Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Главными проблемными элементами коммуникационного процесса являются
точность кодирования информации, неискаженность канала и адекватность
(однозначность и точность) декодирования полученного сообщения. Это объясняется
тем, что на пути прохождения информации встречаются многие семантические и
технические барьеры.
Семантика — это значения, передаваемые словами (символами).
Ввиду того, что многие слова имеют различные (по точности,
смыслу, оттенку и т. п.) значения, то важно в передаваемом сообщении составлять
их таким образом, чтобы набор слов давал вполне определенный, однозначный
смысл.
Сообщение может передаваться в вербальной (слевес' ной) и невербальной
(несловесной, например: мимика, жест, интонация и др.) форме.
В региональном менеджменте особенно важным элементом коммуникационного
процесса является эмпатия получателей от сообщения.
Под эмпатией понимается внимание к чувствам получателей информации.
Умение понять чувства других людей имеет особенное значение для
менеджеров, непосредственно взаимодействующих с населением — работников
жилищно-коммуналь-ных, социально-бытовых и др. структур региональных и
муниципальным администраций.
В коммуникационном процессе внутри организации необходимо следовать
правилу: если подчиненный (получатель информации) неверно пли не полностью
выполнил команду руководителя, значит, руководитель дал нечеткую команду
(смысловая неопределенность фраз, нечеткость речи, неясные жесты и др.). Такой
подход освободит руководителей от ненужных поисков виновных и позволит быстро
поправить дело.
В региональных и муниципальных организациях коммуникации
распространяются по вертикали (по восходящей и нисходящей линии — между
руководителями и подчиненными, то есть между чиновниками различного уровня,
или ранга) и по горизонтали (между секторами, отделами, службами,
подразделениями, предприятиями и др.).
Первостепенными по значимости являются коммуникации по вертикали, или
межуровпевые коммуникации. Это обусловлено обязательностью их присутствия в
управленческой системе, то есть информации между руководителем и
подчиненными. Без этого управление невозможно.
Горизонтальные коммуникации выполняют дополняющую (второстепенную)
функции- в информационном обмене. При их отсутствии управленческая система
может успешно функционировать, особенно в специфических средах со строго
линейной системой управления (армия, полиция, санитарный контроль, инспекция
дорожного движения, охранные ведомства, служба спасения и др.).
Вертикальные (межуровневые) коммупикгщии представляют собой информобмен
между соподчиненными структурами (отделы, службы, сектора и т. п.) и
отдельными менеджерами. По нисходящей линии информация перемещается в форме
постановлении, распоряжений, приказов, указаний, поручений, а также в форме
ограничений. Такого рода информация обеспечивает управленческое единство
территории, ее экономическую целостность и организационную упорядоченность (см.
схему 17).
Основную часть вертикальных коммуникаций составляет информобмен между
руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В нервом
случае руководитель выдает подчиненному индивидуальное задание и получает от
него непосредственно отчет о выполнении этого задания (как форма обратной
связи), а также иную информацию. Во втором случае руководитель выдает общее
задание членам рабочей группы (департамент, управление, отдел, сектор,
специальная группа работников и др.), а последняя докладывает о результатах
выполнения. В первом случае имеет место чисто линейная система управления, во
втором — линейно-штабная (функции штаба выполняет руководство группы).
Горизонтальные коммуникации проявляются в форме информобменов между
менеджерами (сотрудниками, чиновниками) одного уровня (ранга), между равновесными
подразделениями (отделами, секторами, службами и т. п.).
Региональная организация представляет собой совокупность
специализированных отраслевых управленческих формирований. Поэтому очень
важно сформировать ч'а' кую систему, в которой между этими формирпллпшши'
осуществлялись бы yciuii ;n„oiy горизонтальные коммуникации.
Наряду с формальными (узаконенными) горизонтальными коммуникациями, в
организациях существует неформальный горизонтальный информобмен. Он
проявляется в неформальных контактах сотрудников аппарата, а также в виде
различных слухов (придуманных или непридуманных сообщений, распространяющихся
по неформальным каналам).
Практика показывает, что неформальные коммуникации играют заметную
роль в психологическом климате организаций. Они не могуг быть обойдены
вниманием территориальных органов власти — как форма воздействия на настроения
населения.
С точки зрения психологии управления аппаратом, развитие
горизонтальных коммуникаций способствует формированию в коллективе
равноправных отношений, развитию корпоративного духа и повышению общей управленческой
культуры в организациях. Горизонтальные коммуникации между отраслевыми
подразделениями аппарата региональных органов являются дополнительным каналом
информации об общерегиональных проблемах и задачах. Это вовлекает
дополнительные интеллектуальные и иные ресурсы в решение особенно тех проблем,
которые находятся на стыке различных отраслей (то есть по темам, выходящим за
пределы компетенции отдельных департаментов, отделов и пр.).
Региональные управленческие организации (администрации республик, краев
и областей) взаимодействуют с населением и расположенными на
территории-хозяйствующими субъектами через разветвленную систему коммуникаций.
Такие коммуникации являют собой, с одной стороны, средство получения
информации о качестве жизни и настроениях населения (обратная связь), с другой
— средство воздействия на население и хозяйствующие субъекты в управлении
процессом общественной», воспроизводства на территориях (прямая связь).
Коммуникации представляют собой одну из форм связей управленческого
аппарата региональных органов с внешней средой.
В отличие от отдельных хозяйствующих субъектов, региональная
администрация ответственна за общее качество жизни проживающего населения,
уровень его трудозанятости и социальной обустроенности, экологию, безопасность,
обеспеченность продуктами питания и др. Предметом заботы региональной
администрации является общий уровень npaiiOBUi'i культуры населения, морально-этическое наполнение его досуга и
интересов.
Все это обусловливает необходимость наличия у региональных
администраций и муниципалитетов большого арсенала средств сбора информации п
воздействия на население, общественные и хозяйственнио формирораии.
Центральное место в этом арсенале занимают средства массовой информации
(телевидение, радио, газеты, журналы и др.), а также всевозможные сходы
граждан, собрания трудовых коллективов, студентов и учащихся и т. п.
Наряду с этим, одной из существенных форм связей региональной
администрации с хозяйствующими субъектами является принятие и доведение до их
сведения постановлений, решений, распоряжений и других документов.
Одной из форм постоянной связи региональных администраций с
хозяйственными, общественными и др. формированиями являются телефонные
разговоры, проблемные совещания, тематические конференции и т. п.
В своей совокупности коммуникационные формы связи региональной
администрации с внешней средой обеспечивают ей активную позицию, возможность
организовать хозяйственные, общественные и иные формирования и население на
решение программных задач конкретных территорий.
ВОПРОС №17
«Контроль как функция управления»
Контроль как функция управления обеспечивает достижение организацией
поставленных целей.
В процесс контроля входит установление стандартов, измерение
фактических результатов и их сравнение с запланированными или заданными
показателями, выработка предложений по корректировке деятельности.
Основные задачи контроля:
1) обеспечение руководителей экспресс-информацией о ходе выполнения
управленческих решений — как форма обратной связи;
2) доведение до руководителей текущей информации для принятия решений в
условиях неопределенности;
3) предупреждение возникновения кризисных явлений;
4) поддержание успешных направлений и в целом успеха в деятельности
аппарата администрации. Контроль бывает следующих видов:
1) предварительный;
2) текущий (система обратной связи);
3) заключительный (итоговый). Процесс контроля включает:
1) установление стандартов;
2) сравнение фактических показателей со стандартами;
3) действия работников аппарата по результатам сравнений.
Эффективность контроля в региональных администрациях обеспечивается
следующими его качественными характеристиками:
1) стратегическая направленность;
2) ориентация на результаты;
3) соответствие основному направлению деятельности региональной
организации;
4) своевременность;
5) гибкость (адаптивность);
6) простота;
7) экономичность;
8) сопрягаемость с информационно-управляющей системой
(автоматизированной системой управления) региональной организации.
Как функция оперативного управления, контроль в региональной
организации представляет собой сложный многогранный процесс разработки
стандартов, получения, сравнения и анализа информации об их соблюдении, выработки
решений и информирования руководителей разных уровней
административно-управленческого аппарата о ходе выполнения управленческих
решений и рекомендуемых путях корректировки курса.
Контроль представляет собой замыкающий элемент постоянно
возобновляющегося процесса оперативного управления. В совокупности с
планированием, распорядительством и мотивацией контроль обеспечивает
целостность и внутреннее единство функций оперативного менеджмента.
ВОПРОС №18
«Культура организации и стиль руководства».
В течение 60-70-х годов в мировой теории организации произошел переход
от доминировавшего ранее механистического, структурного, бюрократического
толкования организации к современной организационной теории, основанной на
концепции человеческих возможностей [24, с. 8), среди создателей которой — А.
Маслоу, , Д. Макгрегор. Эта концепция акцентирует значимость социально-политико-психологической
компоненты организации, ее организационной культуры.
Организационная, или корпоративная культура — это система разделяемых
в организации ценностей, истин (убеждений), мнений, сложившихся традиций [14,
с. 58], дифференцированных по приоритетам и взаимосвязанных. Организационная
культура может рассматриваться как образ внутренней жизни, мышления, действий и
бытия организации.
Приоритеты организационных ценностей (истин, традиций) определяются
организационной властью; результатом взаимодействия факторов силового,
властного влияния извне и внутри организации.
Власть здесь понимается как способность аккумулировать, распределять и
перераспределять необходимые ресурсы. В каждой организации существует свое
силовое поле, образуемое взаимодействующими факторами силового воздействия,
формирующее соответствующую организационную культуру (рис. 5.1)
Организационная культура предприятия имеет поистине стратегическую
значимость. Признано, что сила организационной культуры в проведении изменений
и реформ сопоставима с силой иерархических правил, формальных методов
административного управления [24, с. 10]. Следует учитывать, что
организационные приоритеты — приоритеты ценностей, мнений,— фактор, влияющий на
идентификацию стратегическим руководителем миссии фирмы в процессе
стратегического управления. Кроме того, организационная культура — важный
фактор реализации стратегии, она представляет собой этико-эмоциональную компоненту
организационного поведения, направляя его в соответствии с миссией/целью,
определяя необходимые стандарты организационного поведения. Совместимость
организационных культур отдельных фирм — наряду с разделяемыми целями и
состоянием внешней среды — необходимое условие их стратегического партнерства.
Формирование организационной культуры — непосредственная обязанность
стратегического руководителя — лидера.
Руководитель компании призван реализовать две ведущие компоненты роли
организационного макролидера: 1) построение отношений организации с внешней
средой для обеспечения преимущественного положения организации и 2) построение
отношений между людьми внутри организации посредством создания корпоративной
культуры.
Рост нестабильности среды предприятия увеличивает роль неформальных,
как более адаптивных, гибких факторов в управлении в сравнении с формальными.
Поэтому современный стратегический руководитель должен быть признанным лидером
— сочетать формальное лидерство с неформальным. Лидерство — это межличностный и
эмоциональный процесс, посредством которого лидер влияет на поведение других
людей. Неформальный лидер — лидер, чье становление и признание происходит вне
формальных механизмов становления и признания лидерства, должен обладать
следующими личностными способностями: 1) особенно ясным восприятием
действительности; 2) четкостью его выражения, умением концептуализации идей; 3)
сформировавшимися убеждениями, которые он готов отстаивать: 4) способностью сопереживания
ведомым — эмпатией. Сочетание этих свойств формирует видение лидера, т. е. его
восприятие и оценку действительности в развитии. Кроме того, они создают
психологическую основу объединения людей обшей целью. Неотъемлемыми личностными
чертами современного лидера признаны также решимость, настойчивость,
внутренняя сила, мужество и смелость. Оптимизм, эгалитаризм (ориентация в
большей степени на построение команд, а не иерархий) — необходимые свойства
личности стратегического лидера.
Важным свойством стратегического лидера, решающего задачи построения
необходимых внешних и внутренних связей организации (в том числе, в
русле паблик рилейшнз), является политическая компетентность. Она
предполагает способность строить и изменять силовое поле (поле власти, силовую
базу) взаимодействия. Политическая компетентность руководителя проявляется, в
частности, в способности усиливать чью-либо позицию и устанавливать правильные
связи с людьми, контролирующими необходимые ресурсы, например: финансистами,
юристами, бухгалтерами.
В настоящее время роль руководителя меняется — от контроля,
планирования и дисциплинирования осуществляется переход к инструктированию,
обучению персонала. Сегодня концепция так называемого «трансакционного»
лидерства, т. е. основанного на методе кнута и пряника, сугубо деловом
подходе, не затрагивающем вопросы развития подчиненных, замещается концепцией
«трансформационного» лидерства. Трансформационное лидерство ориентировано на
рост индивидуальной компетентности в ключевых проблемах, проблемах группы и
организации на основе увеличения уверенности подчиненных в себе и постепенного
продвижения их от забот о существовании к заботам, о достижении, росте и
развитии.
Лидерство — одна из наиболее «конкурентных» и перспективных дисциплин
школ бизнеса США наряду с такими дисциплинами, как международный бизнес,
информационные системы управления, искусство общения.
В числе задач современного лидера, строящего внешние, часто зарубежные
связи,— решение проблем взаимодействия организационных культур в международном
бизнесе.
Ведение бизнеса сегодня требует учета национальных стереотипов
поведения компаний других государств. Организационная культура национальной
компании, несомненно, отражает особенности культуры, истории, географии,
политической системы своей страны. Часто говорят о различиях западной и
восточной культур управления, американской и западноевропейской и/или японской
культур; о различии моделей организационного поведения в отдельных странах
западной Европы или, например, штатах США.
Проблемы взаимодействия организационных культур возникают во всех
случаях контактов носителей различных культур: между руководством глобальной
компании и местным персоналом, как, например, на японских заводах в США; в
процессе ведения переговоров между бизнесменами разных стран; в проведении
рекламы, выставок, презентаций, в передаче всех видов сообщений и другой
деятельности в области пабликрилейшнз, ориентированной на инокультурную
или мультикультурную среду.
различия организационных культур не только этические, они глубже имеют
мировоззренческую основу. Западная и восточная культуры управления имеют
несовпадающие взгляды на сущность таких понятий, как цели бизнеса, работа,
хороший работник, функция (роль) компании, обязанности руководителей, роль
неудачи в работе, место группы в организации [29, с. 67], искренность, и многих
других.
В американской культуре предполагается, что дорога к прогрессу
базируется на инициативе, творчестве, индивидуализме и равенстве [29, с. 79].
Последнее почти неприемлемо для японцев, рассматривающих мир организованным
единственно по вертикали, строго иерар-хично, что определяется традиционной
авторитарностью, клановос-тью японского общества с более чем тысячелетней
имперской историей. Поэтому американский эгалитаризм, приверженность равенству,
может являть собой проблему в кросс-культурных переговорах с японцами, чье
общество статусно ориентировано, акцентирует иерархическое положение граждан и
занятых в компании.
Власть в прогрессивной западной культуре — это способность
моби-лизовывать людей или средства, ресурсы для того, чтобы что-то осуществить
(13, с. 14]. В японской (восточной) культуре власть в большей степени
ассоциируется с подчинением, покровительством, преданностью группе или фирме,
часто своего рода «социальным принуждением».
Менеджер-американец рассматривает свою повседневную работу, как
инструмент получения вознаграждений, который может обеспечить ему полноценный
досуг; для японца работа — это самоцель, форма социального бытия, процесс выполнения
социальных обязанностей пе-ред семьей, друзьями, окружающими (29, с. 70].
Поэтому для многих японских менеджеров их работа — скорее моральный, чем
инструментальный акт. Часто работа рассматривается японцами как ритуал
под-(инения управленческой власти.
Различные взгляды на компанию создавали много проблем между' ^ Моритой,
председателем Sony, и его американскими партнерами в
фоцессе организации в США совместных предприятий. Для американцев компания —
удобный инструмент, служащий интересам собственников, менеджеров и занятых.
Для японцев компания — это община, сообщество, связанное воедино общей судьбой;
институт, определяющий судьру занятых в ней людей [29, с. 73], индустриальный
клан. Если п "ские компании производят продукты, то
американские — прибыль; в этом отличие понимания менеджерами этих стран
«полезности» компании.
Японские менеджеры рассматривают рабочие команды как среду, где
разделяется, распределяется информация в интересах улучшенного исполнения.
Американцы используют группы в основном для разделения ответственности и
ограничения риска.
В американской деловой культуре компромисс демонстрирует моральность,
доверие и честную игру. На Ближнем Востоке компромисс имеет негативное
значение, это признак слабости, скомпроментиро-ванности участника деловых
переговоров.
Прямолинейность, искренность, энергичность американцев могут
восприниматься как чрезмерная агрессивность, скрытность истинных намерений и
вульгарность представителями восточной культуры. Вдумчивый, сотрудничающий,
внимательный, уважительный — таков позитивно воспринимаемый образ партнера в
японской и многих других азиатских культурах.
Новое поколение молодых менеджеров Японии, а также менеджеры
преуспевающих японских фирм склоняются к западной модели организационной
культуры. Необходимость для корпоративной Японии следовать общепринятым
международным нормам в управлении во избежание кризиса международной
изолированности страны признана и А. Моритой [23, с. 43].
Решение проблемы взаимодействия организационных культур в международном
бизнесе заключается в создании общей интернациональной деловой культуры (enculturation), определяющей неформальные социальные правила, модели
кросс-культурного взаимодействия. Эти правила призваны обеспечивать построение
разделяемых мнений, гибкость принятия решений, быстрые переговоры на основе
доверия; общность восприятия реальности. Процесс «энкультурации» приходит на
смену инструментам централизации управления в мультинациональ-ных и глобальных
компаниях; значимость его растет вместе с ростом прямых зарубежных связей
деловых кругов, развитием международного бизнеса.
ВОПРОС №19
«Макроэкономические характеристики
региона».
В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных
экономических систем входят показатели, характеризующие производство и
использование ВРП, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения
занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и
другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.
К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены
следующие.
В сфере производства:
• объем ВРП;
• ВРП на душу населения;
• темпы роста ВРП;
• соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной
капитал;
• рост экспортного потенциала региона;
• индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых
ценах);
• степень износа основных производственных фондов;
• удельный вес убыточных предприятий. В финансовой сфере:
• ставка по кредитам банков;
• темп роста инвестиций в основной капитал;
• индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный
бюджет;
• уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов);
• бюджетная обеспеченность региона;
• состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона,
в том числе по налогам.
В социальной сфере:
• уровень прожиточного минимума;
• доля оплаты труда в ВРП;
• соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума;
• задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий;
• доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей
численности населения;
• уровень финансирования социальных программ из регионального
бюджета;
• естественная убыль и миграция населения;
• удельный вес официально зарегистрированных безработных и число
безработных на одно место;
• динамика общей численности населения региона, активного и
занятого населения;
• индекс человеческого развития.
Рассмотрим важнейшие макроэкономические показатели регионального
воспроизводственного процесса и их использование в анализе развития
региональной экономики.
Показатели уровня социального развития региона
Для анализа экономики крупных регионов страны (субъектов Федерации)
используются те же макроэкономические показатели, что и для анализа
национальной экономики. К ним относятся:
ВВП и его основные компоненты (в том числе конечное потребление),
доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное
богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское
имущество), и т.д.
Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей программой
развития ООН (ПРООН) рекомендуется показатель «индекс человеческого развития».
Индекс человеческого развития (ИЧР) дает самую
общую интегральную характеристику уровня благосостояния населения страны и
регионов.
Он включает в себя:
• доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом различной
покупательной способности в различных регионах;
• продолжительность жизни, измеряемая ожидаемой продолжительностью
жизни при рождении;
• знания или уровень образования, измеряемые числом грамотных и
длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным
образованием.
Этот показатель целесообразно связать с уровнями устойчивого
благосостояния, дохода, потребления, ресурсопользования, сохранения капитала.
Причем важны динамика этих показателей и знание того, когда они близки к
пределу социально-экономической устойчивости.
Дополнительными и конкретизирующими являются различные
макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности). Международный
банк реконструкции и развития предлагает 26 показателей, характеризующих
макроэкономическое состояние экономики страны. Международный валютный фонд
использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей.
Структура собственности в регионе. Следует
указать долю валовой добавленной стоимости, произведенной на приватизированных
предприятиях, по отраслям хозяйства: а) промышленность, б) строительство, в)
торговля, г) общественное питание, д) бытовое обслуживание, е) другие отрасли.
При рассмотрении структуры собственности следует учитывать, что
проведенная приватизация государственных предприятий отвечает целям
экономической реформы в той степени, в какой она создает более действенные
механизмы контроля и ответственности за результаты работы предприятий со стороны
новых собственников, так как трудовые коллективы заинтересованы в «проедании»
капитала, поскольку их доля дохода, получаемая через заработную плату, во
много раз превышает долю, получаемую через дивиденды.
Показатели производственного потенциала регионального хозяйственного
комплекса. Производственный потенциал можно характеризовать
набором показетелей, отражающих состояние и динамику трудового, природного и
собственно производственного потенциала.
Трудовой потенциал региона отражает его численность, половозрастной
состав и профессиональный уровень подготовки.
Природный потенциал региона характеризуется
наличием природных богатств: земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых,
воды и прочих видов ограниченных природных ресурсов.
Производственный потенциал региона в узком
смысле этого слова можно отразить с помощью индикаторов, характеризующих
производственные мощности: стоимостная оценка капитальных ресурсов,
материальных оборотных средств, ноу-хау и пр.
Население и трудовые ресурсы
Динамика населения и демографические процессы самым тесным образом
взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими,
социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.
При рассмотрении этих процессов большое внимание следует обратить на
особенности национального менталитета населения, проживающего в регионе, так
как без учета данного фактора невозможно прогнозировать и регулировать
финансовую и производственную деятельность.
При анализе динамики численности и национального состава населения
региона необходимо указать общую численность и национальный состав, темпы
изменения численности и национального состава населения региона за последнее
пятилетие и прогноз на будущее, раскрыть динамику естественного прироста населения
региона и сделать прогноз на будущее.
Главная же задача — дать характеристику трудовых ресурсов, занятости
населения и рынка труда в регионе.
В рамках этой работы необходимо отразить динамику численности трудовых
ресурсов за последние годы, показать распределение трудовых ресурсов по видам
деятельности и по секторам экономики за последние пять лет.
Следует дать характеристику и динамику уровня образования занятого
населения региона, процент населения, занятого умственным (физическим) трудом,
отразить уровень безработицы. Кроме того, целесообразно отразить нравственное и
духовное развитие: уровень преступности, самоубийств, психических расстройств
и других социальных аномалий.
Для характеристики оплаты труда необходимо отразить долю оплаты труда в
совокупных денежных доходах по категориям населения, доходов от собственности,
долю в денежных доходах, величину реальных располагаемых денежных доходов.
В целях характеристики степени различий в уровнях доходов населения
региона необходимо исчислить уровень дифференциации доходов населения (кривая
Лоренца), коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).
Необходимо отразить намеченную на будущее государственную региональную
политику в области труда и занятости.
Проведение анализа ситуации в области труда важно довести до выявления
возникающих проблем и практических мер администрации региона по снижению
безработицы.
Природные ресурсы региона
В рамках этого блока задача состоит в том, чтобы выявить уровень
самообеспеченности основными видами природных ресурсов:
• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энергоносителей);
• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.
На этой основе следует вырабатать концептуальные подходы к развитию
сырьевой базы полезных ископаемых.
Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются
следующие показатели.
а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:
• качество почв, распределение земельного фонда по природным зонам,
структуру землепользователей;
• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам
почв;
• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и
пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.
б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следующие
показатели:
• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;
• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиствен-ные, смешанные,
лиственные;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|