|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализируя представленные данные, отметим, что после финансового кризиса 1998 г. соотношение различных уровней бюджетной системы России 27 Источник: Институт экономики города в докладе "Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах" на основе данных Минфина России, Госкомстата России. 27 существенно изменилось. Начиная с 1999 года наметилась тенденция роста федерального бюджета (с 10% до 15%) в структуре ВВП при существенном сокращении местных бюджетов с 10,2 в 1999 году до 6,5 в 2002 году. Можно назвать несколько причин такой тенденции. Во-первых, произошло перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра, а именно прекращение практики "расщепления" НДС между бюджетами разных уровней в 2000 г. и изменения в налогообложении в добывающих отраслях промышленности. Во-вторых, сформировалась благоприятная конъюнктура на рынках энергоносителей, что способствовало росту налоговых поступлений и, прежде всего, в федеральный бюджет. В-третьих, после финансового кризиса 1998 г. увеличилась собираемость федеральных налогов, в результате чего была прекращена практика налоговых зачетов с федеральным бюджетом и уплаты налогов в неденежной форме и в 2000-2003 гг. сократилась кредиторская задолженность промышленных предприятий и организаций, в том числе задолженность перед федеральным бюджетом. Еще одна особенность последних лет - сдвиги в структуре доходов консолидированного бюджета в пользу региональных бюджетов. Это обусловлено тем, что регионы стали в большей степени принимать на себя расходные полномочия муниципалитетов28. Как показывает динамика доходов местных бюджетов (табл. 1.2.2.), этот тезис не подтверждается. В 2002г. по сравнению с базисным - 1996г., при положительной динамике темпов роста доходов местных бюджетов, их доля в структуре консолидированного бюджета уменьшилась на 23%. Сокращение доходов местных бюджетов в 1998 г. после роста в 1997 г. вызвано августовским (1998г.) кризисом, который привел к снижению 28 А. Чернявский / «Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002гг.» // Вопросы экономики 2003. №10. 28 финансовых поступлений от налогоплательщиков. Их падение в 1999 г. в значительной степени обусловлено изменением структуры распределения поступлений доходов регионального бюджета, что в значительной степени привело к ослаблению доходной базы бюджетов муниципальных образований. Таблица 1.2.2. Динамика доходов местных бюджетов в 1997—2002 гг. (в % к предыдущему году)29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Темпы роста бюджетов |
доходов |
местных |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
200 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цепные |
|
|
112,2 |
74,2 |
84,4 |
100,1 |
104,8 |
104,4 |
104, |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
базисные (1996 |
г. - 100%) |
|
112,2 |
83,1 |
70,1 |
70,2 |
73,5 |
76,7 |
77, |
1 |
Одна из важнейших пропорций в структуре доходов местных бюджетов -соотношение между налоговыми доходами и финансовой помощью из вышестоящих бюджетов. В 1996-1999 гг. наблюдался, рост доли налоговых доходов в структуре доходов муниципалитетов и снижение доли финансовой помощи. В период с 1999-2003 гг. заметно уменьшение налоговых доходов и частичное увеличение финансовой помощи в местные бюджеты из вышестоящих (рис.1.2.1.).
1996г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Ш Налоговые доходы
Ш Неналоговые доходы
□ Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов
О Доля собственных доходов в общем объеме доходов муниципалитетов
Рис. 1.2.1. Укрупненная структура доходов местных бюджетов
в 1996-2003 гг. (в %)?()
зо |
"у Источник: Институт экономики города в докладе "Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах" на основе данных Минфина России. Госкомстата России.
Источник: данные Минфина РФ.
29
Зависимость муниципальных образований от финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов в среднем значительно выше, чем зависимость субъектов РФ от дотаций из федерального бюджета. Статистические данные показывают, что наиболее самообеспечены в финансовом плане бюджеты областных городов, доля помощи из федерального бюджета в общей доходной части их бюджетов составляет в среднем 25 - 27%, в доходах районных бюджетов - 55-57 %, в бюджетах районных городов - 40-45%,. поселковых бюджетов - 50 % и сельских - 80%31.
Собственные доходы муниципалитетов формируются из суммы поступлений от налогов на имущество, налога с продаж, местных налогов (включая земельный) и неналоговых доходов. С учетом этого отметим, что собственные доходы муниципалитетов Российской Федерации в 1998-2000 гг. составляли 25—27,5% от общего объема доходов муниципалитетов. В 2002 г. их доля резко снизилась в связи с отменой налога на ЖКХ (табл. 1.2.3.).
Таблица 1.2.3. Структура доходов местных бюджетов РФ в 1996-2003 гг., в %32
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002.
2003
Налоговые доходы |59,8
60,5
63,8
69,7
68,2
61,5' J53,5
52,1
в том числе: |
НДС
7,1
7,5
7,9
6,8
5,3
о
b
0
налог на прибыль
11,5
9,3
9,1 !
14,6
13,5
16,7
10,9
11,8
подоходный налог |17,0
18,2
18,4 :
16,6
16,8
Щ ]
23,3
24,1
налога на имущество |9,2
8,9
10,0
7,8
6,2
6,7
7,1
7,3
налог с продаж ь
0,0
2,8
2,9
2,8
2,5
2,6
местные налоги fl 1,2.
11,2
13,4
14,9
5,1.........
3,1 ]
2,9
Неналоговые доходы |2,4
[2,2
3,7
3,6
3,5 1
4,3
6,0
6,2
Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов
37,8
37,3
32,5
26,7
28,3
34,2
40,5
41,4
Доля собственных доходов в общем объеме доходов муниципалитетов
22,8
22,3
24,9
27,6
27,5
18,9
18,7
18,4
31 Данные Министерства Финансов РФ.
32 Без
налога на имущество физических лиц, но с земельным налогом. Данные о
поступлении местных налогов
в 1996 и 1997 гг. - оценочные. Источник: данные
Минфина России.
30
Долю собственных доходов в доходах местных бюджетов следует рассматривать как индикатор степени их фискальной автономии. В течение 1996-2000 гг. этот показатель практически не менялся. Некоторый его рост произошел в 2000-2001 гг., что вызвано усилением роли налога на прибыль и подоходного налога в формировании доходов местных бюджетов. В последние годы, особенно в 2003 году, произошло резкое снижение доли собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов. Это было обусловлено в основном налоговой реформой и введением в действие второй части Налогового кодекса.
Рассмотрим более подробно происходящие изменения в формировании и исполнении местного бюджета на примере г. Волжского Волгоградской области, который относится к категории среднего, в первую очередь по численности, развитию экономики, социальной сферы и т.д. Поэтому его пример является типичным, что повышает значимость результатов исследования с точки зрения их универсальности для огромного множества российских средних городов.
Таблица 1.2.4. Динамика полученных доходов по городу Волжскому в 1996—2003 гг.33
Год
Планируемые поступления, млн. руб.
Фактически получено, млн. руб.
Выполнение доходной части
бюджета, %
1996
290,4
263,9
90,9
1997
579,8
377,5
65,1
1998
411,5
400,6
97,4
1999
581,1
588,6
101,3
2000
834,8
786,9
94,3
2001
862,7
792,1
91,8
2002
1270,8
1187,9
93,4
2003
1262,0
1141,3
90,4
Падение реальных доходов бюджета г. Волжского объясняется ухудшением условий хозяйствования субъектов городской экономики. Рост
33 Составлено автором на основе данных Управления финансов по городу Волжскому.
31
убытков от деятельности промышленных предприятий и увеличение объемов их взаимной задолженности и соответственно снижение результатов финансовой деятельности не только перекрывали инфляционную составляющую в бюджетных доходах, но и привели к абсолютному уменьшению размеров бюджетных поступлений, в результате чего произошел недобор фактических доходов за период с 1996 по 2003 гг. (табл. 1.2.4).
Анализируя данные, можно заметить, что только в 1999 г. реальные доходы оказались выше соответствующих показателей предыдущих лет (рис. 1.2.2), а план доходов был исполнен на 101,3%. Во всех последующих годах можно заметить негативную тенденцию уменьшения выполнения доходной части бюджета города Волжского.
Рис.1.2.2. Динамика доходов по г. Волжскому в 1996-2003гг. (млн. руб.).
На примере г. Волжского можно отметить резкое сокращение финансовой помощи в 2002 году, а в соотношении с налоговыми и неналоговыми доходами также можно отметить ее общее уменьшение на фоне незначительного роста данных видов доходов (табл. 1.2.5.).
Таблица 1.2.5. Структура доходов города Волжского в 2000-2003 гг.
Год
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Финансовая помощь из выше стоящих бюджетов
2000
735765
62610
36442
2001
736100
52700
43204
2002
1131936
57530
13993
2003
1098848
95180
65461
32
В структуре бюджета г. Волжского наиболее существенное место занимают налоговые доходы, причем в связи с изменениями в налоговом законодательстве их доля сократилась с 89,7 % в 1996г. до 87,06 % в 2003 г., что видно на рис. 1.2.3.
2000
2001
2002
2003
D Финансовая помощь из выше стоящих бюджетов В Неналоговые доходы ЕЭ Налоговые доходы
Рис. 1.2.3. Структура доходов города Волжского в 2000-2003 гг.
В отличие от общероссийской тенденции в г. Волжском наблюдается относительно положительная динамика структуры доходов муниципального образования, что наглядно видно на рис. 1.2.4.
В то же время необходимо отметить, что удельный вес местных налогов и неналоговых доходов незначителен, в результате чего город Волжский зависит от нормативов, устанавливаемых федеральными и региональными органами власти.
2000 2001 2002 2003
фоля местных налогов в общем объеме налоговых доходов]
Рис.1.2.4. Доля местных налогов в общем объеме налоговых доходов бюджета г. Волжского в 2000-2003 гг. (в %).
33
Рассмотрим еще два источника финансовых ресурсов муниципального образования: доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит, которые являются неналоговыми доходами местных бюджетов.
Основным источником их формирования является аренда недвижимого имущества. Однако доходы от этого источника имеют тенденцию к снижению и в 2002- 2003гг. по сравнению предыдущими годами упала в 1,3 -1,5 раза34.
Анализом выявлено, что основными причинами снижения доходов от аренды имущества являются, во-первых, увеличение льгот и перераспределение аренды в пользу льготируемых арендаторов. Во-вторых, в результате роста банкротства предприятий - арендаторов. С целью увеличения доходов от сдачи в аренду муниципального имущества администрацией города Волжского были проведены аукционы, но, вследствие неэффективной работы службы экономической безопасности, зачастую, право аренды на аукционных торгах получали несостоятельные арендаторы, а процедура расторжения договоров аренды по решению суда довольно длительна, что приводило к потере арендных платежей.
Следующим источником пополнения доходов бюджета могут быть доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, доля которых в формировании доходной части бюджета г. Волжского составляет незначительную величину, хотя и превышает общероссийский уровень почти в два раза (табл.1.2.6.).
Таблица 1.2.6.
Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности в 2001-2003 гг. в % к общей сумме доходов35.
2001
2002
2003
Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений муниципальных образований в целом по РФ
1,8%
2,2%
3,9%
Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений по г. Волжскому
2,2%
2,62%
6,49%
34 Данные Минфина РФ и городского положения «О бюджете г. Волжского на 2002 год»
35 Составлено автором на основе данных Минфина РФ и Управления Финансов по г. Волжскому
34
Исходя из данных табл. 1.2.6. можно заметить небольшую положительную динамику роста доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений как в целом по России, так и по г. Волжскому, однако процент этих доходов незначителен в структуре доходов местных бюджетов, и они не играют существенную роль в формирования доходной части бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16