бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

К региональным факторам, определяющим характер сферы по­требления, относятся: отраслевая структура производства, разме­щение населения по территории региона, доходная и половозра­стная структура населения, уровень денежных доходов на душу населения, культурный и общеобразовательный уровень населе­ния, региональные различия в ценах на товары и услуги, природ­но-климатические, национальные условия региона, исторические и этнографические традиции потребления.

Региональное экономическое пространство представляет собой относительно замкнутую территориальную систему, имеющую однородную совокупность экономических отношений, складыва­ющихся на основе единых правил их регулирования и разви­вающихся на территории, не имеющей внутренних экономичес­ких границ для перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг. Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической ин­теграции, основанной на взаимном интересе и равноправном партнерстве. В условиях рыночных отношений основой регио­нального экономического пространства является полная самосто­ятельность товаропроизводителей как главных субъектов эконо­мической деятельности. Они не должны подчиняться ни региональным, ни местным административным структурам. Предприятия и домашние хозяйства в своей деятельности долж­ны руководствоваться только законами и общими правилами ры­ночных отношений в масштабах всей страны.

К основным принципам формирования рационального эконо­мического пространства помимо общих принципов социальной политики, направленной на установление гарантированных ми­нимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, индексаций доходов населения, можно отнести: наличие единой финансовой политики с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления; единообразие рыноч­ной инфраструктуры, наличие развитых транспортных и инфор­мационных коммуникаций, а также единой системы статистики и стандартизации; централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством осуще­ствления целевых инвестиций, предоставления дотаций, субсидий и трансфертов, в частности, по оказанию помощи районам бед­ствия, депрессивным районам.

Основополагающим» принципами рационального размещения производительных сил страны являются:

•   экономия общественного труда по всей технологической цепочке, начиная с добычи сырья и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю; комплексность (безотход-ность) при использовании исходного сырья; комплексность освоения и потребления были основой работ B.C. Немчи­нова при изучении проблемы размещения производитель­ных сил. Этот принцип является стержневым в размещении производства;

•   необходимость использования всех потенциально возмож­ных производственных шансов, что означает размещение на территории региона всех отраслей, развитие которых благо­приятно с точки зрения природных, экономических и со­циальных условий;

•   решения задачи по выравниванию уровня социально-эконо­мического развития регионов;

•   оптимизация развития экономики и социальной сферы ре­гиона, согласование экономического роста и охраны окру­жающей среды.

Проблема оптимального развития требует многостороннего обоснования. В первую очередь это касается проблем окружающей среды, под которой понимается не только природная среда, но и техносреда, а также социальная среда. Последние две являются результатом деятельности человека, а деятельность эта во многом определяется спецификой окружающей среды, т.е. интеллектуаль­ная деятельность создает техносреду и социальную среду, а они, в свою очередь, являются факторами, воздействующими на при­родную среду.

Региональные воспроизводственные пропорции — относительные показатели, характеризующие соотношения между продукцией и ресурсами, между отдельными видами продукции и ресурсов и отдельными видами продукции, между затратами и результатами, другими индикаторами, имеющими отношение к объяснению экономической динамики.

Развитие экономики страны, обеспечение ее динамичного и сбалансированного функционирования немыслимо без развития и совершенствования территориального разделения труда, без ра­ционализации и оптимизации региональных пропорций всего вос­производственного процесса.

Следует отметить, что чем крупнее регион по масштабам об­щественного производства, тем большей инерцией обладают об­щеэкономические пропорции. Это обусловливается тем, что в крупных регионах имеется комплексно развитая экономическая система. На уровень и степень изменения региональных пропор­ций оказывают влияние множество факторов, в числе которых в первую очередь необходимо назвать состояние и динамику ба­зовых отраслей в экономике страны и региона.

В числе основных общеэкономических пропорций можно на­звать соотношения между важнейшими отраслями народного хо­зяйства: промышленностью, сельским хозяйством, строитель­ством, транспортом, торговлей, банковским сектором; между уровнем развития базовых отраслей и инфраструктурой; состоя­нием капитального строительства и наличными мощностями стро­ительных организаций; производственной и непроизводственной сферами; уровнем развития производства и трудовыми ресурсами; производственной и непроизводственной инфраструктурами; от­раслями производства средств производства и предметов потреб­ления и т.д.

Комплексность развития экономики региона — оптимальное (с народно-хозяйственных позиций) сочетание расположенных на его территории предприятий в целях реализации абсолютных и относительных преимуществ данного региона на основе рацио­нального использования природного, научного, производствен-

но-технического и социально-экономического потенциала. Комплексность развития региона предполагает согласованность экономических, экологических и социальных аспектов функцио­нирования хозяйства, пропорциональность развития специализи­рованных, вспомогательных и обслуживающих производств пред­приятий основного производства, производственной и социаль­ной инфраструктуры.

Комплексность развития хозяйства региона характеризуется системой показателей, включающих в свой состав:

•   рациональное использование в общественном производстве всех наличных видов ресурсов (труда, земли, природных ре­сурсов, капитала, достижений научно-технического и орга­низационного прогресса);

•   рациональное   соотношение   между   отраслями   спе­циализации, вспомогательными и обслуживающими произ­водствами;

•   законченность важнейших производственных циклов. Комплексность развития экономики региона достигается

координацией деятельности предприятий и организаций различ­ной формы собственности и ведомственной подчиненности, рас­положенных на территории района (республики), по рациональ­ному развитию и размещению производства, синхронному вводу в действие взаимосвязанных объектов, своевременному развитию единой производственной и социальной инфраструктуры, приро­доохранных объектов.

Реализация комплексного подхода наглядно демонстрирует актуальность проблемы согласования отраслевых и территориаль­ных решений. Экономические интересы отраслевого и территори­ального подходов при определении перспектив развития регио­нального хозяйственного комплекса далеко не всегда совпадают. То, что выгодно с позиций отдельных отраслей, может не соот­ветствовать интересам территориальной единицы, и наоборот. Единственно правильным критерием, объективно объединяющим интересы отрасли и территориальных единиц, является народно­хозяйственный подход. В региональном воспроизводственном процессе взаимодействуют различные структуры системы управле­ния: предприятия принимают решения о производстве той или иной продукции и масштабах производства; региональные орга­ны власти — о создании тех или иных объектов общерегиональ­ного пользования; население решает, жить ли ему в этом регионе или уезжать, как использовать свои доходы; государство устанавливает правила взаимного поведения между всеми решающими центрами.

Классификация пропорций регионального воспроизводственного процесса

В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса можно выделить шесть групп пропорций (рис. 2.4).

Общеэкономические пропорции

Макроструктурные пропорции

Производственные пропорции

Демографические пропорции

Социально-экономические пропорции

Экологические пропорции

 

Финансовые пропорции

 

Рис..2.4. Классификация пропорций регионального воспроизводственного процесса

 

1.  Общеэкономические пропорции — пропорции, в наибольшей степени отражающие отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны. К числу об­щеэкономических пропорций относятся пропорции между:

•   валовым общественным продуктом и ВРП;

•   сбережением и потреблением в ВВП;

•   реальным и финансовым секторами;

•   крупными многоотраслевыми комплексами.

Общеэкономические пропорции формируются преимуще­ственно в результате решений, принимаемых на федеральном уровне. И если эти решения взаимно противоречивы, то неизбеж­ны нарушения в региональных пропорциях. Так, нарушение со­отношения между сбережениями и потреблением может привес­ти к тому, что либо рабочие места не будут обеспечены трудовыми ресурсами, либо, напротив, улиц, желающих трудиться, не ока­жется рабочих мест.

Региональные органы власти не могут непосредственно управ­лять процессом формирования общеэкономических пропорций региона, но они в состоянии на основе прогнозов, оценки ущер­ба предупреждать появление диспропорций.

2. Макроструктурные пропорции — соотношения между отдель­ными группами предприятий, объединенными в отрасли.

Пропорции данного вида включают соотношения между:

•   районообразуюшими, обслуживающими и вспомогатель­ными отраслями;

•  добывающими и перерабатывающими отраслями производ­ства;

•   базовыми отраслями, производящими материальные блага, и инфраструктурными отраслями, обеспечивающими про­движение продукции от производителя к потребителю;

•   масштабами инвестиционной деятельности и отраслями строительного комплекса;

•   развитием сельского хозяйства и отраслями промыш­ленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье;

•   потребностью в транспортном обслуживании и развитием различных видов транспорта, дорожной сети.

3.  Перечень производственных пропорций весьма обширен и включает в свой состав как соотношения между подотраслями экономики, так и конкретные соотношения между затратами од­ного вида ресурсов на выпуск другого.

С формирования структурно-производственных пропорций начинается предплановое обоснование перспектив размещения отраслей специализации и всей совокупности комплексирующих производств, при котором задаются общие контуры материально-технической конструкции региона. Структурные пропорции яв­ляются материально-вещественной характеристикой уровня ком­плексности развития региональной экономики. Формирование структурных пропорций призвано обеспечить равновесие между районообразуюшими и инфраструктурными отраслями. Наруше­ние структурных пропорций региона ведет к материальному ущер­бу и снижает общую эффективность развития региональной эко­номики. Так, из-за отсутствия дорог и плохого их состояния при перевозке теряется продукция, сокращается срок службы транс­портных средств.

4.  Социально-экономические пропорции отражают уровень жиз­ни населения региона и складываются под влиянием решений, принимаемых участниками регионального воспроизводственного процесса, такими, как предпринимательская сфера, федеральное правительство, региональные органы власти, население.

К этой группе относятся пропорции между:

•   частным и государственным потреблением;

•   платежеспособным спросом и предложением на региональ­ном рынке потребительских товаров и услуг;

•   численностью населения и развитием жилищного хозяйства;

•   жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания;

•   численностью населения и масштабами развития социаль­ной сферы.

В формировании этих пропорций принимают участие все аген­ты воспроизводственной деятельности на уровне региона.

Так, фонд личного потребления образуется за счет доходов населения, получаемых из предпринимательской сферы и заработ­ной платы работников бюджетной сферы. Пропорция между лич­ным и общественным потреблением имеет не только социальную, но и экономическую нагрузку.

Социально-экономические пропорции органически связаны со всей региональной системой: потребности населения в потреби­тельских благах и услугах влияют на их производство, а производ­ство через доходы работников влияет на уровень потребностей и спрос на потребительские товары и услуги.

5. Демографические пропорции отражают взаимосвязи демогра­фического и экономического процессов регионального воспроиз­водства.

Эта группа пропорций отражает взаимосвязи между:

•   приростом и выбытием трудовых ресурсов;

•   половозрастной и производственной структурой населения;

•   трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест;

•   занятыми в производственной сфере и сфере по обслужи­ванию населения;

•   городским и сельским населением;

•   численностью населения и уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры;

•   численностью занятого и неработающего населения в тру­доспособном возрасте.

Эта группа пропорций призвана обеспечить определенный ба­ланс между демографическим и экономическим потенциалами тер­ритории и вместе с социально-экономическими пропорциями обус­ловливает миграционные процессы в регионе и их направленность.

6. Экологические пропорции характеризуют соотношения меж­ду развитием природного потенциала и уровнем социально-эко­номического развития региона.

К этой группе относятся пропорции между:

•   сырьевым потенциалом и производственными возможнос­тями его использования;

•   развитием производства и уровнем природоохранной дея­тельности;

•   потенциальными ресурсными возможностями и предельно допустимой производственной нагрузкой;

•   эксплуатацией и воспроизводством природных ресурсов (лес, земля, вода, животный и растительный мир).

Формирование этой группы пропорций предполагает разработ­ку балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования.

7. Финансовые пропорции характеризуют кругооборот финан­сово-денежных ресурсов. Эти пропорции лежат в основе механиз­ма управления региональной экономикой, обеспечивая такие соотношения и связи между всеми участниками регионального воспроизводства, которые благоприятствовали бы достижению целей развития и сбалансированности интересов всех взаимодей­ствующих сторон.

К основным пропорциям данной группы относятся пропор­ции между:

•   произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом;

•   бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуще­ствления функций региональных органов власти;

•  долями налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты;

•   внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона;

•   созданным совокупным общественным продуктом и исполь­зованными ресурсами воспроизводства.

 

 

ВОПРОС № 4

 

«Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации».

 

Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и уг­лубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориаль­ное разделение труда.

Общее экономическое пространство формируется как сочета­ние различных хозяйств, независимо от величины их потенциа­ла, формы собственности, технологического уклада. Главное, что­бы они были связаны между собой устойчивым разделением тру­да, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъекта­ми региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.

Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и само­развития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

Объекты государственного регулирования экономики в реги­оне многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подго­товка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэконо­мические связи.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочно­го регулирования экономики на современном этапе являются:

1) эффективное использование государственной собственно­сти на средства производства и природные ресурсы;

2)  поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

3) проведение общегосударственной инновационной политики;

4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5) регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального развития выде­ляют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешатель­ство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер эконо­мической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняют­ся механизмы мотивации принятия решений и соотношение эко­номических и административных методов управления (табл. 4.1).

Таблица

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на дости­жение целей системы путем форми­рования ее четкой структуры, созда­ния условий для подготовки, приня­тия и реализации управленческих решений

Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономи­ческой стратегии

Выражают прямое воздействие на уп­равляемые объекты, преследуют пре­имущественно интересы органа уп­равления

Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприя­тий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляе­мых объектов ограничены

Предполагают полную самостоятель­ность хозяйствующих субьектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их по­следствия

Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обяза­тельного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений

Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных реше­ний и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

Административные методы регулирования регионального раз­вития базируются на отношениях власти и подчинения, характер­ных для властных структур, и осуществляются в форме:

•   административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

•   правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

•   рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономи­ческого потенциала, так и способностью к саморазвитию в усло­виях новых экономических отношений. Производственно-отрас­левые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инве­стиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это оп­ределяет уникальность региональной ситуации в России, слож­ность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответ­ствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регио­нального бюджетов.

Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установле­нию и поддержанию связей между производителями и потреби­телями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального со­отношения между спросом и предложением.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каж­дым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (федерального) и ре­гионального (субъектов РФ) уровней.

Основные принципы и порядок формирования, финансиро­вания и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональ­ное правительство или иные органы соответствующего уровня ис­полнительной власти определяют заказчиков. Те от имени го­сударства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое раз­деление полномочий по формированию портфеля заказов и рас­поряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице со­здает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы раз­мещаются и финансируются либо через механизм государствен­ных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).

Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномочен­ным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответству­ющего бюджета (федерального или регионального).

Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предвари­тельное определение и фиксирование величины издержек, исхо­дя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает ши­рокую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контрак­ты данного типа получили распространение при размещении за­казов на производство и поставку гражданской продукции теку­щего ассортимента.

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фик­сируется и государственные органы власти возмещают все затра­ты на мероприятие, оговоренное в контракте.

ВОПРОС №5

 

Дифференциация уровней экономического развития регионов.

 

Общей тенденцией в 1998-2000 гг. является увеличение дифференци­ации регионов по уровню социально-экономического развития. В таблице 2.4 приведены основные индикаторы уровня социально-экономического раз­вития ЦФО в 1998-2000 гг.

За 2000-1998 гг. (таб. 2.5) произошли изменения в группировке регионов, что можно считать позитивной тенденцией. В ней устойчиво присутствуют 17 регионов: субъекты Российской Федерации, в основном с ресурсодобы-вающей и экспорто-ориентированной направленностью, в первую очередь -нефте- и газодобычей, это - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авто­номные округа. Оренбургская область, основные финансово-экономические центры страны - Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская, Московская, Белгородская области. Республика Татарстан и не­которые другие. В 2000 году к этой группе присоединились 7 регионов, еще в 1998 году относившиеся к группе со средним уровнем развития, а также Астраханская область, относившаяся в 1998 году к регионам с уровнем раз­вития ниже среднего по РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ