|
|||||||||||
Рис..2.4. Классификация пропорций регионального воспроизводственного процесса
1. Общеэкономические пропорции — пропорции, в наибольшей степени отражающие отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны. К числу общеэкономических пропорций относятся пропорции между: • валовым общественным продуктом и ВРП; • сбережением и потреблением в ВВП; • реальным и финансовым секторами; • крупными многоотраслевыми комплексами. Общеэкономические пропорции формируются преимущественно в результате решений, принимаемых на федеральном уровне. И если эти решения взаимно противоречивы, то неизбежны нарушения в региональных пропорциях. Так, нарушение соотношения между сбережениями и потреблением может привести к тому, что либо рабочие места не будут обеспечены трудовыми ресурсами, либо, напротив, улиц, желающих трудиться, не окажется рабочих мест. Региональные органы власти не могут непосредственно управлять процессом формирования общеэкономических пропорций региона, но они в состоянии на основе прогнозов, оценки ущерба предупреждать появление диспропорций. 2. Макроструктурные пропорции — соотношения между отдельными группами предприятий, объединенными в отрасли. Пропорции данного вида включают соотношения между: • районообразуюшими, обслуживающими и вспомогательными отраслями; • добывающими и перерабатывающими отраслями производства; • базовыми отраслями, производящими материальные блага, и инфраструктурными отраслями, обеспечивающими продвижение продукции от производителя к потребителю; • масштабами инвестиционной деятельности и отраслями строительного комплекса; • развитием сельского хозяйства и отраслями промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье; • потребностью в транспортном обслуживании и развитием различных видов транспорта, дорожной сети. 3. Перечень производственных пропорций весьма обширен и включает в свой состав как соотношения между подотраслями экономики, так и конкретные соотношения между затратами одного вида ресурсов на выпуск другого. С формирования структурно-производственных пропорций начинается предплановое обоснование перспектив размещения отраслей специализации и всей совокупности комплексирующих производств, при котором задаются общие контуры материально-технической конструкции региона. Структурные пропорции являются материально-вещественной характеристикой уровня комплексности развития региональной экономики. Формирование структурных пропорций призвано обеспечить равновесие между районообразуюшими и инфраструктурными отраслями. Нарушение структурных пропорций региона ведет к материальному ущербу и снижает общую эффективность развития региональной экономики. Так, из-за отсутствия дорог и плохого их состояния при перевозке теряется продукция, сокращается срок службы транспортных средств. 4. Социально-экономические пропорции отражают уровень жизни населения региона и складываются под влиянием решений, принимаемых участниками регионального воспроизводственного процесса, такими, как предпринимательская сфера, федеральное правительство, региональные органы власти, население. К этой группе относятся пропорции между: • частным и государственным потреблением; • платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг; • численностью населения и развитием жилищного хозяйства; • жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания; • численностью населения и масштабами развития социальной сферы. В формировании этих пропорций принимают участие все агенты воспроизводственной деятельности на уровне региона. Так, фонд личного потребления образуется за счет доходов населения, получаемых из предпринимательской сферы и заработной платы работников бюджетной сферы. Пропорция между личным и общественным потреблением имеет не только социальную, но и экономическую нагрузку. Социально-экономические пропорции органически связаны со всей региональной системой: потребности населения в потребительских благах и услугах влияют на их производство, а производство через доходы работников влияет на уровень потребностей и спрос на потребительские товары и услуги. 5. Демографические пропорции отражают взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства. Эта группа пропорций отражает взаимосвязи между: • приростом и выбытием трудовых ресурсов; • половозрастной и производственной структурой населения; • трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест; • занятыми в производственной сфере и сфере по обслуживанию населения; • городским и сельским населением; • численностью населения и уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры; • численностью занятого и неработающего населения в трудоспособном возрасте. Эта группа пропорций призвана обеспечить определенный баланс между демографическим и экономическим потенциалами территории и вместе с социально-экономическими пропорциями обусловливает миграционные процессы в регионе и их направленность. 6. Экологические пропорции характеризуют соотношения между развитием природного потенциала и уровнем социально-экономического развития региона. К этой группе относятся пропорции между: • сырьевым потенциалом и производственными возможностями его использования; • развитием производства и уровнем природоохранной деятельности; • потенциальными ресурсными возможностями и предельно допустимой производственной нагрузкой; • эксплуатацией и воспроизводством природных ресурсов (лес, земля, вода, животный и растительный мир). Формирование этой группы пропорций предполагает разработку балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования. 7. Финансовые пропорции характеризуют кругооборот финансово-денежных ресурсов. Эти пропорции лежат в основе механизма управления региональной экономикой, обеспечивая такие соотношения и связи между всеми участниками регионального воспроизводства, которые благоприятствовали бы достижению целей развития и сбалансированности интересов всех взаимодействующих сторон. К основным пропорциям данной группы относятся пропорции между: • произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом; • бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуществления функций региональных органов власти; • долями налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты; • внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона; • созданным совокупным общественным продуктом и использованными ресурсами воспроизводства.
ВОПРОС № 4
«Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации».
Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда. Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур. Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда. Объекты государственного регулирования экономики в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются: 1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы; 2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности; 3) проведение общегосударственной инновационной политики; 4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; 5) регулирование регионального развития. Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики. В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (табл. 4.1). Таблица ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА | |||||||||||
Административные методы |
Экономические методы |
||||||||||
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений |
Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии |
||||||||||
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления |
Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности |
||||||||||
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены |
Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субьектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия |
||||||||||
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений |
Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска |
Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:
• административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
• правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
• рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).
Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.
С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.
Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.
Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.
Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней.
Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.
Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).
Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального).
Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.
Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте.
ВОПРОС №5
Дифференциация уровней экономического развития регионов.
Общей тенденцией в 1998-2000 гг. является увеличение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. В таблице 2.4 приведены основные индикаторы уровня социально-экономического развития ЦФО в 1998-2000 гг.
За 2000-1998 гг. (таб. 2.5) произошли изменения в группировке регионов, что можно считать позитивной тенденцией. В ней устойчиво присутствуют 17 регионов: субъекты Российской Федерации, в основном с ресурсодобы-вающей и экспорто-ориентированной направленностью, в первую очередь -нефте- и газодобычей, это - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Оренбургская область, основные финансово-экономические центры страны - Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская, Московская, Белгородская области. Республика Татарстан и некоторые другие. В 2000 году к этой группе присоединились 7 регионов, еще в 1998 году относившиеся к группе со средним уровнем развития, а также Астраханская область, относившаяся в 1998 году к регионам с уровнем развития ниже среднего по РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20