бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Подобные стратегические направления в целевой программе должны быть детально обоснованы, а количественные параметры (цели) рассчитаны на основании возможностей получения инвестиций, прогнозов рынка про­филирующей продукции, росте доходов региональных бюджетов и доходов населения. Здесь программы должны опираться на данные социально-эконо­мических прогнозов развития.

По существу региональные целевые программы представляют собой симбиоз прогноза социально-экономического развития и инвестиционных проектов и мероприятий.

Трудности процедуры разработки такой программы обусловлены специ­фикой и особенностями развития региона. Почти невозможно построить ее «снизу» - от предприятий. Сложность разработки программы заключается и в многоцелевом характере устремлений хозяйствующих субъектов (иногда взаимоисключающих друг друга), и в отсутствии у большей части предпри­ятий среднесрочных программ и бизнес-планов.

Возможно типизировать, упростить информацию, включаемую в про­граммы (например, путь Ростовской, Курганской областей). Это формали­зует расчеты и снижает трудоемкость разработки программы, но не преодо­левает многоцелевой характер таких программ.

U Вместе с тем программы социально-экономического развития субъекта РФ должны представлять собой документ, направленный на реализацию стратегии развития региона в определенном промежутке времени и содержа­щий: прогноз макроэкономических показателей, инвестиционные проекты, предложения по развитию хозяйственного механизма региона. О Особенность региональных программ еще и в том, что в них должны учитываться все мероприятия, которые вошли в ФЦП по данной территории. Это противоречит действующим нормативным документам, где исключается возможность дублирования одних и тех же мероприятий в целях предотвра­щения двойного финансирования.

На практике в региональных целевых программах приводятся сведения об уже намеченных к реализации мероприятиях, включенных в ФЦП.

Необходимо, на наш взгляд, придать региональной целевой программе функцию, координирующую все виды программ, реализуемых на данной территории, что способствовало бы более четкой регламентации использова­ния ресурсов, упорядочиванию проведения корректировок в случае срывов сроков реализации отдельных мероприятий и позволило бы перейти от «вы­бивания» средств из федерального бюджета к обоснованию необходимости первоочередной реализации определенных проектов. Это усилило бы про-гоаммно-целевую направленность региональных программ. U Опыт разработки и реализации региональных целевых программ указы­вает на необходимость усовершенствования отдельных нормативных поло­жений, регламентирующих процедуры создания и исполнения мероприятий программ. Эти положения должны включать следующие этапы. — /. Отбор проблем для программной проработки

В соответствии с действующим порядком субъекты РФ ежегодно представ­ляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства бюд­жетные заявки, в которые включают объемы финансирования мероприятий.

Такой порядок приводит к тому, что Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от регионов, не в силах их про­гнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор региональных программ происходит бессистемно.

Целесообразно поручить Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального характера, подлежащих программ­ной разработке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны.

Подобный проект перечня стратегических проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и утверждаться в установлен­ном порядке законодательной властью. Затем в рамках утвержденных стра­тегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать перечень

Федеральных региональных программ с определением сроков и источников финансирования.

Для решения региональных проблем, имеющих локальный характер, субъекты Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы, согласовывают их в Минэкономразвития РФ и Минфине РФ и предостав­ляют на утверждение в Правительстве РФ, которое принимает решения об участии федеральных органов в разработке программы.

—     2. Назначение государственного заказчика

В большинстве программ функции государственного заказчика возлага­ются на Минэкономразвития РФ, либо соответствующее профилю програм­мы отраслевое министерство.

На практике при реализации функций управления разработкой и реали­зацией региональных программ субъектам РФ передавался широкий круг полномочий государственного заказчика или куратора. Целесообразно раз­делить функции государственного заказчика, куратора программы, опреде­лить специальным нормативным актом их правовое положение.

—      3. Процедура разработки, рассмотрения и представления проектов программ

На практике региональные программы разрабатываются при участии субъектов федерации и часто за их счет либо на договорных началах, либо совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями. Нет четкого порядка рассмотрения, согласования программ, что недопустимо затягивает сроки их разработки и утверждения. Необходим нормативный документ, ре­гламентирующий состав разработчиков региональных программ, процедуры согласования и утверждения.

—    4. Содержание региональных целевых программ Необходимо систематизировать разделы программы:

-  аналитический, где выявляются кризисные точки, конкретные про­блемы;

-  общеэкономический, в котором определяются макроэкономические параметры;

- инвестиционный, регулирующий направления использования и источ­ники инвестиций по конкретным проектам;

-  организационный, где приводится механизм реализации программ (управления), ресурсы;

-  координационный, содержащий данные о мероприятиях всех ФЦП, реализуемых на территории региона.

5. Финансирование разработки и реализации программ Необходимо определить источники финансирования, четко установить долевое участие федерального бюджета, региональных бюджетов, кредитов

и иных средств, а также решить вопрос о совместном формировании залого­вых фондов, обеспечивающих финансовые гарантии инвесторам. **■    6. Управление разработкой и реализацией программы

Можно предложить следующее распределение функций между государ­ственным заказчиком и дирекцией программы.

Государственный заказчик согласовывает проект программы с Минэ­кономразвития РФ, отраслевым министерством, предоставляет проект про­граммы совместно с Минэкономразвития РФ в Правительство, контролирует ход работ по реализации программы и целевое использование средств, пред­ставляет доклад о ходе работы в Правительство РФ.

Дирекция программы (директор региональной программы должен быть в ранге заместителя главы администрации) разрабатывает ежегодное обоснование на бюджетное финансирование, разрабатывает и выносит на утверждение экономические нормативы по обеспечению выполнения мероприятий программы, отбирает на конкретной основе исполнителей работ, поставщиков продукции, заключает договоры на исполнение работ и представляет государственному заказчику на утверждение договоры, финан­сируемые из федерального бюджета, контролирует целевое использование средств и предоставляет государственному заказчику отчет об исполнении программы.

Необходимо иметь нормативный акт, регламентирующий «Порядок раз­работки и реализации федеральных целевых программ социально-экономи­ческого развития регионов РФ».

3.3.4. Информационное обеспечение процесса прогнозирования Информационное обеспечение процесса прогнозирования должно быть в первую очередь направлено на аналитическое и прогнозное обоснование региональной политики, содействовать развитию механизма регулирования территориального развития.

В массиве региональной информации целесообразно выделить отдель­ные информационные блоки:

- макроэкономические параметры;

-  информация о развитии отраслей производственной и социальной сфер;

- информация о развитии институциональных отношений;

- характеристика финансово-бюджетных отношений;

- развитие информационно-правовой базы в регионе;

- показатели состояния окружающей среды и материально-сырьевой базы;

- характеристика межрегионального сотрудничества и внешнеэкономи­ческих связей.

В настоящее время в регионах РФ не существует единой, специально организованной информационной системы, которая бы объединяла все внешнерегиональные блоки и отражала различные аспекты и тенденции регионального развития.

Регионы несут экономические потери из-за отсутствия надежной инфор­мации, достоверно характеризующей развитие социально-экономических процессов.

На рис. 3.11 представлены основные блоки программного обеспечения процесса прогнозирования в регионе.

Такая информация отсутствует и на федеральном уровне. Для решения конкретных задач (например, для определения инвестиционного рейтинга региона, емкости региональных рынков и др.) в отдельных регионах пред­принимались попытки проведения единовременных обследований, однако эти обследования преследовали коммерческие цели и поэтому не могут быть использованы в прогнозных целях.

Одним из условий повышения объективности информации о терри­ториальных проблемах и результативности методов их решения является признание возрастающей роли муниципальных образований как объекта территориального прогнозирования и регулирования. Последнее требует организации на уровне муниципалитетов мониторинга данных проблем.

Реформирование информационного обеспечения разработки и реализа­ции региональных программ заключается в переходе от информационного описания территории к оценке процессов развития регионов, включая оцен­ку региональных проблем и кризисных ситуаций.

Повышение качества региональной информации включает в себя следу­ющие требования:

- повышение достоверности сведений о характере и тенденциях социаль­но-экономического развития регионов на основе развития методологии стати­стических работ в регионах, развития систем региональной статистики;

- совершенствование системы социально-экономических показателей -индикаторов с точки зрения адекватного отражения сущности аккумулиро­ванных явлений;

-  обеспечение преемственности статистических, ведомственных (нало­говой, финансовой, таможенной и др.) баз данных, ликвидация ведомствен­ных барьеров при использовании экономической информации;

-  сокращение сроков подготовки исходной информации по основным показателям регионального развития на основе выделения минимального круга информации;

-  обеспечение сопоставимости экономической, аналитической и про­гнозной информации по срокам предоставления и по составу параметров;

- совершенствование методологии единовременных специальных обсле­дований, проведения их только на основе единых методических рекоменда­ций Госкомстата РФ;

- завершение перехода российской статистики на систему национальных счетов и адаптация системы региональной информатизации к этой системе.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001 г. № 65 утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»; определено задание Минэкономразвития РФ ежегодно уточнять размер финансовых ресурсов на реализацию программы; субъектам Федерации рекомендуется принять участие в реализации этой программы. Целью про­граммы провозглашено повышение эффективности функционирования эко­номики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникаци­онных технологий (ИКТ), а среди задач программы - совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного само­управления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.

Программа будет реализована в несколько этапов.

На первом этапе (2002 г.) формируются предпосылки для реализации мероприятий программы. В ходе этого этапа должна быть сформирована система мониторинга:

-  мировых тенденций развития ИКТ и их использования в социально-экономической сфере;

- уровня распространения ИКТ в регионах;

- эффективности использования ИКТ в процессе государственного управ­ления регионами, обеспеченности техническими средствами обработки ин­формации и средствами связи.

На этом этапе планируется начать реализацию опытных проектов по переходу к электронному документообороту в органах государственной вла­сти и в органах местного самоуправления, развивать телекоммуникационные инфраструктуры и осуществлять подключение к компьютерным сетям орга­нов государственной власти, бюджетных организаций, а также расширить системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и пользователей.

На втором этапе (2003-2004 гг.), на основе проведенных исследований, разработанных концепцией и сформированной нормативной правовой базы, будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов госу­дарственной власти регионов с хозяйствующими субъектами и гражданами по вопросам регистрации, лицензирования, представления отчетной доку­ментации в сфере налогообложения. Таким образом, появляется реальная

возможность слияния ведомственных (таможенной, финансовой, налоговой и др.) баз данных на уровне региона.

В рамках Программы намечена реализация комплекса мероприятий по внедрению ИКТ в организациях государственного сектора экономики с целью создания системы мониторинга их финансово-экономической дея­тельности, реализации опытных проектов по внедрению унифицированных систем для оборонной промышленности.

На втором этапе будет создана основа единой информационной и теле­коммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления.

На третьем этапе (2005-2010 гг.) будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к обще­доступным информационным системам.

В результате создания эффективной системы информационной инфра­структуры, совершенствования системы государственного управления в целом и процессов регулирования и прогнозирования экономических про­цессов будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики.

В программе предусмотрены мероприятия по девяти основным направ­лениям:

1.  Совершенствование законодательства и системы Государственного регулирования в сфере ИКТ.

Основными задачами, реализуемыми в рамках этого направления, яв­ляются создание правовой базы для решения проблем, связанных с произ­водством, распространением документов в электронной форме, обеспечение равных прав на получение информации из общедоступных информацион­ных систем.

При этом предполагается:

-  ликвидировать региональные и ведомственные барьеры при распро­странении и использовании информации;

-  обеспечить интеграцию России в международную систему информа­ционного обмена;

-  обеспечить право каждого на свободное получение информации из общедоступных систем и др.

2.  Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами госу­дарственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.

3.  Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

Основной задачей данного направления является повышение эффектив­ности работы органов государственной власти и органов местного само­управления путем обеспечения совместимости стандартов хранения инфор­мации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учрежде­ний, реализации отраслевых программ информатизации, а также создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных.

Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления будет осуществляться через:

- развитие системы электронного документооборота, локальных инфор­мационных сетей, использование стандартов делопроизводства и докумен­тооборота;

- повышение качества принимаемых управленческих решений путем рас­пространения опыта, накопленного в социально-экономической сфере и др.;

4.  Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. Мероприятия этого направления пред­усматривают перевод в электронную форму большей части документообо­рота, для чего необходимо развивать рынок научно-технической продукции, стимулировать хозяйствующие субъекты к повышению открытости их дея­тельности.

5.  Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифициро­ванных пользователей.

6.  Содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ.

7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

8. Разработка и создание системы электронной торговли.

9. Формирование институтов общественной поддержки выполнения Про­граммы.

Предполагается при реализации мероприятий программы использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетные источники. При этом средства федерального бюджета для ре­ализации мероприятий программы внутри регионов будут предоставляться на условиях долевого участия.

В мероприятиях программы находят отражение вопросы инвентариза­ции и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов (2002 г.), разработки и реализации

единой государственной системы управления и передачи данных, обслу­живающей органы государственной власти и местного самоуправления (2002-2004 гг.); создания системы мониторинга и анализа финансово-эко­номической деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики (2002-2010 гг.); обеспечения создания интегрированной информационной статистической системы, объединяющей государственные статистические данные (2002-2005 гг.) и т. п.

Реализация мероприятий Программы позволит комплексно решить проблемы слияния информационных баз данных, упростить использование информационных ресурсов из различных источников, повысить, таким об­разом, достоверность исходных базисных параметров для составления про­гнозов экономического развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 47

 

 

 

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различ­ных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка та­кого документа предусматривает:

•   постановку целей развития региона;

•   определение путей достижения поставленных целей;

•   анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

•   разработку методов организации движения по избранным направлениям;

•   обоснование рациональных способов использования ресур­сов.

Стратегический план социально-экономического развития ре­гиона — это индиктивный документ, который позволяет админи­страции региона и региональному сообществу действовать совме­стно. Это — документ не исключительно администрации, а в боль­шей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического про­цесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ори­ентир, выработанный с участием всех агентов экономической де­ятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные дей­ствия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он пред­ставляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратеги­ческих действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

•   выделение сильных и слабых сторон региональной эконо­мики, стремление усилить, развить, сформировать конку­рентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

•   краткие идеи и принципы, которые ориентируют произво­дителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующи­еся на видении будущего развития;

•   партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона дол­жен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Этапы разработки стратегического плана социально-эконо­мического развития региона включают:

1) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-эко­номического развития региона, предполагающую также проведе­ние анализа региональной ресурсной базы этого развития;

2) выработку концепции развития экономики региона, прора­ботку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях

адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Эти направления классифицируются в зависимости от возмож­ных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных ва­риантов специализации регионального хозяйственного комплекса.

Исходным пунктом разработки концепции должно стать оп­ределение целей развития региона, а также его отраслевых при­оритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности регио­на, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предла­гается формирование и выполнение «социального заказа». В по­нятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:

•   достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг;

•   фактический уровень потребления в развитых странах;

•   рациональные нормативы.

В грубо обобщенном виде альтернативы регионального разви­тия можно определить следующим образом:

1)  стратегия роста, которая осуществляется путем значи­тельного ежегодного превышения уровня краткосрочных и дол­госрочных целевых параметров над уровнем показателей преды­дущего года (она применяется, как правило, в динамично разви­вающихся регионах, имеющих значительный потенциал);

2)  стратегия ограниченного роста, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регио­ны со стабильной экономической ситуацией, не желающие силь­но рисковать в выборе вариантов развития);

3) стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего сред-

ства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом).

В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэф­фективность которых обусловливает падение результатов по реги­ону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в пере­профилированные и модернизированные предприятия региона.

Определение «полюсов» регионального развития является важ­нейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Глав­ным направлением реформирования экономики большинства ре­гионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриально­го типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентирован­ной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.

Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

Реализация этого положения означает:

•   расширение возможных источников финансирования отрас­лей социальной сферы, привлечение для этого средств на­селения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюд­жетных отраслях социальной сферы;

•   снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных ме­роприятий, структурной перестройки и расширения са­моокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться ре­жимом налоговых льгот и наибольшего благоприятство­вания;

•   проведение политики развития конкуренции на рынке со­циальных услуг с обязательным контролем органов регио­нального управления за качеством услуг; стимулирование создания конкурентной среды на монопольных рынках социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право

выполнения социальных услуг; формирование муници­пального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.

Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инноваци­онных производств и новых технологий.

Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть за­ложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация про­мышленности, особенно крупных предприятий, должна предус­матривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособ­ный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка иннова­ционного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.

Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отрас­лей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддер­жка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финан­совую устойчивость экономики региона, станет источником уве­личения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцент­рирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях эконо­мики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тес­ные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рам­ках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.

Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и сред­него предпринимательства.

Производства массового и крупносерийного характера в боль­шинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточ­но рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокра­щения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.

Проведение политики диверсификации позволит на базе круп­ных промышленных предприятий сформировать несколько сред-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ