Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
повышение трудозанятостн и технической культуры сельского населения;
формирование благоприятной среды для интенсивного развития в регионе
производственного предпринимательства; развитие коммуникаций и др.
Для региональных и муниципальных организаций в числе приоритетных могут
быть различные наборы факторов принятия решений. Их может быть большое множество.
Поэтому для удобства управления важно отобрать небольшое число существенных
факторов и построить процесс принятия и реализации решения таким образом, чтобы
эти факторы учитывались субъектами и объектами решения в максимальной степени.
1.5.5. Методы реализации решений
Региональное управление использует различные методы осуществления
принятых решений. К числу основных из них относятся следующие.
1) прогнозирование;
2) дерево решений;
3) моделирование. ^,,, Рассмотрим эти методы.
1) 'Прогнозирование '
Этот метод заключается составлении картины вероятного состояния
объекта решения в определенный момент. времени. В основе прогнозирования —
рассмотренный ранее метод суждений. Он исходит из накопленного опыта
протекания управленческих процессов и экстраполирования обнаруженных тенденций
на перспективу с учетом этого опыта.
Получение достоверного прогноза результатов осуществления принятого
решения позволяет управляющему органу или отдельному менеджеру вносить
корректировки и достигать большей точности.
Составление прогнозов развития хозяйства региона и составляющих его
таксономических единиц является специальной отраслью деятельности региональных
администраций. Эта работа возглавляется и обобщается департаментами экономики
и прогнозирования краевых и областных администраций, республиканскими
министерствами экономики. В муниципалитетах такую работу проводят специализированные
управления, департаменты к отделы.
Составление экономических и других прогнозов осуществляется с
использованием различных методов. Наиболее известны из них следующие:
а) метод анализа временных рядов (выявление тенденций прошлого
и их продолжение в будущем);
б) каузальное моделирование (прогнозирование результата решения на
основе выявления причинно-следственных зависимостей нескольких переменных);
в) метод экспертных оценок (составление прогноза развития ситуации на
основе обобщения мнений специально подобранных экспертов). Ь1(
чи( I
2) Дерево решений 1га
>4'- •'•
Одним из специфических вариантов составления прогноза реализации
управленческого решения является построение «дерева решений», то есть
установление последовательности вытекающих одного из другого решения для
получения искомой итоговой картины состояния объекта. Построение такого
«дерева» предполагает составление различных по срокам прогнозов
последовательного развития событий. Это представляет собой определенную
сложность, однако установление характерных причинно-следственных зависимостей
между различными этапами решений облегчает задачу.
Посредством «дерева решений» составляются прогно-•зы и
устанавливается последовательность принятия решений по наиболее крупным
синтетическим процессам функционирования регионального хозяйства. К таким
относятся развитие общеэкономической ситуации в регионе на длительную
перспективу, динамика конкуренции в сфере производства, движение трудовых
ресурсов, основные направления развития малого предпринимательства н др.
3) Моделирование
Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме
называют моделированием. Оно удобно для того, чтобы организаторы и исполнители
решения имели целостное представление об объекте и могли правильно расставить
силы и средства при реализации задачи.
Определяющим качеством модели является упрощение ситуации (статической
или динамической) и отображение ее в схематичном, облегченном для понимания
виде.
Существует множество типов моделей. К числу наиболее распространенных
из них относятся следующие:
а) физическая модель (представление объекта в уменьшенном или
увеличенном виде в форме схемы, чертежа, макета, действующего механизма и т.
п.; например: схема размещения производительных сил в регионе, макет застройки
побережья или курорта п т. п.);
б) аналоговая модель (изображение объекта в такой отличной от оригинала
форме, в которой он ведет себя практически аналогично оригиналу; примеры
аналоговых моделей — это организационная схема региональной администрации,
график поступления средств от налогов в региональный бюджет);
в) математическая модель (это изображение объекта в виде символов,
формул; например, формула доходов в региональный бюджет от налога на
добавленную стоимость из расположенных на территории производственных предприятий
может быть представлена в виде D = РНМ, где D — сумма поступлений в региональный бюджет от НДС, Р — объем
реализованной производственной фирмой продукцци, Н — величина налога на
добавленную стоимость, М — доля НДС, передаваемая центром в региональный
бюджет).
, Процесс, построения модели включает следующие этапы: постановку
задачи; построение модели; проверку мо' дели на достоверность; применение
модели; обновление, модели.
Построение модели осуществляется на основе поставленной задачи. При
этом разработчик должен выделить главную цель модели, то есть какие выходные
данные предполагается получить из создаваемой модели. Чем лучше модель
отражает реальные события, тем выше ее качество. Обычно применяемость
построенных моделей составляет 50—60 процентов. Но и такой процент можно
считать достаточно высоким, поскольку это позволяет управляющим (работникам
управленческого аппарата) ускоренно принимать управленческие решения,
просчитывая возможные их результаты. Поскольку в ходе. функционирования региональной
организации ее внугренние и внешние параметры претерпевают изменения,
необходимо проводить периодические корректировки соответствующих моделей. Это
делается, например, путем ежегодных корректировок региональных схем развития и
размещения производительных сил, пятилетних планов функционирования экономики
региона, периодической перестройки организационной структуры региональной
администрации и т. д.
К основным трудностям в моделировании можно отнести недостоверные
исходные допущения, информационные ограничения, недоверчивость пользователей,
высокую стоимость моделей и др.
Управленческая практика накопила множество различных видов моделей.
Многие из них являются универсальными и могуг применяться как во
внутрифирменном управлении, так и в региональном менеджменте.
В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:
а) «теория игр» — это моделирование оценки воздействия на внешнюю
среду принятого решения. С его помощью можно, например, смоделировать реакцию
муниципалитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении
ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных
пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на
введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в
остальное время) тарифа на электрическую энергию и т. д.;
б) «модель теории очередей» — она используется для определения
оптимального числа каналов обслуживания;
ее сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные
каналы обслуживания (например, количество источников информации об
экономической деятельности муниципалитетов и производственных фирм) и эффекта
от их функционирования;
в) «модель управления запасами» — она может, к примеру, описывать
время размещения заказов региональной администрации на определенные количества
товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их
количество на имеющихся складах;
г) «модель линейного программирования». Такая модель может применяться
при выборе схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной)
администрации на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими
фирмами на основе минимизации издержек. Эта модель может использоваться при
определении оптимального местоположения предприятия местной промышленности на
основе минимизации затрат на транспортировку сырья, рабочей силы и продукции.
Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов
городского пассажирского транспорта по принципу минимизации издержек и т. д.;
д) «имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное
изображение реальной ситуации;
е) «экономический анализ» — это тоже модель, а именно, модель
функционирования конкретной экономики (например, региональной экономики в
целом или ее отдельных территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель
может быть положена в основу определения точки безубыточности представленных в
регионе отраслей экономики, например, зернового производства, молочного
скотоводства и т. п. Экономический анализ используется для оценки
сбалансированности структуры многоотраслевого хозяйства региона и выявления
наиболее узких мест.
С развитием электронно-вычислительной техники возможности проведения
экономического анализа существенно расширяются. Это особенно актуально для
принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая
значительно усложняется по мере развития различных форм хозяйствования и
конкурентно-рыночных отношений.
Таким образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление.
С одной стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта
управления — исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это
функция управления, необходимый элемент повседневной деятельности
управленческого апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его
дей+-ствиях все время присутствуют выбор и решение.
ВОПРОС 26
Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме
называют моделированием. Оно удобно для того, чтобы организаторы и исполнители
решения имели целостное представление об объекте и могли правильно расставить
силы и средства при реализации задачи.
Определяющим
качеством модели является упрощение ситуации (статической или динамической) и
отображение ее в схематичном, облегченном для понимания виде.
Существует
множество типов моделей. К числу наиболее распространенных из них относятся
следующие:
а)
физическая модель (представление объекта в уменьшенном или увеличенном виде в
форме схемы, чертежа, макета, действующего механизма и т. п.; например: схема
размещения производительных сил в регионе, макет застройки побережья или
курорта п т. п.);
б)
аналоговая модель (изображение объекта в такой отличной от оригинала форме, в
которой он ведет себя практически аналогично оригиналу; примеры аналоговых
моделей — это организационная схема региональной администрации, график
поступления средств от налогов в региональный бюджет);
в)
математическая модель (это изображение объекта в виде символов, формул;
например, формула доходов в региональный бюджет от налога на добавленную
стоимость из расположенных на территории производственных предприятий может
быть представлена в виде D = РНМ, где D — сумма поступлений в региональный бюджет от НДС, Р — объем
реализованной производственной фирмой продукцци, Н — величина налога на
добавленную стоимость, М — доля НДС, передаваемая центром в региональный
бюджет).
,
Процесс, построения модели включает следующие этапы: постановку задачи; построение
модели; проверку мо' дели на достоверность; применение модели; обновление,
модели.
Построение
модели осуществляется на основе поставленной задачи. При этом разработчик
должен выделить главную цель модели, то есть какие выходные данные предполагается
получить из создаваемой модели. Чем лучше модель отражает реальные события, тем
выше ее качество. Обычно применяемость построенных моделей составляет 50—60
процентов. Но и такой процент можно считать достаточно высоким, поскольку это
позволяет управляющим (работникам управленческого аппарата) ускоренно принимать
управленческие решения, просчитывая возможные их результаты. Поскольку в ходе.
функционирования региональной организации ее внугренние и внешние параметры
претерпевают изменения, необходимо проводить периодические корректировки
соответствующих моделей. Это делается, например, путем ежегодных корректировок
региональных схем развития и размещения производительных сил, пятилетних
планов функционирования экономики региона, периодической перестройки
организационной структуры региональной администрации и т. д.
К
основным трудностям в моделировании можно отнести недостоверные исходные
допущения, информационные ограничения, недоверчивость пользователей, высокую
стоимость моделей и др.
Управленческая
практика накопила множество различных видов моделей. Многие из них являются
универсальными и могуг применяться как во внутрифирменном управлении, так и в
региональном менеджменте.
В
числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:
а)
«теория игр» — это моделирование оценки воздействия на внешнюю среду принятого
решения. С его помощью можно, например, смоделировать реакцию муниципалитетов
на решение регионального законодательного собрания о снижении ставок
региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных пунктах.
Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на
введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в
остальное время) тарифа на электрическую энергию и т. д.;
б)
«модель теории очередей» — она используется для определения оптимального числа
каналов обслуживания;
ее
сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы
обслуживания (например, количество источников информации об экономической
деятельности муниципалитетов и производственных фирм) и эффекта от их
функционирования;
в)
«модель управления запасами» — она может, к примеру, описывать время
размещения заказов региональной администрации на определенные количества
товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их
количество на имеющихся складах;
г)
«модель линейного программирования». Такая модель может применяться при выборе
схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной) администрации
на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими фирмами на основе
минимизации издержек. Эта модель может использоваться при определении
оптимального местоположения предприятия местной промышленности на основе
минимизации затрат на транспортировку сырья, рабочей силы и продукции.
Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов
городского пассажирского транспорта по принципу минимизации издержек и т. д.;
д)
«имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное изображение реальной
ситуации;
е)
«экономический анализ» — это тоже модель, а именно, модель функционирования
конкретной экономики (например, региональной экономики в целом или ее отдельных
территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель может быть положена в
основу определения точки безубыточности представленных в регионе отраслей экономики,
например, зернового производства, молочного скотоводства и т. п. Экономический
анализ используется для оценки сбалансированности структуры многоотраслевого
хозяйства региона и выявления наиболее узких мест.
С
развитием электронно-вычислительной техники возможности проведения
экономического анализа существенно расширяются. Это особенно актуально для
принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая
значительно усложняется по мере развития различных форм хозяйствования и
конкурентно-рыночных отношений.
Таким
образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление. С одной
стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта управления —
исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это функция
управления, необходимый элемент повседневной деятельности управленческого
апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его дей+-ствиях все
время присутствуют выбор и решение.
ВОПРОС
27
Региональный
мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему по
отслеживанию региональной ситуации как базы выработки региональной и национальной
политики.
Под региональным
мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая
система сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных
информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки
состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Главная его
задача состоит в создании надежной и объективной основы для выработки
государственной политики регулирования территориального развития и определения
ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной
поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.
При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их
типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство
существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить
негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем.
Необходимость регионального мониторинга связана с особенностями современного периода,
которые состоят в резком сокращении объектов, масштабов и полноты обязательной
статистической отчетности. Из поля зрения официальной статистики выпадают
целые пласты социально-экономической действительности (теневая экономика,
самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.). Практически
разрушается и без того слабая структура муниципальной статистики — основа
регионального мониторинга.
Задачей
регионального мониторинга является формирование системы сбора точной,
надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях,
процессах и явлениях.
Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и
региональные проблемы, описываемые количественными и качественными,
статическими или динамическими параметрами.
Региональная
ситуация характеризуется совокупностью количественных
(редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику
функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также
различными комбинациями этих показателей (в первую очередь для обозначения
удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается общее состояние
региональной среды, т.е. состояние природно-кли-матического, пространственного,
социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного,
общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического
потенциалов территории, чаще всего в пределах административных границ субъектов
Федерации и (или) муниципальных образований.
Важной
составляющей множества региональных ситуаций являются внутрирегиональные
пропорции в развитии экономической системы. Например, соотношение социального
и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс
которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой
территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии
нормативно-правовых условий территориального развития.
Под
региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в
функционировании (состоянии, развитии) одного или нескольких взаимозависимых
потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще
редкие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.
Региональные
ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы.
Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий,
возникших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная проблема должна
осознаваться как нечто поддающееся решению (упорядочению, смягчению и т.п.) в
обозримом будущем.
Основанием для
включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного
и жесткого лимита ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:
• ее значимость в
федеральном масштабе (с позиций внутри-и внешнеполитической безопасности,
негативного воздействия на конституционные основы государства, массового
нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неизбежного и социально
небезопасного государственного вмешательства в ход ситуации или развитие
проблемы);
• необратимый
характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за
счет собственных ресурсов.
Проблемы такого
уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии
в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения
труднодоступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п. Можно
выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и
этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза
воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение
национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и
т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников,
например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие
геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и
т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля
территории (проблемы региональной перепрофилизации).
Периодически
возникают ситуации и проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных и требующие
специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и
особого массива информации для описания и диагностики.
При всей
значимости специально организованных мониторинговых исследований
(преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой
мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть
статистика. Именно на статистической информации основывается большинство
известных нам систем регионального мониторинга.
Проблемы
количественных и качественных оценок событий. Оценки
региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или
качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров
(характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью численных
значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма»,
«лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при устойчивых представлениях о
региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с которыми
позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия.
Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют
друг друга, причем только наличие первых (при их неизбежном субъективизме)
позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой
региональной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.
Можно
сформулировать следующие критерии оценки региональных ситуаций:
а) объективность и
достаточность исходной информации;
б) сравнительный и
многокритериальный характер оценок;
в) отбор минимума
необходимых и достаточных критериев;
г) поиск и отбор
дополнительных (к статистическим) источников информации.
Объективность и
достаточность исходной информации — наиболее
очевидное и наименее реализуемое методическое требование.
Сравнительный
характер оценок проявляется в том, что любая оценка
региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с
состоянием, принимаемым за норму, с прежним состоянием, с состоянием соседней
или условно аналогичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что
анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличают- !
ся) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия
имеются.
Многокритериальный
характер оценки определяется объективной невозможностью правильно описывать, а
тем более корректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одному
частному или интегральному показателю.
Так, при оценке
проблем, связанных с региональными рынками труда (локальная массовая
безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на
показатели занятости. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других
показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпринимательства,
социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих
региональную ситуацию и рассматриваемую частную проблему за пределами данного
региона.
Отбор необходимых
и достаточных критериев осуществляется по единственному признаку — соответствию
сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры региональных
ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодополняемы, включение в число
критериев избыточного числа параметров чаще всего лишь затрудняет, а во многих
случаях делает невозможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде
всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и
проблемы, а затем уже подобрать минимально необходимое и достаточное число
адекватных критериев.
Привлечение сопутствующей
информации. В региональной проблематике особенно
важны те стороны ситуаций и проблем, которые почти невозможно выразить на
языке статистики. Это настроения, мотивации, образ жизни, экономическое и
социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспекты
индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь
соответствующую информацию по половозрастным группам, по участникам различных
форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным
социальным группам и т.п. В настоящее время такую информацию можно получить
только в ходе специально организованных социологических обследований.
ВОПРОС
29
Одним из важных
элементов функции управления является мотивация.
Под мотивацией, в
широком смысле слова, понимается процесс побуждения к деятельности для
достижения определенных целей.
Мотивация
деятельности может распространяться как на объединения исполнителей (то есть
организации), так и на отдельных работников (в частности, служащих аппарата
региональных администраций, персонала).
В объединениях
исполнителей (формальных и неформальных) также присутствуют люди, которые
подвержены определенным мотивам поведения. Однако мотивы поведения таких
объединений как целостных объектов управления существенно отличаются от
мотивов поведения отдельных индивидумов. Это объясняется статичностью формальных
объединений (организаций), наличием у них структурообразующих уставов и других
документов, регламентирующих (ограничивающих) поведение персонала в интересах
организации в целом.
3.4.1.
Мотивация организаций
Для регионального
администрирования основными групповыми объектами управления выступают
региональные комитеты, департаменты, управления, муниципалитеты (в лице городских
и районных администраций), а также функционирующие в регионе хозяйственные
организации различных форм собственности.
Движущим мотивом и
определяющей целью поведения таких организаций выступает экономический
интерес. Это объясняется тем, что центральным вопросом всякого работодателя
является размер зарплаты персонала, который зависит от размера оплаты
заказчиком услуг или работ организации в целом. Поэтому всякая мотивация организаций
в конечном счете определяется суммой средств (п денежной, материальной или иной
форме).
Наряду с чисто
экономическими, у организаций могут быть и иные мотивы деятельности. Среди них
такие, как:
завоевание
определенного имиджа в регионе; получение моральных знаков отличия (медали,
почетной грамоты, благодарности, свидетельства и т. п.) организацией в целом и
ее отдельными членами; представительство организации в региональных
некоммерческих структурах (фондах, обществах, комитетах, палатах и т. п.) и
др.
Тем не менее,
определяющим мотивом организации все-таки выступает экономический интерес. Это
выдвигает перед региональным руководством задачу совершенствования
экономической мотивации организаций в границах финансовых возможностей региона.
В числе основных
экономических мотивов деятельности нехозрасчетных подразделений региональной
администрации является выделяемый из бюджета фонд оплаты труда персонала и
сумма средств на функционирование (командировочные расходы, канцелярские
принадлежности, оборудование, транспорт, аренда помещений и др.).
Для хозрасчетных
формирований региональной администрации также основным мотивом деятельности
(поведения) выступает получаемая сумма средств на функционирование и оплату
труда. Однако такие средства должны быть «заработаны» (получены) в результате
собственной хозяйственной деятельности, а не выделены из бюджета (хотя возможен
и вариант дотирования из регионального бюджета не полностью самоокупаемых
подразделений администрации региона). К примеру, на полной самоокупаемости
могут функционировать региональные управления (или комитеты)
жилищно-коммуналыюго хозяйства, ремонта и строительства автодорог, топливной
промышленности, лесного хозяйства, промышленности местных строительных
материалов (гипс, известь, цемент, кирпич, инертные заполнители и др.). На
частичной самоокупаемости (то есть дотировании из регионального бюджета)
действуют управления (департаменты) культуры, социальной защиты, занятости
населения и др.
На полном
бюджетном содержании функционируют департаменты (управления) экономики и
прогнозирования, финансов, образования, здравоохранения, внутренних дел, охраны
природы, строительства и архитектуры, контрольно-аналитическое управление и
др., а также все функциональные отделы региональной администрации
(организационно-инструкторский, юридический, общий, хозяйственный и Др.).
Муниципалитеты
(городские и сельские администрации) занимают особое положение с точки зрения
мотивации деятельности в региональной системе управления. Будучи автономными в
управлении территориями, они в то же время находятся в жесткой финансовой зависимости
от региональных администраций. Это проявляется в системе регулирующих
источников доходов, в отчислениях из региональных налогов, а также в
региональных дотациях и субвенциях и других формах экономического воздействия
со стороны региональных органов власти и управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|