бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Исходя из этого Г.В. Гутман приводит следующее определение региона:

Регион - территориальное образование, имеющее четко очерченные ад­министративные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Необходимо также отметить возросший интерес к регионоведению зару­бежных ученых. Особенно активизировались «Региональные идеи» в Европе. 4 декабря 1996 года более 300 европейских регионов с различными террито­риями, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации - стремление к дальнейшей регионализа­ции в институционных рамках своих стран.

В декларации записано, что понятие «регион» представляет собой выра­жение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона, принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавли­вает знаки различия его представительства.

В последнее время ученые и практики отмечают, что регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

Регион представляет собой целостную систему со своей структурой, функциями, связями и внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. В рамках дальнейшего рассмотрения проблемы при­мем за основу следующее определение региона. Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов исполнения.

Рассмотрение сущности понятия «регион» предполагает анализ и харак­теристику соответствующих функций, которые объективно присущи адми­нистративно-территориальному образованию.

Авторы работы «Региональная экономика и управление» приводят сле­дующее определение экономической функции региона: «под функцией по­нимается та роль, которую выполняет тот или иной элемент экономической системы в ее организации как целого, или как экономическая деятельность, регулируемая определенными экономическими законами».

Гутман Г.В. [24] с авторами трансформирует данное определение при­менительно к региональной экономике. Они отмечают, что «в приложении к региональной экономике функцией является служебная роль (назначение) экономики региона по отношению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим экономику. Причем для всей этой систе­мы характерна такая взаимозависимость, при которой изменения на одном уровне являются производными (функциями) от изменения в другой».

Регионам как административно-территориальным образованиям при­сущи определенные функции, без выявления которых трудно понять роль и значение региона в развитии общества. B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, авторы работы «Региональная экономика» [8] предлагают целостную функциональ­ную систему региона, представленную на рис. 1.1.

 

 

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рассмотрим краткое содержание данных функций:

а) региональная функция предложения выражает зависимость объема товаров и услуг от числа предприятий в регионе, их производственной мощ­ности и финансовой стратегии;

б)региональная функция спроса характеризует зависимость платежеспо­собности всех субъектов регионального рынка товаров и услуг от уровня их доходов и цен.

Эти функции связаны с региональной экономикой как целостной хозяй­ственной системой, локализованной административно-территориальными границами и региональным рынком.

в)  функция региональной активности (относительно новая функция региональной экономики) является производной от трудовой активности населения, его мотивации и ориентирования. Эта функция также выражает зависимость трудовой активности населения от его социального характера и способность региона функционировать как самосохраняющаяся система. Она выражается в целесообразной деятельности по преобразованию эконо­мического пространства и условий хозяйственной деятельности в регионе;

г)  функция специализации региона выступает как во внутренней, так и во внешней в форме. Внутренняя функция выражается в приоритетном раз­витии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной экономики,

которая имеет доминирующее значение в региональном хозяйственном комплексе. Внешняя функция специализации региона определяется тем объ­емом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, но и на их реализа­цию в других регионах страны.

С переходом к рыночной экономике, либерализацией хозяйственной де­ятельности регионов произошло их разделение на два типа:

1) регионы - экстраверты, которые аккумулируют большие финансовые ресурсы, привлекают значительные инвестиции, в том числе и иностранные, ориентируются на производство экспортной продукции и внешние рынки;

2) регионы - интроверты, ориентированные на внутренний рынок и низ­кий платежеспособный спрос;

д) главной задачей функции регионального управления является воспро­изводство региона как социально-экономической системы. В этом аспекте регион как система осуществляет четыре функции: адаптивную, целедости-гающую, интегративную и функцию регулирования скрытых направлений системы. Поэтому их реализация механизмами регионального управления происходит посредством планирования, организации учета, контроля и ре­гулирования.

Рассмотрим содержательное проявление частных функций региональ­ной экономики:

а)  хозяйственная функция своим воздействием должна обеспечить до­стижение устойчивого экономического роста, эффективное использование производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной при­влекательности;

б)  демографическая функция региональной экономики включает обе­спечение продуктивной занятости населения, учет социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и форми­рование трудового потенциала региона;

в)  экологическая функция региона связана с решением проблем утили­зации отходов, снижения материалоемкости производства, очистки сточных вод и т. д. Основной целью этой функции является согласование естествен­ных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов реги­онального воспроизводства. Значение и необходимость улучшения качества окружающей среды обусловлены еще и тем, что от него зависят условия жизни и здоровье населения;

г)  к социально-бытовой функции региональной экономики относится жилищное строительство.

На эффективность выполнения функций, характеризующих систему региона и обеспечивающих ее нормальное воспроизводство, влияют следу­ющие факторы:

- уровень развития народнохозяйственного комплекса региона;

- степень обеспеченности трудовыми ресурсами и уровень их квалифи­кации;

- уникальные свойства региона, имеющие ценность в масштабах страны и в общемировом аспекте;

- степень обеспеченности региона ресурсами;

- социально - политическая стабильность в регионе;

- геополитическое положение региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 77

 

 

 

В современных условиях, объективно связанных с рыночными отноше­ниями, возросла роль и значимость региональной экономики и управления. Большинство проблем, возникающих в процессе реформирования, взаимос­вязаны с воздействием различных региональных факторов и условий.

Региональная экономика представляет собой по определению Э. Куклин-ски, во-первых, «способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса в структуре национальной экономики», во-вторых, «отрасль науки, которая изучает территориальные аспекты экономи­ческих отношений» [71].

По определению Н.Н. Некрасова, «региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие произво­дительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе» [42].

Считается, что региональная экономика как отрасль знания является важнейшей составной частью регионоведения - комплексной, интегральной социально-экономической науки, которая изучает закономерности процес­сов формирования и функционирования социально-экономической системы региона, учитывая различные факторы.

М.В. Степанов [52] отмечает, что «предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производи­тельных сил и развития районов, факторы размещения и регионального раз­вития». Таким образом следует, что главной составной частью региональной экономики является рациональное размещение производительных сил. При этом особое значение приобретает глубокий анализ многих экономических факторов таких, как динамика производительности труда, региональное рас-

пределение национального дохода, структура и эффективность основных фондов, территориальная дифференциация цен и тарифов и т. д.

Региональная экономика может изучать не только регионы одной стра­ны, но и вопросы размещения производительных сил и региональной поли­тики в зарубежных странах.

В. И. Бутов и ряд авторов [10] считают, что «региональная экономика как область научных знаний занимается исследованием закономерностей, прин­ципов, элементов производительных сил и социальной инфраструктурой в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучени­ем экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, а также территориальной организации хозяйства».

Основное назначение региональной экономики состоит в обеспечении оптимального сочетания интересов государства и регионов в целях под­держания устойчивости федеральных отношений, стабилизации экономики, нормализации системы жизнеобеспечения населения.

Региональное управление как вид специального управления представ­ляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. Учитывая современные условия, региональное управление - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным от­ношениям.

Основные изменения, связанные с переходом от планово-директивной системы управления к региональному управлению, состоят в следующем:

-  ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

-  формирование организационно-экономических условий для реализа­ции всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

- ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы как внутри - так и внерегиональных потре­бителей, организация производства тех видов продукции, которые пользуют­ся спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способство­вать повышению финансовой самостоятельности региона;

- формирование и развитие регионального маркетинга как основы разра­ботки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

-  переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления

системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

- конечный результат регионального управления оценивается в зависи­мости от степени соответствия уровней экономического развития региона и жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспе­ченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).

Основными задачами регионального управления являются:

-  обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятель­ности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

-  экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, ана­лиз, прогнозирование и программирование регионального развития;

-  оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механиз­мов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружаю­щей среды;

-  формирование и реализация структурной, инвестиционной и науч­но-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры.

Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления, рассмотренных ранее, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (феде­ральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации и т. д.).

2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствова­ния (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, про­дукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономи­ческие, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

4.  Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворе­ние потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетво­рение потребностей в образовании и культуре, социальная поддержка и др.).

Исходя из приведенной классификации объектов, можно сделать вывод о том, что к объектам регионального управления следует отнести все хозяй­ственные единицы региона. Но в то же время нужно отметить, что непосред­ственными объектами регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроиз­водство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональное управление оказывает прямое (непосред­ственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

1.3. Принципы и методы региональной экономики и управления

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом зависит от соблю­дения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами ры­ночной экономики. В литературе отмечается, что новая система управления должна ориентироваться на общие теоретические принципы, представлен­ные на рис. 1.2.

 

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Для эффективности регионального управления современные ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализа­ция, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от централь­ных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свобо­ду субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему при­нятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень.

Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ре­сурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансо­вых ресурсов. Основная цель этого перераспределения заключается в обе­спечении минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способ­ность системы регионального управления гибко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформа­цию функциональной и организационной структур регионального управле­ния, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняю­щимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграни­чения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществля­ется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъ­екта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон уста­навливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Методы управления в соответствии с ГОСТОМ разделяются на органи­зационно - распорядительные (административные), экономические и соци­ально-психологические.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управле­ния взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптималь­ной пропорции.

Некоторые ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что для решения проблем экономического развития регионов необходимо осуществить переход от чисто административных методов управления к экономическим, рыночным и демократическим формам воздействия на хо­зяйственные процессы. Регионы приобретают статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую полити­ку развития территории.

Под региональным развитием понимается прогрессивное изменение со­циально-экономической структуры региона, которое обеспечивает экономное использование ресурсов и максимальное удовлетворение производственных

потребностей территории. При данном подходе происходят существенные перемены в основных методах управления и показателях его оценки.

Экономические методы предполагают использование денежно-стои­мостных инструментов в производстве, распределении и обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Экономические методы наряду с организацион­ными необходимы для обеспечения соответствия между совокупным пла­тежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Также особого внимания требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и сред­них предприятий, а также крупных корпораций в тяжелой промышленности и отраслях, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение со­циальных нужд.

Необходимо устранение диспропорций в снабжении материально-техни­ческими ресурсами базовых отраслей, соблюдение эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и других секторов экономики. Такие задачи, как показывает практика, успешно решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с го­сударственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в сочетании с организационно-распорядительными, могут способствовать эффективности проведения земельной реформы, перестройки хозяйственной системы, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста производства и улучшения жизни необходимо рациональное сочетание ры­ночного регулирования на микроуровне с государственным воздействием на макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это может проявляться в политике цен, во внешнеэкономической деятельности и др.

Следует отметить, что методы регионального управления также обуслов­лены системой рыночного хозяйства региона. Современные ученые придер­живаются традиционной точки зрения относительно содержания методов управления. Например, А.Л. Гапоненко и А.Н. Панкрухин [14] считают, что под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. При этом в практике регионального управления используется два вида методов: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Первые - в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -по всем другим объектам.

1.4. Функции регионального управления

Процесс управления представляет собой совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из важнейших функ­ций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого систему показателей.

В современных условиях происходит трансформация функции плани­рования в форме перехода от директивного планирования к индикативному. Директивный план, подготавливаемый Госпланом, был в основном произ­водственно-техническим, а не экономическим, т. к. характер производства в основном отображал механизм распределения ресурсов. Индикативное пла­нирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, его основной метод воздействия на ход функционирования ры­ночной экономики. Это планирование представляет собой процесс форми­рования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, которые характеризуют динамику, структуру и эф­фективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индика­тивный план не имеет директивного характера, он содержит ограниченное число обязательных заданий и является в значительной мере направляющим и прогнозным инструментом.

Традиционная функция управления - организация в новых условиях хозяйствования также подвергается изменениям, которые выражаются в со­кращении и оптимизации размеров хозяйствующих субъектов. Расширяется практика применения матричной и сетевой структур управления. Сетевая организация становится все более распространенной во всех отраслях хо­зяйства. Сущность сетевой организации заключается в осуществлении ком­плексных сделок на основе подписания контрактов с промышленными ком­паниями, транспортными агентствами, торгово-посредническими фирмами, предприятиями розничной торговли, объединенными в сеть.

А. И. Гаврилов [12] предлагает функции регионального управления, представляющие собой конкретные формы воздействия на все процессы в

регионе, дифференцировать по назначению и содержанию. Эта дифферен­циация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального управления как инструмента рыночной экономики.

При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование, стимулирование. Степень реализации этих функций в регио­нальном управлении различна и определяется их генезисом.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учи­тывая, что главной целью социально ориентированной рыночной эконо­мики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона обо­снования основных направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной соб­ственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредо­ванного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться. Это происходит потому, что объем и полнота реали­зации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собствен­ностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъек­ту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перехода экономики на новые условия хозяйствования осо­бое место в региональном управлении отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия. В многоукладном хо­зяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной, муниципальной, коллективной и т. п.

Методы непосредственного воздействия регионального управления пра­вомерны по отношению к объектам региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия и прежде всего стимулирования деятельности субъектов хозяй­ствования.

Основная сущность функции стимулирования заключается в целена­правленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функ­ционирующие на территории региона. Например, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства для строительства какого-либо объекта общерегионального значения. Но в то же время она может заключить договор с этим предприятием, в соответствии с которым последнее обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а ад­министрация создаст предприятию определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (в части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользо­вания и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 78

 

 

 

Потенциал современных инноваций огромен. Это отме­чают как российские, так и зарубежные специалисты. По­степенно инновации все более становятся основополагаю­щими факторами экономического роста. Такая возрастающая преобразующая роль связана с их особым системным состоянием, с новыми достижениями взаимо­связанной совокупности наук на современном этапе НТР, которую некоторые западные ученые назвали революцией в технологии, экономике и социальной сфере.

Инновационный менеджмент соответствует общему ме­неджменту, имеет специфичность, которая обусловлена особенностями совокупного труда, используемого при обес­печении инновационных и инвестиционных процессов, осо­быми результатами и использовании в тактическом и стра­тегическом развитии хозяйственных систем. В реальности это проявляется в характерной организаторской и управ-ленчрской деятельности менеджеров инновационного раз­вития фирм, особых формах и методах взаимодействия на объект влияния.

Инновационный менеджмент представляет собой целост­ную совокупность видов деятельности, разновидностей рабо­ты. Эта целостность предопределяется системным воспроиз­водственным характером инновационных процессов, встроенностыо в системную экономическую действительность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ