бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Главными проблемными элементами коммуникацион­ного процесса являются точность кодирования информа­ции, неискаженность канала и адекватность (однозначность и точность) декодирования полученного сообщения. Это объясняется тем, что на пути прохождения информации встречаются многие семантические и технические барье­ры.

Семантика — это значения, передаваемые словами (сим­волами).

Ввиду того, что многие слова имеют различные (по точности, смыслу, оттенку и т. п.) значения, то важно в передаваемом сообщении составлять их таким образом, чтобы набор слов давал вполне определенный, однознач­ный смысл.

Сообщение может передаваться в вербальной (слевес' ной) и невербальной (несловесной, например: мимика, жест, интонация и др.) форме.

В региональном менеджменте особенно важным эле­ментом коммуникационного процесса является эмпатия по­лучателей от сообщения.

Под эмпатией понимается внимание к чувствам полу­чателей информации.

Умение понять чувства других людей имеет особенное значение для менеджеров, непосредственно взаимодейству­ющих с населением — работников жилищно-коммуналь-ных, социально-бытовых и др. структур региональных и муниципальным администраций.

В коммуникационном процессе внутри организации необходимо следовать правилу: если подчиненный (полу­чатель информации) неверно пли не полностью выполнил команду руководителя, значит, руководитель дал нечеткую команду (смысловая неопределенность фраз, нечеткость речи, неясные жесты и др.). Такой подход освободит руко­водителей от ненужных поисков виновных и позволит быстро поправить дело.

В региональных и муниципальных организациях ком­муникации распространяются по вертикали (по восходя­щей и нисходящей линии — между руководителями и под­чиненными, то есть между чиновниками различного уров­ня, или ранга) и по горизонтали (между секторами, отдела­ми, службами, подразделениями, предприятиями и др.).

Первостепенными по значимости являются коммуни­кации по вертикали, или межуровпевые коммуникации. Это обусловлено обязательностью их присутствия в управлен­ческой системе, то есть информации между руководите­лем и подчиненными. Без этого управление невозможно.

Горизонтальные коммуникации выполняют дополняю­щую (второстепенную) функции- в информационном об­мене. При их отсутствии управленческая система может успешно функционировать, особенно в специфических средах со строго линейной системой управления (армия, полиция, санитарный контроль, инспекция дорожного дви­жения, охранные ведомства, служба спасения и др.).

Вертикальные (межуровневые) коммупикгщии представ­ляют собой информобмен между соподчиненными струк­турами (отделы, службы, сектора и т. п.) и отдельными менеджерами. По нисходящей линии информация пере­мещается в форме постановлении, распоряжений, прика­зов, указаний, поручений, а также в форме ограничений. Такого рода информация обеспечивает управленческое единство территории, ее экономическую целостность и организационную упорядоченность (см. схему 17).

Основную часть вертикальных коммуникаций состав­ляет информобмен между руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В нервом случае руководитель выдает подчиненному индивидуальное зада­ние и получает от него непосредственно отчет о выполне­нии этого задания (как форма обратной связи), а также иную информацию. Во втором случае руководитель выда­ет общее задание членам рабочей группы (департамент, управление, отдел, сектор, специальная группа работни­ков и др.), а последняя докладывает о результатах выпол­нения. В первом случае имеет место чисто линейная систе­ма управления, во втором — линейно-штабная (функции штаба выполняет руководство группы).

Горизонтальные коммуникации проявляются в фор­ме информобменов между менеджерами (сотрудниками, чиновниками) одного уровня (ранга), между равновес­ными подразделениями (отделами, секторами, службами и т. п.).

Региональная организация представляет собой совокуп­ность специализированных отраслевых управленческих  формирований. Поэтому очень важно сформировать ч'а' кую систему, в которой между этими формирпллпшши' осуществлялись бы yciuii ;n„oiy горизонтальные коммуни­кации.

Наряду с формальными (узаконенными) горизонталь­ными коммуникациями, в организациях существует нефор­мальный горизонтальный информобмен. Он проявляется в неформальных контактах сотрудников аппарата, а также в виде различных слухов (придуманных или непридуманных сообщений, распространяющихся по неформальным кана­лам).

Практика показывает, что неформальные коммуника­ции играют заметную роль в психологическом климате организаций. Они не могуг быть обойдены вниманием тер­риториальных органов власти — как форма воздействия на настроения населения.

С точки зрения психологии управления аппаратом, раз­витие горизонтальных коммуникаций способствует фор­мированию в коллективе равноправных отношений, раз­витию корпоративного духа и повышению общей управ­ленческой культуры в организациях. Горизонтальные ком­муникации между отраслевыми подразделениями аппара­та региональных органов являются дополнительным кана­лом информации об общерегиональных проблемах и зада­чах. Это вовлекает дополнительные интеллектуальные и иные ресурсы в решение особенно тех проблем, которые находятся на стыке различных отраслей (то есть по темам, выходящим за пределы компетенции отдельных департа­ментов, отделов и пр.).

Региональные управленческие организации (админист­рации республик, краев и областей) взаимодействуют с населением и расположенными на территории-хозяйству­ющими субъектами через разветвленную систему комму­никаций. Такие коммуникации являют собой, с одной сто­роны, средство получения информации о качестве жизни и настроениях населения (обратная связь), с другой — сред­ство воздействия на население и хозяйствующие субъекты в управлении процессом общественной», воспроизвод­ства на территориях (прямая связь).

Коммуникации представляют собой одну из форм свя­зей управленческого аппарата региональных органов с внешней средой.

В отличие от отдельных хозяйствующих субъектов, ре­гиональная администрация ответственна за общее качество жизни проживающего населения, уровень его трудозанятости и социальной обустроенности, экологию, безопас­ность, обеспеченность продуктами питания и др. Предме­том заботы региональной администрации является общий уровень npaiiOBUi'i культуры населения, морально-этичес­кое наполнение его досуга и интересов.

Все это обусловливает необходимость наличия у регио­нальных администраций и муниципалитетов большого ар­сенала средств сбора информации п воздействия на насе­ление, общественные и хозяйственнио формирораии.

Центральное место в этом арсенале занимают средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, жур­налы и др.), а также всевозможные сходы граждан, собра­ния трудовых коллективов, студентов и учащихся и т. п.

Наряду с этим, одной из существенных форм связей региональной администрации с хозяйствующими субъек­тами является принятие и доведение до их сведения поста­новлений, решений, распоряжений и других документов.

Одной из форм постоянной связи региональных адми­нистраций с хозяйственными, общественными и др. фор­мированиями являются телефонные разговоры, проблем­ные совещания, тематические конференции и т. п.

В своей совокупности коммуникационные формы свя­зи региональной администрации с внешней средой обес­печивают ей активную позицию, возможность организо­вать хозяйственные, общественные и иные формирования и население на решение программных задач конкретных территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №17

 

«Контроль как функция управления»

 

Контроль как функция управления обеспечивает дос­тижение организацией поставленных целей.

В процесс контроля входит установление стандартов, измерение фактических результатов и их сравнение с за­планированными или заданными показателями, выработка предложений по корректировке деятельности.

Основные задачи контроля:

1) обеспечение руководителей экспресс-информацией о ходе выполнения управленческих решений — как форма обратной связи;

2) доведение до руководителей текущей информации для принятия решений в условиях неопределенности;

3) предупреждение возникновения кризисных явлений;

4) поддержание успешных направлений и в целом ус­пеха в деятельности аппарата администрации. Контроль бывает следующих видов:

1) предварительный;                         

2) текущий (система обратной связи);

3) заключительный (итоговый). Процесс контроля включает:

1) установление стандартов;

2) сравнение фактических показателей со стандарта­ми;

3) действия работников аппарата по результатам срав­нений.

Эффективность контроля в региональных администра­циях обеспечивается следующими его качественными ха­рактеристиками:

1) стратегическая направленность;

2) ориентация на результаты;

3) соответствие основному направлению деятельности региональной организации;   

4) своевременность;     

 5) гибкость (адаптивность);              

6) простота;

7) экономичность;

8) сопрягаемость с информационно-управляющей сис­темой (автоматизированной системой управления) регио­нальной организации.

Как функция оперативного управления, контроль в региональной организации представляет собой сложный многогранный процесс разработки стандартов, получения, сравнения и анализа информации об их соблюдении, вы­работки решений и информирования руководителей раз­ных уровней административно-управленческого аппарата о ходе выполнения управленческих решений и рекоменду­емых путях корректировки курса.

Контроль представляет собой замыкающий элемент постоянно возобновляющегося процесса оперативного уп­равления. В совокупности с планированием, распорядитель­ством и мотивацией контроль обеспечивает целостность и внутреннее единство функций оперативного менеджмен­та.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №18

 

«Культура организации и стиль руководства».

 

В течение 60-70-х годов в мировой теории организации произо­шел переход от доминировавшего ранее механистического, структур­ного, бюрократического толкования организации к современной орга­низационной теории, основанной на концепции человеческих возможностей [24, с. 8), среди создателей которой — А. Маслоу, , Д. Макгрегор. Эта концепция акцентирует значимость социально-по­литико-психологической компоненты организации, ее организационной культуры.

Организационная, или корпоративная культура — это система раз­деляемых в организации ценностей, истин (убеждений), мнений, сло­жившихся традиций [14, с. 58], дифференцированных по приоритетам и взаимосвязанных. Организационная культура может рассматриваться как образ внутренней жизни, мышления, действий и бытия организа­ции.

Приоритеты организационных ценностей (истин, традиций) оп­ределяются организационной властью; результатом взаимодействия фак­торов силового, властного влияния извне и внутри организации.

Власть здесь понимается как способность аккумулировать, распре­делять и перераспределять необходимые ресурсы. В каждой организа­ции существует свое силовое поле, образуемое взаимодействующими факторами силового воздействия, формирующее соответствующую орга­низационную культуру (рис. 5.1)

Организационная культура предприятия имеет поистине страте­гическую значимость. Признано, что сила организационной культуры в проведении изменений и реформ сопоставима с силой иерархических правил, формальных методов административного управления [24, с. 10]. Следует учитывать, что организационные приоритеты — приоритеты ценностей, мнений,— фактор, влияющий на идентификацию страте­гическим руководителем миссии фирмы в процессе стратегического уп­равления. Кроме того, организационная культура — важный фактор ре­ализации стратегии, она представляет собой этико-эмоциональную ком­поненту организационного поведения, направляя его в соответствии с миссией/целью, определяя необходимые стандарты организационного поведения. Совместимость организационных культур отдельных фирм — наряду с разделяемыми целями и состоянием внешней среды — необходимое условие их стратегического партнерства. Формирование орга­низационной культуры — непосредственная обязанность стратегичес­кого руководителя — лидера.

Руководитель компании призван реализовать две ведущие ком­поненты роли организационного макролидера: 1) построение отноше­ний организации с внешней средой для обеспечения преимуществен­ного положения организации и 2) построение отношений между людьми внутри организации посредством создания корпоративной культуры.

Рост нестабильности среды предприятия увеличивает роль не­формальных, как более адаптивных, гибких факторов в управлении в сравнении с формальными. Поэтому современный стратегический ру­ководитель должен быть признанным лидером — сочетать формальное лидерство с неформальным. Лидерство — это межличностный и эмоци­ональный процесс, посредством которого лидер влияет на поведение других людей. Неформальный лидер — лидер, чье становление и при­знание происходит вне формальных механизмов становления и призна­ния лидерства, должен обладать следующими личностными способно­стями: 1) особенно ясным восприятием действительности; 2) четкостью его выражения, умением концептуализации идей; 3) сформировавши­мися убеждениями, которые он готов отстаивать: 4) способностью со­переживания ведомым — эмпатией. Сочетание этих свойств формирует видение лидера, т. е. его восприятие и оценку действительности в раз­витии. Кроме того, они создают психологическую основу объедине­ния людей обшей целью. Неотъемлемыми личностными чертами со­временного лидера признаны также решимость, настойчивость, внутренняя сила, мужество и смелость. Оптимизм, эгалитаризм (ори­ентация в большей степени на построение команд, а не иерархий) — необходимые свойства личности стратегического лидера.

Важным свойством стратегического лидера, решающего задачи построения необходимых внешних и внутренних связей организации (в том числе, в русле паблик рилейшнз), является политическая компе­тентность. Она предполагает способность строить и изменять силовое поле (поле власти, силовую базу) взаимодействия. Политическая ком­петентность руководителя проявляется, в частности, в способности уси­ливать чью-либо позицию и устанавливать правильные связи с людьми, контролирующими необходимые ресурсы, например: финансистами, юристами, бухгалтерами.

В настоящее время роль руководителя меняется — от контроля, планирования и дисциплинирования осуществляется переход к инструк­тированию, обучению персонала. Сегодня концепция так называемого «трансакционного» лидерства, т. е. основанного на методе кнута и пря­ника, сугубо деловом подходе, не затрагивающем вопросы развития подчиненных, замещается концепцией «трансформационного» лидер­ства. Трансформационное лидерство ориентировано на рост индивиду­альной компетентности в ключевых проблемах, проблемах группы и организации на основе увеличения уверенности подчиненных в себе и постепенного продвижения их от забот о существовании к заботам, о достижении, росте и развитии.

Лидерство — одна из наиболее «конкурентных» и перспективных дисциплин школ бизнеса США наряду с такими дисциплинами, как международный бизнес, информационные системы управления, искус­ство общения.

В числе задач современного лидера, строящего внешние, часто зарубежные связи,— решение проблем взаимодействия организацион­ных культур в международном бизнесе.

Ведение бизнеса сегодня требует учета национальных стереотипов поведения компаний других государств. Организационная культура на­циональной компании, несомненно, отражает особенности культуры, истории, географии, политической системы своей страны. Часто го­ворят о различиях западной и восточной культур управления, амери­канской и западноевропейской и/или японской культур; о различии мо­делей организационного поведения в отдельных странах западной Европы или, например, штатах США.

Проблемы взаимодействия организационных культур возникают во всех случаях контактов носителей различных культур: между руковод­ством глобальной компании и местным персоналом, как, например, на японских заводах в США; в процессе ведения переговоров между биз­несменами разных стран; в проведении рекламы, выставок, презента­ций, в передаче всех видов сообщений и другой деятельности в области пабликрилейшнз, ориентированной на инокультурную или мультикультурную среду.

различия организационных культур не только этические, они глуб­же имеют мировоззренческую основу. Западная и восточная культуры управления имеют несовпадающие взгляды на сущность таких понятий, как цели бизнеса, работа, хороший работник, функция (роль) компа­нии, обязанности руководителей, роль неудачи в работе, место группы в организации [29, с. 67], искренность, и многих других.

В американской культуре предполагается, что дорога к прогрессу базируется на инициативе, творчестве, индивидуализме и равенстве [29, с. 79]. Последнее почти неприемлемо для японцев, рассматрива­ющих мир организованным единственно по вертикали, строго иерар-хично, что определяется традиционной авторитарностью, клановос-тью японского общества с более чем тысячелетней имперской историей. Поэтому американский эгалитаризм, приверженность равенству, мо­жет являть собой проблему в кросс-культурных переговорах с японца­ми, чье общество статусно ориентировано, акцентирует иерархическое положение граждан и занятых в компании.

Власть в прогрессивной западной культуре — это способность моби-лизовывать людей или средства, ресурсы для того, чтобы что-то осуще­ствить (13, с. 14]. В японской (восточной) культуре власть в большей степени ассоциируется с подчинением, покровительством, преданнос­тью группе или фирме, часто своего рода «социальным принуждением».

Менеджер-американец рассматривает свою повседневную работу, как инструмент получения вознаграждений, который может обеспечить ему полноценный досуг; для японца работа — это самоцель, форма со­циального бытия, процесс выполнения социальных обязанностей пе-ред семьей, друзьями, окружающими (29, с. 70]. Поэтому для многих японских менеджеров их работа — скорее моральный, чем инструмен­тальный акт. Часто работа рассматривается японцами как ритуал под-(инения управленческой власти.

Различные взгляды на компанию создавали много проблем между' ^ Моритой, председателем Sony, и его американскими партнерами в фоцессе организации в США совместных предприятий. Для американ­цев компания — удобный инструмент, служащий интересам собствен­ников, менеджеров и занятых. Для японцев компания — это община, сообщество, связанное воедино общей судьбой; институт, определяю­щий судьру занятых в ней людей [29, с. 73], индустриальный клан. Если п "ские компании производят продукты, то американские — прибыль; в этом отличие понимания менеджерами этих стран «полезности» ком­пании.

Японские менеджеры рассматривают рабочие команды как среду, где разделяется, распределяется информация в интересах улучшенного исполнения. Американцы используют группы в основном для разделе­ния ответственности и ограничения риска.

В американской деловой культуре компромисс демонстрирует мо­ральность, доверие и честную игру. На Ближнем Востоке компромисс имеет негативное значение, это признак слабости, скомпроментиро-ванности участника деловых переговоров.

Прямолинейность, искренность, энергичность американцев мо­гут восприниматься как чрезмерная агрессивность, скрытность истин­ных намерений и вульгарность представителями восточной культуры. Вдумчивый, сотрудничающий, внимательный, уважительный — таков позитивно воспринимаемый образ партнера в японской и многих дру­гих азиатских культурах.

Новое поколение молодых менеджеров Японии, а также менедже­ры преуспевающих японских фирм склоняются к западной модели орга­низационной культуры. Необходимость для корпоративной Японии следовать общепринятым международным нормам в управлении во из­бежание кризиса международной изолированности страны признана и А. Моритой [23, с. 43].

Решение проблемы взаимодействия организационных культур в международном бизнесе заключается в создании общей интернацио­нальной деловой культуры (enculturation), определяющей неформаль­ные социальные правила, модели кросс-культурного взаимодействия. Эти правила призваны обеспечивать построение разделяемых мнений, гибкость принятия решений, быстрые переговоры на основе доверия; общность восприятия реальности. Процесс «энкультурации» приходит на смену инструментам централизации управления в мультинациональ-ных и глобальных компаниях; значимость его растет вместе с ростом прямых зарубежных связей деловых кругов, развитием международного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №19

 

«Макроэкономические характеристики региона».

 

 

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование ВРП, изменение уровня цен (инфля­ции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны фи­нансовой и хозяйственной деятельности регионов.

К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены следующие.

В сфере производства:

• объем ВРП;

• ВРП на душу населения;

• темпы роста ВРП;

• соотношение темпов роста потребления и инвестиций в ос­новной капитал;

• рост экспортного потенциала региона;

• индекс физического объема промышленной продукциисопоставимых ценах);

• степень износа основных производственных фондов;

• удельный вес убыточных предприятий. В финансовой сфере:

• ставка по кредитам банков;

• темп роста инвестиций в основной капитал;

• индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в ре­гиональный бюджет;

• уровень цен (соотношение цен текущего и базового перио­дов);

• бюджетная обеспеченность региона;

• состояние кредиторской и дебиторской задолженностей ре­гиона, в том числе по налогам.

В социальной сфере:

• уровень прожиточного минимума;

• доля оплаты труда в ВРП;

• соотношение среднемесячной заработной платы и про­житочного минимума;

• задолженность по выплате заработной платы, пенсий и по­собий;

• доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;

• уровень финансирования социальных программ из ре­гионального бюджета;

• естественная убыль и миграция населения;

• удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место;

• динамика общей численности населения региона, активно­го и занятого населения;

• индекс человеческого развития.

Рассмотрим важнейшие макроэкономические показатели ре­гионального воспроизводственного процесса и их использование в анализе развития региональной экономики.

Показатели уровня социального развития региона

Для анализа экономики крупных регионов страны (субъектов Федерации) используются те же макроэкономические показатели, что и для анализа национальной экономики. К ним относятся:

ВВП и его основные компоненты (в том числе конечное потреб­ление), доходы населения (с учетом их покупательной способно­сти), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское имущество), и т.д.

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей программой развития ООН (ПРООН) рекомендуется по­казатель «индекс человеческого развития».

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает самую общую ин­тегральную характеристику уровня благосостояния населения страны и регионов.

Он включает в себя:

• доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом раз­личной покупательной способности в различных регионах;

• продолжительность жизни, измеряемая ожидаемой про­должительностью жизни при рождении;

• знания или уровень образования, измеряемые числом гра­мотных и длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

Этот показатель целесообразно связать с уровнями устойчивого благосостояния, дохода, потребления, ресурсопользования, сохра­нения капитала. Причем важны динамика этих показателей и зна­ние того, когда они близки к пределу социально-экономической устойчивости.

Дополнительными и конкретизирующими являются раз­личные макроэкономические показатели их устойчивости (неста­бильности). Международный банк реконструкции и развития предлагает 26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние экономики страны. Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических по­казателей.

Структура собственности в регионе. Следует указать долю ва­ловой добавленной стоимости, произведенной на приватизирован­ных предприятиях, по отраслям хозяйства: а) промышленность, б) строительство, в) торговля, г) общественное питание, д) быто­вое обслуживание, е) другие отрасли.

При рассмотрении структуры собственности следует учиты­вать, что проведенная приватизация государственных предприя­тий отвечает целям экономической реформы в той степени, в ка­кой она создает более действенные механизмы контроля и ответ­ственности за результаты работы предприятий со стороны новых собственников, так как трудовые коллективы заинтересованы в «проедании» капитала, поскольку их доля дохода, получаемая че­рез заработную плату, во много раз превышает долю, получаемую через дивиденды.

Показатели производственного потенциала регионального хозяй­ственного комплекса. Производственный потенциал можно харак­теризовать набором показетелей, отражающих состояние и дина­мику трудового, природного и собственно производственного потенциала.

Трудовой потенциал региона отражает его численность, поло­возрастной состав и профессиональный уровень подготовки.

Природный потенциал региона характеризуется наличием при­родных богатств: земельных ресурсов, лесов, полезных ископа­емых, воды и прочих видов ограниченных природных ресурсов.

Производственный потенциал региона в узком смысле этого слова можно отразить с помощью индикаторов, характеризующих производственные мощности: стоимостная оценка капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и пр.

Население и трудовые ресурсы

Динамика населения и демографические процессы самым тес­ным образом взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.

При рассмотрении этих процессов большое внимание следует обратить на особенности национального менталитета населения, проживающего в регионе, так как без учета данного фактора не­возможно прогнозировать и регулировать финансовую и производ­ственную деятельность.

При анализе динамики численности и национального состава населения региона необходимо указать общую численность и на­циональный состав, темпы изменения численности и националь­ного состава населения региона за последнее пятилетие и прогноз на будущее, раскрыть динамику естественного прироста населе­ния региона и сделать прогноз на будущее.

Главная же задача — дать характеристику трудовых ресурсов, занятости населения и рынка труда в регионе.

В рамках этой работы необходимо отразить динамику числен­ности трудовых ресурсов за последние годы, показать распреде­ление трудовых ресурсов по видам деятельности и по секторам экономики за последние пять лет.

Следует дать характеристику и динамику уровня образования занятого населения региона, процент населения, занятого ум­ственным (физическим) трудом, отразить уровень безработицы. Кроме того, целесообразно отразить нравственное и духовное раз­витие: уровень преступности, самоубийств, психических рас­стройств и других социальных аномалий.

Для характеристики оплаты труда необходимо отразить долю оплаты труда в совокупных денежных доходах по категориям на­селения, доходов от собственности, долю в денежных доходах, величину реальных располагаемых денежных доходов.

В целях характеристики степени различий в уровнях доходов населения региона необходимо исчислить уровень дифференциации доходов населения (кривая Лоренца), коэффициент концен­трации доходов (индекс Джини).

Необходимо отразить намеченную на будущее государствен­ную региональную политику в области труда и занятости.

Проведение анализа ситуации в области труда важно довести до выявления возникающих проблем и практических мер адми­нистрации региона по снижению безработицы.

Природные ресурсы региона

В рамках этого блока задача состоит в том, чтобы выявить уро­вень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:

• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энер­гоносителей);

• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.

На этой основе следует вырабатать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.

Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются следующие показатели.

а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:

• качество почв, распределение земельного фонда по природ­ным зонам, структуру землепользователей;

• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам почв;

• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.

б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следу­ющие показатели:

• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;

• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиствен-ные, смешанные, лиственные;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ