же страны (регионы), накопившие большие массы функцио­нирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции1.

Основные допущения и интерпретации теории Хекшера—Оли­на подвергались проверке и корректировке в последующие деся­тилетия. В частности, было установлено, что для выбора целесо­образной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо прини­мать во внимание не только прямые затраты производственных факторов, но и косвенные — сконцентрированные в потребляе­мом сырье и материалах.

Эту аналитическую задачу реализовал позже В.Леонтьев на ос­нове метода межотраслевого баланса. Полученные им результаты вошли в историю экономической науки как парадокс Леонтьева.

1.2.2. Региональные рынки и пространственная теория цены

Многие учебники микроэкономики начинаются с анализа механизма спроса и предложения на товарном рынке. Демон­стрируемая при этом модель рыночного равновесия предполага­ет, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, а пред­ложение товара S, наоборот, растет при увеличении цены (рис. 1.5). Пересечение обратных функций спроса и предложения дает точку равновесия спроса и предложения D* при объеме про­изводства Q* и цене равновесия Р*.

Эта модель имеет, однако, принципиальный недостаток. Она игнорирует влияние пространства, предполагая, что рыночная экономика сосредоточена в точке Е. Для анализа проблем регио­нальной экономики такие предположения неприемлемы.

 

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространствен­но разделенных автономных региональных рынков.

Очевидно, что в каждом полностью автономном регионе бу­дут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предло­жения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе будет автономно «работать» описанная выше модель.

Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом.

Рассмотрим условный пример. Для простоты ограничимся анализом двухрегиональной системы, производящей и потребля­ющей один однородный товар. Пусть Ах — цена равновесия для автономного региона 1, А2 — цена равновесия для автономного региона 2, Тп— транспортные затраты на доставку единицы то­вара из региона 1 в регион 2, Т2Х — транспортные затраты на дос­тавку единицы товара из региона 2 в регион 1. Задача состоит в том, чтобы определить объемы производства, межрегиональные поставки товаров, цены равновесия (Р* и Р) в системе связанных региональных рынков.

Пусть для определенности Ах > А2. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене.

Последствия открытия региональных рынков могут зависеть от соотношения разницы Ах А2 и транспортных затрат Т.

Если оказывается, что Af—A2< Tn, то межрегиональная тор­говля неэффективна, так как выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных зат­рат. В этом случае состояния равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функциониро­вании.

Более интересен случай, когда А2 Ах > Тп. Тогда выгодно поставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональ­ном рынке установить новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2 = Р* + 1 (причем Р{* > А{, Р2* < А2),а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком): Еп = —E2V

Переход от автономных региональных равновесий к общему равновесию двухрегиональной системы показан на рис. 1.6. Эту геометрическую интеграцию предложил П.Самуэльсон.

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


При автономном функционировании региональных рынков цены равновесия различаются и равны соответственно Ах и А2. Левая сторона горизонтальной оси 0 поднята выше ее правой сто­роны на величину Т]2. При этом видно, что А2 — Ах> Тп. Реги­он 1 увеличивает свое производство, регион 2 — снижает. Равно­весие достигается при Еп = Е2Х и Р2 = Рх — Т]2. На рисунке уров­ни Р и Р* совпадают потому, что ось 0 для региона 1 приподнята на величину Тп.

Выведение условий рыночного равновесия для многорегио­нальной системы представляет собой принципиально более слож­ную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояний равновесия в задачах боль­шой размерности предпринимались попытки моделирования ре­шений с помощью электрических цепей (С.Энке). В настоящее время решение таких задач не представляет собой чрезмерно слож­ную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 95

 

 

 

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокуп­ность экономически и технологически взаимосвязанных предпри­ятий независимо от их форм собственности и ведомственной под­чиненности, находящихся на ограниченной территории, исполь­зующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие рациональное использование трудовых и других ресурсов), объекты.

Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схе­мой развития производительных сил, с получением дополнитель­ного экономического эффекта за счет:

•   рационального подбора предприятий в состав ТПК;

•   оптимальных уровней производства на специализированных предприятиях;

•   пропорциональности между отраслями специализации и дополняющими производствами, между производством и инфраструктурой, производством и транспортом;

•   рационального использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на тер­ритории ТПК строящихся предприятий;

•   асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:

1)  районные, на базе которых формируются экономические районы страны;

2) внутрирайонные (в пределах экономических районов);

3) локальные (промышленные, агропромышленные) в городах и сельской местности.

В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибир­ского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строитель­ства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ТПК.

Еще одной формой организации производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производ­ствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуни­кациями (общеузловые объекты)1. В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые и ре­конструируемые предприятия независимо от формы собственно­сти и подчиненности. Для каждого промышленного узла состав­ляется схема генерального плана, в которой определяются голов­ной застройщик общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабже­ния электроэнергией, теплом, газом и т.д.

На территории промышленного узла отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм. Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входя­щими в узел на долевых началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и т.д.).

При размещении предприятий в промышленном узле эконо­мия земельной площади составляет 9—10%, капитальных вложе­ний — около 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 98

 

 

Многими авторами и официальными органами в каче­стве основы экономического районирования обычно вы­бирается административно-территориальное устройство'.

Тем не менее, происшедшие в последние десятилетия экономико-интеграционные процессы в глобальном и внут­ригосударственном масштабах сформировали ряд новых типов территориально-хозяйственных образований, кото­рые не вписываются в модульные административно-тер­риториальные границы. Это такие супермакрорегионы, как страны ЕЭС, АСЕАН, ОПЕК и др., а также в России эконо­мические районы (экономические регионы), экономичес­кие ассоциации краев, областей и республик (Сибирское Соглашение, Ассоциация республик, краев и областей Се­верного Кавказа, Ассоциация городов Юга России и др.). Это позволяет рассматривать в качестве основы современ­ного экономического районирования не административное, а экономическое деление по границам определенных хо­зяйственных целостностей макро- и микроуровня.

При таком подходе основой территориально-экономи­ческого районирования становится хозяйственная, а не политико-административная целостность территории.

Тем не менее, существующее административное деле­ние Российской Федерации составляет организационную основу для различных территориальных управленческих формирований.

Это обусловлено тем, что без территориальных влас­тей невозможно решать экономические задачи на подпа­дающих под их ведение территориях. В то же время, по мере усиления роли экономических институтов в коорди­нации хозяйства территорий административные рычаги должны ослабевать, переходя от конкретно-распорядитель­ных к рамочным (проблемным) формам регионального менеджмента.

В настоящее время Российская Федерация представ­лена:

— 21 республикой (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бу­рятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Кал­мыкия — Хальмг Тангч,, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осе­тия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чу-вашская);

— 1 автономной областью (Еврейская);

— 10 автономными округами (Коми-Пермяцкий, Коряк­ский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агин­ский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Ман­сийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий);

— 6 краями (Алтайский, Краснодарский, Краснояр­ский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский);

— 49 областями.

Такая неоднородная административно-территориальная структура осложняет решение задач равномерного эконо­мического районирования. Однако объективные потреб­ности экономического роста и повышения качества жизни предполагают необходимость интернационализации хозяй­ства на путях интенсификации общественного воспроиз­водства.

Все это повышает значение экономического (а не на­ционального) районирования как основы территориально­го управления народным хозяйством Российской Федера­ции. При этом все более развиваются тенденции к интег­рации регионов (республик, краев, областей) в более круп­ные устойчивые хозяйственные образования, первой сту­пенью которых могут выступать сложившиеся экономи­ческие районы (экономические регионы).

Как отмечено в главе I (п. 1.3), в современных границах Российской Федерации выделяются 11 экономических рай­онов и особый район — Калининградская область (как от­дельная территория, окруженная другими государствами).

«Современный экономический район — это целост­ная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, проч­ные внутренние экономические связи... Образование эко­номических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда»'.

Первой попыткой экономического районирования в на­шей стране можно считать работы П. П. Семенова — Тян-Шанского, который в середине XIX века выделил в евро­пейской части России 14 так называемых естественных областей, в основу чего брались как природные, так и эко­номические условия.

В последующие годы предпринимались попытки увели­чения или уменьшения числа «естественных» районов, однако в их основе все же оставалась система экономи­ческого районирования П. П. Семенова — Тян-Шанского.

Первым опытом советского экономического райони­рования был план ГОЭЛРО, в котором выделялось 8 рай­онов (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский).

В последующем сетка экономического районирования СССР неоднократно менялась, она состояла:

— в 1921 году — из 21 экономического района;

— в 1940 году—из 13;

— в 1963 году — из 18, в том числе на территории РСФСР — из 10;

— в 1982 году — из 19, в том числе на территории РСФСР — из 11 экономических районов.

Последняя сетка экономического районирования оста­лась и в выделившейся в 1991 году Российской Федерации.

Известны 3 основных принципа районирования:

1) административный, • 2) национальный,

3) экономический.

Первый принцип (административный) предусматрива­ет деление хозяйства страны по границам административ­ных образований независимо от экономического простран­ства (это принцип подчинительства. Он стар, как мир.) Согласно этому принципу экономика страны должна пред­ставлять собой интеграцию хозяйственных комплексов административных территорий (в нашем случае — респуб­лик, краев и областей — тех, которые мы договорились обобщенно именовать регионами).

Второй принцип (национальный) основывается на на­циональных анклавах и предполагает деление территорий по их границам. Практика показывает, что придание этому принципу главенства приводит к национально-экономичес­кой автономизации территорий, их обособлению и разви­тию дезинтеграционных процессов. В нашем многонацио­нальном государстве придание в таксономическом деле­нии первенства национальному принципу привело к фор­мированию автономизированных вновь созданных (кое-где искусственно) союзных республик и последующему их выходу из СССР. В постсоветское время подобные дезин-теграционные процессы наблюдаются в некоторых респуб­ликах Российской Федерации (Чеченская, Калмыцкая и др. республики).

В то же время игнорирование в таксономическом деле­нии национального принципа, разделение сложившихся народностей губернскими и иными границами (это имело место в дореволюционной России; имеются и современ­ные примеры в Российской Федерации, Югославии и не­которых других государствах) формирует культурно-наци­ональную базу для тлеющих внутригосударственных кон­фликтов.

Это обусловливает необходимость скрупулезного уче­та национального факюра в экономическом районирова­нии. Однако такой учет должен проявляться в развитии главным образом национально-культурной, а не националь­но-экономической автономии. Что касается экономичес­кого фактора, то его учет должен проявляться не в обособ­лении, а в интернационализации производства, капитала, экономики страны. По нашему мнению, одной из форм неразрушения культурно-национальных автономий могло бы стать укрупненное экономическое районирование и централизованное управление хозяйством страны через создаваемые управленческие структуры экономических районов (экономических регионов). Конституирование та­ких территориально-экономических образований, прида­ние им наряду с экономическими также административно-управленческих функций явилось бы основой для принци­пиально новой, экономически однородной региональной структуры Российской Федерации.

Важно заметить, что национальный вопрос — всегда очень болезненный и требует постоянного внимания со стороны как административных, так и хозяйственных ор­ганов территорий и организаций.

Третий принцип (экономический) заключается в рас­смотрении конкретной территории как хозяйственно-спе­циализированного регионального элемента единого народ­нохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим принципом специализацию территорий в разделении тру­да должны определять отрасли с наименьшими суммарны­ми затратами на выпуск и потребление продукции (то есть принцип экономии времени — наименьших затрат на про­изводство и доставку продукции).

Это обусловлено тем, что экономический принцип рай­онирования обеспечивает демократизацию хозяйственной жизни и социальных процессов на территориях, развитие межрегиональных связей в едином всероссийском эконо­мическом пространстве, развитие этноса, культурно-наци­ональных автономий,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 101

 

 

 

В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на:

1) многоотраслевые;

2) промышленные; 

3) аграрно-промышленные;

4) трудоизбыточные;

5) с особым режимом хозяйствования.

В первую группу входят регионы Центра, Центрально­черноземного района. Здесь имеется большое промышлен­ное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфра­структура.

Во вторую группу входят территории Центрального и Южного Урала, Верхней Волги, Московской, Тульской об­ластей и др. В них явно выражена промышленность и под­чиненную (второстепенную) роль играет сельское хозяй­ство.

К третьей группе относятся Краснодарский, Ставро­польский края, Оренбургская и др. области. Это — терри­тории с явной ориентацией на интенсивное сельское хо­зяйство.

В четвертую группу входят республики Северного Кав­каза и некоторые другие территории, не имеющие доста­точного количества мест приложения труда.

К пятой группе относятся территории Крайнего Севе­ра, зоны вахтового освоения, закрытые территории, а так­же специальные экономические зоны.

Наряду с этим, регионы с сельским хозяйством подраз­деляются на:

1) с преимущественно крупными коллективными хо­зяйствами (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ);

2) с преимущественно мелкими сельскими хозяйства­ми (Нечерноземная зона, Восточная Сибирь, Дальний Вос­ток);

3) горные территории (Кавказ, Алтай);

4) с отгонными пастбищами (Калмыкия, Бурятия, Чи­тинская область);

5) слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и животноводства (Крайний Север, Якутия).

Обеспечение оптимальных экономических пропорций в таксономическом делении Российской Федерации явля­ется одной из центральных потребностей сбалансирован­ного развития конкурентно-рыночной экономики. Фор­мирование равномерной структуры экономического райо­нирования (экономического равенства территорий) при­звано обеспечить условия для управления территориями из центра, осуществления эффективной инвестиционной поли гики, развития и размещения производительных сил. Это также призвано освободить центр от непосредствен­ного решения внутрирегиональных проблем, предоставить территориальным органам возможность самостоятельно ре­шать вопросы жизнеобеспечения территорий, формиро­вания производственного потенциала местного значения, развития образования и культуры.

Типологизация регионов — выделение и группировка региональ­ных образований по определенным признакам. При этом предпоч­тение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.

Для осуществления задач государственной региональной по­литики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-эко­номического положения регионов.

В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).

Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть этого подхода состоит в сле­дующем. Вся совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). За­тем производится разделение регионов по относительной величине показателя в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае выделяются четыре группы (типа) регионов:

1.1— регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего; 1.2 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше среднего, а в на­блюдаемом году стал ниже среднего; 2.1 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень; 2.2 — регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже сред­него.

Так, может быть проведена типологизация регионов по вели­чине заработной платы относительно среднероссийского уровня. Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом:

в 13 регионах уровень зарплаты был выше и в двух — ниже сред­нероссийского (Хакасия и Тыва). За 1991—2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты выше сред­нероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Ев­рейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 — один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделя­лись на четыре группы: 1.1—11 регионов; 1.2 —два региона; 2.1 — один регион; 2.2 — один регион.

Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индика­торов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного производ­ства (экономическая составляющая) и динамике доходов населе­ния (социальная составляющая).

Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития. Такого рода типология постро­ена по четырем группам основополагающих проблем: экономичес­ким, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой груп­пе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют оп­ределенные типы регионов.

Региональная типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована на цели, задачи и механиз­мы региональной политики. Она имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относитель­но центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.).

На основе наблюдаемых типологических признаков выделяют­ся три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые ме­тоды регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ