Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Подобные стратегические направления в
целевой программе должны быть детально обоснованы, а количественные параметры
(цели) рассчитаны на основании возможностей получения инвестиций, прогнозов
рынка профилирующей продукции, росте доходов региональных бюджетов и доходов
населения. Здесь программы должны опираться на данные социально-экономических
прогнозов развития.
По существу региональные целевые
программы представляют собой симбиоз прогноза социально-экономического развития
и инвестиционных проектов и мероприятий.
Трудности процедуры разработки такой
программы обусловлены спецификой и особенностями развития региона. Почти
невозможно построить ее «снизу» - от предприятий. Сложность разработки
программы заключается и в многоцелевом характере устремлений хозяйствующих
субъектов (иногда взаимоисключающих друг друга), и в отсутствии у большей части
предприятий среднесрочных программ и бизнес-планов.
Возможно типизировать, упростить
информацию, включаемую в программы (например, путь Ростовской, Курганской
областей). Это формализует расчеты и снижает трудоемкость разработки
программы, но не преодолевает многоцелевой характер таких программ.
U Вместе с тем программы социально-экономического
развития субъекта РФ должны представлять собой документ, направленный на реализацию
стратегии развития региона в определенном промежутке времени и содержащий:
прогноз макроэкономических показателей, инвестиционные проекты, предложения по
развитию хозяйственного механизма региона. О Особенность региональных программ
еще и в том, что в них должны учитываться все мероприятия, которые вошли в ФЦП
по данной территории. Это противоречит действующим нормативным документам, где
исключается возможность дублирования одних и тех же мероприятий в целях
предотвращения двойного финансирования.
На практике в региональных целевых
программах приводятся сведения об уже намеченных к реализации мероприятиях,
включенных в ФЦП.
Необходимо, на наш взгляд, придать
региональной целевой программе функцию, координирующую все виды программ,
реализуемых на данной территории, что способствовало бы более четкой
регламентации использования ресурсов, упорядочиванию проведения корректировок
в случае срывов сроков реализации отдельных мероприятий и позволило бы перейти
от «выбивания» средств из федерального бюджета к обоснованию необходимости
первоочередной реализации определенных проектов. Это усилило бы
про-гоаммно-целевую направленность региональных программ. U Опыт разработки
и реализации региональных целевых программ указывает на необходимость
усовершенствования отдельных нормативных положений, регламентирующих процедуры
создания и исполнения мероприятий программ. Эти положения должны включать
следующие этапы. — /. Отбор проблем для программной проработки
В соответствии с действующим порядком
субъекты РФ ежегодно представляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ,
отраслевые министерства бюджетные заявки, в которые включают объемы
финансирования мероприятий.
Такой порядок приводит к тому, что
Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от
регионов, не в силах их прогнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор
региональных программ происходит бессистемно.
Целесообразно поручить
Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального
характера, подлежащих программной разработке с учетом прогнозных параметров
социально-экономического развития страны.
Подобный проект перечня стратегических
проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и
утверждаться в установленном порядке законодательной властью. Затем в рамках
утвержденных стратегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать
перечень
Федеральных региональных программ с
определением сроков и источников финансирования.
Для решения региональных проблем,
имеющих локальный характер, субъекты Федерации разрабатывают и реализуют
региональные программы, согласовывают их в Минэкономразвития РФ и Минфине РФ и
предоставляют на утверждение в Правительстве РФ, которое принимает решения об
участии федеральных органов в разработке программы.
— 2. Назначение
государственного заказчика
В большинстве программ функции
государственного заказчика возлагаются на Минэкономразвития РФ, либо
соответствующее профилю программы отраслевое министерство.
На практике при реализации функций
управления разработкой и реализацией региональных программ субъектам РФ
передавался широкий круг полномочий государственного заказчика или куратора.
Целесообразно разделить функции государственного заказчика, куратора
программы, определить специальным нормативным актом их правовое положение.
— 3. Процедура разработки,
рассмотрения и представления проектов программ
На практике региональные программы
разрабатываются при участии субъектов федерации и часто за их счет либо на
договорных началах, либо совместно с заинтересованными ведомствами и
предприятиями. Нет четкого порядка рассмотрения, согласования программ, что
недопустимо затягивает сроки их разработки и утверждения. Необходим нормативный
документ, регламентирующий состав разработчиков региональных программ, процедуры
согласования и утверждения.
— 4. Содержание региональных
целевых программ Необходимо систематизировать разделы программы:
- аналитический, где выявляются
кризисные точки, конкретные проблемы;
- общеэкономический, в котором
определяются макроэкономические параметры;
- инвестиционный, регулирующий
направления использования и источники инвестиций по конкретным проектам;
- организационный, где приводится
механизм реализации программ (управления), ресурсы;
- координационный, содержащий данные
о мероприятиях всех ФЦП, реализуемых на территории региона.
5. Финансирование разработки и
реализации программ Необходимо определить источники финансирования, четко
установить долевое участие федерального бюджета, региональных бюджетов,
кредитов
и иных средств, а также решить вопрос
о совместном формировании залоговых фондов, обеспечивающих финансовые гарантии
инвесторам. **■ 6. Управление разработкой и реализацией программы
Можно предложить следующее
распределение функций между государственным заказчиком и дирекцией программы.
Государственный заказчик согласовывает
проект программы с Минэкономразвития РФ, отраслевым министерством,
предоставляет проект программы совместно с Минэкономразвития РФ в
Правительство, контролирует ход работ по реализации программы и целевое
использование средств, представляет доклад о ходе работы в Правительство РФ.
Дирекция программы (директор
региональной программы должен быть в ранге заместителя главы администрации)
разрабатывает ежегодное обоснование на бюджетное финансирование, разрабатывает
и выносит на утверждение экономические нормативы по обеспечению выполнения
мероприятий программы, отбирает на конкретной основе исполнителей работ,
поставщиков продукции, заключает договоры на исполнение работ и представляет
государственному заказчику на утверждение договоры, финансируемые из
федерального бюджета, контролирует целевое использование средств и
предоставляет государственному заказчику отчет об исполнении программы.
Необходимо иметь нормативный акт,
регламентирующий «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ
социально-экономического развития регионов РФ».
3.3.4. Информационное обеспечение
процесса прогнозирования Информационное
обеспечение процесса прогнозирования должно быть в первую очередь направлено на
аналитическое и прогнозное обоснование региональной политики, содействовать
развитию механизма регулирования территориального развития.
В массиве региональной информации
целесообразно выделить отдельные информационные блоки:
- макроэкономические параметры;
- информация о развитии отраслей
производственной и социальной сфер;
- информация о развитии
институциональных отношений;
- характеристика финансово-бюджетных
отношений;
- развитие информационно-правовой базы
в регионе;
- показатели состояния окружающей
среды и материально-сырьевой базы;
- характеристика межрегионального
сотрудничества и внешнеэкономических связей.
В настоящее время в регионах РФ не
существует единой, специально организованной информационной системы, которая бы
объединяла все внешнерегиональные блоки и отражала различные аспекты и
тенденции регионального развития.
Регионы несут экономические потери
из-за отсутствия надежной информации, достоверно характеризующей развитие
социально-экономических процессов.
На рис. 3.11 представлены основные
блоки программного обеспечения процесса прогнозирования в регионе.
Такая информация отсутствует и на
федеральном уровне. Для решения конкретных задач (например, для определения
инвестиционного рейтинга региона, емкости региональных рынков и др.) в
отдельных регионах предпринимались попытки проведения единовременных
обследований, однако эти обследования преследовали коммерческие цели и поэтому
не могут быть использованы в прогнозных целях.
Одним из условий повышения
объективности информации о территориальных проблемах и результативности
методов их решения является признание возрастающей роли муниципальных
образований как объекта территориального прогнозирования и регулирования.
Последнее требует организации на уровне муниципалитетов мониторинга данных
проблем.
Реформирование информационного
обеспечения разработки и реализации региональных программ заключается в
переходе от информационного описания территории к оценке процессов развития
регионов, включая оценку региональных проблем и кризисных ситуаций.
Повышение качества региональной
информации включает в себя следующие требования:
- повышение достоверности сведений о
характере и тенденциях социально-экономического развития регионов на основе
развития методологии статистических работ в регионах, развития систем
региональной статистики;
- совершенствование системы
социально-экономических показателей -индикаторов с точки зрения адекватного
отражения сущности аккумулированных явлений;
- обеспечение преемственности
статистических, ведомственных (налоговой, финансовой, таможенной и др.) баз
данных, ликвидация ведомственных барьеров при использовании экономической
информации;
- сокращение сроков подготовки
исходной информации по основным показателям регионального развития на основе
выделения минимального круга информации;
- обеспечение сопоставимости
экономической, аналитической и прогнозной информации по срокам предоставления
и по составу параметров;
- совершенствование методологии
единовременных специальных обследований, проведения их только на основе единых
методических рекомендаций Госкомстата РФ;
- завершение перехода российской
статистики на систему национальных счетов и адаптация системы региональной
информатизации к этой системе.
Постановлением Правительства РФ от
28.01.2001 г. № 65 утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия
(2002-2010 гг.)»; определено задание Минэкономразвития РФ ежегодно уточнять
размер финансовых ресурсов на реализацию программы; субъектам Федерации
рекомендуется принять участие в реализации этой программы. Целью программы
провозглашено повышение эффективности функционирования экономики,
государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и
массового распространения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
а среди задач программы - совершенствование взаимодействия органов
государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими
субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.
Программа будет реализована в
несколько этапов.
На первом этапе (2002 г.) формируются предпосылки для реализации мероприятий программы. В ходе этого этапа должна быть
сформирована система мониторинга:
- мировых тенденций развития ИКТ и их
использования в социально-экономической сфере;
- уровня распространения ИКТ в
регионах;
- эффективности использования ИКТ в
процессе государственного управления регионами, обеспеченности техническими
средствами обработки информации и средствами связи.
На этом этапе планируется начать
реализацию опытных проектов по переходу к электронному документообороту в
органах государственной власти и в органах местного самоуправления, развивать
телекоммуникационные инфраструктуры и осуществлять подключение к компьютерным
сетям органов государственной власти, бюджетных организаций, а также расширить
системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и пользователей.
На втором этапе (2003-2004 гг.), на
основе проведенных исследований, разработанных концепцией и сформированной
нормативной правовой базы, будут реализованы проекты, обеспечивающие
взаимодействие органов государственной власти регионов с хозяйствующими
субъектами и гражданами по вопросам регистрации, лицензирования, представления
отчетной документации в сфере налогообложения. Таким образом, появляется
реальная
возможность слияния ведомственных (таможенной,
финансовой, налоговой и др.) баз данных на уровне региона.
В рамках Программы намечена реализация
комплекса мероприятий по внедрению ИКТ в организациях государственного сектора
экономики с целью создания системы мониторинга их финансово-экономической деятельности,
реализации опытных проектов по внедрению унифицированных систем для оборонной
промышленности.
На втором этапе будет создана основа
единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов
государственной власти и местного самоуправления.
На третьем этапе (2005-2010 гг.) будет
завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры для органов государственной власти, органов местного
самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов
подключения к общедоступным информационным системам.
В результате создания эффективной
системы информационной инфраструктуры, совершенствования системы
государственного управления в целом и процессов регулирования и прогнозирования
экономических процессов будут сформированы предпосылки для структурной
перестройки экономики.
В программе предусмотрены мероприятия
по девяти основным направлениям:
1. Совершенствование законодательства
и системы Государственного регулирования в сфере ИКТ.
Основными задачами, реализуемыми в
рамках этого направления, являются создание правовой базы для решения проблем,
связанных с производством, распространением документов в электронной форме,
обеспечение равных прав на получение информации из общедоступных информационных
систем.
При этом предполагается:
- ликвидировать региональные и
ведомственные барьеры при распространении и использовании информации;
- обеспечить интеграцию России в
международную систему информационного обмена;
- обеспечить право каждого на
свободное получение информации из общедоступных систем и др.
2. Обеспечение открытости в
деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных
информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между
органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.
3. Совершенствование деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе
использования ИКТ.
Основной задачей данного направления
является повышение эффективности работы органов государственной власти и
органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов
хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям
органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений,
реализации отраслевых программ информатизации, а также создания
межведомственных и местных информационных систем и баз данных.
Использование ИКТ в деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления будет осуществляться
через:
- развитие системы электронного
документооборота, локальных информационных сетей, использование стандартов
делопроизводства и документооборота;
- повышение качества принимаемых
управленческих решений путем распространения опыта, накопленного в
социально-экономической сфере и др.;
4. Совершенствование взаимодействия
органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими
субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. Мероприятия этого
направления предусматривают перевод в электронную форму большей части
документооборота, для чего необходимо развивать рынок научно-технической
продукции, стимулировать хозяйствующие субъекты к повышению открытости их деятельности.
5. Развитие системы подготовки
специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
6. Содействие развитию независимых
СМИ посредством внедрения ИКТ.
7. Развитие телекоммуникационной
инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным
системам.
8. Разработка и создание системы
электронной торговли.
9. Формирование институтов
общественной поддержки выполнения Программы.
Предполагается при реализации
мероприятий программы использовать средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации, а также внебюджетные источники. При этом средства
федерального бюджета для реализации мероприятий программы внутри регионов
будут предоставляться на условиях долевого участия.
В мероприятиях программы находят
отражение вопросы инвентаризации и анализа существующих в России государственных
информационных систем и информационных ресурсов (2002 г.), разработки и реализации
единой государственной системы
управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и
местного самоуправления (2002-2004 гг.); создания системы мониторинга и анализа
финансово-экономической деятельности предприятий и организаций
государственного сектора экономики (2002-2010 гг.); обеспечения создания
интегрированной информационной статистической системы, объединяющей
государственные статистические данные (2002-2005 гг.) и т. п.
Реализация мероприятий Программы
позволит комплексно решить проблемы слияния информационных баз данных,
упростить использование информационных ресурсов из различных источников,
повысить, таким образом, достоверность исходных базисных параметров для
составления прогнозов экономического развития регионов.
ВОПРОС 47
Стратегический план развития
региона — это управленческий
документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов
деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:
• постановку целей развития региона;
• определение путей достижения
поставленных целей;
• анализ потенциальных возможностей,
реализация которых позволит достичь успехов;
• разработку методов организации
движения по избранным направлениям;
• обоснование рациональных способов
использования ресурсов.
Стратегический план
социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который
позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно.
Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов
процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников
политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от
региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир,
выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.
Такой план предусматривает взвешенные
и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет
собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и
осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни
региона.
К основным характеристикам стратегического
плана социально-экономического
развития региона относятся:
• выделение сильных и слабых сторон
региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные
преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни
людей;
• краткие идеи и принципы, которые
ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и
население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего
развития;
• партнерское взаимодействие всех
региональных сил.
Составляющей стратегического плана
развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации
по реализации намеченных мероприятий.
Этапы разработки стратегического
плана социально-экономического
развития региона включают:
1) оценку достигнутого уровня и
особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также
проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;
2) выработку концепции развития
экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в
целях
адаптации последнего к новой системе
межрегиональных связей и взаимозависимостей;
3) выбор и обоснование направлений
перспективного развития региона.
Эти направления классифицируются в
зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа
сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов
специализации регионального хозяйственного комплекса.
Исходным пунктом разработки концепции
должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов
(«полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в
решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно
выполнять полный набор функций, определенный его статусом.
Основной целевой установкой
стратегического плана развития
региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для
повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение
«социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг,
необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Для реализации этой установки
разрабатываются следующие нормативы:
• достигнутые в настоящее время
нормативы потребления товаров и услуг;
• фактический уровень потребления в
развитых странах;
• рациональные нормативы.
В грубо обобщенном виде альтернативы
регионального развития можно определить следующим образом:
1) стратегия роста, которая
осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных
и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года
(она применяется, как правило, в динамично развивающихся регионах, имеющих
значительный потенциал);
2) стратегия ограниченного роста, для
которого характерно установление целей от достигнутого уровня,
скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регионы
со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе
вариантов развития);
3) стратегия сокращения (эту
альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в
целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего сред-
ства, поскольку уровень поставленных
целей ниже достигнутого в прошлом).
В этой стратегии может быть несколько
вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение
лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность
которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и
переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых
средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.
Определение «полюсов» регионального
развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития
региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов
на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового
общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых
технологических способов производства в условиях многоукладной социально
ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества
жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании
экономики.
Важным принципом развития отраслей
социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с
одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.
Реализация этого положения означает:
• расширение возможных источников
финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения
и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со
смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;
• снижение затратности социальной
сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий,
структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи
с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом
налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;
• проведение политики развития
конкуренции на рынке социальных услуг с обязательным контролем органов регионального
управления за качеством услуг; стимулирование создания конкурентной среды на
монопольных рынках социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право
выполнения социальных услуг;
формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам
социальной сферы.
Еще одним направлением модернизации
региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения
производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных
производств и новых технологий.
Регион должен более активно
участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий
всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено
преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В
связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий,
должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате
проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на
продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и
налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.
Для решения задачи реструктуризации
промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных
отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить
сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка
предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость
экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит
работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует
финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая
поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной
отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения
в процесс развития всех предприятий региона.
Реструктуризация промышленности
предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку
малого и среднего предпринимательства.
Производства массового и
крупносерийного характера в большинстве отраслей промышленности в условиях
кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения
масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в
различных сферах деятельности.
Проведение политики диверсификации
позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько сред-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|