бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В связи с этим для повышения заинтересованности муниципальных образований в решении общерегиональ­ных задач (размещение предприятий, разработка природ­ных ресурсов, прокладка коммуникаций, строительство портов, каналов, санаторно-курортных, лечебных и других объектов, возделывание определенных культур и т. п.) ре­гиональные администрации вынуждены использовать раз­личные методы их экономического стимулирования. В числе таких методов могут применяться налоговые льготы, ре­гиональные низкопроцентные займы для осуществления муниципальных программ, передача муниципалитетам объектов региональной собственности и др.

Мотивация самостоятельных хозяйственных организа­ций (частные фирмы, коллективные и индивидуальные сель­ские хозяйства, предприятия федеральной и муниципаль­ной собственности и т. п.) региональными средствами осу­ществляется в основном по двум линиям:

1) административные ограничения и свободы;

2) договорно-экономические отношения. Первая форма отношений региональных властей наи­более характерна для административной системы управле-•ния, вторая — для экономической. Обе эти системы име­ют недостатки и преимущества. Поэтому современным ре­гиональным администрациям в осуществлении функций оперативного управления формированиями такого типа необходимо рационально сочетать едминистративные и эко­номические мотиваторы, все более повышая роль после­дних.

3.4.2. Мотивация персонала

Личные цели обычно первичны по отношению к орга­низации. Это требует от разработчиков систем мотивации учета такой приоритетности и создания механизмов дос­тижения личных целей через достижение целей организа­ции.

Исследования в Хоторне (США) показали, что истин­ные мотивы трудовой активности могут быть весьма не­ожиданными, порой совершенно не связанными с эконо­мическими стимулами. В то же время практика свидетель­ствует и о том, что экономическим стимулированием ра­ботников не следует пренебрегать, так как зачастую имен­но размер оплаты труда выступает ключевым фактором при найме на работу и активной деятельности.

Существует множество теорий мотивации персонала. Многие исследователи разделяют их на две группы:

1) содержательные;

2) процессуальные.

Содержательные теории мотивации базируются на идентификации потребностей (внугренних побуждений) людей действовать определенным образом (классический пример — пирамида Абрахама Маслоу).

Процессуальные теории мотивации базируются на том, как ведут себя люди через призму восприятия и познания действительности (классический пример — теория ожида­ний Виктора Врума).

Стимулирование деятельности работников является одной из важных проблем оперативного менеджмента. Важно учитывать, что повышение результативности управ­ленческого труда не всегда находится в прямой зависимо­сти от уровня заработной платы (жалованья). Возможнос­ти работников не всегда соответствуют возложенным на них функциям. Многие из них «зарабатывают на жизнь» неинтересной работой.

При расстановке управленческого персонала полезно воспользоваться предложением одного из классиков ме­неджмента — Фредерика Херцберга. А именно: не челове­ка подстраивать под работу, а работу — под человека. Это означает, что при расстановке управленческих работни­ков целесообразно поручать им такие виды работы, кото­рые в наибольшей мере соответствуют их предпочтениям и умелостям.

Полезным инструментом в распределении работ меж­ду административно-управленческими работниками может выступать ранжирование их по системе предпочтений Аб­рахама Маслоу.

Согласно теории А. Маслоу, потребности людей можно свести в 5 групп. Применяя предложенный в пирамиде Маслоу принцип градации работников аппарата администрации, тем из них, кто относится к пятому ярусу, следует поручать исключи­тельно творческую работу. Такие работники предпочти­тельны для групп экспертов, консультантов. Это — неза­менимый кадровый материал для адаптивных (органисти-ческих) систем управления. Эту категорию работников в наибольшей мере интересует не размер оплаты труда, а возможности самореализации (наличие соответствующих технических средств, доступ к источникам аналитической информации и т. п.). Тем не менее, для поддержания их творческого тонуса важно все же 'гак оплачивать их рабо­ту, чтобы это обеспечивало им покой со стороны членов семьи (которым они отдают зарплату).

Лицам, подпадающим под четвертый ярус, целесооб­разно поручать руководство группами работников (депар­таменты, отделы., секторы и т. п.). Для них основным сти­мулом активной деятельности выступает уважение со сто­роны окружения. Люди с такими предпочтениями зачас­тую успешно руководят крупными коллективами, прояв­ляя высокую ответственность и старательность. Для них зарплата также имеет второстепенное (после престижа) значение.

Люди с наиболее выраженными потребностями третьего яруса могут составлять основу рядовых работников управ­ленческого аппарата региональной администрации. Для этой категории лиц важны и принадлежность к определенной социальной страте («чиновник» региональной админист­рации) и размер должностного оклада (по зарплате — и уважение). Работники с предпочтениями третьего яруса не склонны ни к творчеству, ни к интенсивному труду, ни к ответственным (рискованным) решениям. Но они являют собой то ядро аппарата, которое обеспечивает ему преем­ственность и устойчивость. К отрицательным качествам этой группы работников можно отнести инерционность, бюрократизм, неприятие перемен.

Лицам с предпочтениями второго яруса характерно стремление к стабильности и неизменчивости функцио­нальных обязанностей и места работы. Их в,болыпей мере интересуют не общерегиональные проблемы обществен­ного воспроизводства, а распределение функциональных обязанностей и характер отношений в своем малом кол­лективе (отделе, секторе и т. п.). Такие работники проявля­ют высокую исполнительность и скрупулезность в выпол­нении очерченных функций и выступают полезным ком­понентом управленческих целостностей. В то же время они представляют собой наименее ценную часть аппарата ад­министрации и являются основным объектом периодичес­ких сокращений.

Что касается лиц с предпочтениями первого яруса, то они нежелательны для административного аппарата, так как не могут быть использованы в управленческой дея­тельности.

Как следует из рассмотренного примера, мотивация персонала наиболее эффективна, если она строится на учете личных предпочтений работников. При таком подходе эко­номятся ресурсы на принуждение и ограничения, эффек­тивно используются инициатива и творчество.

 

 

 

 

ВОПРОС 32

 

 

 

Основными субъектами хозяйствования ни территории являются домохозяйства (хаусхолды), фирмы, государствен­ные и муниципальные предприятия. Степень хозяйствен­ной активности хаусхолдов и соответствующий этому уро­вень жизни населения выступает основным показателем эффективности регионального управления на соответству­ющей территории.

Деятельность домохозяйства включает трудовую актив­ность его членов как в других хозяйственных организаци­ях (фирмах), так и работу внутри его (фермерство, ремес­ленное производство, услуги, обслуживание членов семьи и др.). Последние выступают главными поставщиками тру­довых ресурсов, а также основными потребителями про­дукции предприятий обслуживающих отраслей. Домохо­зяйства в силу инерционности, обусловленной их распы­ленностью, сообщают спросу более плавную эластичность, гася этим пики и падения в производстве продукции об­служивающих отраслей. Все это предполагает необходи­мость активного участия территориальных органов (регио­нальных, муниципальных) в регулировании функциониро­вания домохозяйств.

С участием рабочей силы, поставляемой домохозяйства-ми, функционирует множество различных фирм, государ­ственных, муниципальных, общественных и иных органи­заций.

Основными хозяйствующими субъектами на террито­рии являются предприниматели. Именно эту категорию населения называют «сливками общества», «дрожжами хозяйствования». Такое уважение они получают за уме­ние и стремление расширить хозяйство, создать новые рабочие места, от которых получают средства существова­ния другие члены общества.

Предпринимательство может быть индивидуальным и коллективным.

Индивидуальный предприниматель — это главный объект заботы муниципальных органов. Его надо и под­держать, и проконтролировать, и обучить, и предупредить, и собрать в союз, и т. д. Индивидуальный предпринима­тель может выступать как собственником управляемого имущества (обладать правом владения, пользования и рас­поряжения лм), так и не быть таковым, а только пользоваться этим имуществом на правах аренды, займа и Др. Поскольку индивидуальный предприниматель имеет боль­ше свободы действий, чем менеджер крупной корпорации, он требует повышенного внимания со стороны муници­пальных и региональных органов в вопросах территори­альной экономической координации.

Более инерционным объектом в хозяйствовании и ре­гиональной координации являются объединения предпри­нимателей, или фирмы. Они действуют в различных пра­вовых формах, выступают как юридические лица и пред­ставляют собой основной субъект рыночных отношений на территории.

Наряду с фирмами, на территории действуют и другие ассоциированные хозяйствующие субъекты. Это банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государ­ственные и муниципальные организации (предприятия).

Под фирмой понимается любая организационно-хозяй­ственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность. Фирма подпадает под категорию «организа­ция».

В традиционном отечественном законодательстве и хо­зяйственной практике широко используется термин «пред­приятие». Под ним обычно понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, совпадающий по своим характе­ристикам с фирмой. Однако такое определение разнится с категорированием фирмы и предприятия в международ­ной практике. Во многих зарубежных странах обычно под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, которая представляет собой совокупность мате­риальных и людских ресурсов, организованную для дости­жения определенных целей. В их законодательстве пред­приятие не рассматривается как самостоятельный субъект права. Оно не признается как хозяйственное образование, обладающее обособленным имуществом, собственным ба­лансом и пользующееся правами юридического лица. Этот комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуально­му или их объединению). С этой классификацией согласу­ются категории муниципальных и государственных (в т. ч. региональных) предприятий, которые также принадлежат другому собственнику, то есть предпринимателю — в лице муниципалитета или государства (через центральные или региональные органы). Наличие у них расчетных счетов и хозяйственной самостоятельности представляет собой лишь способ достижения поставленной собственником (предпри­нимателем в лице государства или муниципалитета) цели. При этом, однако, подобные предприятия в РФ обладают собственным балансом (но не обособленным имуществом) и правами юридического лица.

По мере врастания экономики России в мирохозяй­ственные связи международная терминология все более проникает в российское законодательство. Это требует от современных менеджеров все большего использования в практической деятельности не противоречащего российс­кому законодательству международного управленческого категориального аппарата.

Фирма может иметь одно или несколько предприятий (например, группы предприятий фирмы Knauff, Siemens, General Motors, Schlumberger, АвтоВАЗ, мебельная фирма «Краснодар»). Между предприятиями одной фирмы уста­навливаю гея производственные взаимосвязи. Это форми­рует технологическое разделение труда на внугрифирмен-ном уровне. Однако на уровне региона такое разделение труда просматривается слабо.

К материально-денежным активам предприятий отно­сятся здания, сооружения, оборудование, товары, денеж­ная наличность, денежные требования, права собственно­сти, авторские и др. права.

К нематериальным активам предприятий относятся по­ложение на рынке, клиентура, репутация, деловые свя­зи и др.

Наряду с частными фирмами, государственными и му­ниципальными фирмами и предприятиями, на региональ­ном рынке представлены фирмы и предприятия различ­ных кооперативных, общественных и иных организаций. П^сль, 4i^d также, как правило, обладают обособленным балансом и правами юридического лица.

Несколько обособленную форму хозяйствования пред­ставляют собой смешанные (совместные) фирмы или пред­приятия. Они бывают двух типов:

1) самостоятельные фирмы (предприятия), часть соб­ственности которых принадлежит государству (в ток чис­ле региональному органу) или муниципалитету (местному самоуправлению);

2) самостоятельные фирмы (предприятия), часть соб­ственности котооых принадлежит иностранным юридичес­ким лицам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления автономны в распоря­жении принадлежащей им собственностью. Это открыва­ет перед ними широкие возможности и создает экономи­ческий интерес в проявлении предпринимательской ини­циативы, развитии предпринимательской инфраструктуры, а также коммерческих (прибыльных) муниципальных и смешанных (совместных) фирм (предприятий).

На территории муниципальных образований, в регио­нах действует множество различных фирм. Регулирование их деятельности региональными и муниципальными орга­нами должно осуществляться с учетом их характера и пра­вового положения. Такой подход обеспечит максимальный управленческий эффект.

R традиционной форме используется классификация фирм по характеру деятельности, по правовому положе­нию и формам собственности.

А. ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ фирмы подразде­ляются на 5 групп:

1) промышленные (в чих более полсзины оборота со­ставляет производство промышленной продукции);

2) торговые (они в основном занимаются куплей-про­дажей товаров);

3) транспортные (занятые перевозками);

4) транспорт! ю-экспедиционные (обеспечивающие до­ставку грузов);

5) страховые (они осуществляют страхование грузов при международных перевозках).

Правовое положение фирмы указывает на то, кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, а также в чьем ведении находится решение конк­ретных вопросов деятельности фирмы. Информированность об этом имеет особую важность для региональных и мест­ных органов для выстраивания отношений в регулирова­нии хозяйственной деятельности различных субъектов на подведомственной территории.

В мировой практике правовое положение фирмы опре­деляется гражданским и торговым правом. Как правило, фирмы, зарегистрированные в торговом реестре, являют­ся юридическими лицами.

Юридические лица — это обычно объединения людей, наделенные присущими им правами и обязанностями име­ющие имущественную обособленность от имущества его членов. Степень имущественной ответственности юриди­ческого лица и составляющих его членов опр"/'/'. ;.-,;.:-• положением фирмы. В ряде стран юридическое лицо мо­жет быть образовано и одним юридическим или физичес­ким лицом.

Основные признаки юридического лица:

— самостоятельная имущественная ответственность;

— непосредственная независимость от входящих в его состав лиц;

— наличие общей цели для входящих в его состав лиц;

—г- наличие целостной организационной структуры.

Б. ПО ПРАВОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ фирмы делятся на 2 вида:

1) Единоличные фирмы (предприятия) (sole proprietorship). Такая фирма (предприятие) представляет собой наиболее жесткую форму имущественной зависи­мости ее членов от результатов деятельности. Она может быть собственностью одного физического лица или семей­ства, которое несет всю ответственность по ее обязатель­ствам всем имуществом фирмы и всем личным имуществом, если оно не обособлено от капитала фирмы. Ею управляет либо ее владелец, либо уполномоченный им менеджер (уп­равляющий) при сохранении за собственником права кон­троля, Обычно форму единоличной имеют малые и сред­ние фирмы, хотя встречаются и гиганты (например, «Оли-

ветги»).

2) Объединения предпринимателей (корпорации). Такие объединения могут быть с полной ответственнос­тью и с ограниченной ответственностью.

Корпорированные фирмы с полной ответственностью могут пользоваться особым доверием и льготами со сторо­ны региональных органов, поскольку их собственники, как правило, имеют полную имущественную зависимость и соответственно песуг ответственность за результаты хо­зяйствования. Таким фирмам с меньшим риском можно выдавать ссуды, осуществлять авансирование за выполне­ние заказов. Они могут быть наиболее ответственными и надежными участниками региональных и муниципальных программ. Объединения предпринимателей (корпорации) такого типа, как правило, могут быть в форме полного товарищества (в нем все члены несут ответственность всем личным имуществом пропорционально доле в общем иму­ществе) и в форме коммандитного товарищества (в нем «полные товарищи» несут ответственность всем личным имуществом, а «коммандисты» — только вкладами в об­щее имущество.

Корпорированные фирмы с ограниченной ответствен­ностью обычно существуют в паевой и акционерной фор­мах.

ПАЕВЫЕ ФИРМЫ обычно представлены обществами с ограниченной ответственностью (000). Их члены (учре­дители и участники) несут ответственность только вклада­ми (паями) в общее имущество и не могут передавать (про­давать) свои паи другим лицам без согласия большинства членов 000. Корпорированные фирмы, схожие с россий­скими 000, имеют за рубежом следующие сокращенные обозначения: в Англии и США — Lid, Германии —GmbH, Италии — SRL, Франции — SARL, Греции — ERE. По меж­дународной классификации в странах Европейского сооб­щества такие корпорнрованные фирмы относят к компа­ниям частного типа. В них, как и в Российской Федерации, ограничено число участников, предусмотрен особый поря­док передачи паев, ограничена внешняя информация.

АКЦИОНЕРНЫЕ ФИРМЫ — это объединения капита­лов путем выпуска акций. По международной классифика­ции они относятся к компаниям публичного типа. В них, как правило, не ограничено число участников, основная информация носит открытый характер. Как и в 000, иму­щественная ответственность существует только в преде­лах вкладов (в данном случае — в по-купку акций). В отли­чие от многих зарубежных стран, в России наряду с от­крытыми акционерными обществами (ОАО), где акции свободно меняют владельца, существуют закрытые акцио­нерные общества (ЗАО), имеющие именные акции, пере­дача которых ограничена. Последние возможны только для лимитированного числа участников и менее распростра­нены, чем ОАО. Законодательство РФ для ОАО примерно совпадает с соответствующим законодательством зарубеж­ных стран. Фирмы, схожие с российскими открытыми ак­ционерными обществами, имеют следующие сокращенные наименования: в США — Corp, Inc, Англии — Р1с, Герма­нии — AG, Франции и Италии — SA, Греции — АЕ. При­чем, во многих странах (Франция, Голландия, Греция, Бель­гия, Испания, Португалия и др.) в названии акционерных

обществ присутствует слово «анонимное» — то есть без указания имени владельца. Важно иметь в виду, что у ак­ционерного общества может быть и один владелец (соб­ственник всех акций). Это делается для того, чтобы избе­жать личной имущественной ответственности учредителя фирмы, ограничив ее лишь вложениями в акции. Инфор­мированность об этом позволяет региональным органам дифференцировать свои взаимодействия с акционерными фирмами.

В. ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ фирмы делятся на следующие 4 типа:

1) Государственные (в том числе региональные) фир­мы. К ним относятся те, в имуществе которых доля госу­дарства составляет более 50%. В РФ основная часть госу­дарственных фирм существует в промышленности (осо­бенно добывающей) и на транспорте. В торговле государ­ственные фирмы в основном заняты в международных товарообменных операциях.

2) Муниципальные фирмы в основном представлены предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, водо-проводно-канализационной, энергетической, транспортной и др. службами. Существуют муниципальные фирмы (пред­приятия) в торговле, бытовом обслуживании, сфере обра­зования, культуры, гостиничного бизнеса и др.

3) Кооперативные фирмы (союзы) существуют в ос­новном среди потребителей, мелких товаропроизводи­телей, фермеров (крестьян-единоличников) и т. п. для осуществления коммерческой деятельности. Их основ-•ная цель — устранение внешних посредников в товарооб­менных операциях. Наиболее крупные кооперативные со­юзы существуют в Германии, Италии, Канаде, Австралии, Дании, Швеции. В годы Советской власти широкое разви­тие получило кооперативное движение в нашей стране, Оно охватывало в основном сельское население в области потребительской кооперации. Кооперативные организации, наряду с собственно снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью, создали разветвленную сеть предприятий пищевой промышленности — в основном в форме райпи-щекомбинатов. Это практически освободило государствен­ные органы от решения задач обеспечения сельского населения продовольствием и товарами народного потребле­ния, торговым и бытовым обслуживанием.

Особенностью потребкооперации Советского периода явилось то, что она была построена по законченному ры­ночному принципу — на полном хозрасчете (окупаемости затрат), свободном ценообразовании, саморазвитии, финан­совой отчетности перед учредителями (пайщиками) и др. Этот факт свидетельствует о наличии возможностей для успешного функционирования крупных рыночных струк­тур и в условиях преимущественно административно-рас­пределительной системы хозяйства.

В 90-е годы интенсивность кооперативного движения в нашей стране несколько спала. Однако потребность в его возрождении на более полной рыночной основе в после­днее время усиливается, что в определенной мере обус­ловлено повышением роли региональных органов п регу­лировании жизни территории. Это является предпосыл­кой к дальнейшему развитию кооператорства в преломле­нии региональных задач. Вместе с тем, развитие рыноч­ных начал требует от кооперативных фирм (организаций) более гибкой маркетинговой и коммерческой политики, умения работать в условиях открытой конкуренции с дру­гими коммерческими формированиями.

В силу того, что организации потребительской коопе­рации охватывают практически все сельское население, они являются предметом особого внимания сельских ад­министраций. Это объясняется тем, что такие организа­ции выступают мощным стабилизатором во всплесках кон­курентно-рыночной стихии на селе, обеспечивая плавную динамику спроса-предложения и цен. Поэтому поиск оп­тимальных схем взаимодействия сельских администраций с кооперативными организациями (фирмами) становится одной из центральных задач муниципального и региональ­ного менеджмента г, условиях конкурентно-рыночной эко­номики.

4) Частные фирмы. Решение задач регионального регу­лирования экономической жизни территорий предполага­ет взаимодействие региональных и муниципальных адми­нистраций с разнообразными частными фирмами. Мето­ды этого взаимодействия могут различаться в зависимости от организационно-правовых форм таких фирм.

Рассмотрим частные фирмы подробнее.

Они могут быть чисто частными, частно-государствен­ными, частно-муниципальными. В последнем случае опре­деленной долей (но непременно меньше половины) их иму­щества владеют государственные или муниципальные орга­ны. Они могут существовать как в индивидуальной форме, так и в форме объединений.

Объединения фирм, в зависимости от их целей и характера межфирменных отношений, могут иметь следующие формы:

Картель — это объединение фирм для совместной снаб-женческо-сбытовой деятельности, направленное в основ­ном на регулирование цен. Основными признаками карте­ля (или картельного соглашения) являются полная имуще­ственная и хозяйственная самостоятельность его участни­ков и договорный характер объединения без создания от­дельных снабженческо-сбытовых структур (соглашение об ассортименте, объемах, ценах). Картели ограничивают воз­можности региональных органов в регулировании цен на наиболее важные товары жизнеобеспечения населения. Это требует от них распознания открытых или тайных (в ос­новном) картельных соглашений и принятия мер по рас­ширению свободы конкуренции.

Синдикат — это договорное объединение фирм с со­зданием единого снабженческо-сбытового органа в форме акционерного общества или товарищества. Такого рода объединения могут оказаться полезными для сельскохо­зяйственных фирм (в форме АО, колхозов и др.) в масшта­бе сельского района. С целью контроля за их деятельнос­тью в них могут участвовать и полномочные представите­ли районных администраций. Также весьма эффективны­ми могут быть городские продовольственные синдикаты, имеющие договорные (или иные) отношения с городскими муниципалитетами.

Пул — это договорное объединение фирм картельного типа, в котором прибыли участников поступают на общий счет и затем распределяются в заранее установленных пропорциях.

Трест — это фирма, образованная путем полного слия­ния прежде самостоятельных фирм. Такая форма объеди­нения наиболее удобна в регионах и крупных городах для организации комбинированных производств (продукты питания; сложная техника; крупное промышленно-граж-данское строительство и т. п.) и преодоления межотрасле­вых и межфирменных барьеров.

Холдинг — это разновидность треста, объединение до­черних фирм, управляемых единым хозяином. Такого рода объединения удобны для совмещения администрирования с частно-коммерческой инициативой. В роли хозяина хол­динга может выступать уполномоченная региональной ад­министрацией организация (государственная, муниципаль­ная, кооперативная, частная), которая приглашает к учас­тию в таком объединении частные фирмы. С точки зрения региональных интересов, подобные формирования могут оказаться полотыми для координации производства мест­ных строительных материалов, переработки древесины, управления муниципальными предприятиями жилищно-коммуналыюго хозяйства.

Концерн — это крупное объединение юридически са­мостоятельных фирм через систему участия в их капитале. Концерн контролирует деятельность входящих в него ак­ционерных обществ через представительство в советах директоров благодаря имеющимся у него пакетам акций. В основном концерны носят производственную функцию и распространяются на экономические регионы или в це­лом на страну.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это, как правило, объединение юридически и хозяйственно само­стоятельных фирм и банков, в котором находящийся во главе банк распоряжается денежным капиталом входящих в ФПГ фирм. Обычно участники ФПГ договариваются о рынках сбыта своей продукции, объемах продаж и других вопросах внутренней координации. Не входящие в ФПГ фирмы называют аутсайдерами и ведут с ними жесткую конкуренцию. В ходе рыночных реформ в РФ появилось множество ФПГ национального масштаба. Однако явных преимуществ такие объединения в российской экономике пока не продемонстрировали. Что касается регионального и муниципального уровня, то опыт создания ФПГ в масш­табах города, края, области пока незначителен. Тем не ме­нее, и такая форма межфирменных объединений может оказаться полезной в масштабах экономического региона (экономического района) для решения крупных межотрас­левых задач по освоению полезных ископаемых, произ­водству сложной техники для сельского хозяйства, соци­альной сферы и др.

Смешанные по капиталу фирмы или предприятия (СП) — это те, капитал которых принадлежит предприни­мателям двух и более стран. Их регистрация проводится в стране одного из учредителей; деятельность регулируется специальными статьями законодательства.

В нашей стране массовое образование СП совпадало с началом рыночных реформ. Основная их часть сформиро­вана из минимальных вложений и занимается коммерчес-ко-посреднической деятельностью, экспортом продукции российских производителей и поставкой из-за рубежа то­варов народного потребления, материалов и комплектую­щих изделий для производственных предприятий. В опре­деленной степени СП являются своеобразными мостами по импорту в Россию зарубежных технологий маркетинга, бизнеса, организационных структур и управленческих вза­имодействий конкурентно-рыночного типа. Поэтому от степени содействия региональных и муниципальных орга­нов созданию и становлению СП во многом зависит на­полнение регионального рынка мировым опытом хозяй­ствования и товарами.

Началу деятельности фирмы (индивидуальной или кол­лективной) предшествует проведение определенного обя­зательного набора организационных и регистрационных мероприятий. В зависимости от масштабов организации объем организационных мероприятий может меняться. Однако существует и обязательный для всех набор дей­ствий.

После принятия решения о создании фирмы готовятся (разрабатываются) документы, необходимые для ее госу дарственной регистрации — заявление, протокол собра ния учредителей, Устав, Учредительный договор (если oi. оговорен Уставом), квитанция об оплате государственно г', сбора, документ, подтверждающий оплату 50 процентов уставного капитала. Эти документы сдаются в регистриру­ющий орган — Регистрационную палату.

В соответствии с законодательством Российской Феде­рации к учредительным документам создаваемой органи­зации (фирмы, предприятия) предъявляются следующие требования:

1) В Уставе должны содержаться сведения об организа­ционно-правовой форме организации (фирмы, предприя­тия), наименовании, ее местонахождении, величине устав­ного капитала, порядке формирования и компетенции ее органов ^правления и контроля, а также порядке распределения прибыли, образования фондов стимулирования, по­рядке и условиях реорганизации и ликвидации.

2) Учредительный договор (если он оговорен Уставом) должен содержать сведения о наименовании и юридичес­ком статусе учредителей, их местонахождении (месте жи­тельства), о личности (для физических лиц — паспортные данные). Должны быть указаны сведения о размере устав­ного капитала, долях учредителей, размерах, порядке и способах внесения вкладов и оплаты акций.

При этом Регистрационная палата не вправе требовать гарантийных писем или иных документов, подтверждаю­щих местонахождение регистрируемой организации (фир­мы, предприятия), которое указано в Уставе. Ответствен­ность за достоверность этих сведений несут учредители. Также регистрирующий орган не вправе требовать от зая­вителей сведений, выходящих за пределы того перечня документов, который установлен Положением о порядке регистрации.

Регистрационная палата обязана в течение 30 кален­дарных дней с момента представления (приема) докумен­тов произвести регистрацию организации. На титульном листе Устава ставится штамп регистрирующего органа, заявитель получает бессрочное свидетельство о регистра­ции.

Отказать в регистрации организации (фирмы, предпри­ятия) Регистрационная палата может только в случае, если состав представленных документов и их содержание не соответствуют Положению о регистрации. В этом случае уведомление об отказе в регистрации должно быть направ­лено в трехдневный срок со дня подачи (приема) докумен­тов на регистрацию.

Если в представленных на регистрацию документах выявлены недостоверные сведения, нарушения порядка создания организации (фирмы, предприятия), несоответ­ствие учредительных документов законодательству Россий­ской Федерации, то регистрирующий орган обязан в тече­ние месяца со дня регистрации потребовать от организа­ции (фирмы, предприятия) внесения необходимых изме­нений или дополнений в учредительные документы. Кро­ме того, в течение 6 месяцев со дня регистрации организа­ции (фирмы, предприятия) с заявлениями в суд о призна­нии этого акта недействительным могут обращаться лю­бые заинтересованные лица. .Основанием для аннулирова­ния регистрации организации (фирмы, предприятия) мо­жет быть только решение суда или арбитражного суда. Отказ в государственной регистрации организации (фир­мы, предприятия), а также непредставление для ознаком­ления данных государственного реестра могут быть обжа­лованы в судебном порядке.

После получения регистрационного свидетельства орга­низацией (фирмой, предприятием) производится постанов­ка ее на учет в территориальной государственной налого­вой инспекции (ТГНИ), в органах госстатистики (с получе­нием идентификационного кода), в учреждениях внебюд­жетных фондов, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, земельного фон­да. По получению соответствующего разрешения заказы­вается угловой штамп и печагь организации. Затем откры­вается расчетный счет в банке (образцы подписи руково­дителя и главного бухгалтера заверяются нотариально). И на последнем организационном этапе организация получа­ет (за соответствующую плату) лицензию (разрешение) на оговоренный в Уставе вид деятельности (например, прода­жа воздуха или мыльных пузырей).

Порядок действий по оформлению организации (фир­мы, предприятия) выглядит следующим образом:

1. Принятие решения о создании организации (обще­ства).

2. Подготовка документов для регистрации (квитанция об'оплате госпошлины: заявление; устав (учредительный договор); справка из банка о внесении взноса в уставный фонд.

3. Сдача (прием) документов в Регистрационную пала­ту. 

4. Получение временного свидетельства.

5. Получение идентификационных кодов в органах го­родского и краевого управлений государственной статис­тики.

6. Постановка на учет в территориальной (городской, районной) налоговой инспекции.

7. Постановка на учет во внебюджетные фонды.

8. Получение разрешения на изготовление печатей и штампов.

9. Открытие расчетного счета в банке (заверение у но­тариуса подписей распределителей средств).

10. Получение постоянного свидетельства организации (фирмы, предприятия).

11. Приобретение (покупка) лицензии на опресненные виды деятельности.

Такая, на первый взгляд, сложная схема оформления организации (фирмы, предприятия) обусловлена необхо­димостью ее врастания в региональную систему хозяйства в качестве ее составного элемента. Создаваемая организа­ция (фирма, предприятие) должна функционировать в ус­ловиях реальной экономики региона и муниципалитета, соблюдая территориальные нормы хозяйствования, осуще­ствляя регулярные налоговые платежи и отчисления в со­ответствующие фонды.

Управление фирмами (предприятиями) как самостоя­тельными субъектами хозяйствования осуществляют их внутренние надстроечные образования. В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью высшим органом управления соответственно являются со­брание акционеров и собрание пайщиков. Эти коллегиаль­ные органы решают фундаментальные вопросы жизнедея­тельности фирмы (принятие Устава, распределение соб­ственности, управление крупными инвестициями, выборы, назначение (выборы) исполнительно-распорядительного органа и др.). Оперативное управление такими корпораци­ями (корпорированными фирмами) осуществляет наблю­дательный совет (то есть совет директоров), а также гене­ральный директор или правление (или генеральный дирек­тор и правление^. Наиболее распространенной в Россий­ской Федерации, а также в США, Германии, Швейцарии и некоторых других странах является трехзвенная структу­ра управления акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью:

— общее собрание акционеров (или пайщиков);

— наблюдательный совет (то есть совет директоров);

— правление (или генеральный директор). Тем не менее, в ряде стран существует и двухзвенная система управления такими обществами, то есть без на­блюдательного совета (совета директоров). Российское за­конодательство допускает, наряду с трехзвенной, также двухзвенную систему управления в АО и 000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ