Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Применение целевых программ
представляется особенно значительным в периоды экономического спада, когда
остро ощущается необходимость сохранения уровня занятости, поддержки
нормального функционирования фирм и корпораций, имеющих
стратегическое значение для экономики
страны. В развитых странах целевые программы являются также важным
инструментом, с помощью которого осуществляется структурная политика государства.
Без целевых программ немыслимо решение задач в таких сферах, как развитие
производственной и социальной инфраструктуры, научных исследований, создание
систем вооружений и т.д.
Эта роль целевых программ особенно
хорошо видна на примере Японии, где они используются как средство
стимулирования новых, наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника,
информационные системы. Экономические программы в Японии имеют индикативный
характер, в связи с чем частным предпринимателям не определяются конкретные
показатели производства того или иного товара, что невозможно в условиях постоянно
меняющейся конъюнктуры, а государственные органы, осуществляющие управление
программой, занимаются только общей координацией, не вмешиваясь в конкретные
производственные процессы.
Все экономические программы и планы в
Японии исходят из того, что японская экономика является преимущественно рыночной
экономикой. Поэтому, указывая главные направления экономической и социальной
политики государства, программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры
для частного предпринимательства и национального развития в целом.
Анализ показывает, что экономическое
программирование оказывает позитивное влияние на хозяйственную жизнь страны.
Воздействие индикативных планов на экономическую динамику трудно выразить
количественно, однако можно утверждать, что высокие темпы экономического роста
и сравнительно небольшая амплитуда циклических колебаний в Японии в
значительной степени определяются влиянием государственного программирования.
Задачи индикативного планирования заключаются в формировании представления об
эволюции экономической структуры и об основных направлениях развития, с тем
чтобы:
• дать ориентиры частным
предпринимателям;
• сформировать базу, позволяющую
правительству осуществлять контроль над экономикой;
• выделить те аспекты
народно-хозяйственной жизни, где вследствие наличия острых проблем необходимо
активное вмешательство государственных органов; определить принципы и масштабы
такого участия.
В странах Западной Европы целевые
программы применяются главным образом для развития производств с большим
сроком окупаемости, не представляющих интереса для частного капитала. Другой
формой участия государства в экономической жизни стран Западной Европы служит
государственный заказ, который предназначен для поддержания традиционных
отраслей промышленности — угольной, судостроительной, металлургической и т.д.
Особый интерес представляет опыт
применения региональных инвестиционных программ в Федеративной Республике
Германия. Две трети территории Федеративной Республики Германия охвачены
целевыми программами по развитию территорий. В основном законе ФРГ имеется
даже специальное понятие «общественная задача», что в современном понимании
соответствует целевой программе. Одно из основных направлений, охватываемых данными
задачами, — улучшение хозяйственного климата в регионах. В федеральных землях
(особенно в новых — на востоке страны) сформированы целевые программы «Улучшение
региональной хозяйственной структуры». Указанные программы включают в себя
выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюджетов на
развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает
предпосылки для широкого развертывания инвестиционного процесса.
Следует отметить, что в Федеративной
Республике Германия на протяжении ряда лет декларируется принцип минимального
вмешательства государства в хозяйственную жизнь. На практике, однако, многие
факты говорят об обратном. В Германии существует специфический механизм
макроориентации экономики, что в реальности сопряжено с плановыми методами.
Общенациональные среднесрочные программы появились в ФРГ в середине
60-х годов.
В Великобритании целевыми
региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии — 90%. Важно
отметить, что практически во всех европейских странах были созданы специальные
ведомства или административные органы, ведающие вопросами регионального
развития, а также специальные бюджетные фонды для поддержки развития регионов.
Этим, однако, не исчерпываются
специальные государственные органы, предназначенные для реализации
государственного воздействия на экономику регионов с помощью программно-целевых
методов. Так, например, в отдельных странах существует практика создания в
регионах специальных государственных пред-
приятии, вкладывающих средства
государственного бюджета, выделенные соответствующим регионам, в развитие
инфраструктуры. Наиболее известный пример такого рода — программа поддержки
юга Италии, где наблюдается отставание в социально-экономическом развитии.
Программа предполагает широкий спектр мер, направленных на развитие
промышленного производства в регионе, причем более половины средств выделены
государством. Другой важный пример активного участия государства в региональном
развитии — север Швеции (провинция Норланд). Программа развития провинции
предполагает, что более трети предназначенных для нее средств будет получено из
централизованных источников.
Перейдем к рассмотрению французского
опыта экономического программирования. Основной подход здесь состоит в формировании
и выполнении среднесрочных (сроком на 4—5 лет) программ экономического и
социального развития. Эти программы представляются французским экономистам
средством, позволяющим проводить политику поддержания структурного равновесия
и развития. На программы возлагается также задача поддержания экономической
политики государства в долговременном структурном аспекте.
Помимо среднесрочных программ
экономического развития во Франции разрабатывались краткосрочные
государственные программы, так называемые экономические бюджеты. Данные бюджеты
не представляют собой погодовую детализацию среднесрочных программ, так как
составляются отдельно от них. Однако следует отметить, что, являясь
инструментом государственной экономической политики, бюджеты должны быть
состыкованы со среднесрочными программами, по крайней мере в качественном
аспекте. Таким образом, во Франции мы видим систему на первый взгляд подобную
системе планирования в СССР — состоящую из годовых и пятилетних планов. Однако
эта аналогия поверхностная — по существу эта система предполагает иное, более
мягкое регулирование экономических процессов. Как среднесрочные программы
(аналог пятилетних планов), так и экономические бюджеты (аналог годовых
планов) не являются обязательными для выполнения не только для частных
предпринимателей, но даже для государственных органов. Таким образом, программы
по существу играют роль перспективных рекомендаций, их роль в процессе экономического
регулирования определяется той мерой, в которой они учитываются при принятии
конкретных решений.
Программы во французском
государственном управлении представляют собой комплекс ориентиров, принципов,
рекомендаций, но не план, не директивные указания экономическим агентам.
ВОПРОС 45
В СССР программно-целевой метод
планирования стал активно развиваться в конце семидесятых годов. Первая
целевая программа общегосударственного значения (создание Урало-Кузнецкого
Комбината) была разработана и реализована еще в предвоенные годы, но широкое
применение этого метода вошло в практику значительно позднее. Опыт
программирования в СССР позволяет прийти к выводам: программно-целевой метод
эффективен тогда, когда четко определена цель программ, есть определенный
проектный задел и определен единый орган, распределяющий ресурсы между направлениями
в программе.
В настоящее время с ликвидацией
жесткого директивного планирования в общегосударственном и региональном
масштабах, программы остались одним из наиболее действенных средств
государственного регулирования.
Важнейшими задачами, поставленными на
2002 год и одобренными Правительством Российской Федерации, реализовать которые
предусматривается посредством федеральных целевых программ, являются:
- Развитие инфраструктуры. Цель
реализации: совершенствование условий воспроизводства экономической
деятельности, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение эффективного
функционирования производства и рынков, снижение трансакционных издержек. Обеспечение
условий для улучшения интеграции России в мировую систему коммуникаций и стандартов.
- Новое поколение (образование,
культура и охрана здоровья). Цель реализации: сохранение и развитие
образовательного и культурного потенциала страны, соответствующего
потребностям экономики и гражданского общества; обеспечение высокого уровня
общих и специальных знаний, формирование личности на принципах гуманизма и
ориентации на общечеловеческие ценности; улучшение состояния здоровья
населения.
- Реформа правосудия. Цель
реализации: формирование правового пространства, адекватного современным
запросам личности, общества и экономики; создание условий для эффективной
деятельности судебной системы и исполнения ее решений.
- Безопасность жизнедеятельности и
сохранение окружающей среды. Цель реализации: недопущение ухудшения и
создание условий для улучшения жизни населения по параметрам окружающей среды и
состояния здоровья. Недопущение и предотвращение чрезвычайных ситу-
аций техногенного и социального
характера. Ликвидация последствий аварий и катастроф. Обеспечение
воспроизводства воспроизводимых природных ресурсов и рациональное использование
не воспроизводимых природных ресурсов.
- Новая экономика. Цель
реализации: инновационное развитие экономики, выход на внутренний и мировые
рынки высокотехнологичных товаров и услуг, увеличение доли производства
высокотехнологичных товаров и услуг в структуре экономики-.
- Региональный паритет. Цель
реализации: создание условий для преодоления социально-экономического отставания
отдельных территорий, имеющих геополитическую и геостратегическую значимость
для страны; достижение выполнения этими территориями функций, необходимых для
эффективного социально-экономического развития страны с учетом интеграционных
возможностей.
Федеральные целевые программы,
финансируемые из федерального бюджета, начиная с 2002 года, формируются на
основе следующей системы критериев:
- соответствие проблемы, решаемой
программно-целевым методом, «Основным направлением социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Учет
этого критерия призван придать программам четкую целевую направленность,
сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении только ключевых проблем, стоящих
перед страной;
- преобладание расходов на НИОКР и
затрат капитального характера, включая приобретение оборудования, в структуре
финансирования программы. Высокая доля текущих расходов на программные
мероприятия служит индикатором того, что данная проблема может быть решена другими
методами в рамках текущего финансирования. Конкретное соотношение НИОКР,
капитальных вложений и прочих расходов должно стать объектом анализа и
обязательно учитываться при формировании системы программ;
- необходимо учитывать межотраслевой и
межведомственный характер проблемы. Проблемы, входящие в компетенцию
федеральных органов исполнительной власти, должны решаться в рамках средств,
выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность. Проблемы,
входящие в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
должны решаться в основном с использованием собственных средств, включая
субвенции, трансферты, дотации и т. д. Если проблема имеет меж-
отраслевой и межведомственный
характер, то она (с учетом других критериев) может претендовать на решение
программно-целевыми методами;
- решение проблем, охватываемых
федеральной целевой программой, выходит за рамки краткосрочного периода. В том
случае, если проблемы могут быть решены в пределах одного финансового года, они
должны быть учтены при формировании и реализации федерального бюджета на соответствующий
год. В том случае, если проблема не может быть решена в краткосрочный период и
она отвечает требованиям остальных критериев, возможно ее решение посредством
программного подхода. При этом выход за рамки года требует обоснованных
прогнозных оценок как потребности в ресурсах, так и оценок возможности
финансирования. Цели и инструменты реализации федеральных целевых программ
должны иметь гораздо более устойчивый и долгосрочный характер:
- программа должна иметь выраженный
количественно результат реализации. Предполагается, что каждая программа
должна иметь четко обозначенный количественный критерий достижения цели или
определенного этапа. Это позволит осуществлять строгий и объективный контроль
за ее реализацией. Отсутствие количественных показателей, какой бы ни была
мотивировка, неизбежно приводит к субъективизму в принятии решений по
разработке, реализации и оценке результатов выполнения федеральных целевых
программ;
- значительный мультипликативный
эффект, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем.
Результат реализации программ должен дать интегральный эффект, превосходящий
сумму результатов отдельных составляющих программы. Кроме того, эффект реализации
программы должен проявиться не только в охватываемых программой сферах, но и в
других секторах экономической деятельности, и в экономике в целом;
- невозможность решить имеющуюся
проблему другими способами и необходимость участия федерального правительства,
тогда как в основном многие проблемы регионального и отраслевого характера
могут быть решены без участия федерального центра;
- сумма расходов федерального бюджета
на реализацию системы федеральных целевых программ должна быть увязана с
возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Данное
соответствие необходимо определять с учетом прогнозируемых доходов бюджета на
среднесрочную перспективу и требуемых этой программой объемов финансирования
по остальным статьям расходов федерального бюджета. Программная часть
федерального бюджета не может быть
значительной, так как основной функцией федерального бюджета является
финансирование текущих расходов и обеспечение текущих потребностей государства.
Вместе с тем, в последние годы было утверждено и внесено в бюджет достаточно
много (в 2002 году - около 60) целевых программ, что ограничивало возможности
их финансирования. Поэтому часть программ реализуется не полностью и с
нарушением сроков.
Для гарантированного выполнения экономических
программ необходимо в каждой их них разработать механизм привлечения средств,
а также оценить срок окупаемости затрат с позиций конкурентоспособности
продукции, намеченной к производству.
Кроме того следует заранее разработать
процедуру корректировки мероприятий, входящих в программу (на случай срыва
мероприятий).
Действующее законодательство (Закон от
1995 г. «О прогнозировании») регламентирует разработку Федеральных и
региональных целевых программ.
Федеральные целевые программы (ФЦП)
разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с
привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ.
Инициативные заявки регионов
рассматриваются и обобщаются Федеральными министерствами - государственными
заказчиками программ. Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из
федерального бюджета утверждаются законом «О Федеральном бюджете». Организация
выполнения мероприятий, утвержденных ФЦП, обеспечивается федеральным заказом,
размещение которого происходит на конкурсной основе через механизм контрактных
соглашений с исполнителями конкретных видов работ, услуг.
ФЦП социально-экономического развития
регионов могут финансироваться из нескольких источников: федерального,
местного бюджетов, внебюджетных источников.
3.3.2. Опыт разработки и реализации
региональных программ ^~- Впервые
комплексные федеральные и региональные программы были приняты Правительством РФ
в 1995 году (ФЦП социально-экономического развития Курильских островов и
Республики Саха (Якутия). К 1997 году было утверждено около 30 ФЦП по развитию
регионов. Среди них программы развития Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири,
Северного Кавказа. В число регионов, к которым был применен программный метод
обеспечения
развития, включены, главным образом,
территории с особыми условиями хозяйствования (северные регионы), слабые в
экономическом отношении (Бурятия, Адыгея, Калмыкия, Мордовия, республики
Северного Кавказа), а также регионы остро нуждающиеся в реструктуризации
экономики (Удмуртия, Челябинская, Тульская области и др).
Кроме того требовали особого развития
приграничные (новые) области (Калининградская, Псковская, Брянская и др).
Региональные программы составляют
около 15 % ФЦП. Большая часть разработана по субъектам РФ, имеющим
недостаточный экономический потенциал и низкую бюджетную обеспеченность.
Однако на практике, ввиду
недостаточности бюджетных средств, участие федерального бюджета в программах
было ограничено (в пределах 10 %).
При экспертизе региональных целевых
программ основным критерием выступает доля федерального бюджета в
финансировании мероприятий программы (как правило, в пределах 5-8 %).
с Региональные программы, являясь по существу планом
комплексного развития территорий, должны учитывать оценку мультипликативного эффекта
развития региона через механизм воздействия экзогенных факторов.
Специфика региональных программ
заключается также в возможности административного воздействия на мобилизацию
местных источников для разработки и реализации мероприятий программ.
Региональные программы развития, являясь
по существу новым документом, регламентирующим развитие экономики территории в
посткризисный период развития страны, в настоящее время не имеют правового
статуса. В федеральных законах и нормативных актах перечисляются типы целевых
программ, инструментарий, но методы их разработки и управления ориентируются на
инвестиционные производственные программы.
Программно-целевой метод используется
и внутри регионов для решения проблем развития территорий. Региональные
целевые программы утверждены в качестве официальных, государственных документов
в Московской области, в Брянской области и в других регионах.
Эти программы направлены на решение
задач комплексного развития территорий, обеспечения эффективного использования
природно-ресурсно-го и производственного потенциала.
В 2002 году в рамках раздела
«Региональный паритет» - реализуется несколько региональных программ, перечень
которых представлен в таблице 3.1.
Перечень ФЦП по разделу 6
«Региональный паритет»
|