бесплатные рефераты

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

повышение трудозанятостн и технической культуры сель­ского населения; формирование благоприятной среды для интенсивного развития в регионе производственного пред­принимательства; развитие коммуникаций и др.

Для региональных и муниципальных организаций в числе приоритетных могут быть различные наборы факто­ров принятия решений. Их может быть большое множе­ство. Поэтому для удобства управления важно отобрать небольшое число существенных факторов и построить процесс принятия и реализации решения таким образом, чтобы эти факторы учитывались субъектами и объектами решения в максимальной степени.

1.5.5. Методы реализации решений

Региональное управление использует различные мето­ды осуществления принятых решений. К числу основных из них относятся следующие.

1) прогнозирование;

2) дерево решений;

3) моделирование. ^,,, Рассмотрим эти методы.

 

1) 'Прогнозирование                        '

Этот метод заключается составлении картины вероят­ного состояния объекта решения в определенный момент. времени. В основе прогнозирования — рассмотренный ра­нее метод суждений. Он исходит из накопленного опыта протекания управленческих процессов и экстраполирова­ния обнаруженных тенденций на перспективу с учетом этого опыта.

Получение достоверного прогноза результатов осуще­ствления принятого решения позволяет управляющему органу или отдельному менеджеру вносить корректиров­ки и достигать большей точности.

Составление прогнозов развития хозяйства региона и составляющих его таксономических единиц является спе­циальной отраслью деятельности региональных админист­раций. Эта работа возглавляется и обобщается департа­ментами экономики и прогнозирования краевых и област­ных администраций, республиканскими министерствами экономики. В муниципалитетах такую работу проводят спе­циализированные управления, департаменты к отделы.

Составление экономических и других прогнозов осу­ществляется с использованием различных методов. Наи­более известны из них следующие:

а) метод анализа временных рядов (выявление тенден­ций прошлого и их продолжение в будущем);

б) каузальное моделирование (прогнозирование резуль­тата решения на основе выявления причинно-следствен­ных зависимостей нескольких переменных);

в) метод экспертных оценок (составление прогноза раз­вития ситуации на основе обобщения мнений специально подобранных экспертов).                        Ь1( чи( I

2) Дерево решений                       1га

>4'- •'•

Одним из специфических вариантов составления про­гноза реализации управленческого решения является по­строение «дерева решений», то есть установление после­довательности вытекающих одного из другого решения для получения искомой итоговой картины состояния объекта. Построение такого «дерева» предполагает составление раз­личных по срокам прогнозов последовательного развития событий. Это представляет собой определенную сложность, однако установление характерных причинно-следственных зависимостей между различными этапами решений облег­чает задачу.

Посредством «дерева решений» составляются прогно-•зы и устанавливается последовательность принятия реше­ний по наиболее крупным синтетическим процессам функ­ционирования регионального хозяйства. К таким относят­ся развитие общеэкономической ситуации в регионе на длительную перспективу, динамика конкуренции в сфере производства, движение трудовых ресурсов, основные на­правления развития малого предпринимательства н др.

3) Моделирование

Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме называют моделированием. Оно удоб­но для того, чтобы организаторы и исполнители решения имели целостное представление об объекте и могли пра­вильно расставить силы и средства при реализации зада­чи.

Определяющим качеством модели является упрощение ситуации (статической или динамической) и отображение ее в схематичном, облегченном для понимания виде.

Существует множество типов моделей. К числу наибо­лее распространенных из них относятся следующие:

а) физическая модель (представление объекта в умень­шенном или увеличенном виде в форме схемы, чертежа, макета, действующего механизма и т. п.; например: схема размещения производительных сил в регионе, макет заст­ройки побережья или курорта п т. п.);

б) аналоговая модель (изображение объекта в такой отличной от оригинала форме, в которой он ведет себя практически аналогично оригиналу; примеры аналоговых моделей — это организационная схема региональной ад­министрации, график поступления средств от налогов в региональный бюджет);

в) математическая модель (это изображение объекта в виде символов, формул; например, формула доходов в ре­гиональный бюджет от налога на добавленную стоимость из расположенных на территории производственных пред­приятий может быть представлена в виде D = РНМ, где D — сумма поступлений в региональный бюджет от НДС, Р — объем реализованной производственной фирмой продукцци, Н — величина налога на добавленную стоимость, М — доля НДС, передаваемая центром в региональный бюджет).

, Процесс, построения модели включает следующие эта­пы: постановку задачи; построение модели; проверку мо' дели на достоверность; применение модели; обновление, модели.

Построение модели осуществляется на основе постав­ленной задачи. При этом разработчик должен выделить главную цель модели, то есть какие выходные данные пред­полагается получить из создаваемой модели. Чем лучше модель отражает реальные события, тем выше ее качество. Обычно применяемость построенных моделей составляет 50—60 процентов. Но и такой процент можно считать дос­таточно высоким, поскольку это позволяет управляющим (работникам управленческого аппарата) ускоренно прини­мать управленческие решения, просчитывая возможные их результаты. Поскольку в ходе. функционирования регио­нальной организации ее внугренние и внешние парамет­ры претерпевают изменения, необходимо проводить пе­риодические корректировки соответствующих моделей. Это делается, например, путем ежегодных корректировок ре­гиональных схем развития и размещения производитель­ных сил, пятилетних планов функционирования экономи­ки региона, периодической перестройки организационной структуры региональной администрации и т. д.

К основным трудностям в моделировании можно отне­сти недостоверные исходные допущения, информацион­ные ограничения, недоверчивость пользователей, высокую стоимость моделей и др.

Управленческая практика накопила множество различ­ных видов моделей. Многие из них являются универсаль­ными и могуг применяться как во внутрифирменном уп­равлении, так и в региональном менеджменте.

В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:

а) «теория игр» — это моделирование оценки воздей­ствия на внешнюю среду принятого решения. С его помо­щью можно, например, смоделировать реакцию муници­палитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в остальное время) тари­фа на электрическую энергию и т. д.;

б) «модель теории очередей» — она используется для определения оптимального числа каналов обслуживания;

ее сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания (например, коли­чество источников информации об экономической деятель­ности муниципалитетов и производственных фирм) и эф­фекта от их функционирования;

в) «модель управления запасами» — она может, к при­меру, описывать время размещения заказов региональной администрации на определенные количества товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их количество на имеющихся складах;

г) «модель линейного программирования». Такая мо­дель может применяться при выборе схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной) админист­рации на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими фирмами на основе минимизации из­держек. Эта модель может использоваться при определе­нии оптимального местоположения предприятия местной промышленности на основе минимизации затрат на транс­портировку сырья, рабочей силы и продукции. Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов городского пассажирского транспорта по прин­ципу минимизации издержек и т. д.;

д) «имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное изображение реальной ситуации;

е) «экономический анализ» — это тоже модель, а имен­но, модель функционирования конкретной экономики (на­пример, региональной экономики в целом или ее отдель­ных территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель может быть положена в основу определения точки безубыточности представленных в регионе отраслей эко­номики, например, зернового производства, молочного скотоводства и т. п. Экономический анализ используется для оценки сбалансированности структуры многоотрасле­вого хозяйства региона и выявления наиболее узких мест.

С развитием электронно-вычислительной техники воз­можности проведения экономического анализа существен­но расширяются. Это особенно актуально для принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая значительно усложняется по мере раз­вития различных форм хозяйствования и конкурентно-рыночных отношений.            

Таким образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление. С одной стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта управле­ния — исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это функция управления, необходимый эле­мент повседневной деятельности управленческого апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его дей+-ствиях все время присутствуют выбор и решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 26

 

Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме называют моделированием. Оно удоб­но для того, чтобы организаторы и исполнители решения имели целостное представление об объекте и могли пра­вильно расставить силы и средства при реализации зада­чи.

Определяющим качеством модели является упрощение ситуации (статической или динамической) и отображение ее в схематичном, облегченном для понимания виде.

Существует множество типов моделей. К числу наибо­лее распространенных из них относятся следующие:

а) физическая модель (представление объекта в умень­шенном или увеличенном виде в форме схемы, чертежа, макета, действующего механизма и т. п.; например: схема размещения производительных сил в регионе, макет заст­ройки побережья или курорта п т. п.);

б) аналоговая модель (изображение объекта в такой отличной от оригинала форме, в которой он ведет себя практически аналогично оригиналу; примеры аналоговых моделей — это организационная схема региональной ад­министрации, график поступления средств от налогов в региональный бюджет);

в) математическая модель (это изображение объекта в виде символов, формул; например, формула доходов в ре­гиональный бюджет от налога на добавленную стоимость из расположенных на территории производственных пред­приятий может быть представлена в виде D = РНМ, где D — сумма поступлений в региональный бюджет от НДС, Р — объем реализованной производственной фирмой продукцци, Н — величина налога на добавленную стоимость, М — доля НДС, передаваемая центром в региональный бюджет).

, Процесс, построения модели включает следующие эта­пы: постановку задачи; построение модели; проверку мо' дели на достоверность; применение модели; обновление, модели.

Построение модели осуществляется на основе постав­ленной задачи. При этом разработчик должен выделить главную цель модели, то есть какие выходные данные пред­полагается получить из создаваемой модели. Чем лучше модель отражает реальные события, тем выше ее качество. Обычно применяемость построенных моделей составляет 50—60 процентов. Но и такой процент можно считать дос­таточно высоким, поскольку это позволяет управляющим (работникам управленческого аппарата) ускоренно прини­мать управленческие решения, просчитывая возможные их результаты. Поскольку в ходе. функционирования регио­нальной организации ее внугренние и внешние парамет­ры претерпевают изменения, необходимо проводить пе­риодические корректировки соответствующих моделей. Это делается, например, путем ежегодных корректировок ре­гиональных схем развития и размещения производитель­ных сил, пятилетних планов функционирования экономи­ки региона, периодической перестройки организационной структуры региональной администрации и т. д.

К основным трудностям в моделировании можно отне­сти недостоверные исходные допущения, информацион­ные ограничения, недоверчивость пользователей, высокую стоимость моделей и др.

Управленческая практика накопила множество различ­ных видов моделей. Многие из них являются универсаль­ными и могуг применяться как во внутрифирменном уп­равлении, так и в региональном менеджменте.

В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:

а) «теория игр» — это моделирование оценки воздей­ствия на внешнюю среду принятого решения. С его помо­щью можно, например, смоделировать реакцию муници­палитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в остальное время) тари­фа на электрическую энергию и т. д.;

б) «модель теории очередей» — она используется для определения оптимального числа каналов обслуживания;

ее сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания (например, коли­чество источников информации об экономической деятель­ности муниципалитетов и производственных фирм) и эф­фекта от их функционирования;

в) «модель управления запасами» — она может, к при­меру, описывать время размещения заказов региональной администрации на определенные количества товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их количество на имеющихся складах;

г) «модель линейного программирования». Такая мо­дель может применяться при выборе схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной) админист­рации на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими фирмами на основе минимизации из­держек. Эта модель может использоваться при определе­нии оптимального местоположения предприятия местной промышленности на основе минимизации затрат на транс­портировку сырья, рабочей силы и продукции. Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов городского пассажирского транспорта по прин­ципу минимизации издержек и т. д.;

д) «имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное изображение реальной ситуации;

е) «экономический анализ» — это тоже модель, а имен­но, модель функционирования конкретной экономики (на­пример, региональной экономики в целом или ее отдель­ных территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель может быть положена в основу определения точки безубыточности представленных в регионе отраслей эко­номики, например, зернового производства, молочного скотоводства и т. п. Экономический анализ используется для оценки сбалансированности структуры многоотрасле­вого хозяйства региона и выявления наиболее узких мест.

С развитием электронно-вычислительной техники воз­можности проведения экономического анализа существен­но расширяются. Это особенно актуально для принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая значительно усложняется по мере раз­вития различных форм хозяйствования и конкурентно-рыночных отношений.            

Таким образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление. С одной стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта управле­ния — исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это функция управления, необходимый эле­мент повседневной деятельности управленческого апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его дей+-ствиях все время присутствуют выбор и решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 27

 

 

Региональный мониторинг представляет собой информацион­но-аналитическую систему по отслеживанию региональной ситуа­ции как базы выработки региональной и национальной политики.

Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и ана­лиза статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты реги­ональных проблем. Главная его задача состоит в создании надеж­ной и объективной основы для выработки государственной поли­тики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.

При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных про­блем.

Необходимость регионального мониторинга связана с осо­бенностями современного периода, которые состоят в резком со­кращении объектов, масштабов и полноты обязательной статис­тической отчетности. Из поля зрения официальной статистики выпадают целые пласты социально-экономической действитель­ности (теневая экономика, самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.). Практически разрушается и без того слабая структура муниципальной статистики — основа региональ­ного мониторинга.

Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.

Предметом регионального мониторинга являются региональ­ные ситуации и региональные проблемы, описываемые количе­ственными и качественными, статическими или динамическими параметрами.

Региональная ситуация характеризуется совокупностью коли­чественных (редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указан­ных потенциалов территории, а также различными комбинация­ми этих показателей (в первую очередь для обозначения удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, т.е. состояние природно-кли-матического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, обще­ственно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории, чаще всего в пределах административных границ субъектов Федерации и (или) муници­пальных образований.

Важной составляющей множества региональных ситуаций яв­ляются внутрирегиональные пропорции в развитии экономичес­кой системы. Например, соотношение социального и экономиче­ского, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней само­достаточности каждой территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии нормативно-правовых условий террито­риального развития.

Под региональной проблемой понимается системное проявле­ние дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) од­ного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще ред­кие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.

Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий, возник­ших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная про­блема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упо­рядочению, смягчению и т.п.) в обозримом будущем.

Основанием для включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лими­та ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:

• ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри-и внешнеполитической безопасности, негативного воздей­ствия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неиз­бежного и социально небезопасного государственного вме­шательства в ход ситуации или развитие проблемы);

• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за счет собственных ре­сурсов.

Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодо­ступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п. Можно выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, со­циальная избыточность, угроза воспроизводству коренных нацио­нальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), свя­занные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними при­чинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (про­блемы региональной перепрофилизации).

Периодически возникают ситуации и проблемы, относящие­ся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.

При всей значимости специально организованных монито­ринговых исследований (преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой мониторинга ре­гиональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть статистика. Именно на статистической информации осно­вывается большинство известных нам систем регионального мо­ниторинга.

Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью числен­ных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при ус­тойчивых представлениях о региональном «благе» или региональ­ных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического кри­терия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие пер­вых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональ­ной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.

Можно сформулировать следующие критерии оценки регио­нальных ситуаций:

а) объективность и достаточность исходной информации;

б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;

в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;

г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источ­ников информации.

Объективность и достаточность исходной информации — наи­более очевидное и наименее реализуемое методическое требование.

Сравнительный характер оценок проявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с пре­жним состоянием, с состоянием соседней или условно анало­гичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличают- ! ся) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.

Многокритериальный характер оценки определяется объ­ективной невозможностью правильно описывать, а тем более кор­ректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одно­му частному или интегральному показателю.

Так, при оценке проблем, связанных с региональными рын­ками труда (локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятос­ти. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпри­нимательства, социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих региональную ситуацию и рассматри­ваемую частную проблему за пределами данного региона.

Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляет­ся по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры ре­гиональных ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодопол­няемы, включение в число критериев избыточного числа парамет­ров чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает не­возможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать минималь­но необходимое и достаточное число адекватных критериев.

Привлечение сопутствующей информации. В региональной про­блематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, ко­торые почти невозможно выразить на языке статистики. Это на­строения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспек­ты индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половоз­растным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время такую информа­цию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 29

 

 

 

Одним из важных элементов функции управления яв­ляется мотивация.

Под мотивацией, в широком смысле слова, понимается процесс побуждения к деятельности для достижения опре­деленных целей.

Мотивация деятельности может распространяться как на объединения исполнителей (то есть организации), так и на отдельных работников (в частности, служащих аппара­та региональных администраций, персонала).

В объединениях исполнителей (формальных и нефор­мальных) также присутствуют люди, которые подвержены определенным мотивам поведения. Однако мотивы пове­дения таких объединений как целостных объектов управ­ления существенно отличаются от мотивов поведения от­дельных индивидумов. Это объясняется статичностью фор­мальных объединений (организаций), наличием у них струк­турообразующих уставов и других документов, регламен­тирующих (ограничивающих) поведение персонала в ин­тересах организации в целом.

3.4.1. Мотивация организаций

Для регионального администрирования основными груп­повыми объектами управления выступают региональные комитеты, департаменты, управления, муниципалитеты (в лице городских и районных администраций), а также фун­кционирующие в регионе хозяйственные организации раз­личных форм собственности.

Движущим мотивом и определяющей целью поведения таких организаций выступает экономический интерес. Это объясняется тем, что центральным вопросом всякого ра­ботодателя является размер зарплаты персонала, который зависит от размера оплаты заказчиком услуг или работ организации в целом. Поэтому всякая мотивация органи­заций в конечном счете определяется суммой средств (п денежной, материальной или иной форме).

Наряду с чисто экономическими, у организаций могут быть и иные мотивы деятельности. Среди них такие, как:

завоевание определенного имиджа в регионе; получение моральных знаков отличия (медали, почетной грамоты, бла­годарности, свидетельства и т. п.) организацией в целом и ее отдельными членами; представительство организации в региональных некоммерческих структурах (фондах, обще­ствах, комитетах, палатах и т. п.) и др.

Тем не менее, определяющим мотивом организации все-таки выступает экономический интерес. Это выдвигает перед региональным руководством задачу совершенство­вания экономической мотивации организаций в границах финансовых возможностей региона.

В числе основных экономических мотивов деятельнос­ти нехозрасчетных подразделений региональной админис­трации является выделяемый из бюджета фонд оплаты труда персонала и сумма средств на функционирование (коман­дировочные расходы, канцелярские принадлежности, обо­рудование, транспорт, аренда помещений и др.).

Для хозрасчетных формирований региональной адми­нистрации также основным мотивом деятельности (пове­дения) выступает получаемая сумма средств на функцио­нирование и оплату труда. Однако такие средства должны быть «заработаны» (получены) в результате собственной хозяйственной деятельности, а не выделены из бюджета (хотя возможен и вариант дотирования из регионального бюджета не полностью самоокупаемых подразделений администрации региона). К примеру, на полной самооку­паемости могут функционировать региональные управле­ния (или комитеты) жилищно-коммуналыюго хозяйства, ремонта и строительства автодорог, топливной промыш­ленности, лесного хозяйства, промышленности местных строительных материалов (гипс, известь, цемент, кирпич, инертные заполнители и др.). На частичной самоокупае­мости (то есть дотировании из регионального бюджета) действуют управления (департаменты) культуры, социаль­ной защиты, занятости населения и др.

На полном бюджетном содержании функционируют департаменты (управления) экономики и прогнозирования, финансов, образования, здравоохранения, внутренних дел, охраны природы, строительства и архитектуры, контрольно-аналитическое управление и др., а также все функциональ­ные отделы региональной администрации (организацион­но-инструкторский, юридический, общий, хозяйственный и Др.).

Муниципалитеты (городские и сельские администрации) занимают особое положение с точки зрения мотивации деятельности в региональной системе управления. Будучи автономными в управлении территориями, они в то же время находятся в жесткой финансовой зависимости от региональных администраций. Это проявляется в системе регулирующих источников доходов, в отчислениях из ре­гиональных налогов, а также в региональных дотациях и субвенциях и других формах экономического воздействия со стороны региональных органов власти и управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


© 2010 РЕФЕРАТЫ