бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

них и малых, более эффективно использующих те же производ­ственные мощности. Однако это возможно лишь при условии со­здания определенного механизма реализации процедуры разукруп­нения предприятий и разделения собственности. Одним из ва­риантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.

Поддержка малого и среднего предпринимательства не­обходима для проведения регионом политики по созданию рабо­чих мест без снижения эффективности производства и произво­дительности труда. Малое предпринимательство, особенно в об­ласти производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

Одной из целей реструктуризации экономики является насы­щение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работа­ющих в условиях, замкнутых на рынке региона.

Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической незави­симости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего про­изводства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобали­зации экономических связей. Речь идет о корректировке эконо­мических связей, устранении диспропорций между ввозом и вы­возом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

Создание кооперационных структур в виде максимально зам­кнутых в пределах региона технологических цепочек производи­телей продукции позволит обеспечить более полную загрузку про­изводственных мощностей, снизить издержки, получить эконо­мию на налогах.

Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресур­сов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресур­сосбережение можно рассматривать как основной критерий оцен-

ки целесообразности мер по реструктуризации и развитию данно­го производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Пред­приятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и рас­крывать альтернативные возможности по их использованию, осо­бенно в случае получения инвестиционных кредитов.

Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, рас­пределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реа­лизации этого направления необходима политика жесткого конт­роля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона.

Повышение эффективности регионального хозяйства воз­можно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов.

Долгосрочным перспективным направлением реализации дан­ных мероприятий является достижение финансовой стабильнос­ти регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.

Основными составляющими стратегии социально-экономи­ческого развития должны стать:

•   проведение целенаправленной структурной, научно-техни­ческой и инвестиционной политики;

•   решение социальных проблем при реформировании эконо­мики;

•   стимулирование деловой активности реального сектора эко­номики.

Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной сис­темы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.

Решение социальных проблем является важнейшим критери­ем эффективности проводимых в стране реформ.

В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:

•   в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики являет-

ся приближение уровня жизни россиян к стандартам пост­индустриального общества;

•   в рамках среднесрочного периода ставится задача достиже­ния докризисного уровня жизни населения России;

•   в качестве оперативной цели можно поставить задачу обес­печения условий для физического выживания людей, пре­дотвращения социального взрыва в обществе.

В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:

•  установление в законодательном порядке минимальных раз­меров гарантированной заработной платы, которая отража­ет цену неквалифицированного труда и должна быть ори­ентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с вели­чиной прожиточного минимума;

•   гарантирование своевременности выплаты заработной пла­ты работодателем;

•   законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупатель­ной способности денежной заработной платы в условиях инфляции;

•   сокращение имущественного расслоения населения, преодо­ление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 48

 

 

 

Различают три типа регионального развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.

Асимметричным, или дисгармоничным, называется такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие отно­сительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие от­носительное отставание, — его усугубляют.

Гармоничным (симметричным) считается тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показате­лей сокращается.

Нейтральным является такой тип развития, при котором со­отношение в уровне региональных показателей в течение перио­да остается неизменным.

Процесс регионального расслоения важнейших экономичес­ких показателей осуществлялся в первой половине 90-х гг. с ис­ключительно высокой интенсивностью. Исходя из динамики ко­эффициента вариации поляризация региональных показателей объема промышленной продукции в 1997—1998 гг. по отношению

к 1990 г. возросла в 2,5 раза, региональных показателей ВРП в

1996 г. по отношению к 1994 г. — в 1,7 раза.

Все это означает, что сокращение производства осуществля­лось по территории страны отнюдь не равномерно. Это легко ви­деть, скажем, на примере промышленной продукции в 1995—

1997 гг. Индекс физического объема промышленной продукции в целом по РФ в 1995 г. по отношению к 1990 г. составил 49,7%, в 1997 г.-48,6%.

Доля регионов, динамика производства в которых близка к средней величине (интервал 45—55%), составляет только 20%.

Оценим характер развития в связи с инвестиционной деятель­ностью. Масштабы производственных инвестиций в 1997 г. соста­вили менее '/5 от уровня 1990 г.

Меру концентрации инвестиций можно иллюстрировать сле­дующим образом. Семь регионов (г. Москва, Московская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Свердловская область, Тюменская область и Красноярский край) поглощали в 1997 г. чуть менее половины от суммы всех региональных инвес­тиций. В то время как аналогичный показатель составлял в 1991 г. только примерно '/4 и в 1993 г. — '/3- Еще более впечатляет кон­центрация иностранных инвестиций. Из упомянутых регионов на долю четырех (г. Москва, Московская область, Тюменская об­ласть, Республика Татарстан), поданным 1995 г., приходится чуть менее 2/з всего их объема.

Таким образом, характер регионального развития по всем рас­смотренным выше важнейшим экономическим параметрам может быть охарактеризован как асимметричный. Интенсивность тем­пов регионального расслоения в среднегодовом выражении может быть оценена от 10 до 30%.

Социальная асимметрия. В отличие от экономических рассмат­риваемые здесь процессы далеко не столь однозначны. По степе­ни обеспеченности населения жильем происходит сближение ре­гионов. Рос показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями. Еще одна группа социальных показа­телей связана с продуктами питания. Как известно, потребление важнейших продуктов питания в первой половине 90-х гг. в РФ заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и картофель. Асимметричный тип развития устойчиво наблюдается по потреб­лению наиболее качественных видов продуктов питания: мяса, овощей и бахчевых, сахара и молока. Вариация к 1997 г. возросла по сравнению с 1990 г. по мясу и овощам приблизительно на '/3,

сахару и молоку соответственно более чем в 2 и 2,5 раза. Диффе­ренциация названных показателей возросла более чем в 2,5 раза в 1997 г. по сравнению с 1990 г. Вариация показателя продолжитель­ности жизни как мужчин, так и женщин с конца 80-х до середи­ны 90-х гг. увеличилась практически вдвое. В 1996—1997 гг. по­казатель вариации заметно сократился и занял промежуточное положение между уровнем начала и середины 90-х гг.

Таким образом, имевшая место в конце 80-х гг. относитель­ная близость регионов страны по экономическим и социальным параметрам сменилась в дальнейшем их все более углубляющим­ся различием. Доминирующей тенденцией территориального и прежде всего экономического развития первой половины 90-х гг. является усиление межрегиональных диспропорций. Характерным для этого периода можно считать асимметричный тип региональ­ного развития.

Одной из целей экономической политики государства в этих условиях является выравнивание диспропорций в развитии эко­номики регионов. Межрегиональное выравнивание призвано сгла­живать чрезмерную региональную дифференциацию. Следует отметить, что дифференциация бюджетная, где действуют меха­низмы выравнивания, меньше, чем дифференциация по экономи­ческому развитию в целом, и тем объективно тормозит экономи­ческое развитие.

Одним из главных направлений решения проблемы дифферен­циации регионов является создание институциональной инфра­структуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.

4.2.3. Пути поддержки депрессивных регионов

Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегио­нальной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишает­ся смысла: ее пришлось бы распространить на все производствен­но-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях деп­рессивными следует считать территории, в пределах которых не-

гативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует считать ком­пактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (рай­оны Крайнего Севера, районы национально-этнических конфлик­тов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедлен­ных регулятивных мер противодействия.

Современная система государственного регулирования разви­тия регионов зачастую не содержит необходимых корректирую­щих воздействий, направленных на выход регионов из депрессив­ного состояния.

Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селек­тивность политики государственной поддержки регионов, адрес­ность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всесто­роннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наи­более острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии пред­ставляют собой краткую системную характеристику варианта со­стояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инст­рументария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика из­менения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму воз­можность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требу-

ющих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюд­жета.

Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, при-родно-ресурсного и экологического характера должна стать отно­сительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пунк­ты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация ано­мально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональ­ных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по эко­номическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, ста­ло быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разреше­ние кризисных ситуаций.

В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, при-родно-ресурсного, экологического, культурно-исторического по­тенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напря­жений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточ­ности ресурсов для общего и относительно равномерного подъе­ма территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском спе­циально разработанных системных механизмов санации. При этом

требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремаль­ных точек и таких системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в част­ности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок ак­тивизации хозяйственной деятельности, организацию самодея­тельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Набор, последовательность и целевая ориентация мероприя­тий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной про­граммы.

Определяющим элементом в выборе вариантов санации де­прессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

•   временная консервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, одна­ко, ее причин);

•   реструктуризация (трансформация экономического потен­циала, социальная разгрузка территории, устранение при­чин экологических катастроф и т.д.);

•   тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.

До настоящего времени тотальная санация проводилась ис­ключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспек­тиве она может стать одним из типичных способов решения про­блемы.

Различия вариантов санации обусловлены не только пресле­дуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироваться на со­держательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по сня­тию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка

устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установле­ния особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятство­вания, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т.д. Применимы и самые различные способы активи­зации населения — от создания новых рабочих мест до измене­ния форм собственности.

Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению про­блем региона. Практически каждое частное действие по сана­ции депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.

Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения; мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упо­рядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.

Система механизмов санации депрессивных территорий в со­временных кризисных, переходных, нестабильных условиях ста­нет работоспособной только при опоре на совокупность следую­щих принципов:

1)  целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; в нем необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечивать именно конечные результаты санации депрессивных территорий;

2) системность воздействия. Механизмы проведения санации следует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспек­тах санации одновременно; из них надлежит исключать противо­действующие и нестыкуемые компоненты;

3)  многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и ме­стных органов власти; следует выделять зоны совместных дей­ствий и зоны исключительной компетенции;

4) концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматривать аккумулирование и возможное перераспре­деление ресурсов, поступающих по различным каналам;

5) упреждающие действия. Механизмы санации призваны ра­ботать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иные пре­грады на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастро­фические;

6)  операциональность. Все предлагаемые меры должны укла­дываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;

7) реальность. Все предусмотренные программой санации ме­роприятия необходимо осуществить; лучше отказаться от эффек­тного намерения, чем получить хотя бы один неудачный резуль­тат, способный ухудшить ситуацию;

8) контролируемость. Все действия следует проводить в режи­ме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответ­ствие полученных результатов целям санации;

9) гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считать объективное ос­вещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех воз­никающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 71

 

 

В современных условиях актуальность рассмотрения проблемы, свя­занной с разграничением понятий и определений региона и его функций, выяснения их сущностного содержания обусловливается возросшей ролью регионального управления. Следует отметить, что и в отечественной, и в за­рубежной научной литературе нет четкого определения понятия «регион». Это является одной из причин многообразия направлений и методологиче­ских подходов в современных региональных исследованиях как в России, так и за рубежом.

В таблице 1.1 приведены наиболее часто встречающиеся в литературе понятия «регион».

Таблица 1.1 Авторские формулировки термина «регион»

Автор

Формулировка понятия «регион»

 

Некрасов Н.Н.

Под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производи­тельных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспектив­ной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.

 

Гладков Ю.Н. Чистобасв А.И.

а) «Регион» - синоним термина «район»; б) термин «рай­он» употребляется для обозначения сопоставимых таксо­нов, принадлежащих к различным системам таксониро-вания; в) термин «регион» используется для обозначения любых территорий, по своим признакам не подходящих к уже принятой системе территориального членения.

 

Добрынин А.И.

«Регион» - территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся един­ством и целостностью воспроизводственного процесса.

 

Маршалова А.С. Новоселов А.С.

«Регион» является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями про­текания социальных и экономических процессов.

 

Лсксин В.Н., Швецов А.Н.

Под «регионом» понимается субъект Российской Феде­рации, административно-территориальное образование, город.

Гладков Ю.Н.. Чистобасв А.И.

Под «регионом» понимается субъект Федерации, либо объединения нескольких субъектов.

Бильчак B.C., Захаров В.Ф.

«Регион» - это социально-экономическая целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу про­странства и времени, имеющая местные органы управле­ния своей территорией (область, край, республика).

Коган Л.Н.

«Регион» - это группа областей, краев, республик, со­ставляющих народнохозяйственное целое. «Регион» - это любая самостоятельная в хозяйствен­но-экономическом    и    административном    отношении территория, начиная от сельской территории и кончая крупными народнохозяйственными территориальными комплексами.

Долятовский В.А.

«Регион» - это сложный территориально экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребно­сти в связи с внешней средой.

Характерным для этих определений является то, что они в большин­стве случаев даны представителями философской науки, которая, как известно, по отношению к экономической науке выступает методологиче­ской основой.

По мнению Г.В. Гутмана [24], при характеристике понятия «регион» не­обходимо учитывать три обстоятельства. Первое, регион - это, прежде всего, территориальное явление, и потому территориальный признак должен быть отражен в нем как базовый. Второе, регион - это часть целостной социаль­ной и административной системы, а потому должен обладать их основными чертами, хотя и не сводиться к ним. И третье, регион должен иметь замкну­тый воспроизводственный цикл и определенную экономическую специфику и формы ее проявления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ