бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

- Единый Европейский акт 1987 года (раздел V);

- Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года;

- Рекомендации Комиссии Европейских сообществ государствам-чле­нам по программам регионального развития 1979 года;

- Европейская хартия обустройства территории 1985 года;

- Резолюция Европейского парламента по согласованной политике об­устройства территории 1990 года;

- Постановление Совета (ЕЭС) о задачах структурных фондов, их эффективности и координации их действий между собой и с операциями Европейского инвестиционного банка и других существующих финансовых институтов 1988 года.

Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года устанавливает основные направления ре­гулирования региональной политики:

- использование системного анализа в разработке региональной поли­тики в рамках Европейского Союза, подготовка и коллективное обсуждение итоговых документов;

- оценка воздействия политики Европейского Союза на регионы и ее учет при формировании экономической политики в целом;

- координация региональной политики государств-членов Европейского Союза и разработка региональных программ развития.

Единым Европейским актом 1987 года и другими документами были учреждены специальные организационные структуры по реализации регио­нальной политики - Европейский фонд регионального развития, Комитет по региональной политике. Целью Европейского фонда регионального развития является устранение основных региональных диспропорций в социально-экономическом развитии стран Европейского Союза. Основные направления деятельности Комитета по региональной политике - анализ, координация и разработка региональной политики Европейского Союза, подготовка и пред­ставление на коллективное обсуждение итоговых документов анализа.

Российская Федерация включилась в процесс интеграции в рамках Европейского Союза, в связи с этим законодательство Российской Федера­ции должно быть приведено в соответствие с документами Европейского Союза. Так, с учетом рекомендаций, содержащихся в документах Евро­пейского Союза, и практического опыта стран-участниц была разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-эконо­мическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)».

В качестве примера нормативных актов органов местного самоуправ­ления можно привести регулирование земельных отношений, в том числе платы за землю, вопросов муниципальной собственности, в том числе арен­ды объектов недвижимости, регистрации юридических лиц, регулирование бюджетной сферы, а также исполнение переданных государственных полно­мочий, что оказывает косвенное влияние на экономику регионов.

Существуют и иные классификации методов государственно-правово­го регулирования. Например, классификация Тихомирова [78] основана на том, что способы государственно-правового регулирования отличаются по характеру воздействия и от степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектом. Условно их можно объединить в шесть групп.

В первую группу он включает методы, способы общенормативного ре­гулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятель­ности.

Во вторую группу входят программно - установочные способы: а) це­левые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование;

б) аккредитация; в) сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) ли­миты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенных пошлин и др.).

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии;

е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрение; и) госзаказ; к) госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и «запретные» способы: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействитель­ными сделок, действий,актов).

Эффективность использования государственно-правовых способов регу­лирования экономики и других сфер достигается при соблюдении следующих условий:

- обоснованный выбор их с учетом специфики тех или иных объектов воздействия;

- использование способов регулирования на основе анализа оценки ди­намики объектов;

- гибкое сочетание методов, не допускающее чрезмерной оценки пред­приятий;

- применение способов регулирования с учетом природы секторов экономики и организаций, принадлежащих к разным формам собственно­сти. Так, для государственных предприятий будут более жесткими методы шестой группы, для акционерных обществ - методы четвертой группы. Для всех субъектов хозяйствования применимы методы первой и второй групп;

- согласование способов внутреннего и международного регулирова­ния, когда последние признаны официально в установленном порядке. Так, международные стандарты финансовой отчетности реализуются в России в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283;

- тщательная регламентация методов государственного регулирования в специальных актах либо их разделах. Имеются в виду точные нормы -дефиниции, круг уполномоченных органов (должностных лиц), виды представляемых документов, права граждан и юридических лиц, порядок принятия решений и их обжалования, ведение реестра и пользование им. Например, есть Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», есть Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании от­дельных видов деятельности», но до 2002 года не было федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Это привело к наличию массы ненужных подзаконных и региональных актов.

Несмотря на всю важность факта введения и использования право­вых регуляторов, гораздо большее значение имеет содержательный аспект регуляторов. Например, установленные в первой половине 90-х гг. жесткие рамки деятельности юридических лиц должны замещаться на мероприятия и средства стимулирования и поощрения предпринимательской деятельно­сти. Поощрительный метод регулирования позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заин­тересованности в получении дополнительных благ.

Таким образом, устойчивое развитие экономики во многом зависит от эффективности ее государственного регулирования и применяемых юри­дических режимов. Только в этом случае достигается динамичный баланс государственного воздействия и экономической саморегуляции, выбор на­правлений государственного воздействия на экономику.

1.6.4. Проблемы правового регулирования региональной экономики

В изложенном выше материале уже упоминалось о существовании про­блем в правовом регулировании региональной экономики.

Множество проблем связано с разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В действующем законодательстве Российской Федерации предметы ведения органов государственной власти соответствующих уровней определены нечетко и неполно, что ведет к не­однозначному их толкованию и сложностям в правоприменении. Наличие исключительных предметов ведения Российской Федерации и неправомер­ность регионального нормотворчества по этим предметам привели к значи­тельным пробелам в законодательстве Российской Федерации, неурегулиро­ванности многих вопросов. Это в свою очередь привело к появлению ряда незаконных нормативных актов субъектов регионов, выходивших за рамки их компетенции. Иначе говоря, субъекты Федерации зачастую вынуждены были принимать нормативные документы, не удовлетворяющие условию за­конности, не носящие правовой характер.

Воронежская область в первой половине 90-х гг. получила печальную из­вестность в результате подобного нормотворчества, которое заключалось в том, что администрация Воронежской области на протяжении двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование прода­жи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вме­нялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам милиции предписывалось на границе области эти товары изымать и передавать на реализацию.

При явном несоответствии подобных правовых актов действующему за­конодательству, конечно, им можно найти некоторое оправдание, учитывая социально-экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации.

Таким образом, одной из основных проблем регионального правотворчества является неправовой характер издаваемых нормативных актов, а именно:

- издание нормативных актов органом, не имеющим в соответствии с законодательством права издавать подобного рода акты или регулировать те или иные отношения;

- издание нормативных актов с нарушением установленного порядка издания таких актов;

— издание нормативных правовых актов, противоречащих действующе­му законодательству по содержанию.

Недостатком правового регулирования региональной экономики являет­ся механическое дублирование федерального законодательства, а именно: по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаются федеральные законы и аб­солютно повторяющие их текст региональные законы. Так, в большей части субъектов законы об инвестиционной деятельности дублируют текст Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Почему считается подобный повтор отрицательным? Во-первых, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Россий­ской Федерации и перенос их положений в региональные законы просто нецелесообразен, это показатель неэффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Во-вторых, к совместному ведению Федерации и регионов отнесены вопросы, при регулировании ко­торых необходимо учитывать специфику отдельных территорий, связанную с природно-климатическими особенностями, историческим развитием, осо­бенностями размещения производительных сил и т. д. Например, Воронеж­ская область имеет обширный аграрный сектор, оборонно-промышленный комплекс, развитую сеть научных учреждений. К сожалению, все эти факто­ры не учитываются при регулировании экономических отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают много законодательных актов декларативного, популистского характера, которые не содержат механизма реализации, не предусматривают источников финансирования.

Недостатком регионального нормотворчества в сфере экономических отношений следует считать частое изменение законодательства, действие наряду с новыми устаревших законов, что порождает коллизии правовых норм (одновременное регулирование одних и тех же отношений разными нормами, зачастую существенно отличающимися друг от друга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 13

 

«Инструменты экономического регулирования: планирование и прогнозирование, бюджетно-налоговая система, бюджетный федерализм, использование различных регулирующих инструментов, макро и микроинструменты региональной политики».

 

Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

    Принципы:

1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней;

2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4)наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных методов регулирования бюджетов;

5)самостоятельность и равноправие каждого бюджета, выражающееся в самостоятельности бюджетного процесса

Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом  и местных бюджетов с региональными бюджетами строятся на использовании единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

    Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

    Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

    Регулирующие доходы -  это федеральные и региональные налоги  и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.

    К регулирующим доходам относят:

-трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

-дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

-субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

-субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

                Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.

Основным каналом предоставления финансовой помощи  из федерального бюджета является Фонд финансовой поддержки регионов. Важнейшим направлением развития бюджетного федерализма в 1999-2001гг. стало совершенствование распределения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов-субъектов РФ (ФФПР). В результате выработана новая методика распределения, в соответствии с которой, размер трансферта зависит от величины рассчитываемых по всем субъектам РФ удельных (душевых) валовых налоговых ресурсов (ВНР). Они приводятся к сопоставимому виду посредством формулы:

ВНРiпр=(а*ИНПi)/ИБРi, где

ВНРiпр – приведенные удельные валовые налоговые ресурсы i-го субъекта федерации, а - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения; ИНПi – индекс налогового потенциала i-го субъекта РФ; ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го субъекта РФ.

    Определение размера трансфертов проводится в два этапа. Первая часть ФФПР (80% от общего объема) распределяется между субъектами РФ, для которых приведенные удельные ВНР меньше среднероссийского показателя, пропорционально их отклонениям от этого уровня.

    На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.

    Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и Архангельской области.

    Таким образом, основу методики составляет определение для каждого субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР).

Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться (на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.

    Существующий Фонд компенсаций  включает в себя установленные федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.

    Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных финансов,  средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.

 

В системе финансовых отношений в государстве немаловаж­ную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на нацио­нальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государ­ством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании

финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдер­живать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функ­ции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Налоговая система базируется на соответствующем законо­дательстве, которое устанавливает конкретные методы постро­ения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элемен­ты налогов. К элементам налогов относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начис­ляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

- ставка налога - величина налоговых начислений на еди­ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполага­ют возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохо­да). При прогрессивной шкале налогообложения налогопла­тельщик платит не только большую абсолютную сумму дохо­да, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими до­ходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту аб­солютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохо­дов налогоплательщиков.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные на­логи.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредствен­но и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подо­ходный налог с юридических и физических лиц, налог на опе­рации с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его но­ситель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются че­рез надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачи­ваются производителем, который включает их в цену реализа­ции. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам от­носятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможен­ные пошлины/монопольный налог.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет го­сударства для финансирования общегосударственных меропри­ятий. Специальные налоги имеют строго определенное назна­чение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа по­ступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним отно­сится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошли­ны и др.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое иму­щество граждан, налог на транспортные средства, регистраци­онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, другие сборы.

 Основные налоги

Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов в РФ.

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложе­ния различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешает вычесть производственные, транс­портные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагае­мый минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом, облагаемый до­ход = валовой доход - вычеты.

В подоходном налогообложении различают подоходный на­лог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц.

Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрес­сия в личном налогообложении позволяет сглаживать неравен­ство в доходах в условиях рыночной экономики.

Плательщиками подоходного налога с физических лиц в РФ являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ (включая граждан иност­ранных государств).

Объектом налогообложения является совокупный доход, по­лученный в календарном году: у физических лиц, имеющих по­стоянное местожительство в РФ, от источников в РФ и за ее пределами, у физических лиц, не имеющих постоянного мес­тожительства в РФ, от источников только в РФ.

При налогообложении учитывается весь совокупный доход, полученный как в денежной (в национальной российской или иностранной валюте), так и в натуральной форме. При этом доход в натуральной форме учитывается в составе совокупного дохода исходя из цен, сложившихся на рынке на соответ­ствующие товары. В совокупный годовой доход в целях налогообложения включаются доходы, полученные по месту ос­новной работы гражданина, на основе трудовых и приравнен­ных к ним соглашений, на одном предприятии, включая рабо­ты, выполненные по совместительству, а также по отдельным гражданско-правовым договорам. При этом учитываются все выплаты: заработная плата, премии, подарки, вознаграждения, бесплатное питание, льготные проездные билеты, оплата ком­мунально-бытовых услуг и т.п.

Подоходный налог с юридических лиц - налог на прибыль (доход) фирм (предприятий). Уровень ставок по этому прямо­му налогу, механизм его функционирования в РФ примерно со­ответствует аналогичным налогам в других странах. Вместе с тем, система функционирования этого налога отличается ря­дом особенностей, связанных с российской спецификой.

Плательщиками налога являются все юридические лица, но также и филиалы фирм, предприятий и организаций, имею­щие отдельный счет и баланс.

Объектом налогообложения является их валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации продук­ции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и дохо­дов от внереализационной деятельности, уменьшенных на сум­му расходов по этим операциям.

В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Предприятия и орга­низации, занимающиеся производственной деятельностью, платят начиная с 1994 года в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 13%. В регионах органы государственной власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и стра­ховых организаций (всего - 35-42%). Для фирм, занимающих­ся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по дохо­дам от казино, видиотек и т.п. ставки могут доходить до 80% от прибыли.

Другой по значимости вид налога, применяемый в большин­стве стран с рыночной экономикой, - это налог на добавлен­ную стоимость (НДС). В среднем ставки этого налога по отдель­ным странам не превышают 25%.

НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, по­этому при относительно низких ставках пополняет казну луч­ше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко ба­лансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации.

НДС имеет преимущества как для государства, так и для на­логоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересо­ванность в росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не дохо­дов.

Для России этот налог является «новым» налогом, так как он был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.

В чем же суть налога на добавленную стоимость?

НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взи­мается с разницы между отпускной ценой и издержками про­изводства до данной стадии движения товаров, т.е. фактичес­ки на каждой технологической стадии движения товара к потребителю.

НДС - показательный пример того, как может осуществлять­ся перераспределение налогового бремени: субъект налога и но­ситель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо « на­зад » - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, упла­чивая им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

Фактически НДС - это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

Еще одной особенностью НДС является то, что это внутрен­ний налог - при вывозе товаров за границу его величина долж­на компенсироваться покупателю.

С 01.01.92 до 31.12.92 г. НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), ре­ализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продук­ции топливно-энергетического комплекса и услугам производ­ственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, по став­ке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их сниже­ние вследствие ценового шока и сокращения производства.

С 1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10% была сни­жена ставка налога на все продовольственные товары и отдель­ные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например услуги городского пассажир­ского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 20%.

Акцизы. Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оп­лачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон дей­ствия акцизов невелик - это в основном избранные товары, по­этому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих на­логов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водоч-ные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.д.

С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффек­тивности его производства, ни потребительских свойств, а яв­ляется следствием особых условий его производства и реализа­ции. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то фирмы-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым ав­томобилям, табачным и ликеро-водочным изделиям и другим подакцизным товарам.

Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отноше­нию к свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рас­считаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставша­яся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему пред­приятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщиками налога являются юридические лица, включая банки и кредит­ные учреждения, филиалы, в том числе с иностранными инве­стициями.

Объектом налогообложения являются основные средства (включая долгосрочно арендуемые с правом последующего вы­купа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимост­ном выражении, находящиеся на балансе.

Мы живем в сегодняшнем дне и стремимся к уменьшению налогового бремени. Как этого добиться? Законным способом является внимательное изучение имеющихся льгот по налого­обложению.

Российским законодательством установлено множество са­мых разнообразных льгот для различных категорий населения. Предусмотрены следующие виды льгот:

- необлагаемый минимум объекта налогообложения (напри­мер, необлагаемый минимум при подоходном налоге с физиче­ских лиц);

- изъятие из обложения отдельных элементов объекта на­логообложения (например, акцизами не облагаются подакциз­ные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме экспорта в страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не включаются в совокупный годовой доход);

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или ка­тегорий плательщиков (так, существует определенная законом категория населения, которая освобождена от уплаты налогов на имущество физических лиц и земельного налога);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ